Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 49

cover
49-01 Гаргамуни дас

Это личная машина Прабхупады из Бомбея. Я сам покупал эту машину в Калькутте в 1975 году. Прабхупада дал мне деньги, чтобы я купил 3 машины — по одной для каждого центра — Вриндаван, Бомбей и Маяпур. Он хотел именно эти машины, потому что иностранные машины не очень хорошо справлялись с индийскими дорогами. Я поехал на завод к г-ну Бирле в пригороде Калькутты и попросил у него три машины, потому что в то время список ожидающих составлял 7000 человек. В ранние дни вы не могли просто пойти и купить машину в Индии. Вам нужно было записаться в очередь на ожидание, потому что правительство говорило заводам, сколько машин им следует выпускать. Они не могли выпустить столько, сколько хотели. Поэтому я не хотел ждать машины для Прабхупады. Он хотел их немедленно. Поэтому я поехал к г-ну Бирле и попросил его дать мне 4 машины. Одну из них я также купил для храма в Калькутте. И он ответил: «Хорошо». Сразу в тот же день мне дали машины. В то время каждая машина стоила всего 28000 рупий. Это был 1975 год. Тем не менее, в то время при покупке машины не было никакого контроля качества. Но я хотел, чтобы Прабхупада чувствовал себя наиболее комфортно в своих машинах. Поэтому я разобрал каждую машину по частям. Мы вытащили все внутренности, и даже сняли двигатель, и собрали вновь всю машину, в особенности изоляцию. Прабхупада не любил шум и он не любил тряску. На самом деле говорят, что эти Амбассадоры будут жить вечно, если просто поддерживать в них достаточное количество масла. Прабхупада рассказал мне об этом. Когда я только купил машину, он сказал: «Следи за количеством масла, и они будут ездить вечно». Даже с материальной точки зрения слова Прабхупады о машине Амбассадор являются истиной, потому что сейчас 2003 год. Прошло уже почти 40 лет, и до сих пор эти машины ездят очень хорошо. Поэтому мы никогда не должны недооценивать наставления духовного учителя даже в самых мелочах.

Мы находимся на церемонии Ратха-ятры, посвященной 25-летию открытия храма в Джуху. Это оригинальный автомобиль, который был у Прабхупады, начиная с 1975 года. Мы сохранили его в своем изначальном состоянии. Эта машина украшена множеством цветов лотоса, а также хромированной тилакой, нижней подсветкой и флажками. Мы крепили флажки ИСККОН спереди машины, а также хромированную тилаку, показывая, что это самый уникальный автомобиль в 1975 году. Когда бы эта машина не выезжала на дорогу, все смотрели на нее, потому что она полностью отличалась от всех остальных машин.

49-02 Джаяпатака Свами

Для нас Бомбей был очень важным местом. Прабхупада сказал, что Вриндаван был его домом, Бомбей был его офисом, а Маяпур был его местом поклонения. Поэтому для нас, живущих в Маяпуре, Бомбей был очень-очень важным местом. Это было одно из важных мест, с которым был связан Прабхупада. Он говорил об этом, потому что Бомбей был самым современным финансовым средоточием силы в Индии. Также он больше всего подвергался влиянию запада. Это родина Болливуда и всей киноиндустрии. Поэтому он хотел открыть храм, который должен был нести миссию. Это не обычный храм, у этого храма есть миссия — остановить влияние запада и сохранить сознание Кришны в Индии. В особенности это должно случиться здесь, в Бомбее, а из Бомбея это идея должна распространиться по всей Индии. Иногда Прабхупада делился с нами тем, как его Гуру Махараджа приказал ему проповедовать на западе — принести сознание Кришны всему миру, проповедовать на английском языке. Он говорил: «Мой Гуру специально не просил меня проповедовать в Индии, и поэтому моя проповедь на западе имела большой успех». Его идея заключалась в том, чтобы построить храмы во Вриндаване и Маяпуре для того, чтобы его западные преданные могли посещать святые места. Затем он сказал: «Но как я могу оставаться в стороне и смотреть на то, как Индия катится в ад?» Он видел, как индийцы оставляли свою культуру, гонясь за западом, деградируя и теряя сознание Кришны. Поэтому он сказал, что это была его личная миссия — проповедовать в Индии.

Брахмананда прабху сказал, что Господь Дваракадиш в Лос-Анджелесе в форме Божества лично обратился к нему. Хотя это и не был план его Гуру Махараджа, но это был план Кришны, который лично отправил его в Индию, чтобы организоваться там проповедь.

49-03 Шрутакирти дас

В самом конце 1972 года и начале 1973 года Прабхупада остановился на пять недель в Бомбее. Преданные, санньяси, Гаргамуни, Тамал Кришна Махарадж были заняты созданием пожизненных членов. В то время деньги приходили через программу пожизненного членства. Надо было заплатить 1111 рупий, чтобы стать пожизненным членом. Делая это, вы получали все имеющиеся книги Прабхупады, все книги Прабхупады в будущем, а также вы получали возможность остановиться в любом храме мира. Это была очень хорошая сделка. Единственная проблема заключалась только в том, что мы им ничего не давали, мы только забирали деньги, но они не получали книги. Некоторые пожизненные члены присылали Прабхупаде письма с жалобами: «Ваши ученики приходят, они обещают много всего. Но они не дают нам книги, потому что их нет». Конечно же они хотели получить книги. Поэтому однажды Прабхупада организовал собрание на квартире у Махадевьи. Он привел своих учеников. Как я уже говорил, в тот момент я болел малярией и желтухой. Мне не очень было радостно находиться в Индии. Итак, Прабхупада созвал это собрание и сказал:

— Что происходит? Все пожизненные члены жалуются. Они ничего не получают. Вы берете у них деньги, но не даете им книг. Поэтому они жалуются. Нет никакой бухгалтерии. Вы делаете записи? Это очень важно. Если мы не сможем сделать это тут, то нам придется собрать чемоданы и покинуть Индию.

У меня это вызвало большую улыбку на лице. Я подумал: «Прабхупада собирается собрать чемоданы и покинуть Индию!» Иногда Прабхупада представлял все очень драматично. Он приводил свою точку зрения, говоря все эти поразительные вещи. Я был новеньким. Я был с Прабхупадой всего несколько месяцев, и я подумал: «Это замечательно! Мы уедем из Индии и вернемся в Америку, где все хорошо, чисто и организовано». Но он просто хотел убедить их в том, насколько серьезным было это дело. Он сказал: «Мы должны позаботиться об этом».

49-04 Гуру-крипа дас

В Бомбее, в Калькутте и в Маяпуре, где нам приходилось жить, не было электричества. Я первым поехал на встречу с человеком, который владел этой землей. Я сделал его пожизненным членом. Я никого никем не сделал — он стал пожизненным членом. Так или иначе, я пошел к нему, и это была суббота. Я зашел в комнату. Это был день рождения Махатмы Ганди. Когда я вошел, я сказал: «Джая Махатма!» Ему это понравилось и он стал пожизненным членом. У нас здесь тоже есть Махатма Ганди, но это другая история. Однажды мы хотели убрать эту статую, но возник бунт. Мы не знали, что он является национальным героем. Это то, чему учил нас Прабхупада. Прабхупада учил нас отличать тех, кто не является преданным. Такой человек не предан искренне Богу. Для того, чтобы быть искренним преданным Бога, человек должен видеть Бога во всем. И он ценит это. Такова разница между преданным и демоном. Преданный ценит жизнь, он может оценить кокосовый орех, стакан апельсинового сока, ветерок, а также свет, который исходит из брахмаджьоти. Это материальное солнце, но его свет является отражением миллиардов джив. Они живут там и отражают сияние. Преданный знает и ценит все это, и таким образом он помнит Кришну. Поэтому преданный — это тот, кто смотрит на жизнь таким образом. А если это не так — душкритинам мудха нарадхама майапахрита-гйана. Шрила Прабхупада учил нас таким образом. И иногда мы забываем. Мы не помним о том, что все являются слугами Кришны. Кто-то просто покрыт больше, а кто-то меньше. Шрила Прабхупада учил нас всему этому.

49-05 Хари дас

Затем я сказал:

— Я зашел на десять минут, чтобы получить инициацию.

Он дал мне имя очень быстро. Когда он попросил меня сесть, чтобы получить инициацию, рядом был Туласи дас, президент храма. Он пытался сказать:

— Прабхупада, он вор. Он только пришел в храм, а вы даете ему инициацию.

Прабхупада посмотрел на него, как бы говоря: «Помолчи, я знаю, что я делаю». Затем с другой стороны вьясасаны Гирирадж Махарадж подошел, чтобы что-то сказать. Но Прабхупада просто посмотрел на него, и Гирирадж Махарадж отошел назад. Прабхупада спросил:

— Ты знаешь четыре принципа?

Я сказал:

— Нет.

Затем Гирирадж сказал:

— Хари дас, ты же знаешь — отказ от мясоедения, от чая и так далее.

Я сказал:

— Да, да, эти я знаю.

Он сказал:

— Как тебя зовут?

Я сказал:

— Я не знаю свое имя, потому что я был уличным хулиганом.

Все называли меня разными именами — Чхоту, Калу, Малу и так далее. Каждый раз, когда я выходил карманничать, у меня появлялось новое имя, потому что я не знал своего имени. Каждый раз, когда меня ловила полиция и спрашивала: «Как тебя зовут?», я придумал новое имя и называл его. Но однажды Гирирадж Махарадж подошел ко мне и сказал:

— Послушай, господин. Сегодня очень хороший день. Ты бы хотел побрить свою голову?

Я сказал:

— А что за хороший день?

Он сказал:

— Сегодня день явления (или ухода) Харидаса Тхакура.

Я сказал:

— Давай, хорошо.

Он сказал:

— Теперь я буду звать тебя Хари дас.

Я рассказал этот случай Прабхупаде:

— Я не знаю своего имени, но Гирирадж Махарадж зовет меня Хари дас.

Он сказал:

— Оставь себе это имя и следуй его жизни.

Поэтому первый фильм, который я сделал — это «Харидас Тхакур».

49-06 Нараяни даси

На самом деле я получала инициацию не лично от Шрилы Прабхупады, но для меня это был очень важный момент в жизни, потому что я была преданной в течение шести месяцев. В те дни человек обычно получал посвящение, спустя шесть месяцев. Итак, через шесть месяцев я пошла к своему авторитету и сказала:

— Я хочу получить инициацию. Уже прошло шесть месяцев с тех пор, как я стала преданной.

Мой авторитет сказал:

— Нет, нет. Тебе надо подождать своего мужа. Он присоединился через два месяца. Поэтому тебе надо подождать еще два месяца.

Я сказала:

— Хорошо, я подожду еще два месяца.

Итак, я подождала еще два месяца, и затем сказала своему мужу:

— Давай получим теперь инициацию.

Но мой муж сказал:

— Я не готов.

А я сказала:

— Хорошо. Но я больше ждать не буду.

Поэтому я спросила разрешения у своих авторитетов, и они сказали:

— Хорошо.

Я написала письмо Шриле Прабхупаде, в котором процитировала стих из второй песни «Шримад Бхагаватам». У нас было несколько первых глав из второй песни. Это была четвертая глава второй песни. Стих был о том, что если вы не получите пыль с лотосных стоп чистого преданного, тогда ваше тело подобно мертвецу. Итак, я процитировала в письме Шриле Прабхупаде этот стих и написала: «Если я не получу инициацию от вас, Шрила Прабхупада, тогда в чем смысл моей жизни?» Итак, он дал мне инициацию и написал ответ: «Да, первое рождение ты получила от своего отца и матери, но второе рождение ты получаешь от своего духовного учителя. Теперь я твой отец, и теперь твой пусть обратно к Богу открыт». Затем он сказал мне о том, как быстро пройти по этому пути обратно к Богу. Он дал мне шесть наставлений в письме с инициацией. Шесть наставлений были такими: всегда повторяй по крайней мере шестнадцать кругов, изучай все наши книги, выходи на санкиртану, всегда поклоняйся божествам, следуй строго регулирующим принципам и последнее для меня является очень тяжелым — двадцать четыре часа будь занятой служением Кришне, и тогда твой быстрый прогресс обеспечен. Вскоре после этого он написал мне второе письмо, объясняя, как делать все эти вещи — с какими качествами. Он сказал: «Ты всегда должна быть исполнена энтузиазма, искренне трудиться и сотрудничать с другими преданными». Таким был Шрила Прабхупада. Он всегда лично заботился о нашей духовной жизни.

49-07 Нрисимхананда дас

Первый раз я увидел Шрилу Прабхупаду в Детройте в 1971 году, когда он прилетел в аэропорт. Я приехал туда с Хаягривой и Киртананандой из Нового Вриндавана. Мы приветствовали Прабхупаду, когда он вошел в аэропорт. Около 350 преданных приветствовали его. В тот момент, когда он появился из двери на наши глаза, все заплакали. Волна трансцендентных эмоций наполнила всю комнату. Все, кто был там, помнят это. Следующую вещь, которую я помню, это то, как Прабхупада сидел в холле, и первые слова, которые сошли с его уст, были: «Вы не являетесь этим телом». Эти слова пронзили мое сердце, так же, как и сердца всех, кто был там. Мы с Индрадьюмной Свами постоянно вспоминаем этот момент, потому что он был очень необычным для всех. Затем он поехал в храм, а я провел последующие три часа, плача от всего сердца о том, что теперь я освобожден, потому что мой духовный отец вернулся вновь, чтобы попытаться вызволить меня из материального мира. Это был мой первый опыт встречи с Прабхупадой.

49-08 Ранджит дас

Я зашел в комнату Шрилы Прабхупады, чтобы получить гаятри мантру. Это было во Вриндаване в 1976 году. Когда я зашел в комнату Прабхупады, я принес свои поклоны и произнес пранама мантру. После пранама мантры я произнес громким голосом: «Джая Шрила Прабхупада!» Прабхупада тотчас же ответил: «Джая Шрила Прабхупада!» На долю секунды я был сбит с толку, но после этого я сразу же понял, что его Шрилой Прабхупадой был Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Это показало мне, что какие бы почести мы ни оказывали Шриле Прабхупаде, все почтение он передавал своему духовному учителю и по цепи ученической преемственности к Самому Кришне. Это было великое качество Шрилы Прабхупады, как чистого преданного Господа. Он являлся прозрачной средой, ведущей к Кришне и парампаре.

49-09 Гаргамуни дас

Хотя он все делал, он отдавал заслуги вам. Когда я приехал в храм в Лос-Анджелесе, я помню, как на вступительной лекции Прабхупада сказал: «Вся слава Гаргамуни!» Это было во время молитв «Джая Ом Вишнупада…» Он сказал «Вся слава Гаргамуни, вся слава Гаргамуни…», потому что я открыл храм в Лос-Анджелесе. Но я знал, что на самом деле это он открыл храм. Но он отдавал заслуги мне. Это та вещь, которую преданные иногда забывают. Они думают, что сами делают что-то. Но на самом деле это Прабхупада делает все через вас, и затем он отдает вам заслуги. Прямо, как в «Бхагавад-гите» Кришна присутствовал на поле боя и все делал, но так как Арджуна предался Кришне, Кришна отдавал ему заслуги. В своем уме я знал всю правду. И поэтому меня переполняли эмоции, когда Прабхупада сказал «Вся слава Гаргамуни», потому что я знал, что не делал этого — Прабхупада сделал это. Но затем меня это очень расстроило. Я не понимал, почему Прабхупада так делает. Он никогда не присваивал себе заслуг ни за что, хотя все делал. Поэтому быть вместе с Прабхупадой было самым удивительным опытом, так как он никогда вас не обманывал.

49-10 Гуру-крипа дас

Начиналось все с того, что он использовал нас, потому что мы были его инструментами. Итак, он нас использовал, но он все утверждал. Однажды в субботу я выехал, чтобы сделать нового пожизненного члена. В те дни нас никто не знал, и они нам не доверяли. Мы были худыми ребятами по 19-20-21 году. Итак, я отправился в офис, и эти люди стали задавать мне вопросы, а я не знал, что отвечать. Они говорили о Карне, герое Махабхараты. Но я не знал, что ответить, и поэтому разгневался. Я сказал:

— О чем вы говорите? Я не знаю. Есть Арджуна и Кришна.

А они говорили:

— Нет, это Карна.

Таким образом они сильно привели меня в беспокойство. Он сказал:

— Посмотри, ты разгневался. Что этот гуру для тебя сделал? Ты разгневался.

Я подумал минутку и сказал:

— Год назад я бы ударил вас в лицо. А теперь я могу себя немного контролировать.

Им это понравилось. Им это по-настоящему понравилось. И они стали членами. Также я ходил к другому человеку. Я позвонил по телефону в компанию, которая занималась глюкозой. Он был одним из братьев Чаухан, которые владели брендами «Голд Спот» и «Парле». Итак, я пришел к нему, но опоздал на 8 минут. Этот человек сидел одетый в пиджак в своем огромном шикарном офисе в западном стиле. Он был большим человеком. Я не знал, что иду к большому человеку. Он сказал:

— Я собирался выделить тебе из своего расписания 10 минут. Ты опоздал на 8 минут. Поэтому у тебя осталось 2 минуты. Что ты хочешь?

Я просто открыл портфель, бросил его на стол и сказал:

— Я хочу, чтобы вы стали членом, и тогда я дам вам эти книги.

Он посмотрел на меня и сказал:

— Очень хорошо. Я бы нанял тебя, если бы ты искал работу.

И он стал членом. Но по дороге в храм я потерял чек. Поэтому мне пришлось ему снова позвонить и он рассмеялся. Это то, с чем Шриле Прабхупаде приходилось иметь дело.

49-11 Ранджит дас

Прежде, чем мы вошли, Пушта Кришна и Хари Шаури Прабху раздавали нам брахманические шнуры. Они надевали на нас брахманические шнуры, и мы заходили. Также они дали мне листок, с которого я должен был повторять мантры за Прабхупадой. Я читал вместе со Шрилой Прабхупадой, и Прабхупада пропустил строчку в мантре. Что делать? Я посмотрел на листок и решил сказать то, что было написано на листке. То есть, это большое оскорбление — исправлять духовного учителя. Я прочитал следующее слово, а Шрила Прабхупада остановился и издал недовольный звук «Хмм…», как бы говоря: «Что это такое?» Я не решался посмотреть на него и продолжал смотреть на листок. Я сыграл в глупца, каким на самом деле и был. Затем Прабхупада посмотрел на листок, и на самом деле Прабхупада поправил себя. Он прочитал строчку, на которой я остановился, и мы закончили мантру. Затем подошла очередь одевать шнур. Прабхупада спросил:

— Где шнур?

Но шнур уже был на мне. Это вызвало еще один «Хмм…». Он как бы думал: «Что это за люди?» Неуклюже я снял с себя шнур и Прабхупада надел его снова. Есть продолжение этой истории. На самом деле Пушта Кришна хотел сэкономить время, потому что шнуры были скручены в маленькие свертки, и иногда при развертывании они спутывались. Поэтому Пушта Кришна хотел сэкономить время, делая это. Хари Шаури помогал ему в этом. И когда Хари Шаури поехал в Мельбурн, следующее место, там проходила еще одна церемония инициации. Хари Шаури стал делать там то же самое. Он одевал брахманический шнур на человека, который входил. Когда человек вышел, он сказал:

— Прабхупада был очень недоволен. Он сказал: «Кто дает брахманический шнур? Я даю брахманический шнур. Я гуру».

Это было продолжением истории, когда Хари Шаури был отчитан.

49-12 Мадхавананда дас

Первый раз я ощутил гнев Шрилы Прабхупады когда мы поехали из Мадраса в Вишакхапатнам. Его духовный брат Бхактивайбхава Пури Махарадж позвонил ему по телефону. Я был наверху и чувствовал себя не очень хорошо. Шрила Прабхупада был в своей комнате вместе со Шьямасундарой. Кто-то сказал: «Шрилу Прабхупаду просят к телефону». Шьямасундара вышел из двери и спросил: «Кто это?» «Это Пури Махарадж из Вишакхапатнама». Вдруг Шрила Прабхупада сбежал вниз по лестнице, взял телефон и стал говорить очень громко и радостно на бенгали. Через 6 часов все мы уже сидели в поезде, направляющемся в Вишакхапатнам на побережье Южной Индии. Когда мы приехали, нам предложили очень хороший прасадам. Я был брахмачари. Нас редко угощали очень хорошим прасадом в сознании Кришны, потому что нас приглашали домой к разным людям. А это был просто отличный прасадам. Поэтому все мы объелись и проспали мангала-арати на следующее утро. Мы остановились в маленьком бхаджан-кутире за территорией матха. Прабхупада вышел со своей тростью. Он открывал двери и кричал на брахмачари:

— Вставайте на мангала-арати. Почему вы не на мангала-арати?

Я подумал, что успею встать, пока Прабхупада не подойдет к моей двери, но я не успел. Он открыл дверь своей тростью, а я принес свои поклоны: «Нама ом вишну падайа…» Его не волновали мои молитвы. Он сказал:

— Если ты не можешь встать на мангала-арати, тогда не ешь вечером.

Это был первый раз, когда он меня отчитал. Я подумал, что моя духовная жизнь закончилась. Я сказал:

— Да, Шрила Прабхупада. Простите, Шрила Прабхупада.

И я побежал на мангала-арати. Шрила Прабхупада задействовал все свои эмоции совершенным образом в служении Кришне.

49-13 Рупа-виласа дас

Мы провели немного времени с духовным братом Шрилы Прабхупады Кришна дасом Бабаджи Махараджем, с которым у него были очень любовные отношения. Он рассказал нам историю о том, как Прабхупада принимал санньясу. Он сказал:

— Да, шла церемония, а Кешава Махарадж проводил инициацию. Нараяна Махарадж воспевал мантры. А я проводил бхаджан. Но по привычке я стал это делать слишком громко. Кешава Махарадж жестом руки показал, чтобы я не пел так громко. Но как только он отвернул голову, ваш Прабхупада показал жестом, чтобы я продолжал.

Затем он засмеялся. Он всегда смеялся. Он сказал:

— Тогда я понял, что он будет лидером движения Харе Кришна.

Через много лет в Далласе, когда главным аэропортом был Лав-Филд, мы сопровождали Прабхупаду в аэропорт. Внутри терминала был движущийся тротуар. Прабхупада плавно поехал по этому тротуару, а киртан взревел по обе стороны от тротуара. Я перенял киртан и стал вести довольно смело. Но когда мы вошли в главный терминал, я подумал: «Хорошо, лучше я завершу киртан», потому что люди вокруг выглядели очень испуганными. Я стал успокаивать киртан, подавая знаки мридангистам. Прабхупада увидел, что я собираюсь делать, тотчас же посмотрел на меня и сделал тот же жест — продолжай. Затем мы все сели в терминале и продолжили киртан. Я понял, что воспевание всегда было его жизнью и душой в любых обстоятельствах.

49-14 Джаяпатака Свами

Прабхупада имел очень личностные отношения со своими божествами. Мы знаем, что он открыл фонд Маяпур-Вриндаван. В то время в Индии мы еще не имели хорошего положения. Поэтому он хотел, чтобы была некая вечная защита севы божествам. Он в особенности упомянул, что 30% надо отдавать Радха-Расабихари, 30% надо отдавать во Вриндаван для Кришна-Баларамы и Радха-Шьямы, 30% в Маяпур для божеств Радха-Мадхава и Панча-Таттва и 10% в Хайдарабад. Все это показывает, насколько дороги для Прабхупады были божества в Мумбае.

49-15 Нараяни даси

Однажды в храме в Калькутте я проводила мангала-арати. Шрила Прабхупада пришел на мангала-арати, но я этого не знала. Он стоял прямо за мной. Комната божеств находилась на том же уровне, что и весь храм. Комнату божеств отделяла только тонкая цепь, покрытая вельветом. Итак, я проводила арати божествам. Я повернулась с лампадой с гхи и увидела, что Прабхупада стоит в нескольких дюймах от меня. Я не знала, что мне делать — должна ли я продолжить проводить арати или отдать ему лампаду с гхи? Что я должна делать? Я совершенно взволновалась. По-моему я сделала и то, и другое. Кто-то взял у меня лампаду с гхи. И затем в течение всего арати Шрила Прабхупада стоял прямо за мной. Я проводила арати очень хорошо, потому что Шрила Прабхупада стоял прямо за мной. Я подумала, что должна совершать все свое служение таким образом, как будто Шрила Прабхупада стоит за мной и смотрит за всем, что я делаю. На самом деле так и есть — Шрила Прабхупада присутствует с нами и смотрит и направляет нас. Даже несмотря на то, что он покинул эту планету, он до сих пор остается с нами.

49-16 Рупа-виласа дас

Комната во Вриндаване была наполнена индийскими гостями. Кундали обмахивал Прабхупаду чамарой. Вдруг дверь раскрылась и вошли Вишал и Вишалини с подносами «просто чуда». Во весь голос он объявил, ворвавшись в дверь:

— «Просто чудо» для просто чудесного духовного учителя.

Прабхупада заулыбался. Его всегда забавлял Вишал. Итак, он улыбался, а Вишал со своей женой стали раздавать «просто чудо» всем присутствующим в комнате. Затем Вишал взял одну из книг Прабхупады с полки и стал прославлять Прабхупаду и все его книги. Он говорил о том, насколько чудесной личностью был Прабхупада. Затем он стал ходить вокруг и распространять книги людям, находящимся в комнате, и собирать пожертвования. Кундали рассказал, что его ум полностью взорвался от этого, потому что он никогда не видел, чтобы кто-то так действовал рядом с Прабхупадой. Затем он закончил свою небольшую проповедь и распространение книг. А Прабхупада все это время улыбался и кивал головой. Уходя, Вишал сказал Прабхупаде:

— Прабхупада, всего одна вещь.

— Да?

— У меня еще нет тома 7.3 «Шримад Бхагаватам». Могу я одолжить его у вас?

Прабхупада сказал:

— Возьми его!

Это история о Вишале. Также когда Прабхупада обходил по утрам храм во Вриндаване, Вишал стоял со сложенными руками, возносил молитвы из Бхагаватам и их перевод на английский. Одним утром на ступеньках храма было много воды, потому что шел дождь, и Прабхупада просто крикнул на Вишала:

— Сделай что-нибудь практичное! Вытри здесь!

Это был его ответ на прославление. Он приказал ему провести уборку.

49-17 Гаргамуни дас

Прабхупада никогда не вел себя так, чтобы вам было плохо. Он никогда не делал и не говорил ничего, чтобы вы почувствовали себя плохо. Он всегда делал так, чтобы вы чувствовали себя хорошо. Даже когда он говорил что-то слугам, которые служили Прабхупаде. Они говорили, что он был строг с ними и мог сказать что-то. Но позже он возвращался с чем-то очень добрым и хорошим. Потому что при любых обстоятельствах, чем сильнее вы приближались к Прабхупаде, тем больше он учил вас жизни, служению Кришне и вашим обязанностям по отношению к гуру. Это бесконечный процесс предания. Некоторым из нас, включая меня, очень трудно предаться, потому что мы привыкли действовать импульсивно на основе своих чувств. Прабхупада мог вытеснить все эти вещи, взять у вас все самое хорошее, прелестным образом занять это в служении Кришне и сделать так, чтобы вы почувствовали себя человеком, важной личностью в служении Кришне. Потому что самоуважение — это то, чего недостает многим преданным. При этом Прабхупада обладал огромным самоуважением. Он очень гордился тем, что является слугой Кришны. И вы видели это. Прабхупада делал так, чтобы вы почувствовали себя важным, когда вы были слугой Кришны.

49-17 Нрисимхананда дас

Из Нового Вриндавана я отправился в Нью-Йорк и стал там работать в типографии. Я начал делать фильм по «Бхагавад-гите» с анимацией. Также я распространял журналы в метро и проводил Харинаму. Также в то время я слушал лекции Прабхупады, потому что он был там. Он говорил: «Спите меньше, ешьте меньше. Все эти материальные потребности надо сократить». Я воспринял это как евангелие и стал так делать. Я стал отказываться есть больше одной чапати за один прием пищи или съедать больше одной тарелки дала или порции сабджи, которую мне клали на тарелку. В то время сладости мы получали только по воскресеньям. Между тем Прабхупада заметил меня среди преданных, которые приходили слушать его лекции, но я этого не знал. Спустя годы я узнал, что он спросил у Карандхара: «Кто этот молодой юноша? Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы он получал больше прасадам». В последующие дни преданные стали подходить ко мне во время обеда и говорить: «Возьми, пожалуйста, мою чапати, я могу дать тебе немного дала». А я думал: «Это то, как действует Майя. Она подбирается к тебе таким образом и соблазняет». Прабхупада же сказал: «Ешьте меньше, спите меньше». Поэтому я спал по четыре часа за ночь. Поэтому я отвечал: «Спасибо, спасибо большое». Я считал, что так действует Майя. Тем временем в Нью-Йорк приехала моя тетя и пришла ко мне в храм. Она заметила, что я стал очень худым и заволновалась. Поэтому она позвонила моей маме в Чикаго. К тому времени, как моя мама приехала в Нью-Йорк, чтобы проверить всю ситуацию, я еще больше потерял в весе. Я сбросил вес со 180 до 108 фунтов. Через какое-то время регулярно два-три-четыре раза в неделю стали приходить письма от моей мамы Шриле Прабхупаде с вопросами о моем благополучии, считая его ответственным за то, что я так исхудал, несмотря на то, что я сам занимался собственным уничтожением в нью-йоркском храме и это было моим собственным состоянием сознания в то время. Карандхар забеспокоился, потому что он был президентом храма, и он разузнал, что произошло с бизнесом по производству благовоний в Нью-Йорке. Ведь в аду нет такой ярости, как гнев моей матери, когда она видит, что о ее сыне не заботятся должным образом. Через пару месяцев он подошел ко мне в Лос-Анджелесе и сказал, что считает, что мне лучше уехать и отправиться домой вместо служения. Я сказал:

— Но Прабхупада давал наставление, что общество преданных никогда нельзя оставлять. Иначе вы без сомнений падете в Майу и будет очень сложно вернуться.

Но он настаивал на том, чтобы я уехал, а я в первый раз в своей духовной жизни настаивал на том, чтобы не уезжать. На следующее утро он подошел ко мне и сказал, что Шрила Прабхупада хочет меня видеть. Я очень испугался: «О, Боже. Что я сделал не так? Очевидно, впервые я ответил «нет» руководству храма, и сразу же Прабхупада захотел увидеть меня». Конечно, все это милость, но в тот момент я был весьма напуган. Я поднялся по ступенькам в его комнату. До этого я никогда там не был, и я даже никогда не был ни на одной из утренних прогулок. Я считал, что идея разлуки с духовным учителем была высшим принципом, поэтому я все время был на кухне и мыл котлы или что-то подобное. Итак, вот я захожу в нему в комнату, а он принимает прасадам. Я принес свои поклоны. Он посмотрел на меня с огромным состраданием в глазах. Я понятия не имел, о чем он думает. А он сказал:

— Итак, есть какие-то сложности с твоей мамой?

Я не стал возражать своему духовному учителю, я согласился с ним, ответив:

— Да, Прабхупада.

Он сказал:

— Она хочет, чтобы ты поехал домой на какое-то время?

Я сказал:

— Да, она хочет, Прабхупада.

Он сказал:

— Тогда ты можешь поехать домой на какое-то время.

Я не стал отвечать «нет» и сказал:

— Да.

Но я был обеспокоен. О чем Прабхупада думал? Я не хотел покидать этот храм или общество преданных. Затем он сказал:

— Я собираюсь инициировать тебя именем Нрисимхананда дас. Таким образом ты всегда будешь находиться под защитой от своих родителей. Ты можешь съездить на какое-то время домой, и затем вернуться.

Я был ошеломлен. Затем он протянул мне своей рукой прасадам и сказал:

— Возьми.

Он положил прасадам в мою руку. Я принял прасадам. И он сказал:

— Ты же можешь есть вегетарианскую пищу дома?

Я сказал:

— Да, Прабхупада.

— Так в чем же тогда сложность?

На этом я принес свои поклоны, и теперь мое имя было внесено секретарем в книгу. Я отправился обратно в Чикаго, где в аэропорте одна сестра меня взяла за одну руку, а другая сестра взяла меня за другую руку, и я видел их как двух Майа-деви, которые уводят меня от преданных. Я не понимал, как духовный учитель может отправить меня назад. Но со временем я понял, что Прабхупада проявлял свое сострадание не только ко мне в соответствии с моими потребности, но также и к моей маме. Он действовал не из страха за то, что может случиться. Он поистине понимал, что было лучшим в этой ситуации. И подтверждением этому явилось то, что я вернулся назад, возобновил свое преданное служение, стал снимать фильмы для Кришны и делать все то, чем он рекомендовал мне заниматься в своих письмах. Вместе с тем моя мама была удовлетворена, потому что я вернулся домой, показал, что могу жить обычной материальной жизнью, продолжая свое воспевание и другие вещи. Мне кажется я был первым преданным, который уехал, чтобы пожить какое-то время дома. Я работал и при этом был инициированным. Когда я вернулся, то у меня было хорошее положение и я мог продолжать. Этот случай показал мне, что Прабхупада знал в соответствии со временем, местом и обстоятельствами в точности что надо делать, несмотря на то, что священные писания могут говорить, что духовный учитель обязан давать правильное руководство. Но никто не обладает большим состраданием, чем Шрила Прабхупада, потому что он знал прошлое, настоящее и будущее. В этом была его сила. И те из нас, кто ощутил это, теперь понимают, что Прабхупада на самом деле был человеком с Вайкунтхи. Он не был обычным моралистом. До сих пор я не могу забыть его взгляда. Он посмотрел на меня глубочайшими глазами. В них было не столько сострадание, сколько сопереживание моей ситуации. Он знал, что это будет не просто. Он попытался упростить ситуацию, дав мне имя, которое сделало это легким. С этим именем с понимал: «Хорошо, у меня могут быть сложности, но я получил имя Нрисимхананда, и теперь я всегда защищен». И вот, чем закончилось все с моей мамой. Хотя на какое-то время она и присоединилась в анти-культовому движению, заботясь о том, чтобы другие люди не пользовались своими преимуществами. Но мы знаем, что во многих культах многие люди используют свое положение, занимаясь недобросовестным руководством. Даже в нашем движении у нас были проблемы среди наших лидеров. Но что касается Прабхупады, то он дал свои наставления таким образом, что я смог пройти через это, моя мама смогла пройти через это спустя годы, и в 1999 году она приехала со мной во Вриндаван, отметила там свой день рождения, сидела у стоп мурти Прабхупады, видела его самадхи, выразила ему почтение. Это было прекрасное путешествие. А для меня это явилось окончательным доказательством того, что сострадание Прабхупады может перенести любого через океан сомнений и иллюзии. Это был сказочный момент для меня, когда она была со мной во Вриндаване среди преданных. И ей это понравилось. Она сказала о месяце, который провела со мной в Индии: «Это было лучшее путешествие в моей жизни». Это была величайшая награда.

49-19 Нараяни даси

Я была одета в лохмотья и Прабхупада заметил это. Когда я приносила поклоны я всячески пыталась прикрыть дыры на своем сари. Шрила Прабхупада похоже это заметил, потому что через четыре дня один из наших самых богатых пожизненных членов подошел ко мне и сказал:

— Я хочу отвезти тебя в магазин за сари.

Он свозил меня по четырем или пяти магазинам с сари, чтобы я могла взять все то, что мне надо. С тех пор у меня не было проблем с сари. Потому что Шрила Прабхупада знает обо всем.

49-20 Шрутакирти дас

Это было здесь, в Джуху. Конечно же я всегда находился в прекрасном положении, потому что я был со Шрилой Прабхупадой. Как говорил Прабхупада, слуга царя живет как царь. Я всегда получал хорошую заботу, когда был со Шрилой Прабхупадой. Мы вместе со всем окружением Прабхупады всегда попадали в неприятности. И мы наслаждались, когда Прабхупада иногда вызывал нас на ковер. Помню, как здесь, в Джуху, в 1974 году пляж был очень хороший. В то время Парамахамса был секретарем Прабхупады. Прабхупада после обеда немного отдыхал. В течение этого времени мы стали уходить на пляж, сидеть там и купаться перед обедом. Через несколько дней Нитай откололся от нас, сказав, что у него слишком много работы. Затем Парамахамса, секретарь, сказал, что ему надо допечатать письма. А я продолжил каждый день ходить на пляж. Однажды я вернулся, а Парамахамса подошел ко мне и сказал:

— Прабхупада хочет видеть тебя. И он очень рассержен.

Такое случалось постоянно — Прабхупада постоянно сердился на нас, потому что мы все время делали что-то не так. Он сказал:

— Он узнал, что ты один ходишь на пляж и ему это не понравилось.

Итак, Прабхупада принимал обед, а я очень нервничал и поэтому подождал, пока он закончит обедать. Затем я вошел в его комнату, принес поклоны, посмотрел наверх и сказал:

— Прабхупада, вы хотели меня видеть?

Он посмотрел на меня и сказал:

— Нет.

Я сказал:

— Парамахамса сказал, что вы хотели меня видеть.

Он сказал:

— Нет.

Я сказал:

— Махарадж сказал, что вы сердитесь на меня, потому что я хожу на пляж.

Он сказал:

— Да? Ты ходишь на пляж?

Я сказал:

— Да, Прабхупада.

Он сказал:

— Ты ходишь один?

Я сказал:

— Да, Прабхупада.

Он сказал:

— Ты там хорошо проводишь время?

Я сказал:

— Да, Прабхупада, мне нравится купаться в воде.

Он сказал:

— Да, пляж здесь очень хороший. Этот пляж очень хороший. Ты должен ходить, все хорошо. Можешь идти.

Я сказал:

— Хорошо, Прабхупада.

С тех пор я никогда больше не ходил на пляж. Как я говорил, ко мне у него был особый подход. Прабхупада пробовал кричать на меня несколько раз, но он увидел, что я был абсолютно подавлен. Поэтому теперь у него был такой подход — сказать, что все хорошо, и позволить мне делать то, что надо, потому что я уже знал от Парамахамсы, что он хочет, чтобы я этого делал. Есть история о бенгальской приемной дочери. Когда семья хотела повысить голос на нее, они ругали свою собственную дочь, а она слышала. И Прабхупада тоже должен был кричать на меня, но он не кричал на меня. Он говорил им, а когда я приходил, он говорил: «Нет, все хорошо, делай это, все хорошо». Но я получал послание, и в тот раз я перестал ходить на пляж.

49-21 Рупа-виласа дас

Мы поехали с несколькими учениками гурукулы на выездную санкиртану. С нами был Дваракадиш, Икендра, Джагадананда Пандит и еще несколько ребят. Всем им сейчас наверное по 40 лет. Мы поехали в храм на Генри Стрит в Нью-Йорке, чтобы получить даршан Прабхупады. Шри Галим возглавлял группу и он рассказывал Прабхупаде о распространении книг и о тех, кто этот делал. На самом деле Дваракадиша был всегда первым в распространении книг. Итак, он немного рассказал об этом. И пока он рассказывал, Прабхупада сидел без рубашки. У него в руке был золотой бокал, из которого он пил воду. Я никогда до этого не видел, как он пьет воду струйкой. Не знаю, как он не захлебнулся, но он делал это очень изящно. Айтрея Риши организовал съемочную группу, пока мы проводили это собрание. Прабхупаде это на самом деле не нравилось, потому что на нем не было рубашки. Я понял со временем, что ему не нравилось, что его официально снимают без рубашки. Он тотчас же пришел в возбуждение, сказав: «Остановите это! Уберите их отсюда!» Тогда их увели. Он был немного в раздраженном настроении, поэтому я боялся спросить его о чем-либо. У меня были вопросы, которые я хотел ему задать, но я не мог сделать этого в тот момент. После небольшого даршана мы вышли. А я подумал: «Я очень хочу вернуться и задать Прабхупаде вопросы». Я подошел к секретарю. По-моему это был Нанда Кумар. Я очень хотел задать Прабхупаде несколько вопросов об образовании. Он сказал: «Конечно, заходи». Прабхупада спросил:

— Кто это?

Он сказал:

— Это один из учителей из гурукулы, Прабхупада.

Тогда он сказал:

— Заходите.

Итак, я оказался наедине в комнате с Прабхупадой. У меня перехватило дыхание. Я смог задать только один вопрос. Я сказал:

— Так сложно заставить учеников что-то делать. Как нам убедить их делать то, о чем мы их просим?

Потому что у нас действительно не было идеи о том, как все делать правильно. Он посмотрел на меня очень сострадательно и сказал:

— Просто говори им так. Посмотри, как вот этот ученик (показывая на какого-то другого ученика), делает это очень хорошо. Ты должен делать так же и тогда ты будешь счастлив.

В своем уме я подумал: «И это все?»

Но я обнаружил, что именно этот совет имеет огромное практическое применение, потому что это был факт — достаточно просто указать на какого-то ученика, которого они уважали или по крайней мере считали достойным человеком, и убедить их, что это правильный образ поведения. Надо просто показать на этого человека и сказать: «Пожалуйста, делай это так же и ты будешь счастлив». Это была вторая часть послания: «Если ты будешь так делать, ты будешь счастлив. Если ты будешь следовать такому хорошему примеру, ты станешь счастлив».

49-22 Джаяпатака Свами

Я присутствовал, когда Шридхар Махарадж попросил у Прабхупады разрешение на получение санньясы. Я сидел в комнате. Прабхупада дал ему разрешение. В конце концов он дал ему санньясу во Вриндавана Дхаме. Был интересный момент. Прабхупада спросил:

— А ты уверен на 100%, что сможешь быть санньяси?

Шридхар Махарадж был очень смиренным, и поэтому сказал:

— Нет, я не уверен на все 100%, что смогу.

— А уверен ли ты на 75%?

— Нет, я не уверен даже на 75%.

— А уверен ли ты на 50%?

— Да, на 50% я уверен.

Тогда он сказал:

— Хорошо, я дам тебе санньясу.

Я думаю, Прабхупада понимал, что это тяжело, но он хотел получить.

49-23 Гуру-крипа дас

Другая история произошла здесь. Один преданный приехал со мной. У нас был пандал на Кросс-Майдане. Этот преданный только получил санньясу, но появилась его бывшая жена. Его это очень сильно беспокоило. Он пошел к Шриле Прабхупаде и сказал:

— Шрила Прабхупада, моя бывшая жена приехала. Могли бы вы ее отправить отсюда? Вам надо попросить ее уехать.

Шрила Прабхупада сказал:

— Почему тебя беспокоит эта одна женщина? В мире два миллиарда женщин. Почему эта одна женщина беспокоит тебя?

Он продолжил:

— Причина в том, что у тебя был с ней секс. Вот почему она беспокоит тебя. Иначе она бы тебя не беспокоила.

Затем смиренно он сказал:

— Что я могу поделать? Она также является моей ученицей. Если я попрошу ее уехать, она разочаруется. Поэтому тебе просто придется терпеть.

Так он хотел, чтобы люди приспосабливались друг к другу. Он не делал никаких различий.

49-24 Рупа-виласа дас

На одной лекции, хотя я не помню всю лекцию, но он произнес одну очень интересную фразу:

— Это движение для живых существ.

Я подумал о том, что обычно мы говорим о спасении людей. Но он описывал это движение, как движение для всех живых существ. Это по-настоящему поразило меня.

49-25 Мадхавананда дас

Если говорить о духовной силе, то однажды Вишнуджана спросил Шрилу Прабхупаду о духовной силе. Он спросил:

— Шрила Прабхупада, а как измерить духовную силу?

Прабхупада сказал:

— Караталами.

49-26 Нараяни даси

Прабхупада говорил нам о разных вещах. Однажды, я помню, как он рассказал нам о бабаджи во Вриндаване. Он сказал: «Будьте осторожны с бабаджи. Их зовут марката-вайрагья. Подобно тому, как во Вриндаване есть много-много обезьян. И у этих обезьян есть много-много жен. Они могут казаться очень отреченными — они вегетарианцы, они не носят никакой одежды, но у них много-много жен. Точно так же эти бабаджи кажутся очень отреченными, но на самом деле у них много-много жен. Так что будьте осторожны и не общайтесь с ними».

49-27 Рупа-виласа дас

Во Вриндаване в 1976 году Прабхупада обходил здание гурукулы, когда шла стройка. Это было достаточно большое здание. И шло обсуждение, у кого какая будет комната. Преданные говорили о том, что в такой-то комнате будет тот-то, такой-то менеджер будет тут, а другой будет там. Прабхупаде это не понравилось. Он стал вспоминать, что произошло в Гаудия-матхе во времена Бхактисиддханты, когда шел спор о храме Баг Базар. Прабхупада сказал: «Это здание было построено, чтобы в нем жили ученики, а не так, что пять сотен менеджеров и пятьдесят учеников. Это философия «стрельбы в комаров из ружья», когда вы используете ружье, чтобы убить комара». Я просто вспомнил эту конкретную фразу.

49-28 Мадхавананда дас

Однажды я был в его комнате в Калькутте, когда его секретарь принес письма. Ученики писали Прабхупаде, а он отвечал. Он слушал письмо, говорил секретарю: «Скажи ему то-то и то-то, скажи ей то-то и то-то», секретарь это впечатывал, затем приносил назад, Шрила Прабхупада читал и подписывал. Однажды в комнате Прабхупады в Калькутте был один пожизненный член. Также я был там. Он принес письма для подписи. Прабхупада посмотрел, прочитал, взял свою ручку и подписал в своей величественной манере: «А.Ч. Бхактиведанта…» Вы знаете, какой была подпись Шрилы Прабхупады. Пожизненный член смотрел на эту подпись, выпучив глаза, а Прабхупада сказал:

— Да, мой профессор в колледже однажды сказал мне: «О, царская подпись».

Все, что делал Шрила Прабхупада, было царским, авторитетным, всецело наделенным колоссальной силой.

49-29 Рупа-виласа дас

Также, когда Прабхупада первый раз приехал в Даллас, кроме его комнаты не было никакого места, где бы он мог сидеть на улице, хотя погода там всегда была теплая. По-видимому он попросил, чтобы сделали какой-то сад. Поэтому преданные создали сад во дворе одного из прилегающих домов. И он был по-настоящему прекрасным — везде были Туласи деви, цветы, маленький фонтан. Прабхупада часто сидел там на кресле-качалке. В одной из книг подношений на Вьяса-пуджу есть эти фотографии. Он просил разных преданных читать из книги «Кришна». Был случай, когда Прабхупада слушал историю о похищении Рукмини. По мере того, как история разворачивалась, она набирала обороты, вплоть до момента, когда Кришна хватает Рукмини и увозит ее на колеснице. Прабхупада все больше и больше воодушевлялся, потому что мы приближались к этой части истории. Он стал наклоняться вперед в своем кресле. Когда в конце концов Кришна схватил Рукмини и поставил ее на колесницу, глаза Прабхупады стали очень большими. Как всегда он открыл свои глаза очень широко и сказал:

— И она не была какой-то слабой женщиной! Она вела колесницу!

Он показал руками, как будто держался за упряжки. Я помню, что по-настоящему испугался, подумав: «Вот это да! Я не помню такого в книге «Кришна». Поэтому я пошел, чтобы проверить. И в книге «Кришна» ничего об этом не говорилось. Но несомненно у Прабхупады в этот момент было какое-то откровение об этой истории.

49-30 Гаргамуни дас

Аллен Гинзберг привел Тимоти Лири на встречу с Прабхупадой. Как вы знаете, Тимоти Лири начал движение ЛСД. На самом деле Прабхупада жил у химика, который открыл ЛСД, и он получил посвящение. Его звали Карлапати и он был выпускником Гарварда. Он был темнокожим, но очень разумным. И Прабхупада дал ему посвящение и жил у него некоторое время. А он был химиком, который вместе с Тимоти Лири открыл ЛСД. Его звали Карл Йоргенс. Вам удалось его найти? Нет. Когда Прабхупада встречался с такими видными деятелями, имеющими положение, он никогда не критиковал их пути. Он никогда не ставил их на место. Он действовал очень обаятельным и приятным образом. Он никогда не ставил никого на место, потому что кто бы к нему ни приходил, он просил их помочь ему в его движении. И он был очень обаятельным с ними. Точно так же было с Джорджем Харрисоном. Он говорил: «Вы очень важный человек. Люди следуют за вами. Вы можете помочь мне в моей миссии». Он обращался к ним и пытался вовлечь их в служение Кришне. Он был очень обаятельным в своем общении со всеми — с профессорами, с учеными, с докторами, со всеми. Он никогда не вел себя высокомерно или критично по отношению к их личной жизни или другим вещам. Нет, он всегда видел хорошее и пытался занять их в служении. По-моему это выше человеческих качеств. Люди так не делают. Обычно мы ищим недостатки в других. Прабхупада был полной противоположностью. На самом деле если вы делали что-то не так, он награждал вас еще большей ответственностью. Он никогда не забирал у вас ничего. Если вы делали что-то плохо, он отправлял вас, чтобы вы сделали что-то большее, давал вам больше ответственности. Чем хуже вы были, чем больше вы совершали ошибок, тем больше ответственности он вам давал и тем больше он был милостив к вам.

49-31 Рупа-виласа дас

В Далласе он был очень заинтересован в том, чтобы ученики изучали «Бхагавад-гиту». Он попросил в особенности Даянанду возглавить программу заучивания стихов. И они по-настоящему в этом преуспели. Они заучивали целые главы. Некоторые ученики вставали и повторяли множество стихов для Прабхупады. Один мальчик был очень молодым. Прабхупада задал ему вопрос. Я не помню о каком стихе шла речь, но он спросил:

— Так в чем разница между тобой и Кришной?

Можете представить себе, как испугался этот бедный восьмилетний мальчик. Прабхупада несколько раз спросил его, в чем разница. Тогда он сказал:

— Кришна пронизывает все. Кришна присутствует во всех телах, а вы присутствуете только в одном теле.

В этом разница — Кришна во всех телах, а вы только в одном теле. Таково различие. Он хотел, чтобы ученики знали философию, а не просто заучивали стихи. Как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в пять лет выучил всю «Бхагавад-гиту», но также он мог и объяснить стихи. Поэтому у Прабхупады были очень высокие ожидания.

49-32 Нараяни даси

Снова во Вриндаване в 1972 году мы сидели в комнате Шрилы Прабхупады, а он вел даршан. У его стоп лежали бананы. Внезапно вбежала обезьяна, схватила бананы и выбежала. Шрила Прабхупада прокомментировал это: «Только посмотрите, насколько разумна эта обезьяна. Никто бы из вас не осмелился на это». Таким был Шрила Прабхупада. Он мог видеть во всем урок, которому надо было учиться. Поэтому со Шрилой Прабхупадой было так хорошо. Он был вечным учителем. Он всегда учил нас об этом мире и о наших отношениях с Кришной.

49-33 Рупа-виласа дас

Прабхупада во Вриндаване находился в особом настроении. Он был чрезвычайно внимателен к деталям там. Особенно его волновало то, чтобы нас не обманывали местные продавцы, чтобы ничто не тратилось зря, чтобы все вели себя правильно в соответствии с правильными стандартами. Итак, он сидел на крыльце в задней части своего дома. На втором этаже есть крыльцо, где он иногда сидел и занимался по ночам переводами. Он смотрел с балкона, и оттуда можно было видеть кухню гостиницы. Вдруг Прабхупада стал кричать: «Остановите его! Остановите его!» На кухне началась большая суматоха. Они схватили человека, сорвали с него чаддар и обнаружили большой мешок сахара, который он пытался своровать. Прабхупада был единственным, кто это заметил. Просто бросив случайный взгляд он смог сразу понять, что этот человек ворует на кухне. И он стал отчитывать всех за их невнимательность к тому, что происходит. Но он был очень-очень внимательным. И он хотел, чтобы мы тоже учились такой же внимательности.

49-34 Гуру-крипа дас

Шрила Прабхупада обладал абсолютным смирением. Он был лишен гордости и был смиренным. Я видел, как он плакал, стоя перед преданными, прося их: «Пожалуйста, не уходи. Я сделал что-то не так, и теперь ты покидаешь общество. Никогда не уходи». Многие из нас ушли, и этот уход причинил ему боль. Он хотел видеть, что его ученики сотрудничают вместе, оставляют свои эгоистические мотивы и стараются помочь друг другу. Ведь чем мы обладаем, кроме нескольких лет, которые нам осталось прожить в этом теле? Многим из нас уже за пятьдесят. Многие из нас умрут уже в течение пятнадцати лет или десяти лет. Почему бы еще раз не попробовать? Это доставит ему удовольствие. Мы здесь, чтобы удовлетворить его.

49-35 Гаргамуни дас

Вы очень хорошо подняли тему 26 качеств, потому что я изучал эти 26 качеств. Я пытался увидеть, обладаю ли я ими, и я понял, что не обладаю. Я сказал себе: «Подожди ка, это не мои качества. Это качества Прабхупады». И тогда я смог проверить каждое: «Да, да, да» — он имел все эти качества. Я был много раз свидетелем того, как Прабхупада проявлял эти качества. Однажды он отправил нас в Пакистан. Я был в Гейнсвилле. Я открыл там храм. И похоже кто-то в Бомбее из Арья Самаджа спросил у Прабхупады: «Почему вы проповедуете в Индии? Почему бы вам не отправиться в мусульманские страны?» Поэтому он отправил меня и моего брата в Западный и Восточный Пакистан. Каким-то образом мы добрались до Восточного Пакистана, но в то время мы не читали газет. Когда мы приехали туда, там была гражданская война. И мы не знали об этом. В день, когда мы приехали, повсюду горели машины. И нам пришлось пройти пешком 20 миль до города. Мы знали, что там есть Гаудия-матх, поэтому мы попытались отыскать его, чтобы найти там прибежище, пока мы не разберемся, что здесь происходит. Итак, мы поехали туда, и я провел там около двух месяцев, проповедуя и печатая книги. Но затем революция обострилась, когда вошла Индия, и мне пришлось уехать. Затем я поехал в Западный Пакистан, потому что не хотел подводить Прабхупаду. Я хотел достичь успеха в проповеди. Когда я был в Западном Пакистане, Прабхупаде в Бомбее принесли газету с заголовком: «Убиты четыре последователя Харе Кришна». Он знал, что у меня был помощник, и у Брахмананды был тоже помощник. Я вернулся первым. Это было в апреле 1971 года. Я приехал из Карачи в день Рама Навами. Когда Прабхупада увидел меня, он встал, обнял меня, и я снова почувствовал, как все эти вещи вылетают из моего тела. Это был второй раз, когда он обнял меня. Я упал на пол, а он нагнулся и поднял меня за мою шикху. Это было подобно тому, что он выдергивает меня из материального мира. Затем он очень сильно хлопнул меня по спине. Он сказал: «Очень хорошая проповедь». Он был рад меня видеть. Он позвал слуг и попросил их приготовить нам пир, хотя все постились. А у нас был целый пир с пури и сабджами и другими блюдами. Люди заходили, они постились, а я ел, и они завидовали. Но Прабхупада видел, что мы жертвовали своими жизнями просто по его приказу. Он видел это. И он возвращал свою любовь, благословляя вас, хватая вас за шикху, хлопая вас по спине. Вы не знаете, что это такое, когда Прабхупада хлопает вас по спине. Это не похоже ни на один хлопок, который у вас когда-либо был. Вы чувствуете некое одухотворение от этого. Вы чувствуете очищение. Вы чувствуете, что ваше сердце проваливается в желудок. Это самое удивительное чувство, когда духовный учитель делает что-то такое, например, тащит вас за шикху. Я не могу этого описать. Хотя Прабхупада мог вести себя, как обычный человек, он не был обычным человеком, и каждый, кто встречал его, чувствовал это. Даже великие ученые выражали ему огромное уважение просто за то, как он вел себя. И когда он делал такие маленькие личностные вещи, как хлопание вас по спине, вы чувствовали что-то. И точно так же он поступил с Брахманандой.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)