Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Home

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 47

47-01 Тамал Кришна Госвами

Мы празднуем 25-ю годовщину установления Шри Шри Радхи Лондонишвары. Поэтому я должен рассказать о том, как Шрила Прабхупада привел этих Божеств. Шрила Прабхупада конечно же хотел открыть храм. Он назначил дату открытия — 14 декабря. Он сказал, что храм надо открывать в декабре, а я пришел где-то в сентябре. В тот момент у нас не было никаких Божеств. Итак, Шрила Прабхупада сказал:

— Нам надо открыть храм в декабре.

Но у нас не было Божеств. Поэтому мы спросили его:

— А где Божества?

Он сказал:

— Вам надо достать Божеств. Вы должны заняться Божествами.

Но как мы могли Ими заняться? Мы едва ли вообще знали, кто такие Божества. А он хотел Божеств Радху Кришну. Но у нас не было никаких Божеств. Итак, «Вы должны заняться Божествами». Мы пребывали в ужасном беспокойстве. Мы постоянно находились в поиске: «Где взять Божеств? Где взять Божеств?» Мы организовали горячую линию и посадили на телефон Джанаки, чтобы любой человек, который обладал хотя бы какой-то информацией, где находятся Божества, мог бы позвонить. Был где-то октябрь или ноябрь. Мы получили звонок о том, что у кого-то есть какие-то Божества. День открытия близился, а у нас не было Божеств. Но Прабхупада был решительно настроен на то, чтобы открыть храм. Он даже попросил напечатать пригласительные. Он вызвал меня и огласил мне меню. Он подготовил целое меню, а я сказал:

— Все придут и будут есть прасадам.

Прабхупада поправил меня:

— Не говори «есть прасадам». Вы выражаете почтение прасаду.

Он напечатал меню, были сделаны пригласительные, но не было Божеств. И вдруг мы получили этот телефонный звонок о том, что в каком-то индийском центре были Божества. В то время мы проводили много программ, потому что полиция запрещала нам в течение какого-то времени проводить санкиртану. Поэтому мы ходили домой к разным индийцам. Это было очень тяжело. Каждый вечер мы выезжали к ним на 3 или 4 часа, и получали от каждого из них по одному фунту. Было просто мучительно сидеть в течение многих часов в домах у разных людей и возвращаться с 3 или 4 фунтами. Это было очень тяжело. Но мы делали это. Итак, мы с Мукундой Махараджем отправились в это место. Хозяин сел и сказал:

— У меня есть Божества.

Мы сказали:

— Нам надо посмотреть на Них.

Он указал:

— Они там.

Мы посмотрели и не увидели Божеств. Но он сказал:

— Под тканью.

Этот человек подошел и приоткрыл ткань. И там стояли Радха Лондонишвара. Мы тотчас же принесли наши поклоны. Мы были поражены, увидев этих Божеств. Человек сказал:

— По определенным причинам мы не можем использовать этих Божеств.

Мы сказали:

— Нам надо спросить нашего духовного учителя.

Мы вышли на улицу и тотчас же пошли к телефонной будке. Мы позвонили Прабхупаде в отель на Бейкер Стрит рядом с Риджентс Парком. В тот момент он отдыхал, и по-моему трубку взял Шьямасундара. Это был не отель, а меблированная квартира. Он жил там достаточно долго. Когда Прабхупада проснулся и услышал об этом, он сказал:

— Сейчас же отвезите меня туда.

Итак, мы поехали — Прабхупада, я, Шьямасундара, Мукунда Махарадж и возможно Ямуна приехала. К тому времени настал уже вечер. Прабхупада сел в доме у этого человека. Человек сказал:

— Свамиджи, вам интересны наши Божества?

А Прабхупада начал спрашивать:

— Вы откуда? Откуда ваша семья? Можно мне увидеться с вашей женой, с вашими детьми?

Человек привел всю свою семью, а Прабхупада просто сидел там. А я не мог понять, что сейчас делает Прабхупада. Он провел там 30-40 минут, и мне это казалось просто потерей времени. Я не понимал, почему Прабхупада тратит время на этого человека, который все это время пытался показать ему Божеств, но Прабхупада не проявлял никакого интереса к тому, чтобы увидеть Божеств. До сих пор он так и не посмотрел на Божеств. Человек с нетерпением хотел снять ткань с Божеств и показать Их Прабхупаде. А Прабхупада просто продолжал с ним говорить. В конце концов этот человек сказал:

— Слушайте, вы заинтересованы или нет?

Прабхупада сказал:

— В чем?

Тот сказал:

— В Божествах.

Прабхупада сказал:

— Давайте посмотрим на Божеств.

Тогда человек снял ткань. Лицо Прабхупады был безмятежным. Он никак не отреагировал. Тогда человек заволновался:

— Вы что, не хотите этих Божеств? Ваши ученики сказали, что вы ищите Божеств. Вы что, не хотите этих Божеств?

А Прабхупада просто смотрел на него. Тогда человек стал вдохновлять Прабхупаду:

— Вам надо забрать этих Божеств. Вы должны забрать этих Божеств.

А Прабхупада просто сидел там. И затем он попросил меня:

— Посмотри, можешь ли ты поднять Божество?

Я подошел к Шримати Радхарани, наклонил Ее, приподнял Ее и сказал:

— Она не очень тяжелая.

Тогда Прабхупада сказал Шьямасундаре:

— Попробуй поднять другое Божество.

Он приподнял Его и сказал:

— Оно не очень тяжелое.

Прабхупада сказал:

— Хорошо, поехали!

Мы взяли Божеств и вышли из дома. Шрила Прабхупада ки джая! Итак, мы вышли. А этот человек стал говорить:

— Подождите, Свамиджи, подождите, нам надо обсудить…

Он хотел обсудить стоимость Божеств. Но Прабхупада сказал:

— Все хорошо, они не очень тяжелые. Мы все сделаем.

У нас был микроавтобус и он попросил нас занести Божеств в машину. А этот человек стоял вместе со своей женой и детьми и пытался остановить Прабхупаду, чтобы обсудить сделку. Но мы уже сели в машину и Прабхупада сказал:

— Поехали.

Мы отъехали, и после пары кварталов Прабхупада сказал:

— Останови машину.

Когда машина остановилась Прабхупада сказал:

— Теперь дайте мне посмотреть на Божеств.

Тогда он стал возносить молитвы Радхе Лондонишваре. Он стал воспевать молитвы Говиндам из Брахма-самхиты. Затем он сказал:

— Кришна явился.

Он был очень счастлив:

— Кришна явился.

Он был очень-очень доволен.

47-02 Трибхуванатх дас

Одна из вещей, которая мне запомнилась о ранних днях со Шрилой Прабхупадой, это семейная атмосфера. Прабхупада садился с нами в микроавтобус. Мы ездили по разным домам. Иногда нас принимали бенгальцы. Мы сидели у них дома и ели на полу вместе со Шрилой Прабхупадой. А затем мы садились снова в микроавтобус санкиртаны и возвращались в храм. Иногда это уже был поздний вечер, и Прабхупада просил нас приготовить прасадам, и тогда мы принимали прасадам. Я также всегда буду помнить о том, как Шрила Прабхупада постоянно желал проповедовать, даже когда он был болен. Ничто не могло его остановить. Я помню, как однажды мы не организовали никаких программ, потому что Прабхупада болел. Мы зашли в комнату Прабхупады, и Прабхупада спросил кого-то из преданных, возможно Тамал Кришну Махараджа:

— Почему нет никаких программ?

А мы ответили:

— Потому что вы болеете, Прабхупада.

Он сказал:

— Болею? Я как корова. Куда бы вы меня не привезли, я буду давать молоко.

Это было прекрасное выражение.

Есть еще одна прекрасная черта Прабхупады, о которой я хотел бы рассказать. Он обычно читал утром лекции, а затем мы поднимались к нему в комнату и он слушал запись на кассете. Однажды мы слушали кассету и Прабхупада остановил ее и сказал:

— Итак, что вы думаете об этом моменте?

И мы начинали обсуждать. Но одного преданного это стало беспокоить и он спросил:

— Прабхупада, почему вы слушаете свои собственные записи?

Это была забавная ситуация. Но Прабхупада сказал:

— Потому что это говорил не я.

Он так удивительно это сказал:

— Потому что это говорил не я.

Мне показалось это чем-то невероятным.

Также есть еще одна вещь, связанная с Радхой Лондонишварой. Когда Прабхупада входил, чтобы поприветствовать Божеств по приезду, атмосфера всегда была наполнена каким-то трансцендентным вкусом. Однажды, когда Прабхупада говорил, его внезапно захватили сильные эмоции, он сделал хватательный жест у своей груди и сказал:

— Я поймал Кришну.

Это было либо во время лекции, либо в другое время, но он сказал:

— Я держу Его для вас. Я держу, так что, пожалуйста, приходите. Приходите и возьмите Его.

Я всегда помню этот случай.

Другая вещь связана с настроением на Бери Плейс. Мы постоянно сидели рядом с комнатой Прабхупады и ждали, когда он выйдет, например, в ванную комнату. Кулашекхара всегда был там. Вся прелесть заключалась в том, что Прабхупады был очень личностным. Поэтому интересным был каждый момент. Я помню забавную историю о том, что Прабхупада был практически всепроникающим. Это было в 1970 году. Все улетели в Индию. Мы взяли билет на самолет, который заводился поворотом пропеллера. Я встретил джентльмена, который организовал все это. Я столкнулся с ним, и он рассказал мне о том, как организовал этот перелет. Итак, все исчезли. Храм внезапно наполовину опустел. Мукунда Махарадж остался. Но затем совершенно неожиданно Мукунда Махарадж сказал мне:

— Я улетаю в Лос-Анджелес.

Я сказал:

— А кто останется главным?

Он сказал:

— Ты можешь быть главным.

Мне тогда было 18 лет. Мои родители в то время не знали даже о том, что я стал преданным. И я помню, как мне приходилось ходить на телевидение и давать интервью в качестве главы движения Харе Кришна. Это был первый раз, когда родители увидели меня в таком виде. У меня была бритая голова, и я был главой движения Харе Кришна.

47-03 Гуру дас

Некому было делать Прабхупаде массаж, поэтому я должен был делать его. Нара-Нарайана тоже должен был делать, но он исчез. Итак, я стал готовиться, омываться и так далее. Затем я подошел к Нара-Нараяне, а он сказал мне:

— Мои руки слишком грубые чтобы касаться духовного учителя. Что мне делать? Я настолько падшая душа, что не смогу этого сделать.

Примерно так он говорил. Я сказал:

— Просто подготовься.

Он сказал:

— Нет, я не могу.

Тогда я сказал:

— Хорошо, я сделаю.

Итак, я вошел, и Прабхупада сказал:

— Каждый может втирать масло. Выходи и проповедуй.

Он говорил о себе, как он каком-то неодушевленном предмете. Он сказал:

— Каждый может втирать масло. Выходи и проповедуй.

И в этот момент зашел Нара-Нарайана и сказал:

— Я готов, Шрила Прабхупада!

Продолжение следует…

47-04 Малати даси

Одним утром я пришла. Я подошла к двери, которая была слегка приоткрыта. По какой-то причине я не решалась входить, и даже испытывала страх, думая: «Почему его дверь открыта?» Потому что его дверь никогда не была открыта. Я подошла к двери и слегка толкнула ее, чтобы заглянуть внутрь, не зная, чего ожидать. Но тотчас же раздался голос:

— Малати, заходи, заходи.

Это был Шрила Прабхупада. Он сказал:

— Заходи, мы смотрим телевизор.

Я зашла, а они смотрели телевизор. Он сказал:

— Мы собираемся посмотреть посадку на луну.

Я должна была готовить завтрак, но я села вместе с ним. Мы посмотрели посадку на луну, и сразу же после этого Прабхупада выключил телевизор и сказал:

— Они не летали.

Затем он посмотрел на телевизор и сказал:

— Это идиотский ящик. И он делает из нас идиотов, — указав на нас жестом.

Конечно же утверждение о том, что они не летали, вызвало споры. Были преданные, в том числе его слуга Пурушоттам, которые использовали это утверждение как причину, для того, чтобы оставить преданное служение. Они не могли принять это утверждение Прабхупады. Два года назад мне попалась газета в Западной Вирджинии. Это не самый просвещенный штат, но в этой газете была статья с заголовком «Они не летали на луну». Ее написали два бывших ученых из НАСА. НАСА — это космическое агенство, которое занималось этим полетом на луну. Там была фотография приземления, и эти ученые приводили различные доказательства против полета на луну, которые могли бы понять простые люди. Во-первых, в том месте, где садился космический корабль, должен был образоваться огромный кратер, потому что луна покрыта пылью, а корабль имеет большой вес. Но на фотографии эта поверхность была абсолютно гладкой. И также не было следов космонавтов. Во-вторых, тени от космонавтов падали в неправильном направлении для того времени суток, когда была снята эта фотография. В-третьих, если посмотреть назад, то можно было увидеть металлическое приспособление, на котором закреплялся свет, как на сцене. Можно было видеть это достаточно ясно, особенно после того, как вам об этом сказали. Там был установлен сценический свет. И они определили местонахождение испытательного полигона, то ли в Неваде, то ли в Аризоне. Это был какое-то испытательный полигон в пустыне. И об этом говорили ученые. На самом деле для Шрилы Прабхупады не нужны никакие подтверждения. Но люди, которые сомневались, получили доказательства. Поэтому мне всегда были интересно, вернулись ли люди, которые ушли из-за этого утверждения.

47-05 Мулапракрити даси

Когда Шрила Прабхупада какое-то время жил в Матхуре, он писал книгу «Легкое путешествие на другие планеты». Он просто очень смиренно писал. Один пожилой брахмачари рассказал мне эту историю. Однажды они вернулись поздно с проповеди и обедали. Они вместе со Шрилой Прабхупадой сидели и вкушал прасадам, который им оставили. В этот момент сверху на лестнице появились очень богатые люди. Это были какие-то гости. Они смотрели по сторонам на это ветхое помещение, идя по лестнице. Тогда Шрила Прабхупада повернулся к нему и сказал:

— Только посмотри, они идут по лестнице и все, что они видят, это старого человека, который ест сухие чапати. Но они не знают, какие планы у Чайтаньи Махапрабху на этого старого человека.

47-06 Васудева дас

Впервые я встретил Прабхупаду в 1974 году в здании терминала. Мы с Бхагавати получили разрешение зайти внутрь. Прабхупада последним вышел из самолета. Во время первого моего даршана я почувствовал, как будто встретил Кришну. Тотчас же с дальнего расстояния с принес ему дандават. Затем он подошел ко мне. Первым делом он задал мне вопрос:

— Есть ли здесь какой-нибудь храм Радхи-Кришны?

Я сказал:

— Нет, Прабхупада, здесь нет храма Радхи-Кришны. Есть другие маленькие храмы, но храма Радхи-Кришны нет.

— Тогда построй один хороший храм.

Он сказал на хинди «храм варийам». Это было первое, что он сказал мне. А я ответил:

— Хорошо, Прабхупада, я постараюсь построить.

Это был его первый вопрос после того, как он спустился. Затем он спрашивал, сколько здесь людей и другие вещи. Но первым делом он спросил про храм. Он говорил со мной около двадцати минут, потому что он вышел последним, и было очень мало времени. Но я почувствовал большое счастье. Он спрашивал, сколько здесь живет индийцев, но первым делом он спросил:

— Есть ли здесь храм?

И я ответил:

— Я построю этот храм.

Это был первый вопрос. Мы общались примерно двадцать минут, и за эти двадцать минут он совершенно изменил мою жизнь. Я был бизнесменом. У меня были магазины, рисовая мельница и лесопильная фабрика. Нас было пять братьев, и у нас здесь был хороший бизнес. Но он развернул меня прямо в сторону сознания Кришны. После двадцатиминутной беседы, когда он уходил, я снова принес ему дандават, коснулся его стоп, и как только он положил свою руку на мою голову, я почувствовал, как все мое тело затряслось. Я подумал: «Все мои грехи ушли». Такое у меня было чувство. А Прабхупада сказал мне:

— С сегодняшнего дня повторяй 16 кругов Харе Кришна мантры.

И с того дня я начал повторять 16 кругов. Он не попросил меня повторять один круг или два круга. Он сказал: «Повторяй 16 кругов». Это была моя первая встреча с Прабхупадой.

47-07 Хансадутта дас

Я сказал:

— Да, Свамиджи, я не могу спать. Я очень нервничаю. Я не мог заснуть сегодня, не мог заснуть вчера и не мог заснуть позавчера.

Он сказал:

— О, это хорошо.

Он сидел на своей постели, а я сидел напротив него. Он наклонился вперед, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:

— На самом деле наша цель — свести к нулю сон, свести к нулю еду, свести к нулю оборону и свести к нулю секс. Мы так не проповедуем, но в этом цель.

Это было на самом деле первое наставление, которое я получил один-на-один.

47-08 Ранадхир дас

Я помню свой первый настоящий сокровенный опыт взаимообмена со Шрилой Прабхупадой. Он же по сути является и последним. Моя мама прислала мне свитер. Моя мама жила в Англии и она прислала мне очень хороший шерстяной свитер. Новый Вриндаван был тогда грязевой ямой, там было по-настоящему грязно, и было очень непросто сохранить что-то чистым. Я посмотрел на этот шафрановый красивый свитер и подумал: «Я не смогу носить его, потому что он моментально превратится в мусор. Лучше я отдам его Шриле Прабхупаде». Каким-то образом мне удалось сохранить его в брахмачари-ашраме в полиэтиленовом пакете. В течение нескольких месяцев я старался сохранить его в чистоте. И я всегда думал: «Когда же придет момент и я отдам его Шриле Прабхупаде?» Затем Прабхупада приехал в Бостон, когда там открыли издательство. Это было важное событие — преданные с разных городов приехали туда, и мы тоже приехали из Нового Вриндавана на нашем грузовом фургоне. Я сжимал свой свитер, предвкушая момент. Итак, мы приехали и я стал думать о том, как мне сделать это. Я же не являюсь одной из важных шишек, которые постоянно находятся рядом с Прабхупадой. Одним вечером после арати все собрались на даршан в комнате, которую соорудили для этой цели позади храма. Там Прабхупада давал даршаны. Я подумал: «Либо сейчас, либо никогда», и вклинился прямо посреди даршана. Все смотрели на меня удивленно: «Кто это? Что он здесь делает?» А я, запинаясь, сказал:

— Прабхупада, мама подарила мне этот свитер, и я хочу отдать его вам.

Прабхупада сказал:

— О, нет, я не могу взять его. Твоя мама подарила его тебе. Я не могу взять его.

Прабхупада посмотрел мне в лицо и увидел, что я был разбит, я был подавлен: «О, Боже». Он увидел это, а я сказал ему:

— Но Прабхупада, пожалуйста… — я умолял его.

Он был очень добр и сказал:

— Хорошо, тогда мы поменяемся.

На нем был свитер с большими дубовыми пуговицами, очень красивый свитер. Он расстегнул и снял его. А я просто плакал, и преданные в комнате тоже плакали. Это пример любовного взаимообмена. И этот случай настолько близко связал меня со Шрилой Прабхупадой, что конечно же я никогда его не забуду. Это поддерживало меня в течение многих и многих лет.

47-09 Бхута Бхавана дас

Мы приехали в дом, в котором остановился Прабхупада. Брахмананда пошел наверх, и когда Прабхупада узнал о нашем приезде, он сказал: «Пусть сейчас же поднимутся наверх». Итак, он позвал меня с Хари Крипой. Мы пришли и увидели Прабхупаду во всем своем величии, сидящим со скрещенными ногами. На его лице была огромная улыбка, как будто бы кто-то только что рассказал ему шутку или что-то смешное. С огромной улыбкой на лице он сказал:

— 400 лет назад ваших потомком увезли отсюда в качестве рабов.

Затем он широко раскрыл глаза и сказал:

— Но только посмотрите, теперь вы вернулись в качестве господ.

Я подумал: «Как это поэтично! Кто еще может такое сказать?»

Обычно когда в обществе черных людей говорят о рабстве, это звучит не очень весело. Но Прабхупада сделал удивительное утверждение о том, что мы вернулись в Африку в сознании Кришны. Затем он попросил Брахмананду дать нам прасада и мы ушли, чтобы почтить его.

47-10 Дхаништха даси

Если говорить о личном опыте взаимоотношений с Прабхупадой, то в конце одного из даршанов я задала ему вопрос. Я не знала, о чем спрашивать. Моя рука просто сама поднялась, и он показал на меня. Мы вместе с еще двумя или тремя духовными сестрами, среди которых была Кели Лалита, по очереди убирались в комнатах Прабхупады, когда он уходил на утренние прогулки. Было очень бесценным касаться его одежды и чувствовать его вибрационное присутствие. Я думала о том, что ходила распространять книги каждый день в течение нескольких месяцев, а распространение книг — это еще один вид соприкосновения с Прабхупадой. Его присутствие в аэропорте и других местах так же сильно и ярко ощущается, но непосредственное касание и уборка в его комнатах имело особую сладость. Итак, мой вопрос был такой:

— Прабхупада, вы скоро уедете. Как нам получать больше личного общения с вами?

Потому что именно эта личная близость очень подпитывала и давала много сил. Он сказал:

— Просто распространяйте мои книги.

А я и хотела получать больше личного общения именно для того, чтобы у меня были силы распространять его книги. Бхакта дас, который был в то время президентом храма, сказал:

— Прабхупада, она именно этим и занимается. Она выходит каждый день, чтобы распространять ваши книги.

Он сказал:

— Это очень хорошо.

Это было подтверждение, окончательное подтверждение в моем сердце, чтобы продолжать.

47-11 Кришнавеша даси

В конце одной лекции я решила задать вопрос. К тому моменту я была преданной уже около года. Я подумала о том, что укреплю свою связь со своим духовным учителем, если задам вопрос на лекции, потому что я не была одной из тех преданных, которые постоянно общались с Прабхупадой. Когда после лекции по Бхагаватам он спросил: «Есть ли вопросы?», я подняла руку, а он показал на меня. Я удивилась этому. На самом деле я была шокирована. Я собиралась задать вопрос, связанный с тем, что в «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что поведал «Бхагавад-гиту» уже много раз. Меня интересовало то, рассказывает ли Кришна «Бхагавад-гиту» во время той же самой лилы на колеснице с Арджуной на поле битвы Курукшетра. Это то, о чем я хотела его спросить. Но я сидела в самом конце храмовой комнаты и понимала, что у меня совсем мало времени на вопрос, и я очень нервничала. Поэтому я сказала:

— А Кришна рассказывает «Бхагавад-гиту» на адских планетах?

Мне показалось, что все засмеялись. Они сочли мой вопрос забавным. Но Шрила Прабхупада спросил Бхагавана:

— Что она сказала?

Бхагаван повторил ему вопрос, и он ответил:

— Да, этот Лондон и есть адская планета. И Кришна рассказывает здесь «Бхагавад-гиту».

Так как у меня было большое ложное эго, то поначалу я была немного расстроена, потому что не получила ответа на вопрос, который меня по-настоящему интересовал. Но это было очень ценное настравление. Все, что говорит Прабхупада, очень ценно. И с течением лет мне все больше открывался его ответ. Позже я прочитала в конце «Бхагавад-гиты» слова Санджаи: «По милости моего духовного учителя мне выпала удача слышать «Бхагавад-гиту» непосредственно из уст Господа Кришны. И благодаря этому я чувствую экстаз». И в комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что мы можем слушать непосредственные слова Кришны только по милости духовного учителя, и когда бы мы ни слушали «Бхагавад-гиту» от духовного учителя, мы слушаем ее непосредственно от Кришны. Поэтому мы все слушаем непосредственно Кришну по милости Шрилы Прабхупады. И также я извлекла из этого другое наставление. Я считала, что Лондон является очень хорошим культурным местом. Но Прабхупада сказал мне, что на самом деле это ад. Это адское место.

47-12 Дхирашанта дас

В последний день он сделал заключение еще несколькими суровыми утверждениями. Он сказал, что вся Британская Империя была построена на воровстве. Он объяснил, что британцы приехали в Индию, похитили у Индии разные вещи, они забрали из Индии солдат, и когда они добились этого, они отправились по всему миру, чтобы завоевать другие места. Он объяснил, что как только Индия стала независимой, вся Британская Империя начала разваливаться. Это было интересное наблюдение и утверждение. Но это было абсолютной правдой. Как только Индия приобрела независимость, вся Британская Империя начала разваливаться. Затем он сказал:

— Из-за всех злодеяний, которые они совершали в Индии, они станут попрошайками.

И затем он сказал кое-что также весьма интересное:

— Вы видели верблюдов в Индии? Вы знаете как они ходят, переваливаясь? И они также держат высоко голову, задирая вверх свой нос. Британские раджи приняли свои следующие рождения как верблюды в Индии.

Это было забавное, но также и достаточно суровое утверждение.

47-13 Сукхада даси

Я в особенности запомнила одну лекцию. После того, как он ответил на вопросы, он стал говорить о прасаде. Один из преданных спросил Прабхупаду:

— Прабхупада, а правда, что если человек попробует прасадам даже один раз, ему гарантировано человеческое рождение?

Прабхупада сказал:

— Да.

И все преданные воскликнули: «Ура!» Мы все подумали: «Вот это да! Мы сделали это! Мы уже получим человеческое рождение, и о чем теперь еще думать?» Но Прабхупада молчал в течение нескольких секунд, он был очень серьезен. И затем он сказал:

— Но есть некоторые виды обезьян, которых относят к людям.

Тогда мы все стали серьезными и нам пришлось немного задуматься об этом.

47-14 Аннада даси

Я купила Шриле Прабхупаде чаддар, очень похожий на этот. По какой-то причине я не хотела, чтобы он знал, откуда этот чаддар. Я купила его в Кхадиграме в отеле Ашока, потому что Кхади имеет свое представительство в отеле Ашока. По какой-то причине я не хотела, чтобы он знал о том, что я ходила в отель Ашока. До сих пор я не понимаю, почему я это скрывала. Итак, я сняла все этикетки и положила его в коричневый бумажный пакет так, что не было никаких признаков того, где он был куплен. Это было у Ананда Кетана. Я принесла его, положила ему на стол и предложила свои поклоны. Когда я начала вставать Шрила Прабхупада сказал:

— Это из отеля Ашока?

По сей день я понимаю, что Прабхупада знает все, везде и всегда. Его видение сверхъестественное. Мы склонны забывать об этом. Но это было очень ясное свидетельство.

47-15 Драванакша дас

Мы были в отдельном зале ожидания на вылет. Прабхупада попросил Джагадиша почитать из Бхагаватам. Итак, Джагадиша читал, а Прабхупада пошел в конец комнаты и лег на одну из скамеек, казалось бы желая немного вздремнуть. Джагадиша читал. Но у него был такой голос, что он мог иногда усыпить даже бешеного слона. Итак, когда он дошел до конца первого комментария, все уже заснули. Он остановился и посмотрел наверх. И когда он остановился, Прабхупада поднял свою голову и сказал:

— Я слушаю.

Прабхупада всегда находился в сознании. Он не спал.

47-16 Падманабха дас

Каждым вечером мы читали ему книгу «Кришна», а он сидел на своем кресле-качалке, качаясь и качаясь. Преданные читали ему книгу «Кришна», а он просто сидел и массировал свои виски. Когда история заканчивалась, он поднимал голову, и приданные читали: «Глава тринадцатая. Брахма ворует телят». А Прабхупада говорил: «Хорошо, продолжайте». Это все продолжалось в течение часа или полутора. Мы сидели снаружи, и Прабхупада был глубоко погружен в книгу «Кришна», а я сидел и думал: «А знает ли он вообще о том, что написал эту книгу?» Не было похоже на это. У него не было никакого эга: «Это книга, которую я написал». Если бы я написал книгу, я бы гордился этим. Но в Прабхупаде не было и следа этого. Понятия «самоутверждения» не было в его словаре. И брать на себя заслугу за то, что он написал эти книги, не было частью его личности.

Итак, однажды вечером я вышел на улицу. Мне всегда хотелось получить реализации уровня «Двадцатый век фокс». Я хотел быть кем-то особенным. Но Прабхупада мог почувствовать наш чрезмерный энтузиазм, как минимум. А я был достаточно энтузастичным. Итак, одним вечером я вышел после того, как мы получили результаты санкиртаны из Лос-Анджелеса. В ту неделю в июле 1975 года храм в Денвере занял третье место в мире, и по этому поводу меня переполняла гордость. Я хотел рассказать об этом Шриле Прабхупаде. Преданные закончили читать книгу «Кришна», и когда он встал, чтобы зайти обратно в дом, я сказал:

— Шрила Прабхупада, Шрила Прабхупада!

Он сказал:

— Да?

Я сказал:

— На прошлой неделе Денвер занял третье место в мире в распространении книг! Мы заняли третье место в мире!

Я думал, что он скажет: «Так держать!» Но он посмотрел по сторонам, потом посмотрел на меня и сказал:

— Тогда сделай, чтобы он занял первое место!

Я совершенно не ожидал этого. Он раздавил меня. Я подумал: «О, Боже», потому что я ожидал, что он скажет: «О, это чудесно!» Ведь мы распространили 3000 больших книг или набрали 15000 очков или что-то подобное. А перед нами был Лос-Анджелес и группа Радха-Дамодара. У нас было всего 70 преданных, а у них были сотни преданных и пять автобусов. Я думал, что мы показали прекрасный результат. Но Шрила Прабхупада сказал:

— Тогда сделай, чтобы он занял первое место!

А я задумался: «Как же теперь сделать это?» Я сказал:

— Да, хорошо…

Он всегда нас вдохновлял.

47-17 Васудава дас

Прабхупада сказал:

— Ты должен читать мои книги. Если ты не будешь читать мои книги, ты будешь подвергать свою жизнь опасности. Поэтому ты должен читать мои книги каждый день.

Он говорил это всем, не только мне. Прабхупада хотел, чтобы все читали его книги. «Если вы не читаете, то подвергаете свою жизнь опасности». Так сказал Прабхупада.

47-18 Сукхада даси

Прабхупада беседовал с индийской женщиной — пожизненным членом. Она описывала, что у нее очень хорошая жизнь, полная благости. По-моему она была медсестрой. Но Прабхупада объяснил, что материальная жизнь подобна нарыву. И если просто дуть на нарыв, он не пройдет, мы его не излечим. Нарыв необходимо проколоть. Точно так же мы должны дойти до корня проблемы. Нам надо воспевать Харе Кришна, выбраться из этого материального мира и проколоть наши материальные желания. Он был очень-очень-очень строг. Но он мастерски проповедовал.

47-19 Дхирашанта дас

Шрила Прабхупада гулял по Сент-Джеймсскому парку. Он гулял и одновременно стучал своей тростью по льду, который образовался за ночь. В какой-то момент он спросил:

— Что это значит?

Мы посмотрели друг на друга, не понимая, что мы должны ответить. Затем Прабхупада снова спросил:

— Что это значит?

Мы не понимали, что Прабхупада имел ввиду. И вдруг он сказал:

— Лед это майа. Изначальное состояние воды жидкое, но когда она соприкасается с холодной погодой, она превращается в твердый лед. А на льду вы можете поскользнуться.

Поэтому Прабхупада раскалывал лед — он не хотел, чтобы кто-то поскользнулся. И он дальше объяснил эту аналогию. Таким же образом сердце становится черствым. Позже днем взойдет солнце и растопит лед. Точно так же если мы будем продолжать воспевание Харе Кришна маха-мантры, это размягчит наше сердце и восстановит естественное констуциональное положение нашей индивидуальности.

47-20 Бхута Бхавана дас

Мы участвовали на телевизионном шоу Мамболайа. Прабхупада приехал на это телешоу, и давал там речь. У нас было большое изображение Господа Чайтаньи. Это была Панча-таттва размером три на четыре фута. Ведущий спросил:

— Кто эта личность в центре?

Прабхупада ответил:

— Это Шри Чайтанья Махапрабху. Он Бог.

Человек сказал:

— Это не может быть Бог. Это человек.

И Прабхупада просто мгновенно ответил что-то вроде:

— А кем вы себя считаете, чтобы говорить, что это не Бог? Он Верховная Личность Бога. А кто вы?

Человек так растерялся, что уронил свой карандаш. Он просто задрожал от того, как Прабхупада оппонировал ему. Мне кажется он думал, что на национальном телешоу никто не будет с ним так вести себя. Но Прабхупада ответил как лев:

— Он Верховная Личность Бога.

Это была одна программа, которую мы посетили.

47-21 Джаяпатака Свами

Это было очень тяжелое время. Я был там с Ачьютанандой, и мы узнали, что девять преданных получили посвящение в санньяси в Лос-Анджелесе. Для молодых брахмачари стать санньяси было чем-то очень восхитительным, потрясающим. Я тогда стал размышлять о том, что такое санньяса и для чего она. Но затем Шрила Прабхупада позвал вечером Ачьютананду, когда мы уже отдыхали. Я на самом деле понятия не имел, что такое санньяса. Но я подумал: «Может Прабхупада хочет дать ему санньясу?» Но вместо этого Прабхупада отчитывал его, повышая свой голос. Тогда я подумал: «Что-то не похоже, что он получает санньясу». А в следующий момент уже меня вызвали на ковер. Прабхупада стал задавать мне вопросы. Он спрашивал меня о вещах, о которых я понятия не имел. Тогда он посмотрел на Девананду, который в то время был его секретарем, и сказал:

— Нет, он ничего не знает. Он чист.

Затем Прабхупада созвал всех нас в комнате и объяснил все. Прямо перед этим в Америке в Новом Вриндаване произошел очень серьезный случай. Четверо санньяси провозгласили, что Прабхупада был аватарой. И Прабхупаде пришлось изгнать их из ИСККОН из-за этой очень опасной ситуации. Он очень боялся этой ситуации. Он объяснил нам, как яд майавады проник в то время в молодой ИСККОН. Он сказал, что кто-то написал письмо Ачьютананде. Точнее Ачьютананда написал Брахмананде письмо о том, что Ачьютананда слышал от одного из духовных братьев Прабхупады, что Прабхупада на самом деле не проповедовал. Он якобы действовал как продолжение Бхактисиддханты. То есть на самом деле это не он действовал, а Бхактисиддханта, который давал всем посвящение. Все делал Шрила Бхактисиддханта Тхакур. А Прабхупада действовал как тот, кого в наши дни называют «ритвиками», и как будто бы не брал на себя никакой ответственности. Поэтому на самом деле все являются учениками Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, а не учениками Прабхупады. Так или иначе, Ачьютананда написал письмо Брахмананде о том, что он услышал. Тогда Брахмананда и другие санньяси начали измышлять: «Если мы не ученики Прабхупады, а ученики Бхактисиддханты, тогда мы также являемся и учениками Бхактивиноды, и так далее до Шести Госвами. И на самом деле мы ученики Господа Чайтаньи. А так как Господь Чайтанья это Кришна, то мы ученики Кришны». И каким-то образом логически они пришли к заключению, что Прабхупада на самом деле был Кришной. Я уже потерял эту логику, но так было. Это то, как все произошло. На самом деле Ачьютананда был не виноват. Он просто передал это послание. И поэтому Прабхупада предупреждал нас о том, что мы должны быть очень осторожными. Любое небольшое отклонение от философии, любое небольшое нововведение может в будущем стать причиной огромного заблуждения.

47-22 Уграшрава дас

Я однажды вернулся, чтобы получить одно очень хорошее изречение. Прабхупада попросил Мадхудвишу, а Мадхудвиша послал меня в Филиппины, чтобы проверить там группу «Хариболов». Затем мне пришлось поехать в Тайвань, затем в Гонг-Конг. И затем я вернулся в Майапур, чтобы сделать отчет Прабхупаде. Также я ездил на проверку в Бангкок, где тогда был Гуру Крипа. В то время он немного ослабел и мне нужно было получить о нем какую-то информацию. Затем я вернулся в Майапур и рассказал Прабхупаде о том, что узнал. Я хотел получить какие-то наставления по поводу Гуру Крипы. И он сказал мне:

— Когда корова дает хорошее молоко и изредка лягается, вы не наказываете ее за это.

Я наблюдал, как люди в разных ситуациях используют эту цитату. Но это то, откуда она пришла.

«Когда корова дает хорошее молоко и изредка лягается, вы не наказываете ее за это».

47-23 Ранадхир дас

Однажды всех президентов храмов созвали в Лос-Анджелесе. Прабхупада написал, что все должны приехать в Лос-Анджелес, чтобы посмотреть, как по-настоящему хорошо управлять храмом. В то время Киртанананда был президентом храма в Новом Вриндаване, а меня попросили поехать. И одна из вещей, которую я должен был сделать, это рассказать Шриле Прабхупаде о ситуации в Новом Вриндаване, потому что Хаягрива был Хаягривой. Он грубо кричал на всех. Все были по-настоящему недовольны, и не знали, что с ним делать. Поэтому мы хотели получить какую-то официальную санкцию против Хаягривы, чтобы он перестал приносить страдания в нашу жизнь. Я доехал автостопом до Лос-Анджелеса. Затем настал мой даршан со Шрилой Прабхупадой. Я прокручивал в себе весь список жалоб на Хаягриву, думая о том, как я все это преподнесу. Когда настало время даршана, я зашел и принес свои поклоны. Меня представили: «Прабхупада, это Ранадхир из Нового Вриндавана». Прабхупада с выражением на своем лице сказал:

— Как там Хаягрива?

Это было сказано с такой любовью и привязанностью, что я не смог сказать ни слова. Я определенно уже не мог сказать ничего плохого о Хаягриве. Я вспоминаю об этом как о примере того, что духовный учитель не только знает ваши мысли, но также знает, как изменить ваше сердце.

47-24 Драванакша дас

Когда настало время посадки на самолет Прабхупада пошел по направлению к самолету. Там было несколько преданных из храма в Кливленде. Мы обычно его называли «Храм номер два». Темнокожие преданные открыли свой храм. В то время они не очень ладили с другим храмом и также не очень ладили с Джи-би-си. Но Прабхупада одобрил, чтобы у них был свой храм, если они этого желают. Одна из женщин из этого храма подошла к Прабхупаде и попросила его приехать в ее храм. Прабхупада сказал:

— Вы можете приехать и увидеться со мной в Новом Вриндаване.

Женщина сказала:

— Но у нас нет машины, Шрила Прабхупада.

Прабхупада сказал:

— Вы можете обговорить это с вашим Джи-би-си, Джагадишей. Он договорится, чтобы вас как-то привезли.

Я видел, что Прабхупада старается объединить всех в одну семью. Эти преданные жили немного отдельно, но Прабхупада хотел, чтобы Джи-би-си помог им, а они чтобы сотрудничали с остальным движением. Это было хорошее настроение.

47-25 Хансадутта дас

Был один случай, который по-настоящему поразил меня прямо в сердце, показывающий, как Прабхупада лепил нас. Мы поем во время Гуру-пуджи: «Твоя милость — это то, из чего я соткан». И у нас был в действительности такой опыт. Когда мы были в Индии Киртанананду отправили в Горакхпур для проповеди, и по-моему он жил в доме преданного по имени Брахмананда, который был профессором в университете. Но Киртанананде не нравилась Индия. У него было очень негативное настроение. Он хотел просто вернуться назад, считая, что бессмысленно тратит время. В какой-то момент он написал письмо Прабхупаде в таком духе, жалуясь и желая уехать. После того, как я закончил пересказывать Прабхупаде содержание письма, Прабхупада сказал:

— Напиши ему вдохновляющее письмо. Вдохнови его.

Я также не особо любил Киртанананду и хотел бы, чтобы он уехал в Америку, но так как я был секретарем Прабхупады, моим долгом было исполнить указание Прабхупады. Когда я вернулся в свою комнату, то сел и стал размышлять о том, что сказал бы Прабхупада, какие бы он использовал слова, чтобы вернуть энтузиазм своему ученику Киртанананде, чтобы он почувствовал энтузиазм, вдохновение и решимость остаться. Сидя таким образом и медитируя таким образом в конце концов я сформулировал письмо, и затем письмо было отправлено. Через неделю или две мы получили ответ. Киртанананда был полностью преображен. Он был полностью оживлен благодаря этому письму, которое он получил от Свами, Шрилы Прабхупады. Из этого случая я понял, что мы обучались действовать, мыслить и говорить в духе Шрилы Прабхупады. Таким образом ученики являются продолжением милости духовного учителя. По крайней мере таково мое понимание слов «Твоя милость — это то, из чего я соткан». И это на самом деле правда. Теперь у нас есть сотовые технологии. Мы говорим что-то здесь, и это уходит на ретрансляционную станцию и так далее. Таким образом мы можем позвонить кому угодно в мире, потому что ретрансляция организована очень совершенно, очень прозрачно. И таким образом распространяется движение сознания Кришны. Прабхупада передал изначальное трансцендентное послание и оно было получено и передано его учениками. И в этом процессе мы очищаемся, обучаемся и формируемся. По сути мы все так сказать маленькие клоны Прабхупады, хотя одновременно с этим каждый из нас является индивидуальной личностью с уникальными особенностями и качествами и отношениями со Шрилой Прабхупадой. Это не значит, что мы все бездумные последователи. Поэтому это написание письма явилось глубоким уроком для меня.

47-26 Бхута Бхавана дас

Брахмананда дал мне наставления по тому, как быть пуджари. Я тогда понятия не имел, как обращаться с Божествами. Я знал только то, что Шилавати считалась лучшей из тех, кто знал, как служить и украшать Божеств. Я был в Лос-Анджелесе, и она тоже была там. Брахмананда попросил меня заботиться о Божествах Радха-Кришна, которые дал нам один из пожизненных членов. У нас в комнате была платформа, на которой стояли Божества, и мы предлагали Им каждый день цветы. В какой-то момент я убирал цветы с алтаря. Радха и Кришна стояли передо мной, а я подумал о том, что мне надо подвинуть Божеств. Я вытер все вокруг и хотел поставить Кришну в одну сторону, а Радхарани в другую. Итак, я поставил Кришну в одну сторону, а Радхарани поставил в другую сторону, и отправился за цветами. В этот момент зашел Бхагавата и крикнул мне: «Брахмананда сказал, что тебе надо срочно садиться в автобус, потому что мы едем на фестиваль! Он хочет, чтобы ты был в машине прямо сейчас!» Я отбросил цветы, но я забыл, что оставил Божеств таким образом. Мы вернулись с фестиваля. Прабхупада зашел в комнату. Бхагавата пришел за мной и сказал: «Прабхупада хочет видеть тебя. Он хочет знать, почему Божества стоят за милю друг от друга. Я ответил ему, что не знаю, но может Бхута Бхавана знает. Он попросил меня сходить за тобой». Я вернулся к алтарю. Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

— Почему Божества стоят так? Они стоят за милю друг от друга. Радха и Кришна никогда не разлучаются. Почему они стоят таким образом?

Я сказал:

— Ну, Шрила Прабхупада…

Я пытался извиняться. Я сказал:

— Шрила Прабхупада, Брахмананда сказал мне, что надо срочно ехать…

Но не успел я договорить предложение, как он сказал:

— И это значит, что Их можно выкинуть на улицу?

Я был настолько опустошен, что не мог ничего сказать. Я просто был в шоке. Прабхупада сказал мне: «И что, Их можно выкинуть на улицу?» Время просто замерло. Я ничего не мог ответить.

(Сиддханта дас: Он защищал Своего Кришну. Дело было не в вас.)

Да, но конечно же я воспринял это так, что я был виноват. Затем он вдруг просто широко улыбнулся, как бы говоря: «Ты глупец. Хорошо». И он сказал:

— Поставь Их вместе. Радха и Кришна никогда не разлучаются. И сделай это аккуратно.

На этом все закончилось. Я думал, что попал в пропасть, из которой никогда не выберусь, но Прабхупада просто выпустил меня.

47-27 Сукхада даси

По-моему Прабхупада уезжал и Малати тоже была там. Прабхупада остановился перед Малати и спросил ее:

— Как дела у Шьямасундары?

Малати ответила:

— Прабхупада, у него трудности. Он исчез. Он делает то и делает это.

Она находилась в беспокойстве. И Прабхупада тоже очень-очень обеспокоился этим. Прабхупаду это ранило. Он сказал:

— Он так много занимается обезьяньим бизнесом.

Он был удивлен и в то же время это его ранило. Так я почувствовала. Но Прабхупада сказал:

— Что сделано, то сделано. Скажи ему, чтобы он вернулся.

Три раза Прабхупада сказал это ей:

— Что сделано, то сделано. Просто скажи ему, что он должен вернуться.

Потрясающее чувство сострадания — это то, что я почувствовала. Прабхупада очень-очень сильно беспокоился о своих преданных. Он хотел, чтобы они были счастливы и чувствовали себя комфортно в духовной жизни.

47-28 Джаяпатака Свами

Однажды он получил письмо о преданном из Австралии, у которого были проблемы и он собирался уйти из храма. Прабхупада просто плакал. Он сказал:

— Этот преданный совершил так много служения. Вы должны падать ему в стопы и умолять его вернуться, чтобы вновь принять сознание Кришны. Почему вы выгоняете его? По крайней мере три раза умоляйте его, падая в его стопы, чтобы он вернулся. И если после трех раз он не вернется, то что мы можем поделать?

Прабхупада очень сильно беспокоился о каждом преданном. Он хотел, чтобы мы обращались с преданными очень приятным образом. Людям надо давать новую возможность, чтобы они попытались остаться в сознании Кришны. В то же самое время если кто-то проповедовал майаваду, тогда Прабхупада шел на решительные действия, чтобы защитить других.

47-29 Сукхада даси

Это было во Вриндаване. Мы посещали святые места. На обратном пути автобус сломался. Там были одни женщины. И нас это не беспокоило. Мы чувствовали себя вполне защищенными. Но позже мы узнали, что Шрилу Прабхупаду это очень беспокоило. Он очень беспокоился о нас. Он постоянно спрашивал: «Где женщины? Где женщины?» Он не шел спать, пока мы не вернулись. Он также сказал, что беспокоится о том, что когда он уйдет, женщины не будут под защитой. Я подумала, что это очень существенно. Прабхупада очень сильно беспокоился о нас и о судьбе женщин после того, как он уйдет. Это по-настоящему тронуло мое сердце.

47-30 Кришнавеша даси

Мне было всего пятнадцать лет, когда я присоединилась к храму. И я была одной из тех подростков, которые решили сбежать из дома, чтобы присоединиться к храму. Обстоятельства так сложились, что я считала, что делаю все правильно. Некоторые преданные говорили мне: «Да, просто присоединяйся к храму». Это было в Лондоне. Некоторые преданные говорили: «Мы отвезем тебя в Нью-Йорк». Другие преданные говорили: «Это не очень хорошая идея». Поэтому я была сбита с толку. И кто-то посоветовал мне: «Почему бы тебе не написать Шриле Прабхупаде и не спросить его?» Я так и сделала. Я написала Прабхупаде и сказала ему: «Я очень хочу убежать из дома, но я еще несовершеннолетняя. Мои родители являются настоящим препятствием для моего сознания Кришны. Я несчастна». Я отправила письмо, но дела дома становились все хуже и хуже. Я была молодой и импульсивной. Я чувствовала, что не могу больше ждать. Я не знала, получу ли я ответ от Прабхупады. Поэтому я решила сбежать. Я была сильно привязана к материальным вещам, и поэтому я хотела забрать в храм все свои материальные пожитки. Я не обдумала все достаточно хорошо, я была неопытна, я не понимала, какие будут последствия. Так или иначе я набила целую коробку своими вещами, и одной из них был мой магнитофон. Около трех часов утра я начала пробираться вниз по лестнице с огромной картонной коробкой у себя на плече. А мои родители понимали, что что-то не так. Мой отец услышал скрип ступенек. Он открыл дверь из своей спальни и начал гнаться за мной вниз по лестнице. Он был в гневе. Я развернулась с этой огромной картонной коробкой и швырнула ее на лестницу между ним и мной. Когда коробка упала, то магнитофон внутри нее, в который была заряжена кассета Шрилы Прабхупады, включился, и громкость была очень высокой. Вдруг Прабхупада стал воспевать очень быстро и громко Харе Кришна мантру. «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Это все было очень эффектно. А я просто побежала вниз по лестнице. Я подумала, что Прабхупада подгоняет меня. Входная дверь была не заперта и поэтому я открыла ее и убежала из дома. На улице стояла кромешная тьма. Было три часа утра. У меня не было никаких материальных вещей, только одежда за спиной. У меня даже не было никаких денег. Каким-то образом я добралась до Лондона, обратилась за милостью к преданным в Лондоне и они помогли мне. Но я по-настоящему в тот момент почувствовала присутствие Прабхупады. Но к своему несчастью после пребывания в храме в течение трех месяцев, находясь уже в Германии, я получила от Шрилы Прабхупады ответ. И в ответе, как вы можете себе представить, говорилось о том, что не надо убегать из дома. Он сказал: «Нет никаких материальных препятствий в сознании Кришны. Как Прахлада Махарадж. У него был демоничный отец, который жестоко обращался с ним, но это не мешало Прахладе оставаться чистым преданным. Оставайся дома, закончи школу, и тогда у тебя будет множество разных навыков, которые ты сможешь использовать в служении Кришне». Когда я получила это письмо, я была разбита. Я почувствовала, что все испортила. Я была растеряна и мне было стыдно. Мое эго было таким сильным, что я не смогла воспользоваться наставлением своего духовного учителя правильным образом. Так или иначе, я хотела рассказать людям об этом письме, чтобы другие могли получить благо от наставлений, которые Прабхупада дал, даже несмотря на то, что я не сделала это. Но я подумала о том, что во всем есть рука Кришны, и все сложилось лучшим образом. Если бы я не присоединилась к храму когда я сделала это, возможно я бы не получила инициацию от Шрилы Прабхупады, потому что к тому времени, как мне исполнилось бы 18 лет, кто знает, может быть Прабхупада не был бы так доступен.

Я ходил на утреннюю прогулку в Денвере. Брахмананда и все санньяси были на этой прогулке. Это было очень весело. Самое веселое, что было в моей жизни, это когда мне удавалось попасть на утреннюю прогулку. Прабхупада говорил о матери Брахмананды. Это было в то время, когда Тед Патрик занимался депрограммированием преданных. Они говорили немного об этом. И Прабхупада сказал:

— Да, твои родители не любят меня.

А Вишнуджана Махарадж сказал:

— Да, Шрила Прабхупада, вы как Нарада Муни. Вам приходится постоянно передвигаться.

Он сказал:

— Да, поэтому я так много путешествую, чтобы они не смогли меня поймать.

Все засмеялись. Затем он сказал:

— Но некоторые из ваших родителей оценили наше движение.

Он показал на Брахмананду и сказал:

— А что насчет твоей матери? Расскажи им о своей матери.

Брахмананда захихикал, но ничего не смог сказать. Тогда Прабхупада подхватил:

— Его мама пришла, чтобы увидеться со мной. Она сказала мне: «Я отдала вам своих двух сыновей. А вы превратили их в монахов. Теперь они побрили головы и носят эти рясы. Что еще вы хотите?» Тогда я сказал ей: «Можете дать мне немного денег?» А она ответила: «О, нет!»

Вместе со всеми этими свами это был лучший смех, который я имел в своей жизни. Стоять со всеми этими санньяси и со Шрилой Прабхупадой и смеяться над тем, как их родители недовольны тем, что он забрал у них их детей. В тот момент я по-настоящему понял, что он мой отец. Он был моим настоящим отцом. Семья была чем-то временным. Но Шрила Прабхупада был по-настоящему нашим отцом. Он собрал своих детей, отправил их путешествовать в автобусах по дорогам, по тиртхам, в поломничество, чтобы они ездили от храма к храму и распространяли его книги.

47-32 Уграшрава дас

Мой отец был демоном, как мы выражались в ранние дни. Он нанимал за деньги ребят, которые мешали группе санкиртаны и грубо обходились с преданными. Когда Прабхупада приехал в Австралию, мой отец очень завидовал. Он думал, что Шрила Прабхупада сидел на кресле, которое он нам дал, что он пользовался постелью, пользовался столовой. Он не знал, что мы все вынесли. Но он завидовал. Он позвонил мне один раз, когда Прабхупада был с нами, и сказал, что собирается прийти и сорвать мероприятие по случаю визита Шрилы Прабхупады. Я сказал своему отцу: «До того, как ты приедешь, лучше позвони в скорую помощь, потому что она потребуется, чтобы тебя увезли». Я пошел прямо к Шриле Прабхупаде, чтобы рассказать ему обо всем. Я сказал Прабхупаде:

— У него есть один человек, которому он платит, чтобы тот мешал группе санкиртаны в городе.

Я надеялся, что Прабхупада даст мне наставления, чтобы я что-то предпринял. Но Прабхупада был очень серьезен. Он прочитал мне лекцию:

— Нет, нет. У тебя есть ответственность в этой и в следующей жизни за своих родителей. Тебе надо вытащить их из этих адских условий. В этой жизни и в следующей жизни.

Также он сказал мне, что я должен провести самскары, когда их будут хоронить, что я и сделал. Он сказал мне:

— Ты должен начать улучшать эту ситуацию прямо сейчас.

И я стал это делать. Мне это не нравилось, но я подумал: «Хорошо, Шрила Прабхупада сказал, что я должен это делать. Поэтому это то, что я должен делать».

47-33 Бхагавати даси

Прабхупада написал в письме Васудеве: «Распространение прасада принесет Фиджи успех». Поэтому Васудева думал: «А как распространять прасад?» Затем он подумал о том, что нам следует открыть ресторан, который мы назвали «Ресторан Харе Кришна». Итак, он открыл вегетарианский ресторан. И когда мы открывали вегетарианский ресторан, все бизнесмены говорили: «Ты открываешь вегетарианский ресторан. Но кто придет туда есть траву? Кто будет есть траву?» Когда мы открыли его, он имел очень большой успех. Все люди из посольств — австралийского, английского, новозеландского, француского — стали ходить в ресторан на обед. Они говорили: «Мы не знали, что вегетарианская пища настолько разнообразна. Мы думали, что вегетарианство — это нарезать овощи и сварить их». И многие люди стали лучше относиться к движению Харе Кришна после открытия нами ресторанов. У нас поначалу было два ресторана, но сейчас у нас пять ресторанов «Харе Кришна» на Фиджи.

47-34 Сукхада даси

Я помню, как один раз индийский джентльмен дал Шриле Прабхупаде достаточно большое пожертвование. Можно было заметить, как он готовился, чтобы сделать это. Он очень хотел пожертвовать. В конце концов настало подходящее время, он вышел и дал Прабхупаде пожертвование. Прабхупада поблагодарил его и затем Прабхупада все остановил. Он достал ключи, открыл ящик, положил туда пожертвование, закрыл ящик и затем все продолжил. Меня сильно поразило то, что частью духовности является практичность и забота обо всем. Прабхупада был очень аккуратен с деньгами и тот раз не был исключением.

47-35 Драванакша дас

Был еще один случай в Детройте, когда преданные только получили Особняк Фишера. Пришел один джентльмен, который очевидно находился в высших кругах Детройта. Он пришел, чтобы увидеться с Прабхупадой. Он рассказал Прабхупаде немного об истории этого здания и немного об автомобильной промышленности. Я сидел в комнате и ждал, когда Прабхупада начнет проповедовать этому джентльмену. Я продолжал ожидать, что Прабхупада скажет что-то, что он будет проповедовать сознание Кришны. Но Прабхупада так этого и не сделал. Прабхупада вел себя очень вежливо, он поддерживал разговор несколькими словами, и просто слушал этого джентльмена. И он совсем ему не проповедовал. После интервью я понял, каким Прабхупада был мастером. Потому что этот джентльмен не хотел ничего слышать о духовности. Но ему нравилось встречаться со знаменитыми людьми. Прабхупада понял это. Он встретился с Прабхупадой и был очень рад этому. Но он не был заинтересовал ни в чем духовном, и Прабхупада не стал терять свое время на то, чтобы проповедовать ему.

47-36 Падманабха дас

На одной утренней прогулке я спросил его:

— Шрила Прабхупада, я подхожу ко многим людям, ведя с ними бизнес. Я не подхожу к ним с просьбой взять книгу. Я подхожу к ним для бизнеса. Получают ли они какое-то благо просто давая деньги Кришне и не зная, что на самом деле они дают или жертвуют деньги Кришне?

Он сказал:

— Это называется «агьята сукрити».

Я подумал: «Агьята значит не имея знания, а сукрити это некий результат».

Он сказал:

— Они совершают некоторый прогресс. Не зная даже об этом, они могут совершить прогресс.

Это убедило меня в том, что то, что я делал для него, даже если это не было чем-то непосредственным, было на самом деле важным и приносило благо. Ажиотаж вокруг распространения книг основывался на любви Прабхупады. Он пришел сюда, чтобы принести нам свои книги. И эта передовая деятельность требовала большого количества дополнительной работы. Было приятно узнать, что другие вещи, которые мы делаем для того, чтобы поддержать эту деятельность, подкрепляли процесс распространения книг. И мне доставило большое удовольствие узнать, что даже неосознанно люди получали какое-то благо.

47-37 Уграшрава дас

Если говорить о брахмачари, то я был в майе. У меня были друзья, которые работали в области рекламы. Они однажды пришли ко мне в храм и сказали:

— У нас появилась идея сделать рекламу джинсов компании «Рэнглер». Они платят нам столько-то денег и хотят, чтобы мы подготовили рекламную кампанию «Рэнглера».

Я сказал:

— Да.

Они сказали:

— У нас появилась идея использовать группу санкиртаны Харе Кришна с мридангой и караталами.

Там кстати участвовал Хари Шаури.

— Мы собираемся одеть одного из преданных в джинсовую рубашку «Рэнглер» и дхоти. А все остальные будут одеты полностью в дхоти с тилаками и мридангами. Это должна быть полноценная киртан группа, идущая по Бурк Стрит. А над фото будет надпись: «Я не пойду, если мне нельзя надеть мою рубашку «Рэнглер».

Я поговорил об этом с Мадхудвишей, и Мадхудвиша сказал:

— Это потрясающе! Давай сделаем это!

Я вернулся к друзьям и сказал:

— Да, мы будем рады сделать это. Сколько вы нам заплатите?

Они сказали:

— Мы дадим вам столько-то долларов.

Я рассказал Мадхудвише и он согласился. Итак, мы приступили к работе, и через два дня мы поняли, что поработать придется чуть больше. Мадхудвиша сказал:

— Попроси больше денег.

Я пошел к ним и сказал:

— Простите, нам нужно больше денег.

Они согласились. Далее каждый день мне приходилось подходить и просить у них больше и больше денег, и мы получали их. По окончании мне заплатили наличными, и рекламные агенты сказали мне, что никогда так еще не поступали. Обычно они растягивали оплату на 120 дней. Но реклама оказалась чрезвычайно успешной. Она получила награды по всему миру. Были даже преданные, которые сказали, что видели эту рекламу в Лондоне. Также и другие люди по всему миру говорили, что видели эту рекламу. По всему миру были рекламные щиты 12 на 6 метров с надписью «Я не пойду, если мне нельзя надеть мою рубашку «Рэнглер».

Меня постоянно тревожили брахмачари, потому что я был единственным домохозяином. Они говорили, что я был в майе. Они говорили: «Это не то, чего хотел Прабхупада. Прабхупада хотел, чтобы мы продавали книги, а не занимались подобными вещами». Однажды Прабхупада позвонил в колокольчик, потому что хотел куда-то поехать. Мы поехали за город, но на обратном пути я воспользовался возможностью и проехал через город, где висел один из этих рекламных щитов. В течение часа или двух мы обсуждали много всего. Итак, я поехал через город и припарковал машину прямо под этим огромным рекламным щитом, висящим на здании, которые мы называли иронично «майа». Его и до сих пор называют «майа» — это огромный торговый центр в Мельбурне. Я посидел там в течение какого-то времени, а Прабхупада повторял джапу и смотрел вокруг. Затем я сказал:

— Прабхупада, что вы думаете об этой рекламе?

Прабхупада смотрел на него очень-очень долго и сказал:

— Юноша, который сделал это, очень разумен.

Я сидел и смотрел. И затем он сказал:

— Итак, это ты?

Я сказал:

— Да, Прабхупада.

Он сказал:

— Это очень хорошо.

Тогда я пошел прямо к брахмачари и сказал:

— Слушайте, парни, не говорите мне больше ничего. Вы вообще ничего не понимаете. Прабхупада сказал, что это превосходно. Лучше помолчите.

Но таково было настроение брахмачари. Если вы были не в оранжевом, вы были в майе. Этого подтверждения мне было вполне достаточно. Я чувствовал себя высотой в 20 футов. Я мог вернуться и поставить этих ребят на место.

47-38 Васудава дас

Прабхупада никогда никого не критиковал. Он никогда не критиковал. Однажды я у него что-то спросил, и он ничего не ответил. Я спросил его о каком-то преданном. Он ничего не сказал. Этот преданный пал или что-то такое произошло, и я спросил об этом Прабхупаду. Прабхупада ничего не ответил. Я очень много служил Прабхупаде, но я никогда не слышал, чтобы Прабхупада критиковал какого-то преданного. Он любит всех своих преданных.

47-39 Драванакша дас

В другой раз в той же комнате было обсуждение киртанов группы Радха-Дамодара, которые мы проводили в университетских городках или на улицах. Прабхупада говорил, что мы должны использовать только мриданги и караталы. В то время у нас были разные инструменты — фисгармония, эсрадж, похожий на скрипку, эктар, и у нас был струнный инструмент, на котором играют молоточками. Итак, было обсуждение и Прабхупада сказал использовать только мриданги и караталы. Ади Кешава сказал, что люди привлекаются благодаря инструментам. Прабхупада не придал этому большого значения. Затем Ади Кешава сказал:

— Но Вишнуджана сказал…

Прабхупада оборвал его и сказал:

— Кто такой Вишнуджана? Я твой духовный учитель.

Также на этой встрече Прабхупада сказал, что во время арати не должна использоваться фисгармония. До этой беседы, и можно слышать это на кассетах, Барадрадж и другие играли на фисгармонии, но потом они перестали это делать во время арати. Видно было, что Прабхупаде не нужны были искусные музыканты. Он хотел преданных. Итак, они перестали делать это. И в то время группа Радха-Дамодара вернулись к мриданге и караталам во время публичных киртанов на какое-то время. Но в итоге мы добавили некоторые инструменты. Я слышал, что на это было разрешение Прабхупады, но я не уверен.

47-40 Падманабха дас

Мы преуспели в постановке спектаклей, или по крайней мере весело проводили время в Денвере. Мы готовили спектакль «Созерцание объектов чувств». Мы хотели показать этот спектакль Шриле Прабхупаде, когда он приехал. Но там были такие преувеличенные персонажи, как Привязанность, Вожделение, Иллюзия. На фоне играл Мик Джаггер. Я играл Привязанность, снимал очки, а вы были Гневом в красных одеждах. Но в тот момент двое членов нашего актерского состава, Майтрея и Маниндра, уехали. И поэтому нам пришлось показывать другой спектакль. Мы решили поставить историю о Паундраке, возгордившемся и самодовольном. У нас был новый преданный, очень вдохновленный, Говардханадхари. Не помню точно, кого он играл в спектакле, но я точно помню, что меня сделали Паундракой. Мы пересекали улицу все в макияже. Я переходил улицу в четырехрукой форме. У меня были наплечники, из которых вверх выходили две руки, а две мои другие руки шли вниз. На мне был головной убор и все остальное. Прабхупада сидел на Вьяса-асане, а рассказчик говорил: «Кришна был на этом жертвоприношении и тут зашёл Паундрака». Я поднялся и сказал: «Ты наглый глупец!» Точнее было так. Они сказали: «Тогда вошел Паундрака». И в этот момент я зашел в храмовую комнату в Денвере. Прабхупада сидел передо мной. Я прошел мимо него и мимо всех. Я посмотрел на Прабхупаду. Мне приходилось делать это, потому что я играл в спектакле. Я думал: «Надеюсь он меня простит за это». Я вошел в четырехрукой форме, посмотрел на него и сказал: «Где этот Кришна?» Он посмотрел на меня, и было видно, что Прабхупада был полностью увлечен происходящим. Он посмотрел на меня, и он был настолько погружен, что готов был выпрыгнуть и убить меня собственноручно. Он смотрел на меня, готовый сделать это. А я сказал: «Кто этот Кришна?» И он посмотрел на меня, как бы говоря: «Я один из ребят Кришны». Я остановился, вздохнул и сказал: «Этот наглый глупец! Он не единственный, у кого есть четырехрукая форма. Он не единственный». Так или иначе, вышел Кришна, и по-моему Его играл Говардханадхари. Он вышел и убил меня. Но когда он убил меня случилось вот что. У нас был небольшой пиротехнический фейерверк, который взорвался. Когда он убил меня, я упал, мои руки отвалились, я лежал, и произошел этот взрыв: «Бабууум!» Огромный гриб вырос посреди храма. Я не думал, что это будет так громко. Он напугал всех. Это был большой взрыв в храмовой комнате. Прабхупада сначала испугался, но потом на его лице образовалась огромная улыбка. А я подумал: «Хорошо, ему понравилось! Вот это да! Разве найдется такой маленький мальчик, который не любит взрывы? Круто! У нас пиротехника!» Это было по-настоящему весело и захватывающе. Мне кажется, что самое большое, чему научил меня Прабхупада было то, что в сознании Кришны есть очень серьезная сторона, но также и много веселья.

47-41 Гурудас

Однажды мы были на собрании. Я сидел рядом с ним. Я мог бы читать шастры, но мне просто нравилось наблюдать за Прабхупадой, потому что наблюдение за Прабхупадой было практическим применением сознания Кришны. Я всегда оставался с ним, насколько это было возможно. Я использовал любой момент, любой предлог. Поначалу преданные говорили: «Не пускайте Гурудаса. Он все время там». Итак, выстроилась большая очередь людей, которые дарили Прабхупаде подарки. Полные энтузиазма они получали его даршан. Прабхупада повернулся ко мне и сказал:

— Только посмотри, как они относятся к святым людям.

Он не использовал свое имя. Он просто сказал «святым людям». Затем он обратился ко мне, когда люди касались его стоп. Он сказал, что если кто-то касается чьих-то стоп, стоп гуру, стоп садху, ему приходится принимать на себя всю карму этих людей. Затем он сказал мне, сидящему рядом:

— Вот почему я похлопываю их по голове, чтобы отдать им обратно их карму.

47-42 Драванакша дас

Одна ведь произошла в Детройте. Был один высокий черный парень, который приходил на воскресные пиры в Детройте. И преданным приходилось его вышвыривать, потому что говорили, что он приставал к женщинам, которые приходили на воскресный пир. Но к нашей группе мог присоединиться кто угодно, каким бы сумасшедшим человек ни был. Итак, мы пригласили этого парня: «Поехали с нами». Он присоединился к нашему автобусу. Он жил в очень бедной части города. Он забрал свои вещи. У него была старая гитара и еще какая-то одежда. Он жил в очень ветхой квартире. Мы следовали за Прабхупадой. Он присоединился к автобусу, и мы поехали в Торонто, который был следующей остановкой Прабхупады. Мы припарковались. Прабхупада жил в доме за углом храма. Мы припарковали автобус на подъездной дороге. И когда я сидел на водительском кресле, иногда я мог видеть, как Прабхупада выходит из своего дома. Итак, однажды я сидел на водительском кресле и увидел, как Прабхупада с несколькими преданными вышли из дома, и один преданный в индийском теле нырнул к стопам Прабхупады. Даже не моргнув Прабхупада быстро поставил свою трость. Голова преданного уперлась в трость и его руки не попали на стопы Прабхупады. Позже он позволил ему касаться своих стоп, но на этот раз он остановил его на месте. Затем он пошел мимо автобуса в храм. Он заметил, что один из автобусных отсеков имел вмятину — какой-то пьяный водитель врезался в нас за неделю до этого, и мы не успели еще это починить. Прабхупада предупредил нас. Он сказал: «Вы должны починить это прямо сейчас. Автобус должен всегда выглядеть первоклассно». Также он сказал нам, что мы должны поддерживать его очень-очень чистым. С тех пор я стал мыть его почти каждый день, чтобы поддерживать его в приятном и чистом состоянии. У нас были медные божества Гаура-Нитай, и Господь Нитьянанда был особенно красивым. Хотя все божества в группе Радха-Дамодара были куплены в одном месте, все они выглядели по-разному. И наш Господь Нитьянанда был особенно красивым. Итак, одним утром Прабхупада проходил мимо, но он остановился, встал на цыпочки и заглянул в окно. Позже он сказал: «Я видел вашего Господа Нитьянанду. Он очень красив. Все в этом автобусе вернутся обратно к Богу». Он не сказал, когда. Через несколько лет я посещал храм в Детройте, который сейчас находится в Особняке Фишера, и там был этот преданный, которого нам позже тоже пришлось выкинуть, потому что он был по-настоящему диким парнем. Он был в дхоти, в курте, все по первому классу. Он был охранником в храме и делал много служения. В ту минуту, когда я увидел его, я вспомнил эти слова Прабхупады о том, что все в этом автобусе вернутся обратно к Богу.

47-43 Мулапракрити даси

Эту историю рассказал мне один брахмачари, который пришел со своим гуру, когда Шрила Прабхупада уходил. Он видел Шрилу Прабхупада несколько раз в Бенгалии, когда был маленьким мальчиком. Прабхупада попросил его помочь ему в обучении его молодых ребят, его молодых учеников. Он сам в то время был достаточно молодым, не говорил по-английски и боялся западных преданных, потому что люди говорили, что мы из ЦРУ, что мы похищаем их и женим на американских девушках. Он был напуган. Но он сказал, что всегда помнил об этом наставлении. Затем он сказал, что когда Шрила Прабхупада уходил, он сидел в его комнате. Шрила Прабхупада лежал на своей постели и ничего не говорил. Он сидел и молился Шриле Прабхупаде: «О, Шрила Прабхупада, я знаю, что вы исполняете приказ Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и я хочу как-то помочь, но у меня никогда не получалось это сделать, и я чувствую себя очень виноватым». Он скорбел так в своем сердце. Но также у него были некоторые очень глубокие вопросы о Святом имени. И мне кажется, что это брахмачари, который повторял по 64 круга в течение 15 лет. Не знаю, какие у него могли быть вопросы. Но они были в его сердце. Он сидел там. Вдруг слуга вышел из комнаты и он остался наедине со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада лежал на постели. Он посмотрел на него и увидел, что Шрила Прабхупада открыл один глаз. И движением этого глаза он подозвал его к себе. Он очень нервничал, но подполз. А Прабхупада еще раз показал: «Подойди ближе». В конце концов он оказался прямо рядом со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада приставил свои уста прямо к его уху и самым необыкновенным образом Шрила Прабхупада прочитал маха-мантру ему на ухо. Он сказал, что когда маха-мантра вошла в его ухо, прямо как водопад, который впадает в его сердце, все ответы на все вопросы и даже в тысячу раз больше открылись ему в сердце. Он никогда не испытывал подобного опыта осознания значения Святого имени, которое Прабхупада дал ему. Затем он посмотрел на Шрилу Прабхупаду, и Шрила Прабхупада посмотрел на него одним глазом и затем закрыл свой глаз.

47-44 Раджендранандана дас

Двое братьев брахманов были приглашены на открытие храма в Хайдарабаде, когда устанавливали божеств. Это были южноиндийские брахманы. Шрила Прабхупада сказал Яшоданандане и Ачьютананде Свами обращаться с ними очень приятным образом, потому что они были настоящими брахманами. Он попросил давать им все, что они захотят. Итак, в начале 1977 года сделали первое мурти Шрилы Прабхупады. Исключительным в этом было то, что обычно, когда духовный учитель находится на планете, его мурти не устанавливают в храме, потому что все приходят к нему. В то время я был во Вриндаване. Я уверен, что в наше время можно видеть то же самое. Очень много людей приходят и чувствуют встречу со Шрилой Прабхупадой, сидящим на Вьяса-асане по-настоящему. Во Вриндаване мы видем, что иногда люди говорят с ним, возносят ему молитвы, кланяются ему и вдруг осознают: «Боже мой, это же мурти Шрилы Прабхупады!» Но когда Сампат Кумар Бхаттачарья услышал, что мурти Шрилы Прабхупады будут устанавливать в Бомбее, во Вриндаване и во многих других храмах по всему миру, за свой счет он поехал из Южной Индии в Бомбей, чтобы привести Шриле Прабхупаде свидетельства из шастр о том, что эта практика совсем не поощряется. Почему? Потому что все, кто будут приходить поклоняться вам, будут касаться лотосных стоп вашего мурти, и таким образом вы будете брать на себя огромное количество кармы от людей, и вам придется страдать от этого. Он привел множество свидетельств из шастр. Он был ученым брахманом. Он сделал лучшую презентацию из любви к Шриле Прабхупаде. Он по-настоящему хотел ему таким образом послужить. После того, как Прабхупада терпеливо выслушал его, в конце концов он сказал:

— Разве вы не понимаете, что я за этим и пришел?

Когда Бхаттачарья услышал это, он тотчас же остановился, сложил свои руки, обошел Шрилу Прабхупаду три раза и ушел. В итоге он понял, кем был Шрила Прабхупада.

47-45 Мулапракрити даси

Не знаю, рассказывал ли мой муж эту историю. Обычно когда Шрила Прабхупада уезжал из Лос-Анджелеса, такие люди, как Уджджвала и некоторые другие девушки, которые занимались уборкой, пробегались по комнатам и быстро собирали весь нектар, который оставался там, и затем они раздавали небольшие кусочки другим людям. Однажды она дала небольшой блокнотик Гопавриндапале Прабху. У нас лежал этот блокнотик в течение многих лет после нашей свадьбы, но мы считали, что он пустой. На обложке было просто написано «Гонконг, Хилтон». По какой-то причине, может быть это была Йога-майа, но мы никогда не заглядывали внимательно в этот блокнот. Но однажды мы открыли его. Мы протирали весь нектар от Прабхупады, который у нас был, и убирали все в маленький священный ящик. Вдруг Гопа воскликнул:

— О! Посмотри!

Там была одна маленькая страница ближе в конце блокнота, и на этой странице совершенно изумительным образом Шрила Прабхупада написал телефонный номер и еще что-то, но далее шли какие-то начертания, трансцендентная каллиграфия. Он написал одну фразу два раза совершенно великолепным почерком, примерно так, как он ставил свою подпись, но гораздо более декоративно. Сначала мы смотрели, не понимая, что там написано, и вдруг мы очень отчетливо увидели. Там было две одинаковые строчки, которые гласили: «Спасите мир от безбожия». Это было сокровище.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)