Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 46

cover
46-01 Сатсварупа дас Госвами

Первый раз я увидел Шрилу Прабхупаду в 1966 году. Это были его начальные дни на Второй Авеню, 26. Он впечатлил меня подобно личности Будды. Он носил на торсе только одну верхнюю накидку. Я ничего не знал о ведических гуру. Но он выглядел как Будда. Но меня уже привлекали восточные гуру. К счастью у меня не было до этого никакого гуру. В первый раз я увидел не именно его, а маленький кусочек бумаги в окне, на котором было написано «Лекции по йоге на основе Бхагавад-гиты. Трансцендентная звуковая вибрация. Понедельник, среда, пятница». Я сам решил пойти и посмотреть на него. Я был одиночкой, я пришел к нему один. Были другие группы, например, ребята с Мотт Стрит пришли вместе — Умапати, Киртанананда и Хаягрива. И Прабхупада тоже по прошествии лет вспоминал эти ранние дни. Он говорил им: «Вы втроем пришли вместе». А затем он говорил мне: «А ты пришел один». Однажды вечером я один пришел в магазинчик на вечернюю лекцию. Я стеснялся. Но один из юношей повернулся ко мне. Это был Раярама — тогда его звали Раймонд. Он спросил:

— Как тебя зовут?

Я сказал:

— Стив.

Он поприветствовал меня и сказал, что Свами через несколько минут подойдет. На полу были расстелены соломенные коврики, и также лежал соломенный коврик для Свами. Это все, на чем он сидел. Не было никакого стула. Затем он вошел. На нем были белые тапочки с острыми носами, похожие на тапочки для купания. С тех пор я никогда больше не видел таких тапочек — как у джинна. Он сделал шаг из тапочек, сел на соломенный коврик на том же уровне, на котором сидели мы, посмотрел вокруг и начал воспевать. Он очень медленно играл на караталах — раз, два, три… раз, два, три… У нас есть ранние записи этих классических киртанов. Меня очень впечатлил киртан и лично он. Мне трудно было понять его речь, но тем не менее он произвел на меня большое впечатление.

46-02 Сатсварупа дас Госвами

Он был первым индийским учителем, с которым я встретился. В нем была весомость. Весомость значит безмолвие, серьезность, никаких глупостей и старшинство. Все эти черты мне очень нравились. Он был как дедушка.

46-03 Сатсварупа дас Госвами

У него было такое правило, что после лекции можно было задавать вопросы, и первый вопрос, который я задал ему был такой:

— Возможно ли освободиться от страданий?

Я спросил его об этом, потому что прочитал в письмах Ван Гога своему брату Дорогому Тео, что невозможно освободиться от страданий, что страдания вечны. И он сказал:

— Нет, невозможно освободиться от страданий. Вы сломаете свою руку, сходите в больницу, но потом сломаете еще какую-то часть тела. Невозможно освободиться от страданий. И даже после того, как мы оставим это тело, нам придется получить другое тело. Но выход есть — если вы получите освобождение и больше не будете возвращаться в материальный мир. Это единственный способ освободиться от страданий — благодаря воспеванию Харе Кришна.

Это был мой первый вопрос на основе того, что я прочитал.

46-04 Сатсварупа дас Госвами

Потом я задал ему личный вопрос наедине в его комнате. Я думал о своих дурных привычках и о том, как освободиться от них. Я сказал:

— Свамиджи, — в то время я мог уже говорить с ним один на один, — а может ли человек достигнуть такого уровня в своем прогрессе, когда он уже не будет снова падать?

Он сказал:

— Да.

Это все, что он сказал. И мне было очень приятно это слышать. На самом деле, с того самого первого вечера, когда я увидел его, все мои дурные привычки ушли сами собой. Он и воспевание имели это могущественное влияние на меня.

46-05 Сатсварупа дас Госвами

Я думал, что должен был получать какое-то особое внимание, и я не делал шаг прежде чем получал его. Я знал, что он проводил утренние пиры по воскресеньям. И также я знал о том, что он проводил утренние лекции каждый день и вечерние лекции по понедельниках, средам и пятницам. Но я не посещал утренние лекции, потому что никто не приглашал меня. И на воскресные пиры меня тоже никто не приглашал. Поэтому я не ходил. Но однажды после лекции я сидел на бордюре снаружи, и он попросил кого-то позвать меня внутрь. Он сказал:

— Ты знаешь, что у нас проходят воскресные пиры? Ты хотел бы приходить на воскресные пиры?

Я сказал:

— Да.

Он сказал:

— Ты можешь приходить на них тоже. Ты приглашен.

Тогда я начал приходить на них. Затем кто-то из ребят сказал мне, что я могу также приходить на утренние лекции. Но я действовал очень нерешительно, пока меня не приглашали. Таким же образом между нами состоялся разговор после того, как я не пришел на первую церемонию инициации, потому что никто не предложил мне получать инициацию. Первая инициация была настолько апатичной, что люди, которые получали инициацию даже серьезно не задумывались о том, смогут ли они следовать четырем правилам. Но я не считал, что готов получать инициацию. Я хотел оставаться независимым. Первая инициация была на Джанмаштами и я остался дома. Но я печатал для него. На следующий день после Джанмаштами я появился в его дверях с работой, которую я сделал. Он сказал:

— О, ты не пришел вчера на инициацию.

Я сказал:

— Нет, но я напечатал немного.

И я отдал ему бумаги, а он дал мне немного винограда. Затем он беседовал по телефону о свадьбе, которую он собирался провести для Мукунды и Джанаки. Он повесил трубку и сказал:

— Ты приглашен на эту свадьбу. Ты можешь прийти.

Я сказал:

— Спасибо.

Я пришел на свадьбу. Я чувствовал себя виноватым, что не получил инициацию, поэтому в один из дней я спросил его:

— Могу ли я получить инициацию на ближайшей церемонии?

Он сказал:

— Ты должен стать строгим вегетарианцем.

Я сказал:

— Я уже.

Тогда он сказал:

— Да, ты сможешь получить инициацию.

Я вернусь к рассказу о том, как принес печатную работу. Он увидел нежелание с моей стороны — я не получил инициацию, не ходил на утренние лекции, не ходил на воскресные пиры пока не получал приглашение. Это был некий дефект с моей стороны. Он сказал мне важные слова:

— Я буду любить тебя, если ты будешь любить меня.

Это фраза сильно меня поменяла. Он открыл мне, что я не любил его, но я ожидал того, что он всегда будет любить меня. Я подумал: «Зачем я прячу свою любовь к нему? Разве есть что-то такое, что мне не нравится в его лице или в манере говорить или еще в чем-то? Я не люблю его, но я ожидаю, что он будет проливать свою любовь на меня». Я посмотрел на все безобразие внутри себя, которое мешало мне любить Свами. И я решил вышвырнуть все это и любить его. Затем он сказал:

— Если ты будешь это делать, тогда я буду любить тебя. Это двусторонняя улица.

Это был большой барьер, который он открыл мне.

(Сиддханта дас: Он прочитал ваше сердце и ум.)

Да, это очень хороший жизненный урок, открывающий новые отношения с духовным учителем, или какие-то другие духовные отношения, например, между мужем и женой. Вам надо любить другого человека, если вы хотите, чтобы вас любили.

(Сиддханта дас: Превосходно. Превосходно.)

Это была настоящая ломка льда и с тех пор я уже не требовал того, чтобы меня приглашали. Я чаще стал сам делать шаги вперед.

46-06 Сатсварупа дас Госвами

Он обучал нас, пользуясь «Бхагавад-гитой» доктора Радхакришнана. И кто-то из нас также купил себе экземпляры этой книги. Он сказал:

— Перевод на 98% хороший. Не читайте вообще комментарии. Они оскверняют. Но вы можете читать английский перевод.

На лекциях мы читали вслух. Он говорил:

— Рэймонд, читай. Стих 8.7. Прочитай перевод.

Мы читали и считали эту книгу авторитетной. Также у нас были его книги «Шримад Бхагаватам». Мы не изучали их каким-то последовательным образом. Мы просто читали их и впитывали. Забавно то, что мы не изучали «Шримад Бхагаватам», насколько я помню. И не у всех были деньги, чтобы купить их. Я купил их.

46-07 Сатсварупа дас Госвами

Я помню, как задал ему такой вопрос:

— Когда мы получаем инициацию, наша карма останавливается?

Он сказал:

— Да. Это подобно электрическому вентилятору, который крутится, но во время инициации вилку выдергивают из розетки. Поэтому потребуется еще какое-то время, пока он перестанет крутиться. Но больше нет никакой кармы.

Такие вопросы я ему задавал.

46-08 Сатсварупа дас Госвами

Я был расстроен и со слезами на глазах я пришел к нему и сказал:

— Мой отец сказал мне, что если я буду продолжать оставаться в этом движении, он не хочет иметь со мной никаких дел.

Свами увидел мое слезливое состояние, посмотрел на меня блестящими глазами и сказал:

— Все нормально.

Я знаю о том, что он по-разному разрешал эту проблему своих учеников. Он вдохновлял их поддерживать хорошие отношения со своими родителями, но со мной он не стал этого делать. Он просто улыбнулся и сказал, что в той или иной степени надо отпустить эту ситуацию. Спустя некоторое время я написал ему в письме: «Являетесь ли вы моим настоящим отцом?» Он сказал: «Да, другие отношения материальные и преходящие. А я твой настоящий отец». У меня никогда не было с этим проблем. Моей единственной проблемой было то, чтобы быть аккуратным, чтобы не давать экстремальные советы ученикам в сознании Кришны о том, что мой путь такой же как и их путь. Мне пришлось осознать то, что отношения могут быть улажены, и родители и дети могут вместе быть в сознании Кришны. Но я рассказывал им свою историю и историю Нарады Муни, чтобы они не тратили слишком много времени на это и не терпели богохульство каждый раз, когда они приезжают домой и слушают: «Прабхупада такой-то, Свами такой-то». Я не мог выносить этого.

46-09 Сатсварупа дас Госвами

Тамал Кришна Махарадж был близок со своей матерью до самого конца. Он писал письма своей матери, и когда он стал санньяси, он спросил, нужно ли ему продолжать регулярно писать ей письма. Прабхупада сказал ему:

— Ты хочешь сделать свою мать особым объектом своей милости?

Он намекал ему на то, что есть много людей в этом мире, которых тебе надо спасти, и время твое ограничено. Я не собираюсь просить тебя писать своей матери каждую неделю. Теперь ты санньяси. Но если ты хочешь сделать ее особым объектом своей милости, ты можешь делать это.

В каком-то смысле он возложил ему бремя на плечи, чтобы тот сам подумал об этом. И он перестал писать ей так часто. Но у них остались близкие отношения.

46-10 Сатсварупа дас Госвами

На воскресных пирах он служил, раздавая прасад, проходя своими босыми стопами мимо нас. Сегодня можно видеть, как в Индии мальчики служат вам. Он ходил по рядам с преданными своими лотосными стопами, предлагая порции каждому. Это были блюда, которые он приготовил, и он раздавал их. Он спрашивал меня:

— Ты хочешь рис пушпанна или обычный рис?

Я делал свой выбор и он накладывал тот или другой на мою тарелку. Затем он возвращался с другим блюдом и раскладывал каждому по тарелкам. Разрешая ему делать это, мы в то же время думали о том, что его стопы в высшей степени достойны поклонения. Но тем не менее мы не выпрыгивали и не говорили: «Нет, нет, не делайте этого!»

46-11 Сатсварупа дас Госвами

Я помню, как однажды я работал в офисе службы социального обеспечения, и мне сказали, что надо задержаться на час. Поэтому я не мог прийти на обед. Обед в его комнате был настоящим удовольствием. Нас было где-то 12 преданных, и он сидел вместе с нами. Итак, я не мог попасть на обед в этот день. Я еще не был инициирован. Я позвонил ему по телефону и сказал:

— Свамиджи, это Стив. Вы помните меня?

Он сказал:

— Да.

Я сказал:

— Я не могу прийти на обед, мне придется остаться на работе еще на час. Могли бы вы мне отложить тарелку?

Он сказал:

— Хорошо. Могу.

Вместо двенадцати часов я пришел к часу. Все уже закончилось. Все ушли и тарелки уже были вымыты. Коврик уже был свернут, но там еще оставалось одно место. Он сказал:

— Садись.

Я сел. Он принес тарелку и поставил передо мной, но продолжал там стоять в течение какого-то времени. Тогда я автоматически поклонился к его стопам. Так это был первый раз, когда я склонился к его стопам. Он сказал:

— Да.

Потом Гаргамуни задал вопрос:

— Если я не чувствую, что хочу кланяться, когда другие кланяются, должен ли я все же это делать?

Это известный вопрос. Прабхупада сказал:

— Да, ты должен. Кланяясь, ты разовьешь в себе желание делать это.

Я не могу точно вспомнить, когда это стало общепринятым. Киртанананда уезжал с Прабхупадой в Индию, и когда он приехал, то я помню, что некоторые ребята по-настоящему бунтовали по поводу поклонов, потому что им это не нравилось. Мы брали интервью у одного человека для «Прабхупада Лиламриты», который сказал:

— Когда начались эти поклоны, я понял, что надо убираться отсюда. Я не хотел участвовать в движении, в котором кланяются перед гуру.

Была заметна перемена. На программах люди задавали вопрос:

— Почему вам все кланяются?

Прабхупада отвечал по-разному:

— Они удивляются, почему вы не кланяетесь?

Или он отвечал более широко:

— Вы должны кому-то кланяться. Каждому приходится кому-то кланяться.

— Почему? Я никому не кланяюсь.

— Вы кланяетесь. Вы же кланяетесь старости?

— Нет, не кланяюсь.

— Да, вы кланяетесь. Вы должны кланяться кому-то. Почему тогда не кланяться гуру, возвышенной личности?

Но упрямые люди не могли понять идеи того, что если они не будут кланяться правильной личности, то им придется кланяться рождению, смерти, болезням и старости.

46-12 Сатсварупа дас Госвами

Он дал мне несколько наставлений по тому, как вести дела. Он отчитал меня. Однажды я был в Маяпуре, и он послал меня в Калькутту, чтобы сделать что-то в банке. Но они не хотели давать мне то, о чем я просил. Я не помню, что это было, но я не справился с поручением. Поэтому я вернулся назад, потерпев неудачу. Он сказал:

— Если они тебе что-то не дали, то ты должен был потребовать, чтобы они написали на бумаге причину отказа. Но теперь у нас ничего нет. Ты потерпел полный провал. Если бы ты потребовал, чтобы они написали причину, по которой чиновник или его начальник отказал, у нас уже было бы что-то.

Я подумал о том, что это была очень разумная идея получить хоть что-то, когда тебе отказывают. Надо было получить бумагу с причиной отказа. Это было индийское умное бизнес-мышление, которым не обладали наивные американские ребята. Я научился вместо того, чтобы уходить ни с чем, по крайней мере получить документ, который явится первым шагом к цели. Подобный случай был со мной еще один раз, когда я занимался индийскими делами: «По крайней мере получи какую-то записку».

46-13 Сатсварупа дас Госвами

Иногда он повергал меня в слезы и ждал, когда я найду решение, а не буду просто сидеть и плакать. Я отправил письмо, но спустя некоторое время, когда он рассматривал ответ, я пришел к нему. Это было письмо Гурудасу, в котором я написал: «Я прилагаю письмо такое-то такое-то». Но не вложил его. Он сказал:

— Почему ты сказал, что приложил то-то и то-то, но не сделал этого?

Я сказал:

— Я поискал его своих папках, но в моих папках сейчас небольшой беспорядок. И мне приходится делать так много всего. Я редактирую журнал «Обратно к Богу», я все еще являюсь Джи-би-си своей зоны, и я только приехал, и я готовлю для вас.

Поток оправданий хлынул из меня:

— Мне приходится готовить, но никто мне не помогает. Прадьюмна должен был помогать мне готовить, но никто мне не помогает.

Он сказал:

— Дело не в этом. Почему ты написал в письме, что в него что-то вложено, но этого там нет?

Тогда я стал плакать. И затем я стал плакать еще сильнее и сказал:

— Мне кажется это значит, что я недостаточно люблю вас, — или что-то подобное.

Я пытался найти истинную причину, почему я не мог сделать все правильно. Но он просто сидел там и ждал, когда я предложу что-то большее. Этого не было достаточно. Это были просто сентименты. Я плакал как женщина. Я сказал:

— Я напишу им другое письмо, и скажу, что в этом письме была ошибка. И я найду еще одну бумагу.

— Делай это, — сказал он.

Затем он отпустил меня и мне пришлось найти другую бумагу. Я написал ему письмо, в котором объяснил причину, почему бумаги там не было. В конце концов я нашел и вложил ее. Он мог легко сокрушить меня.

46-14 Сатсварупа дас Госвами

Я резал огурцы, и он сказал:

— Не режь его так, режь его таким образом. Ты никогда не научишься делать это правильно даже за 300 лет.

Я сказал:

— Нет, я научусь. Я научусь делать это правильно.

Он сказал:

— Нет, ты не научишься.

Я возражал:

— Нет, не говорите так.

Он сказал:

— Нет, ты не научишься даже за 300 лет.

Я просто возражал.

46-15 Сатсварупа дас Госвами

Я не положил ему на тарелку с завтраком имбирь. Он сказал:

— На тарелке нет имбиря.

Я сказал:

— О, простите.

Он сказал:

— О, простите.

Так он сымитировал мою неискренность. Сказав это с сарказмом, он сымитировал мою неискренность. Он мог сокрушить меня просто небольшой интонацией.

Также он называл меня разными именами. Он звал меня доктор Исаак Ньютон, потому что я был очень непрактичным. Он говорил, что несмотря на то, что доктор Исаак Ньютон был очень гениален, он был очень непрактичным. У него был друг, который увидел, что доктор Исаак Ньютон делает два отверстия в своей двери. Он спросил:

— Зачем ты делаешь этого?

Тот ответил:

— Я делаю это для того, чтобы мои кошки могли входить в дом. Одна кошка большая, а другая маленькая.

Друг сказал:

— А почему бы тебе не сделать одно отверстие, чтобы они обе входили через него?

Прабхупада сказал:

— Только посмотри, Исаак Ньютон считался великим ученым, но он был полным глупцом.

Он рассказал этот анекдот, а затем сказал:

— Вы ученики такие же.

Однажды утром на Гавайях мы поехали на пляж. Мы все вышли из машин и захлопнули двери, а я забыл свой мешочек с четками в машине. Я сказал:

— О, я забыл свой мешочек с четками в машине.

А он уходя сказал:

— Доктор Исаак Ньютон.

Это было прозвище для меня. И я не знал, принимать ли это за доброе имя, показывающее, что я гениальный человек, или оно говорило о том, что я был просто полным глупцом.

46-16 Сатсварупа дас Госвами

Он написал в письме: «Ты не являешься хорошим менеджером, но я оставляю тебя в Джи-би-си потому, что ты всегда делаешь то, что я говорю». «Ты идеальный джентльмен». Он сказал это мне, но это нигде не записано. Когда в Нью-Йорке была коррупция, связанная с Бали Марданом и этой женщиной, Гопал Кришна предложил поставить меня во главе. Прабхупада сказал:

— Нет, Сатсварупа — это идеальный джентльмен, но он не может управлять.

Прабхупада всегда понимал и указывал на то, что я не был хорошим управляющим, но я был идеальным джентльменом. Мне нравилась его оценка меня. Она была здравой, но она была сладкой, и он любил меня. Он понимал, что я делал то, что он хотел, насколько я это мог, но я в действительности был крайне неэффективен.

46-17 Сатсварупа дас Госвами

Есть некоторые вещи, которые Прабхупада говорил о гурукуле. Учителя постоянно задавали вопросы о дисциплине, потому что им было тяжело поддерживать дисциплину среди необученных детей. Он просил их рассказывать детям истории о Кришне и занимать их в спектаклях о Кришна-лиле. Тогда они будут заняты и счастливы. А академические дисциплины нужно ограничить изучением английского языка, санскрита и еще нескольких предметов, но их не должно быть много. Однажды, когда он приехал, ему дали длинные прутья, и все радостно потянули вперед свои руки. Все хотели, чтобы Прабхупада наказал их, ударив по рукам. Он сказал:

— Нет, только если вы сделали что-то не так, мы можем ударить вас по рукам.

Все, и учителя и дети, протягивали руки, чтобы Прабхупада их ударил. Но он сказал, что учитель никогда не должен бить детей. И если они так делают, тогда их надо бить.

46-18 Сатсварупа дас Госвами

Также стоял вопрос о том, должна ли школа быть обычной дневной школой или школой-интернатом. Во Вриндаване и в Маяпуре сейчас школы-интернаты, но в те времена предпочтение было за дневными школами. В Далласе преданные совершили ошибку, сделав там школу-интернат. Они забирали детей в очень раннем возрасте и отдавали их под опеку очень неопытных учителей. Это была причина ошибки. Но я был за то, чтобы была школа-интернат. Моханананда отправился к Прабхупаде. Он хотел, чтобы была дневная школа. Прабхупада с большой верой в меня сказал:

— Все, что он говорит, правильно. Делай то, что он скажет.

Поэтому он вернулся ко мне, сказав, что ему надо делать то, что я ему скажу. Но из этого ничего не вышло. Хотя могло бы получиться, если бы учителя не совершали глупостей, или если бы они были обучены. Но я помню, что Прабхупада встал на мою сторону в этом вопросе очень личностным образом.

46-19 Сатсварупа дас Госвами

Прабхупада предпочитал школу-интернат потому, что таким образом дети постоянно находятся вместе с учителями, живя в храме, находясь в атмосфере сознания Кришны и обучаясь на примере учителей тому, как быть преданными. Они должны следовать той же храмовой программе, которой следуют преданные в храме. Но если они будут жить дома, то у них уже не будет такой же возможности. Жить в храме лучше, чем жить дома. В этом была идея.

46-20 Сатсварупа дас Госвами

На вопрос «Откуда мы знаем, что после смерти мы получим другое тело?» он ответил:

— Кришна приводит простой пример. В этой жизни мы меняем тело юноши на тело взрослого человека, затем на тело старика, а затем мы умираем и принимаем другое тело.

Я сказал:

— Но это не доказывает, что в следующей жизни произойдет то же самое. Это доказывает только то, что происходит в этой жизни.

Он сказал:

— Нет, это доказывает. Как во сне.

Я сказал:

— Нет, это просто ваша вера. Это не настоящее доказательство. Это просто аналогия. Эта аналогия на самом деле не доказывает, что я буду другой личностью в другом теле.

Я продолжал держаться позиции адвоката дьявола, но затем я понял: «Лучше бы мне прекратить это. Я не хочу продолжать спорить со своим духовным учителем». В конце концов все основывается на вере. А он не останавливался приводить свои твердые аргументы, опирающиеся на Кришну и на шастры. Поэтому я в итоге остановился. Я согласился, во всяком случае что касается этого вопроса. До сих пор я считаю, что это вопрос веры — аргументация того, что есть другая жизнь после смерти.

(Сиддханта дас: Как вы узнаете, что проснулись ото сна в той аналогии, которую дал Прабхупада?)

Есть две аналогии. Согласно одной мы меняем тела, и в конце этой жизни мы тоже поменяем тело.

(Сиддханта дас: То есть это и было доказательство?)

Да, это доказательство. А я говорил:

— Нет, это аналогия. Это хорошая аналогия, но это не доказывает того, что когда я умру, я получу другое тело.

Он сказал:

— Это доказательство. В любом случае, это сказал Кришна, а Кришна — это авторитет.

Так по-настоящему и есть. Самое главное — это то, что Кришна так говорит. Кришна — это авторитет. Тогда я остановился. Он сказал:

— Это не просто аналогия, а авторитет Кришны. Кришна это говорит, и все авторитеты это говорят. Душа вечна, и оставляя это тело вы получаете новое тело. Потому что душа не умирает.

46-21 Сатсварупа дас Госвами

Иногда на утренних прогулках он устраивал не просто интеллектуальные сценки, а трогал ваше сердце. Он проверял вашу веру. Я помню, как он говорил:

— Я не слеп. Чтобы увидеть Бога, у вас должен быть кто-то, кто не слеп. Я не слеп. Я могу видеть Бога. Вы должны следовать за тем, кто не слеп.

Он врезался в песок, разворачивался и шел в обратном направлении. А я думал: «Вот это да! Прабхупада знает. Он не слеп. Он только что сказал, что не слеп. А они все слепы». Он говорил:

— Я знаю. Я не слеп.

Его слова были драгоценными камнями, хитами.

— Так как я знаю, то я не слеп.

У него было неопровержимое доказательство.

46-22 Сатсварупа дас Госвами

Кто-то дал мне DVD о Рам дасе. Там говорилось о его гуру, гуруджи, и показывали его фотографию. Его ученики рассказывали о том, что когда вы были с ним, он побуждал вас почувствовать любовь к другим людям. Но там ничего не говорилось о любви к Богу. Прабхупада побуждал вас почувствовать любовь к Богу. Он делал это благодаря своей убежденности с помощью аргументов и философии. Это нечто грандиозное. Он был великим знатоком ведической литературы.

46-23 Сатсварупа дас Госвами

Качество Прабхупады, которое для меня имело наибольшее значение, была его любовь. Он не всегда демонстрировал ее, потому что он в основном был на поле битвы и у него не было времени. И для некоторых личностей в этом на самом деле не было необходимости. Например, такие личности, как Тамал Кришна Махарадж. Он был готов вступить в бой и сражаться. Конечно же ему тоже нужна была любовь, хотя он этого не показывал. Мы все нуждались в любви. И я практически критиковал гуру Рам даса вероятно только за одно качество. Но любовь Прабхупады вместе со способностью вернуть нас назад к Богу — это то, чем он обладал. Он обладал поразительной любовь, и поэтому мы могли рассчитывать на него. Я прочитал на задней обложке одной из ваших книг его цитату: «Я могу вам гарантировать возвращение обратно к Богу». Он мог делать это от лица своего Гуру Махараджа, обладая любовью. Он обладает любовью к корове, любовью к бедным живым существам, но еще большей любовью он обладает к своим ученикам. И я думаю он хочет, чтобы мы поднялись до такого уровня, чтобы он мог представить нас Кришне: «Пожалуйста, забери эти души назад». Не знаю, насколько я могу утверждать, что я это видел, но у меня есть вера в то, что я видел это. И это то, что он нам предлагает. В этом ценность воспоминаний о нем. Очень важно то, что вы делаете, и любые программы, посвященные воспоминаниям. Рупа Госвами послал Санатане Госвами, когда тот находился в тюрьме, следующее зашифрованное сообщение: «Куда ушла Айодхья Рагхупати? Куда ушла Матхура Кришны? Когда ты находишься в беспокойстве, сохраняй свой ум уравновешенным». Это зашифрованное сообщение, потому что трудно понять, что в нем имелось ввиду. Но это значит, что даже Дхамы на земле вырождаются. Вриндавана Дхама. Дхамы всегда останутся, но на земле они вырождаются. И также воспоминания о Прабхупаде могут вырождаться. Даже воспоминания о том, что он был здесь, и о том, какими он обладал качествами. Поэтому нам надо заниматься этим — мы вспоминаем его, говорим о его качествах, чтобы не забыть, какую роль он играет в нашей жизни. Нам важно вспоминать о моментах его присутствия, о том, что он обладал способностью забрать нас обратно к Богу. В этом его могущество. Он является уполномоченным представителем Кришны, любящим представителем, который способен сделать это. «Отправляйся в материальный мир, прими ученическую преемственность, но очень особенным образом». Я читал об этом в Нью-Йоркском дневнике и дневнике Джаладуты. «Отправляйся и верни эти души назад». Он исполнил это в большой степени, и много еще должны будут сделать его последователи. Но следуя его примеру мы тоже отчасти сможем в этом поучаствовать. Мы уже потерпели неудачу, пытаясь быть гуру или пытаясь возложить что-то на себя, имитируя его присутствие. Но воспоминания сами по себе уже являются важной вещью. Просто вспоминать о том, как Прабхупада держал бокал или делал еще что-то. Надо спрашивать всех преданных о том, каким он был, чем он занимался, чтобы люди в будущем тоже могли вспоминать истории, например ту, которую вы рассказали. Это удивительно. Кто-то спросил Прабхупаду: «А что вы чувствуете, когда воспеваете?» Он сказал: «Я не чувствую никакого страха». И если люди услышат эту историю и она останется с ними, они тоже не буду испытывать страха. Это проповедь.

Я просто пошел вниз по трапу, когда вы задали мне вопрос. Я не знаю, о чем я собирался говорить. Мне кажется, что я просто стал притворяться. Я сказал: «Да, лучшее качество, которое я видел в Прабхупаде, это…» И я просто стал говорить, не зная о чем.

(Сиддханта дас: Вы сказали «любовь».)

Да, любовь — это то, что мне было нужно, потому что мне нужно было, чтобы меня прощали. Он обладал любовью, милосердием, терпимостью. И также мы все нуждаемся в настоящем могуществе, которым он обладает. Он является уполномоченным гуру, который может нас освободить. Не Кришна в момент смерти, а Прабхупада скажет… Я подумал о том, что когда я умру, я позову Кришну. А они спросят:

— А чей он ученик?

— Прабхупады.

— А, Прабхупады! Это очень известный гуру.

И они спросят Прабхупаду: «А вы знаете этого ученика, Сатсварупу? Что вы думаете о нем? Куда он дальше должен отправиться? Как вы его зарекоммендуете?» Так это будет. Но собирается ли он спасти всех нас?

Одна преданная рассказала мне, как у нее было откровение о том, что он собирается спасти всех нас в момент нашей смерти, и нам нечего бояться. Может это правда. Мы просто должны помнить его и испытывать к нему взаимную любовь. Он сказал мне: «Если ты полюбишь меня, я полюблю тебя». И под учениками я подразумеваю не только тех, которые получили инициацию с помощью огненной ягьи, но также всех тех, кто хочет быть его учениками. Все могут быть его учениками. Все они могут быть связаны с ним.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)