Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 81

81-01 Бхакти Гауравани Госвами
В июне 1972 года я закончил свою службу в армии, и как раз летом Прабхупада приехал в Европу. В июле у него был запланирован приезд в Париж. Все преданные из Гамбурга, включая меня, приехали в Париж, чтобы встретиться с ним. Для многих из нас это была первая встреча с ним. Это был особенный опыт. Я описал это в своей книге «Шрила Прабхупада и его ученики в Германии». Он прилетел на самолете. Мы все собрались в аэропорту. В те дни можно было встречать его большим киртаном. Мы выстроились в два ряда, чтобы он мог пройти между нами в ВИП-зал, где была запланирована встреча с репортерами. Это было что-то вроде приветственной речи. Мы все ждали и ждали, когда он появится. В конце концов открылись двери зоны прибытия, и мы увидели Прабхупаду в первый раз. Не только я, но и многие другие преданные имели одинаковый опыт. Просто видение его оказывало огромное впечатление. Потому что он не обычный человек, он чистый преданный. Как и многие другие, я увидел, что он излучал золотое сияние, и такой же была его кожа. Он выглядел очень царственно, аристократично, и также он сиял и улыбался, когда шел между нами. Это был 1972 год. И позже я нашел подтверждение этому в Чайтанья-чаритамрите. Потому что вы можете сказать, что мы просто были вдохновленными и молодыми, и это было не сияние, а галлюцинации, а на самом деле ничего не было. Нет, на самом деле это факт. Я приведу цитату из 11 главы, где описывается, как царь Пратапарудра увидел, как преданные идут, совершая киртан. Он говорит: «Я совершенно поражен, потому что никогда не видел такого сияния. На самом деле их сияние подобно сиянию миллионов солнц. И я никогда не слышал, чтобы Имена Господа воспевали так мелодично». Прабхупада в комментарии говорит об этом: «Таковы признаки чистых преданных, когда они воспевают. Все чистые преданные сияют, как солнечный свет. Их телесный блеск излучает сильное сияние». Возможно вы слышали историю, которую Прабхупада рассказывал не один раз. Я слышал ее в лекциях и некоторых беседах. Когда он летел из Лос-Анджелеса на Гавайи, на самолете был один священник. Увидев Прабхупаду, он подошел к нему и стал говорить: «Я встречал некоторых из ваших последователей, ваших учеников. У них такие светлые лица. Почему так?» Он также был поражен. Потому что обычно материалистичные люди не сияют, а скорее наоборот. Чем больше они в невежестве и заняты удовлетворением чувств, тем все более они становятся темнее. Это феномен. И Прабхупада говорит: «Да, это результат очистительного процесса». Когда этот священник встретил преданных, подумайте, сколько к тому времени они были в сознании Кришны? Может быть один, два или три года, не больше. Таков эффект, и Прабхупада это подтвердил: «Данный процесс настолько могущественный, что даже после непродолжительного времени, если мы серьезно практикуем сознание Кришны, тогда происходит полное преображение, даже во внешнем облике человека. И другие могут ощутить это». Как царь Пратапарудра, который был поражен, увидев преданных. И священник был поражен, увидев учеников Прабхупады. И мы были поражены, увидев Прабхупаду, когда он приехал. Это не какое-то воображение. Это факт, что когда люди очищаются, тогда духовное качество души начинает сиять, и даже материальное тело излучает это сияние. Это был совершенно невероятный опыт, который до сих пор со мной. Я могу видеть этот образ Прабхупады, думая об том случае. Этот образ просто остался со мной, хотя прошло почти 50 лет.
81-02 Адишекхар дас
В Нью Маяпуре Прабхупада пригласил преданных санкиртаны из Европы к себе в комнату. Он хотел начать беседу. Прабхупада сказал:
– Спасибо вам огромное за то, что вы так масштабно распространяете мои книги.
Он сказал:
– А вы читаете их?
Бхригупати и другие преданные-лидеры сказали:
– Прабхупада, знаете, не так много, потому что у нас нет времени.
Прабхупада стал очень печальным. Очень печальным. Это был его ответ. Он не сказал, что это не хорошо или что-то подобное. Но мы могли видеть, что он расстроен. Такова была правда. Все были очень очень сильно заняты служением, но эта философия была не такой простой. В самом начале один преданный дал мне книгу «Учение Господа Чайтаньи». Я не мог понять даже первой строчки. Вы ищите одну личность, одного Бога, но встречаете так много имен. Через несколько лет я ее прочитал. Но книга «Кришна» и Бхагавад-гита были вполне понятными. Вполне понятными. Бог – Личность. Я думаю, это было важное наставление.
81-03 Гаурачандра дас
Прабхупада остановился в Париже в храме на Фонтене-о-Роз. Это был август 1972 года, если я правильно помню. Я получил первую инициацию за год до этого. Прабхупада дал мне имя Гаурачандра дас. Я помню, что в письме было написано: «Г-а-у-р-а-ч-а-н-д-р-а дас». Другой преданный, Прабхава Виграха дас, попытался открыть небольшой храм в Марселе. Мы немного занимались выездной санкиртаной оттуда. К нам приезжали преданные из Парижа. В то время Бхагаван приехал из Соединенных Штатов, чтобы быть здесь Джи-би-си. Преданные подумали, что хорошо будет, если в этот раз я получу вторую инициацию. Меня позвали в комнату Прабхупады на втором этаже. Она была великолепно украшена хорошими обоями. Я зашел и предложил свои поклоны. Прабхупада рассказал мне, как считать на пальцах и попросил повторять за ним. Он дал мне лист с мантрами. И хотя там было написано немного не так, как он произносил, но я решил произносить точно так, как он говорит. Затем он повесил на меня брахманический шнур. Я был управляющим храмом, и я не ходил на утренние прогулки, пока однажды Бхагаван не сказал:
– Гаурачандра Прабху, тебе надо пойти на утреннюю прогулку сегодня.
Я был в экстазе. Мы сели в храмовый микроавтобус – довольно новый Фольксваген. У нас был один студент из Соединенных Штатов, из Нью-Йорка. Он присоединился в Париже и решил, что на свои сбережения купит преданным микроавтобус. Я сел за Шрилой Прабхупадой, а он сел на переднем пассажирском сидении. Мы приехали в парк в Париже и вышли. Во время утренней прогулки я подумал: «Надо мне идти немного впереди Прабхупады, чтобы защищать его, если появится кто-то нехороший». Я был в настроении защитника. Прабхупада вдруг толкнул меня плечом, показывая, что я должен идти немного за ним. Он гуру, и он защитит меня. Когда я понял это, я стал идти немного позади. Он посмотрел на меня и улыбнулся. Затем он стал говорить:
– Я на самом деле присутствую в своей фотографии. Когда вы видите меня на моем фото, я на самом деле там. И также если я вам снюсь, я на самом деле там присутствую.
Я сказал:
– Джая Прабхупада!
Затем он сделал акцент. Он остановился ненадолго, снова посмотрел на меня, продолжил путь и сказал:
– Нет, когда я вам снюсь, я на самом деле там.
Я сказал, чуть сильнее акцентируя:
– Джая! Джая Прабхупада!
Он был рад. Мы немного еще прошли. Затем он взглянул на меня краем глаза и сказал:
– Ты знаешь, что такое секс?
Я подумал: «О, Боже. Я же брахмачари. А Прабхупада спрашивает меня, знаю ли я, что такое секс». Несомненно он хотел сказать мне, что это такое с ведической точки зрения. Поэтому я сказал:
– Нет, Прабхупада.
Он очень широко улыбнулся. Он знал, о чем я думаю. Он хотел объяснить, а я постарался поспособствовать этому. Он сказал:
– Секс – это когда мужчина и женщина обмениваются энергией. Не просто на физическом уровне, но на тонком уровне. Это не физический, а тонкий уровень. Этот обмен тонкой энергией между мужчиной и женщиной привлекает третью сторону в форме тонкого тела, но которому нужно материальное тело.
Прабхупада посмотрел на меня и сказал:
– Есть много брахманов, преданных и полубогов, которые хотят родиться в этом Движении.
Я подумал: «О, Боже. Правильно ли я понял то, что услышал? Прабхупада хочет, чтобы у меня был секс, а затем дети?» Мое лицо покраснело. Оно горело огнем. Прабхупада посмотрел на меня, широко улыбаясь, каким я его никогда до этого не видел. Его глаза были зеленоватыми. И он с удовольствием продолжил свою прогулку. А я пытался спрятаться, потому что чувствовал, как мое лицо краснеет. И все преданные сзади смотрели на меня. Далее Прабхупада сказал:
– Давайте пойдет сюда.
Но в тот момент я посмотрел на часы и сказал:
– Прабхупада, у нас много служения. Надо возвращаться в храм. Я управляющий храмом. Мне кажется, что надо возвращаться.
Прабхупада остановился, посмотрел на меня и на всех преданных и сказал:
– О, это управляющий храмом. Мы должны делать то, что он нам говорит.
И мы пошли назад к микроавтобусу. Позже я понял, что мы могли бы еще полчаса или час гулять, получая нектар. Я тогда не осознал свою ошибку. А Прабхупада был очень милостивым, и он был настоящим добросердечным джентльменом. Сейчас я понимаю, что он мог говорить это с небольшим сарказмом. Каждый раз, когда я думаю об этом, я корю себя за это: «Лучше бы я помолчал». Но я думал: «О, я должен совершать свое служение». Моим служением было служить Шриле Прабхупаде. И я был прямо там. Даже не верится. Но что поделать?
81-04 Гопасвами дас
Он читал лекцию на лужайке по стиху «ман мана бхава мад бхакто», связывая это с тем, что Нью Маяпур – это совершенное место для того, чтобы учиться любить Кришну. Эта лекция транскрибирована, и в ней он 83 раза говорит фразу «любить Кришну». Он не говорил о повторении кругов, о распространении книг. Он просто говорил: «Вам надо любить Кришну. В этом нет никакой сложности». 83 раза. Также Прабхупада еще сказал несколько прекрасных слов. Мы сидели вокруг него на траве. Его глаза были закрыты. Он слушал через колонки свой голос, воспевающий молитвы Брахма Самхиты, и мы слушали вместе с ним. Это было совершенно прекрасно. Весь европейский ИСККОН собрался здесь, ожидая, когда приедет Прабхупада, чтобы установить Божества Кришны Баларамы. Это были солнечные дни, и все были счастливы, потому что их герой был с ними. Мы сидели и слушали. Затем запись остановилась. Прабхупада был погружен в Брахма Самхиту и в Кришну. Затем Йогешвара Прабху прервал тишину, сказав:
– Шрила Прабхупада, у вас самый удивительный голос во всей вселенной.
Прабхупада промолчал, а все преданные возликовали:
– Джая Шрила Прабхупада!
Затем Прабхупада открыл глаза и сказал:
– Да, потому что этот голос не принадлежит этой вселенной.
Тогда преданные вновь воскликнули:
– Джая Шрила Прабхупада!
81-05 Ариштанасана дас
Я задал вопрос. Я размышлял о том, как прекратить умственные измышления, как перестать думать о множестве разных вещей. В тот момент я имел ввиду не денежные спекуляции, а умственные, потому что ум не очень чист. Поэтому я спросил Прабхупаду:
– Шрила Прабхупада, как мне прекратить спекулировать?
Прабхупада посмотрел на меня и сказал:
– Ты должен прекратить спекулировать.
Я понял, что мы должны просто прекратить. Это значит, что в какой-то момент мы должны просто сделать это, а не думать слишком много об этом. Мы часто слишком много думаем о разных вещах. Поэтому надо просто делать это, вот и все. Прабхупада сделал это очень ясным. Я много слышал таких ответов в ваших фильмах от других преданных. Поэтому в какой-то момент мы должны просто прекратить. Сделать или умереть. Просто сделать это.
81-06 Пракашатма дас
Я встретил Прабхупаду еще до настоящей встречи с ним. Я помню, как поехал в Англию и увидел там преданных на улице. Я был очарован маха-мантрой, которую я услышал по радио в песне Джорджа Харрисона «Мой Милый Господь». И я купил книгу «Легкое путешествие на другие планеты». Хотя я не читал по-английски, но был очарован картинкой на обложке. Я также запомнил имя А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Через несколько месяцев я встретил преданную в Париже, которая спросила у меня:
– Ты знаешь этого человека?
И она показала мне Прабхупаду. Я сказал:
– А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Я не знаю, почему я запомнил это имя. Затем я начал приходить в храм, и где-то через год, когда мне было шестнадцать лет, я встретил Прабхупаду. Это случилось в Женеве в Швейцарии. Я видел его, слышал его и слышал о его славе еще до встречи с ним. Как если вы видите звезду рок-н-ролла, хотя я не хочу сравнивать Прабхупаду с рок-звездой. Тем не менее, я испытывал огромное благоговение. Когда я увидел, как Прабхупада зашел в комнату, это было очень ярко, и он практически плыл. Я не говорю, что он плыл, но у меня было такое впечатление, что он практически плыл. У него была большая большая большая улыбка. Затем мы предложили ему цветы во время Гуру-пуджи. Я увидел в его глазах глубокое чувство сострадания. Потому что мы были очень молоды. Мне было шестнадцать лет, и также был еще один юноша того же возраста. То, как он смотрел на нас, тяжело передать словами. Но в его взгляде была забота, огромная забота. Он очень беспокоился о нас. На следующий день мы пошли на утреннюю прогулку в Женеве. Утром было немного прохладно, хотя было лето. На мне не было ничего, кроме курты с коротким рукавом. Я шел позади Прабхупады, думая о том, что сейчас «холодно, но я не это тело». Затем Прабхупада остановился, повернулся ко мне и сказал:
– О, тебе холодно.
Я был так удивлен тому, что он знал мои мысли, что даже не знал, как ответить. Кто-то дал мне чаддар. И снова, я почувствовал его заботу. Потому что он не только знал, но и беспокоился.
81-07 Джива деви даси
Впервые я увидела Шрилу Прабхупаду в 1975 году. Я уже была преданной в течение шести месяцев. Прабхупада приехал в Париж. Все ждали встречи со Шрилой Прабхупадой, потому что он уже был нашим другом. Мы как сумасшедшие служили ему. Я уже очень любила Прабхупаду, подобно Рукмини в книге «Кришна», которая никогда не видела Кришну. Но это передавалось через служение и через других преданных. Это было здорово. В 1975 году мне был 21 год. С верхнего этажа здания я кидала цветы, как женщины Матхуры в книге «Кришна». Затем я спустилась вниз, и как только Прабхупада зашел в храмовую комнату, большинство людей стали плакать, и я тоже. Это сильно наполняло чувства. Я подумала: «Вкус благовоний стоит прямо в горле». Но на самом деле это все была личность Прабхупады, это была его любовь, это был он сам. Он принес с собой всю Индию, всю Святую Дхаму. Затем провели арати. И я практически плавала в волнах блаженства.
81-08 Махариши дас
Когда Прабхупада прибыл в Америку, было очень особенное время. Я думал об этом. В 1962 году могла случиться мировая война. Были проблемы с ракетами на Кубе. Но Прабхупада прибыл в 1965 году, когда все было мирно, точно в нужный момент. Потому что если бы это случилось, Прабхупада не смог бы приехать. Все было уже спланировано Бхактисиддхантой, Бхактивинодой, Чайтаньей Махапрабху. Бхактивинода сказал: «Наступит день, когда придет личность и распространит сознание Кришны, высшую истину, которую только можно найти в мире – через сознание Кришны, или бхакти-йогу». И это был Шрила Прабхупада. Он сделал это. У моей мамы было только два сына, и оба они стали вайшнавами, прожив пять лет в Америке и давая о себе знать только раз в полгода. Мы уехали с длинными волосами и бородой, а вернулись бритые с шикхами. Мама была в шоке: «Что здесь происходит?» Через какое-то время она к этому привыкла. Спустя годы, когда она уже знала преданных, я дал маме Прабхупада Лиламриту, и она читала ее. Я дал ей маленькую книгу, потому что она не могла бы прочитать большую. Так что, она читала Прабхупада Лиламриту. Однажды я пришел к ней и она сказала: «Я прочитала твою книгу. Она очень хорошая. И я теперь вижу, что этот человек в книге – это святой. Это настоящий святой. Он отличается от других. Ему было семьдесят лет, он сел на этот корабль, у него был сердечный приступ, у него не было никаких денег. Кто еще так делает? Мне сейчас семьдесят лет, и я даже не могу выехать из своего места в Нормандии. Я хочу быть в комфорте, потому что очень боюсь, будучи пожилой женщиной. А он сделал это. Я никогда не видела, чтобы кто-то в христианских история так поступал, хотя у нас много святых во Франции». Мы всегда очень очень сердечно благодарны Прабхупаде.
81-09 Индрия Дамана дас
Он получил даршан Божеств и предложил свои поклоны, дандаваты. Затем он сел на знаменитую вьясасану. Она знаменита, потому что есть известная фотография Прабхупады на ней со сложенными ладонями. Прабхупада начал петь Джая Радха Мадхава. Это было настолько могущественно, что многие преданные заплакали. Я почувствовал, что принадлежу к тому месту, откуда пришел этот звук – Вриндаван, и он очень очень далеко. Но я принадлежу этому месту. Я почувствовал сильные эмоции. Затем Шрила Прабхупада дал небольшую речь. Я сидел справа от него и очень близко – в первом или втором ряду. В то время я был новым преданным, и меня очень впечатлили лекции Бхагавана по Шримад Бхагаватам. Я подумал: «Прабхупада говорит так просто – мы не это тело, человеческая жизнь предназначена для того, чтобы осознать Кришну, для самоосознания». И я подумал: «Бхагаван читает более развернутые лекции». В этот момент Прабхупада посмотрел мне прямо в глаза. Он повернулся ко мне и своими широко раскрытыми глазами очень могущественно он посмотрел мне прямо в глаза. Я посмотрел ему в глаза и почувствовал огромное могущество. На самом деле я даже почувствовал, что он обладает силой спалить всю вселенную дотла, силой Господа Шивы. Как если отец предупреждает своего сына: «Не делай так, не думай так». Это было очень могущественно.
81-10 Рама дас
Первый раз, когда я встретил Прабхупаду, я вез его из парижского аэропорта в храм. Преданные сказали Шриле Прабхупаде, что я был в Индии до того, как присоединился к ИСККОН. Я объяснил Прабхупаде, что общался с садху, бабой, которого звали Рам Шанкар дас. Он был йоги-раджем из Айодхьи. Я рассказал обо всем этом Прабхупаде. Он был великим тапасви. Я был с этим садху, и он мог исчезнуть, а затем появиться. Он был очень могущественным. И все другие садху говорили: «Ооо». Я рассказал об этом Прабхупаде, а Прабхупада ответил:
– Очень хорошо, очень хорошо.
Затем я рассказал, что этот садху из Индии попросил меня повторять Сита Рам и поклоняться Хануману. Прабхупада сказал:
– Очень хорошо, очень хорошо.
Все это было в машине. Затем я также сказал Прабхупаде:
– Но эти садху курили ганджу, марихуану. Они курили ганджу.
Прабхупада сказал:
– О, это не очень хорошо, это не очень хорошо.
Я помню, как он сказал мне: «Это не очень хорошо».
81-11 Бхакти Гауравани Госвами
Один преданный спросил:
– О чем я должен думать, когда повторяю?
Это был один из самых первых преданных, Шивананда. К тому времени он уже был около двух лет в Движении, то есть молодой преданный. Итак, он естественным образом спросил:
– Прабхупада, когда я повторяю, о чем я должен думать?
Он имел ввиду игры Кришны или что-то подобное. Прабхупада сказал:
– Просто слушай, просто слушай звук.
И даже это не так легко – не думать о множестве вещей. Из своего опыта могу сказать, что мы должны попытаться найти место, где мы не будем отвлекаться. Это еще одна проблема. Иногда преданные не особо заботятся об этом. Я часто привожу следующий пример. В Мадриде, столице Испании, есть улица, которая вся усыпана магазинами. Итак, вы идете в джапой и смотрите по сторонам на все витрины. Затем вы останавливаетесь у магазина с телефонами и повторяете пару кругов, изучая различные новые телефоны, и думаете о том, какой мне купить в следующий раз. Такая джапа не годится. Не надо ни на что отвлекаться. Попытайтесь сказать себе: «Сейчас я просто сконцентрируюсь на Святом имени». И если вы делаете это правильно и избегаете оскорблений, тогда будет результат. Иначе мы можем так повторять не пятьдесят, а пятьсот лет, но результат будет очень очень незначительным. И не удивляйтесь. Иногда люди думают: «Я повторяю уже так давно, но не чувствую экстаза». Но как вы повторяете? В этом вопрос.
81-12 Адишекхар дас
Один преданный спросил Прабхупаду:
– Но Прабхупада, я читал в Шримад Бхагаватам, что есть планета, на которой живут настолько большие орлы, что они питаются слонами.
Прабхупада повернулся к нему, постучал ему пальцем по животу и сказал:
– Ты только вышел из чрева своей матери. Что ты знаешь? Пу-пу-пу-пу. На такие вопросы отвечает пример с Индийским океаном, или Аравийским морем. Это несомненно могущественное создание Кришны.
Он сказал:
– Вы знаете, что этот огромный океан может легко проглотить Бомбей. Но почему он этого не делает?
– Почему, Прабхупада?
Прабхупада сказал:
– Потому что Кришна говорит: «Мой дорогой Аравийский океан, остановись здесь».
81-13 Джива деви даси
В 1976 году, когда я уже в течение шести месяцев жила в Бхактиведанта Мэноре, приехал Шрила Прабхупада. До того дня, когда он приехал, в стране была засуха. Было очень сухо и очень жарко, и совсем не было дождей. Но как только Шрила Прабхупада прибыл в аэропорт, пошел сильный дождь. Затем кто-то мне объяснил, что это Движение Санкиртаны. Когда вы повторяете Святое имя, то приходят дожди и все благоприятное.
81-14 Бхакти Гауравани Госвами
Позже он приехал в 1974 году. Моим служением было переводить его книги на немецкий. Когда его водили по храму, он зашел в нашу комнату, где мы занимались переводом. Ему объяснили, что это отдел переводчиков. Он спросил:
– Над чем вы сейчас работаете?
На сколько я помню, мы работали над «Учением Господа Чайтаньи». Мы получили из типографии пробные оттиски. Прабхупада попросил меня:
– Читай.
Я стал читать на немецком. А он просто смотрел там, слушал и улыбался. Он не понимал ни слова, но ему по-настоящему нравилось слушать одну из своих книг на другом языке, которая как раз была готова. Поэтому он был по-настоящему очень счастлив видеть это. Далее мы можем увидеть, насколько Прабхупада был заинтересован в издании своих книг. Через два года я с одним преданным поехал в Лондон, чтобы увидеться с ним и обсудить некоторые административные вопросы. Мы хотели изменить местоположение храма, который он уже посещал, потому что храм находился за пределами города, и не многие люди туда приходили. Наша идея заключалась в том, чтобы перенести храм в город. Мы зашли в его комнату, чтобы представить ему эту идею. Но еще до того, как мы начали что-то представлять, Прабхупада первым делом спросил меня:
– Что ты сейчас переводишь?
Хотя я его и видел, но у нас не было никакого личного общения в течение двух лет. Тем не менее, он все еще помнил меня, и это то, о чем он думал. Тогда я переводил Третью Песнь Шримад Бхагаватам. Я мог ему ответить. Но было совершенно ясно, что его волновало то, как его книги переводятся и издаются на других языках.
81-15 Пракашатма дас
Однажды я читал Чайтанья-чаритамриту, которая была только издана. Прабхупада настаивал на том, чтобы все, что он переводил, публиковалось в очень короткий срок, потому что Би-би-ти отставали. Итак, они напечатали эти книги по-моему в 1975 году. Я читал все тома Чайтанья-чаритамриты по очереди, и в одном комментарии Шрила Прабхупада говорит: «Даже если вы, как преданный, думаете, что внутри этой организации, внутри ИСККОН, нет очень продвинутых преданных, вы тем не менее можете обратиться непосредственно к духовному учителю». Я прочитал повторно и выписал эту цитату. Сейчас я не помню точного номера стиха, но по-моему это из Мадхья-лилы. Я сказал одному из своих индийских духовных братьев об этом. Он не поверил мне. Он сказал:
– Нет, как такое может быть? Нет, как Прабхупада мог сказать, что здесь нет продвинутых преданных?
Я сказал:
– Прабхупада не говорил, что здесь нет продвинутых преданных. Он сказал: «Даже если вы думаете так и у вас нет общения с преданными, вы можете пойти непосредственно к духовному учителю и общаться с ним».
Прабхупада каждый вечер давал даршаны. Я задал этот вопрос, и Прабхупада все подтвердил: «Да, это верно. Так и есть». Я не помню точно его слов. Но он дал мне понять, что то, что написано в его книгах и то, что он говорит – это одно. Нет противоречия между тем, что он говорит, и тем, что он записал. Наставления гуру в книгах – это трансцендентные вибрации. Прабхупада начитывал все на диктофон, поэтому на самом деле это слова, которые он говорил. И мы можем слышать эти слова. Они убедили очень многих людей уже позже. Тем, кто никогда не встречал его лично, он вошел в сердце через свои книги. Прабхупада проявил себе через эти книги. Он также говорил об этом: «Я всегда присутствую в своих книгах». Эта история из Бомбея, но теперь мы вернемся на несколько лет раньше в Швейцарию. Я помню, как однажды он встречался с одним джентльменом в Швейцарии. Мы останавливались в его доме на ночь. Он пришел встретиться с Прабхупадой. Мы сидели в маленькой комнате. Нас было всего несколько человек. Прабхупада сказал ему:
– У вас есть какие-то вопросы?
По какой-то причине этот человек замер, и у него не было никаких вопросов. Прабхупада сказал:
– Хорошо, принесите фисгармонию.
Он стал петь, по-моему, «Гауранга болите хабе». К сожалению, я не помню, какой именно бхаджан. Он стал прекрасно петь, а преданные подыгрывали ему на мриданге и караталах. Спев песню, Прабхупада посмотрел на этого джентльмена и сказал:
– Вы преданный.
Я не знаю, почему Прабхупада это сказал. Потому что мы больше никогда не встречали этого человека. После он совершенно исчез. Но он чувствовал его сердце. Мы спросили его позже:
– Почему вы не задали никакой вопрос Прабхупаде?
Он сказал:
– Я был так впечатлен его присутствием, что я просто замер и не мог ничего сказать.
Так что я был не единственным, у кого была такая реакция. Многие люди в присутствии Прабхупады просто замирали. И также все вопросы, которые могли быть у вас в голове, исчезали. Уходили все сомнения. Все становилось очень ясно. У меня был опыт, когда Прабхупада говорил со знаменитыми людьми. Например, также в Женеве, был один ученый санскритолог. Он написал что-то о Кришне. Он встретился со Шрилой Прабхупадой. Преданные привезли его в адвокатский дом в Женеве. Этот человек сказал:
– Свамиджи, мне потребовалось шестнадцать лет, чтобы написать эту книгу о Кришне.
Прабхупада посмотрел на книгу, которая была на французском, и сказал:
– Да, и все же вы допустили в ней так много ошибок.
В Париже Прабхупада также демонстрировал это. Его настроение полностью менялось. Когда человек не был благосклонен и был настроен вести спор, отношение Прабхупады сильно менялось. Но если Прабхупада чувствовал, что человек хорошо относится, то он становился очень расслабленным. Он невероятным образом мог вести себя с людьми, зная их сердце и отвечая на их вопросы, не говоря даже ни слова. Также в Бомбее на даршане он рассказывал историю о Врикасуре. Хотя мы уже много раз об этом читали и слушали, когда Прабхупада рассказывал, он делал это с наслаждением. С большой большой улыбкой на лице он говорил:
– Этот глупый негодяй дотронулся рукой до головы, и его голова взорвалась.
Прабхупада смеялся и наслаждался этим. Для нас было удивительно слышать это как в первый раз. Потому что для Прабхупады это была по-настоящему новая история, это не было похоже на то, что он уже слышал много раз. В другой раз также в Бомбее был день явления или ухода Шрилы Бхактисиддханты. Прабхупада сел на пол, а картину своего Гурудева он поставил на вьясасану. Он дал удивительную речь и в конце он сказал:
– Мой Гуру Махарадж спас меня.
И он заплакал. Я был очень впечатлен, потому что у него была очень сильная преданность своему духовному учителю. Очень часто он говорил: «Моя единственная квалификация – это следование приказу моего духовного учителя». Он говорил: «Я приехал сюда на запад по приказу моего духовного учителя». Много раз он говорил: «Так много людей присоединилось. Это благодаря проповеди Шрилы Бхактисиддханты». Иногда какой-то преданный прославлял его, говоря: «Джая Прабхупада». Прабхупада поворачивался и говорил: «Да! Джая Прабхупада!» Потому что он всегда помнил своего Гурудева. Прошло более сорока лет с тех пор, как он ушел, и каким-то образом он покорил наше сердце. Он каким-то образом все еще там. Я, может быть, не являюсь хорошим учеником, но каким-то образом он пленил мое сердце, и он всегда присутствует. Как говорил Шрила Бхактивинода Тхакур: «Вайшнав никогда не умирает». Когда я приезжаю во Вриндаван, я прихожу в храм Радхи Дамодары в его комнату, потому что он сказал, что всегда живет там. Или когда я иду в самадхи в Кришна Баларама Мандире, я по-настоящему чувствую его присутствие. Я говорю с ним и слышу, как он говорит со мной. Может быть это просто мой ум. Но мой ум поймал его голос, и я слышу ясно, как он говорит. Иногда это исполнено огромного смысла. Однажды, где-то пару лет назад, я стоял перед самадхи в Кришна Баларама Мандире и молился в уме Прабхупаде, практически скорбя. Потому что я говорил: «Как бы я хотел встретить шуддха-бхакту, подобного вам. Как бы я хотел, чтобы это случилось вновь». И я услышал, как в моем уме он ответил мне. Конечно, это очень личное, и это может быть просто мой ум, но я слышал это очень ясно. Это то, что он легко мог бы сказать. Он сказал: «Ты стань этим шуддха-вайшнавом!» Потому что в этом заключался его идеал: «Почему ты кого-то ищешь? Ты стань идеальным!» Он дал нам все, чтобы мы могли стать чистыми вайшнавами, чистыми преданными Кришны. И он был совершенным примером этого. Кришна всегда присутствовал в его уме и все, что он делал, было наставлением, даже если он просто шутил. Потому что у него было чувство юмора. И все человеческие качества, которые мы только можем вообразить, он имел – смирение, мягкость, остроумие – так много качеств, о которых мы только можем подумать. Мое соприкосновение со Шрилой Прабхупадой сильно изменило мою жизнь, и до сих пор я чувствую эту связь. Если я хорошо повторяю свою Гуру-гаятри, я могу видеть его, я могу ощущать его присутствие. Также когда я погружен в Гуру-пуджу, я чувствую то же самое. Когда я читаю на бумаге его наставления или слушаю, как кто-то говорит о нем, он присутствует там. Я понимаю идею христиан, когда они говорят: «Иисус пошлет вам Святой дух». То есть Иисус присутствует даже тогда, когда два или три человека говорят о нем. Он находится прямо перед ними. В этом заключается принцип гуру. Прабхупада – это личность. И также гуру – это принцип. Прабхупада может проявиться через других вайшнавов. В этом заключается вся прелесть. В Шримад Бхагаватам есть история авадхуты, который встретился с Яду. Он рассказал ему о том, как встречал 24 гуру в природе – птицы, проститутка, слоны и так далее. Я не помню всех 24, но дается большое перечисление. И он объясняет, почему. Конечно же, гуру может проявиться в природе, но несомненно он проявляется в других вайшнавах и садху, тех, кто сосредоточен на садхане. Прабхупада может проявиться и говорить через них и воодушевлять нас. И я надеюсь, он может говорить через нас.
81-16 Адишекхар дас
Прабхупада сказал:
– Вы видите солнце? Кришна говорит: «Я свет солнца». Разве вы не можете видеть солнце? В чем тогда проблема?
Все воскликнули:
– Джая Прабхупада!
Подобно тому, как черные вороны взлетают и уносятся. Прабхупада сказал:
– Когда вы пьете воду… Вы никогда не пьете воду? Да. Кришна говорит, что этот прекрасный вкус в воде – это Я. Разве сложно видеть Кришну?
Все также одновременно воскликнули:
– Нет, Шрила Прабхупада!
Затем он прочитал лекцию. Она записана. После лекции он спросил:
– Есть ли вопросы?
Я поднял свою руку и спросил Прабхупаду:
– Шрила Прабхупада…
Мне приходилось кричать. Это была не близкая беседа. Там присутствовало около 300 преданных. Я сказал:
– Когда я умру, то скорее всего не буду чистым преданным. Когда я вновь рожусь, встречу ли я вас снова? Вы мой духовный учитель. Встречу ли я вас?
Прабхупада некоторое время молчал, смотря вниз. Затем он сказал:
– Вам не следует волноваться. Все уже устроено. Каждый день вы поете: «Джанме джанме прабху сеи».
Всех этот вопрос волновал. Всех это волновало.
81-17 Гопасвами дас
Следующая встреча состоялась в 1974 году. Я отправился во Вриндаван, чтобы встретиться с преданными, с сознанием Кришны, и чтобы увидеть Прабхупаду. В тот момент я еще не присоединился. Там практически никого не было. Я помню Брахмананду и Ямуну. Я остался там где-то на две недели. Прабхупада был там. Было очень мирное время, трансцендентное. Мне дали задание забирать остатки пищи Шрилы Прабхупады после того, как он почтит прасад. Я сидел снаружи на веранде. Прабхупада сидел снаружи на своей постели вместе с Акинчаной Кришна дасом Бабаджи Махараджем. Они беседовали и смеялись вместе. Я был там каждый день. Я доедал остатки прасада Шрилы Прабхупады, мыл его тарелку и его ведро для омовения. Прабхупада позвал меня и спросил:
– Что ты делаешь?
Он сказал мне:
– Тебе надо закончить свое обучение.
Я обучался аллопатической медицине. Он сказал:
– Ты должен закончить это обучение и заботиться о преданных.
Так что, его заботили эти практические вопросы. Затем он читал лекцию о том, как бхакти-веданты дали свою милость маленькому мальчику Нараде Муни. Он объяснял, что во время сезона дождей служением мудрецов является давать свою милость. Нараде Муни нужно было просто выполнять смиренное служение, доедать остатки их пищи, мыть за ними и слушать их. Он сказал:
– Так же, как это молодой французский юноша. Он получил мою милость.
Я чувствую, что все мы, конечно же, получили милость Шрилы Прабхупады тем или иным образом. У многих, конечно, нет квалификации быть преданными. Но Прабхупада также говорил, что он создал наше благочестие и нашу квалификацию. Поэтому в моем случае это был очень конкретный способ явиться примером того факта, что Шрила Прабхупада сделал нас стремящимися преданными, дав нам свою милость.
81-18 Бхакти Гауравани Госвами
Мы пригласили несколько профессоров теологии из франкфуртского университета на встречу с Прабхупадой. Они пришли. Это были профессора, ученые люди, по-моему католические теологи. Шрила Прабхупада сразу стал им проповедовать самые основы – ахам брахма ‘сми – вы не это тело, вы душа, и так далее. Они слушали какое-то время. Затем в какой-то момент один из профессоров сказал:
– Свами, можем ли мы поговорить о каких-то более высоких духовных принципах?
Прабхупада сказал:
– Пока вы не поймете основы, в чем смысл говорить о чем-то высшем?
Он не волновался о том, чтобы сделать беседу приятной или произвести впечатление на них. Он просто говорил им прямо: «Несомненно вы даже не понимаете то, что я вам объясняю. Вы находитесь в телесной концепции жизни. Есть разница между телом и душой. И вы хотите говорить о каких-то высших духовных принципах». Мне кажется, что это важное наставление для всех нас, вообще для всех. Иногда преданные начинают читать какие-то вещи, которые находятся выше их уровня понимания. Для начала надо понять основы. Когда вы поймете основы, вы можете перейти на следующий уровень. А не так, как обучающийся математике, который только узнал, что дважды два – это четыре, и теперь хочет понять алгебру или другие высшие математические принципы. Нет, сначала надо изучить основы, и затем естественным образом вы перейдете на следующий уровень. Поэтому он мог быть достаточно строг в таких вещах.
81-19 Ариштасана дас
Начиналось все в самом Париже с Хари Виласом и Лочананандой. Первый храм на самом деле находился в квартире Лочанананды. Затем преданные переехали на Фонтене-о-Роз. Это уже был южный пригород Парижа. Прабхупаде не очень нравилась эта ситуация, потому что храм находился не в центре Парижа. Он попросил преданных найти место в центре Парижа. Тогда приехал Бхагаван вместе с Индрадьюмной Свами. Прабхупада попросил их приехать, чтобы проповедовать во Франции. Они нашли это место, которое было не только в центре, но в очень шикарном аристократическом районе на Фош Авеню рядом с Триумфальной Аркой. Там жили все цари и принцы Монако. Все соседи были аристократами. Это было первоклассное место. Прабхупада приехал туда в 1973 году, когда он установил Радху Париж-ишвару. Меня там не было, поэтому может быть другие преданные расскажут вам об этом событии. Затем он приезжал в Париж в 1974, 1975 и 1976 годах. В 1974 году Прабхупада приехал, посмотрел на новую землю и они внесли первый депозит владельцу, который тоже был там. У нас уже был прекрасный храм Радхи Париж-ишвары. Прабхупада установил Радху Париж-ишвару в Париже, прямо в центре. Теперь Прабхупада хотел ферму, но он хотел, чтобы ферма находилась не очень далеко, может быть в 100 километрах от Парижа. Наша ферма на самом деле находится в 300 километрах. Тем не менее он приехал и внес депозит. Он увидел это место, и, так или иначе, оно подходило для преданных. Он сказал: «Преданные будут здесь очень счастливы». Позже подтвердили, что Прабхупада считал это местом очень далеким, и здесь можно просто повторять Харе Кришна и жить счастливо. Это прекрасно. Мы уже имели место внутри Парижа. Так что, было сотрудничество – центр в городе и центр на ферме. Во многих местах он писал и также говорил, путешествуя по всему миру: «Мне очень нравится Нью Маяпур, это очень отдаленное место, очень спокойное». На самом деле Прабхупада говорил: «Нам не нужен большой дворец». Мы можем жить под любым деревом. И каждый вечер он сидел под разными деревьями в Нью Маяпуре, читал лекции и отвечал на вопросы, обучая нас. Но мы взяли этот большой замок для наших гостей. Иногда им может быть не комфортно, если мы будем жить просто под деревом. Он говорил так. У нас есть знаменитые лекции по Бхагавад-гите и также беседы, где Прабхупада говорит: «В чем сложность?» И также он говорит: «Нам надо просто думать о Кришне – ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. В чем сложность?» В 1976 году Прабхупада установил Кришну и Балараму и сказал: «Теперь, когда установлены Кришна и Баларама, это Вайкунтха».
81-20 Адишекхар дас
Прабхупада поднимался по лестнице, испытывая большую боль. Он шел медленно, а все преданные шли за ним. Он повернулся и сказал:
– Не думайте, что этого не случиться с вами.
Теперь я осознаю это. Прабхупада говорил нам, когда мы были молодыми:
– Работайте сейчас. Самадхи потом.
81-21 Бхакти Гауравани Госвами
Была одна женщина, которая также являлась какой-то духовной личностью или философом. Она придерживалась типичной христианской идеи: «Если вы верите в Иисуса, тогда вы освобождены». Не смотря ни на что, по сути. Таково было ее послание. А Прабхупада говорил:
– Нет, важно то, как вы действуете. Если вы ведете себя правильно, тогда будут какие-то хорошие результаты. Но если вы действуете греховно, тогда как вы можете стать освобожденным?
Но она настаивала:
– Нет, нет, нет. Все освободятся.
Когда она ушла, Прабхупада сказал:
– Что за глупая философия.
Он не сдвигался со своей точки зрения. Он решительно указывал на то, что в этом нет смысла.
81-22 Рама дас
Я был в Калькутте. Это был тот же год. Бхавананда Махарадж, который был слугой Прабхупады, сказал мне:
– Рама дас, ты можешь сидеть здесь, у входа в комнату Прабхупады. Смотри, чтобы никакие индийские гости не заходили прямо в комнату Шрилы Прабхупады, не записываясь на встречу. Потому что Прабхупаду беспокоят люди, которые приходят и говорят: «О, Свамиджи, как вы?»
Я сел там и стал повторять мантру. Я не собирался входить. Прабхупада сидел в комнате и принимал прасад. Затем Бхавананда пошел на кухню, наверное, чтобы принести еще чапати, а Прабхупада остался один в комнате. Вдруг я услышал колокольчик. У Прабхупады был колокольчик, чтобы звать слуг. Итак, я услышал колокольчик, и я подумал: «О, что мне делать? Он один в комнате, и он звонит в колокольчик». Я тотчас же вошел в комнату. Я предложил свои поклоны. Шрила Прабхупада сидел с поднятой рукой, а на его пальцах было китри – рис и дал. Он посмотрел на меня и сказал:
– Пожалуйста, отведи меня в санузел.
Я сказал:
– Да, Шрила Прабхупада.
Я обошел его сзади, помог ему встать, обхватив его и держа за руку. Мы дошли до санузла, который находился рядом, в нескольких метрах. Я отпустил его. Он помыл руку и захотел помочиться. Он зашел в уборную, а затем повернулся ко мне и сказал:
– Иди обратно в комнату и посмотри, чтобы они не забрали мою тарелку, потому что я еще не закончил принимать прасад.
Я сказал:
– Да, Шрила Прабхупада.
Я убедился, что у него все хорошо. Я вернулся в комнату, и в это время Бхавананда также вернулся в комнату из кухни. Он сказал мне:
– Что ты делаешь в комнате Прабхупады?
Я сказал:
– Нет, Махарадж, я услышал колокольчик, и позволил себе войти в комнату. А он попросил меня помочь ему дойти до санузла.
Тогда он сказал:
– Хорошо, хорошо. Можешь выходить. Я слуга Прабхупады, я обо всем позабочусь.
Но теперь у меня есть светлый момент в моей жизни. Я дотронулся до тела Шрилы Прабхупады своими руками. И я шел с ним в течение нескольких секунд. Но это полностью изменило мою жизнь. Он спас меня от этого ужасного материального мира. Просто в течение этих нескольких секунд я был в другом мире. Просто благодаря тому, что я коснулся Шрилы Прабхупады и шел с ним, он переместил меня в другой мир. Затем я сел снаружи, потрясенный. Позже я вернулся в Париж и работал там с Хари Виласом в «Духовном небе». Я рассказал эту историю Хари Виласу. Хари Вилас Прабху посмотрел на меня и сказал:
– Рама дас, ты стал местом паломничества.
Но я до сих пор чувствую это прикосновение к Прабхупаде. Это вечно. У меня было соприкосновение с вечностью, с любовью, с любовью к Богу. Это было невероятно.
81-23 Гопасвами дас
Когда Шрила Прабхупада приехал сюда в 1976 году, чтобы установить Шри Шри Кришну и Балараму, на это событие здесь собрались преданные со всей Европы. Была прекрасная погода, прекрасная трансцендентная атмосфера, мы встретили нашего трансцендентного героя, духовного учителя и спасителя. Состоялась инициация. Утром было установление Божеств. Сотни преданных сидели на траве рядом с комнатами Шрилы Прабхупады, готовые к началу инициации. Прабхупада стоял у окна. Я сидел на лужайке, а он стоял у окна с первым президентом храма Нью Маяпур, Вишвамбхаром Прабху. Он рассказал мне, что Прабхупада смотрел вниз на преданных и со слезами, текущими из его глаз, он сказал:
– Когда я вижу всех этих молодых юношей и девушек, которые приняли прибежище в этом Нью Маяпуре, это делает меня очень очень счастливым. Это моя победа.
Он испытывал эмоции.
81-24 Индрия Дамана дас
Утренняя прогулка. Рядом с храмом был парк с озером. Нас было около десяти или двенадцати преданных, не очень много. В пруду плавали два лебедя. Находясь в небольшой группе со Шрилой Прабхупадой, меня отвлекали лебеди, и я наблюдал за ними. Когда я повернулся к преданным и Прабхупаде, Прабхупада сказал что-то, чтобы поправить меня. Я не помню точно его слов, но что-то вроде: «Мы можем даже находиться лично в присутствии духовного учителя, и при этом отвлекаться». Это было сказано для меня. Но это не смутило меня. Он сказал это очень мягко и очень добро. Это не привело меня в замешательство. Поэтому в первый день он поправил меня своим строгим взглядом, а на следующий день он сделал это мягко.
81-25 Гопасвами дас
Прабхупада сказал кое-что довольно значительное о Кришне и Балараме в Нью Маяпуре. Это было через несколько месяцев в Хайдарабаде, в ноябре, после установление Божеств в августе. Он сказал в беседе, которая записана: «Конечно же, без духовной силы невозможно прогрессировать и достичь самоосознания. Настоящая сила приходит о Баларамы». Затем он добавил: «Поэтому теперь в Европе в Нью Маяпуре у нас есть Баларама. У нас есть Кришна Баларама. И все преданные в Европе могут черпать силы от Этого Баларамы». Так или иначе, сейчас Нью Маяпур – это единственный существующий храм, который был лично основан Шрилой Прабхупадой. Он дает свои авторитетные и ясные наставления, несущие милость, если не сказать больше, всем преданным в Европе, очень непростом континенте. У нас были трудности в Америке, связанные с нашей собственной квалификацией, небольшие трудности. Но в Европе очень непросто проповедовать, и в особенности во Франции. Он привел сюда Кришну и Балараму, сказав, что все европейские преданные могут черпать духовную силу для себя и для своей проповеди от Этого Баларамы. По крайней мере это была одна из причин, по которой он установил Кришну и Балараму в Нью Маяпуре.
81-26 Махариши дас
Больше всего меня впечатлила в Прабхупаде его личная харизма. С одной стороны она странная, но очень сильная, очень могущественная, очень привлекательная. Также можно почувствовать это, читая его книги. Так как у меня не было близкого общения, я не могу сказать: «Он очень любящий, очень веселый» и так далее. Поэтому я говорю следующее. Это учитель. Он директор. Он генерал. Он генерал армии Кришны, пришедший спасти бедные падшие души в этом мире. Он очень могущественный. За ним Кришна. За ним стоят Радха и Кришна. У него целая армия. Он приходит вместе с силой всего духовного мира за своей спиной.
81-27 Ариштасана дас
У Прабхупады есть выдающееся качество, которое не может поменяться, но может только увеличиваться. Это его привязанность, и также любовь. Любовь и привязанность. Его любовь и привязанность невероятные. Это коренные качества для всего остального. Конечно же, я ничего не знаю. Что я могу знать о Шриле Прабхупаде и его качествах? Я ничего не знаю. Но так или иначе, по его милости мы можем немного почувствовать вкус этих качеств, и в особенности любовь и привязанность по отношению ко всему. В первую очередь по отношению к Господу, Радхе Париж-ишваре. Есть знаменитая фотография, где Прабхупада смотрит на Кришну, Париж-ишвару. Когда Прабхупада увидел эту фотографию, он прокомментировал: «О, Кришна смотрит на меня, а я смотрю на Кришну». Мы можем понять, что это означает сильную любовь и привязанность. Кришна смотрел на Прабхупаду, а Прабхупада смотрел на Кришну. И также его огромная любовь и привязанность ко всем преданным.
81-28 Сварупананда дас
Насколько я помню качества Шрилы Прабхупады, меня больше всего привлекло его огромное смирение. После того, как мы встретили его в аэропорту, он приехал в храм в Париже. Он получил даршан мурти. Я видел, как он предлагал свои поклоны мурти. Он делал это с огромным смирением. Хотя сам он был великой личностью, знаменитостью, окруженной преданными, тем не менее, перед Кришной он был очень маленьким, очень смиренным. И это мне очень понравилось и очень меня впечатлило.
81-29 Рама дас
Больше всего меня привлекли в Прабхупаде его слова: «Воспевайте и будьте счастливы». Я всегда пытался быть счастливым на телесной платформе. Но Кришна говорит: «Нет, нет, это не то счастье, которое Я хочу, чтобы ты получил от Прабхупады. Я хочу, чтобы ты получил от Прабхупады счастье бхакти, чистую любовь». Прабхупада обладал чистой любовью к Богу, это несомненно.
81-30 Гопасвами дас
Я помню, что когда он гулял и говорил со своей новой вьясасаны, он говорил много о Кришне. И когда он произносил слово «Кришна», как мы знаем, в соответствии со стихом нама чинтамани кришна, там присутствовал Кришна во всей полноте. Когда трансцендентная звуковая вибрация Его имени произносится преданным, там присутствует Кришна во всей полноте. Я мог физически это ощутить. Когда он произносил «Кришна», так как он в полной степени имел Кришну в своем сердце благодаря своей полной преданности Господу, когда он произносил слово «Кришна», в этом присутствовал Кришна во всей полноте. Это было настолько глубоко, что наделяло меня огромной верой: «Вот это да, Кришна здесь, по-настоящему. Он синий мальчик. Он Абсолютная Истина. Кришна – это Верховный Господь. Да, я верю в это». Он сходил с уст Шрилы Прабхупады. Он Сам сходил. Это было очень мощное видение, которое по-настоящему поразило меня. Звуковая вибрация имени Кришны, исходящая из сердца и из уст Шрилы Прабхупады, во всей полноте проявляла Кришну. Это было очень сильно, совершенно прекрасно, очень убедительно, великолепно.
81-31 Пракашатма дас
Из всех многих качеств, которыми обладал Прабхупада, есть его чувство сострадания. Я ощущал, что он по-настоящему заботится о своих учениках. Как он говорил, он только два раза приезжал в Джаганнатха Пури – в юности, когда ему было 20 лет, и когда он открывал свой последний проект в Бхуванешваре. В тот раз он поехал в Джаганнатха Пури. Но он отказался заходить в храм, потому что он сказал:
– Вы не позволяете заходить моим ученикам. Поэтому я не пойду.
Я никогда не видел никого, настолько преданного и настолько сострадательного. Даже до сих пор молодые индийцы знают о британском правлении, когда британцы обходились с ними очень жестоко и высокомерно: «Вы просто кучка дикарей, а мы научим вас тому, что такое цивилизация». Прабхупада также прошел через такое образование в колледже. И конечно же, в раннем возрасте поначалу он был последователем Ганди, пока не встретил своего Гурудева, который сказал ему: «Это ничего не поменяет. Вы можете добиться независимости Индии, но все равно будет хаос». Когда случилось разделение Индии и Пакистана, Прабхупада был удивлен и сказал: «Да, мой Гуру Махарадж предсказывал это». Так или иначе, у него было огромное чувство сострадания даже к тем, кто эксплуатировал Индию, к тем млеччхам, которые приезжали и действовали очень надменно. Это очень редкое качество. Многие из его духовных братьев не обладают им. Они думали: «Я брахман. Я хочу защищать свою чистоту. Я не хочу оскверняться». Но Прабхупада отправился на запад, в далекую Америку, где была вероятность соприкосновения с людьми не из высших или средних классов. Напротив, он жил в Нижнем Ист-сайде Нью-Йорка среди бомжей, бродяг и хиппи. Он поехал туда. И он жил как раз там. Все эти хиппи становились его учениками. Я знаю некоторых из его ранних учеников, которые рассказывали мне, как все было. Это невероятно. Они говорили, что в те дни любой хиппи мог прийти к нему в комнату в любое время дня, и Прабхупада тратил свое время, чтобы ответить на его вопросы. Упендра, его слуга, рассказывал мне, как однажды какой-то сумасшедший хиппи пришел к Прабхупаде и сказал:
– О, Свамиджи, я шел по улице и вдруг понял, что я Иисус Христос.
Прабхупада посмотрел строго на него и сказал:
– Ты употреблял ЛСД?
Он сказал:
– Да.
Прабхупада сказал:
– Если ты принимаешь ЛСД, все это выдумки.
Тогда хиппи заплакал и стал говорить:
– Нет, нет, нет, я уверяю вас, я Иисус Христос.
Прабхупаде приходилось терпеть все это сумасшествие. Но он был настолько милостивым, настолько сострадательным, что он достиг успеха в превращении всех этих грязных хиппи в какого-то рода вайшнавов. Может быть это не шуддха-вайшнавы, может быть не такие вайшнавы, как он сам, конечно же. Тем не менее, большинство из нас были воспитаны в еврейских и христианских семьях, и принять то, что Бог – это синий мальчик, играющий на флейте и привлекающий всех женщин, это по-настоящему чересчур. Это совершенно не из нашей культуры. Но Прабхупада сделал это. И каждый раз перед лекцией он пел Джая Радха Мадхава. Я много раз был свидетелем этого в Маяпуре, в Париже. Практически все, кто видел, как Прабхупада поет эту песню, знают, что он входил в некий транс. Я не знаю, что это было, но я абсолютно уверен, и он сам говорил, что эта песня Бхактивинода Тхакура рассказывает все о Кришне. Она говорит о Ямуне, о маме Яшоде, о Нанде бабе, о гопах и гопи, обо всем. Весь Вриндаван присутствует в этой маленькой песне. И это была песня, которую он всегда пел перед лекцией. Поэтому его настроение было полностью поглощено Вриндаваном. Поэтому свои последние игры он хотел провести во Вриндаване. И он также хотел совершить полную парикраму вокруг Говардхана. Преданные сказали:
– Нет, нет, Прабхупада. Дорога очень плохая.
Он хотел поехать на воловьей повозке. Он сказал Локанатху Свами:
– Я поеду на воловьей повозке.
Сам Прабхупада был во Вриндаване, когда пел эту песню, и он хотел, чтобы мы также захотели пойти туда, во Вриндаван. И мы можем осознать наше изначальное положение очень быстро, если мы этого хотим. Если мы хотим. Прабхупада дал нам эту возможность.
81-32 Бхакти Гауравани Госвами
Одно из его выдающихся качеств это серьезность. У нас есть фотографии Прабхупады, где он смеется или улыбается. Но на большинстве фотографий он достаточно серьезен. Это немного отличается от Махеш-йоги или других йогов. У них всегда длинные волосы и борода. Это определенный образ святой личности, который улыбается, и люди думают, что это блаженство. Но можно видеть, что Прабхупада был очень серьезным. Гамбхира. Почему и что это значит – об этом мы можем думать по-разному. С одной стороны у него было положение руководителя всемирного движения, включающего множество преданных, зависящих от него. Это тяжелая ноша, и можно сказать, что это делает вас серьезным. В таком положении нельзя постоянно улыбаться. Мы знаем, что ему приходилось иметь дело со множеством серьезных проблем. Он пытался распространить сознание Кришны. Даже просто думать о распространении – это непросто. У нас есть прекрасная фотография, где он молится: «Мой Господь, я просто молюсь о Твоей милости, чтобы быть способным убедить их в Твоем послании». Или как он выразил это в своей поэме, когда приехал в Америку и понял: «Эти люди находятся полностью под влиянием страсти и невежества. Как они вообще когда-либо смогут понять это послание?» Даже когда он писал свои комментарии, он медитировал на то, как объяснить все таким образом, чтобы люди это поняли. Поэтому я думаю, что это одна из причин серьезности. И также, жизнь – это серьезная вещь. Мы страдаем здесь от рождения, смерти, старости и болезней в Кали-югу. Особо нет причин улыбаться. Люди обычно улыбаются и думают: «О, все хорошо». Они в невежестве, в иллюзии. Если вы по-настоящему посмотрите на реальность, вы станете серьезными. Это серьезное дело. И мы должны по-настоящему задуматься, как отсюда выбраться. Это не так весело. Люди думают: «Давайте веселиться. Жизнь – это веселье. Жизнь прекрасна». Прабхупада особо настаивал, пытаясь донести до нас, что это очень серьезный вопрос. На самом деле, он много раз говорил: «Сознание Кришны – это не какая-то игра». Это не то, что мы можем принять легкомысленно: «Все прекрасно. Просто воспевайте, будьте счастливы и принимайте прасадам». Все это так. Но на самом деле это очень серьезная вещь. Он показывал это на своем личном примере. Поэтому если вы хотите следовать по его стопам, один из моментов – относиться ко всему серьезно.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)