Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 45

cover
45-01 Чандрамаули Свами

Я помню, как он сидел на открытом воздухе, окруженный большой-большой группой преданных, и он посмотрел на меня. На самом деле он просто кинул в мою сторону свой взгляд, но казалось, что он смотрит на меня. И я никогда не забуду этот взгляд. Он как-будто бы смотрел сквозь меня. А я думал: «О, Боже, он видит все то, что я не хотел бы показывать». Это был приятный опыт, потому что он заметил меня, но с другой стороны я боялся того, что он мог видеть меня изнутри.

45-02 Праджапати дас

Первый раз мы увидели Прабхупаду, когда приехали из Далласа в Лос-Анджелес на инициацию. Прабхупада выходил из машины и направлялся в свои апартаменты. Мы подумали: «Он наполнил сиянием всю улицу!» У всех на глазах были слезы и мы не могли ничего с этим поделать. Прабхупада не только излучал сияние, но и заражал всех своей любовью к Кришне. Мы все ощутили проблеск экстаза просто находясь рядом с ним. На следующее утро мы получали инициацию. После мангала-арати я собирал свои кантхималы. В те дни у нас не было кантхимал с застежками. Во время инициации нужно было завязать их крепко на всю жизнь. Итак, мы собирали свои кантхималы, как вдруг зашел один преданный и сказал:

— Прабхупада хочет, чтобы ты пошел на утреннюю прогулку.

Я просил:

— А что я должен делать?

Он сказал:

— Ты должен ждать Прабхупаду около его комнаты.

Я пришел туда. В то время в нынешней пуджарской комнате был склад книг. Один преданный сказал:

— А где твой цветок?

Я спросил:

— Какой еще цветок?

Он сказал:

— Ты должен приветствовать Прабхупаду с цветком. Ты должен найти цветок.

Я стал смотреть по сторонам, но тогда там не было такого прекрасного сада, как сейчас. Я нашел одну маленькую розочку, незначительную маленькую розочку, но я держал ее в руке и ждал, когда Прабхупада спустится по лестнице. Мы все принесли поклоны. И затем преданные представили меня. Я снова принес свои поклоны Прабхупаде, но когда встал, они все уже ушли по направлению к машине. Это был маленький компактный двухдверный Форд с надписью «Харе Кришна» сбоку. Прабхупада сидел спереди, а за рулем был Карандхара или кто-то еще. А мы вчетвером или впятером сидели на задних сидениях. Я сел где-то внизу, а преданные навалились все на меня, но я очень хотел пойти на прогулку с Прабхупадой. Итак, я сел там, и как только мы выехали на Венецианский бульвар, мы увидели одного старого пьяницу с бородой. Он уже приходил в храм, но преданные выкинули его. Мне уже рассказывали что-то о нем. Он сидел на бордюре очень удрученный. Когда он увидел приближающуюся машину с Прабхупадой, он посмотрел наверх и сказал сердито: «Харе Кришна!» Тогда Прабхупада засмеялся очень мелодично и заразительно, и все мы в машине истерически засмеялись, не понимая, почему именно мы смеемся, не считая того, что Прабхупада смеялся. Мы все заразились от его смеха. Потом по дороге на пляж Прабхупада спросил меня:

— Что такое Бог?

Моханананда предупредил меня о том, что это один из вопросов, который Прабхупада может задать. Поэтому я выучил: «Верховная Личность, исполненная всех достояний — всего богатства, всей красоты и так далее». Очень нервничая, я сказал:

— Бог — это личность…

Я начал рассказывать ему то, что считал правильным ответом. А он сказал:

— Нет, это то, что мы говорим. А что они говорят?

Прабхупада хотел узнать, чему я научился как теолог. Я сказал:

— Они не могут прийти к заключению. Они понятия не имеют о том, кто такой Бог.

Тогда он сказал:

— Ты должен победить их.

Он давал мне такое наставление: «Эти ребята не знают, кто такой Бог. Поэтому они обманывают людей, заявляя, что они знают о Боге, хотя на самом деле они не знают».

45-03 Шукадева дас

Одним утром мы пошли на прогулку со Шрилой Прабхупадой. Мы возвращались обратно на машине и я сказал:

— Шрила Прабхупада, вы сказали, что если на дереве вырастают фрукты, оно становится красивым, а если у женщины появляется ребенок, тогда она становится красивой. А когда ученик становится красивым?

Я думал: «Это такой прекрасный вопрос. Это очень прекрасная метафора». Я хвалился своим прекрасным вопросом. Прабхупада немедленно накинулся на меня:

— Ты не читал наши книги? Каково значение этого стиха: «ар на корихо мане аша»? Что это значит?

Я сказал:

— Я не знаю, Шрила Прабхупада.

Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

— Хм, поете как попугаи.

Так как я был водителем, то не мог выпрыгнуть из машины. В машине были санньяси — Брахмананда, Гуру Крипа — все самые мощные. Они все бросили на меня угрюмый взгляд санньяси: «Шукадева, что за вопрос ты задаешь Прабхупаде?» Я подумал: «О, Кришна!» Тогда Прабхупада сказал:

— А что означают слова: «йасйа прасадад бхагават-прасадо»?

Я сказал:

— По милости духовного учителя человек получает милость Кришны, Шрила Прабхупада.

Прабхупада сказал:

— Да, если ученик строго следует наставлениям духовного учителя, тогда он становится красивым. Иначе он уродлив.

45-04 Пита дас

Я отошел в конец комнаты, и затем стали заходить ребята один за другим. Прабхупада встретил их. И затем Прабхупада стал беседовать с нами. Он сказал:

— Вы все драгоценные камни. Вы все мои драгоценные камни, потому что вы на сто процентов заняты преданным служением. Вы все брахмачари. И вы продаете мои книги. Спасибо вам большое. Просто делайте лучшее, что можете, в разумных масштабах.

Тогда я почувствовал большое облегчение, потому что в этой группе было очень много давления. Преданные очень сильно давили на нас. Нам говорили: «Беспокойство гопи проявляется в том, что они постоянно моют пол, даже если нет пыли, просто чтобы удовлетворить Кришну». Имелось ввиду, что духовное беспокойство духовно. Они старались побудить нас продавать книги Прабхупады. Но когда мы встретили Прабхупаду, Прабхупада сказал:

— Просто делайте лучшее, что можете, в разумных масштабах.

Идея рассудительности в тот момент по-настоящему вошла в меня. Я подумал: «Это логично, это духовно, это истина. Прабхупада хочет от нас только разумных усилий».

Прабхупада поблагодарил нас, и затем один преданный спросил Прабхупаду:

— Прабхупада, если мы умрем на санкиртане, вернемся ли мы домой обратно к Богу?

Прабхупада сказал:

— В каком состоянии находится ум в момент смерти, такого состояния вы и достигаете.

Итак, если вы думаете о Кришне и находитесь на санкиртане и умираете, тогда вы возвращаетесь домой к Богу. Если нет, то может и нет. Затем Прабхупада почувствовал, что все в комнате вздохнули с облегчением. Они получили то, что хотели. Затем Прабхупада сказал:

— Но я обещаю вам, что если вы будете распространять мои книги до самой смерти, Господь Чайтанья лично придет за вами и заберет вас домой обратно к Богу. Я обещаю вам это.

Тогда преданные воскликнули: «Ааа!»

45-05 Сумати даси

Я получала свою вторую инициацию от Шрилы Прабхупады, чтобы заботиться о Божествах. Но я ничего не знала о гаятри-мантре и я не знала, что ее определенным образом читают. Поэтому Прабхупада протянул руку, показывая положение пальцев. Но я не понимала, что он делает. Я просто смотрела на него. Он снова протянул руку. Но я подумала: «А, может он хочет мои четки?» Поэтому я вытащила свои четки из мешочка. А он показал жестом: «Нет». Тогда он положил мою руку в свою руку, взял мой палец и стал перемещать мой палец по каждой из фаланг, чтобы показать мне, как читать гаятри-мантры. Много лет спустя, не помню, прочитала ли я это где-то или услышала это где-то, но я узнала, что в былые времена гуру, зная о том, что его ученик не достаточно чист для заботы о Божествах, дотрагивался до этой личности, чтобы очистить ее настолько, чтобы она могла заходить к Кришне на алтарь. Тогда я подумала: «Да, теперь понятно. Несомненно мне нужно было это очищение».

45-06 Джагадживан дас

Затем я стал снимать Прабхупаду на 16-миллиметровую пленку. Иногда у меня даже не было пленки в камере. Но эту хитрость я использовал чтобы выходить на утренние прогулки: «Я снимаю». Мне отвечали: «Хорошо, это съемочная команда». Поэтому я делал вид, что снимал. Но таким образом я мог получать общение с Прабхупадой. Я ходил также на прогулки в Майапуре. Я помню, как однажды мы увидели шест в земле и протоптанный путь вокруг него. Он сказал:

— Это гриха. Шест это гриха. Бык привязан к шесту, поэтому вокруг протоптан путь. Он не может выйти за пределы этой территории. Все наши мачо грихастхи привязаны к шесту.

45-07 Пита дас

Затем Прабхупада сказал нам, что хочет, чтобы мы все остались брахмачари и никогда не женились. Он сказал:

— Если все вы останетесь брахмачари, то с вероятностью 90% вы вернетесь домой обратно к Богу. А как только вы женитесь, вероятность становится 50%.

Преданные удивились. А Прабхупада сказал:

— Как только вы женитесь, вам придется обзавестись жильем, а как только у вас будет жилье, вам придется поместить туда много разные вещей. Но если вы брахмачари, то можете спать под деревом.

45-08 Сарвабхавана дас

Что касается менеджмента ресторанов, приготовления пищи, а также гостиниц некоторые правила мне казались немного странными. Но позже я смог их понять. К примеру, во Вриндаване Прабхупада хотел три отдельные кухни с небольшими глиняными печами, в которых мы использовали дерево и уголь. Он сказал:

— Я не хочу, чтобы наши пожизненные члены выходили за пределы храма, чтобы пить чай. Пусть они будут пить свой чай здесь, если хотят.

Поэтому мы сделали три отдельные кабинки, в которых мы могли приготовить чай и подобные вещи. Поначалу можно подумать, что чай — это одурманивающее вещество, и преданные не должны его пить. Но Прабхупада хотел предоставить чай гостям и пожизненным членам. Я спросил Прабхупаду:

— А это нормально, Прабхупада? Иногда преданные очень фанатичны, и они говорят: «Как вы можете такое делать?»

Я не хочу упоминать имен, потому что в этом нет необходимости. Но затем он сказал:

— Да, когда гости приходят к вам в дом, вы стараетесь удовлетворить все их желания, в той степени, в которой это не связано с греховной деятельностью. Поэтому мы не должны это пить, потому что это часть нашей садханы, но пить чай — это не греховная деятельность. Это может быть гуна невежества, но определенно это не является греховной деятельностью. Поэтому в этом нет ничего плохого, если вы предоставите гостям чай.

45-09 Чандрамаули Свами

Прямо перед лекцией была Гуру-пуджа. Один из наших преданных по имени Амбириш, который был пастухом, вел киртан во время Гуру-пуджи. Он закончил петь прямо в конце Гуру-пуджи и остановился. Тогда Пушта Кришна Махарадж, который был слугой Прабхупады, взял мридангу и начал петь Харе Кришна маха-мантру. Мы удивились этому, потому что казалось, что киртан уже закончился. Позже мы узнали, что Шрила Прабхупада никогда не любил, когда ему поклоняются в отрыве от Кришны. Другими словами, даже во время киртанов на Гуру-пуджу нам следует петь Харе Кришна, потому что поклонение духовному учителю должно включать в себя поклонение Кришне. Так мы получили урок из этого опыта.

45-10 Праджапати дас

Так как у меня была степень по теологии, Прабхупада в особенности хотел, чтобы я писал о теологии. Во время самой первой прогулки он сказал мне:

— Ты должен победить этих негодяев теологов, которые сбивают с толку невинных людей.

Одним утром в декабре 1973 года Прабхупада сказал:

— Теологи, вы должен писать о необходимости Бога.

Я сказал:

— Да, Прабхупада.

На следующий день он увидел меня и спросил:

— Ты сделал это?

Я побежал быстро домой, написал кое-что и отдал слуге Прабхупады. На следующий день Прабхупада сказал:

— О, очень хорошо. Где ты теперь это опубликуешь?

Он по-настоящему подталкивал меня, чтобы я действовал в этом направлении, а также в направлении развития театра. В храме Джуху в Бомбее у нас был построен театр. Прабхупада хотел, чтобы мы были там. Это была одна из его последних просьб к нам. У нас была театральная труппа, которая проводила 6 месяцев в году в Индии в Джуху и 6 месяцев на западе, ставя спектакли по Кришна-лиле. Однажды мы поставили для него спектакль в Лос-Анджелесе, который мы назвали «Крик шакалихи» по главе «Своевременный уход Пандавов». Прабхупаде он очень понравился. Он благословил нас на то, что все мы вернемся домой к Богу. Затем он позвал нас к себе в комнату и там он сказал:

— Вы должны довести до совершенства этот спектакль. Вам не нужно делать много спектаклей. Просто возьмите этот и еще пару и можете ехать с ними куда угодно в мире.

В другой раз в письме он писал о театральной и танцевальной труппе: «Вы можете собрать группу из 15 человек и путешествовать везде. Можете продавать билеты и так покрывать все расходы». Он был полон энтузиазма в отношении спектаклей о Чайтанья-лиле и Кришна-лиле, историй из Бхагаватам, а также современных спектаклей основанных на философских вопросах, которые играют свою роль в расширении культуры Харе Кришна.

45-11 Дханешвара дас

В другой части письма, которое я послал Прабхупаде, я задал вопрос о том, как я могу использовать свои ученые степени в служении Кришне. Я только получил степень магистра в Университете Флориды. Я хотел смешать науку и сознание Кришны и спрашивал, могу ли я это как-то сделать. В своем ответе Прабхупада посоветовал нечто другое, нежели я ожидал. Я предложил ему провести некоторые эксперименты, основанные на «Бхагавад-гите», где Господь Кришна говорит о том, что лунный свет питает фрукты соком. Я предлагал провести опыт на основе этого, чтобы в дальнейшем убедить ученых. Прабхупада ответил, что на самом деле мы не особо заинтересованы в том, чтобы убеждать ученых. Мы гораздо больше заинтересованы в том, чтобы убедить обычных людей. Он сказал: «У ученых есть свобода воли. Если они выберут оставаться атеистами, что мы сможем поделать? Поэтому наша основная цель — убедить невинных людей в том, что жизнь происходит из жизни, а не из материи, о чем заявляют по своей глупости ученые. Просто докажи это, и это будет великая победа». Это было хорошее наставление для меня, потому что я увидел, что Прабхупада использует очень практичный подход к вещам, направляя свое внимание на массы людей. И через многие годы я понял, что в особенности в университетах для многих профессоров фактически ставится академическое требование, чтобы они были атеистами. Поэтому их очень сложно убедить в чем-то другом.

45-12 Пита дас

За музеем искусств Шрила Прабхупада рассказал нам историю о том, как Кришна принял форму Джаганнатха. Он сказал:

— Однажды Кришна гулял по залам в своем дворце в Двараке и Он услышал беседу Рохини и Рукмини. Рукмини сказала Рохини: «Я слышала, как Кришна вчера во сне произносил имя Радха, Радха, Радха. Кто такая Радха?» Рохини сказала: «О, Радха — это очень особая личность. И отношения между Радхой и Кришной тоже очень особые. Позволь мне рассказать тебе историю об отношениях между Радхой и Кришной». Как только она начала рассказывать историю, Кришна стал слушать. И от этого слушания Он остолбенел. Он принял форму Джаганнатха с большими глазами и большой улыбкой.

Прабхупада показал большую улыбку.

— Итак, он остолбенел. Чуть позже мимо проходила Субхадра и увидела Кришну, остолбеневшим в зале. Она тоже стала слушать и тоже остолбенела и приняла форму Субхадры, какую мы видим глядя на Божеств. И то же самое случилось с Баладевой.

Так Прабхупада рассказал эту историю. Я всегда помню эту историю, потому что есть еще другая история, но такую историю Прабхупада рассказал нам во время Ратха-ятры.

45-13 Сумати даси

Когда я приехала в Бостон, Божества Джаганнатха сильно потрескались. Они были очень большими. Сатсварупа попросил меня написать письмо Прабхупаде и спросить, что нам теперь делать. Я сделала это, и он сказал, что мы должны погрузить Их в море и вырезать новых Божеств. В то время Господа Джаганнатха не переодевали на ночь и я также спросила в письме Прабхупаду, можем ли мы одевать Господа Джаганнатха в пижамы ночью. Он написал ответ: «Да, это было бы очень хорошо».

45-14 Шукадева дас

В другой раз, когда я был на Гавайях, я пришел лично к Прабхупаде и сказал:

— Прабхупада, я не хочу оставаться здесь. Эти преданные меня не любят. Мне здесь трудно. Я просто хочу уехать отсюда.

Прабхупада сказал:

— Нет, ты останешься.

Я сказал:

— Я хочу уехать, Прабхупада.

— Нет, ты останешься. Завись от Кришны и Кришны спасет тебя.

Так или иначе, я оказался на Гавайях и я молился. Это было в 1976 году, и я не знал, что Прабхупада уйдет в 1977 году. Но я молился о том, чтобы мне выпала возможность выполнить какое-то личное служение Шриле Прабхупаде. Я просто молился о личном служении. Хари Шаури пришел ко мне в офис и сказал:

— Прабхупада хочет горелку Коулмана.

Я спросил:

— Зачем?

Он сказал:

— Прабхупада будет готовить сам себе прасадам.

Я сказал:

— Почему Прабхупада будет себе готовить? У нас тут много преданных. Неужели они недостаточно искренни, чтобы готовить лично Прабхупаде?

Он сказал:

— Девушка, которая занималась этим служением, кладет слишком много соли. Прабхупада говорил ей об этом, но она продолжает. Поэтому теперь он хочет сам готовить.

Я сказал:

— Несмотря на то, что я президент и у нас бесконечное количество обязанностей, особенно когда Прабхупада куда-то отправляется, тем не менее я лично приготовлю для Прабхупады. Я приготовлю.

Конечно же, мне не дали никаких наставлений. Представьте, вам надо готовить для духовного учителя вселенной, и у вас нет никаких указаний. Я приготовил, и затем я спросил Хари Шаури, который был тогда его личным слугой, хорошим ли был прасадам. Он ответил:

— Прабхупада сказал: «Все было хорошо… кроме дала! Он был неприкасаемым».

Я был в шоке. Я спросил Хари Шаури:

— А что надо исправить?

Прабхупада хотел, чтобы дал был полностью разварен, чтобы не осталось никаких бобов. Просто однородный суп. Я сказал:

— Без проблем.

На следующий день я приготовил прасадам и спросил, хорошим ли бы прасадам. Хари Шаури ответил:

— Прабхупада сказал: «Все превосходно».

Просто услышав, что Прабхупада сказал «Все превосходно», я испытал такое сильное счастье, какое никогда не испытывал. Я хотел выбежать и просто прыгать. Я помню, какое чувство экстаза я ощутил, когда Прабхупада сказал «Все превосходно».

45-15 Сарвабхавана дас

Он дал мне несколько удивительных наставлений, которыми я очень дорожу и стараюсь им следовать настолько, насколько могу. По поводу переводов он сказал мне:

— Есть два способа переводить. Один — это буквальный пословный перевод. Другой называется бхавартха.

Он использовал именно это слово на санскрите. Он сказал мне:

— Поймай дух.

Потому что это очень глубокие духовные писания о преданности, передающие духовное настроение преданности авторов, которые все были ачарьями. Он сказал:

— Я лично предпочитаю бхавартху — переводить дух и настроение их писаний, нежели делать буквальный перевод. Ты должен прочитать оригинальный текст на бенгали, санскрите или хинди, понять его, а затем сформулировать это своими словами.

Он подчеркнул: «Своими словами ты должен сформулировать и записать».

Однажды Прабхупада сказал Сатсварупе Махараджу:

— Ты должен отредактировать эту книгу. Это очень важная книга.

И она действительно такова. Би-би-ти сейчас напечатали ее под названием «Отречение через мудрость». Это потрясающая книга. Это последовательное раскрытие философии и смысла «Бхагавад-гиты». Прабхупада просто превзошел себя в том смысле, что оригинальный бенгали в этой книге очень научный. Когда он писал на английском, мне кажется, что он старался писать в очень простом стиле, но когда он писал на бенгали, мне кажется, что он намеренно хотел дать очень научное и эрудированное описание. Поэтому работа над переводом этой книги оказалась довольно сложной задачей, и он просил меня приходить каждый день во Вриндаване, чтобы читать ему. Перед ним был бенгали, а я читал ему английский перевод, который я сделал. И ему он нравился. Это принесло мне большое счастье и блаженство.

45-16 Джагадживан дас

Помню как я однажды был с Прабхупадой. И по своему обычаю один человек сказал на испанском Прабхупаде:

— Буэнос диас.

Прабхупада спросил Хридаянанаду Махараджа:

— Что он говорит?

Он сказал:

— Это значит «хороший день» на испанском.

Прабхупада сказал:

— А, буэнос диас.

Так Прабхупада начал говорить на испанском. Вы не знали о том, что Прабхупада говорил на испанском. Это что-то новое. Я был очень удивлен. Я был очень впечатлен, потому что он сказал это с совершенным произношением. Прабхупада был великим лингвистом.

45-17 Пита дас

Также я помню несколько вещей, который Прабхупада сказал с Вьяса-асаны, когда он был здесь. Однажды он сказал:

— Не пользуйтесь этой философией как ножом. Эта философия очень сильна и вы можете пользоваться ей как ножом, вы можете резать ей. Не пользуйтесь этой философией как ножом.

В другой раз Прабхупада сказал:

— Прыгаете, прыгаете, прыгаете, прямо как обезьяна, через голову вашего духовного учителя. Вы все станете обезьянами во Вриндаване, если будете отклоняться от наставлений духовного учителя.

Так сказал Прабхупада.

45-18 Праджапати дас

Прабхупада посмотрел танцевальные номера на основе «Бхагавад-гиты» и истории о Праламбасуре, которые мы представили здесь в Лос-Анджелесе. Он сказал:

— Вы должны приехать в Индию на открытие Кришна-Баларама Мандира.

Итак, когда мы приехали в Маяпур, мы поставили одну драму. Но сцена и кресла и Вьяса-асана Прабхупады были расставлены так, что мы оказались стоящими спиной к Божествам. До этого мы сказали, что это недопустимо и что надо закрыть ворота Божеств. Мы высказали руководству некоторые аргументы, но так как они были Джи-би-си, а мы были незначительными актерами и танцорами, мы сделали так, как они хотели. Прабхупада не видел представление, но он видел фотографии. Мы показали ему фотографии с его комнате. А он сказал:

— Вы не должны стоять спиной к Божествам.

Но вместо того, чтобы сказать «Да, Прабхупада», мы попытались объяснить, что нам сказали, что Кришна всепроникающий, и поэтому это нормально стоять к Нему спиной. Прабхупада сильно разозлился и сказал:

— Кришна всепроникающий? Тогда вы должны танцевать на крыше.

Это было очень живо. Другую удивительную вещь о спектаклях он сказал в Нью-Йорке, когда мы ставили спектакль о Кришне и Рукмини. Он сказал:

— Эти спектакли лучше, чем чтение моих книг.

Потому что мы даем книгам жизнь. И конечно же его книги должны получать жизнь.

45-19 Чандрамаули Свами

У меня было очень мало общения с Прабхупадой, но однажды я ходил на утреннюю прогулку. Я гулял в Центральном Парке с Прабхупадой. Там было много преданных, а я шел сзади. Прабхупада сказал одну вещь, которую я запомнил. Он говорил о материалистической цивилизации, о том, что все мечутся вокруг каждый по-своему. Он сказал:

— Человек бежит на четырех колесах, а собака бежит на четырех ногах. В чем же разница? Никакой разницы. То же занятие. Просто беготня. А беготня за чем? За чувственным наслаждением.

Это по сути единственное, что я помню с утренней прогулки. Я шел сзади.

45-20 Пита дас

Я слушал лекцию. Это была уже середина лекции. Прабхупада пытался сформулировать предложение, и по тому, как он делал это, я понял, что он сейчас совершит какую-то грамматическую ошибку. Мой ум сказал мне: «Посмотри, сейчас он скажет что-то грамматически неправильно, и при этом он является совершенным учителем». Тогда Прабхупада остановился. Он не стал произносить предложение, а посмотрел вниз прямо на меня. В комнате было 300 человек. Он посмотрел вниз прямо на меня. Затем он посмотрел наверх и сказал целиком предложение совершенным образом. Потом он посмотрел на меня и покачал головой. Я просто растял, слившись с полом, и подумал: «Это не могло произойти так, как я подумал». Я надеюсь, что он на самом деле не знал, о чем я подумал. Я молился о том, чтобы Прабхупада не узнал, о чем я думал. Но это было поразительно. Я подумал: «Во это да, Прабхупада совершенный учитель. Он знает».

45-21 Шукадева дас

Прабхупада не только говорил о том, что надо стать подобным пчеле, а не мухе, но и доказал это. Однажды Нара-Нарайана, которого многие знают в Лос-Анджелесе, сидел в храмовой комнате и пел. Каждый знает, или по крайней мере некоторые из нас знали, что он пел далеко не как соловей. Итак, он пел в храмовой комнате. Прабхупада спросил:

— Кто это поет?

Карандхара сказал:

— Это Нара-Нарайана, Шрила Прабхупада.

Прабхупада сказал:

— Хм… Он очень хорошо проводит время.

Прабхупада не стал прямо говорить: «Он поет как лягушка». Он сказал:

— Хм… Он очень хорошо проводит время.

45-22 Сумати даси

Это произошло тем же утром чуть раньше в храме в Бостоне, который тогда находился в очень старом доме на Норт Бикон Стрит. На стене между мужскими и женскими комнатами для отдыха были крючки. Прабхупада направлялся в мужскую комнату и заметил чьи-то четки для джапы, висящие на одном из этих крючков. Он взял эти четки и сказал:

— Эти четки плачут. Они никогда не должны висеть здесь рядом со складом. Они всегда должны быть на вашей шее или в мешочке.

Когда он сказал «Эти четки плачут», это был очень важный урок о том, насколько священными являются четки.

45-23 Пита дас

Он вошел в кукольную мастерскую и увидел всех кукол. Он посмотрел на экспонат со сменой тел и сказал:

— От детства к юношеству и к старости тело меняется, а душа остается той же. Это не индийская проблема, это не мусульманская проблема и не христианская проблема. Это всеобщая проблема. И движение сознания Кришны остановит эту смертельную деятельность. Поэтому это не сектантство и это не религия. Это способ остановить проблему рождения, смерти, болезни и старости.

После того, как Прабхупада немного поговорил, мы показали ему его мурти, которое сделал Лочан Прабху. У этого мурти задвигалась голова и Прабхупаде это очень понравилось. Тогда Прабхупада сказал:

— Я всегда буду с вами. Я буду сидеть на Вьяса-асане. Я всегда буду там в своей форме на Вьяса-асане и я никогда не уйду. Теперь вы сделали это и я никогда не уйду, я всегда буду там.

Прабхупада сказал нам, что это форма — это он, и он всегда будет там.

45-24 Дханешвара дас

Скорее всего в сентябре, вскоре после посещения Нового Вриндавана, я задал Амарендре вопрос:

— Если Прабхупада является локализованной джива-таттвой, а не кришна-таттвой, то как он может распространиться в такое количество изображений, чтобы принимать подношения?

Мы предлагали всю бхогу и молитвы изображению Прабхупады. Поэтому я спросил, как Прабхупада может присутствовать во всех этих местах и принимать подношения. Ведь джива локализована. Он сказал:

— Почему бы тебе на написать Прабхупаде письмо и не спросить его об этом?

Я был очень рад тому, что он дал мне такой совет, потому что в то время Прабхупада был очень занят. Конечно же я не хотел нагружать его какими-то вопросами. В то время движение уже было очень большим с многими тысячами преданных, и он не мог разбираться с каждым. Но когда появилась возможность написать Прабхупаде по указанию моего президента храма, я сказал:

— Хорошо, я так и сделаю.

Итак, я написал Прабхупаде этот вопрос и еще несколько, и мне пришел ответ. Он есть в книге Шикшамрита в разделе «Духовный учитель». Также его можно найти в архивах в Фолио. Это письмо от 1 декабря 1973 года, адресованное бхакте Дону. В ответ на мой вопрос о том, как Прабхупада принимает наши подношения прасада, Прабхупада сказал: «Духовный учитель присутствует там, где ученик искренне старается следовать его наставлениям. Во всех твоих эмоциях преданности и во всех твоих попытках служить мне я остаюсь с тобой так же, как мой Гуру Махараджа остается со мной. Всегда помни об этом». Иногда Прабхупада в своих письмах давал определенные индивидуальные наставления, а иногда общие. Я считаю это наставление общим. Прабхупада отвечает не только мне, но и всем преданным. И удивительным в этом является то, что Прабхупада не сказал «в твоих успехах» или «в твоих достижениях». Нет, он говорит «во всех твоих попытках» и «во всех твоих искренних чувствах преданности» я всегда с тобой. Это удивительный ответ и я всегда помню его.

45-25 Праджапати дас

На первой утренней прогулке был один интересный момент. Прабхупада задал всем нам вопрос, но я его не расслышал и поэтому не смог ответить. Он спросил:

— А что если ум захотел бы дать нашим глазам зрение?

Я задумался, что значит этот вопрос… Через много лет я понял, когда вставало солнце, что мы не может видеть без помощи солнца. Наши глаза полностью зависят от солнечного света или электричества или еще чего-то. И также внутри нас свет сознания, Сверхдуши, позволяет нашим глазам видеть. В этом смысле мы полностью зависим от Кришны. Необходимость в Боге возникает от того, что мы полностью зависим от Кришны. И Прабхупада доказал нам это. Все, что мы делаем, мы принимаем как само собой разумеющееся. Возьмем к примеру зрение. Оно полностью зависит от Кришны. Мы не можем видеть независимо. Мы не можем ничего делать независимо. В этом наша болезнь. Майа существует не в окружающем нас мире, но, как Прабхупада пишет в книге «Кришна» в молитвах Господа Брахмы, майа, иллюзия, находится в наших чувствах, уме и разуме. Поэтому мы все видим сквозь неправильное зрение. Но когда у нас есть сознание Кришны, мы видим, что все является энергией Кришны. Прабхупада не был Кришной. Но он был настолько близок к Кришне, насколько может приблизиться живое существо. Он был полностью прозрачен по отношению к Кришне, как к примеру Иисус Христос или Мухаммед или еще какой-то лидер большого религиозного движения. И я считаю, что опасно с одной стороны преуменьшать Прабхупаду, а возвышать еще кого-то, а с другой стороны провозглашать Прабхупаду Верховной Личностью. На самом деле он является Верховной Личностью Слуги Бога, как это объявляется в Чайтанья Чаритамрите.

45-26 Пита дас

Затем Прабхупада увидел гандхарвов и спросил:

— Что это?

Мы сказали:

— Это гандхарвы.

Прабхупада сказал:

— У гандхарвов нет крыльев. Только у Гаруды есть крылья. Это его уникальная особенность.

Мы подумали: «О, значит у ангелов нет крыльев». Так было со Шрилой Прабхупадой. Мы узнавали о каких-то вещах, о которых думали определенным образом. Но Прабхупада говорил нам: «Нет, это не так».

45-27 Шукадева дас

Однажды у Хари Шаури зазвонил будильник (дословно на английском «часы с сигналом тревоги»). Прабхупада сказал:

— Что это за звук?

Он сказал:

— Это будильник, Шрила Прабхупада.

Прабхупада сказал:

— А кто в опасности?

Я помню, как посмотрел на Хари Шаури и подумал: «Вот это да! У моего духовного учителя есть чувство юмора!» Мы не могли поверить в это, потому что мы никогда не слышали, как Прабхупада использовал игру слов или говорил что-то с сарказмом. У Прабхупады не было такой привычки. Но тут он сказал:

— А кто в опасности?

И мы засмеялись. У нашего духовного учителя есть чувство юмора!

45-28 Чандрамаули Свами

Прабхупада сказал, что среди четырех телесных потребностей — еды, сна, совокупления и обороны — самое опасное для преданного — это пересыпание. Он сказал:

— Оно ведет к остальным. Во-первых, если вы спите слишком много, вы на самом деле теряете много времени, которое должно быть использовано в служении Кришне. А во-вторых это усиливает привязанность к еде и совокуплению.

Это было для нас шоком. Мы не думали, что именно сон является самым опасным.

45-29 Сарвабхавана дас

Однажды в 1976 году я был в храме в Калькутте. Арати только закончилось и я собирался зайти в комнату Шрилы Прабхупады, чтобы позвать его на вечернюю лекцию. В здании, в котором тогда был храм, были деревянные венецианские жалюзи, которые можно было слегка отодвинуть и видеть сквозь них. Поэтому до того, как войти в комнату, я заглянул туда. В это время пели молитвы Нрисимхе. Прабхупада сидел ко мне спиной и на нем были маленькие гирлянды от маленьких божеств Радхи-Говиндаджи, которые он повесил на свои уши. Он покачивал головой, и гирлянды тоже покачивались, и похоже было, что ему это нравится. Он был полностью погружен в свой трансцендентный мир. Но он тотчас же сказал:

— Да, пожалуйста, заходите.

Не думаю, что я издал какой-то звук. Но это Шрила Прабхупада. Это невероятно — он был тут, но в то же самое время полностью был поглощен Кришной.

45-30 Джагадживан дас

Мы остановились около бетонного резервуара с двумя крокодилами. Прабхупада знал, кто из них был мужской особью, а кто женской. Он как-то мог их различить. Он сказал:

— Это самец.

В тот самый момент этот крокодил открыл свою огромную пасть, а Прабхупада сказал:

— Ооо, нет еды.

Это было великолепно, потому что все было вовремя. Затем он сказал:

— Он приглашает нас.

Это было чувство юмора Прабхупады.

45-31 Пита дас

Он сделал замечание по поводу птиц и по поводу всей атмосферы Вриндавана, а когда он услышал, как идет арати, он сказал:

— Это совершенство человеческой жизни — быть пуджари. Это высшее служение, которое может совершать человек — быть пуджари. Потому что несмотря на материальное тело, вы служите Верховной Личности Бога. Вы будите Его, вы омываете Его, вы одеваете Его, вы кормите Его. Это именно та деятельность, которой мы занимаемся в духовном мире. Но уже в этом мире у вас есть возможность заниматься этой деятельностью. Это совершенство человеческой жизни. Нет ничего выше, чем быть пуджари.

Я всегда слышал от своих духовных братьев, что распространение книг является высшим служением, и оно на самом деле является очень возвышенным служением. Но Прабхупада говорил, что на абсолютной платформе высшим служением является вечное служение Кришне. А это и есть способ вечно служить Кришне. Если вы являетесь пуджари, вы уже достигли своего конституционального положения, даже находясь в самсаре. Вы освобождены. Прабхупада сказал:

— Этот человек освобожден.

45-32 Праджапати дас

Однажды он рассказал нам о том, как он остается в сознании Кришны. Он сказал:

— В моей комнате у меня есть мриданга, и я могу сидеть и играть на ней. А когда я устаю, я иду и занимаюсь переводами. Когда я заканчиваю, я иду к фисгармонии и пою песни. Затем у меня корреспонденция. Один за другим каждый вид деятельности связан с Кришной.

45-33 Сумати даси

Сатсварупа, Сухотра и я раз в неделю проводили радио-шоу в Северо Восточном Университете Бостона. Это была достаточно большая радиостанция с большой аудиторией. Мы брали историю из книги «Кришна», Сатсварупа писал небольшой сценарий, мы отправлялись на станцию и устраивали инсценировку по радио в течение часа. Это было каждую неделю. Однажды, когда Прабхупада был в Нью-Йорке, Сатсварупа показал ему кассеты с записями последних трех или четырех шоу. Сатсварупа всегда играл Кришну, Сухотра играл разных демонов, а я была мамой Яшодой. Мы включили историю о том, как Кришна покорил змея Калию. Когда мама Яшода увидела, как Калия обмотал Кришну, она выкрикнула Его имя в полном отчаянии. Я по-настоящему взывала имя Кришны. Шрила Прабхупада сказал Сатсварупе:

— Останови кассету.

Он спросил:

— Кто это?

Сатсварупа сказал:

— Это Сумати.

Прабхупада сказал:

— Скажи ей, чтобы она всегда взывала к Кришне таким образом.

Это моя любимая история, которую я стараюсь хранить в своем сердце, несмотря на то, что я не взываю к Кришне таким образом.

45-34 Джагадживан дас

Также я помню историю, которая произошла в Каракасе. В Каракасе у меня было больше всего общения, потому что там было не много англоговорящих преданных. Поэтому у меня была там дополнительная возможность общаться. К Прабхупаде пришел индиец. Он болтал какие-то глупости. Прабхупада сказал ему:

— Я вам хочу сказать одну вещь. Пока вы говорите, я повторяю Харе Кришна.

Можно было видеть, как адамово яблочко у Прабхупады двигалось. Он на самом деле повторял. Киртанийах сада хари. Постоянное повторение Харе Кришна. Кто-то может сказать: «Прабхупада читал определенное количество кругов». Но Прабхупада постоянно повторял. Когда он сказал это, я понял, что Прабхупада постоянно воспевал славу Кришны, даже несмотря на то, что этот парень говорил разные глупости. Возможно он косвенно говорил этому парню: «Ты говоришь глупости, поэтому я просто повторяю Харе Кришна». Так или иначе, я принимаю это и так и так. Но я понял, что Прабхупада постоянно повторял Харе Кришна.

45-35 Шукадева дас

Пушта Кришна сказал:

— Прабхупада, что мне сделать с этим жуком?

Я подумал: «К кому во вселенной, к кому в этом городе на Гавайях мы можем прийти и спросить, что делать с этим жуком?» Например, если вы пойдете к мэру Гавайев или к губернатору, сможете ли вы спросить его: «Что мне делать с этим жуком?» Он посмотрит на вас как на сумасшедшего человека: «Зачем вы мне спрашиваете об этом? Раздавите его. Сделайте что хотите». Вы не сможете прийти к президенту Соединенных Штатов и спросить: «Что мне делать с этим жуком?» Но вот он задает этот вопрос Прабхупаде, а Прабхупада не посмотрел на него как на сумасшедшего, он не посмотрел на это как на что-то странное. Прабхупада сказал:

— Отпусти его в окно.

Пушта Кришна пошел к окну и выпустил туда жука. Прабхупада сказал:

— Это вайшнав. Вайшнав добр ко всем живым существам. Он не будет никого давить.

Мы были изумлены. «Прабхупада, что мне сделать этим жуком?» Прабхупада наполнил это событие сознанием Кришны. «Это вайшнав. Вайшнав добр ко всем живым существам. Он не будет никого давить».

45-36 Джагадживан дас

Мы гуляли и он остановился около экскрементов. Он сказал:

— Они думают, что сухие экскременты лучше. Эти экскременты не так плохи. Точно так же они говорят, что умирать насильственной смертью — это не хорошо, но умирать тихой смертью — это очень хорошо.

45-37 Пита дас

После того, как вы уже находились с Прабхупадой в течение какого-то времени, вы привыкали к физическому состоянию Прабхупады, которое поначалу казалось очень ужасающим. Мы стояли вокруг постели Прабхупады, и когда заходили новые преданные и видели Шрилу Прабхупаду, они начинали плакать. Это было настолько трогательно, что мы все тоже начинали плакать, видя как они плачут при первой встрече со Шрилой Прабхупадой в таком состоянии. Итак, мы все начинали плакать. В какой-то момент Прабхупада сказал:

— Почему вы все плачете?

Мы сказали:

— Шрила Прабхупада, мы плачем от того, что вы так больны. Мы боимся того, что вы уйдете.

Прабхупада сказал:

— Я никогда не уйду от вас. Я буду жить вечно в своих книгах. Так что нет причин плакать. Все люди умирают, это естественно. Когда молодой человек умирает, значит есть какая-то ошибка, потому что молодой человек должен дожить до старости. Он должен умереть когда состариться. А в моем случае это естественно. Поэтому не плачьте.

Тогда один преданный сказал:

— Но Шрила Прабхупада, мы плачем потому, что мы не сможем быть без вас. А когда вы уйдете, мы не будем знать, как общаться с вами.

Прабхупада сказал:

— Я буду общаться с вами через ваше сердце. Я буду приходить к вам в ваших снах как чайтья-гуру. Я буду общаться с вами в ваших снах как чайтья-гуру.

Это было немного противоречиво, потому что я думал, что мои духовные братья не одобрят эту идею. Но Прабхупада сказал об этом. Прабхупада сказал прямо там, что он будет общаться с нами в наших снах. Иногда Прабхупада говорил:

— Все ваши матери очень хорошие. У вас у всех очень хорошие матери. У всех юношей здесь очень хорошие матери.

Мы подумали: «Но наши матери едят мясо». Прабхупада сказал:

— Потому что сын получает свои качества от матери. Вы все очень хорошие преданные, поэтому я знаю, что у всех у вас очень хорошие матери.

Прабхупада делал нам комплименты. Прабхупада говорил:

— Мой Гуру Махараджа оставил свое тело, недовольный своими учениками, которые не следовали его наставлениям. Он был недоволен. И он ушел от этого недовольства. Но я не чувствую недовольства по отношению к вам. Я очень вами доволен. Никогда не думайте, что вы меня не радуете. Я очень доволен своими учениками. И я очень счастлив иметь общение с вами. Это очень хорошее общение.

Мы подумали: «Правда?» Прабхупада обучил нас сознанию Кришны таким образом, что ему нравилось общаться с нами.

45-38 Сумати даси

Я была совсем новенькой. Но мне нравилось воспевать, и я воспевала уже в течение двух лет с тех пор, как услышала мантру по радио в мюзикле «Волосы». Я никогда не встречала преданных, я не знала о том, что есть преданные. Я даже не знала о том, что Кришна — это имя Бога. Эта песня просто стала моей любимой с того момента, как я впервые услышала ее. Я просто полюбила эту песню и пела ее все время. Итак, мы приехали в Новый Вриндаван и я просто потерялась. Я никого не знала. До этого в Вашингтоне я общалась только с четырьмя или пятью брахмачари, которые жили там. И когда мы приехали в Новый Вриндаван, я была предоставлена сама себе. Я помню, как сидела на лекции по «Бхагавад-гите», которую читал преданный Ишана. Из того, что он говорил, я помню следующее:

— Если вы хотите сделать какое-то служение, но не уверены, чем вам заняться, просто помолитесь Прабхупаде и он пошлет вам что-то.

Позже тем же днем я сидела снаружи под деревом и пыталась читать «Бхагавад-гиту», но я просто не могла ее понять. Итак, я сидела там и вдруг я вспомнила слова Ишаны. В своем уме я помолилась: «Шрила Прабхупада, пожалуйста, пошли мне какое-то служение». И мгновенно ко мне подошла одна женщина и сказала:

— Сегодня вечером будут проходить три свадьбы. Могли бы вы сходить на поле и собрать цветов?

Я сказала:

— Да, с удовольствием!

Я честно почувствовала, как Шрила Прабхупада шел за мной. Я практически видела его. Но я точно чувствовала его присутствие. Для мне это было что-то очень-очень мистическое и чудесное, потому что в то время у меня не было никакого ощущения Прабхупады или Кришны. Я была совсем новенькой. Но я поняла, что он присутствовал там. Это было очень могущественно и любовно и удивительно.

45-39 Праджапати дас

Это было утро после того, как Прабхупада посмотрел одно из танцевальных представлений по «Бхагавад-гите», о которых я рассказывал. Итак, на следующий день во время утренней прогулки Прабхупаде устроили экскурсию по складам Би-би-ти. Один преданный на автопогрузчике задел лампы на потолке и все стали извиняться перед Прабхупадой. Все очень нервничали в присутствии Прабхупады. Но затем Прабхупада стал говорить о представлениях. Он сказал:

— Пусть они просто танцуют, пусть они просто рисуют. Если им нравится что-то делать, пусть они делают это для Кришны. Это самое важное.

Эта фраза есть в небольшой книге, которая вышла вместе с записью этой беседы. Меня там не было, но я был очень рад услышать о том, что Прабхупада говорил о спектаклях и ему они очень нравились. Прабхупаде нравилась система, когда во время спектакля или танцев был рассказчик, так, что мы могли показывать представление на любом языке. Танцорам не приходилось учить испанский или русский или еще какой-то язык. Ведущий рассказывал историю на нужном языке, а танцоры просто показывали представление. Мы показывали Прабхупаде танцевальное представление по «Бхагавад-гите» дважды. После первого раза он сказал, что надо показывать проекции на экране. Например, если речь шла о мудреце, который сидит в лесу, надо было сзади показать соответствующее изображение. В течение небольшого времени мы пытались делать слайд-шоу, но потом прошел год или два, и когда мы снова показывали представление, у нас опять не было проекций. И Прабхупада отметил тот же момент. Очевидно, он считал это важным. Если вы представляете «Бхагавад-гиту» с Кришной и Арджуной, вы должны видеть то, о чем идет речь.

45-40 Шукадева дас

Прабхупада был в храмовой комнате. Прабхупада сидел на сцене, а справа от Прабхупады был Господь Джаганнатх. Это было в храме на бульваре Ла Сьенега. После лекции один христианин стал рассказывать какую-то глупую философию. А Прабхупада на него даже не смотрел. Прабхупада просто сидел и смотрел на Господа Джаганнатха, как-будто этого парня даже не существовало. Но Прабхупада слушал все, о чем он говорил. Затем Прабхупада посмотрел на него и сказал:

— Христос сказал: «Не убий!» Почему вы убиваете?

Тогда я был еще новым преданным, и конечно же мясоедом. Когда Прабхупада это сказал, я так испугался, что моментально отбросил идею мясоедения. Все в храмовой комнате просто замерли, а этому христианину нечего было ответить. У него было достаточно времени на то, чтобы ответить. Но ему нечего было сказать.

— Христос сказал: «Не убий!»

Прабхупада не просто сказал это. Он прокричал это. Он не сказал это. Он прокричал это.

— Христос сказал: «Не убий!» Почему вы убиваете?

И энергия от этих слов Прабхупады действовала немедленно. Не нужно было учить никакую философию, не надо было ничего запоминать или впитывать. Прабхупада был настолько могущественен, что когда он сказал это, ваша реализация возникала мгновенно. Вы больше никогда уже не могли подумать о том, чтобы есть мясо в присутствии Шрилы Прабхупады. Его речь можно было сравнить с холодным ветром и с деревом, на котором осталась пара листиков. И эта пара листиков полностью сдувалась ветром с дерева. Прабхупада сдул все глупости с этой личности, и все, кто находились рядом утвердились в том, чтобы больше никогда не есть мясо.

45-41 Праджапати дас

Мы пошли на встречу с Прабхупадой по поводу танцевальной труппы. Он рассказал немного о принципах танцев и спектаклей. И на следующий день он попросил меня прийти снова. Он хотел поговорить о теологии. Он сказал:

— Позовите всех санньяси.

Все эти парни собрались в комнате Прабхупады и он стал говорить о христианстве и о сознании Кришны. Он сказал:

— Если христиане хотят поклоняться Иисусу, просто сделайте для них два алтаря. Один алтарь для поклонения Иисусу, а другой для Радхи и Кришны.

Я сказал:

— Прабхупада, а может будет лучше, если будет один алтарь для Господа Иисуса, а другой для вас?

Прабхупада очень скромно отказался. Но моя идея была в том, что Прабхупада находится в той же категории, что и Иисус Христос. Он является Гуру для всего мира.

45-42 Джагадживан дас

Также я снимал в Каракасе встречу с двумя юристами. Один из них был с бородой. Я думаю вы видели эту запись. Прабхупада проповедовал им об ответственности — о разнице между законами государства и законами природы. Иногда по законам государства вас могут не осудить, но по законам природы, если вы убьете муравья, тогда на вас возбудят дело. Он говорил об этом двум адвокатам.

45-43 Пита дас

Я помню, как однажды вошел Кришна дас Бабаджи. Он был великим преданным. Акинчана Кришна дас Бабаджи. Он был духовным братом Прабхупады. Он постоянно общался и смеялся. Он зашел. Прабхупада много говорил с ним на бенгали. Но я помню, что когда он только зашел, Прабхупада сказал:

— Бабаджи Махарадж, посмотри на моих учеников. Посмотри, как они продвинуты. Посмотри, как они меня любят. Посмотри, как внимательно они слушают каждое мое слово. Они слушают каждое слово, которое я говорю. Они очень послушны и очень преданны мне. Посмотри, насколько они продвинуты.

Бабаджи Махарадж сказал:

— Да, они продвинуты.

Я подумал: «Не могу понять. Причем тут продвинутость?» Но позже через много лет я вспоминал об этих событиях, которые происходили в комнате Прабхупады. Я вспоминал разные моменты. И я постоянно вспоминал о том, как Прабхупада говорил о нашей продвинутости, хотя там присутствовало два парамахамсы. Я полон материальных желаний. Мой ум в те дни думал о разных глупостях, даже худших, чем сейчас. Но Прабхупада говорил о том, что мы продвинуты. И он объяснил, почему мы продвинуты: «Они очень внимательны ко мне. Они очень сильно меня любят. Они очень преданны мне. Они очень сильно хотят меня удовлетворить. Они слушают каждое мое слово». Тогда я понял, кто такой продвинутый преданный. Продвинутый преданный это тот, кто очень внимателен к Шриле Прабхупаде, кто очень предан Шриле Прабхупаде, кто слушает каждое его слово. Это продвинутый преданный. Это то, чему учил меня Прабхупада. Он учил всех нас, но для меня таково значение его слов. И мне потребовались многие годы, чтобы понять это. Много лет.

45-44 Чандрамаули Свами

Однажды Прабхупада говорил о решимости. Это было здесь, в Новом Вриндаване. Один преданный спросил его:

— Прабхупада, что если у нас не будет решимости?

Прабхупада сказал:

— Тогда вы животное. Животные не могут быть решительными. Как только они слышат какой-то звук, они убегают в страхе. Поэтому недостаток решимости значит жизнь животного. Поэтому вам надо иметь решимость, иначе вы не сможете оставаться в сознании Кришны.

Он очень ясно и серьезно подчеркнул этот момент: «Если вы не можете стать решительным, вы являетесь животным».

45-45 Пита дас

Однажды у Шрилы Прабхупады собралось много преданных, в особенности людей, которых Прабхупада называл «ритвик-ачарьями прозрачными к предыдущему ачарье». Я никогда не слышал, чтобы Прабхупада обращался к одиннадцати преданным, которых он просил давать инициации, как «гуру». Прабхупада называл их «ритвик-ачарьями прозрачными к предыдущему ачарье». Это то, что говорил Шрила Прабхупада. Преданные говорят разные вещи. Сейчас все разделились на правых и левых. Есть преданные правого крыла, и есть преданные левого крыла. Но Шрила Прабхупада называл их «ритвик-ачарьями прозрачными к предыдущему ачарье». Он часто говорил об этом с преданными — с Госвами Махараджем, с Бхаванандой, с Сатсварупой. В течении очень продолжительного времени он объяснял им, чего он хотел от них — как инициировать и как затем вести учеников. И уже все понимали, что новые ученики буду их учениками. И я был очень удивлен увидеть в письме от 9 июля 1977 года имена новых учеников, которые войдут в число учеников Прабхупады, потому что когда я был в комнате, у меня сложилось впечатление, что новые люди станут учениками моих духовных братьев, а Шрила Прабхупада станет их «гуру-дедушкой». Он даже использовал это слово — он должен был стать «гуру-дедушкой». Кроме того все постоянно записывалось. Как только Прабхупада начинал говорить, они включали диктофон. А потом выключали его. Прабхупада не говорил так же много, как раньше, когда его здоровье было хорошим. В основном он сидел тихо, и казалось, что он практически спит или отдыхает. Диктофон находился рядом с его головой, и как только Прабхупада начинал говорить, они включали его. Поэтому на записях постоянно слышны щелчки.

45-46 Сумати даси

Больше всего меня поражало и до сих пор всегда поражает его любовь к Кришне и его вера и его абсолютная преданность. Я слышала в его голосе любовь к Кришне, когда он говорил о Кришне. С одной стороны я очень боялась Прабхупаду, потому что он также был очень суровым и преданные должны были очень-очень строго следовать правилам и предписаниям. И я этого боялась. Но в то же самое время, когда бы Прабхупада ни говорил в особенности о Кришне, в его голосе чувствовалась огромная любовь, которая дала мне веру в Кришну — в то, что Кришна настоящий. И эта вера продолжает усиливаться. Я чувствую огромную благодарность к Прабхупаде. Я уже не такой хороший ученик, но я благодарю его каждый день за свою жизнь и за то, что Кришна присутствует в моей жизни, и что все мои близкие друзья — это преданные Кришны. И я надеюсь, что когда-нибудь я снова буду хорошим учеником, хорошей дочерью.

45-47 Чандрамаули Свами

То, что мне больше всего запомнилось в Шриле Прабхупаде — это слово, которое Прабхупада всегда использовал — уверенность, или можно еще сказать определенность или убежденность. Когда он что-то говорил, это не было похоже на то, что он выдвигает какую-то гипотезу или теоретизирует. Это было просто факт. Когда он говорил о чем-то, то можно было понять, что это истина. Его чистота сопровождала его послание. И в то же самое время он представлял все как факт. Не стояло и вопроса о том, чтобы оспорить его слова. Просто факт. И меня убедила его уверенность. Мне кажется именно это поразило меня больше всего — его убежденность. И его чистота — он был чистым преданным Господа. Когда он говорил о чем-то со своей убежденностью и чистотой, нечего было возразить. Это меня убеждало. Для меня это самое выдающееся качество, которое я могу вспомнить. Меня по-настоящему привлекла к Прабхупаде его убежденность. Потому что чаще всего, когда вы слышите, как говорят философы и другие люди, в их словах присутствует некая доля сомнения. И даже если они не сомневаются, когда они говорят, в той или иной мере они пытаются убедить себя и одновременно вас. С Прабхупадой было по-другому. «Это так и никак иначе». Мне нравилось это. И когда кто-то говорит таким образом, это поражает меня и я привлекаюсь к этому. Когда Прабхупада говорил, это было очень могущественно. Поэтому у меня нет никаких проблем со всем, о чем он говорил. У меня никогда не возникало никаких вопросов, потому что я видел, что это уникальная личность.

45-48 Пита дас

В какой-то момент у Шрилы Прабхупады в комнате собрались все преданные — Бхавананда был там, Гирирадж Махарадж по-моему приехал из Непала, Джаяпатака Махарадж был там, Сатсварупа Махарадж был там, Джаядвайта Махарадж был тогда брахмачари, Панча-Дравида, который сейчас известен как Джанардана Махарадж в группе Говинды Махараджа в матхе Шридхара Махараджа. Все они собрались там. В какой-то момент Прабхупада сказал:

— Среди моих учеников я не вижу никого, кто обладал бы моими качествами. Но когда я смотрю на того или другого, некоторые качества я вижу. А когда я смотрю на группу из них, некоторый процент моих качеств безусловно присутствует. Поэтому у меня есть некая надежда на то, что это движение будет продолжаться. И ваша любовь ко мне будет проверена тем, насколько хорошо вы сможете работать вместе.

Я чувствовал как Прабхупада говорил, что не какая-то конкретная личность, а Джи-би-си — это группа преданных, которые должны собраться вместе. И тогда у нас будет некий процент качеств Шрилы Прабхупады. Даже Джи-би-си все вместе смогут дать только некий процент качеств Шрилы Прабхупады. Это я услышал непосредственно от самого Прабхупады. Итак, в Джи-би-си мы имеем некий процент качеств Шрилы Прабхупады. Поэтому у нас есть надежда на то, что это общество будет продолжать свое существование. И мы видим, что в течение 30 лет оно продолжается. И оно будет продолжаться. Затем Прабхупада сказал, что если ученики, которым он дал санньясу, падут после его ухода, то им больше никогда нельзя давать санньясу. Он сказал:

— Если вы сделаете это, их падение будет повторяться вечно.

Он сказал:

— Если санньяси падает, ему больше никогда нельзя давать санньясу. Только я могу сделать это. Только я могу восстановить их. Вы не можете восстановить.

Это указание, которое дал Прабхупада. Затем Шрила Прабхупада сказал еще одну вещь. По-моему все это произошло в тот же день в том порядке, в котором я рассказываю. Прабхупада сказал:

— Я хочу, чтобы один миллион долларов положили на определенный счет, и я хочу, чтобы эти деньги никогда не снимали. Эти деньги должны пойти на то, чтобы восстановить святые места, в которых Господь Чайтанья совершал свои игры — гупта и лупта — скрытые или потерянные. Мы хотим их восстановить и вернуть.

Затем преданные спросили:

— Шрила Прабхупада, какие места? Те, что в Бенгалии, Банглашеде, или в Ориссе? Какие надо восстановить в первую очередь?

Прабхупада сказал:

— Сначала те, что в Бенгалии. Но до этого, до того, как мы восстановим какое-либо из этих святых мест, я хочу, чтобы матх моего духовного брата Шридхара Махараджа был завершен. Он всю свою жизнь трудился, чтобы установить этот матх — Шри Чайтанья Сарасвати Матх. Я хочу, чтобы эта работа была завершена до его смерти. Я хочу, чтобы он увидел это. Поэтому до того, как мы начнем восстанавливать святые места, эти деньги должны пойти к нему.

45-49 Сарвабхавана дас

В марте-апреле 1977 года после фестиваля Гаура Пурнимы Прабхупада приехал в Бомбей. Мы все уже слышали, что Шрила Прабхупада чувствовал себя не очень хорошо. В то время храм в Бомбее уже открылся, но еще велись работы в башнях-близнецах, в которых сейчас гостиница. Также в правой башне находятся комнаты Прабхупады. Мы все вышли к воротам, чтобы встретить машину со Шрилой Прабхупадой. Я воспользовался возможностью и запрыгнул на переднее сидение, потому что там было немного места. Там был Шрила Прабхупада, также Гопал Кришна Махарадж, Сурабхи Махарадж (архитектор) и по-моему Хари Шаури Прабху. Я сидел спереди, но смотрел назад. Шрила Прабхупада сидел там. Черты его лица были немного притянуты, потому что он был нездоров. Когда мы проезжали мимо башен-близнецов, Прабхупада посмотрел направо и увидел как они прошли мимо, но он ничего не сказал. Затем он повернул голову вперед. Мы подъехали и остановились напротив его старых апартаментов в двухэтажном здании, в котором в то время размещалось Би-би-ти. Как только машина остановилась мы все выпрыгнули, открыли багажник, чтобы вытаскивать его багаж, а Прабхупада продолжал сидеть в машине на том же месте. Началась суматоха, мы стали носить вещи. И когда весь багаж Прабхупады был занесен наверх, Сурабхи или кто-то из преданных сказал Прабхупаде:

— Прабхупада, мы перенесли наверх весь ваш багаж. Вы можете идти.

Он сказал:

— Это не мое место. Это не мой дом. Мои комнаты там, в башнях-близнецах. Почему вы привезли меня сюда?

Это немного смутило Сурабхи Махараджа, потому что его комнаты еще не были завершены. Он попытался как-то увильнуть от ответа и стал заламывать руки:

— Прабхупада, так-то и так-то…

Но он сказал:

— Нет, я не буду жить здесь. Ты пообещал мне, что там будут мои комнаты. Отвези меня туда.

И он продолжал сидеть. Он не повысил свой голос, не сделал ничего такого. Он вел себя очень спокойно. Все снова поднялись, принесли вещи, развернули машину и подъехали к гостинице. В те дни лифт не мог дойти до нижнего этажа, потому что эта часть не была завершена, но у нас был паланкин. Тотчас же принесли паланкин и двое из нас подняли Прабхупаду на первый этаж, с которого уже можно было подниматься на лифте. По-моему комнаты Прабхупады были на 4 или 5 этаже. Мы все поднялись и вошли. Конечно же комнаты не были готовы. Мрамор не был отполирован и везде была грязь. Окна не были вставлены, и на этой высоте дул сильный ветер с моря, которое находилось в 50 метрах оттуда. Мы принесли кресло для Прабхупады и он сел. Мы провели Гуру-пуджу и омыли его лотосные стопы. Сурабхи Махарадж провел Гуру-пуджу. Он хотел как-то исправить свою ошибку. Но в тот день удача была не на его стороне, потому что он не мог зажечь лампаду. Ее все время задувало. Он вел себя очень неловко. Тем временем он распорядился, чтобы убрались на другой стороне. В конце концов он смог завершить Гуру-пуджу и к этому времени убрались в приемной комнате Прабхупады, постелили небольшой ковер и поставили маленький столик и асану для Прабхупады. Прабхупада тихо зашел и сел там. Большинство преданных попросили покинуть комнату и нас осталось около 10 человек — старшие преданные, такие как Гопал Кришна Махарадж, Гирирадж Махарадж, который в то время был брахмачари, и также другие преданные. Мы расселись. Мы все ожидали грозу, потому что там творился полный беспорядок — стоял шум, окна не были вставлены, работа не была завершена. Мы все сели с опущенными головами, а Прабхупада сидел перед нами. Прабхупада тоже опустил свою голову. Мне кажется это продолжалось в течение нескольких минут, время потеряло свое значение, стояла полная тишина. В конце концов Прабхупада поднял свою голову и начал говорить не просто тихим, а очень мягким и нежным голосом. Он сказал:

— Все вы так сильно стараетесь, чтобы удовлетворить этого старика, который так быстро раздражается. Я стар и кроме того я нездоров, поэтому даже мелочи раздражают меня. Но все вы так терпеливы.

Около 10 минут он продолжал говорить таким образом. И я скажу вам, что я думал, что я единственный, кто плакал, но когда я обернулся, то увидел, что у всех на глазах были слезы, включая Прабхупаду. Это было настолько сладко, насколько удивительно, что невозможно было не полюбить такую личность. Это один из самых прекрасных опытов, которые у меня были.

45-50 Пита дас

Я помню, как в другой раз Шрила Прабхупада в своей комнате общался со своими духовными братьями. Он сказал:

— Я единственный сын моего Гуру Махараджа. Я единственный сын. Сын наследует дело отца. И среди моих духовных братьев я единственный, кто унаследовал дело моего отца. Остальные мои духовные братья подобны дочерям, потому что дочь остается в доме отца. Они не продолжают дело. Они остаются в доме отца. Поэтому все они дочери. Но у Прабхупады был только один сын. У моего Гуру Махараджа был только один сын, и это я. Поэтому я единственный сын моего Гуру Махараджа. Все мои духовные братья — это дочери.

Затем он сказал:

— Гаудия-матх очень сильно отклонился от нашего духовного учителя. Но тем не менее они остаются лучшими представителями Господа Чайтаньи на этой планете, после меня.

Поэтому вслед за Шрилой Прабхупадой они были лучшими. Первый — это Прабхупада, а вторые — это Гаудия-матх. Таково видение Прабхупады.

В тот же раз Прабхупада говорил со Сварупой Дамодаром. Он сказал, что есть четыре типа рождения — рождение из яйца, рождение из пота, рождение из утробы и рождение из семени. Он сказал:

— Есть четыре типа рождения, но ученые говорят, что жизнь происходит от соединения химических элементов. Но она рождается четырьмя путями — из семени, из пота, из утробы и из яйца. Жизнь происходит из жизни, — он подчеркивал этот момент, — Ученые не могут понять «Бхагавад-гиту». Ученые не могут понять стих из «Бхагавад-гиты» брахма-бхута прасаннатма на шочати на канкшати. Они не могут понять, что брахма-бхута — это самореализованная личность. Он чувствует счастье внутри. Даже если его тело полностью разрушено, он в экстазе. Я эта личность брахма-бхута.

Это последние слова, которые сказал Прабхупада нам, когда он говорил с нами: «Я эта личность брахма-бхута».

45-51 Чандрамаули Свами

Прабхупада говорил о своем вечном цвете тела. Он сказал:

— Мой цвет золотой с оттенком красного.

И если мы изучим священные писания, то обнаружим, что это цвет Нитьянанды. Цвет тела Нитьянанды золотой, но у него есть оттенок красного. И Прабхупада сказал, что таким был его цвет. Я больше не хочу ничего добавлять, но это то, что он сказал. Опять же, это был один из тех моментов.

45-52 Пита дас

Я помню, как в какой-то момент Прабхупада сказал, что всю жизнь он молился о том, чтобы оставить еду, сон, совокупление и оборону. Вы можете представить себе такую молитву Кришне? «Дорогой Кришна, пожалуйста, позволь мне оставить еду, сон, совокупление и оборону». Прабхупада сказал:

— Всю свою жизнь я молился Кришне о том, чтобы оставить еду, сон, совокупление и оборону. Я уже оставил оборону и совокупление. И теперь благодаря этой болезни мне приходится оставить еду и сон. Поэтому Кришна в конце концов ответил на мои молитвы. И теперь я потерял обоняние. Это значит, что скоро придет смерть. Потому что когда уходит запах, то скоро приходит смерть.

Но можете вы представить себе молитву Кришне о том, чтобы оставить эти вещи? Прабхупада раскрывал нам свою истиную природу. Он полностью освободился от еды, сна, совокупления и обороны. Еду и сон немного сложнее оставить, но он сделал это.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)