Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 82

cover
82-01 Джадурани даси (Шьямарани)

Мне нравилось рисовать еще с самого детства. Я баловалась и рисовала каракули на разных холстах, но все это было ребячество. Затем я пошла учиться в школу музыки и искусства, а после – в городской колледж. Я хотела получить специальность «искусство и история», которая как раз совершенным образом подошла, чтобы рисовать картины для сознания Кришны. Незадолго до того, как я присоединилась к Прабхупаде, я привела своего друга на выставку искусств в нашей школе. Он сказал:
– Какая картина твоя?
Я хотела быть смиренной, и сказала:
– Самая худшая.
И он нашел мою. Таким был мой уровень, когда я только пришла к Прабхупаде. Он попросил одного из брахмачари спросить меня, какой у меня есть талант. Я сказала ему, что люблю живопись. Он поднялся, чтобы передать это Прабхупаде. Тогда Прабхупада тотчас же позвал меня в свою комнату и стал давать мне индийские изображения небольшого размера, чтобы я скопировала их для его первого храма ИСККОН. Сначала он дал мне изображение Санкиртаны. Он попросил сделать большое изображение для храма. В своих черных джинсах и черной водолазке я пошла в художественный магазин и купила там холст и раму для холста. Я села на пол и поставила изображение к стене. Краски разбрызгались повсюду. Я была такой неряхой, что использовала свои джинсы, как тряпку для вытирания краски. Прабхупада спустился вниз в храмовую комнату, когда я писала картину. Он не мог ничего сказать, потому что все пропорции были неправильными. Оригинал был в миллион раз лучше. Но тем не менее, он посмотрел на меня, посмотрел на картину и сделал большое объявление, так как куда бы он ни приходил, его всегда со всех сторон окружали преданные. Он сказал:
– О, Кришна послал.
Затем он пригласил меня рисовать в его квартире. Я сказала:
– Я не уверена, что должна там рисовать, потому что будут запахи краски.
Он сказал:
– Это не важно.
Поэтому я стала рисовать в одной комнате, а он диктовал свои книги, принимал прасадам и встречал гостей в другой комнате. Затем я рисовала в комнате, куда потом пришел Господь Джаганнатх, и где преданные готовили воскресный пир, а Прабхупада звонил в колокольчик, предлагая бхогу и арати на своем маленьком овальном алтаре. Затем он дал мне другие картины. Он дал мне небольшую фотографию Панча-таттвы. Также изображение Господа Вишну, о котором я говорила. Надо было просто нарисовать Вишну в центре. И в другой раз он подвел меня к стене и попросил нарисовать Господа Нрисимхадева, о чем я уже рассказывала историю. Так все начиналось.

82-02 Кришна Бхамини даси

Я была студенткой Университета Баффало и стала ходить на занятия, которые вел Рупануга. Они назывались «Учения в ведической цивилизации». Бхакта Тодд, который теперь Тривикрама Махарадж, приглашал нас на воскресный пир каждое воскресенье. Но мы никогда не ходили, потому что не понимали, насколько он может быть прекрасным. У нас еще не было такого опыта. Но каждое воскресенье он приглашал и никогда не сдавался, как будто бы он делал это в первый раз. Однажды мы сказали:
– Нам как-нибудь надо прийти.
Тем не менее это его не огорчило. Но все же мы не приходили в воскресенье. Затем он позвал нас в понедельник, сказав:
– Ребята, наш духовный учитель приезжает в Университет Баффало, и нам нужны машины, чтобы отвезти преданных в аэропорт. Могли бы вы также приехать и привезти свою машину?
Это был пинок, который нам требовался. Это был первый раз, когда мы увидели Прабхупаду, одновременно принося поклоны и пытаясь посмотреть на него. Затем мы поехали за ним в маленький храм в Баффало. Это был первый раз, когда наши глаза соприкоснулись со Шрилой Прабхупадой. Но самое главное это то, что когда он читал лекцию вечером в университете, та минута, когда я увидела Шрилу Прабхупаду и услышала, как он говорит, я почувствовала, что он был капитаном, он был генералом, и я захотела быть в его команде. Я даже не знаю, понимала ли я то, о чем он говорил. Но вес, который был в его чистоте, затронул меня очень глубоко. Я слышала уже воспевание за два года до этого в Сан-Франциско. Так что семя росло.

82-03 Джагат Пуруша дас

В январе 1967 году в Сан-Франциско состоялся Мантра Рок Дэнс. Я жил в Сан-Франциско около года. Друг моей сестры занимался светом на этом концерте, и он дал мне бесплатный билет. Я понятия не имел, что там будет что-то кроме обычной музыки. Итак, я пошел. Когда я вошел в концертный зал, там играли Big Brother and the Holding Company, а Дженис Джоплин завывала. Я зашел, просто сел сзади и стал слушать концерт. Затем наступил антракт. Я сидел и ждал, когда закончится антракт, но через пару минут я услышал какое-то движение у входа. Мне стало интересно, что там происходит. Чувствовалось, что там было что-то активное и привлекающее внимание. Я встал, повернулся туда и увидел Шрилу Прабхупаду. Я посещал пару раз храм в Сан-Франциско, поэтому я знал, кто такой Шрила Прабхупада. Также я видел плакаты Мантра Рок Дэнс. Но это был первый раз, когда мои глаза смогли соприкоснуться с трансцендентной формой Шрилы Прабхупады. Больше, чем что-либо еще, меня поразила его чистота и аккуратность. Я подумал: «Я никогда в жизни не видел никого, настолько чистого». Все в нем было очень чистым. Он воплощение чистоты. Это мои воспоминания о первой встрече со Шрилой Прабхупадой. Конечно же, Шрила Прабхупада поднялся на сцену с Алленом Гинзбергом. Гинзберг представил его аудитории. Шрила Прабхупада дал очень короткую речь о Святом имени и о сознании Кришны, которое пробуждается благодаря воспеванию Святого имени, а грязь зеркала сердца, накопившаяся за много жизней, очищается. Шрила Прабхупада очень коротко рассказал о том, что наше дремлющее сознание Кришны возрождается благодаря воспеванию Святого имени. Затем Шрила Прабхупада и Аллен Гинзберг сели, и Гинзберг начал киртан. Через пару минут он передвинул микрофон Шриле Прабхупаде, и Прабхупада стал вести киртан. Я присоединился к пению. На стене была проекция Маха-мантры. Мы все могли подпевать. Там было около двух тысяч молодых людей. У многих из них были какие-то шумелки, инструменты, флейты или тарелочки. Все включились. Все присоединились. Это был опыт, который по-настоящему посеял во мне семя преданного служения, больше, чем что-либо прежде. Потому что я испытал чудо могущества Святого имени и того, как Святое имя преобразило это очень обыденное место, наполненное громкой музыкой и дымом марихуаны, в что-то очень очень особенное и духовное. В тот раз у меня было видение, как будто бы я лечу в космическом корабле, на котором мы выходим за пределы материального мира и попадаем в другое царство, духовное царство, благодаря этому воспеванию. Это было очень осязаемо, невероятно осязаемо. Я всегда хотел испытать чудо, и к концу этого воспевания я был полностью удовлетворен. Я подумал: «Теперь я испытал чудо». Чудом была полная трансформация очень обыденной атмосферы в нечто, выходящее за пределы этого мира.

82-04 Чинмайи даси

Я впервые увидела Шрилу Прабхупаду, когда я училась в школе. Преданные сказали мне, что он приезжает на следующий день. Я не пошла в школу, а поехала с преданными в аэропорт. Я увидела, как Шрила Прабхупада сходил с самолета. Первое, о чем я подумала, это насколько сильно он похож на свою фотографию. Как будто бы его фотография ожила. Преданные завели его в комнату и дали ему воды. Он попил ее, не касаясь. А я подумала: «Это самое изящное и элегантное, что я когда-либо видела». Это был первый раз, когда я увидела Шрилу Прабхупаду.

82-05 Бату Гопал дас

Когда он приехал в первый раз, храмовая комната находилась на первом этаже. Я помню, как Шрила Прабхупада сидел на своей вьясасане и смотрел на алтарь, который находился справа от него. Он спросил:
– А где Туласи?
Потому что преданные не поставили Туласи Деви на алтарь. Преданные зашевелились и принесли Шримати Туласи Деви на алтарь. Тогда Шрила Прабхупада снял свою гирлянду и попросил преданных отдать ее Туласи Деви. Он сказал:
– Мать Туласи очень добра. Относитесь к ней, как к чистой преданной Кришны.

82-06 Джадурани даси (Шьямарани)

Я расскажу, как я совершенствовалась по милости Прабхупады. Это может быть не в хронологическом порядке. Я буду говорить так, как вспоминаю. В 1977 году в комнате Прабхупады в Кришна Баларама Мандире была моя картина, на которой Радха и Кришна стояли под деревом Кадамба, и также картина Муралидхары, на которой Кришна утром выводил коров пастись, а гопи стояли вокруг на фоне и наблюдали за этим. Я присутствовала там, а также там было много индийский гостей. Прабхупада сделал объявление:
– Вначале она не умела рисовать, но благодаря шраванам киртанам вишну её талант проснулся.
В другой раз в 1970 году в Бостоне я принесла ему картину Бхишмадевы, который оставляет свое тело на ложе из стрел. Прабхупада уже писал мне, что эта сцена происходит на закате, но теперь я принесла ему картину, чтобы он сделал окончательные замечания. Он снова сделал объявление, сказав:
– Вначале она не очень хорошо владела мастерством, но мне нужны были художники, поэтому я занял ее. И теперь она стала мастером.
На каждом шагу этого пути он вдохновлял и говорил, что я мастер. Позже он также сказал: «Она не была мастером, а теперь она мастер». Самую самую первую свою картину Господа Вишну, которая была примерно третьей моей работой, я принесла ему в комнату прямо перед его отъездом в Индию в первый раз в июле 1967 года. Опять же, все пропорции на моей картине были гораздо более грубыми, чем на оригинальном индийском изображении Бриджабаси, которое, несмотря на свой маленький размер, было очень очень красивым. На моей картине Его рука была как бейсбольная перчатка, а булава была как рожок с мороженым, Его причинный океан выглядел как вопросительные знаки на психоделическом голубом фоне. И тем не менее, Прабхупада, снова находясь в окружении своих преданных наверху в своей квартире, сказал:
– Кто, посмотрев на это, скажет, что это не Бог?
Я подумала: «Да, не знаю, смогу ли я еще раз такое нарисовать. Но я уверена, что попробую ради этой личности, которая так меня любит». Другая большая помощь была, когда я работала с остальными художниками Би-би-ти. Иногда мы физически помогали друг другу с нашими картинами. У нас был конвейер. Прабхупада сказал: «Господин художник А будет рисовать два дня, художник Б (которым была я) – два дня, и художник В – два дня». Таким образом каждая новая картина выходила через два дня, хотя работа над ней занимала шесть дней. Понимаете смысл? Поэтому, просто работая с другими художниками, я развила свой навык. Затем к нам присоединилось больше художников. Мы проводили встречи Би-би-ти, когда мы группой подходили к картине каждого художника и делали свои комментарии, а автор работы записывал рекомендации. Таким образом я получала многое благодаря другим художникам Прабхупады.

82-07 Кришна Бхамини даси

Я слушала лекцию Прабхупады в Университете во время его первого приезда. Я не помню, о чем он говорил, но эта лекция тронула меня. На следующий вечер он читал лекцию в Католическом Университете. Один студент был очень высокомерным. Он сказал:
– Свамиджи, а вы счастливы?
Он сказал это очень надменно. Прабхупада сразу не стал отвечать. Он сделал паузу. Затем он сказал:
– А вы примите мой ответ, если я вам скажу?
Этот парень сразу сдулся. Он сказал:
– Да, я приму ваш ответ.
Тогда Прабхупада покачал головой и сказал:
– Да, я счастлив.
Это сказало мне о многом, потому что Кришна первым делом учит в Бхагавад-гите обращаться в духовному учителю со смирением. Это был урок того, что если мы хотим получить благословения и какие-то наставления духовного учителя, нам надо быть смиренными. Когда Шрила Прабхупада сказал: «Да, я счастлив», мы почувствовали, что это счастье было не таким, как счастье, которое мы знали. Это не было материальное счастье. Оно было гораздо больше и совершенно на другом уровне. И нам захотелось получить хотя бы небольшой вкус этого.

82-08 Джагат Пуруша дас

Он дал мне мое имя и сказал:
– Твое имя – Джагат Пуруша. Это имя Махавишну.
Так он сказал. Мне выпала удача повесить гирлянду на Шрилу Прабхупаду, когда он сел на вьясасану. По-моему это был первый день его четырех- или пятидневного визита, потому что два дня из них были отведены на инициации. В тот раз многие преданные получили инициации. Они приехали со всех восточных штатов. Когда я надел на Шрилу Прабхупаду гирлянду, он посмотрел на меня и сказал:
– Джая!
Это слово «Джая», сошедшее с уст Шрилы Прабхупады, до сих пор отражается в моем сердце. Я не знаю, почему, но это было очень глубоко. Я чувствовал, что этот звук исходит из духовного мира. Я ощутил это очень сильно. Затем я сел. Я слушал все его лекции. По какой-то причине больше всего из этих лекций мне запомнился образ Шрилы Прабхупады, сидящего на вьясасане и говорящего о картине, которая висела на стене напротив него. Это была картина Шримати Радхарани, которая предлагала листья Туласи лотосным стопам Кришны. А на фоне были видны фигуры гопи, смотрящих из-за деревьев. Шрила Прабхупада говорил об этой картине и о том, как Шримати Радхарани служит Кришне, а гопи помогают Шримати Радхарани в Ее служении Кришне. А другие гопи помогают этим гопи. Шрила Прабхупада поднял свой палец и сказал:
– Это наша философия. Мы слуги слуг слуг. И чем ниже вы находитесь, тем слаще становится это служение.
Я очень ясно помню, как Шрила Прабхупада поднял свой палец, и, опуская палец вниз, он сказал:
– Чем ниже вы находитесь, тем слаще становится это служение.

82-09 Чинмайи даси

Я поехала в Маяпур в 1976 году с театральной группой «Актеры с Вайкунтхи». Но к сожалению в день своего приезда я очень сильно заболела дизентерией. У меня была высокая температура и я бредила. Палика, которая готовила для Шрилы Прабхупады, также заботилась обо мне. Она давала мне лекарства. И она сказала мне, что Шрила Прабхупада каждый день спрашивал у нее, как я себя чувствую и становится ли мне лучше. Она переселила меня на тот же этаж, где жила Пишима, сестра Шрилы Прабхупады. У нас с ней был один душ на двоих. Это значило для меня очень многое. Я чувствовала, что Шрила Прабхупада лично заботится обо мне, хотя я была просто маленьким ребенком-брахмачарини. Когда я впервые встретила Пишиму, Махамайя заботилась о ней. Махамайя сказала:
– Это моя подруга Чинмайи. Она из Америки.
Пишима сказала:
– Нет, она бенгалка.
Махамайя сказала:
– Нет, Пишима, она американка.
Пишима сказала:
– Нет, она бенгалка.
Она просто не верила. Это было очень весело. Я была очень рада. Я воспринимала это как большой комплимент. Но когда я болела, она по-настоящему переживала за меня. Потому что она просто приходила и смотрела на меня. Она ничего не говорила, а просто смотрела. Я очень похудела. Она тоже беспокоилась.

82-10 Джадурани даси (Шьямарани)

Это было в 1969 году. Прабхупада приехал в Бостон. В 1968 и 1969 годах мы устраивали много публичных программ в колледжах и других местах. Однажды Мисс Роуз везла его на машине. Мы возвращались с программы. Мы проезжали мимо школы для слепых детей, которая находилась на расстоянии. Прабхупада повернулся ко мне и сказал:
– Я хочу, чтобы ты провела программу санкиртаны в школе для слепых.
Мисс Роуз добавила:
– Знаете, они сейчас делают так много для образования слепых детей. Они очень развиваются в этом направлении.
Прабхупада сказал:
– Да, но им нужно какое-то развлечение.
В другой раз вел машину Джанардана, мой духовный брат. Мы возвращались с лекции в церкви на Арлингтон Стрит, на которой Прабхупада говорил о важности принятия авторитета:
– Мы получили эту человеческую форму жизни. Веды говорят: «Проснитесь, проснитесь» и не теряйте этот дар человеческой формы жизни.
Затем ему даже пришлось поспорить с кем-то из аудитории о принятии авторитета в противоположность действиям по прихоти. Когда мы возвращались назад, мы сбились с пути. В конце концов мы обратились к правильной личности, авторитету – полицейскому. Он сказал:
– Вы едете в совершенно неправильном направлении. Ваш храм в другой стороне.
Прабхупада снова повернулся назад и сказал:
– И они говорят, что вам не нужен авторитет?
Это были две истории в машине. Но есть еще одна. Джанардана вел машину. Мы проезжали мимо автозаправки компании «Ситго». Джанардана хотел сказать что-то Прабхупаде, и он сказал:
– Американская реклама имеет дурную славу, потому что они знают, как привязывать людей.
Прабхупада ответил:
– Все материальное имеет дурную славу.

82-11 Бату Гопал дас

Мы с моей на тот момент женой, Сукха Сагари даси, ехали из Кливленда в Таско в Мексике, которое являлось центром ювелиров по серебру. Мы хотели купить там параферналии для Божеств Радха-Муралидхара. По пути мы узнали, что Шрила Прабхупада был в Чикаго, в Эванстоне. Мы решили сделать крюк, так как мы уже были в пути, и увидеть Шрилу Прабхупаду до возвращения в Кливленд. В тот раз моя первая встреча со Шрилой Прабхупадой состоялась в его комнате, когда у него были гости – несколько индийских семей. Я не помню, кто из преданных был там в тот раз. Шрила Прабхупада играл с маленьким ребенком, маленьким мальчиком. Он предлагал ему сладости. В какой-то момент Шрила Прабхупада посмотрел на ребенка, наклонился к нему и сказал:
– Теперь тебе придется пойти со мной. Я купил тебя за эти сладости.
Ребенок попятился назад и спрятался за своей мамой. А Шрила Прабхупада смеялся. Было очень весело смотреть, как он вел себя. Он любил дразнить детей. Но всегда с большой любовью.

82-12 Кришна Бхамини даси

В следующий раз мы встретились со Шрилой Прабхупадой в Нью Вриндаване и спросили, можем ли мы получить инициацию и пожениться. Он сказал:
– Да, мы сделаем это завтра.
Так что у нас была одновременно инициация и свадебная церемония. Когда я подошла к Шриле Прабхупаде, он спросил:
– Как тебя зовут?
Но я должна еще кое-что рассказать. Это было только начало Движения. И что мы знали? Ничего. Я до сих пор не знаю. Но так или иначе, я думала про себя, но никому не говорила: «Как бы я хотела, чтобы в моем имени был Кришна». Мы можем подумать: «Какое же у меня будет имя?» И я хотела, чтобы в моем имени был «Кришна». Но я никому об этом не говорила. Шрила Прабхупада сказал:
– Как тебя зовут?
Я сказала:
– Меня зовут Инесса.
Шрила Прабхупада сказал:
– Хорошо. Твое имя будет Индумати.
Тогда секретарь сказал:
– Шрила Прабхупада, у нас уже есть одна преданная с таким именем.
В то время в движении было от силы двадцать пять женщин. Прабхупада сказал:
– Хорошо. Твое имя будет Индира даси.
Тогда секретарь, по-моему Прадьюмна, сказал:
– Шрила Прабхупада, с именем Индира даси тоже есть уже одна преданная.
Шрила Прабхупада сказал:
– Я пытаюсь найти что-то, начинающееся на «И». Но я не могу. Хорошо, тогда твое имя будет Кришна Бхамини даси.
Я так ликовала. Он просто знал мое сердце. И такое происходило очень много раз, и даже до сих пор происходит. В течение всей нашей жизни мы видим, что духовный учитель находится в сердце и все понимает.

82-13 Джадурани даси (Шьямарани)

Несколько человек из нас пошли гулять на утреннюю прогулку с Прабхупадой. В те дни в конце 60-х не было такого правила, что только мужчины могут окружать Прабхупаду. Мы все были равны, находясь с ним. Несмотря на то, что был май, тем утром было очень холодно. Где-то в квартале впереди от нас стояла привлекательная молодая девушка в черной сорочке без рукавов. Было видно, что она замерзла до смерти. Прабхупада повернулся к нам и сказал:
– Только посмотрите, она станет рабом Майи, но не станет рабом Кришны.
Затем он стал говорить об одежде. Он сказал:
– Иногда они обнажаются спереди, иногда они обнажаются сзади. И как они это называют? Прогресс цивилизации. Так же, как они носят эту очень короткую юбку, прикрывающую только половину бедра, и они пытаются быть целомудренными, опуская ее внизу. Но что там можно опустить вниз?
Это несколько его комментариев по поводу одежды.

82-14 Джагат Пуруша дас

Однажды Прабхупада привел цитату, возможно из Шримад Бхагаватам, в которой говорилось о вероятности получить освобождение. Относительная вероятность получения освобождения зависит от того, являетесь ли вы брахмачари, грихастхой или санньяси. Он упомянул вероятность в процентах – что-то вроде 25% для домохозяев, 50% для брахмачари, 75% для санньяси. Один преданный спросил Шрилу Прабхупаду о конкретном преданном, который был домохозяином, но так много занимался служением, что вы бы не подумали о нем как о домохозяине. Он всегда был занят служением. Это был Саурабх Прабху, который позже стал Сурабхир Абхипалайантам Свами на какое-то время. Когда этот вопрос задали Шриле Прабхупаде, Прабхупада остановился и очень характерно воткнул свою трость в песок. Все собрались вокруг, чтобы услышать, что скажет Прабхупада. Прабхупада сказал:
– Саурабх не домохозяин, он санньяси.
Это по-настоящему углубляет понимание санньясы. Санньяса – это не внешняя одежда, это не внешнее обозначение, это внутреннее состояние сознания. И он говорил о преданном, у которого было сознание санньяси, потому что он все 24 часа был занят преданным служением.

82-15 Бату Гопал дас

В тот раз я рассказал Шриле Прабхупаде о том, что когда мы ехали из Мексики через Техас, мы видели много грузовиков для перевозки скота. Мы были поражены тем, насколько они выглядели несчастными. Можно было видеть их маленькие испуганные глаза, смотрящие на нас. Я сказал Прабхупаде, что эти коровы сильно отличались от наших защищенных коров в Нью Вриндаване и Гита Нагари. Прабхупада повернулся к своим гостям и сказал:
– Он говорит правильно. В своих предыдущих жизнях они были мясоедами, а теперь их везут на скотобойню.
Это был очень серьезный момент.

82-16 Джадурани даси (Шьямарани)

Когда я начинала писать картины в квартире Прабхупады в 1966 году, я представляла из себя ни что иное, как комок заблуждений. Я думала: «Кришна любит Радхарани. Я хочу, чтобы Кришна любил меня. Нормально ли завидовать Радхарани?» Я задала этот вопрос Прабхупаде. И он сказал:
– Нет, Радхарани – это не обычная девушка. Ты может прийти к Кришне только через Радхарани.

82-17 Кришна Бхамини даси

Мы трудились очень усердно в Детройте. Мы начали это служение и писали Шриле Прабхупаде иногда даже по несколько раз в неделю, рассказывая ему о развитии нового храма и о том, как приходят новые люди. Примерно через год мы переехали в другое здание, которое располагалось в очень хорошем месте в индейской деревне в Детройте. Мы проводили там воскресные программы. Шрила Прабхупада приехал туда. Он был очень доволен. Однажды он воспевал перед утренней лекцией по Бхагаватам. Он закончил воспевать. А я держала на руках своего младшего сына Вайшнава даса, который был просто младенцем в подгузнике. Я держала его, а у Вайша в руках были маленькие караталы. Прабхупада закончил читать молитвы «Джая ом», и Вайш начал играть «те-те-тааа, те-те-тааа». Он играл на этих маленьких караталах идеальную гармонию, идеальный ритм. Тогда Шрила Прабхупада сказал:
– Только посмотрите, он принес это с собой из прошлой жизни. А иначе как он мог уметь играть это в таком раннем возрасте?
Затем он посвятил всю свою лекцию тем утром тому, что любой прогресс в сознании Кришны никогда не будет потерян, и мы продолжим с того момента, где остановились, по милости Кришны. Это было по-настоящему удивительно.

82-18 Джагат Пуруша дас

Однажды Шрила Прабхупада после лекции по Бхагаватам в храме встал с вьясасаны и вышел. Он стоял рядом с храмом и исследовал территорию, смотря на поле. Где-то за месяц или два месяца до этого была выкуплена часть земли, которая находилась на Харе Кришна Лэнде. У нее был другой владелец, чем у остальной часть Харе Кришна Ленда, который не хотел ее продавать, пока не осуществится покупка всей земли. Владельца этой земли звали Господин Ратнапаркхи. Поэтому здание, которое там стояло, мы называли Дом Ратнапаркхи. Итак, этот дом купили. И Прабхупада смотрел через поле на это здание. Я поймал взгляд Шрила Прабхупада. Я почувствовал, что Прабхупада смотрел на мир такими глазами, которые мы никогда не сможем постичь. Взгляд Прабхупады был наполнен состраданием и просто великой озабоченностью. Это то, что я почувствовал. Прабхупада смотрел. Это был один момент. Затем Прабхупада захотел зайти в здание и проверить его. Это было обычным делом – когда бы Прабхупада ни приезжал туда, где было новое здание, он хотел осмотреть его. Он пошел через поле в сторону здания. Мы все сопровождали его. Так случилось, что я как раз жил на последнем этаже этого здания. Там была моя комната. Я там жил со своей женой. Прабхупада зашел и осмотрел все комнаты на первом этаже. Затем он поднялся наверх и увидел мою дверь, которая конечно же была закрыта, потому что мы всегда держим двери закрытыми в Индии. Он спросил:
– Чья это комната?
Кто-то сказал:
– В этой комнате живут Джагат Пуруша и Гандива.
Прабхупада сказал:
– Ты можешь открыть дверь?
Я сказал:
– Да, Шрила Прабхупада.
Я открыл дверь и Прабхупада вошел. Я очень рад, что у меня есть привычка держать свою комнату в чистоте. Прабхупада зашел и очень одобрительно осмотрел все вокруг. Шрила Прабхупада сказал:
– Все хорошо?
Я сказал:
– Да, Прабхупада. Нам нравится эта комната, потому что она напоминает нам о Вриндаване.
В ней было что-то похожее на атмосферу Вриндавана. Затем он посмотрел на мою жену и сказал:
– Все хорошо у вас?
Она сказала:
– Да, Прабхупада. Спасибо. По Вашей милости.
Он вышел из комнаты, а я закрыл дверь. Затем он стал смотреть наверх, куда вела очень шаткая лестница. Это был не другой этаж, а что-то вроде чердака. Как только он стал смотреть на эту лестницу, Тамал Кришна Махарадж сказал Прабхупаде:
– Прабхупада, вам не надо туда подниматься. Она очень-очень шаткая. Это очень опасно.
Прабхупада прошел мимо Тамала Кришны Махараджа, прошел мимо всех остальных и стал подниматься по лестнице, совершенно игнорируя предупреждения. Поднявшись наверх, он заглянул на этот маленький чердак и был в ужасе от того, что он увидел. Потому что там лежала куча Бхагаватам, которые были уничтожены водой, насекомыми и червями. Эти книги раньше хранились на складе, который был затоплен, и из-за воды книги были загублены. Я не знаю, кто их положил туда, но эти люди пытались придумать, что делать с книгами, и в конце концов решили убрать их подальше, чтобы не видеть и не думать он них, совершенно не предполагая, что Шрила Прабхупада когда-либо сможет подняться туда и увидеть эти книги в таком состоянии. Шрила Прабхупада спросил:
– Кто ответственный за это?
Я не помню, что ему ответили, но я помню, что когда Прабхупада повернулся, я увидел, что губа Шрилы Прабхупады дрожала. На очень коротком расстоянии я смог видеть Прабхупаду в его форме всеобъемлющего гнева. Он был очень очень расстроен. Никто ничего не мог сказать. Прабхупада спустился вниз по лестнице и пошел в сторону навеса, где преданные жили уже в течение двух лет. За полгода или год до этого была проведена церемония заложения краеугольного камня для постройки нового храма, хотя постройка еще не началась. Но Прабхупада возглавлял эту церемонию, и этот камень увековечивал ее. На нем было написано: «Международное общество сознания Кришны. Основатель-Ачарья А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада». Это был большой камень, и буквы были выгравированы на нем. Каким-то неизвестным мне образом камень был разбит. И теперь он лежал сбоку у тропинки, ведущей на заднюю часть владения. После того, как Прабхупада увидел состояние книг, он теперь остановился и увидел это. Это был суровый день для всех преданных. Прабхупада не был счастлив видеть, как преданные игнорируют эти важные области, где мы должны быть гораздо более осознанными. Я почувствовал и также имел опыт сорока с лишним лет, что эти книги – это Кришна. Они подобны Божествам. И Прабхупада посвятил свою жизнь поклонению Кришне, дав нам эти книги. Поэтому когда он увидел эти книги, то я не думаю, что Прабхупада воспринимал это как личное оскорбление по отношению к нему, а он чувствовал, что преданные не понимают настоящей сущности этих книг. Иначе никогда бы ничего подобного не случилось. Я думаю, что Шрила Прабхупада был просто очень сильно расстроен. Он дал нам процесс, как стать сознающими Кришну, и тем не менее нам еще предстоит очень долгий путь.

82-19 Чинмайи даси

В Лос-Анджелесе после лекции Шрила Прабхупада всегда раздавал детям печенья, пока мы пели киртан. Кто-то принес и отдал ему печенья. Он дотронулся до них своей рукой и сказал:
– Они слишком горячие.
Он отдал их мне и попросил меня раздать. Я взяла тарелку, и когда я брала ее, он слегка коснулся моей руки под тарелкой. Я была очень счастлива. Он дал мне личное служение и также он коснулся меня своей лотосной рукой. Так что у меня теперь было задание. Я встала около вьясасаны. Ко мне стали подходить дети, но они были немного расстроены и растеряны: «Почему она раздает печенья?» Каждый ребенок подходил, чтобы получить печенье, а я раздавала их им. Для меня это было забавно. Я чувствовала себя личным слугой Шрилы Прабхупады. Но дети были расстроены. Но они все равно подходили и забирали печенья. Это была одна из моих маленьких игр.

82-20 Джадурани даси (Шьямарани)

Приходило так много сумасшедших людей. Вы уже слышали много историй о Прабхупаде в первые дни. Приходили пьяницы и предлагали ему вино. Кто-то принес туалетную бумагу. Какие-то сумасшедшие люди носили перья и куртки с разными подвесками. Один по-настоящему безумный парень ходил за мной, когда я танцевала в кругу преданных перед Прабхупадой. Конечно же, мне было некомфортно. Он стал подходить неприятно близко. Прабхупада показал мне, кивнув головой, чтобы я вышла оттуда: «Пойди сядь». Надо было просто уйти оттуда.

82-21 Бату Гопал дас

Я помню еще один маленький случай, когда я посещал Детройт. Шрила Прабхупада ходил на прогулки на остров Бель Айл на реке Детройт. Это большой остров, который находился недалеко от храма. Мы шли сзади. Я был президентом храма, но не очень важной личностью. У меня был маленький храм. Поэтому я шел не очень близко к Прабхупаде. Но я смотрел на него, как и все остальные. В какой-то момент он стал смотреть наверх. Мы шли по грунтовой дороге, которая проходила через лес на восточной стороне острова, которая знаменита миниатюрными оленями. Люди ходят туда, чтобы увидеть этих животных. Прабхупада стал смотреть наверх сначала в одну сторону, потом в другую, потом вокруг. Мне стало очень интересно: «Что происходит? Что он ищет?» Вдруг Прабхупада остановился и развернулся:
– Брахмананда!
Он был там.
– Брахмананда, в вашей стране нет обезьян?
По-моему Брахмананда сказал:
– Нет, Шрила Прабхупада.
Прабхупада всегда мог задать вопрос, который заставлял все потерять дар речи.

82-22 Кришна Бхамини даси

Весь мой опыт общения со Шрилой Прабхупадой был в основном вокруг моих детей. Я держала Вайша, и мы предлагали Шриле Прабхупаде поднос с фруктами. Вайш увидел манго, когда Прабхупада уже собирался положить его в свой рот. Но Вайш потянулся своей рукой. Тогда Прабхупада отдал это манго Вайшнаву. В другой раз в аэропорту Шрила Прабхупада дал Вайшнаву огромный леденец на палочке, который назывался «Леденец на весь день». Кто-то дал его Прабхупаде, а он дал его Вайшнаву. Он был одним из самых первых детей в то время. Когда Прабхупада пошел садиться на самолет, преданные атаковали сосунка, и Вайшу в результате осталась только палочка. Бедный Вайшнав. Шрила Прабхупада был очень добрым и заботливым. Он видел всех нас как своих детей. Он всегда писал: «Мои дорогие сыновья и дочери», «Мои любимые дети». И также он любил своих внуков. Он всегда говорил, что дети наших детей примут все гораздо серьезнее, чем мы. Он был очень любящим. В конце писем он всегда писал: «Пожалуйста, предложи мои благословения своим прекрасным детям». Он был очень добрым и сострадательным к детям. Однажды во Франции, когда Манджари была еще очень маленькой, она омахивала Шрилу Прабхупаду. Он проводил арати Радхе-Париж-ишваре, а Манджари омахивала его своим маленьким веером из хвоста яка. Прабхупада после арати развернулся и сказал:
– Спасибо тебе большое.
Он не обращался к ней, как к младенцу или маленькому ребенку. Он обращался к ней как к еще одной маленькой преданной, которая выполняла свое служение. Это было совершенно чудесно.

82-23 Джагат Пуруша дас

Снова в Мумбае, а тогда в Бомбее, я был пуджари, но иногда я также готовил. У нас была новая кухня, но не на новой территории, а немного вниз по улице, где до этого хранились книги Прабхупады, но потом там сделали кухню. Мы с Харикешей Махараджем спроектировали и построили эту кухню. Я готовил раджа-бхогу в день, когда приезжал Шрила Прабхупада. Пока я был на кухне, я представлял, как преданные, которые поехали в аэропорт, встречали там Прабхупаду с киртаном и везли Прабхупаду в храм. Какая-то часть меня возможно скорбела о том, что я не смог поехать. Но у меня было мое служение и я должен был оставаться здесь. Так что я не обижался, но постоянно думал: «Интересно, а где сейчас Прабхупада? Он должен уже скоро вернуться. И его несомненно отвезут прямо в его апартаменты». Пока я так думал, вдруг дверь на кухню открылась и появился Шрила Прабхупада. Он зашел на кухню. Конечно же, я упал на землю и принес свои поклоны. А Шрила Прабхупада полностью осмотрел новую кухню. Я только закончил подношение раджа-бхоги и вымыл всю кухню. Все было аккуратно и чисто. И Прабхупада одобрил состояние кухни. Прабхупада сказал:
– Очень хорошо.
Мне выпала большая удача. Я думал об этом много раз, и также в связи с этим я думал о наставлении Шрилы Бхактисиддханты: «Не пытайтесь увидеть Кришну, но действуйте таким образом, чтобы Кришна захотел прийти и посмотреть на вас». Я думаю об этом опыте со Шрилой Прабхупадой. У меня не получилось поехать увидеть Прабхупаду, но Прабхупада пришел, чтобы увидеть меня.

82-24 Бату Гопал дас

В Лос-Анджелесе я ездил с группой санкиртаны Кавичандры в течение какого-то времени. Мне нужно было отвлечься от Кливленда. Поэтому когда они приехали в Кливленд, я сел в их фургон и мы поехали на юг, а затем через всю страну. Но затем мы услышали, что Шрила Прабхупада собирается приехать в Лос-Анджелес. Поэтому мы поехали прямо туда. Когда Шрила Прабхупада приехал туда, там был несчастный случай – один преданный был убит. Шрила Прабхупада читал лекцию. Я уверен, что есть ее запись. Поэтому я могу рассказать лишь то, какое она впечатление оказала на меня. Прабхупада сказал:
– Принимая духовного учителя, вы становитесь бессмертными.
Затем он возразил на свое собственное утверждение, как он это иногда делал:
– Кто-то скажет: «Как вы можете сказать бессмертный? Преданный тоже умирает».
Прабхупада сказал:
– Это не смерть. Это что-то вроде сна. Вы закрываете глаза.
А затем, как я помню, Шрила Прабхупада открыл глаза так, как только он один умел. Как будто бы он открывал их навсегда. Он посмотрел вокруг и сказал:
– Это Вайкунтха!
Другими словами, сначала вы спите, а затем обнаруживаете, что вы с Кришной. Это был удивительный момент.

82-25 Джадурани даси (Шьямарани)

Когда я вышла замуж, хотя у нас были очень ясные наставления от Прабхупады, как себя вести, тем не менее, было трудно следовать регулирующим принципам в тот момент. Одним утром после наших трудностей мой муж пошел, чтобы отремонтировать витрину в здании храма, и каким-то образом окно упало ему на лицо и порезало его лицо пополам. Его быстро повезли в больницу. Он написал Прабхупаде: «Что это было? Почему это произошло?» Прабхупада написал ответ: «Это дисциплинарное взыскание закона кармы. Когда у вас есть вентилятор, который вы выдергиваете из розетки, он не останавливается за секунду, но постепенно замедляется. Таким образом страдания, через которые проходит начинающий преданный, это обобщение того, через что мы должны были пройти. Но если вы вновь включаете вилку в розетку, тогда снова приходит карма».

82-26 Бату Гопал дас

Есть еще один случай, который меня поразил. Проходили беседы по Бхагавата дхарме. В тот раз все собрались на холме, где у нас был большой павильон. Я хорошо помню, как Шрила Прабхупада сделал замечание:
– Кто-то может спросить: «Почему этому человеку выказывают такое почтение?» Это для того, чтобы научить их, как поклоняться Верховной Личности Бога.
Слово «Прабхупада», конечно же, также может означать «тот, кто принял место Прабху», «тот, кто встал и практически представляет Бога». Я никогда этого не забуду. Это были по-настоящему удивительные часы, проведенные со Шрилой Прабхупадой наверху.

82-27 Кришна Бхамини даси

В Детройте нам выпала огромная удача редактировать книги Шрилы Прабхупады. Я написала Шриле Прабхупаде, когда забеременела своим сыном. Он ответил мне очень добрым письмом. Я сказала ему, как ходила на санкиртану на целый день. И он написал мне: «На поздних стадиях беременности ты не должна путешествовать на поезде или на самолете, и ты должна воздерживаться от санкиртаны». Потому что мы ходили по восемь часов в день в Детройте. Я стала редактировать книгу «Кришна» и также готовить прасадам для преданных, когда они возвращались. В то время я также работала над детской версией «Шри Ишопанишад». Я отправила Шриле Прабхупаде первую главу. Он написал мне ответ: «Для детей все должно быть объяснено очень легко. Например, как им понять термин брахмаджьоти?» Я его туда включила. Он сказал: «Вместо брахмаджьоти ты должна сказать, что есть солнце, и также есть свет, исходящий от солнца. Поэтому есть и другое сияние, которое исходит от тела Кришны. Это брахмаджьоти». Он также сказал: «Делай эту работу очень хорошо».

82-28 Джагат Пуруша дас

В какой-то момент мы решили ставить спектакли для людей, приходящих на воскресную программу. Мы стали развивать это направление, и оно стало нашей традицией. Когда Шрила Прабхупада приехал, чтобы присутствовать в день явления Господа Нрисимхадева, мы подумали: «Давайте поставим спектакль о Господе Нрисимхадеве для Шрилы Прабхупады». У нас было где-то две недели на репетиции. У меня получилось набрать преданных на разные роли. Мы представили этот спектакль Шриле Прабхупаде. Многие преданные слышали запись лекции Шрилы Прабхупады. И слова Шрилы Прабхупады перед лекцией сразу после спектакля так же были записаны. Лично для меня это был незабываемый опыт на всю жизнь. Я ставил спектакль, но также играл роль Хираньякашипу. Кто-то может удивиться, что такой худой человек, как я, играл роль Хираньякашипу, но на самом деле это было идеально для первой части, когда он совершал аскезы. На мне были видны ребра и я совершал аскезы с поднятыми руками. Затем пришел Господь Брахма и побрызгал водой из камандалы. Я вышел за кулисы, набил себя со всех сторон тканями, надел одежды царя и вышел на сцену как царь вселенной, Хираньякашипу. Итак, мы играли спектакль. И до того, как люди пришли в храм, я построил из папье-маше колонну в углу храма, где была конструкция из труб. Но я сделал колонну достаточно большой, чтобы крупный преданный, а им был Бхагавата дас, мог бы поместиться там полностью в своем костюме Господа Нрисимхадева. Я также хотел, чтобы он вел повествование, потому что у него был лучший голос для озвучивания спектакля. Я подумал: «Как я это сделаю?» Мне пришла идея поставить микрофон внутри колонны. Я сделал маленькое отверстие, чтобы он мог видеть, что происходит. Я провел провода к динамикам через трубы, чтобы никто их не видел. Поэтому он мог за всем наблюдать и вести повествование изнутри колонны, а все остальные слышали это из динамиков. Мы играли спектакль. С самого начала мы просто забыли, что играем спектакль, потому что Шрила Прабхупада присутствовал там и реагировал на каждое наше действие. Присутствие Прабхупады дало нам ощущение, во всяком случае мне, что это не спектакль, а настоящая игра. Я не актер. Я Хираньякашипу. Это было очень могущественно. Все шло гладко. Это было просто удивительно. Когда пришло время Господу Нрисимхадеву явиться из колонны, Шрила Прабхупада пошатнулся назад на своей вьясасане. Преданные испугались, чтобы вьясасана не упала. Но она не упала. Это случалось несколько раз в течение спектакля. Преданные сказали мне, что были настолько увлечены наблюдением за Прабхупадой, что особо не видели сам спектакль. Глаза Прабхупады расширялись, он удивлялся, улыбался в какие-то моменты. Это была удивительная возможность удовлетворить Шрилу Прабхупаду. Затем спектакль подошел к концу. Я лежал на полу, убитый Господом Нрисимхадевом. Затем мы просто сели в тех местах, где находились в тот момент, и стали ждать, когда Шрила Прабхупада что-то скажет. Я сидел где-то в двух метрах от Шрилы Прабхупады. То, что сказал Прабхупада, записано, поэтому никто не обвинит меня во лжи или в выдумке. Прабхупада сказал:
– Сегодня день явления Господа Нрисимхадева, Нрисимха Чатурдаши. Я очень доволен, что эти ребята за короткий срок поставили вместе этот спектакль. И особенно я хочу поблагодарить господина Хираньякашипу. Господин Хираньякашипу сыграл свою роль очень хорошо.
В этот момент я хотел оставить свое тело. Это было подходящее время. Потому что получить одобрение от своего духовного учителя за совершенное служение, это что-то очень очень особенное. Это прекрасное воспоминание.

82-29 Бату Гопал дас

Во время того же самого визита на прогулке вокруг гольф-клуба Чевиот-Хилс, где Шрила Прабхупада любил ходить, один преданный выскочил и спросил:
– Шрила Прабхупада, вчера мы обходили в другом направлении. А сегодня мы идем этим путем. Все выглядит по-другому.
Прабхупада сделал долгую паузу и сказал:
– Да, сначала они идут сюда, затем они идут туда. Все по-другому!
Мы сразу же поняли, что он говорит о самсаре, повторяющихся рождениях и смертях. Каждый раз мы жуем пережеванное. Каждый раз мы думаем: «О, что-то новое!»

82-30 Джадурани даси (Шьямарани)

Многие преданные спрашивают меня, как возникали концепции картин. Определяли ли мы сами содержимое картин? Как они возникали? С самого начала для книги «Кришна» Шрила Прабхупада в одном из своих писем мне в конце 1968 года написал: «Я дам тебе подсказки, чтобы написать картины для книги «Кришна»». Он давал список из пяти сцен. Например, Деваки беременна Кришной, находящимся внутри ее утробы, а полубоги вокруг в районе потолка возносят свои молитвы. Далее, она держит Кришну в свои руках. Васудева переносит Кришну через реку. Он находился в Лос-Анджелесе, а мы были в Бостоне. Мы отправляли ему картины в Лос-Анджелес, а он вешал их на стены и предлагал им цветы. Он сказал: «Эти картины – это девизы нашего ИСККОН». Затем он присылал следующий список для пяти картин. Так же он общался с Муралидхарой. Постепенно он просто сказал нам, чтобы мы сами выбирали картины. То же самое с Бхагавад-гитой. Дурьйодхана в шатре Дроначарьи говорит ему: «Это их армия, а это те, кто есть в нашей армии». И также несколько других картин. Пару раз он давал такие наставления, а затем он сказал: «Сами выбирайте картины». И для Шримад Бхагаватам он также попросил нас выбирать картины. Мы выбирали самые значимые темы. Обычно в Бхагаватам обсуждаются разные темы, например, тема творения Брахмы, тема творения Вишну. Мы выбирали, какая сцена больше всего может вместить в себя конкретную игру. Иногда я выбирала картины, а позже преданные стали выбирать картины вместе. Затем мы отправляли их Прабхупаде, и если у нас были какие-то сомнения, мы задавали ему вопросы. Например, мы сомневались, как рисовать в Чайтанья-чаритамрите Господа Чайтанью, который втянул все свои конечности внутрь тела, как черепаха, в своем экстазе разлуки. Он сказал: «Не надо это рисовать. Просто изобразите Его очень красивым в Гамбхире». Также где-то в 1974 году, когда Радха Валлабха Прабху был менеджером по производству в Би-би-ти, я решила, что наши предыдущие примитивные картины не были достаточно хороши, и мы захотели поместить в книги картины, нарисованные технически лучше. У нас была новая картина раса-лилы, и я подумала, что она гораздо лучше, чем та, которую сделала Девахути. Она скопировала индийскую версию с Лой Базара, которая была сильно стилизована. Прабхупада, общаясь с Рамешварой, сказал:
– Те, кто хочет изменить изображения, не спрашивая меня, негодяи.
Он назвал меня кем-то вроде хиппи из Кали-юги, которой нравится видеть длинные дикие волосы. Он сказал:
– Эта картина похожа на забавы хиппи. Я больше предпочитаю картину Девахути, потому что она очень величественная.

82-31 Бату Гопал дас

Другой случай был в Нью Вриндаване. Храм все еще находился в Бахулаване, в первоначальном месте. Он был переделан из фермы, и храмовую комнату достроили с обратной стороны. Там было всегда очень много народа, когда приезжал Шрила Прабхупада. Там не было места даже, чтобы стоять. Люди просто набивались туда. В ночь на Джанмаштами Шрила Прабхупада был там, и все преданный просто набились. Мне кажется, что нам всем даже не хватало кислорода. Меня очень тесно сжали. Шрила Прабхупада попросил преданных читать книгу «Кришна». Он сидел там. А я засыпал просто от нехватки кислорода, жары и давки. Я засыпал, но смотрел на Шрилу Прабхупаду, и казалось, что Шрила Прабхупада тоже засыпал. Это же естественно в таких немыслимых условиях. Я смотрел на Прабхупаду, и казалось, что Прабхупада также дремал. Но вдруг он открывал свои глаза и делал замечание по поводу того, о чем только что читали, чтобы разъяснить что-то или чтобы раскрыть тему. Это происходило несколько раз, когда казалось, что он спит, но вдруг он просыпался и говорил прямо в точку. В тот момент, мне кажется, я понял, что Шрила Прабхупада не такой, как я. Если он и спит, он не спит, как это делаю я. Он не теряет свое сознание Кришны, а всегда остается сосредоточенным на Кришне.

82-32 Кришна Бхамини даси

Я никогда не писала Шриле Прабхупаде о проблемах. Я просто чувствовала, что у него и так много дел, и я всегда хотела писать ему какую-то позитивную информацию о том, чем мы занимаемся, чтобы порадовать его. Но он всегда был очень добр, спрашивал о благополучии детей и говорил о том, как о них заботиться. Однажды он прервал лекцию по Бхагаватам, потому что увидел, как мой сын сосет свой палец. Он сказал:
– Ты должна намазать его пальцы чем-то горьким.
Он прервал лекцию, просто чтобы сказать: «Ты должна намазать его пальцы чем-то горьким».

82-33 Джадурани даси (Шьямарани)

Как мы доносили наши идеи до Прабхупады, чтобы получить одобрение или отклонение? Иногда мы давали ему наброски. Или если наша картина была только наполовину готова, мы отправляли ему картину. Он был очень внимательным к деталям. Однажды мы отправили ему картину Барадраджа с Господом Рамой и обезьянами, переходящими по мосту из камней. Картина не была закончена. Прабхупада сказал: «Почему у Господа Рамы только один ножной браслет?» Также в картине «Созерцание объектов чувств» идут кадры: привязанность, вожделение, гнев, иллюзия, падение в материальный омут. Мы отправили эту картину Прабхупаде. Барадрадж в последнем кадре нарисовал человека, которого сдавили змеиные кольца. Сначала Прабхупада написал: «Почему змея?» Но затем, во втором письме он написал: «Да, на самом деле змея подходит. Потому что иногда время называют кала-сарпа, то есть подобное змее». Поэтому либо мы отправляли ему наброски и ждали подтверждения, отклонения или поправок, либо мы отправляли наполовину законченные картины. Было такое, что я совершала ошибку, ничего не спрашивая, и просто публикуя. Нам по-настоящему нужна личность бхагавата, даже если у нас есть его книга бхагавата. В Третьей Песне или в Нектаре Преданности описывается, как во время раса-лилы Кришны, когда Он танцует с гопи, все растрепывается – одежды растрепываются и падают, и также волосы. В Нектаре Преданности сказано, что волосы Кришны были настолько длинными, что это выглядело, как будто бы его обнимала Богиня Удачи. Я настолько гордилась собой, что взяла с собой несколько преданных в большой сад в Нью-Йорке, Бруклинский Ботанический Сад. К нам также приехал Мурали Вадана, фотограф Би-би-ти, и снял много фотографий, на основе которых я нарисовала картину раса-лилы. Она была напечатана в его книге. И он сказал: «Эта картина погубила мою книгу. Надо ее вырвать из каждой книги».

82-34 Бату Гопал дас

Я не помню, был ли это тот же самый визит или другой, но это происходило в той же храмовой комнате в Бахулаване. Кто-то попросил меня омахивать Шрилу Прабхупаду чамарой. По-моему шла Гуру-пуджа. Я не помню, что происходило, потому что был сконцентрирован на этом задании. Я старался изо всех сил омахивать Прабхупаду чамарой. А Прабхупада постоянно поднимал свой взгляд на меня. Я подумал: «Хорошо, будут еще более внимательным, более решительным». В конце концов Шрила Прабхупада потянул руку, показав мне, что хочет взять у меня чамару. Я отдал ее Шриле Прабхупаде. Тогда Прабхупада стал показывать мне своей рукой, как пользоваться чамарой, чтобы отгонять мух, а не махать, как павлиньим веером. Он сделал несколько движений: «Чик, чик, чик». Затем посмотрел на меня вопросительно: «Ты понял?» Я сказал: «Да». И он вернул ее мне. Это был еще один случай, когда Шрила Прабхупада поправил меня. Сначала с чаранамритой, а теперь с чамарой.

82-35 Кришна Бхамини даси

И снова, мое общение со Шрилой Прабхупадой было построено главным образом вокруг детей. Это очень личная история, но я все равно ей поделюсь. Когда я была беременна своим сыном, мы очень старались быть в сознании Кришны, и поэтому мы не использовали слово «малыш», говоря «малыш брыкается». Между нами мы говорили «маленький вайшнав брыкается», не зная, мальчик это или девочка. Мы думали и надеялись: «Это не младенец, это вайшнав». Когда я родила его, Бхагаван позвал Шрилу Прабхупаду и сказал: «Кришна Бхамини родила сына. Могли бы вы любезно дать ему имя?» И Шрила Прабхупада дал ему имя Вайшнав дас. Это было невероятно. Я сказала Бхагавану: «Ты говорил ему, что мы обращаемся к младенцу, как к маленькому вайшнаву?» Он сказал: «Нет, я не говорил». Это еще одно подтверждение после того, как я получила свое имя. Теперь Шрила Прабхупада дал сыну имя Вайшнав, как мы его называли в течение долгого времени, но только между собой. Духовный учитель, Шрила Прабхупада, безусловно находится в наших сердцах, и он по-настоящему является проявлением Сверхдуши.

82-36 Джадурани даси (Шьямарани)

В основном мое общение со Шрилой Прабхупадой проходило через письма, потому что мы должны были написать очень много картин для книг, которые издавались очень быстро. Где бы он ни находился в мире, хотя это и была обычная почта, в тот момент, когда он получал наше письмо, он тотчас же отвечал. Если письмо шло семь дней до Индии, мы получали ответ ровно через две недели, потому что он отвечал сразу же. Мы задавали такие вопросы: «Где сражались Хираньякша и Вараха? Потому что Хираньякша выбросил Землю в океан Гарбходака на дне вселенной». Мы также спрашивали: «Как именно они сражались на воде? И где были Брахма и полубоги в то время? Потому что они сыпали сверху цветы». Прабхупада отвечал всем нам в одном письме, нумеруя ответы. Мы проставляли свои номера, к примеру, от 1 до 15. И он использовал номера от 1 до 15. Один за другим он давал ответы. Например, он говорил: «Вараха и Хираньякша сражались на воде. Брахма наблюдал с неба. Камни сыпались с Земли, которая находилась на клыках Варахи. Да, полубоги находились повсюду в небе». Также одной из непостижимых сцен было то, как Махавишну бросал взгляд на иллюзорную энергию во времени. Благодаря сочетанию времени, Его взгляда и непроявленной материальной природы все в космическом проявлении развивалось. Мы спросили: «Прабхупада, как нам изобразить это?» Теперь мы уже имеем все эти картины. Но тогда у нас не было ничего. В письме он ответил: «Время смешивается с материальной энергией, подобно бутону цветка. С течением времени бутон расцветает и становится цветком. Или как бомба замедленного действия. Через какое-то время она взрывается». Затем он еще раз попытался объяснить: «Возбуждение времени подобно кастрюле с водой, которую поставили на огонь. Через некоторое время вода закипает. Когда она доходит до кипения, это и есть возбуждение». Потому что наш вопрос был такой: «Прабхупада, а что означает возбуждение времени?» «Или же пример с химическими элементами. Когда мы смешиваем щелочь с кислотой, возникает шипение, или возбуждение». Он заканчивал свои письма, говоря: «Спасибо, что помогаете мне таким образом. Надеюсь это письмо застанет вас в добром здравии». И также он всегда говорил: «Я даю вам всю эту информацию, но задача художника заключается в том, чтобы придумать, как все это изобразить». Однажды я спросила у него о Господе Брахме. И он ответил: «Об этом ты должна спросить Брахму». А однажды я написала ему: «Я совершенно отчаялась, потому что храмы и книги очень быстро появляются. Как мне рисовать быстрее и лучше?». Он сказал: «Просто молись искренне Кришне, и Он поможет тебе рисовать быстрее и лучше».

82-37 Бату Гопал дас

Во время другого визита в Нью Вриндаван Шрила Прабхупада проводил даршан на траве. По-моему это было перед домом, где он жил. Это было не в Бахулаване, а выше по дороге. По-моему к тому моменту уже шла стройка дворца. Так что это было недалеко от дворца, и соответственно не очень далеко от места, где сейчас располагается главный храм. Так или иначе, мы сидели на траве со Шрилой Прабхупадой. Простите, я не помню, было ли это на самом даршане или перед ним. Но он рассказал историю о брахмане и сапожнике, которую мы все знаем. Брахман был знатного происхождения и гордился своим положением. А сапожник, конечно же, был гораздо ниже по социальному уровню, на самом дне. Они оба встретили Нараду, и оба спросили у Нарады, что он делал и куда держал свой путь. Нарада ответил обоим:
– Я держу путь на Вайкунтху к Господу Нараяне.
Оба сказали:
– О, пожалуйста, возвращайся и расскажи мне об этом.
Через некоторое время Нарада вернулся и сначала увидел брахмана. Брахман сказал:
– О, ты видел Господа Нараяну?
Нарада сказал:
– Да, видел.
– А чем Он занимается?
Нарада сказал:
– Он продевает слона сквозь игольное ушко.
Брахман недоверчиво протестовал:
– Это невозможно. Ты пытаешься меня обмануть. Ты не видел Господа Нараяну.
И отмахнулся. Затем Нарада пришел к сапожнику, который также спросил:
– Чем Господь Нараяна занимается на Вайкунтхе?
Нарада сказал:
– Он продевает слона сквозь игольное ушко.
Сапожник сказал:
– О, мой Господь так велик! Удивительный Нараяна!
Нарада был изумлен. Он сказал:
– Как это ты принимаешь за факт такую фантастическую историю, ни капли не сомневаясь?
Сапожник сказал:
– Посмотри, мы сидим под этим огромным баньяновым деревом. А это баньяновое дерево появилось из крошечного семечка. Если Господь может поместить такое огромное баньяновое дерево в маленькое зернышко, какая для Него проблема продеть слона сквозь игольное ушко?
Прабхупада рассказал эту историю. Это меня немного смутило и я стал немного сомневаться, потому что до этого читал стихи из Девятой Главы Бхагавад-гиты, где Кришна говорит: «О, сын Притхи, те, кто принимают прибежище у Меня, даже если они низшего происхождения, женщины, вайшьи и шудры, могут достичь высшей цели». В следующем стихе 33 Господь Кришна говорит: «Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, преданных и праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, займись любовным служением Мне». Слова «что же тогда говорить о…» беспокоили меня. Я сидел на траве в первых рядах этой группы перед Прабхупадой. Поэтому я сказал:
– Шрила Прабхупада, вы рассказывали историю о брахмане и сапожнике. И ясно, что в данном случае именно сапожник, человек низшего происхождения, оказался очень верующим преданным, а брахман, хотя и считался выдающимся человеком, таким не являлся. Почему тогда Кришна говорит такие слова: «что же тогда говорить о брахманах и праведных царях»?
Я как-то сформулировал свой вопрос, скорее всего очень плохо и искаженно. Прабхупада сделал небольшую паузу. Затем он посмотрел на меня и сказал:
– Ты не понимаешь этого?
– Нет.
– Ты не понимаешь этого?
– Нет.
– Ты не понимаешь этого?
Три раза он спросил у меня. Конечно же, к этому моменту я уже уменьшился. Шрила Прабхупада сказал:
– Если ты и я и Киртанананда Свами сядут вместе в машину, значит ли это, что ты равен Киртанананде Свами? Значит ли это, что ты равен своему духовному учителю?
Очень хотелось бы выразить, как лучи недовольства источались от Прабхупады?
Конечно же, я просто дрожал, и сказал:
– Нет, конечно же, нет.
Прабхупада сказал:
– Как только мы перестанем делать различия, мы превратимся в майавади, мы станем имперсоналистами.
Он сделал снова паузу. Затем он приподнял рукой свою гирлянду. В то время в Нью Вриндаване ради экономии и ради принципа «простая жизнь, возвышенное мышление», предпринималась попытка предлагать Кришне что-то местное и легко доступное, не совершая чрезмерных усилий и не платя деньги торговцам в Питтсбурге или Маундсвилле. Итак, Шрила Прабхупада приподнял свою гирлянду, которая состояла из роз и зеленых листьев между ними. Прабхупада сказал:
– В этой гирлянде розы очень ценны. А эти листья – нет, не очень. Поэтому если я скажу: «Я принимаю даже листья на этой гирлянде, что же тогда говорить о розах?» Теперь ты понимаешь?
Мне кажется, что волна понимания пронеслась через всю группу. А Прабхупада улыбнулся, потому что он также скорее всего чувствовал это: «Какой совершенный способ перефразировать слова Кришны?» «Даже эти листья я принимаю, что же тогда говорить о розах?» Это было удивительно. Вскоре после этого был киртан. Было очень экстатично. Прабхупада стал разрывать гирлянду и раскидывать цветы преданным. Затем он оторвал маленький кусочек с розами и листьями, который он показывал нам. И он отдал его мне. Он выглядел очень счастливым. Мне кажется, что больше всего мне запомнилось то, насколько Прабхупада был также доволен. Все – говорящий, слушающий, гуру, ученик – все наполняются счастьем, когда идет обсуждение Кришны, когда идет объяснение Кришны. Это было удивительно. В течение многих лет я хранил эту гирлянду. Но в конце концов я потерял ее. Но это была настоящая реликвия для меня.

82-38 Кришна Бхамини даси

В следующий раз я родила Манджари. Мы также написали Шриле Прабхупаде. Он ответил очень замечательным письмом, которое у меня есть. Я просто прочту небольшой отрывок из него: «Дорогая Кришна Бхамини, пожалуйста, прими мои благословения. Я всегда получаю твои письма с большим удовольствием. Я предлагаю свои благословения вашему новому ребенку, Манджари деви даси. Устройте пир, проведите огненную ягью, и Бхагаван может предложить ей гирлянду и сделать объявление: «Наш духовный учитель дал ей это прекрасное имя». Теперь ваш главный долг – следить за тем, чтобы ваши дети хорошо развивались. Нет сомнений в том, что они возвышенные души. Поэтому если они просто будут находиться среди своих родителей и других преданных, они очень быстро совершат прогресс». Это одно из самых главных для меня наставлений от Шрилы Прабхупады – хорошо заботиться о моих детях. Я старалась заниматься этим в течение последних пятидесяти лет. И продолжаю, хотя для меня было очень ново выполнять роль матери и у меня никогда не было младшего брата или сестры. В те дни было очень трудно быть хорошими родителями. Но я надеюсь, что на протяжении многих лет я несла в своем сердце эти наставления, и по милости Кришны все мои дети и внуки следуют по стопам Шрилы Прабхупады и нежно любят его.

82-39 Чинмайи даси

Он гораздо больше, чем то, что мы видим внешне. Он не просто индийский человек или индийский гуру. Он обладает таким
преданием, которого мы не можем даже коснуться. Но нам надо продолжать стараться и очищать себя воспеванием и постоянным общением с его словами, его лекциями и его книгами.

82-40 Джагат Пуруша дас

Из всех качеств Шрилы Прабхупады мне больше запомнилась абсолютно безусловная любовь Шрилы Прабхупады ко всем нам. И не только ко всем нам, а ко всем живым существам. Мне кажется, что именно поэтому Шрила Прабхупада смог сделать то, что сделал. Потому что мы все чувствовали эту любовь. И мы могли почувствовать, насколько истинной она была. Это была наша возможность почувствовать любовь Кришны, любовь Бога, через Шрилу Прабхупаду. Это то, что мне запомнилось больше всего.

82-41 Джадурани даси (Шьямарани)

Несомненно, я не могу сказать, что есть какое-то одно мое любимое качество Прабхупады из его 26 качеств. Потому что я совершала очень много ошибок и оскорблений, и он был очень терпимым. Однажды, когда я вышла замуж, я совершила больше всего оскорблений. Я попросила своего мужа написать ему и сказать: «Пожалуйста, простите меня за мои оскорбления». Прабхупада ответил: «Я не заметил никаких оскорблений. А если ты совершила оскорбления, я прощаю их сто раз». Это его терпение и его смирение, хотя он пришел из духовного мира. Когда мы говорили с ним, хотя мы пришли из материального мира, а он – из духовного мира, казалось, что мы находимся в одном месте. И он говорил с нами очень просто. Однажды я совершила большую ошибку, не последовав его наставлению о том, как рисовать Нараду Муни. Он дал мне изображение Нарады Муни. Я нарисовала картину, и ему она понравилась. Но затем я подумала: «Я могу сделать еще лучше». Я пошла в библиотеку в Бостоне, нашла прекрасного мускулистого Господа Иисуса, и нарисовала Нараду таким же мускулистым. Но когда я встретила снова Прабхупаду после нашей переписки, он сказал:
– Нет смысла становиться хорошим художником, чтобы удовлетворять чувства публики. Они глупцы. Людей не волнует, насколько хороша картина. Их волнует только то, кто ее написал.
Я сказала:
– Мы тоже так делаем. Мы говорим: «О, Прабхупада это сказал? Хорошо».
Он сказал:
– О, это как если мать зовет своего ребенка лотосооким, хотя он слеп. Таким же образом ты ценишь меня.
Мы сидели близко друг к другу на сундуке. Затем он сказал:
– Мне нравятся твои глаза – кошачьи глаза. Все любят кошачьи глаза.
Я сказала:
– А мне нравятся ваши глаза – лотосные глаза.
Он сказал:
– О, я просто старый глупец.
Можно было по-настоящему почувствовать, что он так думает. Также его гениальность мне нравилась очень сильно. Потому что мы задавали ему вопросы: «Как выглядит такая-то личность? Сколько лет Видуре? Сколько лет Рамананда Раю? Есть ли у него усы? Как выглядит его хижина?» И он просто сразу давал ответы. Поэтому, его гениальность, его терпение, его смирение – все.

82-42 Кришна Бхамини даси

Шрила Прабхупада любил приезжать в Нью Маяпур. Это была прекрасная община. 200 акров земли. Мы выращивали много фруктов и овощей. У нас была прекрасная комната для Шрилы Прабхупады. Он чувствовал себя там очень умиротворенно. Он был по-настоящему счастлив от того, что мы развивали эту сельскохозяйственную общину. У нас были коровы. Я помню, что у меня был трудный период во время его последнего визита в Нью Маяпур. Когда он говорил во время лекции, вы чувствовали, что он говорит непосредственно вам. Я чувствовала, что он обращается прямо ко мне. И он сказал: «Сколько бы трудностей нам ни выпадало в сознании Кришны, не думайте, что счастье в материальном мире лучше. Ваш худший день в сознании Кришны, день ваших самых больших страданий – гораздо гораздо лучше, чем любое счастье, которое вы можете испытать в материальном мире». И он по-настоящему умолял нас: «Пожалуйста, не оставляйте Кришну. Не оставляйте Кришну». На самом деле не мы не оставили Кришну. Просто Шрила Прабхупада никогда не оставлял нас. Уже 50 лет Шрила Прабхупада держит меня, мою семью, моего мужа, моих детей, моих внуков – всех – под своим крылом. Он обещал всегда оставаться с нами. И он не хочет, чтобы мы уходили. Это удивительные воспоминания.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)