Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 70
70-01 Ранчор дас
Удивительно то, что впервые я увидел Прабхупаду по телевизору. Можно подумать, что в такой встрече есть определенная дистанция. Но на самом деле я по-настоящему почувствовал его присутствие. Я понятия не имел, кем он был. Он появился в поздней вечерней передаче. Это было в 1969 году, через четыре дня после его прибытия в страну. Он остановился в доме Джона Леннона. А Мукунда организовал это интервью. Каждый день поздними вечерами я обычно сидел со своим отцом и мы смотрели, как у известных людей – политиков, драматургов, писателей – брал интервью один довольно самоуверенный ведущий. Было 10:30 вечера, и вдруг в кресле появился пожилой индийский монах. Я подумал: «Вот это да, какая удивительная личность! Кто это, интересно, такой?» Ведущий программы, Тони Блуберт, стал задавать этому человеку вопросы. Я помню все очень хорошо. Каким-то образом это запечатлелось в моей памяти. Он сказал:
– Что привело вас в эту страну?
Этот пожилой человек сказал:
– Я приехал, чтобы учить о Боге.
Я тотчас же подумал: «Это интересно». Потому что меня всю жизнь монахи обучали тому, кто такой Бог. И они уверили меня в том, что я больше ни от кого не должен слушать о том, кто такой Бог. Это были католические монахи и они могли рассказать мне все, что мне требовалось знать. Итак, я подумал: «Это должно быть интересно. Что, интересно, он скажет?» Ведущий сказал ему:
– Это тот же самый Бог, о котором мы уже знаем в этой стране? Или же это какой-то другой Бог?
Тогда этот пожилой мудрый индийский человек сказал:
– Я приехал говорить о том же самом Боге. У Бога много имен, но Бог один.
Меня это заинтриговало. Затем ведущий спросил:
– Чему вы учите?
Пожилой индийский человек ответил:
– Я учу тому, как вам увидеть Бога и говорить с Богом, точно так же, как я говорю с вами, лицом к лицу.
Я подумал: «Это звучит удивительно». Следующий вопрос был такой:
– В чем заключается ваш метод? Как нам этого достичь?
Пожилой индийский человек сказал:
– Просто пойте имена Бога.
Я подумал: «Это не может быть так просто». Мой отец сидел рядом со мной, и я сказал ему:
– Что он сказал? Он сказал просто петь?
Мой отец сказал:
– Я не знаю. Я не понял.
Потому что у него был очень сильный акцент. Это меня заинтриговало. Затем ведущий сказал:
– Хотели бы вы продемонстрировать?
До этого момента этот святой человек выглядел очень серьезным и строгим, но вдруг его лицо озарила большая улыбка и полилась сверкающая энергия. Это оказало на меня огромное впечатление. Он сказал:
– Да, я бы хотел.
Они встали и прошли через студию туда, где сидели преданные на полу. Этот монах также сел с ними на пол. Оглядываясь назад, я понимаю, что никогда ни до ни после этого не видел, чтобы кто-то сидел в телевизионной студии на полу. Итак, они сели на полу, и ведущий представил одного из них. Я очень ясно помню, что это был Шьямасундара. По его гладко выбритой голове проходила тилака от носа до самого затылка. Я подумал: «Боже, я восхищаюсь этим молодым человеком. И я вижу, что эти люди обладают чем-то очень особенным. Но я бы никогда не смог повторить то же самое. Все это было очень серьезно, и я бы хотел стремиться к чему-то подобному». Затем они начали петь. Прабхупада играл на своих караталах, Шьямасундара играл на своем эсрадже, Ямуна пела и играла на фисгармонии, а Мукунда играл на тампуре и на мриданге. Это были просто прекрасные звуки. Они пропели один круг маха-мантры, и как только я прослушал его, то сразу понял: «Верно. Достаточно просто петь». Все это обрело смысл и связалось с моими ощущениями. Я готов был сидеть так часами и слушать, но программа тотчас же закончилась и пошли титры, которые также вскоре исчезли. Я повернулся к своему отцу и сказал:
– Разве это было не удивительно?
Мой отец сказал:
– Нет.
Я понял, что Прабхупада смог передать сквозь экран свое удивительное присутствие. Я не знал, увижу ли я его еще раз. Я не помню, о чем я думал тогда. Но я точно почувствовал, что хотел бы быть как один из этих юношей, которым задавали вопросы. У меня появилось некое одобрительное отношение к воспеванию. И конечно же через пару недель я мог уже постоянно слышать Харе Кришна мантру по радио. Это было мое первое соприкосновение с Прабхупадой. Конечно же я не знал, что это был Прабхупада. Но главным моим впечатлением об этом человеке было то, что он на сто процентов неподдельный. Он по-настоящему обладал знанием, когда говорил о Боге, и я понял, что должен слушать, о чем говорит этот человек.
70-02 Сарвамангала даси
Первая моя встреча со Шрилой Прабхупадой была не очень ясной. Я была в храме на Бери Плейс по милости Шьямасундары Прабху, которого я встретила на улице. Прабхупада собирался улететь в Найроби. По дороге в аэропорт вместе с преданными, которые ехали проводить Прабхупаду, я вдруг поняла, что могу больше никогда не встретить этого человека, хотя я по-настоящему не была способна осознать, кем был Шрила Прабхупада. Через несколько месяцев он вернулся из Найроби. Я написала ему письмо, потому что очень боялась, что больше никогда его не увижу. Он написал мне прекрасный ответ. И когда он вернулся, тогда я смогла уже его по-настоящему видеть. Забавно вспоминать, как я писала это письмо. Прабхупада был очень добр ко мне. Он поблагодарил меня за письмо, потому что я написала его очень-очень аккуратно. Каждую букву я написала отдельно, как будто это было произведение искусства. Прабхупада прокомментировал, что оно было красиво и правильно написано. Он сказал, что я очень разумная девушка и что я должна использовать свой талант и разум в служении Кришне. И сейчас я понимаю, что тогда я о себе так совсем не думала. Но Прабхупада просто старался вытянуть что-нибудь из каждого. И это вдохновляло и до сих пор вдохновляет меня думать, что я могу сделать что-то для него. Затем он писал, что молодые юноши и девушки часто имеют беспокойный ум, но если они просто будут воспевать Харе Кришна, тогда они смогут превзойти материальную природу. Письмо было наполнено по-настоящему важными мыслями. Каким-то образом Прабхупаде всегда удавалось попасть в самую точку вне зависимости от того, кем вы были, и даже несмотря на то, что я никогда с ним до этого не говорила.
70-03 Шрипати дас
У меня в течение какого-то времени был определенный план. Я приехал в Канаду в поисках духовного просветления, потому что все способствовало этому. Мои друзья поехали в Индию, но я не поехал с ними. Также подруга моей мамы была известным спиритуалистом и она нагадала мне, что я очень скоро встречу своего духовного учителя. Ее дочь знала Лобсанга Рампу, который был знаменит благодаря своим книгам и выдавал себя за тибетского монаха. В тот момент он жил в Монреале. Итак, я приехал в Монреаль, а ее дочь работала в Банке Монреаля и она договорилась для меня о встрече с Лобсангом Рампой. Но на тех выходных, когда я должен был встретиться с ним, преданные пригласили меня поехать в Бостон. Я выбрал поехать с ними. Но в связи с серьезностью события я подумал, что будет мудро возвысить свое сознание. Поэтому я спрятался в туалете и принял немного ЛСД. К тому моменту, когда я встретился с Прабхупадой в его комнате, я испытывал подъем. Прабхупада задал мне несколько вопросов об уровне моего образования, которое я получил в Великобритании, потому что я сказал, что только что приехал из Великобритании. Мы говорили на такие темы, но мне казалось, что это не тот уровень вопросов и что мое мирское образование не имеет никакого отношения к духовным вещам. Я не понимал, что Прабхупада искал способ занять меня в служении Кришне. На самом деле я учился четыре года актерскому мастерству, и он мог бы занять меня таким образом, но этого не случилось, потому что я не захотел рассказывать ему об этом. Тем временем я сильно погрузился в созерцание коричневого цвета кожи Прабхупады и линий на его лице, потому что у меня было расширенное зрительное восприятие. Прабхупада сказал:
– Очень хорошо, что ты пришел увидеть духовного учителя, но гораздо важнее слушать его.
Это была для меня первая встряска. Я понял, что это расширенное состояние, в котором я находился, никуда меня не приводит. И мне потребуется дальнейшее терпеливое понимание наставлений и писаний. Это был даршан, который длился двадцать минут или полчаса. Там была Джадурани, и она хотела достать картину, которая висела над Прабхупадой. Она сказала:
– Прабхупада, мне неудобно, я не хочу вас беспокоить, но мне нужна эта картина, потому что мне надо ее немного доработать.
Он сказал:
– Ты можешь встать мне на голову, чтобы достать картину Кришны.
Затем, когда я выходил, кто-то зашел и сказал:
– Прабхупада, собака испражнилась в коридоре.
По-моему это было какое-то студенческое общежитие, в котором у Прабхупады была небольшая квартира с несколькими комнатами. Поэтому когда я выходил, Прабхупада сказал мне:
– Мог бы ты с этим разобраться? Надо найти дворника и попросить его убраться.
Так что моим первым служением было убрать собачьи испражнения. В соответствии с китайской астрологией я огненная собака.
70-04 Говардхан даси
Меня спросили, хочу ли я получить инициацию. Письмо с рекомендацией отправили Прабхупаде. Я ждала ответа и думала: «Мне бы хотелось получить имя, как-то связанное с Вриндаваном». Я слышала, как преданные обсуждают имена и разные магические вещи, связанные с этим. Но я думала: «Имя Ямуна уже давно было дано. Но какие еще есть женские имена?» Я даже не знала, какие места есть во Вриндаване. И по-моему мой президент храма, Патита Уддхарана, о чем я узнала позже, рекомендовал для меня имя Джая Рукмини, потому что я только вышла замуж. Но я думала: «Боже, как бы я хотела получить имя, связанное с Вриндаваном». И вскоре пришло письмо, в котором говорилось, что мое имя – Говардхан даси. Я не могла в это поверить. Я не могла в это поверить. Даже по сей день я в восторге от того, что получила такое имя. Я в полном восторге. Это было чем-то особенным для меня. Я чего-то хотела и получила это. Это подтверждает слова Кришны из писаний о том, что Он вечно получает удовольствие от того, когда исполняет желания своих преданных. И Прабхупада непосредственно был с Ним, и кто бы ни выбирал имя, его слуга или еще кто-то, это было чудом.
70-05 Ранчор дас
Прабхупада приехал в Англию во второй раз, то есть вернулся в Англию, летом 1971 года. Я приехал в аэропорт. Впечатление было потрясающим, потому что он сиял. Вокруг него была блистательная золотая аура. Это было что-то мистическое – золотое сияние. Хотя физически он был маленьким. Но это была самая могущественная личность во всем аэропорту. И он просто плыл. Не было похоже, что он шел. Мне запомнилось, как он плыл. Это создало могущественное впечатление святости. К тому времени я уже жил в храме в течение девяти месяцев. Поэтому я уже очень много читал и слышал о Прабхупаде. Также стоит упомянуть, что когда я присоединился к храму, такие преданные, как Ямуна, Мукунда, Шьямасундара, Гурудас, Малати постоянно говорили о Прабхупаде. Они были абсолютно влюблены в него. И хотя я встретился с ним только спустя девять месяцев, я уже впитал в себя глубокое чувство любви. И его кассеты тоже всегда играли.
70-06 Сарвамангала даси
Моим первым служением была покупка цветов для Божеств. И это до сих пор мое любимое служение. Когда Прабхупада приехал, я сделала цветочное пано, которое мы повесили на входе в здание. На нем было написано цветами: «Джая Шрила Прабхупада!» Он вышел из машины, поднял свой взгляд и увидел его. Я тотчас же почувствовала любовную связь и взаимность. Тотчас же. Все, что я сделала, это принесла ему поклоны. У меня не было никакого личного общения с ним. Но это тоже личное, даже если вы не говорите с ним. Некоторые преданные никогда не встречали Шрилу Прабхупаду, но у них есть в высшей степени личностные отношения с ним.
70-07 Шрипати дас
После ишта-гоштхи я спросил Сатсварупу Махараджа:
– Должен ли я получить инициацию. Я хотел бы, но примет ли меня Прабхупада? На следующее утро мы должны вернуться в Монреаль. Есть ли какой-то шанс получить инициацию?
Он сказал:
– Давай пойдем и спросим его.
Мы пошли в квартиру Прабхупады. Девананда встретил нас у двери. Он сказал:
– Подождите.
Он зашел, но очень скоро вернулся и сказал:
– Сейчас нельзя встретиться с Прабхупадой. Он собирается принять душ. Но он примет тебя. Просто пришли ему свои четки из Монреаля.
Прошло несколько недель. В те дни мы сами делали четки. Мы покупали бусины в магазине для рукоделия. Это было интересно. Надо было завязывать узлы, чтобы полностью собрать четки. Потом мы их отправляли, и это являлось интересным предметом ручной работы, которую мы предлагали Прабхупаде, а затем он освящал их. Через несколько недель, по-моему в начале июня, я получил обратно свои четки. Это случилось после того, как мы участвовали в «Лежаниях в постели во имя мира», которые провели Джон Леннон и Йоко Оно. Итак, это мое письмо с инициацией, отправленное из Нового Вриндавана 28 мая 1969 года.
«Мой дорогой Шрипати дас, пожалуйста прими мои благословения. Я очень благодарен тебе за письмо от 18 мая 1969 года, в которое ты вложил свои четки для молитвы. Я должным образом начитал их. Я инициирую тебя в свои ученики. Твое духовное имя Шрипати дас (сноска, написанная Шрилой Прабхупадой от руки: Шрипати означает Супруг Богини Процветания). Это значит, что ты слуга Господа Нараяны, или Кришны. Если ты просто будешь продолжать развивать свое Сознание Кришны, как ты уже это делал, тогда несомненно ты станешь искусным слугой Кришны. Наш процесс это с верой следовать правилам: отказ от сексуальной жизни, отказ от невегетарианской пищи, отказ от одурманивающих веществ и отказ от азартных игр. Также мы должны повторять по крайней мере шестнадцать кругов каждый день, стараясь избегать десять оскорблений. Ты получаешь очень хорошее общение со своими прекрасными духовными братьями в храме в Монреале, и ты должен помогать им распространять Сознание Кришны в том месте. Пожалуйста, советуйся с Хансадуттой, и ты будешь полностью занят таким образом. Если возникают какие-то вопросы и трудности, ты можешь советоваться с местными старшими преданными, или, если хочешь, я всегда готов тебе служить, чтобы помочь во всем, в чем смогу. Теперь у тебя появилась великая возможность достичь совершенства в своей жизни. Пожалуйста, отнесись к этому серьезно. Тогда Кришна даст тебе все возможности для прекрасного продвижения. Надеюсь, это письмо застанет тебя в очень хорошем здравии. Твой вечный благожелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада».
Причина, по которой я хотел получить инициацию заключалась в том, чтобы почувствовать серьезность Шрилы Прабхупады. Он не был похож на гуру, который стремится к сенсациям. У меня была такая возможность с Лобсангом Рампой. Я был знаком с этой личностью через его труды. Но Прабхупада казался человеком другого ранга. Также я думаю, что преданные, которые окружали Прабхупаду и которые уже стали его учениками, очень сильно повлияли на мое решение. Я видел, что это было Движение. Он был его главой. Я понимал, что мне надо будет лучше познакомиться с ним. Но благодаря той одной встрече я уже в достаточной мере был впечатлен, чтобы почувствовать: «Да, я войду в этот контакт. Я попробую это». И я подумал, что всегда смогу изменить свое решение.
70-08 Говардхан даси
В июле 1973 года я получала гаятри-мантру, второе посвящение, лично от Прабхупады. Мы все ждали за дверью. По одному мы заходили. Один из юношей вышел и сказал:
– Прабхупада сказал, что у меня длинные ногти.
Мы все сразу же обратили внимание на свои ногти. И в этот момент пришла моя очередь входить. Я принесла поклоны на входе в комнату. В тот момент эта комната мне казалась очень-очень большой. Когда вы вырастаете, то те места, которые казались вам большими, становятся не такими большими. Мне эта комната казалась просто огромной, и Прабхупада сидел очень далеко. Я поклонилась у дверей со словами: «Нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале». Еще в то время моими любимыми уроками в школе были разные языки, а я тогда всего семь месяцев как закончила школу. Поэтому я знала пословный перевод этих молитв. Я улыбалась, повторяя их, потому что произносила их в присутствии Прабхупады. Когда кто-то улыбается, то можно услышать это в его голосе. Я делала это и была очень-очень счастлива, но я нервничала. А когда я подняла голову, то увидела на лице Прабхупады широчайшую улыбку. Я ничего не ожидала. Я просто подняла голову, а он просто улыбался. Затем он постучал по полу рядом с собой. Он сидел на подушке, но не на такой большой, как сейчас. Это была тонкая подушка. Он сидел довольно близко к полу и улыбался мне. Он постучал по полу, прося меня сесть рядом. Я не могла в это поверить. Я не могла просто в это поверить. Я стала приближаться к нему, желая, чтобы это никогда не заканчивалось, потому что он был доволен. Вспоминая недавно об этом случае, я подумала, что это было очень приятно, когда Прабхупада смог во мне что-то утвердить или отметить или оценить или быть довольным чем-то. Потому что я не ощущала себя обычной преданной, так как была очень молодой. Я до сих пор даже не умею хорошо готовить. Готовка пугает меня. Я не знала, что ему предложить. И факт того, что он был мной доволен, показался мне очень удивительным. Затем я села. У меня был небольшой лист с гаятри-мантрами, напечатанными через копирку. Не думаю, что в то время можно было делать фотокопии. Поэтому копии делали на печатной машинке с копировальной бумагой. Мой экземпляр был где-то четвертой или пятой копией, поэтому он был очень бледным. Прабхупада очень игриво взял его у меня и сказал:
– Здесь требуются трансцендентные глаза.
Моя жизнь держится на этих словах. Первое, что я подумала: «Вот это да, он пошутил!» Сначала он улыбнулся, а потом еще пошутил. И тогда я подумала: «Надо запомнить эти слова». Я была напугана и очень взволнована и молода, и там больше никого не было. Я подумала: «Я должна запомнить эти слова». И спустя сорок пять лет я все еще могу процитировать их: «Здесь требуются трансцендентные глаза». Я пронесла их сквозь свою жизнь. И чем старше я становлюсь, тем более важными они для меня становятся. Позже мне довелось служить, участвуя в спектакле с детьми. Я пыталась перенести трансцендентные эмоции из тех игр, о которых я читала в книгах Прабхупады, в конкретную реальность, используя детей преданных в качестве инструментов или материала. Можно это сравнить с тем, как гончар использует глину, но только они были живыми. Это очень важная медитация на трансцендентные глаза, когда я стараюсь передать трансцендентность. И также, когда становится очень трудно, нужно пытаться увидеть, что за всем стоит какой-то замысел. Нужно возвращаться к этому сознанию. Например, мы однажды вернулись из аэропорта без обуви. Как бы нам в тот момент ни было больно, все эти вещи являются относительно неважными в пределах нашей ограниченной жизни. Все это совершенно не важно, и для этого нужны трансцендентные глаза. И также я использую это, когда участвую в Харинаме. Мне нравится проводить Харинаму, и в основном я этим занимаюсь, не считая поклонения домашним божествам. Вы не всегда получаете позитивный отклик от людей, до тех пор, пока они не начинают понимать, что они слушают и что получают. Поэтому я просто стараюсь помнить об этом. Это не обычные вещи, это не обычное движение, это не обычный звук, это приказ Чайтаньи Махапрабху и это единственное, что имеет значение в наших жизнях и в жизнях людей, которые слушают мантру. Потому что это вызволяет нас из материального мира. Так что по сути эти слова поддерживают меня всю мою жизнь. И я очень благодарна, что мне довелось получить немного личного общения с Прабхупадой, потому что для меня это сыграло огромное значение. Так или иначе, я села, а он пошутил. Затем я училась считать и произносить мантры. Эта часть была без каких-либо происшествий. Прабхупада был очень серьезен в этот момент. Прабхупада превратился из очень эмоциональной и любящей личности в очень серьезную. Это также было очень поучительно, потому что духовный учитель может любить вас, но он также должен обучать вас. Он не обычная личность. Затем я сказала: «Спасибо, Шрила Прабхупада». Я принесла свои поклоны и вышла.
70-09 Ранчор дас
До Прабхупады вероятно дошли новости из Индии о том, что Тамал или Джаяпатака приобрели тот участок земли в Маяпуре, который Прабхупада подталкивал их купить. То есть он как раз купил землю в Маяпуре. Они подписали договор. Каким-то образом, может быть благодаря Шьямасундаре или еще кому-то, до Прабхупады донеслась информация, что я немного разбирался в архитектуре. Шьямасундара позвал меня в комнату Прабхупады. Он представил меня Прабхупаде. У меня уже было имя Ранчор, которое я получил за шесть месяцев до этого. Прабхупада сказал:
– О, откуда ты? Где ты родился?
Я сказал:
– На севере Англии, Прабхупада.
Он сказал:
– О, в Шотландии?
Я сказал:
– Нет. В Йоркшире.
Но Прабхупада сразу же захотел узнать обо мне. Я был слишком молод, чтобы оценить значимость этого. Но я подумал, что это очень личностно. Он хотел войти со мной во взаимоотношения. Затем начались несколько дней разговоров и обсуждений в комнате Прабхупады о том, что он хотел в Маяпуре. Он стал рассказывать, что хочет построить большой храм. Для начала он хотел построить здания для проживания. Это нужно было построить в первую очередь, чтобы там могли жить преданные. Он дал достаточно детальные наставления о том, чего он хотел. Затем он сказал:
– Их должно быть четыре. И также должен быть большой храм.
Итак, в течение нескольких последующих недель я работал над чертежами.
70-10 Сарвамангала даси
Одно маленькое воспоминание осталось в моей памяти из Бхактиведанта Мэнора. У нас были Гаура Нитай. Иногда я Их одевала. А затем мне выпадала возможность выходить на утреннюю прогулку или видеть Прабхупаду, когда он возвращался обратно с утренней прогулки. Мы всегда подносили Прабхупаде желтые розы. Где-то в саду я нашла желтую розу и несла ее. Я помню, как я несла ее. Что бы вы ни делали для Прабхупады, вы делали это более осознанно, чем обычно. Я несла ее, держа за стебель, как будто это был драгоценный камень, который я собиралась подарить самой важной личности в моей жизни. Я вышла и встретила Прабхупаду, возвращающегося с полей Летчмор Хита, и дала розу Шриле Прабхупаде. Я помню, как он продолжал держать ее. Я помню, как он держал ее в течение всего пути обратно в Мэнор. Можно было почувствовать, как он ценил маленькую вещь, которую вы давали ему. Такую маленькую вещь. Но он также нес ее, как будто вы дали ему что-то особенное. Также я получила еще один очень ощутимый опыт, когда я впервые получила немного махапрасада от Шрилы Прабхупады. У меня не было никаких предвзятых мнений об этом, я была совершенно чистым листом. Он дал мне кусочек апельсина. И я по-настоящему почувствовала, что это что-то очень-очень особенное, как будто весь мой рот покалывал от взрывных ощущений, когда я получила махапрасад от Шрилы Прабхупады. Это было что-то. Таковы первые опыты. В следующие разы в вас уже присутствовало небольшое пресыщение от того, что вы уже получали махапрасадам. Хотелось просто ощутить вкус того, что вам дали. Но первый опыт отличался. Вы относились к этому с благоговением, потому что хотели получить маха от губ Прабхупады.
70-11 Шрипати дас
Есть известная фотография «Лежаний в постели во имя мира» с Джоном Ленноном, Йоко Оно и преданными в монреальском отеле. Примерно через девять месяцев после того, как была сделана эта фотография, я был единственным, кто остался в Монреале. Остальные поехали кто куда – Хансадутта и еще несколько преданных отправились помогать в Ванкувер, Барадрадж и Рукмини отправились помогать в Бостон. Поэтому неизбежно мне пришлось стать президентом, получив обучение от Джаяпатаки. Но потом уехал и Джаяпатака. В те дни президенты сами отправляли отчеты. Это было незадолго до формирования Джи-би-си. Поэтому мы обычно отправляли отчеты Прабхупаде. Я отправил два или три таких отчета и получал ответы от Прабхупады. Прабхупада получил письмо от какого-то человека из нашего храма, который на самом деле просто использовал храм в качестве ночлега, но он повторял сколько-то кругов. Он был из Чили и служил в морском флоте. Он с большим энтузиазмом сообщил Прабхупаде: «Нам надо иметь корабли, наполненные моряками, чтобы перемещаться на них по всему миру и требовать от людей под дулом пистолета, чтобы они воспевали Харе Кришна». Так он предлагал это делать. Прабхупада в письме, направленном мне, ответил ему: «Это очень хорошая идея иметь военно-морские корабли, чтобы распространять Сознание Кришны. Но нам не нужны ружья. У нас уже есть караталы. Это будет нашим оружием. А воспевание и мриданги приведут к взрыву среди людей по всему миру».
70-12 Говардхан даси
Это было в старой храмовой комнате, где сейчас располагается театр. Вьясасана стояла сзади. Все преданные были там. А я решила начать танцевать. Но мне кажется, что я танцевала не от экстаза. Я просто пыталась вступить в танец. Я стояла довольно близко к Прабхупаде. А он просто посмотрел на меня. Он стал смотреть прямо сквозь меня. Он смотрел на меня и мог видеть все. А я пыталась выглядеть счастливой и включенной в танец. Он продолжал смотреть. А я подумала: «Я хочу показать Прабхупаде, что я искренняя. Я хочу быть преданной». Но он просто смотрел и смотрел и смотрел. И он мог видеть, что за представитель ему попался. Он мог видеть, что за особь ему попалась. Он видел все. Мне кажется, что я делала что-то не так, я не следовала этикету. И он был недоволен. Затем мне пришлось просто отвести взгляд. Поначалу я продолжала смотреть, потому что не знала, каков этикет. Но потом я отвела взгляд. И когда я снова посмотрела, то он уже отвернулся, как будто меня не существовало. Это был очень усмиряющий и шокирующий опыт. Но это не было неприятно. Мы знали, что Прабхупада любит нас. Он посвятил этому всю свою жизнь. Он привез нам это сокровище. Он не собирался посеять семя и уехать. Ему приходилось быть с нами все время, разбираться со всем, что происходило, переводить свои книги по ночам, путешествовать в таком пожилом возрасте. Я понимаю его немного. Я сейчас еще не в том возрасте, когда он покинул Индию, но уже достаточно близко к этому. Просто невообразимо, как он смог сделать то, что сделал. Причина была не в том, что он нас не любил. Но, как я уже говорила, он был гуру. И он присутствовал там не для того, чтобы просто дружить с нами. У него было послание, и он дал процесс, которому надо было следовать, чтобы достичь успеха.
70-13 Ранчор дас
Прабхупада хотел очень большой храм. Примерно в это же время приехал из Америки наш духовный брат Нара-Нараяна. Его как-то включили в группу тех, кто едет с Прабхупадой в Индию, потому что он был строителем. Меня попросили работать с ним, и это был, так сказать, интересный опыт. Но я тут не для того, чтобы об этом говорить. Так или иначе, Нара-Нараяна взял шефство надо мной. Я помню, как мы тяжело трудились в течение многих-многих часов до самой ночи, чтобы успеть все закончить для Прабхупады, потому что время поджимало. Он хотел взять с собой в Индию законченные чертежи. Однажды Нара-Нараяна сказал мне:
– Пойдем увидимся с Прабхупадой.
Это было утром после завтрака. Мы пошли, и там Нара-Нараяна сказал:
– Он устал, Прабхупада, он устал.
Да, я действительно устал. А Прабхупада сказал:
– Да? – он посмотрел на меня. – Ты устал?
Я сказал:
– Нет, Прабхупада!
Тогда Прабхупада сказал Нара-Нараяне:
– Ты устал. Атманам манйате джагат. Если ты что-то чувствуешь, то ты точно так же думаешь о других. Он не устал.
Итак, я работал быстро, как только мог, чтобы закончить эти чертежи. Однажды у меня на вечер остались недочитанные круги. Было очень поздно. Но я всегда завершал свою дневную норму кругов. Поэтому я тихо открыл парадную дверь и вышел на ночную улицу со своими четками. Я очень устал, но я гулял под фонарными столбами, не знаю, был ли у вас такой опыт. Я гулял по улицам центрального Лондона. Везде было очень тихо. В те дни Лондон в такое время спал. Затем я вернулся на улицу, где находился наш храм, прямо напротив Британского Музея на Бери Плейс. Был примерно час ночи. Все было тихо. Но когда я повернул на улицу, то даже с самого конца улицы я мог слышать голос Прабхупады. Я увидел, что свет в его комнате горел. Он жил в комнате на первом этаже над храмовой комнатой. Его окна выходили на главную улицу и во тьме ночи из них сиял яркий свет. Его окна были открыты и я мог слышать его голос. Тогда я понял – он надиктовывает свои переводы. Он комментировал «Бхагаватам». Я тотчас же занервничал, так как я не хотел, чтобы он знал, что я гуляю поздней ночью. На цыпочках я дошел до парадной двери, которая была открыта. В те дни мы никогда ее не запирали. Я старался как можно тише подниматься по скрипучим ступенькам лестницы. Но когда я проходил мимо его двери, мне пришлось просто сесть там и слушать. Я сел рядом с его дверью. По всему зданию разносились звуки тяжелого дыхания, а кто-то иногда похрапывал. Все спали. А Прабхупада произносил несколько слов и щелкал кнопкой диктофона, потом еще несколько слов и опять щелчок и так далее. Иногда была большая пауза, после которой следовало много слов. И я получил удивительную реализацию. В то время, как все спали, он бодрствовал, и он говорил не просто в диктофон, а я чувствовал, что он обращался ко всему миру. Я уверен, что именно это он чувствовал. Он обращался к миру.
70-14 Шрипати дас
В Лос-Анджелесе я получил свою вторую инициацию от Прабхупады. Нас было двое брахмачари, которые получали инициации. Мы сидели по обе стороны от вьясасаны Шрилы Прабхупады в старой храмовой комнате. Мы услышали мантру от Прабхупады и так получили инициацию. Позже днем я поднялся в комнату Прабхупады. Так как я вернулся из Канады, то с моей точки зрения в Лос-Анджелесе было жарко. В те дни жарким летом мы носили кусок ткани такой же, как в наши дни носят только санньяси. Но тогда довольно часто мы ходили так, без курты. Итак, я сидел на даршане рядом с открытым окном и слушал Прабхупаду. Там была Говинда даси. Она связала новый шерстяной свитер для Прабхупады. Она подарила его Прабхупаде. И Прабхупада переодел свой свитер на этот новый прямо посреди беседы. Беседа продолжалась. Затем Прабхупада посмотрел на меня и сказал:
– Тебе не холодно?
Я сразу не смог подхватить, что он играет со мной. Я сказал:
– Нет, Прабхупада, мне нормально.
Я думал: «Я же из Канады. Мне нормально». Я сразу не понял. Но он сказал:
– Ты уверен?
Он дал мне второй шанс. И я сказал:
– О, да, да. Теперь мне холодно.
Итак, я получил от Прабхупады свитер, который он носил. Я хранил его как большую ценность, взяв его с собой в Монреаль. И я надевал его по особым случаям, но это обернулось в то, что я стал надевать его на санкиртану. Неминуемо в Монреале тоже случались жаркие дни. Мы сидели на Площади Филлипса в Монреале и воспевали вместе с преданными. Стало довольно жарко. Я снял этот свитер и положил рядом с собой. Но какой-то жадный преданный стащил его у меня. Я пытался его искать, но уже не смог вернуть. Затем я подумал: «Я был в Лос-Анджелесе в качестве представителя монреальской ятры. И теперь он у одного из нас».
70-15 Ранчор дас
У Прабхупады были интересные пожелания по поводу Маяпура. Они в основном связаны со строительством, потому что я помогал именно в этом. Он хотел, чтобы храм был очень большим. Я знаю, что там построили грандиозный храм. Для меня это было немного сложно, потому что я предпочитаю работать с человеческими размерами. Но Прабхупада, без сомнения, хотел чего-то грандиозного. В течение этого периода мы обычно ездили с Прабхупадой каждое утро на площадь Рассел-сквер, которая находилась неподалеку. Ему нравилось там гулять. Одним утром я сидел в храмовой комнате и повторял свою джапу, когда Шьямасундара появился в двери и сказал мне: «Пойдем на прогулку с Прабхупадой. Мы хотим, чтобы ты был там». Потому что я являлся частью команды. Я выскочил на крыльцо, где стояли Прабхупада, Шьямасундара и Прадьюмна. У меня была очень тонкая, почти прозрачная, курта, которую пожертвовали индийцы. Прабхупада сказал:
– Тебе будет холодно.
Было шесть утра. Я сказал:
– Нет, нет, Прабхупада, Мне не холодно.
Он сказал:
– Надень что-нибудь потеплее.
Я замешкался, потому что боялся, что они уйдут без меня. Но Прабхупада сказал:
– Ничего, мы подождем.
Я побежал наверх, накинул на себя что-то и спустился, и тогда мы отправились на площадь. Пока мы гуляли вокруг площади, Прабхупада хотел говорить наших планах. Нара-Нараяна тоже был частью команды. Эта беседа продолжалась в течение нескольких дней. И я помню, что в один из дней он показал на какое-то здание и спросил:
– Какой высоты это здание?
Он ждал от меня ответа, поэтому я сказал:
– Около пятидесяти футов.
Прабхупада сказал:
– Выше этого.
На следующий день мы проходили мимо большого отеля на Рассел-сквер, который назывался Рассел Хотел и был самым высоким зданием. Прабхупада показал на него и сказал:
– Какой оно высоты?
Я сказал:
– Прабхупада, около восьмидесяти футов.
Он был восьмиэтажным. Прабхупада сказал:
– Хмм. Выше этого.
Затем мы продолжили прогулку, а Прабхупада развернулся и сказал Нара-Нараяне:
– Он должен быть в три раза выше, чем это здание.
Да, Прабхупада хотел очень-очень высокое здание. И в конце концов построили здание, как он хотел, высотой триста футов. Также он сказал интересную вещь. Так как это пойма, то нижний этаж должен использоваться только для склада, потому что он может затапливаться. И все здания должны быть такими. Первое здание, которое мы называем храмом, Маяпур Чандрадойа Мандир, изначально было построено как жилой блок. Но нижний этаж был просто оставлен для склада. И там были установлены Радха и Кришна. Это стало нашим храмом. Изначально там не предполагалось ничего. Прабхупада также сказал:
– Нам нужно будет сделать плавающий фундамент.
Я никогда ни о чем подобном не слышал. Но на следующий день индийский инженер, который был очень высококвалифицированным профессиональным конструктором, пришел, чтобы провести несколько часов с Прабхупадой. Мы сидели вокруг. А он сказал:
– Да, вам нужно сделать плавающий фундамент. Это единственный способ. Должны быть сваи, уходящие в землю, но также должен быть плот.
Прабхупада также сказал нам:
– Я хочу, чтобы вы построили этот храм из кирпича. И вы должны изготавливать кирпич на месте. Местные люди могут делать кирпич. А стены должны быть толщиной в два или три фута.
Мы спросили инженера, какой толщины должны быть стены. Он сделал какие-то расчеты и сказал:
– Два и девять десятых.
Также Прабхупада сказал, что он хочет купол. Он сказал об этом.У него была совершенно конкретная идея поставить поперечные балки, на которых будет вертикаль, чтобы поддерживать купол, подобно зонтику. Это была его идея. И много другого. Он говорил о богатых дворцах Кришны, которые описаны в «Бхагаватам». Он хотел, чтобы храм выглядел красивым и богатым.
70-16 Сарвамангала даси
Однажды его слуга отправилась за покупками и не вернулась вовремя. Я наблюдала за ней, и у меня возникло желание, которое я и так уже имела – я хотела стать личным слугой Прабхупады в своей следующей жизни. Я наблюдала за другими слугами и думала: «Я хочу заниматься этим в своем следующем рождении». Итак, Прабхупада позвонил в колокольчик, но никого не было поблизости. Рядом с комнатой Прабхупады была комната для санньяси, но там никого не было. Поэтому я вошла со всеми атрибутами, которые слуги предлагают Прабхупаде. Я стояла в конце комнаты, не решаясь подойти. Я стояла там с гирляндой и чанданой. Прабхупада жестом показал, что я могу принести гирлянду, и я надела ее на него. Также у меня была чандана. Я не знала, могу ли я наносить ее на него. Но он кивнул головой. Поэтому я подошла и поставила чандану на прекрасный лоб Прабхупады. Это маленькие вещи, но они имеют огромное влияние на наше духовное развитие. Я получила опыт принятия Прабхупадой и разрешения совершить служение. Конечно, много людей придумали много правил по поводу того, что подобает делать женщинам, а что не подобает. Но мы были его дочерьми. Мы не вели себя назойливо и не думали: «Я женщина и я все равно это сделаю». Мы просто знали, что это было частью нашего прогресса наблюдать за тем, что нравится Прабхупаде и что он хотел. И он позволял это и приветствовал это.
70-17 Говардхан даси
Мне довелось повесить три гирлянды на Прабхупаду. Я забыла в каких обстоятельствах я повесила две из них. Но Сарвамангала, моя подруга, всегда помогала мне, подталкивая вперед и вдохновляя меня совершать служение. Поэтому она попросила меня это сделать. Итак, я ожидала на одном из входов в храмовую комнату в Бхактиведанта Мэноре, который позже дети назвали «круглый круг». Прабхупада уезжал, несколько преданных стояли там, а машина уже ожидала его. В конце концов Прабхупада спустился по лестнице. Ему надо было пройти через храмовую комнату. Я помню, что когда он пришел в храмовую комнату, там стоял гость. Этот человек поклонился Прабхупаде прямо перед ним, но его стопы были направлены к Божествам. После этого Прабхупада сказал Мукунде, который сейчас Мукунда Махарадж: «Ты должен обучить». Прабхупада всегда хотел, чтобы поддерживались стандарты. Он хотел, чтобы преданные были способны обучать гостей. Это было очень важно. Когда он вышел, я подумала о том, насколько милостиво было с его стороны сделать шаг в мою сторону. Потому что я стояла с гирляндой и думала: «Что я должна делать?» Я чувствовала себя недостойной совершать такое служение. Поэтому он подошел ко мне и опустил свою голову. Я не хочу казаться слишком лиричной, но его голова показалась мне похожей на бутон лотоса. Надеюсь это звучит не очень банально. Я просто опишу ее. Она была немного островатая и гладкая с небольшим количеством волос по обе стороны. Она сияла. Она выглядела очень поэтической и красивой. Все, что делал Прабхупада, было в высшей степени поэтическим и красивым без каких-либо посторонних движений. Он экономил движения, но делал это очень красиво. У него не было никакого ложного эга, у него не было ложного отождествления. Все было красиво. Поэтому я чувствую великое благословение от того, что имела этот опыт. Другой случай с гирляндой был в Нью-Маяпуре во Франции. Там была Кришна Бхамини, очень замечательная женщина. Я считаю великим достоянием то, что у меня сохранились некоторые воспоминания о своих духовных сестрах или братьях или преданных, которые я очень ценю. Она сказала мне:
– Ты можешь сделать дневную гирлянду для Прабхупады?
Ей пришлось заняться другим служением. Я сказала:
– Да. Есть ли какие-то правила?
Она сказала:
– Нет, просто расставь цветы, как тебе хочется.
Позже я спросила, все ли получилось хорошо, и она сказала:
– Мне пришлось переделать ее, потому что она должна была быть симметричной.
Я не знала, что она должна быть симметричной, потому что она сказала, что я могу сделать ее как хочу. Но несмотря на это, есть один стих в одиннадцатой песне, где Кришна говорит Уддхаве: «Этот процесс самый совершенный, потому что используя временные вещи материального мира ты можешь достичь Меня, Высшее Трансцендентное Начало». Далее Он еще кое-что добавляет: «Даже если эти вещи внешне бесполезны». Я подумала, что это удивительно – внешне бесполезные вещи. Если все же использовать вещи, которые даже сделаны неправильно, можно достичь Кришны. Это то, что мне запомнилось. Я делала гирлянду неправильно, но тем не менее, я думаю, что служение дошло до Кришны.
70-18 Ранчор дас
Я жил в Лондоне, и мне приходилось приезжать на поезде, а затем идти по полям. Одним утром, когда я приехал туда, киртан уже шел, а Прабхупада сидел на своей большой вьясасане. Итак, шел киртан. Атмосфера была просто невероятной. О, Боже. Прабхупаде очень нравился танец. И я помню, что наш духовный брат Трибхуванатх пел с мридангой висящей на его шее. Он был в другом мире. Он танцевал перед Прабхупадой. Он пел непосредственно Прабхупаде и качал головой вверх и вниз. А Прабхупада просто пристально смотрел, смеясь и радуясь, Трибхуванатху прямо в глаза. Это была удивительная связь, и мы все это понимали. Несомненно, он был одним из преданных Прабхупады, который привлек его особое внимание. Также тем летом мы сидели на лужайке. Прабхупада обычно сидел на лужайке. В тот раз Шрутакирти, его слуга, читал из «Чайтанья-чаритамриты». Целые книги еще не были изданы, но была предварительно издана глава «Господь и Пять Ипостасей». Он читал эту книгу, а Прабхупада слушал. Один из преданных, Йогешвара, поднял свою руку. Текст говорил что-то о беспричинной милости Господа Чайтаньи. Он сказал:
– Прабхупада, мы знаем, что милость Господа Чайтаньи беспричинная, но все же, есть ли какая-то причина, по которой мы ее получили? Кто ее получает, если она беспричинная?
Прабхупада сказал:
– Просто Кришна любит вас. Кришна любит вас, поэтому вы получаете эту особую милость. А если Кришна вас не любит…
Да, так он сказал.
70-19 Шрипати дас
В то время, когда я был президентом в Монреале, по-моему в 1971 году, Шрила Прабхупада был в Бостоне. И мы решили присоединиться к так называемой «большой церемонии инициации». Появилась возможность преданным получить инициацию от Шрилы Прабхупады. Мы повезли их туда, но нам пришлось ехать через второстепенную границу, потому что среди нас был преданный призывник. Мы хотели провезти его через небольшой пропускной таможенный пункт, надеясь, что его не заберут. И затем он мог бы вернуться и снова присоединиться к храму в Монреале. Но у нас не получилось. Его распознали на границе, и ему пришлось остаться в стране и предстать перед призывной комиссией. Он собирался сам доехать до Бостона, потому что его задержали на границе, и он сделал это. Но у нас освободилось пространство в машине. И это означало, что после встречи Шрилы Прабхупады в аэропорту Логан, у меня были места в машине. Я смог подвезти Карандхара до храма, потому что требовалось больше транспорта. На обратном пути мы беседовали с ним и я сказал:
– Мы из Монреаля, и нам очень непросто получить возможность общения с Прабхупадой. Есть ли какой-то шанс попасть на даршан с Прабхупадой только нашей небольшой группой? Как это сделать?
Он сказал:
– Раннее утро. Это то, что вам надо. Я позову вас.
На следующий день Карандхар разбудил меня рано утром и мы пришли в комнату Шрилы Прабхупады. Он уже проснулся и занимался переводами. И мы провели двадцать минут или полчаса со Шрилой Прабхупадой. Это явилось для меня небольшим откровением и в результате, хотя и гораздо позже, я написал стихотворение. Я прочитаю его:
«Как получить общение в Бостоне, штат Массачусетс»
В тихих предрассветных коридорах
Стоял спертый и пахучий воздух,
Но теперь его пронизывал сандал,
Как мы заботливо проветриваем любимую шаль.
Я спросил у нового друга: «Это возможно?»
«Да», – ответил он благосклонно.
Карандхар очень заботлив. Он разбудил меня
И потащил омываться.
Теперь вдвоем наедине с вами
мы сидим у Ваших стоп, и так нас трое.
Ваш заговор сердечности родиться готов
Чтобы явилась истина всех ваших слов.
Этот день отмечен, как Северная Бикон, весна 1974
Мы спросили и вы ответили.
Мы слушали и всегда хотели
Запомнить как можно больше,
Чтобы знать, как отвечать тем, кто утверждает
Что все простые слова это просто слова.
Итак, почему вы говорите? Зачем стремитесь
Спорить горячо и излагать свою точку зрения?
Если слова не имеют смысла, зачем тогда вообще говорить?
Многое из этого постоянно ускользает от меня
Но чувства ясны, как индийский колокол.
Мое сознание сохраняло внимание,
Выбрав эту область созерцания.
И ясные утренние чувства никуда не отвлекались.
70-20 Ранчор дас
В первый год, когда Прабхупада давал лекции, мы обычно задавали вопросы. Однажды я сидел довольно близко, и в конце лекции я задал вопрос. Я только получил вторую инициацию. Я сказал:
– Прабхупада, правда ли, что когда мы получаем инициацию, наша карма полностью уходит?
Прабхупада тотчас же сказал:
– Да, но вы должны быть под руководством своего гуру. Тогда не будет кармы.
Мое сердце забилось. Я подумал: «Хорошо». Прабхупада сидел намного выше меня на вьясасане, которую построил Нара-Нараяна для Трафальгарской Площади, потому что мы надеялись, что Прабхупада будет с нами на праздновании Ратха-ятры, но к сожалению он опоздал на Ратха-ятра. Итак, эта вьясасана заполняла всю заднюю часть храма. Она была огромной. Я понимал, что она слишком большая. Как только Прабхупада вошел в храмовую комнату, он сказал:
– Она слишком большая.
Нара-Нараяна был там, и я сказал ему: «Вот видишь». Итак, Прабхупада сидел очень высоко на вьясасане. А я сидел на полу. Поэтому когда он сказал «Вы должны быть под руководством гуру», он посмотрел вниз на меня. «Вы должны быть под руководством гуру». Я думаю, что это путешествие на всю жизнь, работа на всю жизнь, чтобы по-настоящему принять это. Не дисциплинарно, а на самом деле это должно быть основано на любви.
70-21 Сарвамангала даси
В какой-то момент незамужним девушкам нужно было уехать из Бомбея. И это было сделано не очень церемонно. Я была подавлена, потому что я смотрела за Божествами, я одевала Божеств. Оставить этих Божеств было очень тяжело. Нам сказали улететь в Англию, чтобы собирать пожертвования для нового проекта, и что в будущем будет алтарь, на котором снова будут служить женщины. Но все это звучало довольно скептически, потому что я думала: «Нам надо сейчас уезжать, и я не знаю, каковы шансы, что нам снова разрешат служить Божествам в будущем». Поэтому я поехала во Вриндаван, потому что Шрила Прабхупада был там. Я приехала туда через несколько дней. Акшаянанда Махарадж в тот момент был президентом храма, и как-то он узнал, что я могу печатать. Он попросил меня, и я была его секретарем в течение очень короткого времени. Это означало, что мне выделили специальную комнату с краном, что в те дни во Вриндаване было редкостью. Но затем я поняла, что из окон моей комнаты было видно верхние комнаты Прабхупады, где он спал. Каким-то образом, даже несмотря на то, что мне пришлось уехать из Мумбая, я все еще имела возможность видеть Прабхупаду без ведома его слуг. Я могла выглянуть и увидеть Прабхупаду вечером. Вместе со своей духовной сестрой Вишва Деви, с которой мы были вместе в Бомбее, по вечерам мы гасили свет в моей комнате и мы могли выглядывать и видеть Прабхупаду. Прабхупада в то время себя не очень хорошо чувствовал. Поэтому у нас была возможность видеть, как он себя чувствовал себя. Мы могли видеть, как Тамал Кришна Махарадж приходит, чтобы посмотреть, как себя чувствует Прабхупада. Мы могли видеть как Упендра Прабху заботился о нем. Мы могли видеть их, но они не могли видеть нас. Каким-то образом Кришна устроил это. Я поняла, что все исходит из сердца. Каким-то образом Кришна устраивает все для всех нас, чтобы мы могли приблизиться так или иначе. Я допускаю, что это может выглядеть непослушно в глазах некоторых людей. Прабхупада находился в кровати, а мы были девушками. Но мы не были просто девушками. Мы были его дочерьми. Мы беспокоились о нем. Как бы вы себя ощущали, если бы ваш отец плохо себя чувствовал? Конечно же, вы бы хотели узнать, как он. Поэтому вы не можете узаконить близкие отношения – это то, чему я научилась.
70-22 Ранчор дас
У него была комната в Мэноре, в которой комфортно могли помещаться тридцать или сорок гостей. И иногда она набивалась людьми. Каждый мог прийти днем и сесть там. Один или два раза я был там и слушал, как Прабхупада говорил. Однажды один индийский свами, который был майявади, пришел вместе с одним или двумя своими приближенными, чтобы увидеть Прабхупаду. По-моему я присоединился уже во время их разговора. Там было не очень много народу. По атмосфере можно было почувствовать, что Прабхупада совершенно не находил общего языка с этим человеком, и на самом деле не хотел этого. Но он дал Прабхупаде стопку своих брошюр. После того, как он вышел из комнаты, Прабхупада сказал своему слуге: «Раздай их. У каждого должно быть по одной». Каждый из нас получил по буклету, и Прабхупада сказал:
– Теперь возьми прасадам и раздай каждому прасадам, а книга может использоваться как тарелка.
Там были сладости или фрукты, и все мы ели, используя книгу в качестве тарелки. В другой раз в комнате Прабхупады было достаточно много людей, и был задан вопрос. Прабхупада просто посмотрел на меня и сказал:
– Ты отвечай.
Он застал меня врасплох. Я помню, что сказал:
– Этот материальный мир – это место, где есть счастье и страдания.
Прабхупада тотчас же сказал:
– Нет! Только страдания!
И эти слова конечно же остались со мной, потому что я тот человек, который хочет найти не только страдания, но и счастье. Но я всегда вспоминаю, что Прабхупада сказал мне: «Здесь нет счастья. Только страдания». И конечно же на глубинном уровне я знаю, что это правда. Но мне нравится видеть и позитивное. Так или иначе, в тот же раз был задан еще один вопрос и Прабхупада попросил меня ответить. Я сказал:
– Когда вы воспеваете имя Кришны, вы приближаетесь к Кришне.
Прабхупада тотчас же прервал меня и сказал:
– Нет! Когда вы воспеваете имя Кришны, вы находитесь с Кришной.
Я очень благодарен, что в тех двух случаях Прабхупада дал мне некоторые ключевые замечания, которые остались со мной.
70-23 Говардхан даси
Когда Прабхупада приехал в Нью-Маяпур, обычных преданных попросили не беспокоить его, чтобы он мог заниматься переводами. Но мы узнали, что он должен выйти на даршан. А я жила в доме, который находился как раз рядом с местом, где сидел Прабхупада. Это был очень замечательный опыт. Недавно я ездила в Нью-Маяпур и видела это место. Я подумала, что хочу построить там дом и поставить табличку: «Прабхупада сидел здесь». По-моему он дал два даршана на этом месте. Можно прочитать о них в книге Хари Шаури Прабху. Так или иначе, я побывала на одном из них. Прабхупада сидел там, и там были преданные, которые сидели за ним – Авьяя, Адишекхар и Бхаджахари, который недавно ушел. Можно видеть на фотографиях, как Прабхупада сидит, а они находятся так близко к нему, омахивая веером и служа. Это было очень сокровенно и красиво. Там было совсем немного преданных. Погода была очень хорошей. И это было прямо напротив сада, где выращивали овощи и цветы. У нас была аудиосистема Танной, на которой играла кассета Прабхупады «Медитации на Кришну». До нас доносились звуки этой записи, и Йогешвара сказал Прабхупаде:
– Прабхупада, такой звук, как будто бы ваш голос доносится из духовного мира.
Я помню, как Прабхупада ответил:
– Это потому, что он и исходит из духовного мира.
Все засмеялись. Это был очень приятный момент. Затем Прабхупада захотел «Бхагавад-гиту». Так как я жила прямо рядом, то подумала: «Конечно, я сейчас принесу «Бхагавад-гиту»!» Все ушли, и я единственная, кто живет здесь. Но я боялась разбудить свою маленькую дочь, потому что она могла заплакать. Поэтому в конце концов я не пошла. Но я до сих пор помню это. По крайней мере в своем сердце я хотела принести «Бхагавад-гиту». Насколько я знаю, Прабхупада дважды посещал Нью-Маяпур, и это был второй раз в 1976 году, когда я тоже была там. Он выходил, а мы ждали его снаружи шато, чтобы проводить его. Там собрались все преданные из Европы. Было много народу. Я стояла там со своей дочерью. Затем он вышел в окружении своих близких преданных и менеджеров. Я стояла в конце и держала свою дочь, которой было где-то восемнадцать месяцев. Мне очень хотелось увидеть его, потому что это было очень красиво. И вдруг преданные расступились и я смогла увидеть Прабхупаду, как будто бы в первый раз. Он стоял на крыльце, за ним была дверь, а со всех сторон он был как бы обрамлен своими преданными. Я подумала: «Вот это да. Возможно это последний раз, когда я вижу его». В результате так и произошло. Но я испытывала огромную благодарность. Было удивительно, что Кришна сделал это. Я совершенно незначительный человек, но все раздвинулись, и я смогла увидеть его. Во время установления Кришны-Баларамы в Нью-Маяпуре, которое я посетила, мне не удалось ничего увидеть, потому что там было так много народу, что моя дочь сразу начинала плакать. Поэтому я просто не выходила никуда. Я недавно говорила об этом. Но преданные сказали мне: «А в чем разница? Вы можете заботиться о своем ребенке либо сидеть на церемонии установления. В чем разница? Это все преданное служение. Это все часть одной семьи».
70-24 Ранчор дас
Тогда я подумал: «Это мой шанс». Я остался наедине с Прабхупадой. У меня было несколько вопросов, которые я уже давно носил в своем уме. У меня был проповеднический центр в северной части Лондона, но я также чувствовал, что должен вернуться в Манчестер, где я до этого управлял храмом. Я не был уверен. Поэтому я сказал:
– Прабхупада, в служении Кришне, когда есть выбор среди двух разных вариантов, как выбирать?
Прабхупада тотчас же сказал:
– Выбор? У тебя нет выбора. Делай то, что дает тебе Кришна.
Итак, я был в комнате Прабхупады. Он сказал мне это. И он собирался уходить, а я просто сидел там. Прабхупада позвал своего слугу и, одевая свой чадар, направился к двери. Я снова обратился к Прабхупаде. Я слышал, что Прабхупада писал в «Чайтанья-чаритамрите» о прабху-датта-деше. Это означает определенное место или направление или задание, которое было дано вам. Прабху-датта-деша означает то, что дает тебе твой Господин. Деша на самом деле означает земля, но в данном случае это означает наставления, которые были даны вам. И я знал, что Прабхупада давал некоторым людям очень конкретные наставления – делать то-то или то-то. Я сказал:
– Прабхупада, у вас есть особое наставление для меня?
Прабхупада посмотрел на меня и просто сказал:
– Так или иначе проповедуй. Вот и все. Так или иначе проповедуй.
Так что я несу это тоже с собой всю свою жизнь. Так или иначе, Кришна решает, какие будут обстоятельства. Но я знаю, что задание таково – так или иначе делиться этим удивительным даром.
70-25 Сарвамангала даси
Прабхупада имел очень хорошее чувство юмора, и это было замечательно, но также и непредсказуемо. Он садился, чтобы принять свою пищу. Я имела возможность только подавать ему завтрак. Он садился очень просто в своей спальне прямо лицом к стене. Он был очень серьезным и очень почтительным, по-настоящему демонстрируя, как надо почитать прасадам. Он ни с кем не говорил. Он просто брал немного одного блюда, а затем немного другого. Он делал это очень медитативно. Однажды он позвал меня. Было так прекрасно видеть это. Я всегда думаю о том, что Прабхупада проявлял поэзию в каждом движении. Все, что он делал было как в духовном мире, где каждый шаг это танец. То, как он двигался. Он всегда демонстрировал абсолютное присутствие Кришны во всем, что он делал. Все, что он делал было прекрасным, как будто бы это был акт любви. Я думаю, что это произвело на меня самое большее впечатление. Не считая его абсолютного милосердия и доброты и вовлечения нас. Но он подобен живому примеру того, каким является духовный мир. Мне кажется, что у каждого из нас есть своя природа. Прабхупада дал нам возможность заходить в комнату Божеств и служить Божествам. Смысл не в том, чтобы иметь брахманическую инициацию. Сейчас я довольно много слышу предложений о том, могут ли женщины быть брахманами, и так далее. Но для меня Прабхупада показал еще один пример. Он не подчеркивал необходимость быть брахманом. Он давал нам опыт. Мы учились всему на опыте от Прабхупады. Он давал вам служение, чтобы вы могли им заниматься. Важно было не то, что вы делали. Он занимал вас, и у вас рождалось ощущение того, как быть слугой Кришны и общаться с Кришной. В комнате Божестве важно было не то, что именно я делала. Я одевала Божеств и у меня была возможность видеть Самую Прекрасную Личность. Вы вдыхали ароматы всех прекрасных вещей, которые вы предлагали Прабхупаде. Смысл был не в том, что вы вдыхали эти ароматы. Вы делали это, но вы отдавали этот запах Кришне. И Прабхупада давал нам эту возможность. И это очень важно, когда вы обладаете такой природой. Вам нужно было подготовить для Господа все самое прекрасное, что вы могли. Таков был опыт нахождения в комнате Божеств и гаятри-мантр, которые Прабхупада дал нам. Это не означало какой-то статус. Это не было что-то, связанное с вами. Это была возможность немного заглянуть в духовный мир и увидеть, как делают все подношения Кришне, и как использовать все свои чувства и очистить их, делая все эти подношения Кришне. Это была совершенно удивительная вещь, которую сделал Прабхупада. Он дал всем возможность служить Божествам и быть занятыми в Сознании Кришны. То, что сделал Прабхупада, было революционным. Он был бесстрашным. Он сделал это для нас. Он пошел против всей нийама-аграхи. И он просто дал нам шанс вступить в близкие отношения с Кришной и также с собой. Когда мы услышали, что Прабхупада оставил планету, я была на Бери Плейс. Я уехала из Вриндавана за шесть дней до этого, и я надеялась вернуться обратно. Но когда мы услышали, что Прабхупада ушел, я как раз несла ему подношение от Кришны. Мы старались никогда не вести себя фамильярно с Божествами. Всегда присутствовало благоговение и почтение. Мы служим в настроении Лакшми-Нараяны, а не сентиментально. Прабхупада научил нас всему. Но в тот день, когда я вошла в комнату Божеств, и я услышала, как Ранчор пел «дже анило према-дхана» в первый раз для Прабхупады, я просто положила свою голову на стопы Лондон-ишвары и стала молиться: «Пожалуйста, Кришна, пожалуйста, позволь мне никогда не забыть Шрилу Прабхупаду». То, что Прабхупада дал нам, это очень сокровенно.
70-26 Говардхан даси
Эта история связана с одним выдающимся качеством Прабхупады, которое для меня очень значимо. Он читал лекцию в Мэноре. Мы сидели рядом с офисом гурукулы и делали гирлянды. Там была Мондакини и еще одна духовная сестра, которая просто ангел. Увидев наши цветы, она сказала:
– Только посмотрите, какие красивые цветы Кришна дал для своего возлюбленного.
Даже в те дни она так думала. Прабхупада привлекал живых существ, которых переполняет преданность. Я знала, что останется много лепестков. И я хотела сделать что-то для Прабхупады. Он читал лекцию, а его туфли стояли снаружи храмовой комнаты. Я взяла много лепестков и сделала небольшую подушку из лепестков, и поставила его туфли на нее. Я подумала: «Я не могу приблизиться к нему, но он поймет, что кто-то разложил эти цветы для него». Я чувствовала себя хорошо. Я ждала, когда он выйдет. Затем лекция закончилась и вдруг все стали выходить. Были преданные, которые шли спиной, омахивали его и фотографировали. Все восклицали: «Джая Прабхупада!» Мне нравится слушать лекции, после которых все восклицают: «Джая!» Это празднование удивительного опыта, когда я слушаю Прабхупаду, нахожусь с ним, являюсь частью его движения. Так или иначе, он направлялся к двери. И один из преданных, который шел спиной, все испортил. Но опять же, у меня было намерение, и я уверена, что в этом было какое-то благо. Я обежала по задней лестнице и упала в поклоне на пол на небольшой лестничной площадке, когда Прабхупада проходил мимо. Сарвамангала сказала, что он улыбнулся. Но то качество, которое мне больше всего нравилось в Прабхупаде, это его величественность. Он был очень величественным. И совсем не гордым. Он был абсолютно самодостаточным, очень смелым и уверенным. Он пришел сюда не для того, чтобы бездельничать. Он был здесь для того, чтобы распространить имя Кришны, чтобы открыть дверь и вызволить из этого материального мира любого, кто хотел пойти. Он был как царь, но в нем не было гордости. И мне очень нравилась его смелость. Когда я увидела его уходящим с лекции в свою комнату, это было подобно движению солнца и планет. Это было что-то космическое и очень важное. Все, что он делал, было очень важным.
70-27 Шрипати дас
Соприкоснувшись с этой личностью, я научился замечать, узнавать и опасаться одного качества – он мог видеть вас насквозь. Он мог сказать, что скрывалось за вашими словами, за вашими выражениями и за тем, что лежало за вашим непосредственным внешним поведением. С этого момента все становилось существенным. Вы просыпались ото сна на мягкой постели Кали.
70-28 Ранчор дас
Но в самый день Джанмаштами Прабхупада, который жил тогда в Мэноре, захотел увидеть Радху-Лондон-ишвару. И это был мой храм. Я жил в центре Лондона и был в тот момент президентом храма в Лондоне. Мы узнали, что приезжает Прабхупада, чтобы увидеть Радху и Кришну. Будучи ответственным человеком, я был занят, организуя разные вещи. Все хотели быть снаружи, чтобы видеть и приветствовать Прабхупаду, поэтому я подумал: «Хорошо, я проведу арати, потому что больше никто этого делать не хотел». У нас должно было состояться специальное арати. Когда Прабхупада заходил, кто-то давал мне об этом знак. Я дул в раковину и открывал занавес. В центре храмовой комнаты мы построили платформу, потому что Прабхупаду носили четыре человека на паланкине. Это был стул с ручками в виде реек. Поэтому я подумал, что когда его занесут, то поставят на платформу, и он сможет царственно получить даршан. Итак, я открыл занавес, но я не посмотрел, а просто стал проводить арати. Я смотрел на Кришну. Когда вы проводите арати, то в какой-то момент вы делаете подношение изображению Прабхупады, гуру. Но я знал, что Прабхупада был в комнате, поэтому я повернулся, ожидая, что он в центре храмовой комнаты. Но его там не было. Он был прямо рядом со мной, так что я мог даже достать до него рукой. Я предложил ему благовоние. Это был очень особенный момент. Он смотрел в мои глаза. Я не мог избежать его взгляда. И он плакал. Он просто плакал. Просто плакал и немного улыбался, глядя в мои глаза. Это было мое прощание.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)