Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 71

cover
71-01 Джаядхарма дас

Мы приехали в Перт и были в затруднении. Мы не знали, что нам делать. Должен ли Прабхупада остановиться в отеле с мясоедами или же в доме Ганеша, который по-настоящему был не приспособлен для этого. Поэтому мы сняли в аренду дом на шесть месяцев, чтобы Прабхупада мог остановиться там на десять дней. Мы делали это для нашего возлюбленного Гуру. До этого я уже встречал Прабхупаду, но это был один из значимых моментов. Итак, Прабхупада прибыл сразу после того, как мы вместе сняли этот дом. Можете представить себе, нам пришлось где-то позаимствовать постели, белье, полотенца, кухонные принадлежности, а также закупить продукты. Прабхупада приехал, и ему действительно понравилось провести там время. Он жил в этом доме с пятью преданными.  Шрутакирти приготовил прекрасный пир. В первый день мы принесли Прабхупаде обед, а затем мы сами пообедали. Конечно же, мы путешествовали уже в течение трех или четырех дней, организуя все. Мы не спали и толком не ели. Поэтому после роскошного прасада, приготовленного для Прабхупады с любовью, мы сразу отключились. И похоже, что я отключился сильнее, чем все остальные. Итак, примерно в час дня я просто отключился прямо на полу. Я не понимал, кто я и где я. Затем зазвонил колокольчик. И он звонил и звонил. Все проснулись и оставили меня там. Затем я проснулся. Я был вдохновлен, потому что был в одном доме со Шрилой Прабхупадой. Я посмотрел в стороны и увидел стопы и трость. Я стал поднимать голову. Я поднимал ее все выше и выше. Это был Прабхупада, который смотрел вниз на меня. Он сказал:

– Просто безответственный принц. Преданные тяжело трудятся, а ты просто ешь и спишь. Кришна дает, а ты используешь в своих интересах. Безответственный принц наслаждается всеми благами и весь день спит. Это просто неприемлемо.

Он сказал мне:

– Ты можешь оставить это Движение. Ты можешь идти. Это Движение не нуждается в тебе. Ему не нужны преданные, подобные тебе. Ему не нужны безответственные принцы.

И он ушел в свою комнату. Я посидел на полу в течение нескольких минут в недоумении. Я поговорил с Шрутакирти и пошел в комнату Прабхупады. Я просто предложил свои дандаваты, а Прабхупада сказал:

– Итак, не будь безответственным принцем.

Я уже не помню, но я не думаю, что я словами извинялся. Но Прабхупада мог увидеть это. Я был подавлен. Я был президентом храма в Сиднее, менеджером «Духовного Неба», и также отвечал за эту поездку. Я был полностью подавлен, а он сказал:

– Нам не нужны безответственные принцы, которые наслаждаются. Кришна дает, а ты просто наслаждаешься.

71-02 Шукла даси

После церемонии инициации нас попросили пойти собирать дакшину. На самом деле никто из нас толком не понимал, что это означает, но нам сказали, что надо просто идти и просить подаяние. Поэтому мы пошли по улице и стали просить. Это выглядело весьма нелепо в Сент-Килде, очень захудалой части города. Мы просто говорили: «Я получила инициацию у своего духовного учителя. Пожалуйста, могли бы что-то дать?» Мне дали чашу и еще какие-то вещи. Так как это происходило во время установления Божеств, то устроили огромный пир. А после пира я принесла дакшину Шриле Прабхупаде. Все находились в очень веселом расположении духа. Я поднесла Прабхупаде дар. Шрила Прабхупада сидел расслабленно на подушках с огромной улыбкой на лице. Я зашла и принесла поклоны, а он спросил:

– Итак, что ты мне принесла?

Я сказала:

– О, совсем немного, Шрила Прабхупада.

Я дала ему чашу, которую получила для дакшины. Он облокотился на стол, пододвинул к себе эту чашу и сказал:

– Что ты принесла мне?

Я сказала:

– Совсем немного.

Там был апельсин. Он сказал:

– О, это апельсин.

Он взял его. Каждый предмет, который был в чаше, он один за другим брал и говорил так:

– О, апельсин.

И клал апельсин на стол. Затем он говорил:

– Немного цветов. Очень хорошо.

И перекладывал цветы на стол. Затем он взял Лакшми. Там было 80 центов. Это было совершенно нелепо. Но он пересчитал их, передвигая пальцами. Там было четыре монеты по двадцать центов. Он сказал:

– О, Лакшми. Очень хорошо.

В то время мы были так невежественны. Я сделала для Шрилы Прабхупады мешочек для каратал, украшенный бисером. Он спросил:

– Что это?

Я сказала:

– Это для ваших каратал, Прабхупада.

Он засмеялся и сказал:

– О, посмотрите, это прекрасно. Шрутакирти, Бали Мардана, посмотрите, что она сделала для меня.

Он позвал их, чтобы показать мешочек для каратал. После этого он немного поговорил о моем служении как пуджари, о том, что надо хорошо заботиться о Кришне. Он дал мне большую лаглу, и я вышла с лаглу в руке. А Шрутакирти и Бали Мардана смеялись в другой комнате, потому что Шрила Прабхупада говорил: «Вы не можете попасть в духовный мир, если у вас нет лаглу». Так проходила моя инициация. Это был конец того дня.

71-03 Сахадева дас

Когда я встретил преданных, они пригласили меня на пир любви в Сиднее, потому что у них не было храма в Брисбене. Они там были на выезде. Затем я приехал в храм. Сначала я поехал на север, а по дороге назад я остановился в Сиднее. Я ехал домой на юг Австралии в Маунт-Гамбиер. Я собирался закончить обучение и жениться на возлюбленной своего детства. Я уже достаточно насмотрелся на Австралию. Я просто хотел вернуться и обосноваться там. Итак, когда я попал на воскресный пир, я увидел Божеств, вкусил прасадам, и остался там как минимум на неделю. А затем я решил: «Я должен остаться здесь». Преданные говорили мне:

– Ты должен остаться. Ты преданный, ты преданный. Ты должен остаться.

Я сказал:

– Хорошо, я поеду домой, расскажу об этом своим родителям, и вернусь.

Они сказали:

– О, нет. Ты не должен уезжать. Ты должен остаться.

Я сказал:

– Послушайте, я должен попрощаться с моей мамой, потому что это надолго.

Итак, я вернулся. Моя мама очень строгая католичка. Она повторяла молитвы на четках два часа в день, как и ее родители. Так что я вышел из такой среды. Она сказала:

– Я хочу почитать какие-то из твоих книг. Я хочу посмотреть, чем ты занимаешься.

Я сказал:

– Хорошо.

Мой отец думал, что я глупец. Но моя мама хотела узнать, чем я занимался. Я сказал: «Хорошо». Я поехал в храм и оттуда отправил ей несколько книг. Она их почитала и написала мне письмо: «Я очень рада, что ты следуешь религиозным принципам. И я молюсь о том, что когда-нибудь ты вернешься в Католическую Церковь». Это было прекрасно. Так или иначе, по сути я получил благословения от своей мамы. Итак, я присоединился к храму. Затем прошел примерно год или даже шесть месяцев. Я присоединился в 1970 году, а Прабхупада приехал в 1971 году в храм в Сидней в Глибе. Мы ремонтировали и украшали храм к приезду Прабхупады. По сути мы обновили весь храм. Но еще оставалось немного работы. Поэтому меня и еще пару преданных попросили:

– Могли бы вы остаться и закончить все? Мы поедем за Прабхупадой.

Я сказал:

– Ну хорошо.

Я сделал это. Я стоял перед домом и по-моему как раз красил. Но вдруг в ворота вошел Прабхупада. Там были кусты, и невозможно было увидеть, когда кто-то идет. Итак, вдруг открылись ворота и Прабхупада вошел в них. Я развернулся и увидел Прабхупаду. Я тотчас же принес свои поклоны. Но меня поразило то, насколько сияющим выглядел Прабхупада, как будто внутри него было солнце. Я никогда еще такого не испытывал. Когда я впервые увидел Прабхупаду, это было подобно тому, как увидеть своего отца, своего деда, своего царя, как будто все они сразу шли по дорожке, направляясь к парадной двери.

71-04 Ади Пуруша дас

Это был Фестиваль Гаура Пурнимы, по-моему в 1975 году. Мадхудвиша пригласил всех преданных санкиртаны, чтобы увидеть Шрилу Прабхупаду. Все мы жили на крыше храма. Я увидел, как Шрила Прабхупада гулял по крыше. Когда он шел, он выглядел подобно ангелу. Затем я пришел к нему в комнату и воскликнул: «Джая Шрила Прабхупада!» Я предложил свои поклоны, а затем я почувствовал, что Шрила Прабхупада проходит мимо меня. Когда я встал, то увидел, что Прабхупада сидит на своей асане. Мадхудвиша Свами стал представлять каждого преданного Шриле Прабхупаде. Он говорил:

– Это Джаявира. Он распространяет ваши книги, Шрила Прабхупада.

Шрила Прабхупада одобрительно кивал и улыбался преданному. Затем он представил меня:

– Это Ади Пуруша. Он также распространяет ваши книги, Шрила Прабхупада.

Тогда Шрила Прабхупада запел: «Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами». До этого, когда я получал инициацию, мне не понравилось мое имя, потому что кто-то сказал, что это сложное имя. Меня очень беспокоило мое имя. Я постоянно думал о своем имени, когда сидел в комнате. Но когда Прабхупада стал воспевать мое имя, я почувствовал, что у меня удивительное имя. Я стал очень счастлив после этого. Из моего ума ушли все беспокойства по поводу моего имени. Один преданный сказал:

– О, почему Прабхупада уделил тебе так много внимания?

Я сказал:

– Я не знаю. Потому что Прабхупада это Прабхупада. Он знает все.

Он знал, что мне не нравится мое имя. Поэтому, чтобы вдохновить меня, он пропел «говиндам ади пурушам».

71-05 Чекитана даси

Я присоединилась с еще несколькими преданными. Все мы были хиппи и жили как хиппи. Мы были в Сиднее. Джаядхарма и Санака увидел на стене картину Радхи и Кришны. Это был первый храм в Сиднее. Вайбхави нарисовала эту прекрасную картину Радхи и Кришны. Затем они зашли внутрь и увидели внутри Господа Джаганнатха. Кто-то сказал:

– Это самый удивительный Бог.

Это было очень необычно. Мы все собирались отправиться в Мельбурн, и преданные дали нам адрес храма в Мельбурне. Мы пришли в храм в Мельбурне. Там были Упендра и Упананда. Они начали проповедь в Сиднее и открыли там храм, а после этого они поехали в Мельбурн. Мы тоже поехали в Мельбурн, потому что захотели тоже присоединиться, но там не было места для всех. Поэтому ребятам пришлось начать поиски и они нашли первый большой храм, в который потом приехал Прабхупада с Радхой и Кришной. Итак, мы все присоединились. А до этого я была не в очень хорошем состоянии, потому что у меня случился взрыв кундалини от передозировки ЛСД и марихуаны. Как говорит Хаягрива, мы хотели вечно испытывать кайф, потому что думали, что больше не к чему возвращаться. Когда мы все присоединились, у меня был маленький восьмимесячный сын, и у меня уже случился взрыв мозга. Я находилась в очень странном состоянии. Но даже в таком состоянии я просто начала воспевать и уже не остановилась. Прабхупада просто вселил в меня веру в то, что если я буду продолжать воспевать, то у меня все будет хорошо. В тот раз я коснулась его стоп, когда он проводил огненную ягью. Когда он проходил, мы все нырнули в его лотосные стопы и коснулись их. В тот вечер у меня случился сон. Я была как Господь Брахма, который касался стоп Кришны. Это было прекрасно. В тот его визит мне досталось его одеяло и его постельное белье. Я всегда больше стремилась к принятию его наставлений, чем к тому, чтобы он знал, кто я такая. Поэтому я никогда не была рядом с ним. Например, Джагаттарини была актрисой, и она ходила на все шоу. Прабхупада использовал ее, чтобы продвигать Движение: «Она актриса, у нее миллионы долларов, и она присоединилась к Движению». Это было очень хорошо. Но я была в другой категории. Я всегда была где-то за сценой.

71-06 Васушрештха дас

Я родился в Австралии, но каким-то странным образом я не учился английскому языку до семи лет, потому что мои родители и вся община были литовцами, которые приехали после войны, чтобы поддержать рабочую силу в Австралии, которая достаточно истощилась после двух мировых войн. Поэтому я говорил на литовском довольно бегло. И когда я соприкоснулся с некоторыми из книг, которые написал Шрила Прабхупада, я обратил внимание, что в них было много санскрита. Я был в Мельбурне в тот первый день, когда Прабхупада давал даршан. Я воспользовался этой возможностью и пошел туда. Я поднял руку с спросил Шрилу Прабхупаду:

– Я слышал, что литовцы принадлежат к арийской расе. Могли бы вы рассказать мне что-то об этом?

Мадхудвиша Свами донес мой вопрос до Шрилы Прабхупады, потому что он сначала он не понял, возможно из-за моего акцента. Так или иначе, он очень разительно ответил, что преданные, которые служат Кришне – это арии. А Арджуна был лучшим из преданных, поэтому он был лучшим из ариев. Следующим утром, когда Шрила Прабхупада читал лекцию по «Бхагаватам», вначале он сказал:

– Шукадева Госвами поведал этот «Бхагаватам» Парикшиту Махараджу. В то время Парикшит Махарадж правил всем миром. Он был царем арийской расы, ариев. И вы, преданные, тоже арии, потому что вы принадлежите к индоевропейской группе. У внука Махараджа Парикшита, Махараджа Теджаси, было два сына, и он присудил этим двум сыновьям Восточную Европу. Об этом говорится в Махабхарате.

Теперь мне все стало ясно. Это ответ, который я искал. Это очень весомый и плодовитый ответ. Он включал не только литовцев, но и украинцев, латвийцев, белорусов и русских. Во всех этих языках можно найти много общего с санскритом. Так что мы можем понять, откуда прорастают корни.

71-07 Джаядхарма дас

На следующий день я надел парик и пошел по Перту, чтобы договориться о продаже благовоний, пока мы были еще там. Когда днем я вернулся на обед, Шрутакирти сказал Прабхупаде:

– Это Джаядхарма. Он уходил, чтобы продавать благовония.

Он сказал:

– Джая. Джая.

Это было приятно, потому что я все еще переживал тот момент, когда Прабхупада сказал, что это Движение не нуждается во мне. Прабхупаде не нравилось, когда преданные злоупотребляют ресурсами, которые посылает Кришна. Затем мы полетели в Мельбурн, где Прабхупада открывал мельбурнский храм. Но я бы хотел немного отвлечься на историю о своих отношениях с Прабхупадой. Когда я до этого был в Сиднее, я немного возгордился. Но я расскажу еще о том, что было даже раньше. Когда мы занимались санкиртаной в очень ранние дни, примерно в 71 или 72 году, органы власти сажали нас за решетку. Мадхудвиша Махарадж написал Прабхупаде: «Прабхупада, нам нужно занять денег. Если у нас будут деньги, мы получим юридическое представительство, и тогда мы могли бы победить полицию и городскую управу». Прабхупада в ответ написал: «Нам не нужен юрист, нам не нужно юридическое представительство. Просто воспевайте Харе Кришна и сидите за решеткой». Он сказал: «Вы можете воспевать в храме, вы можете воспевать на улице, и вы можете воспевать в тюрьме. Просто воспевайте». Мадхудвиша, который был очень любимым преданным и Джи-би-си в Австралии, передал нам это послание: «Воспевайте в храме, воспевайте на улице, воспевайте в тюрьме». Так все стали выходить на санкиртану, даже те, кто работали в Духовном Небе. Нам присылали тысячи уведомлений. Также было большое судебное дело. Полиция приезжала в храм с двумя сотнями уведомлений, но тот, кто им открывал, говорил, что здесь таких нет. Так или иначе, было возбуждено большое судебное дело, на которое мы даже не пошли, потому что Прабхупада сказал просто воспевать. И на главной странице газет появился заголовок: «Суд разрешил людям Харе Кришна воспевать на улице». Другими словами, все дошло до суда, на котором даже не было наших представителей, в результате которого судья сказал: «Вы не можете запретить им воспевать. Но есть одно условие, которое я озвучу. Они должны двигаться. Им нельзя перегружать улицы». Этим закончился суд.

71-08 Шукла даси

На следующий день я убиралась в комнате Шрилы Прабхупады. Я всегда отвечала за комнаты Шрилы Прабхупады, когда он приезжал в Мельбурн. Но это был мой первый опыт. Я сделала асану из подушек и помогла с подушками на вьясасане. В те дни мы каждый день меняли подушки на асане. Мы стелили белые простыни на полу. Также я отвечала за уборку в ванной Шрилы Прабхупады каждый раз, когда он приезжал. У меня оставалось еще примерно полчаса. Я как раз закончила менять подушки для асаны и еще несколько вещей, как вдруг преданные сказали: «Шрила Прабхупада вернулся с утренней прогулки». Я подумала: «О, Боже. Он вернулся». Я не знала, что делать. Поэтому я просто схватила все, пытаясь закончить быстро уборку, и выбежала из комнаты. В Мельбурне была трехярусная лестница, которая вела в комнату Прабхупады. А справа от лестницы была дверь, которая вела в брахмачарини ашрам. Прабхупада поднялся по лестнице, а я выбежала из комнаты. У меня в руках были ведра и швабры и все остальное. Я посмотрела на Шрилу Прабхупаду и подумала: «Что мне делать? Как мне предложить свои поклоны? Что делать?» Я посмотрела на него, затем посмотрела на швабру и на веник, затем на дверь, а затем снова на Прабхупаду. Я посмотрела на швабру и на веник, а затем опять на дверь. Потом я боком прошмыгнула в дверь и закрыла ее, подумав о том, что теперь он меня не видит. Я сидела внутри и ждала, пока Прабхупада пройдет. Вдруг дверь открылась. Дверь медленно открылась и Шрила Прабхупада зашел. Он сказал:

– Харе Кришна.

Я сказала:

– Да, Шрила Прабхупада.

Он сказал:

– Итак, ты убираешься в комнате?

Я сказала:

– Да, Прабхупада.

Он сказал:

– О, очень хорошо. Итак, я обманул тебя сегодня?

Я сказала:

– Да, Прабхупада. Но мне кажется, что я закончила с уборкой.

Он сказал:

– О, очень хорошо. Харе Кришна.

Он был таким благодарным и таким милостивым, но в то же самое время очень игривым. Я была очень молода, мне было около шестнадцати лет. Он очень игриво говорил со мной. Это было мое второе соприкосновение с Прабхупадой.

71-09 Сахадева дас

Затем Прабхупада сел на вьясасану и прочитал лекцию о Сознании Кришны, которая была достаточно простой. В аудитории был один человек. Мы читали книги Прабхупады и знали, что почти на каждой странице Прабхупада разбивал майявади. Мы думали, что майявади были какой-то шуткой. Они были глупыми и это была шутка. Таково было наше восприятие, которое пришло к нам после чтения книг Прабхупады. Итак, пришел один человек, который не был преданным. Мы первый раз видели его в храме, но он пришел, чтобы увидеть Прабхупаду. Он стал говорить Прабхупаде, что все едино. Прабхупада сказал что-то на лекции, а этот человек решил возразить ему. Он говорил, что по сути мы все едины. Он дискредитировал личностный аспект Бога, который объяснял нам Прабхупада. Мы все разразились смехом. Весь храм просто разразился смехом: «О, это же настоящий живой майявади. Прямо здесь». Но Прабхупада сказал нам: «Нет, нет». Затем Прабхупада рассказал ему о личностном аспекте Бога. И этот человек был счастлив этим объяснением. Один из моих духовных братьев через много лет после ухода Прабхупады говорил с этим человеком. Он рассказал моему духовному брату о своих теплых воспоминаниях о Прабхупаде. Прабхупада с большой любовью общался с ним. Он навсегда это запомнил. Прабхупада растопил его сердце, даже несмотря на то, что тот был майявади.

71-10 Чекитана даси

В ранние дни Бхуриджана и Джагаттарини жили отдельно. Все считали, что если вы живете отдельно, то вы демон. Это были по-настоящему очень ранние дни. Можно понять, что все мы были просто хиппи, и пришли в эту удивительную новую культуру. Я тоже была единственной, кто жила отдельно от преданных. Но я узнала, что есть записи двух томом книги «Кришна». Мой брат совершил самоубийство. Так же, как и у меня, у него были большие проблемы с отцом. Я понимала, что иду по той же дороге. Я не могла справляться со своим умом. Кто-то предложил мне купить переносной кассетный магнитофон. Я сняла 78 долларов со счета и купила весь комплект надиктованных двух томов книги «Кришна». С того дня я стала непрерывно 24 часа 7 дней в неделю слушать игры Кришны. Это было начало моего подъема. Я могла бы умереть там, но я стала подниматься все выше и выше. Все, кто знает меня, помнят, что у меня всегда был магнитофон и я постоянно слушала его. Игры Кришны спасли мне жизнь.

71-11 Ади Пуруша дас

Когда Прабхупада приехал в мельбурнский храм, я опоздал. Я сбежал по лестнице и за углом чуть не наскочил на Шрилу Прабхупаду. Духовное могущество, которое я почувствовал, было настолько неописуемым, что это принесло мне полное освобождение. Я тотчас же предложил свои поклоны и ощутил опыт того, что не являюсь этим телом. Это произошло тотчас же. Я понял, что Шрила Прабхупада является моим вечным гуру. Он носит Кришну в своем сердце. Он обладает всем могуществом Кришны. И я захотел посвятить ему всю свою жизнь.

71-12 Джаядхарма дас

Прабхупада приехал в Глиб. Мы сняли для него небольшую квартиру рядом с храмом, потому что у нас появилось больше денег. Мадхудвиша Махарадж представил меня Прабхупаде как главу «Духовного Неба» и как очень удачного главу бизнес-отделения в храме. Мы показали ему чек на двенадцать тысяч долларов. Прабхупада посмотрел на меня, посмотрел на чек, и отдал его своему секретарю. Я сказал Шриле Прабхупаде:

– Прабхупада, у меня есть подарок для вас. Это сандаловое масло.

Я отдал его ему. Он открыл его и сказал:

– Итак, ты глава нашего «Духовного Неба» и даже не знаешь, что такое хорошее сандаловое масло.

Он отдал мне масло и сказал:

– Ты даже не знаешь, что такое натуральное масло, и ты являешься главой нашего бизнес-департамента.

Похоже это моя лила. Я сказал:

– Да, Прабхупада. Похоже я не знаю, что такое натуральное масло.

Прабхупада был просто ошеломлен от того, что такой бесполезный человек, как я, был главой парфюмерной компании Движения.

71-13 Сахадева дас

Затем Прабхупада давал Харинама-инициации. Я хотел принять Харинаму. Президент храма сказал: «Хорошо, ты можешь принять Харинаму». Мы все сидели там. Женщины слева от Прабхупады, а мужчины справа. Все это было во дворе. Храм находился в обычном для Сиднея деревянном доме с огромным двором. Вся территория занимала примерно четверть акра. Двор сзади храма был огромным, и мы проводили ягью там. У нас у всех уже были храмовые имена. У Прабхупады был список имен всех преданных. И у него было храмовое имя для каждого преданного. Когда преданный выходил, чтобы получить инициацию, Прабхупада обычно давал ему это храмовое имя. Итак, преданные подходили один за другим. И я оказался в самом конце. Я думал, что меня вызовут, но затем начали вызывать женщин и они стали получать инициации. А я думал: «Скорее всего меня нет в списке». Если бы я был в списке, Прабхупада позвал бы меня по имени, но теперь он начал вызывать женщин. Поэтому я решил взять все в свои руки. Я решил, что после того, как последняя из женщин получит инициацию, я встану и попрошу Прабхупаду дать мне инициацию. Итак, последняя женщина ушла, я встал, а Прабхупада посмотрел на меня. Как будто бы он знал, в чем дело, он сказал: «Подойди». У президента храма и Джи-би-си был список с именами, и он назвал мое храмовое имя – Шукадева. Он сказал:

– Это Шукадева.

А Прабхупада сказал:

– Нет, это Сахадева.

Он дал мне инициацию и дал мне это имя – Сахадева. Я был очень счастлив получить инициацию. Но я так беспокоился, потому что боялся, что не получу инициацию. Я думал: «Нет, это невозможно. Я должен получить инициацию». Потому что я принял Прабхупаду своим гуру в своем сердце с самого первого раза, как я увидел Прабхупаду. Поэтому я должен был получить инициацию и больше не хотел ждать. Поэтому мне выпала удача, что Прабхупада принял меня в свои ученики и дал мне это имя. Я был очень счастлив.

71-14 Джаядхарма дас

Мы летели из Перта на том же самолете, что и Прабхупада. И это было настоящее блаженство. Мне выпала возможность остаться наедине со Шрилой Прабхупадой. Когда я был молодой, я довольно сильно заикался из-за нервов и травм. Я сидел рядом с Прабхупадой в аэропорту, потому что Прабхупада всегда любил приезжать заранее. Я сказал Прабхупаде:

– Прабхупада, преданные в храме говорят, что такими-то пальцами перебирать четки неправильно, а такими правильно. С какими пальцами надо повторять Святое имя?

Прабхупада посмотрел на меня, а я показывал на руке все свои пальцы, и он сказал мне:

– Просто повторяй. Просто повторяй.

В тот момент я почувствовал себя совершенным глупцом, но Прабхупада одарил меня своим милосердным взглядом. Он сказал: «Просто повторяй». Тогда я понял, что если у вас нет рук, то вы можете повторять даже ногами. Но так или иначе, просто повторяйте. Просто повторяйте. Не вдавайтесь слишком глубоко в разные технические подробности.

71-15 Шукла даси

Я пошла, чтобы купить ему шапку. В Мельбурне было холодно. Я обошла все на свете, пытаясь найти подходящую шапку для него, но я смогла найти только желтую шерстяную. Можно видеть ее на многих фотографиях, например, на Ратха-ятре в Сан-Франциско. Но я не знала, что делать. Мы с Ваджираджей, президентом храма в Новой Зеландии, поднялись наверх. Меня отправляли в Новую Зеландию примерно на год, чтобы служить там в качестве пуджари, но это уже другая история. Итак, мы поднялись наверх, чтобы подарить Прабхупаде шапку. Прабхупада зашел и поспрашивал нас немного о том, как обстоят дела в ятре. Я все еще занималась уборкой в комнате Прабхупады, поэтому он видел меня каждое утро, но просто говорил «Харе Кришна». Я зашла и он сказал:

– Что ты принесла?

Я сказала:

– Это небольшой подарок, чтобы вам не было холодно, Прабхупада. Вам может понравится эта шапка.

Он сказал:

– О, она очень хорошая.

Прабхупада взял шапку. В Индии иногда носят высокие шапки. Он взял ее за помпон и надел на голову, но она получилась очень высокой, примерно на фут высотой. Я смотрела на нее и думала: «Ее на самом деле не так надо носить». Прабхупада качал головой и говорил:

– Так хорошо?

Я сказала:

– Да, Шрила Прабхупада.

Он переспросил:

– Точно? Так ее надо носить?

Я сказал:

– Ну, Шрила Прабхупада, на самом деле ее надо спустить вниз.

Прабхупада стал заворачивать и спускать ее вниз. Затем он сказал:

– Так?

Я ответила:

– Да, Прабхупада, так будет очень хорошо.

Он снова вел себя очень любезно и очень смиренно, но игриво, позволяя нам наставлять его. Поначалу шапка выглядела нелепо, потому что была очень высокой, и я не знала, что сказать. Я думала: «Должна ли я что-то сказать? Потому что это ведь не хорошо так выходить на люди. Его посчитают сумасшедшим». Но так или иначе, он спустил ее. Можно найти много фотографий с ним в этой шапке. Он снова показывал свое дружелюбие и доброту, но в то же самое время вел себя как ребенок, позволяя нам позаботиться о нем, подобно тому, как отец позволяет ребенку надеть ему тапочки неправильно. Это был очень особенный момент.

71-16 Джаядхарма дас

Мы полетели в Мельбурн, и это было захватывающе. Прабхупаде нравилось есть самосы в самолете. Он ел много самос. А мне посчастливилось доедать остатки. Но самым захватывающим было то, когда мы достигли Мельбурна, открылась дверь самолета, и можно было слышать, как звуки воспевания доносятся внутрь самолета. Сто или двести преданных ожидали встречи с Прабхупадой. Это было оглушительное радостное воспевание. Для меня это оказалась совершенно спонтанная, прекрасная и душераздирающая возможность пройти через эту толпу и увидеть, как преданные приветствуют Прабхупаду с таким азартом и энтузиазмом. Затем мы спустились к прессе, где Прабхупаду приветствовали СМИ Австралии. Случилась забавная вещь. Мы арендовали Роллс-Ройс или Бентли для Шрилы Прабхупады, что было довольно видным поступком в Австралии. На самом деле благодаря этому мы получили билет на парковку, потому что преданные парковались в самом заметном месте. И пресса зацепилась за это. Они сказали:

– Свами, вы духовный человек.

Прабхупада посмотрел на них. Они продложили:

– И вы не материалист.

Прабхупада посмотрел. А они сказали:

– Но ваши последователи привезли вам Роллс-Ройс.

Прабхупада повернулся и сказал:

– Я представитель Бога. Привезите мне машину из бриллиантов. Что это за жестяной Роллс-Ройс?

Преданные сразу же поддержали Прабхупаду своими восклицаниями. Какие-то из этих моментов были засняты на видео. Но самым потрясающим моментом было то, как все преданные вдруг радостно воскликнули. После этого в австралийских газетах появился заголовок: «Свами просит привезти ему машину из бриллиантов». И это показывает, насколько непостижимым было пространство, в котором находился Прабхупада. Никто не мог постичь глубину его удивительных ответов.

71-17 Сахадева дас

Когда Прабхупада был в Мельбурне в 1973 или 1974 году, мне довелось попасть на утренние прогулки с Прабхупадой. Это случилось после того, как была издана «Чайтанья-чаритамрита», так что я не помню, какой это был год. Но я помню, как читал о том, что когда Чайтанья Махапрабху шел, в земле оставались огромные дыры в местах, где Он ступал, потому что преданные брали пыль со стоп Чайтаньи Махапрабху. Я тоже подумал, что должен получить пыль со стоп Прабхупады. Я подумал: «Хорошо». Ночью до этого моросил небольшой дождь, поэтому трава, по которой мы шли, была немного мокрой. Поэтому можно было видеть отпечатки стоп преданных. У меня даже не было с собой сумки, но я подумал о том, что должен собрать пригоршню. Дипак шел справа, а наш Джи-би-си шел слева. Я пристроился прямо за Прабхупадой и немного нагнулся, чтобы забрать пригоршню из-под его стопы после того, как он поднимет ногу. Но когда Прабхупада поднял ногу, там не оказалось следа. Я подумал: «Что? Нет следа?» Затем я посмотрел по обе стороны и увидел очень отчетливо в земле следы от Дипака и Джи-би-си. Я подумал: «Что-то здесь не так. Хорошо, попробую еще раз». И снова Прабхупада поднял стопу, а там не оказалось следа. Прабхупада не оставлял следов. Я стал наблюдать за каждым шагом и убедился, что Прабхупада не оставлял следов. Я подумал: «Да, я провалил эту миссию». Должен ли был я это сделать, или не должен, но я не сделал этого. Каждый год Прабхупаде предлагали на Вьяса-пуджу книгу с подношениями от преданных. Одна преданная из Штатов в этой книге описывала подобный опыт во время утренней прогулки по высокой траве. Она не видела следов Прабхупады на траве. Обычно, когда вы наступаете на траву, он ложится. Но она не ложилась. Я не находился под влиянием наркотиков. Это было по-настоящему так, потому что я был немного сбит с толку.

71-18 Джаядхарма дас

Во время Ратха-ятры Прабхупада как всегда шел очень смиренно, но при этом он был непоколебимо сосредоточен на Абсолютной Истине. Во время фестиваля вокруг Прабхупады собралась огромная толпа. У нас было три огромных колесницы Ратха-ятры. Мадхудвиша никогда не делал ничего без размаха для Шрилы Прабхупады. Храм в Мельбурне был потрясающим. Прабхупада любил его. И столетний монастырь тоже был отделан совершенным образом. Итак, Прабхупада шел по время Ратха-ятры, а вокруг него собралась огромная толпа. Но также вокруг Прабхупады крутилось три или четыре подозрительно выглядящих хулигана, и они приближались. Я играл на мриданге, Мадхудвиша играл на караталах, еще несколько преданных играли на мридангах. Мадхудвиша танцевал по кругу, и в своем танце он пинал этих людей довольно сильно и жестко, как бы говоря: «Уберитесь от Шрилы Прабхупады». А Шрила Прабхупада просто продолжал идти совершенно невозмутимо». Я наблюдал, как Мадхудвиша очень грубо пинал их, показывая, что нельзя приближаться к Его Божественной Милости. А Его Божественная Милость просто парил. Он не шел, а парил в этой огромной толпе, собравшейся на главной улице. Потом была грандиозная лекция в Мельбурнском Городском Зале. Там собралось достаточно много народа. Там также была моя мама. Она все еще помнит об этом. Преданные сделали веер. Мне всегда нравилось омахивать Прабхупаду веером во Вриндаване и где бы то ни было. Я всегда первым брал веер, подходил к вьясасане и омахивал Шрилу Прабхупаду. Но преданные в своей творческой лихорадке взяли кусок ДСП. Вы знаете, насколько тяжелая доска из ДСП. Она очень тяжелая – килограммы. И она была очень большой. А к ней был приделан огромный шест и также приклеены павлиньи перья. Я взял этот веер и стал омахивать Прабхупаду. По какой-то причине кондиционеры в зале не работали, а было очень жарко. Некоторые говорили, что это было подстроено городской управой, потому что Мадхудвиша взял в аренду Мельбурнский Городской Зал. А там собралась очень большая толпа. Мадхудвиша был великим проповедником. Итак, я омахивал Прабхупаду. Это уже было после случая в Перте и после сандалового масла. Я омахивал Прабхупаду, а Прабхупада читал потрясающую лекцию. На самом деле каждая лекция Прабхупады была потрясающей. Он говорил: «Если вы хотите получить знание, вам не надо засовывать свою голову в океан, чтобы сосчитать, сколько там рыб. Вы можете наткнуться на акулу или крокодила. Но обратитесь к Ведам. И Веды скажут вам, что в воде обитает девятьсот тысяч видов живых существ. Если вы хотите получить знания, обратитесь к Ведам». А я омахивал Прабхупаду, и стал испытывать боль. Был мощный киртан. Прабхупада говорил в течение пятидесяти шести минут. Каждая косточка в моем теле испытывала боль. Моя голова болела. Мои запястья болели, мои ноги болели. Я был готов уже упасть. Я пытался кивать разным преданным, но они были либо сонными, потому что не спали неделю, либо были в экстазе, либо и то и другое. Я кивал: «Пожалуйста! Кто-нибудь! Поймите, что происходит! Кто-нибудь подойдите!» Но я просто не мог привлечь ничье внимание. Поэтому я перестал омахивать. Прабхупада остановил лекцию. Он посмотрел на меня и сказал:

– Махай! Махай!

Это был величайший момент в моей жизни, потому что я просто взял веер и махал до самого конца лекции и до самого конца большого киртана. Это было так, как если вы просто забываете всю свою боль. И за годы служение не было недостатка в боли. Но если вы по-настоящему посмотрите на это, разве это не удовольствие? Это был трансцендентный момент.

71-19 Шукла даси

Я пошла на утреннюю прогулку. Это было очень холодное утро в Ботаническом саду. Все всегда шли прямо за Шрилой Прабхупадой. Мы тоже следовали за ним, и мой духовный брат тоже был рядом со мной прямо за Шрилой Прабхупадой, а я была рядом с ним. Мы шли прямо за Прабхупадой. Мы гуляли. Было очень туманно. Прабхупада говорил. И конечно же, каждый хотел быть рядом, чтобы слышать его. Но вдруг мой духовный брат наступил на туфлю Прабхупады. Шрила Прабхупада остановился. Он повернулся и посмотрел, а мы немного отодвинулись. Затем Прабхупада снова продолжил путь, а мы пошли немного отдалившись. Но мой духовный брат снова наступил на туфлю Прабхупады. Шрила Прабхупада развернулся и посмотрел. Он стоял чуть дольше и смотрел на него. Мы сказали: «Отойди, отойди». Затем мы снова продолжили идти. Но он снова сделал это. Он снова наступил на туфлю Прабхупады. На этот раз Шрила Прабхупада развернулся, взял свою трость и ударил его крепко по руке. Мы все отпрыгнули. Мы были так напуганы, что боялись теперь приближаться, поэтому отдалились на три метра. Прабхупада ничего не сказал. Он просто ударил его тростью. И мы снова поняли, что он может быть милостивым, и вы можете сделать пару ошибок, но на третий раз вы получите. Это одна из моих любимых историй с Прабхупадой. У Прабхупады на лице не было улыбки. Он просто непринужденно ударил его. Это был удивительный случай.

71-20 Сахадева дас

В то время слугой Прабхупады был Шрутакирти. Он был очень занят, и ему по-настоящему нужно было освободить время. Поэтому он спросил президента храма: «Кто-то может готовить?» И он сказал: «О, Сахадев хорошо делает это». Они спросили меня и я ответил: «Да, я бы очень хотел готовить для Прабхупады». У Прабхупады была четырехярусная кастрюля. В нижней части был дал. В следующей части были отверстия в дне, так чтобы мог проходить пар от дала, и мы клали туда рис. Выше также было отделение с отверстиями, где готовились овощи, а еще выше готовились другие овощи. Так я готовил два сабджи, один рис и дал. Шрутакирти показал мне, как это делать. Это было очень просто. И Прабхупада ел в тот момент очень простую пищу, по-моему из-за здоровья. Он показал мне, как готовить чаунч для дала. Он показал мне, как готовить два разных чаунча для сабджи. И я каждое утро готовил для Прабхупады обед. Я должен еще кое-что упомянуть. В Мельбурне Прабхупада жил на верхнем этаже. Там была его спальня. Лестница к Прабхупаде состояла из двух частей с двумя площадками, последняя из которых вела в комнату Прабхупады. И Джи-би-си поставил одного преданного внизу, одного на средней площадке и одного перед дверью Прабхупады. Поэтому невозможно никак было проникнуть к Прабхупаде. Они просто тебя не пускали. Я подумал: «Это мой шанс. Я могу попасть в комнату к Прабхупаде». Но меня тоже не пустили, хотя я дошел до последней площадки и в дверях передал Шрутакирти обед для Прабхупады. Но когда дверь открылась, я увидел Прабхупаду. Я поклонился. Прабхупада был как любящий отец. Но любовь, которая была у Прабхупады, была в миллионы раз сильнее, чем любовь родителей, друзей, детей или кого-либо в этом мире. Это несопоставимая любовь и теплота. Эта любовь и теплота, которую я почувствовал от Прабхупады, по сути держали меня в Сознании Кришны в течение всей моей жизни. Даже несмотря на то, что я не строго следовал в разные периоды моей жизни, но все же, я всегда знал: «Я преданный. Я ученик Прабхупады. Я всегда буду прилагать усилия». И это было благодаря любви и теплоте Прабхупады ко мне. Также я видел эту любовь и теплоту Прабхупады по отношению к Шрутакирти и другим ученикам. Чистый преданный может все. То, что он может открыть для одного человека, он может закрыть для другого. Но Прабхупада показал мне свою особенную любовь и теплоту. Я испытывал это, когда готовил для Прабхупады. Я совершал личное служение. Я помню, как я совершал это личное служение. На самом деле я всегда делал служение для Прабхупады в храме в качестве пуджари с четырех часов утра до десяти вечера. Я делал это в течение шестнадцати лет в ИСККОН. Так что я уже служил Прабхупаде. И от этого служения в получал вдохновение. Когда я посещал лекции по «Бхагаватам» и «Бхагавад-гите» или когда я читал «Чайтанья-чаритамриту» или «Бхагаватам» или любую книгу Прабхупады, я сильно приковывался, я сильно вдохновлялся и испытывал сильный энтузиазм. И я знал, что причина в том, что я служу Прабхупаде. Я видел многих преданных, которые приходили, получали инициацию, но не присоединялись к храму, а жили отдельно. У них не было того же стимула, того же импульса, того же энтузиазма. Я не говорю про всех, но про многих. Но те, кто искренне служат Прабхупаде и отдают в служении свое сердце Прабхупаде, можно видеть, что они благословлены Прабхупадой различным образом. У меня есть одна духовная сестра, которая сейчас не следует, но каждый раз, когда она ведет киртан, слезы льются из ее глаз. И ее киртаны очень сладкие, как во Врадже.

71-21 Джаядхарма дас

После лекции я продолжал омахивать Прабхупаду во время вопросов и ответов. В Мельбурне был один парень, которого звали колдун. Он взял микрофон и стал кричать на Прабхупаду. Он сказал:

– Итак! Покажите мне Бога.

Прабхупада сказал:

– А у вас есть глаза, чтобы увидеть Бога?

Он снова крикнул:

– Я Бог!

Прабхупада сказал:

– Да? Бог самый красивый. Вы самый красивый?

Это человек сказал:

– Да.

Вся аудитория разразилась смехом. Прабхупада сказал:

– Бог самый богатый. Вы самый богатый?

Он сказал:

– Да.

Он на самом деле был бродягой и жил на улице. Все засмеялись. Прабхупада сказал:

– Бог самый сильный. Если я ударю вас по лицу, вы будете защищаться?

В этот момент двое преданных подхватили колдуна и нежно вывели его из театра. После лекции несколько людей подошли ко мне и высказали свой гнев. Они сказали:

– Кто он такой, чтобы говорить тебе: «Омахивай меня, омахивай меня»?

Вокруг меня собралась дюжина людей. Тогда моя мама вступила и сказала:

– Это хорошо для него, это хорошо для него. Ему требуется это, ему требуется это.

Я сказал:

– Если вы принимаете духовного учителя, то вы принимаете авторитет. Вы должны проверить, что человек обладает знанием. Вы должны проверить, привязан ли человек к этому миру. Вы должны проверить, обладает ли человек всеми хорошими качествами. И вы должны учиться у этого человека. Поэтому если вы принимаете учителя, вы должны быть готовы принимать наставления.

Это было удивительно. И моя мама до сих пор обожает Шрилу Прабхупаду.

71-22 Шукла даси

Однажды я помогала Шрутакирти на кухне. Я помогала ему готовить молочные сладости. И Шрути сказал мне:

– Почему бы тебе не принести Прабхупаде обед?

Я немного нервничала от этой идеи, но конечно же я собиралась это как-то сделать. Я поднялась, и, поднимаясь, я услышала стук кулаком по столу. Я не решалась постучать в дверь. И я услышала, как Шрила Прабхупада кричал очень яростно. Я не буду упоминать, что именно он говорил тому, кто находился с ним. Я чувствовала себя неуверенно, но мягко постучалась в дверь. Шрила Прабхупада сказал:

– Заходите!

Я открыла дверь, и Прабхупада тотчас же принял очень нежное, чудесное, мягкое настроение. Он сказал:

– А, Харе Кришна. Прасадам. Очень хорошо. Просто поставь здесь.

Я оставила там прасадам и, выходя из комнаты, посмотрела на своего друга, для которого договорилась об этой встрече. Он выглядел как если бы его вызвал школьный учитель. Он явно уже не хотел никакой такой встречи. Так или иначе, когда я вошла, Прабхупада говорил со мной очень мягко и нежно и очень по-доброму. Но как только я вышла и закрыла дверь, я услышала, как Прабхупада снова стал стучать кулаком по столу, крича и крича и крича. Я подумала: «О, Боже». На самом деле он не кричал, а отчитывал его, чтобы он осознал всю серьезность ситуации. Он делал это с любовью, но давая ему понять, насколько серьезно нужно следовать писаниям. Опять же, со мной он был мягким и любящим и очень нежным. Я не попала под раздачу. Кто-то другой попал. Такая произошла ситуация. Было интересно наблюдать, как сразу после закрытия двери он продолжил стучать по столу, вернувшись в яростное настроение. По-моему Радханатх Махарадж говорил, что он мог быть как молния и как нежная роза. Сначала он был как молния, но когда я открыла дверь, он стал розой, а затем снова вернулся к молнии. Это было очень интересно наблюдать. Но все это было для нашего блага, а не потому что он чувствовал гнев.

71-23 Джаядхарма дас

Я был на утренней прогулке в Перте. И есть аудио-запись этой прогулки. В определенный момент Ганеш сказал Прабхупаде:

– Может нам надо вынуждать людей становиться сознающими Кришну?

Прабхупада сказал:

– Это невозможно. Потому что нельзя заставить любить. Любовь должна быть спонтанной.

Но был еще один интересный момент, который по-моему не был записан, когда Прабхупада гулял по пляжу в Перте, потому что я пока этот момент не нашел. Прабхупада внезапно упомянул одну забавную вещь. Он сказал, что у него есть духовный брат, которому 92 года. И этот духовный брат женился на молодой девушке, которая была моложе 21 года. Прабхупада просто упомянул это. И он смеялся очень по-детски. Это было очень интересно. Мне трудно описать этот смех. Но я всегда вспоминаю его. Но очень интересно, что Прабхупада посчитал это забавным и очень невинно к этому относится. Его духовному брату было 92 года, и он женился на девушке, которая была младше 21 года. Было просто интересно услышать этот небольшой смех Прабхупады на утренней прогулке.

71-24 Сахадева дас

Я готовил для Прабхупады в течение недели каждый день один и тот же обед – дал, рис и два вида сабджи. Только на экадаши Прабхупада попросил кое-что особенное. Он хотел котлеты из картофеля и тапиоки. Шрутакирти дал мне рецепт. Он сказал: «Просто свари картошку и разомни ее, пока она еще горячая. Добавь семена тапиоки, смешай, раскатай небольшие котлеты и обжарь их в большом количестве масла». Это было одно из блюд, которые Прабхупада ел на экадаши. Но я слышал, что когда Прабхупада был маленьким, его звали Качори-мукха, и это переводится как лицо, полное качори, потому что Прабхупада любил качори. Качори очень трудно переваривать. Но Прабхупада мог съесть их в большом количестве. Я помню, как однажды смотрел гороскоп Прабхупады. Я не помню, что у него в шестом доме, но у Прабхупады было очень хорошее пищеварение. Поэтому он был способен съесть много качори.

71-25 Шукла даси

Однажды я открыла входную дверь и забыла отдать Прабхупаде цветы. В это время шел мощный киртан. В Мельбурне лестница состоит из двух частей – сначала идет десять ступеней наверх, потом площадка, и потом еще десять ступеней наверх. Киртан продолжался. А Гуру Крипа остановил Прабхупаду и задал ему вопрос. Прабхупада поднялся на десять ступеней и стоял на площадке, а я стояла внизу. Он спросил у Прабхупады что-то о его чемоданах. Шрила Прабхупада ответил ему, а затем посмотрел вниз и увидел меня с цветами в руках. Прабхупада спустился вниз по лестнице, чтобы взять цветы у меня из рук. Конечно же, я чуть не упала. Он был очень добр. Я стояла с цветами, и потом последовала вместе со всеми за ним. Но факт в том, что я все еще хотела сделать для него какое-то подношение. Любое подношение, которое вы делали, было для него особенным. Даже любая маленькая вещь – просто пара цветов – гардении и жасмин. Но он спустился, взял их у меня из рук и сказал: «Харе Кришна». А затем снова поднялся по лестнице. Я была изумлена тем, каким добрым и заботливым он был, что позаботился даже о таком незначительном подарке. Любой маленький подарок, который вы давали ему, он очень высоко ценил. Это всегда кажется мне удивительным.

71-26 Джаядхарма дас

Я задал вопрос Прабхупаде, который, как мне кажется, не был записан. Я сказал Прабхупаде:

– Я присоединился к этому Движению Сознания Кришны, Шрила Прабхупада, потому что вы сказали «Воспевай и будь счастлив». Но я не могу сказать, что я по-настоящему счастлив.

Потому что Шрутакирти довольно часто задавал Прабхупаде вопросы. И, как мы говорим в Австралии, он «бросал кошку среди голубей». Я думал о том, что есть много трудностей, и здесь не только голуби и сметана, не только счастье. Поэтому я сказал Прабхупаде:

– Я не полностью счастлив, Прабхупада.

Мне просто было интересно, что Прабхупада ответит, потому что несмотря на то, что Прабхупада был как молния, но он также был как роза. Я подумал: «Ну хорошо, Прабхупада, я уже достаточно ощутил вас в качестве молнии. Надо бы попробовать розу». Шрила Прабхупада сказал:

– Хорошо. Если бы вы не воспевали, вы были бы еще более несчастными.

Другими словами, для счастья надо продолжать работать. И это по-настоящему удовлетворило меня. Он сказал: «Если бы вы не воспевали, вы были бы самым несчастным». И, конечно же, сейчас в своей жизни спустя пятьдесят лет я понимаю, что это правда. Потому что я встречаю людей в своей практике аюрведы. И можно с уверенностью сказать, что никто не находит настоящего счастья в этом материальном мире через элементы бхуми, апо и так далее – через землю, воду, огонь, воздух и пространство, ум, разум и эго. Через низшие элементы люди не находят счастья, если они не воспевают Харе Кришна и не поднимаются на духовный уровень.

71-27 Васушрештха дас

Был еще один случай перед лекцией по «Бхагаватам». Я пошел на прогулку по пляжу, ожидая, когда приедет Прабхупада. Я на несколько минут опоздал на приветствие Божеств, и когда я открыл большие деревянные двери в мельбурнском храме, Прабхупада предлагал свои поклоны Господу Джаганнатхе, который стоял на третьем алтаре. Когда он приносил свои поклоны, я находился всего в метре от него. Мои волосы встали дыбом. Я ощутил захватывающий опыт. Когда Шрила Прабхупада встал, то я заметил по его манерам, что, хотя он и не был высоким человеком, но он выглядел очень величественно, безмятежно и достойно. Тогда я понял, что это очень необыкновенная личность. Еще одно качество Прабхупады это его необыкновенная сила. Как Прабхупада мог понять, что я преданный? Он на самом деле был всезнающим духовным учителем. В тот момент времени у меня ушли все сомнения по этому поводу. Потому что в течение нескольких лет мне не давало покоя одно большое сомнение. Как он мог иметь так много духовных учеников и смотреть за всеми ними сразу? Но это просто неправильное понимание философии, потому что Прабхупада также присутствовал в своих книгах. Садху и шастра неотличны друг от друга. Все это разрешилось и путь очистился от всех препятствий. Это стало результатом той встречи с Прабхупадой. Не знаю, смог бы я присоединиться, если бы не встретил его.

71-28 Джаядхарма дас

Я получил одно письмо от Шрилы Прабхупады. Я порекомендовал нескольких преданных на инициацию. Они все еще являются замечательными преданными. В письме говорилось так: «Ты дай им инициацию, проведи огненное жертвоприношение, воспевай Харе Кришна и стань гуру». Это то, что было написано в письме. Из этого я понял, каким было наставление Прабхупады. Надо следовать по пути Махаджан. И на каком бы искреннем уровне ты ни находился, ты может сам быть гуру. Не обязательно уттама-адхикари. Также я нашел еще одно письмо в архивах Прабхупады, но оно было адресовано другому Джаядхарме. Вы встречали еще одного Джаядхарму? Итак, был другой Джаядхарма. И читая этот ответ Шрилы Прабхупады, я пытался вспомнить, был ли это я. Потому что он отвечал на письмо, в котором жаловались на Джи-би-си. На самом деле это мог быть и я. Потому что у нас были невероятные истории и перевороты, с которыми, я уверен, каждый сталкивался за многие годы в материальном мире. Но суть конечно же в том, какой урок мы извлекаем из этих историй. Это как лекарство. Я практикую аюрведу. Достаточно часто лекарство имеет очень неприятный вкус. Но если вы разбираетесь в качествах этого лекарства, то ваш ум даже может начать воспринимать его совершенно обратным образом. Надо знать, какие положительные эффекты приносит это лекарство. Преданное служение это удивительное лекарство. И если вы принимаете его, не становясь жертвой уловок ума, тогда вы сможете прогрессировать несмотря на все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в процессе. Я думаю, что все это является проверкой нашей веры. Не убеждений, а веры в высшее. Убеждения это отдельная история. Убеждения больше держатся на эмоциях. Но вера в высшее больше опирается на философию и на духовный уровень. Потому что мы можем наблюдать высшее везде. Прабхупада в особенности пришел, чтобы научить нас высшему. Поэтому все уроки, хорошие или плохие, несомненно трансцендентны.

71-29 Чекитана даси

Он смелый, отважный. Он желал терпеть то, что он терпел. Это то, что я могу отметить. Он был способен на это. Он показал нам махаврату, которую также совершили Пандавы. Они правили всем миром, совершили Раджасуйю, а затем у них все забрал Дурьодхана. Они стойко это переносили и не отклонялись от Юдхиштхиры. Также и наши преданные не отклоняются от Прабхупады. Я не отклонилась от Прабхупады. И это удивительно. Он обладает этим могуществом, чтобы держать вас. В каком бы ашраме вы ни были, вы там стабильны. Но вдруг нам наступает семьдесят лет. Как только мне исполнилось семьдесят, я вдруг захотела распространять книги Прабхупады, хотя и не обладаю квалификацией. Мне нравятся эти молитвы – я неквалифицирован и беспомощен. Но так как он это делал, мы тоже знаем, что может это делать.

71-30 Ади Пуруша дас

В Прабхупаде были качества смирения и доброты. Также его милостивые улыбки. Можно говорить обо всем. Но мне кажется есть одно качество, которое стоит выше всех остальных качеств. Прабхупада был совершенным.

71-31 Шукла даси

Он обладал превосходством во всем. Мы недавно вспоминали еще одно качество. Его память о том, что вы сделали или не сделали, была мгновенной. Он понимал, кем был каждый преданный и каково было его место. Он был хорошо осведомлен о каждом преданном. Последний раз я говорила с Прабхупадой, задав ему вопрос на лекции. Я много служила Божествам, я воспевала достаточно много. Но у меня не было достаточно времени, чтобы читать. Я спросила у Шрилы Прабхупады на лекции:

– Что самое важное? Слушание, чтение, памятование?

Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

– Слушание.

Это сразу вернуло меня к первому наставлению Прабхупады, когда он давал мне Гаятри: «Слушай». Я подумала: «О, Боже. Это именно то, о чем я говорила». Он как бы вернул меня в прошлое: «Я помню, что ты не слушала, когда получала Гаятри». Он вернул это. Он знал обо всем, что происходило. Он снова меня отчитал за то, что я не слушала. Но это было достаточно ясное наставление – слушание является самым важным. Затем я уже поняла, что слушание – это воспевание, слушание – это чтение, слушание – это все, это общение. Все в одном слове. Прабхупада мог говорить с кем угодно. Он мог говорить с генералом, с ребенком, со студентом, с учителем. Мы наблюдали, как в Австралии приходил священник, и они беседовали в комнате, а мы тоже заходили и слушали, как Прабхупада объяснял философию ему очень красноречиво и очень блестяще, но в то же время с состраданием. Он показывал не только понимание Вед или ведической философии и Сознания Кришны, но он также понимал все религии. И он мог общаться с ними таким образом. Мне кажется, что это была одна из самых поразительных вещей. Он мог ответить на любой вопрос от любого человека. Например, в фильме о Харе Кришна один репортер спросил у него: «Вы знаете, кто такие хиппи?» Прабхупада был совершенством остроты. У него было поразительное чувство юмора. Просто своей остротой он мог убрать все недопонимания, он мог устранить все ваши сомнения.

71-32 Сахадева дас

Одна история также произошла в Мельбурне в комнате Прабхупады. Там было три человека – юрист, какой-то чиновник из правительства и еще кто-то. Каким-то образом я тоже там оказался. Прабхупада вел беседу. Также там был Джи-би-си, Мадхудвиша, и еще несколько преданных-лидеров. Прабхупада общался с ними. Мы обычно каждое утро делали гирлянды для Божеств. Но мы не выращивали цветы. И у нас не было много денег. Поэтому мы не покупали цветы, а обычно ходили и воровали цветы из Ботанического сада в Мельбурне. В конце концов нас поймали. Это случилось примерно за месяц до этой встречи. Об этом писали в газетах. Юрист, который пришел, работал на нас. Шла непринужденная беседа, и юрист упомянул об этом случае. Прабхупада не разозлился, но стал очень серьезным. Он стал объяснять, что все принадлежит Кришне. Преданный, который служит Кришне, занимает правильную позицию. Прабхупада процитировал стих о том, что даже если преданный делает что-то не так, он все же занимает правильную позицию. Затем Прабхупада стал объяснять, в чем цель жизни – развить Кришна-прему, освободиться от телесных отождествлений. А все остальное в этом мире это потеря времени, сколько бы денег у вас ни было и какого бы успеха вы ни достигли в этом мире. Все это абсолютная потеря времени. Этот юрист склонялся к тому, что преданный сделал что-то неправильно. Но Прабхупада говорил: «Вы зря растрачиваете свою жизнь». Я видел, как Прабхупада уже до этого защищал своих преданных. Прабхупада очень любил своих преданных. Даже если возникал малейший намек на критику его преданных, Прабхупада становился как лев. Это то, что по-настоящему поразило меня в Прабхупаде – то, как сильно он любил своих учеников. Это было прекрасно.

71-33 Джаядхарма дас

Совокупным качеством Прабхупады была его определенность. Он обладал непостижимым сочетанием качеств. Будучи аюрведическим врачом, я бы сравнил Шрилу Прабхупаду с совершенной йогой или формулами, которые были открыты за 600 лет до рождества Христова величайшими аюрведистами – Сушрутой, Чаракой и Вагбхатой. В этих формулах вы на самом деле не можете выделить какое-то качество, потому что все качества мастерски сбалансированы. Например, есть формулы, которые охлаждают с последующим эффектом согревания. Вначале может быть горький вкус, но послевкусие сладкое. Поэтому я бы сравнил Шрилу Прабхупаду с непостижимым сочетанием трансцендентных качеств, которые нельзя описать такими словами, как «хороший» или «плохой», «горячий» или «холодный», «счастливый» или «несчастный». Он всегда трансцендентный, всегда находящийся за пределами мирского. Вы можете верить, что Шрила Прабхупада всегда сосредоточен на Абсолютной Истине. Нитья – всегда. Всегда дает вам облегчение: самсара-даванала-лидха-лока. Духовный учитель гасит пылающий пожар материального существования дождем милости Кришны или факелом знания – ом аджнана тимирандхасйа. Это качество Прабхупады. А этих материальных двойственных слов просто недостаточно, чтобы описать трансцендентную личность.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)