Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 80

80-01 Бхагаван дас
Я как раз закончил все подготовительные курсы и собирался поступить в медицинскую школу.Поэтому у меня было немного свободного времени. А Кришна Бхамини начала посещать лекции по Бхагавад-гите, которые Рупануга проводил в университете. Однажды вечером она вернулась и сказала, что далеко не все не может понять, и попросила меня прийти с ней на лекцию, чтобы помочь ей понять, о чем там идет речь. Я сказал: «Окей». Я пошел туда. Там был Нароттамананда. Она тоже пришла. У меня состоялась дружеская встреча с Рупанугой. Он сказал:
– Кстати, Прабхупада приедет и будет читать лекцию в университете, и не очень долго. Хотел бы ты прийти?
Я сказал:
– Конечно.
Мы только закончили слушать Ричарда Алперта, Рамдаса, а также Тимоти Лири. Так что мы двигались в этом направлении. Прабхупада приехал. Рупануга спросил меня, хочу ли я приехать в аэропорт и стать частью маленькой команды, которая встретит его. Мы приехали в аэропорт. Следующее, что я помню – Прабхупада едет в машине прямо за мной. Мы приехали в дом к Рупануге. Так мы встретились. В первую очередь сразу бросалась в глаза благость Прабхупады, как личности. А мир нуждался в этом. В 60-х все искали этого, убегая от манипулирующей материалистической лестницы, которая определяла свои категории успеха. Затем он прочитал лекцию в университете. Он только приехал в Америку, поэтому его английский все еще был сильно богат индийским произношением. И по сути мы практически ничего не могли понять. Мы подумали: «Ну хорошо, будем просто слушать звук». Нам понравилось. Затем мы последовали за Прабхупадой в штат Огайо, где у него состоялась программа с Алленом Гинзбергом, а Кришна Бхамини там училась раньше в школе. Итак, мы поехали туда. А после этого Рупануга сказал:
– Почему бы вам не поехать в Нью Вриндаван? Прабхупада будет там. Вы сможете получить инициацию и одновременно пожениться.
Мы поехали в Нью Вриндаван. Я сказал Прабхупаде, что только поступил в медицинскую школу Университета Уэйн в Детройте. Я спросил его:
– Как вы думаете, что мне делать?
Он сказал:
– Поезжай, стань доктором.
После встречи с Прабхупадой мы получили инициацию. Мы поселились в Детройте около медицинской школы. Я ходил в медицинскую школу, а затем мы выходили в университетский кампус и воспевали там, играя на гитаре. Внезапно стали присоединяться люди. И это дошло даже до того, что однажды в медицинской школе нам дали труп для вскрытия, и я сказал:
– Я не могу говорить с этим парнем.
Я подумал просто оставить это и сконцентрироваться на том, чтобы открыть храм. Но это было 15 лет подготовки к тому, чтобы отречься от этого.
80-02 Бхагаван дас
Когда мне было восемь лет, я посещал службу Рош ха-Шана со своим отцом в Баффало. Я помню, как шел с ним и заинтересовался тем, есть у Бога какая-то связь с женщиной. В восемь лет я еще не знал подходящего слова, что-то вроде «супружеских отношений». Я думал об этом. И я всегда помню этот случай. Он представил мне философию и я сказал: «Окей». А спустя двадцать лет я практически получил ответ. И также идеи реинкарнации и неизменности души очень быстро привлекли меня.
80-03 Бхагаван дас
В то время он уже установил программу раннего подъема, проведения арати, утренней лекции, вечерней лекции, выхода на санкиртану, распространения журнала «Обратно к Богу». Это была простая программа. С проповеднической программой мы поехали в Энн-Арбор. Там была целая группа хиппи, употреблявших ЛСД, у которых был дом. Мы приехали туда и превратили большинство из них в преданных. Они все еще там. Все они спустились. И с этого момента все стало очень активно развиваться, даже вплоть до того, что Прабхупада захотел к нам приехать. Мы приехали в аэропорт, чтобы встретить его. Туда приехали сотни преданных. Мы подготовили для него место для сидения. Когда он появился, атмосфера стала очень насыщенной. Мне кажется, что это был первый раз, когда я заплакал. Там присутствовало вселенское чувство. Он был невероятно рад нашему приему. Но затем мы спустились, чтобы отвезти его на машине, которую мы арендовали, но она опаздывала. Прабхупада подождал несколько минут, но ему это очень не понравилось. Если не нравилось опаздывать, ему не нравилось ждать таких вещей. Поэтому он сказал:
– Я возьму такси.
Но в последнюю минуту приехала машина. Тем не менее, это был урок того, что он ценил время. Позже, обращаясь к нам, он заметил, что его время здесь ограничено, и он не любит растрачивать материальную энергию, и он не любит терять время. Мне кажется, он подчеркивал большинству из нас, что нельзя растрачивать возможности, нельзя растрачивать деньги, нельзя растрачивать пищу, нельзя растрачивать время. И также надо иметь быструю кривую обучаемости. Иначе в каком-то моменте кривой обучаемости он появится, чтобы убедиться, что вы обучаетесь всему так быстро, как это только возможно.
80-04 Бхагаван дас
Он остановился в доме одного индийца. Один человек из индийской общины дал нам комплект Бхагаватам на бенгали, который я отдал Прабхупаде. Это тот комплект, который он как раз использовал. Поэтому, так или иначе я явился инструментом, чтобы принести ему книги, которые он затем использовал, чтобы переводить Бхагаватам. Я никогда не мог подумать, что позже сам буду в этом участвовать, и тогда я не понимал роли книг в нашей деятельности, потому что в то время у нас было не много книг. Он остановился у нас на день или около того, а затем отправился в Нью Вриндаван или Чикаго.
80-05 Бхагаван дас
У нас были Божества Джаганнатх, которые мы сделали с Нара-Нараяной. Прабхупада всегда учил тому, что Кришна везде. Поэтому в конце концов мы пошли на свалку и нашли там три железнодорожные шпалы. На свалке. Мы принесли эти железнодорожные шпалы, и он вырезал из них Божества Джаганнатх. Подобно тому, как Кришна появляется из колонны. Но Прабхупаде нравились Божества. Он объяснял по поводу Божеств, что Кришна уже присутствует в каждой молекуле и в каждом атоме, как Сверхдуша. Поэтому сознание находится внутри всего. И Кришна проявляется тогда, когда духовный учитель призывает это сознание войти в те элементы, чтобы принимать общение и давать общение. Он использовал пример с авторизированным почтовым ящиком. Вы не можете положить свое письмо в какой угодно ящик. Также он объяснял, какие отношения были у Госвами с их Божествами, как Божества говорили с ними, как Божества двигались, как Божества ходили с ними. Мы основывались на его объяснениях и историях. Конечно, своим западным умом мы могли подумать, что это уже слишком – четырехрукие божества – это уже чересчур. Но когда он сказал это, подтверждая ведическим знанием и древними историями, нам всем было уже не так трудно это принять. Он чувствовал, что Движение начинает расширяться. И это доставляло ему огромное удовольствие – видеть, как Движением расширяется, видеть, как книги издаются, видеть, как преданные могут сотрудничать вместе. Это было весьма уникально, потому что в храме мы жили с людьми, о которых вы бы никогда до этого не подумали, что будете с ними близки. Но так как Прабхупада вселил в нас высокий уровень беспартийности, когда вы определяете себя не какими-то различиями, а общим понимаем. Это был очень ценный дар. И это не так, что все должны были стать однородными. У вас несомненно сохранялась личная индивидуальность. Но он принес в нашу жизнь единение, которое было важно в то время. Это был один из его важных даров. Особенно сегодня можно видеть, что весь мир делится на две части – имущие и неимущие, республиканцы и демократы, мужчины против женщин. Все это абсолютно разделенный мир. Поэтому для всех нас это был очень уникальный опыт, когда мы были с ним в течение этих одиннадцати лет и чувствовали единство всех стран. Таково было видение Бхактивинода Тхакура – все страны будут объединены под одним знаменем. И ему удалось это сделать – все цвета, все расы, все национальности – все было сконцентрировано на том, чтобы сделать мир лучше благодаря сознанию Кришны.
80-06 Бхагаван дас
В следующий раз я увиделся с Прабхупадой таким образом. Мы вернулись с санкиртаны. Это было в Детройте. Было жарко, мы все были в поту и уставшие. Я наверху принимал душ, когда один преданный постучался в дверь и сказал:
– Шрила Прабхупада звонит по телефону.
Я подумал, что не расслышал. Я сказал:
– Что ты имеешь ввиду?
Он сказал:
– Тебе надо спуститься.
Я обернулся гамчхой, спустился и сказал:
– Что ты имеешь ввиду?
А он показал на трубку и сказал:
– Прабхупада на проводе.
Я взял телефон, а он спросил:
– Бхагаван дас?
Я сказал:
– Да, Прабхупада. Что я могу сделать? Как я могу вам служить?
Я был по-настоящему в шоке. Он сказал:
– Тебе много всего предстоит сделать. Но прямо сейчас необходимо, чтобы ты приехал сюда. Я пытаюсь провести реорганизацию общества. И тебе надо быть здесь.
Я сказал:
– Хорошо, я приеду как можно скорее.
Затем я позвонил Рупануге и сказал:
– Мне только что позвонил Прабхупада.
Он сказал:
– Мне тоже.
Я сказал:
– Что это значит?
Он сказал:
– Я не знаю.
Мы встретились с ним в Сан-Франциско во время Ратха-ятры. В день Ратха-ятры я заболел, и поэтому не пошел туда. Но после этого мы встретились и он сказал:
– Приезжай в Лос-Анджелес. Нам надо будет обо всем поговорить. Я хочу создать Руководящий Совет, подобно тому, который сделал мой Гуру Махарадж. И я хочу, чтобы ты участвовал там.
Карандхара был невероятно разумной личностью, и он поразил меня. Он был следующим человеком, который показал мне, насколько разумны люди здесь. Они не старались просто уйти от работы. Они были разумными людьми. Итак, мы встретились, и Прабхупада описал нам идею Руководящего Совета. Но параллельно проходил определенный опыт, который научил нас быть внимательными к деталям. В то время произошла серия случаев, после которых Прабхупада все больше и больше чувствовал, что его положение преуменьшается. Однажды он пришел в свою комнату и обнаружил, что одна девушка, убираясь в его комнате, перевернула вверх ногами его фотографию. Он зашел и был в шоке. Мы наблюдали за всем этим, но в то время мы еще не были так внимательны к деталям. Затем он спустился в храмовую комнату, где кто-то положил соль в чаранамриту. Это был еще один случай. Также однажды он вернулся в свою комнату, и там один преданный спросил Прабхупаду, почему он не ответил на его письмо. Тогда он позвал Гаргамуни и других лидеров храма и стал спрашивать:
– Почему я не получил это письмо?
Тогда он узнал, что руководители храма читали его письма и выбирали, какие из них по их мнению он должен видеть. Тогда Прабхупада стал складывать все это вместе. На самом деле это стало происходить раньше, когда он отправил Ачьютананду в Индию и получил от него письмо о том, что некоторым из духовных братьев в Индии не нравится, что Прабхупаду называют Прабхупадой. Вы знаете эту историю. Они думали, что это имя зарезервировано для Бхактисиддханты Сарасвати. Тогда Прабхупада сказал:
– Это то, почему я хочу отделиться от них. Потому что есть много зависти.
Нам на самом деле было непривычно слово «зависть», и мы думали: «А кто эти ребята в Индии? Как это связано с нами?» Но Прабхупада подумал, что через письмо проник яд и передался другим людям, которые в то время были руководителями, и этот яд преуменьшал его положение. Затем в Нью-Йорке была напечатана книга, в которой имя указывалось неправильно. Они написали «Бхактиведанта Свами» или «Свами Бхактиведанта» или что-то вроде. Одним словом, они написали неправильно. Это также взволновало его. Итак, был ряд таких событий. И он перестал заниматься переводом, потому что он чувствовал, что движение в тот момент заразилось коронавирусом в своем сердце. Поэтому он пытался понять, что дальше делать. Ему нужно было уехать. Он созвал нас и сказал:
– Вы Джи-би-си. Теперь управляйте.
Он должен был заполнить иммиграционную форму. Его секретарь (я не всегда упоминаю имен) читал как бы механически иммиграционную форму. Я сидел там. И он спросил Прабхупаду:
– Вы когда-либо совершали преступные действия?
Прабхупада посмотрел на меня и сказал:
– Что он только что у меня спросил?
Я не мог этого повторить. Он посмотрел на меня и сказал:
– Видишь, яд везде, везде. Поэтому мне надо срочно уехать.
Когда Кришна делать что-то одно, одновременно с этим совершаются и другие вещи. Невозможно увидеть всех слоев. Но он всегда думал о том, чтобы вернуться в Индию и совершить обмен между обученными индийцами и американцами. Он воспользовался этим, как предлогом для того, чтобы начать ятру в Индии.
80-07 Бхагаван дас
Прабхупада хотел, чтобы была ежедневная газета ИСККОН. Я подумал: «Это интересно». Мы купили печатный станок и стали все собирать в подвале храма в Детройте. Я сказал Прабхупаде:
– Мы пытаемся сделать газету, как вы об этом говорили.
Он сказал:
– О, я вижу тебе нравится печатать? У нас есть небольшие трудности во Франции с книгами и между преданными. Пришло время тебе сменить место нахождения. Езжай и становись Джи-би-си в Европе.
Как раз в то время, когда мы с Индрадьюмной уезжали, приехал Амбариша. Прабхупада принял Амбариша, и после этого много хороших событий произошло. А я отправился в Европу. И это было необычно. Я конечно немного изучал французский язык в школе, но в отношениях между преданными там было много конфликтов. Я приехал туда. Там был маленький храм, в котором даже негде было спать. Поэтому я спал на столе. Я знал, что Прабхупада собирается приехать в Париж. И это был как раз следующий раз, когда я увидел его – в Париже. Он провел большую инициацию в известных садах Парижа, где были тысячи людей. Затем мы поехали в концертный зал Плейель. Приехало много преданных из Европы. Это было большое событие. Там было много коммунистов. Мы поставили на сцену огромную вьясасану. После этого случая он сказал: «Может быть на таких больших собраниях я буду просто сидеть на подстилке? Потому что они не могут понять всего этого». Там было много мятежных коммунистов, которые кричали:
– Почему вы сидите на троне? Почему они кланяются вам?
Тогда он ответил им:
– Если вы знаете науку о Боге так же, как я, можете сами сесть здесь, а они будут кланяться вам.
Так он их успокоил. Но в тот раз после лекции он сказал: «Может быть было бы проще сидеть на стульях?» Но было интересно наблюдать за тем, как он сохранял невозмутимость. Он говорил, что Вайшнав подобен океану – на поверхности может быть рябь или большие волны, но внизу он остается спокойным. Он учил нас не волноваться, потому что знал, что европейцы быстро приходят в возбуждение и готовы сражаться. Но он преподал нам такой урок.
80-08 Бхагаван дас
Я отправил Нароттамананду в Индию. Он был моим другом еще с колледжа. И он прислал нам прекрасные Божества. Прабхупада вернулся и установил Их. В тот раз мы дали ему французскую Бхагавад-гиту. Есть еще одна история до этого. Но Прадьюмна подготовил все предметы для омовения. Как я уже говорил, Прабхупада был очень экономным и он не любил, когда что-то растрачивается. Поэтому когда он увидел огромные чаши для омовения Божеств, он сказал с вьясасаны:
– К чему вы приготовили такие огромные объемы? В этом нет необходимости. Просто сделайте чуть-чуть. Что мы со всем этим будем делать?
Все являлось уроком. Один момент в лекции был милым. Он сказал:
– Мы назовем Божества Радха-Париж-ишвара. Париж и французские девушки считаются самыми красивыми в мире. Поэтому Кришна пришел, чтобы забрать Себе немного французских девушек.
У него было хорошее чувство юмора.
80-09 Бхагаван дас
Мы ходили на утренние прогулки в лес. Там был прекрасный парк. Но мы жили в районе, где также были лучшие проститутки – лучшие из лучших. И когда бы мы ни ходили на утренние прогулки, они тоже были повсюду. Но Прабхупада просто шел своей дорогой. Он всегда рассказывал историю о Харидасе Тхакуре и проститутке, которой он ответил: «Я буду с тобой, как только закончу свои круги». Мы ходили туда на утренние прогулки каждое утро, и ему очень нравились эти прогулки.
80-10 Бхагаван дас
Я помню, как Прабхупада отчитал меня в первый раз. Я зашел к нему в комнату в Бомбее, чтобы попросить в кредит денег для покупки Нью Маяпура. Он спросил меня:
– Почему ты не знал, что стройматериалы были съедены муравьями?
Это не было случайностью. Это было серьезно: «Ты проделал такой огромный путь, но ты не заметил, что подрядчик дает нам плохой пиломатериал». Он отчитывал меня. И урок заключался в том, что если вы работаете на Прабхупаду, ожидается, что вы будете внимательным к деталям. В какой-то момент он сказал:
– Лучший ученик это тот, который не будет задавать вопрос. Он просто знает, что надо делать. Хуже тот, который задает вопрос, и таким образом узнает, что надо делать. А на последнем месте тот человек, который думает, что знает, что надо делать, но на самом деле не знает и просто все портит.
Он беспокоился о том, чтобы все были так же озабочены обо всем, как и он сам. Конечно же, Прабхупада видел все как энергию Кришны. Поэтому ничто не должно было растрачиваться зря или неправильно использоваться. Поэтому когда он заходил в санузлы в Маяпуре и видел их в не непригодном и нечистом состоянии, его это расстраивало. Он хотел совершенства в том смысле, чтобы все были более внимательными. Он не хотел видеть спящих людей. Смысл также в том, что он занимался этими храмами во Вриндаване и Маяпуре не так, как в Америке, когда он позволял нам арендовать здания. Это была его личная собственность. И он учил всех тому, как быть внимательными к деталям вплоть до каждой пайсы, то есть маленькой части цента. Утренние прогулки не были такими веселыми, как те, когда все преданные соревновались за то, чтобы идти впереди. На этих утренних прогулках все соревновались за то, чтобы идти сзади. Прабхупада изучал отчеты по книгам, и он находил расхождения, исчисляемые в долларах, а иногда даже в пайсах. Тогда он созывал бухгалтера, Джи-би-си и всех остальных и говорил:
– Почему не сходится баланс по книгам?
Настолько он обо все заботился. Потому что он знал о том, как тяжело трудятся преданные в Америке, и он чувствовал, что должен защитить их служение и не позволить, чтобы что-то растрачивалось зря. Он никогда не позволял нам брать такси. Мы всегда ездили на автобусе или на поезде. Даже когда кто-то получал пожертвование от своих родителей, он не позволял им тратить это на такси или полеты в разные места. Мы должны были ездить на поездах. Он учил принципу того, что забота – это бережливость. На самом деле он однажды сказал: «Внимательность к деталям – признак того, что вас это заботит. А если вы не внимательны к деталям, значит вас это никак не беспокоит». Для Кришны все имеет значение. Нет ничего, что происходит без причины или какого-то значения. В своей бухгалтерии или в покупке сырья или других расчетах он учил нас тому, что все имеет цель и Кришна видит все. И он поступает так же.
80-11 Бхагаван дас
На меня произвело впечатление и я научился одной вещи. На чем вы концентрируетесь, то в конечном счете и проявляется. Когда Прабхупаде было что-то нужно и он концентрировался на этом, мы видели, что это происходит. И в особенности это проявлялось в отношении его личного состава. Я видел, как Прабхупада получил землю и он хотел, чтобы на ней были построены величественные здания. Тогда вдруг откуда ни возьмись появился Сурабхи Махарадж. Мы были очень хорошими друзьями с Сурабхи Махараджем. Он был по-настоящему великолепным архитектором. Он только начинал этим заниматься, а Прабхупада поставил его проектировать Бомбей и проектировать Вриндаван. Я поражался, наблюдая за ним. Когда вы наблюдаете, как ваши духовные братья или сестры делают весьма удивительные вещи, это подобно тому, как наблюдать за Кришной или за Прабхупадой. Все это укрепляло вашу веру в процесс. За всем есть Повелитель. И этот Повелитель управляет душами, начиная с того, когда им умереть, и заканчивая тем, как им в жизни оказываться в нужном месте в нужное время. Было всегда весьма удивительно наблюдать за тем, как эти преданные появлялись в жизни Прабхупады, чтобы исполнить его видение.
80-12 Бхагаван дас
Прабхупада хотел, чтобы между преданными была дружба. Он много раз подчеркивал, что в сознании Кришны в отличие от материальной жизни люди не возвышаются благодаря унижению других. Нельзя думать, что вы выше кого-то, просто принижая его. Ему нравилась идея сотрудничества и дружбы. Однажды он увидел, как мы с Нара-Нараяной Прабху обнимаемся, и он сказал:
– Так должно быть – объятие, а не драка.
Но конечно же это идеал.
80-13 Бхагаван дас
Прабхупада прилетел в Швейцарию. Он скорее всего предвидел, что происходит. Шьямасундара сказал:
– Почему бы вам не поехать в Швейцарию и не отдохнуть там? Там так красиво.
Когда Прабхупада приехал туда, там была морозная горная погода. Во-первых мне кажется, что это очень опасно. Когда он прилетел туда, там был лютый мороз. Он зашел в свою комнату, и там тоже было холодно. Затем он стал жаловаться, что чувствует себя заключенным. Преданные не могли найти никакой еды для него. Итак, ему было холодно и он был голоден. Тогда он сказал:
– Бхагаван должен быть во Франции. Пусть он приедет.
Так что есть две части истории. Первая – это то, что он не ел. Я попросил преданных приготовить большой пир и повез его с собой в самолете. Я приехал туда ночью. Он встал с постели, радостный видеть нас. Я сказал:
– Прабхупада, мы привезли вам прасада.
Он встал и счастливо поел. Он не ел неделю. Но есть также еще одна часть истории. Двое Джи-би-си взяли деньги из фонда книг или фонда храмов, чтобы купить землю. Но они решили вложить их в золото на бирже. Они взяли все эти десятки тысяч долларов, пошли в швейцарский банк и вложили все их в золото. Когда Прабхупада узнал об этом, он был расстроен:
– Откуда вы знаете, что оно вырастет? Что если оно упадет? Это же азартные игры. Вы не должны так использовать деньги.
Они сказали:
– О, Прабхупада, это точно – золото будет подниматься.
И я был там для того, чтобы вынудить их пойти в банк, продать золото, получить обратно деньги без потерь и использовать их для тех целей, которые от них ожидались. Прабхупаде приходилось постоянно всеми управлять. Он считал западных людей очень независимыми. Индийцы обычно делали все тонким образом. Они манипулировали деньгами. Но американцы шли напролом, как на диком западе: «Мы сделаем это!» Затем он выбрался оттуда и улетел обратно в Америку в Нью-Йорк. Так что он в тот раз смог поесть и получить обратно свои деньги.
80-14 Бхагаван дас
Когда Кишори сказала Прабхупаде о том, что учителя жестоко обращались с детьми, он несомненно был расстроен этим. И он в том числе сказал ей, что лучше всего, если родители будут воспитывать детей. Так что была теория отправления детей в гурукулу, чтобы они учились, как любить Кришну. Таков был потенциал, который он видел – учителя могут представлять родителей. Это был идеал. И Прабхупада искал идеала. Но затем была реальность. И реальность заключалась в том, что наши учителя еще даже не были обучены как преданные, и также не обязательно были обучены как учителя. Тогда он сказал, что лучше всего, если дети будут с родителями. Но вот, что происходило. Родители присылали много детей, но не было никакой возможности их обучать. И они не хотели отдавать их в общественную школу. Но наши школы на самом деле не были готовы в то время. Это был обучающий опыт, который к сожалению принес много боли многим людям, которые все еще восстанавливаются после этого. И урок заключается в том, что когда вы ставите кого-то на какую-то должность, вы должны увидеть, на каком уровне они находятся в данный момент, и видеть, каков их потенциал. Но нельзя путать их потенциал с тем, кем они являются сейчас. А дети это не те, на ком можно проводить эксперименты. Если родители или учителя не знают, что делать, они идут к своим родителям или получают образование или как-то учатся, что надо делать. Но в ИСККОН все происходило очень быстро и стремительно – строительство храмов, печать книг, воспитание детей, встречи с политиками – очень много всего сразу. И Прабхупада знал, что его время ограничено. Он всегда знал об этом. Он был здесь одиннадцать лет. Это не много времени для того, чтобы попытаться сделать то, что он сделал. В своем уме он имел все видение. Он уже знал обо всем, что должно быть сделано. И кто бы ни попадался на его пути, он старался поставить этого человека на какое-то положение. Он не ждал, пока все станут совершенными. Он рассуждал так: «Если вы можете взять ответственность, возьмите и несите ее». Так ему приходилось действовать в своем Движении.
80-15 Бхагаван дас
Прабхупада сделал меня, Рупанугу и Карандхару изначальными попечителями Би-би-ти. Он привил нам понимание того, что он не хотел изменений, и изменения должны проходить через него. Необычным шагом было то, что он позволил мне делать дизайн европейских книг таким, как я хотел, отличным от того, что он делал. Он просто дал мне эту возможность. Но когда мы говорим об изменениях и редактировании, конечно же, исторически эти вещи даже до текущего момента вызывают самые нежелательные разделения внутри общества. Было редактирование, положение гуру и роль женщин в сознании Кришны – все эти вопросы частично были решены. Что касается редактирования, то я был редактором некоторых частей книги «Кришна». Поэтому я могу говорить, основываясь на своем опыте. А ему нравилась моя редакторская работа. И он хотел только одного – когда вы читаете английский, он не должен звучать как индийский английский. В этом был смысл. Он хотел, чтобы английский был естественным. Он не хотел, чтобы что-то менялось. Он просто хотел, чтобы построение предложений было правильным. И это не было чем-то основным. Люди могут что-то не расслышать на кассетах и впечатать неправильно. Он не хотел, чтобы были ошибки в английском в его книгах. Он не хотел никакого редактирования, кроме правильного английского, не считая таких случаев, когда написали «планеты деревьев» вместо «планеты предков», то есть очевидных вещей. Но было трудно делать это даже тогда, когда Прабхупада присутствовал. Но особенно когда изменения делаются в отсутствии Прабхупады, все преданные наблюдают за этим. И это та часть, с которой все еще надо разобраться. Редактируете ли вы только для того, чтобы улучшить английский, или же вы представляете вашу идею в предложении, которого даже не было в оригинале? Это что касалось редактирования. Являясь попечителями Би-би-ти, мы были очень внимательны к этому. Мы с Хансадуттой занимались презентацией его книг европейцам, и Прабхупада доверял нам делать это. Они получились очень хорошо, и ему они нравились. Мы добились хорошего результата в этом. Но редактирование все еще стоит под вопросом. Все, что я могу сказать, это то, что существует разница между исправлением английского в предложениях и вложением своих мыслей. Он не хотел этого. Он не хотел, чтобы все было переделано. Если что-то было неправильно услышано в санскрите и требовало другого грамматического времени, эти вещи были второстепенными. Также он говорил, что когда Госвами писали книги, даже если что-то незначительное оказывалось под вопросом, они просто оставляли все как есть, и вам самим давали возможность разобраться.
80-16 Бхагаван дас
Всегда были вопросы в переводе на иностранные языки. Потому что есть такие языки, как канадский французский и французский французский, южноамериканский испанский и испанский в Испании. Прабхупада давал нам в этом свободу действий. Надо было просто понять смысл послания и приложить все усилия, чтобы вставить это в текст. Но в случае с испанским иногда люди испанского происхождения видели погрешности в переводе. То же самое были и с канадским французским и французским французским. Прабхупада доверял нам и говорил, что мы должны приложить все усилия. Но очень важно было то, что эти переводы зависели от английского перевода и редакции, которые должны точно соответствовать его изначальному замыслу. Потому что все остальное берет начало там. Так что это очень деликатный вопрос – не переусердствовать в редактировании. И также он не хотел, чтобы мы не достаточно редактировали. Он не хотел, чтобы что-то звучало неправильным для ученых, которые читают книги. Это то, что его больше всего заботило. Ему не нужно было, чтобы мы вмешивались в его процесс мышления и добавляли или убирали что-то оттуда. Он только хотел простой английский. Как Прабхупада говорил: «Сознание Кришна простое для простых и сложное для сложных». Но лучше ошибиться в части простоты. И не думать, что у нас такой большой мозг, которым мы можем копать глубже того что лежит перед нами. Мне это казалось довольно простым. Будучи преданным меньше полугода, управляя храмом в Детройте и редактируя книги, редактирование казалось мне очень простым. Это не какая-то сложная вещь. Он не хотел плохой английский. Очень просто. Просто исправьте английский. Не вкладывайте туда свои собственные мысли. Это то, о чем он больше всего беспокоился. Как говорил Бхактивинода Тхакур: «Величие человека в здравом смысле». Поэтому здравый смысл был хорошим аспектом в сознании Кришны.
80-17 Бхагаван дас
Наука по большому счету стала атеистической. Хотя и не вся. Например, он хотел, чтобы Институт Бхактиведанты показал, что за всем сущим стоит Высший Разум. Садапута из Института Бхактиведанты создал прекрасную теорию о том, что вы не можете получить что-то большее, начиная с меньшего. Вы должны иметь больше знания. Другими словами, область знания должна быть совершенной, чтобы из нее могло выйти все сущее. Математически он показывал, что Величие должно существовать до того, как будет создано все остальное. Должна существовать полная информация, из которой уже возникают различные формы информации.
80-18 Бхагаван дас
Прабхупада видел Маяпур как возможность для того, чтобы преданные со всего мира собирались вместе и ценили то, что они рождены из мечты Бхактивинода Тхакура. Таково было его видение: «Вы являетесь мечтой Бхактивинода Тхакура. Люди всех национальностей и рас соберутся вместе в одном месте. Поэтому я построил свое место здесь – чтобы моя семья поколение за поколением имела место, куда можно было бы приехать и находить взаимопонимание». И он видел, как это воплощается во время фестивалей. Это давало ему огромное удовлетворение. Вы родились из мечты. Это подобно тому, как Вишну лежит на океане и мечтает о творении, и отсюда все появляется. Мечта могущественной личности – это тонкая форма дальнейшего проявления. Поэтому Маяпур проявился. И храм проявился. И преданные со всего мира проявились. Это был способ, благодаря которому Прабхупада хотел защитить все от дробления на партии, такие как «мой храм», «твой храм». Он хотел, чтобы Маяпур и Вриндаван стали храмами для всех, чтобы все могли участвовать финансово и интеллектуально. И также среди преданных должно быть общее ядро в Маяпуре. Потому что он понимал, что люди разные, они будут отстаивать свои различия и думать, что одно отличие лучше, чем другое. Поэтому Маяпур был способом уравнять различия, чтобы все поняли свою общность. Прабхупада видел, что это недостаток религии. Люди не могут определить, что у нас есть общего, будь то индуисты, христиане, мусульмане или кто бы то ни был. Они просто видят различия между религиями. Прабхупада обычно говорил: «Вы можете называть Солнце любым именем. Но оно останется Солнцем». Он приводил такой пример. Поэтому сегодня все ищут различия. И это становится ужасным, потому что религия потерпела крах. И ИСККОН может попасть в ту же ловушку, потому что после ухода Прабхупады люди разделились, и теперь в этом задействованы многие миллионы долларов. Потому что кто-то думает: «У меня есть собственность, которая приносит мне деньги. И я могу использовать их для того, чтобы сражаться с другим преданным в суде, потому что я прав, а тот преданный не прав». Это доказательство того, что вы не понимаете, что вы делаете, независимо от того, насколько вы считаете себя разумным. Потому что в сознании Прабхупады эти деньги вы не можете использовать. Это его деньги. Это не ваши деньги. Так вы должны действовать, работая в ИСККОН. Но не говорите, что вы работаете в ИСККОН, используя деньги отца. Прабхупада приводил историю о том, как сын устроил шикарное празднование дня рождения отца. Отец спросил: «Как тебе это удалось сделать?» Сын сказал: «Это все твоя милость». И под словами «это все твоя милость» он имел ввиду: «Я беру деньги из твоего милостивого банковского счета и использую их, чтобы ты подумал, что я такой важный». Прабхупада всегда видел в деньгах Лакшми. Они не должны были попадать в руки хищников для выполнения работы, которая предполагается от преданных. Он был бы подобен Нрисимхадеву, и кто бы ни тратил эти деньги, он бы порвал их.
80-19 Бхагаван дас
Вы попросили рассказать о том, как Прабхупада видел во всем общность. В особенности он пытался найти общность с религиозными лидерами. Во Франции он встречался с кардиналом Даниэлю и по-моему еще с несколькими известными деятелями, например, с Аттенборо, известным телеведущим Национального географического канала. Они были примерно одного возраста. Он старался найти общность. Но с этими людьми он всегда указывал на одно: «Верите ли вы?» и «Вы не должны убивать». Он перескакивал на эту тему. «Почему вы убиваете?» Они смущались и говорили: «Мы не убиваем». Тогда он показывал им, каким образом они это делают. Он пытался привести их к единому видению. Но это было не очень успешно. Он больше старался объединить своих преданных. Он делал это через свои книги и через свои проекты. Он хотел видеть, что все делают это для него. Но он делал это для нас. Поэтому надо было это видеть и уважать это и защищать это.
80-20 Бхагаван дас
У Прабхупады было глубокое сожаление и разочарование от того, что его духовные братья по-настоящему не понимали видение и настроение Бхактисиддханты Сарасвати – собраться вместе, сформировать Джи-би-си, выезжать и путешествовать, распространять движение и помогать ему. Он пытался работать с ними в Индии. Но он был очень поражен тем, что сразу после ухода Бхактисиддханты Сарасвати все они пошли по своим путям, претендовали на свою территорию и стали устраивать правовые битвы. Особенно Тиртха Махарадж, который воспитывал своего сына юристом, всегда сохраняя в уме идею того, чтобы завладеть землей и собственностью. Он говорил, что Бхактисиддханта Сарасвати знал об этом. Но он пытался что-то сделать и надеялся на то, что они не будут этим заниматься. Это было первое разочарование Прабхупады. Затем он стал работать в Индии, пытаясь привлечь их помогать ему в Индии. И это тоже не очень получилось. Тогда в какой-то момент он решил: «Все. Я убираюсь отсюда». Он сказал: «Один из моих духовных братьев поехал в Лондон и потерпел неудачу. Тогда может быть я поеду в Америку и возможно получится еще один провал в новом месте». Он немного с юмором относился к этому. Однажды мы стояли за его дверью, а он вел ожесточенный спор с одним из своих духовных братьев. Я не помню, кто это был. Они говорили о том, что Прабхупада задействует женщин в поклонении Божествам или использует имя Прабхупада. Но они кричали. Затем он вышел и сказал нам: «Я могу это делать. Но вам никогда нельзя критиковать моих духовных братьев».
80-21 Бхагаван дас
Вы попросили рассказать о том, что Прабхупада говорил о собраниях Джи-би-си, и о том, как мы принимали резолюции. Поначалу все было очень просто – мы встречались, мы принимали резолюции, относили их Прабхупаде, он отвергал около 50% из них и просил нас переделать. Но он не хотел, чтобы мы устраивали затяжные корпоративные собрания. Причина, по которой он не хотел, чтобы они затягивались, и причина, по которой он не хотел, чтобы было много Джи-би-си, заключалась в том, что он хотел от нас достижения единогласия по разным вопросам, после чего он бы ставил точку. Иногда он критиковал: «Зачем вы бесконечно встречаетесь? Сделайте все простым и придите к заключению. Все не так сложно». Сложности возникают с вопросами власти, когда речь идет о деньгах или земле. Когда безопасность и положение людей затрагивается резолюциями, это становится подобно любому правительству. Это происходило даже в присутствии Прабхупады, не говоря уже о том, как стало сложно, когда он ушел.
80-22 Бхагаван дас
До того, как мы получили Нью Маяпур, он согласился, что если я останусь в Индии, он даст залог. И он попросил Рамешвару прислать деньги. Мы все были воодушевлены. Мы ехали вечером. Ачьютананда был водителем. И мы были воодушевлены от того, что покупаем наш первый дворец. Это был по-настоящему дворец, он был величественным. По дороге начался проливной дождь. Я сидел сзади, держа деньги. Владелец здания хотел получить наличные. Мы получили в банке наличные по чеку и привезли ему деньги. Я изо всех сил держался за деньги, а Ачьютананда вел машину. Шел дождь. Я заснул. А Ачьютананду занесло и он сошел с дороги. Машина со всеми этими деньгами на здание несколько раз перевернулась. Затем я проснулся и сказал:
– Где мы? Мы еще здесь?
Так или иначе, мы выбрались из канавы, купили здание, стали делать ремонт. Преданные работали день и ночь, день и ночь. В следующий раз я увидел Прабхупаду в Лондоне, до его визита к нам. Мы получили сообщение, что он плохо себя чувствовал и хотел пропустить свой визит в Нью Маяпур. Это всех повергло в стресс. Тогда я сказал:
– Хорошо, я поеду и посмотрю, что я смогу сделать. Я поеду, увижусь с Прабхупадой, и посмотрим, что дальше будет.
Я приехал туда. Он был в своей комнате, радостный видеть меня. Он сказал, что чувствовал себя не хорошо. Я сказал:
– Прабхупада, там уже по-настоящему тепло. У вас уже не будет проблем с простудой.
Он сказал:
– Да…
Я сказал:
– У нас там все напечатанные книги.
– Да…
– Мы выращиваем свой урожай.
– Да…
Затем я сказал:
– И у меня есть лифт прямо в вашу комнату. Вам не придется подниматься пешком.
Он сказал:
– Это очень хорошо. Видите, Бхагаван – это Верховный Повелитель.
Он сказал:
– Я приеду.
Это было историческое событие. Он приехал. И когда он читал лекцию, то сказал:
– Если бы я не приехал сюда, я бы очень многое потерял.
Это очень порадовало всех преданных.
80-23 Бхагаван дас
После этого мы переходим ближе к последним главам. Он поехал в Ришикеш и заболел там еще сильнее. Затем он поехал в Бомбей, чтобы посмотреть, как там дела. И потом он вернулся во Вриндаван. Все это указывает на очень важный момент. Прабхупада хотел видеть, что храм в Бомбее завершен и Божества установлены. Он уже видел, как открывался храм во Вриндаване и как были установлены Божества после многих разочарований. И мы должны видеть, как Прабхупада справлялся с отчаянием и разочарованием. И также мы должны видеть, что независимо от того, как сильно мы стараемся в жизни, мы можем не завершить свое задание. А его главной задачей было завершить Десятую Песнь. Он всю свою жизнь работал, чтобы сделать это. И возможно он бы это сделал, если бы он не дал нам другие книги. Но он чувствовал, что те книги тоже важны. Поэтому он написал книгу «Кришна», на случай, если он не проживет достаточно долго, чтобы закончить этот труд. В конце жизни он изо всех сил старался и показывал нам, что, какое бы ни было у вас задание, надо заниматься им до последнего вздоха. Не в переносном смысле, а реально он в своей постели до последнего вздоха заканчивал сначала Девятую Песнь, а затем начал Десятую Песнь. Но ему не удалось ее завершить. И он не увидел открытия храма в Бомбее, за который он так тяжело сражался. Он немного застал свои комнаты, но он не испытал опыт победы в великом сражении, через которое он прошел, чтобы получить эту землю и чтобы исполнить свое видение. Это ценный урок для преданных – вы не можете судить о своем успехе только по тому, когда вы полностью завершили свое дело. Но важно то, как вы прилагали усилия с правильными намерениями. Нам посчастливилось увидеть личность из другого мира. Он был не из этого мира. И он был уполномочен, чтобы сделать что-то здесь. И это каждый преданный, присутствовавший при жизни Прабхупады, видел и ощущал. Я не знаю, как сейчас люди понимают то, кем был Прабхупада, потому что проходят поколения за поколениями. Иногда все становится немного размытым. Конечно же, есть книги. И в отличие от Иисуса у нас есть видео, фильмы, и вы можете все видеть. Но находиться в то время с ним во время трудностей и проблем было совершенно другим миром. Видеть то, как он вел себя в случае успеха, как он вел себя в случае проблем, неудач и боли, через которую надо проходить ради Кришны, являлось одним из источников просветления для первого поколения. Не знаю, как еще это объяснить. Когда Прабхупада видел, как кто-то уходит, что он чувствовал. Когда он хотел, чтобы в Бомбее был храм, люди пытались нас обмануть, нападать на Божеств, сломать храм. На преданных в Маяпуре напали мусульмане и сломали преданным руки. Они практически изнасиловали одну из наших девушек. Бхавананде пришлось взять ружье и стрелять, за что его отправили в тюрьму. И Прабхупаде до его последнего вздоха приходилось иметь со всем этим дело и показывать нам, что Кришна будет проверять вас различными ситуациями. Вам не удастся оставаться здесь на 100% умиротворенным. Это не та игра, на которую вы подписались.
80-24 Бхагаван дас
Он всегда был бескорыстным. Он никогда не делал ничего для своего возвеличивания. Он всегда хотел отдавать. И когда казалось, что он что-то получал, это было больше для того, чтобы научить нас принципам смирения, тому, как задавать вопросы, как уменьшать свое эго. Но он был полон. Его переполняло знание и видение. Хотя в основном вы жили ради его улыбки и его одобрения, вы знали, что когда он отчитывал вас, это делалось не для того, чтобы причинить вам боль, это делалось не для того, чтобы пронзить вашу веру. И он был весьма строг. Чаще всего это сламывало людей, потому что вы чувствовали полный вес ответственности за свой поступок, который влиял не только на вас, и не только на него, а мог иметь последствия на всем. Мы все знаем это. Мы все так или иначе получали этот урок. Но он был просто полон. Это то, как я его видел. Он всегда был спелым. В любой момент можно было до него дотронуться, и из него выходил Кришна. Настолько полон.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)