Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 44
44-01 Гокуларанаджана дас
Мою первую встречу с ним можно сравнить с несколькими примерами. Один из них может быть довольно грубый, но когда мы росли в 50-х, мы смотрели черно-белое телевидение. После этого цветное телевидение нам показалось очень привлекательным. Когда я впервые увидел Прабхупаду, это было подобно тому, как я в первый раз увидел цветной телевизор. Все остальное казалось черно-белым или оттенками серого. Другой пример я считаю более подходящим. Это был первый раз, когда я увидел реальность. Потому что Прабхупада в действительности знал, кем он является. Это была единственная личность из тех, которых я знал, кто находился в реальности. Он знал, кто такой Бог, он знал, почему я нахожусь здесь, и он знал, какова его цель. Я ходил на несколько театральных и драматических курсов в колледже, на которых постоянно обсуждался вопрос внутреннего монолога, мотивирующего вас и объясняющего, почему вы делали то, что делали, и помогающего быть эффективными в своих действиях. Я видел, что каждое движение Прабхупады было пропитано преданностью. Даже когда он просто шел, чтобы увидеть Божеств Радху-Говинду в Нью-Йорке, он шел, чтобы увидеть Кришну. Он не просто проходил на виду у людей, он шел, чтобы увидеть Кришну, все было наполнено преданностью. И ни одно движение не было поверхностным. Все было очень рациональным.
44-02 Удаянанда дас
В предыдущий день я получил брахманическую инициацию непосредственно от Шрилы Прабхупады, что было для меня несомненно очень экстатичным. Итак, первым утром, когда я читал свои гаятри мантры, я подумал о том, чтобы пойти на озеро Мичиган, потому что мы находились в Эванстоне. Северо-восточный университет находился в нескольких кварталах от нас, и там же находилось озеро Мичиган. Также там был прекрасный парк, который посадили вдоль берега. Я подумал, что пойду на озеро и когда встанет солнце, я прочитаю гаятри мантры. Итак, я повторил там круги, приготовился к тому, чтобы повторить свои гаятри мантры, как вдруг подъехал Форд Линкольн Континенталь. Итак, двери открылись и появилась Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Прабхупада находился от меня где-то в 30 ярдах. Я воскликнул: «Джая Шрила Прабхупада!» и принес свои поклоны. Но Прабхупада стоял ко мне спиной. Все санньяси вышли. Брахмананда и Сатсварупа были там. Все они собрались, и когда все были готовы, Прабхупада повернулся и пошел в мою сторону. Тем временем я разложил листы с гаятри мантрами, потому что я еще их не выучил, и стал повторять свои гаятри мантры. А Прабхупада проходил мимо. Проходя мимо меня, Прабхупада спросил:
— Почему он не приносит поклоны?
На самом деле я принес поклоны, но в тот момент Прабхупада стоял ко мне спиной. Это был очень важный урок для меня. Он сказал:
— Почему он не приносит поклоны?
Преданные сказали ему:
— Прабхупада, он повторяет свои гаятри мантры.
Прабхупада сказал:
— Какой смысл в таком повторении, если духовный учитель проходит мимо, а вы не приносите ему поклоны?
Я не услышал это, иначе несомненно я бы сразу принес свои поклоны. Так или иначе, Прабхупада сказал это. И затем он продолжил свой путь. А я пытался как можно скорее закончить все, чтобы пойти на прогулку. Судама знал меня. Прагхош был в его группе, а мы были друзьями с детства. Итак, он знал меня. Я закончил читать гаятри мантры и побежал, чтобы догнать их и участвовать в утренней прогулке. Судама увидел, как я приближаюсь, и переместился в конец группы. Я спросил:
— Махарадж, можно я тоже пойду?
Он сказал:
— Почему ты не принес свои поклоны?
Я сказал:
— Я принес.
Он сказал:
— Когда?
Я сказал:
— Когда Прабхупада вышел из машины, я принес свои поклоны.
Он сказал:
— Но Прабхупада этого не видел.
И затем он рассказал мне, что сказал Прабхупада. У меня тотчас же остановилось дыхание, я почувствовал удушье. Я подумал: «О, Боже, какой смысл мне жить теперь?» Я на самом деле носил это в себе очень долгое время. Также произошла другая вещь, когда Прабхупада отчитал меня однажды, когда я был во Вриндаване. И через 25 лет после этого случая во время Вьяса-пуджи я написал подношение, прославляющее Прабхупаду. Я написал: «Вы отчитали меня за то, что я сделал это, и на самом деле это помогало мне всю жизнь». Потому что с тех пор я приношу свои поклоны и до и после повторения гаятри мантр. Если я сижу перед Божествами когда открывается занавес, и я вижу джагад гуру, сидящего на алтаре, я приношу поклоны. Иногда я вижу преданных, которые повторяют гаятри мантры в то время, как открывают занавес алтаря и появляются Божества и Прабхупада, а они просто продолжают сидеть и повторять. Тогда я вспоминаю: «В чем смысл такого повторения?» Итак, я написал это подношение Прабхупаде спустя 25 лет, в первую очередь прося прощение у Шрилы Прабхупады за то, что я совершил оскорбление, а также благодаря Шрилу Прабхупаду. Это было всего несколько слов, которые наполнили мое сердце такой любовью и признательностью к духовному учителю, что я больше никогда не вел себя с ним фамильярно или пренебрежительно. Никогда больше. Даже несмотря на то, что я не относился к нему в тот момент пренебрежительно, после этого случая я удвоил свою решимость ценить возможность нахождения рядом с джагад гуру.
44-03 Арджуна дас
Когда Шрила Прабхупада приехал на Маврикий, премьер-министром был Сэр Сивусагур Рамгулам, и один из его приспешников был хорошим другом преданных. В те дни настроение апартеида перетекло из Южной Африки на Маврикий, хотя официально апартеида не было. Тем не менее несколько французских семей держали на службе все остальное население. Когда Рамгулам услышал, что Прабхупада побудил белых людей склониться перед ним, он был очень этим впечатлен. Поэтому они хотели, чтобы Прабхупада приехал. Рамгулам попросил преданных, чтобы они составили письмо, которое побудит их духовного учителя приехать. Преданные подсказали ему, и он написал Прабхупаде: «Ваше Святейшество, пожалуйста, приезжайте сюда и благословите наш остров и привезите ваше Движение Сознания Кришны». И он подписал его: «Глава государства». Я узнал, слушая Брахмананду на ваших превосходных кассетах, что Прабхупада с неохотой в то время путешествовал. Но так как его пригласил глава государства, он согласился. Его встретил прямо с самолета и сопроводил г-н Тилак, министр сельского хозяйства, и его очень хорошо приняли в ВИП-гостинице, в которой останавливаются главы зарубежных государств. Это был первый раз, когда Прабхупаду таким образом принимали. Первые слова, которые сказал Прабхупада, были «йад йад ачарати шрештхас тад тад эветаро джанах» — что бы ни делал лидер, обычные люди будут этому следовать. На самом деле я провожу исследование, чтобы написать книгу об этом визите Прабхупады. В течение всего визита он медитировал на это. Он дал много наставлений о том, как установить совершенное общество сознания Кришны. На самом деле г-н Тилак привел около 40 членов парламента и дипломатов на встречу с Прабхупадой и за 40 минут он дал им план того, как установить совершенное идеальное общество. Затем он попросил преданных отправить эту запись в журнал «Обратно к Богу» и в январе 1976 года они издали небольшую выдержку из нее. Но к сожалению кассета потерялась. Ее больше нет в архивах. Но Шрила Прабхупада очень удивительно говорит о том, что ведическое общество основано на любви, и в таком маленьком месте, как Маврикий, можно установить совершенное общество. Он сказал, что в высокоиндустриальном государстве такое уже невозможно. Но он сказал, что в таком месте, как Маврикий это возможно. Он сказал: «Нам не нужно изобретать ничего нового. Пример совершенного ведического общества уже дан в ведической истории. Совершенное общество основано на любви, а не на законе. Если население вас любит, они автоматически захотят следовать вашим законам. В первую очередь должна быть любовь. Поэтому мы должны поставить Кришну в центр. Бхагавад-гита учит тому, что если мы будем править в соответствии с Бхагавад-гитой, то общество станет совершенным». Это было прекрасно.
44-04 Гьянагамья дас
Сатсварупа пригласил меня на одну утреннюю прогулку в Далласе. Мы отправились в достаточно благоустроенный район Далласа, и в одном месте мы увидели надпись «Осторожно, собака». Прабхупада прокомментировал:
— Осторожно, собака.
И все поняли, что он говорит о человеке, который живет в этом доме, а не о собаке. У Прабхупады было невероятное чувство юмора и великое чувство сарказма.
44-05 Бахушира дас
После ухода Прабхупады в 1977 году мы продолжали заниматься библиотеками, но в 1978 году Патита Уддхарана в Бомбее обратился ко мне. Сатсварупа попросил его помочь ему с Лиламритой. Тогда я сказал:
— А чем ты занимаешься?
Он сказал:
— Я не уверен, что с этим справлюсь. А ты хочешь?
— Конечно, я был хотел этим заняться.
Затем я связался с Сатсварупой, он дал мне диктофон, дал мне немного денег и сказал:
— Встреться с несколькими людьми в Индии и возьми у них интервью.
Я сказал:
— Замечательно!
Моя проблема была в том, что я не мог оставаться долго в одном месте. Если я приезжал и не находил нужного человека, то я уезжал, и затем снова возвращался, чтобы встретиться с ним. Один раз я поехал в Дели к одному пандиту, который был первым учеником Прабхупады — Ачарья Прабхакара Мишра. Он был ученым санскрита, и также очень образованным человеком — он был магистром искусств, доктором наук и так далее, и также он был учителем санскрита. Когда Прабхупада ездил в Джханси, он сказал Ачарье Прабхакаре:
— Я приехал сюда потому, что увидел тебя во сне и понял, что мне надо приехать. Поэтому я приехал в Джханси и встретил тебя.
Итак, он был там. Он был очень культурным человеком. Меня поразили его манеры поведения. Он был очень аккуратным, очень хорошо себя вел и очень ясно выражался, так как был ученым. Когда Прабхупада находился там с ним, они вместе занимались бхаджаном, организовали маленькую Ратха-ятру, а также устраивали программы в небольших деревнях, находившихся неподалеку. Ачарья Прабхакара сказал, что одним вечером на Кришна Джанмаштами в 1954 году они поехали в Дели, затем они вернулись, немного отдохнули, и когда он проснулся в час ночи, он услышал, как Прабхупада играет на мриданге в храмовой комнате. Это было очень экстатично. Поэтому он поднялся наверх по лестнице, и когда он увидел там Прабхупаду, Прабхупада скакал по храмовой комнате, совершая киртан. На нем была очень длинная гирлянда до самых стоп, и он в полном блаженстве воспевал. Ачарья Прабхакара посмотрел и счел это довольно странным, потому что гирлянда состояла из цветов кадамба, которые трудно было найти в Джханси, они очень редки в этой местности. Но другая интересная вещь это то, что цветы кадамба обычно совсем не большие, размером с мячик для гольфа, но на гирлянде Прабхупады они были размером с теннисный мячик. Кроме того в комнате стоял аромат, который он как санскритолог называл апракрит — нематериальная атмосфера. Он хотел спросить Шрилу Прабхупаду: «Что это такое? Откуда это? Такую гирлянду нельзя купить на рынке». Он сказал, что атмосфера была наполнена ароматом с райских планет. Но Прабхупада не ответил. Он просто продолжил петь киртан, танцуя по комнате. Следующим утром он спросил Шрилу Прабхупаду: «Что это было? Откуда вы достали эту гирлянду, откуда возник этот аромат? И почему вы были в таком блаженстве?» Шрила Прабхупада сказал:
— Я почувствовал любовь к Кришне и воспевал для Него. Тогда Он появился и дал мне эту гирлянду. А я стал подходить, чтобы коснуться Его стоп, но Он исчез. Так все было. Поэтому я и танцевал по храмовой комнате.
Прабхупада плакал. Ачарья Прабхакара сказал, что иногда Шрила Прабхупада пел киртан по три дня подряд, не принимая никакую пищу и не ложась спать. Он просто пел киртан без перерыва. Он не рассказывал подробностей. Но Шрила Прабхупада пел киртан и занимался этим интенсивно. Таково было его настроение. Я рассказываю это потому, что это очень важно, так как показывает, каким образом Шрила Прабхупада иногда занимался своим бхаджаном. Он делал это очень интенсивно. Мы, обычные преданные, никогда не слышали о том, что Шрила Прабхупада пел по 2 или 3 дня подряд. Иногда мы слышали о том, что он не ел в течение долгого времени, особенно в конце жизни. А здесь он совершал киртан в течение долгого времени без еды и сна. И это было поразительно. Другой вещью является то, что в результате его бхаджана появился Кришна. Я принял слова Ачарьи Прабхакара близко к сердцу как истину, потому что по природе Ачарья Прабхакара был очень верующим человеком. Это главное, что можно рассказать об Ачарье Прабхакаре. В Лиламрите можно прочитать гораздо больше и подробнее, но слышать это было очень вдохновляюще.
44-06 Джаяпатака Свами
Шрила Прабхупада сказал нам, что Лалит Прасад Тхакур, брат его духовного учителя Ом Вишнупада Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, напряг в какой-то момент отношения. Они прекратили общение. Но до этого они какое-то время были вместе. Шрила Прабхупада совершил визит вежливости, чтобы увидеть его. Меня послали туда заранее, чтобы я разузнал, какова ситуация с местом рождения Бхактивинода Тхакура. Он жил в месте, которое называлось Двадаша Мандир в Бирнагаре. Оно называлось Двадаша Мандир потому, что там было двенадцать маленьких красивых храмов Шивы вдоль дороги. Бхактивинода Тхакур провел большую часть своего детства там. Там есть манговое дерево, под которым он сидел. Это очень красивое место. Итак, я поговорил с Лалит Прасадом Тхакуром. Он соглашался на то, чтобы ИСККОН сделал что-то. Затем Прабхупада поехал туда и обсуждал это с ним. Там было около 25 гектаров земли и похоже было на то, что он был согласен отдать нам половину. Мы могли иметь там храм и сделать что-то с местом рождения Бхактивинода Тхакура, которое находилось на берегу небольшого пруда. Но в тот момент на месте рождения был малюсенький храм с выбитой дверью и очень плохим ремонтом. Прабхупада практически заплакал, когда он увидел это. Поначалу казалось, что все складывается. Затем Прабхупада приехал во второй раз, чтобы завершить все договоренности. Лалит Тхакур является очень чистой душой, ему было в тот момент 97 или 98 лет (по-моему он прожил 101 или 102 года). Весь день он просто повторял мантру без остановки. Наверху на втором этаже были Божества, и также у него была библиотека со всевозможными книгами Бхактивинода Тхакура. У него были ученики, и одной из его близких учениц была очень пожилая женщина, старше 60 или 70 лет, которую звали Бхакти Ма. Было очень поразительно видеть человека из совершенно другой эпохи. Он рассказал свою историю. Он всю жизнь оставался брахмачари и никогда не женился. Он работал на правительство где-то до 50 лет. Я не помню, чем он занимался, он был каким-то офисным сотрудником в правительстве в белых одеждах. Затем он ушел в отставку. Всю свою жизнь он занимался садхана-бхакти. Было очень приятно слышать, что у Бхактивинода Тхакура было больше одного ребенка, активного в сознании Кришны. У него было много учеников. Он занимался проповедью через нама-хатты в Бангладеше и определенной части Бенгалии. У него был один ученик по имени Шачинандана, который активно проповедовал в деревнях. Такая была обстановка. Он сидел в своей маленькой комнате на кровати и практически не двигался. В этом возрасте он почти не двигался. Он даже принимал омовение в постели. И несмотря на то, что он ходил в этом месте в туалет, там стоял аромат роз, а это не является чем-то обычным.
(Оператор: Вы чувствовали это?)
Я чувствовал, что в комнате не было неприятного запаха. Это то, что я могу сказать. Но такая личность окружена разными людьми. Я думаю, что он изначально склонялся к тому, чтобы согласиться, чтобы Прабхупада что-то сделал, но некоторые из его последователей настояли на том, чтобы не давать землю. Это то, какое у меня сложилось впечатление. Во второй раз мы с Прабхупадой ехали по дороге в Калькутту или Майапур. Это место находилось в часе езды от Маяпура. Прабхупаде предложили место для сидения и он стал говорить о развитии места рождения Бхактивинода Тхакура. Но на этот раз царило уже совсем другое настроение. Было заявлено, что они не хотят дать часть земли и заключать какие-либо соглашения с ИСККОН. Очевидно у них не было никаких ресурсов. Они занимались небольшой проповедью в деревнях, они чувствовали энтузиазм в его присутствии что-то делать, но у них не было возможностей или денежных средств чтобы развивать место рождения Бхактивинода Тхакура. Прабхупада вышел из себя, он очень расстроился. Ведь Бхактивинода Тхакур был очень великой личностью, и он заслуживает, чтобы был построен удивительный памятник в честь его величия. Также Прабхупада говорил о библиотеке, о выставке, об ашраме, о возможностях для проповеди, о ремонте храма на месте его рождения. Но все отменили без какой-либо причины. Не было дано никакой причины. Конечно, если бы они сами могли это сделать, был бы другой разговор. И в какой-то момент Прабхупада внезапно разгорелся. Он очень громко стал говорить:
— Разве это не греховно? Разве это не греховно, когда кто-то может развить место рождения Бхактивинода Тхакура, но ему не позволяют?
Или он говорил наоборот:
— Разве это не греховно? Вы не можете сделать этого. Кто-то не может развить место рождения Бхактивинода Тхакура и они не позволяют это сделать тем, кто может. Разве это не греховно?
То есть вопрос был такой — это место было в их собственности, но они не могли ничего сделать, а мы могли сделать, но они нам не позволяли. То есть не предвиделось никакого развития, все оставалось в заброшенном состоянии. И даже до сих пор оно еще в худшем состоянии, чем было тогда. Прабхупада повторил это четыре или пять раз очень громко, не то, чтобы крича, но на один уровень ниже — очень пронзительно и громко он задавал этот вопрос. Никто ничего не ответил. Тогда он вышел. Нас было несколько человек — секретарей и помощников. Он повернулся и сказал:
— Так как я задал это в форме вопроса, это не было оскорблением.
Он разговаривал с братом или духовным братом своего духовного учителя, но он был помещен в такую ситуацию, когда Бхактивинода Тхакур по его мнению был оскорблен. Поэтому он сказал, что имел право задать такой вопрос, и благодаря тому, что это было вопрос, это не было оскорблением. Если бы он осуждал: «Вы глупцы, вы не даете, и так далее», тогда это было бы оскорблением. Но это было вопрос: «Разве это не оскорбительно? Разве это не оскорбительно? Разве это не греховно?» Это было интересное понимание того, как человек может спрашивать, даже очень яростно, но технически это не будет оскорблением.
44-07 Гокуларанаджана дас
Одним утром по каким-то причинам все пытались как можно скорее выкарабкаться из машин, и на несколько минут или несколько секунд мы с Трипурари и Прабхупадой остались наедине. Какие-то утки крякали. Я просто рассказываю, как было. Прабхупада повернулся к нам и сказал:
— Мы должны спасти этих мудх.
Он говорил о кряканье материалистов. Затем Трипурари сказал:
— Шрила Прабхупада, правда ли, что духовный учитель вернется, если ученик падет?
Прабхупада сказал:
— Да, но не пользуйтесь этим.
Он сказал это очень ясно.
44-08 Удаянанда дас
Я участвовал в группе Радха-Дамодара чуть больше двух лет. Время от времени Прабхупада общался с нами. Он встречался с нами в разным местах — в Чикаго, в Атланте, на Ратха-ятре в Сан-Франциско. Когда мы были в Атланте, Прабхупада дал нам личный даршан. Он подчеркивал важность жизни брахмачари. Он говорил о том, насколько важно в духовной жизни быть брахмачари. Он сказал нам:
— Если вы останетесь брахмачари, — он вдохновлял нас на это, — если вы останетесь брахмачари, то с вероятностью 75% вы вернетесь обратно к Богу в этой жизни. Если вы примите грихастха-ашрам, тогда 25%. Поэтому вы должны стараться смотреть на всех женщин как на матаджи, мать, и обращаться к ним таким образом: «Моя дорогая матаджи». Это очень почтительное обращение. Это означает, что так же, как вы любите и уважаете свою собственную мать, точно так же матаджи является одним из наших гуру. Человек не должен становиться отцом или матерью, если он не становится пита-гуру или мата-гуру. Если вы обращаетесь ко всем женщинам как «матаджи», вы не будете смотреть на них как на объект чувственного наслаждения.
44-09 Арджуна дас
Хари Шаури Прабху болел, и его подменил Годрум дас брахмачари, мой хороший друг, чтобы делать массаж, потому что Годрум был также одним из телохранителей. У него было сильное тело. Я помню, как Годрум подошел и сказал мне:
— Боже, Шрила Прабхупада читает мысли.
В первый раз он делал массаж Шриле Прабхупаде, а у Прабхупады была мягкая грудь, и это заставило его подумать о женской груди. Тотчас же Прабхупада сказал:
— Привлекательность иллюзорной энергии принимает форму женской груди.
Годрум был потрясен тем, что Прабхупада прочитал его мысли. Он вернулся ко мне и сказал:
— Боже, я не квалифицирован для этого служения.
44-10 Гокуларанаджана дас
Прабхупада указал своей тростью на горизонт и сказал:
— Вы видите этот город? Но не только этот город, а все города очень скоро будут разрушены. Вы знаете, почему?
Все в нерешительности задумались, но Тамал Кришна очень быстро сказал:
— Потому что они не знают, как выращивать пищу.
Мне кажется, что все остальные искали какую-то эзотерическую причину, но он дал практическую причину, и Прабхупада сказал:
— Да.
Это очень важно. И это является главной целью наших сельхоз общин, но мы все еще пытаемся понять, в чем их важность.
44-11 Удаянанда дас
Прабхупада зашел и сел на Вьяса-асану. Преданные находились в особенно экстатическом настроении в тот день. Они воспевали около часа. Была грандиозная Гуру-пуджа. Они воспевали и воспевали и воспевали. Все танцевали в экстазе. В конце, когда они принесли поклоны, Прабхупада произнес молитвы «джая ом». Затем Прабхупада дал речь. Он сказал:
— Если вы будете проводить эту Гуру-пуджу каждый день, если вы будете приходить на эту Гуру-пуджу каждый день со своими духовными братьями и сестрами, тогда любые сложности, которые возникают между вами, моментально рассеются. Все проблемы между вами будут разрешены благодаря проведению Гуру-пуджи.
Прабхупада подчеркивал важность Гуру-пуджи. И у меня также был личный опыт того, что когда вы по-настоящему участвуете в Гуру-пудже, вы по-настоящему цените своих духовных братьев и сестер, и в особенности вы цените Шрилу Прабхупаду.
44-12 Джаяпатака Свами
Иногда мне выпадала удача ехать со Шрилой Прабхупадой из Калькутты, а иногда я ждал его в Майапуре. Однажды выстроился целый караван машин, которые ехали из Калькутты. Есть один небольшой манговый сад, который является частью большого мангового сада, но этот маленький кусочек был выкуплен преданным. Это всегда было любимым местом Шрилы Прабхупады для пикника. Каждый раз мы выезжали рано утром и останавливались там на завтрак-пикник. По дороге к этому месту случилась одна интересная история. Прабхупада заметил изображение Кришны и Баларамы на лобовом стекле машины. Он спросил преданных:
— Кто сильнее — Кришна или Баларама?
Кто-то говорил, что Баларама сильнее, потому что Он старший брат. А другие говорили, что Кришна. Тогда Прабхупада сказал:
— Посмотрите, Баларама опирается Своей рукой на плечо Кришны. То есть Кришна поддерживает Балараму, поэтому Он сильнее.
Итак, мы приехали в манговый сад. В этот раз один из духовных братьев Прабхупады, Дамодар Махарадж, был с нами. Прабхупада попросил расстелить коврики, также у него был маленький портативный столик, и он принимал прасадам с Дамодар Махараджем. Он сказал, что остальные тоже могут принять прасадам, но мы сидели немного поодаль от них. Для Прабхупады был собран завтрак, и так все мы участвовали в пикнике в саду. Я помню, как Прабхупада поделился с Дамодар Махараджем фруктами, и после он попросил преданных дать Дамодар Махараджу воды. Но Дамодар Махарадж сказал:
— Нет, после фруктов нельзя пить воду.
Тогда Прабхупада сказал:
— Можно. Но секрет в том, чтобы съесть сладость. Сначала надо съесть сладость, а после сладости вам надо попить воды.
Если вы пьете воду после фруктов, то она вымывает все питательные вещества от фруктов, но если вы съедаете сладость, тогда она каким-то образом сохраняет питательные вещества от фруктов, и они не будут смыты водой. Поэтому если вы чувствуете жажду после фруктов, то просто съешьте вкусный махапрасадный сандеш или расагулу, вспомните Шрилу Прабхупаду и повторите «Харе Кришна», и попейте немного воды.
44-13 Гокуларанаджана дас
Также я помню, как Трипурари задал еще один вопрос. Шел разговор о том, можно ли жать руку карми, когда мы распространяем книги. Вопрос был а том, получаем ли мы от этого их карму. Трипурари спросил об этом Прабхупаду. Прабхупада ответил:
— Надеюсь, что нет.
44-14 Бахушира дас
Кайлаш Чандра дас получал посвящению в Чикаго. У него был достаточно тяжелый характер контролирующего — экзальтированный Марс, очень жесткий. Шрила Прабхупада мог видеть всех насквозь. Поэтому Шрила Прабхупада видел и его насквозь. Когда он подошел, чтобы поклониться, ему было сложно это сделать. Это был очень деликатный момент, потому что в этот момент он терял свое чувство контролирующего. Когда он поклонился, Прабхупада сказал:
— Твое имя Кайлаш Чандра дас. Дас! Дас! Тысячу раз дас! Не Бог! Дас!
Кайлаш Чандра затрясся когда приносил поклоны. Прабхупада его просто вбивал. И когда он встал, он был настолько поражен тем, как Прабхупада обращался с ним, что он думал: «И что мне теперь с этим делать?»
44-15 Удаянанда дас
Президенты храмов и Джи-Би-Си и санньяси были с Прабхупадой на утренней прогулке. Прабхупада шел со своей тростью по направлению к Ганге. Некоторые лидеры воспользовались возможностью для того, чтобы пожаловаться Прабхупаде:
— Этот человек в моей зоне делает то-то… Он не авторизован…
Другой выходил и говорил:
— Такое-то происходит… Эти люди делают то-то и то-то…
Один за другим люди предъявляли свои жалобы и злословили. Прабхупада шел со своей тростью и ничего не говорил. Затем вдруг Прабхупада остановился, опустил вниз трость, развернулся, широко махнул тростью и сказал:
— Все вы, все вы пришли просто чтобы разочаровывать. А я пришел только для того, чтобы вдохновлять.
И затем он снова это сделал:
— Все вы пришли просто для того, чтобы разочаровывать. А я пришел только для того, чтобы вдохновлять.
Затем он повернулся и продолжил прогулку. Все прабху вдруг стали говорить:
— Пожалуйста, примите, мои смиренные поклоны, прабху.
— Пожалуйста, примите мои.
— Пожалуйста, простите мои оскорбления.
Я принял это близко к сердцу и подумал: «Если я буду помнить это, что бы со мной в жизни не произошло и с кем бы я ни общался, я думаю, что мог бы произвести лучшее впечатление, следуя этому наставлению Шрилы Прабхупады».
44-16 Гокуларанаджана дас
Прабхупаде пришлось ждать своего рейса. Он сидел в зале ожиданий. Джая Шачинандана Прабху спросил, может ли он спеть бхаджан или киртан для Прабхупады. Я не помню, какой именно, но это был один из классических известных бхаджанов, которые пел Прабхупада. Он мастерски воспроизвел каждую интонацию, каждый слог именно так, как это делал Прабхупада. Прабхупада постоянно оборачивался и смотрел на него, и когда он закончил, Прабхупада наклонился к нему и сказал:
— Ты слушаешь очень хорошо.
Я подумал, что это очень интересно. Он не сказал: «Ты воспеваешь очень хорошо». Он сказал: «Ты слушаешь очень хорошо». Прабхупада говорил, что его духовный учитель сказал ему, что его квалификацией было то, что он слушал: «Ты умеешь слушать и слышать».
44-17 Удаянанда дас
В Чикаго Прабхупада провел большую церемонию установления Божеств Гаура-Нитай. Это было в 1975 году. Было по-моему 4 пары Божеств Гаура-Нитай, которые поместили в каждый автобус. Прабхупада говорил о санкиртане и о распространении книг. На лекции он говорил о том, как Вишвамитра Муни совершал тапасью в течение 60000 лет. Суровую тапасью. Он сказал:
— Итак, вы можете получить такое же самое благо, как от этой тапасьи, но всего за несколько дней санкиртаны. Несколько дней санкиртаны равны 60000 лет тапасьи Вишвамитры Муни.
Все воскликнули: «Харибол!» Это милость Шрилы Прабхупады, который дал нам этот великий процесс.
44-18 Гьянагамья дас
Когда гурукула в Далласе закрылась и все уже знали, что она должна переехать, я стал искать какое-то другое служение. Я заниматься там санкиртаной, уборкой храма и так далее. Я стал обращаться к Джи-Би-Си с идеей снимать фильмы. Я подготовил предложение и обратился с ним к Джи-Би-Си. Джи-Би-Си естественно стал уклоняться, и тогда я обратился непосредственно к Прабхупаде. Я поговорил с ним об этом во Вриндаване. Он никогда не горел энтузиазмом снимать фильмы. Я написал ему несколько писем, а он ответил: «Гитлер, Наполеон и все эти люди вели широкую пропаганду, а какой результат? Никакого. Их больше нет». Он подчеркивал распространение книг. Я пытался ценить это по достоинству, но я учился кинематографу в колледже и был решителен в этом. Я до сих пор пишу сценарии. Но в тот момент этому не суждено было случиться. Помню, как я беседовал с Прабхупадой об этом. Я прислал ему набросок сценария к фильму. Хари Шаури сказал:
— Это юноша, который прислал вам набросок.
Я увидел полное уныние на лице Прабхупады и почувствовал полное опустошение. Это было настолько сокрушительно, что я подумал: «О, Боже, что я делаю?» Итак, это было во Вриндаване. Атрея Риши был единственным в Джи-Би-Си, кто старался вдохновить меня на идею снимать фильм. Он говорил:
— Почему бы тебе не приехать в Иран, не получить работу и не набраться навыков?
Я сказал:
— Хорошо.
В то время Нава Йоувана работал с ним. Нава Йоувана занимался мультимедийными слайдшоу. Поэтому он подумал о том, что я мог бы с ним сотрудничать. Итак, мы поехали туда, и мы с Навой подружились. Затем Прабхупада приехал в Иран. Это была одна из его последних остановок в последнем кругосветном туре. Он приехал в Иран, и я снова представил ему идею съемки фильма. По-моему именно тогда Прабхупада проявил сильное разочарование. На самом деле во Вриндаване он сказал:
— А кто тебя останавливает? Кто тебя останавливает от этого?
Он понимал очень-очень хорошо, что у меня были свои собственные преграды, которые мешали мне делать то, что я якобы хотел. Это был очень удивительный опыт. Также у меня был другой опыт в Индии. Первый раз я приехал в Индию в 1976 году для участия в пандале в Дели. Это был очень комический опыт с Прабхупадой. Меня всегда Прабхупада ругал. Однажды я сел во Вриндаване, и Прабхупада показал мне жестом: «Накрой свои стопы». Я накрыл свои стопы. Но в другой раз, когда я не успел даже еще сесть, он указал мне: «Накрой свои стопы». Он помнил мою ошибку. Так или иначе, в Дели произошла очень странная вещь. Была большая программа в пандале. Прабхупада пошел за кулисы в конце пандала. А меня назначили одним из многих телохранителей, чтобы сдерживать толпу. Когда я стоял, две девушки слева от меня кинулись к стопам Прабхупады, когда он находился примерно в 6 или 8 футах от меня. Они кинулись к стопам Прабхупады как пикирующие бомбардировщики, что в Индии является обычной вещью. Прабхупада шел, а за ним следовала его свита, и я подумал: «О, Боже, Прабхупада споткнется о них, а все, кто идут сзади, упадут на него». В моем уме развернулся самая невообразимая картина. Я потянулся к этим девушкам, пытаясь схватить их. Я не дотронулся до них, и даже не приблизился к ним, но Прабхупада сказал:
— Зачем ты толкаешь? Зачем ты толкаешь?
Я подумал: «О, Боже». Все остановились, и всё остановилось. Мне казалось, что сзади за этим наблюдает еще сотня человек. Прабхупада смотрел на меня в полном гневе и в полном недовольстве: «Зачем ты толкаешь?» Позже, когда я кого-либо толкал, я всегда вспоминал эти ситуацию. Я думал: «О, Боже». Он просто предупреждал меня. На самом деле у меня не было намерения толкнуть девушек, я не толкал их, они просто кинулись туда, а я пытался сдержать их, но это было бесполезно. Так или иначе, я оказался в полубессознательном состоянии, и Даянанда подошел ко мне и сказал:
— Ты получил настоящую милость.
А я подумал: «Это была милость?» Но я почувствовал облегчение. Так или иначе, эти опыты с фильмами, с пикирующими преданными, с накрытием стоп, с письмами о съемках фильмов и так далее — все эти личные наказания устроил Кришна, потому что мое ложное эго было больше, чем у кого-либо еще. И Он устроил так, чтобы духовный учитель разгромил меня. В какой-то момент я воспринимал это негативно, особенно когда моя садхана начала слабеть несколько лет назад, я стал думать как брат может подумать о брате: «Мама тебя больше любит. Меня она так не любила». Я придумывал много историй. Но в конечном счете я понял, что это моя история. После некоторого копания в себе я понял, что Прабхупада на самом деле любил всех своих учеников, независимо от их ошибок или проблем, и он хотел, чтобы они вернулись к Богу. В противном случае он бы вообще не потрудился прийти. И если он проявлял по отношению к нам какое-то раздражение, то это было благом для нас, чтобы мы попытались действовать сообща. Я чувствую большое блаженство от того, что у меня было такое общение с Прабхупадой. Если бы он вдохновлял меня или льстил мне, я бы, наверное, усомнился в его восприятии еще больше. Так действуют неуверенные в себе люди. Он подарил мне совершенно невероятную жизнь, все то, чем я занимался в ИСККОН, все места, которые я посещал, а также основные служения, садхану, программы, воспевание, общение с преданными и всё вообще. Никто, кроме чистой личности не мог бы дать такое другим. Никто, кроме абсолютно чистой личности. Это не могло исходить от человека, у которого есть хотя бы какая-то примесь жадности или эгоизма. Это фактически то прославление, которое у меня есть по отношению к Прабхупаде. Для всех нас он был удивительным маяком света, показывая то, чего от нас хочет Кришна. Кришна хочет, чтобы мы вернулись к Нему в духовный мир. И беспокойство Прабхупады о нас и его усилия показывают нам это.
44-19 Гокуларанаджана дас
Я вступил в должность президента храма в 1976 году. Балаванта стал Джи-Би-Си, поэтому я стал президентом храма. Я привык уже к тому, что нахожусь под руководством старшего духовного брата. И теперь я почувствовал, что поднялся до уровня своей некомпетентности. Я думал: «Неужели все будут оставаться только благодаря мне?» Я просто чувствовал себя одиноким. Я нуждался в руководстве какого-то старшего духовного брата. Итак, я медитировал на это в течение нескольких месяцев, и затем мне выпала возможность встретиться со Шрилой Прабхупада во время Ратха-ятры в Нью-Йорке. Я уже начал набираться смелости, чтобы сказать: «Шрила Прабхупада, знаете, для меня это большая честь служить в качестве президента храма, но мне кажется надо подумать о ком-то другом. Я не уверен, что компетентен или готов к этому». Я думал таким образом. Я чувствовал себя одиноким. Я продолжал думать об этом снова и снова. Итак, я зашел к нему в комнату, принес свои поклоны, посмотрел наверх, а Шрила Прабхупада уже вел беседу. Я не знаю, о чем шла речь до этого. Я думал: «Сейчас я все скажу». Но Прабхупада посмотрел прямо на меня и сказал:
— Одно скажу, даже несмотря на то, что я был в чужой стране и не знал никого, я никогда не чувствовал себя одиноким.
Он сказал это с огромным состраданием. А я подумал: «Как он узнал?» Он сказал:
— Покуда я следовал наставлениям своего духовного учителя, я знал, что он находится в моем сердце.
Мне больше нечего было сказать. Я понял, что надо остаться на какое-то время президентом храма.
44-20 Удаянанда дас
Мы выходили из двери. Нас было около 80 человек. Мой дорогой друг Прагхош Прабху остановился, подошел к Прабхупаде и сказал:
— Шрила Прабхупада, огромное спасибо вам за то, что привезли нас в Шри Дхам Майапур.
Прабхупада сказал:
— Шри Дхам Маяпур это ваш дом. Это ваш дом. Это дом для всех вас. На самом деле запад только для проповеди и чувственных наслаждений. Поэтому, когда вы не проповедуете, вы должны быть дома в Шри Дхаме Майапуре.
44-21 Джаяпатака Свами
После приветственного слова он спустился вниз по лестнице и сел на кресло. Он отдыхал, отклонившись на спинку. Он взял свой золотой бокал, поднял его высоко, отпил немного воды и вздохнул с облегчением и удовлетворением. Он сказал:
— Пребывать в Майапуре — это так замечательно. Жить в Майапуре или умереть в Майапуре — одно и то же.
Мы все подумали: «Жить или умереть — это одно и то же? Как это, Шрила Прабхупада?»
Он сказал:
— Майапур — это духовный мир, поэтому если вы живете в Майапуре, вы живете в духовном мире. Но если вы оставляете свое тело в Майапуре, если вы умираете в Майапуре, вы отправляетесь в духовный мир. Поэтому это одно и то же.
44-22 Бахушира дас
Прямо здесь в Майапуре около здания Лотоса выстроились все шесть автобусов. Шрила Прабхупада вышел на утреннюю прогулку. Он пошел к главным воротам, потом налево, потом направо, а потом он возвратился назад по главной дороге. Я чувствовал слабость от диареи. Я подумал: «Я не засну на лекции если до нее немного отдохну. Я не хочу засыпать перед Шрилой Прабхупадой. Я не хочу засыпать». Я подумал: «Если Шрила Прабхупада подойдет сюда, в какой автобус он заглянет?» Я хотел перехитрить духовного учителя, думая, что нахожусь на его уровне. Поэтому я подумал, что он проверит сначала автобус Гаргамуни, который стоял первым. Может он проверит последний или центральный. Но он точно не будет проверять второй с конца. Это был наш автобус — автобус библиотечной группы. У меня был ключи и я забрался туда. Я хотел там поспать. Через минуту открылась дверь и я увидел Гаргамуни и Прабхупаду, смотрящих на меня. Гаргамуни просто испепелял меня взглядом. Я посмотрел наверх и сказал: «О, Боже». Я принес свои поклоны и сказал:
— Простите, Шрила Прабхупада, я приболел.
Он сказал:
— Ооо…
И затем он ушел. Я подумал: «О, Боже. Я подумал, что смогу перехитрить чистого преданного. Но вы никогда не сможете перехитрить чистого преданного. Он знал, что надо проверить именно второй автобус с конца». Это был урок для меня, что вы никогда не сможете перехитрить своего духовного учителя. Это был еще один чрезвычайно важный для меня урок от Шрилы Прабхупады.
44-23 Удаянанда дас
Была ночь полнолуния осенней поры шарат, которая называется Раса-пурнима. В это время Кришна совершает Свою раса-лилу с гопи. Панча-Дравида Махарадж зашел и сказал:
— Шрила Прабхупада, вы хотите послушать главы из раса-лилы?
Прабхупада сказал:
— Да, это будет замечательно.
Махарадж сел. Там пять глав. Итак, он начал читать. Чтение этих глав занимает примерно 3 часа. В этот момент я массировал стопы Прабхупады. И после этого я каждый день массировал стопы Прабхупады. Так или иначе я стал массажером стоп Прабхупады. Итак, я был в Шри Вриндаван Дхаме на Раса-пурниму у лотосных стоп джагад-гуру в Кришна-Баларам Мандире и слушал раса-лилу Кришны и гопи с Его Божественной Милостью. Он читал и читал, а я думал: «Не может быть ничего выше этого. И если я совершил хотя бы какие-то благочестивые деяния, тогда я должен умереть прямо сейчас. Если я умру прямо сейчас, это будет совершенство, если я благочестив. Если у меня есть хоть какое-то благочестие». Но конечно же я настолько греховен, что по прошествии 25 лет я все еще жив. Но тогда я думал: «Да, это оно, это совершенство — слушать Кришна-катху и служить лотосным стопам джагад-гуру во Вриндаване». Итак, Махарадж читал и читал и читал, а все слушали. Я посмотрел на Шрилу Прабхупаду, а Прабхупада закрыл свои глаза. Тогда я подумал: «А он слушает? Или может он задремал?» Прошло примерно два часа. В книге «Кришна» Прабхупада иногда цитирует шлоки. Махарадж дошел до этого места и стал читать санскрит. Что-то вроде «прийаманани». Но он произнес слово как-то неправильно. Тотчас же Прабхупада сказал: «Прийаманани!» И снова закрыл глаза. В очередной раз я получил реализацию. Потому что Прабхупада слушал с величайшим вниманием, он был в самадхи, он был погружен в слушание игр Кришны из своей собственной книги «Кришна». В конце Махарадж сказал:
— Прабхупада, может нам делать это каждый вечер?
Он сказал:
— Да. Мы здесь просто для того, чтобы наслаждаться.
44-24 Арджуна дас
Прежде чем мы доехали произошла одна удивительная вещь. Кто-то забыл принести прасадам, чтобы накормить Прабхупаду. По-моему это был Тамал, потому что я спрашивал Хари Шаури, был ли это он, но он сказал, что нет. Он не помнил этого случая. Итак, этот преданный пришел к нам в вагон второго класса и спросил, есть ли у нас что-то, что можно предложить Прабхупаде. Я купил какую-то пищу, и мы ее отдали. Он рассказал мне историю о том, как Шриле Прабхупаде сообщили, что для него нет завтрака, и он ничего не ответил на это. Но когда поезд отъезжал от одной из станций, один продавец самос проходил мимо окон и кричал: «Гарам самоса! Гарам самоса! Гарам самоса!» Как только поезд начал отъезжать, Прабхупада вытянул свою руку, украл самосу и закинул ее себе в рот. И затем он сказал: «Садху никогда не будет голодать». Так один очень удачливый продавец самос лишился одной из своих самос.
44-25 Гокуларанаджана дас
Когда я получал свое первое посвящение, Киртанананда Махарадж читал лекцию перед огненной ягьей. По-моему он также и проводил ягью. Прабхупада сидел на Вьяса-асане. Итак, он читал лекцию, потому что Прабхупада попросил его рассказать о десяти оскорблениях. В какой-то момент Киртанананда сказал:
— Вы можете повторять любое имя Бога.
Прабхупада сказал:
— Любое подлинное имя Бога.
Вы можете для себя сами решить, каков смысл этих слов. Но это было небольшое напоминание: «Любое подлинное имя Бога».
44-26 Удаянанда дас
Мы устраивали соревнования в киртане. Каждый храм выходил и пел — храм Чикаго, храм Лос-Анджелеса, группа Радха-Дамодара, преданные из Лондона. Все очень восторженно воспевали. Но был один из моих духовных братьев, которому не нравилось это. Он находился наверху в комнате Прабхупады, и также там были ребята из группы Радха-Дамодара. Он сказал:
— Прабхупада, они уже там совершенно обезумели, все танцуют как дикари. Они просто сошли с ума.
Прабхупада остановил его и сказал:
— Да, когда ты влюбляешься в Кришну, ты танцуешь просто как сумасшедший.
Все ребята из группы Радха-Дамодара воскликнули: «Харибол!»
44-27 Гокуларанаджана дас
Был один знаменитый местный музыкант, который регулярно приходил на воскресные пиры. Он играл на барабанах в популярной группе, которую можно было слышать по радио. Он постоянно приходил. Затем он неожиданно появился в тюрбане, как у Йоги Бхаджана. Итак, он пришел на воскресный пир. Люди из Атланты знали его, потому что он был кем-то вроде местной поп-звезды. И он всегда носил тюрбан. Он он всегда любовно относился к преданным, хотя постоянно шутливо бросал вызовы. Итак, он задал какой-то вопрос, но я не помню его. Зато я помню ответ. Не думаю, что Прабхупада непосредственно отвечал на его вопрос. Он сказал:
— Вы очень удачливы. Вы приняли истинного гуру, Гуру Нанака. Теперь не будьте лицемером и следуйте. Изучайте грантху, воспевайте Харе Рама и читайте «Бхагавад-гиту».
Потому что таковы были его наставления. Точно такие же наставления Прабхупада давал христианам. На той же воскресной лекции был отец одного из преданных со своей подругой. Они вели себя очень вызывающе и говорили о христианстве. Ответ Прабхупады был практически таким же:
— Мы принимаем Господа Иисуса Христа как нашего гуру. Поэтому вы должны следовать своему гуру.
Они сказали:
— Мы следуем.
Но он сказал:
— А вы едите мясо? — точнее он сказал, — А что вы скажете по поводу заповеди «не убий»?
Они ответили:
— Мы не убиваем.
Тогда он сказал:
— А вы едите мясо?
Но Прабхупада обращался с ними очень приятным образом. И я тогда задумался об этом. Потому что Прабхупада говорил: «Я могу говорить так потому, что я пожилой человек. Но вы не можете. Может быть только иногда».
44-28 Джаяпатака Свами
Прабхупада был очень искусен в принятии гостей. Однажды в Майапуре он учил нас тому, что преданные их Гаудия Матха очень искусны в заботе о гостях, но мы пока еще не достигли этого уровня. Он сказал:
— Вы должны очень хорошо заботиться о гостях, кормить их хорошим прасадом, уделять им личное внимание, интересоваться тем, как у них дела, что им нужно и так далее.
В тот раз пришел ВИП-гость, комиссар из правительства, и Прабхупада показывал нам, как надо обращаться с ним. Он говорил нам:
— Дайте ему больше воды, дайте ему больше риса, дайте то, дайте это…
Человек был польщен тем, что ачарья лично следит за тем, как его кормят. Прабхупада даже шутил. Мы не часто видели, как Прабхупада шутит. Но он сказал:
— Во время принятия прасада нужно вести непринужденную беседу. Это хорошо для пищеварения. Не ведите суровую проповедь, когда кто-то ест.
44-29 Гокуларанаджана дас
После того, как Шрила Прабхупада побывал в Атланте, преданные спросили его:
— Что такого было в Атланте, что вам доставило большое удовольствие?
Потому что были какие-то вещи, которые он до этого еще не делал. Например, урок игры на барабане. Он был несомненно очень доволен. Все заметили это. Прабхупада ответил:
— Когда я вижу, как все преданные сотрудничают вместе, чтобы удовлетворить меня, это радует меня.
В свои последние дни Прабхупада дал знаменитое наставление: «Ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать друг с другом». Для меня эти три дня были значимым временем. К примеру, в нашем движении был такой период, когда распространители книг Радха-Дамодара, брахмачари и санньяси, противостояли грихастхам. И они все были там. По-моему Тамал Кришна представил лично каждого брахмачари в первый раз Шриле Прабхупаде в его комнате. Это было очень сладко. Но после воскресной лекции один из брахмачари во время вопросов-ответов спросил:
— Шрила Прабхупада, что вас удовлетворяет больше всего?
Наступила многозначительная пауза. Все ждали ответа. Прабхупада немного усмехнулся и сказал:
— Если вы полюбите Кришну. Если будете повторять Харе Кришна.
У меня до сих пор идут мурашки по коже, когда я вспоминаю об этом.
44-30 Удаянанда дас
Бхакти Чару Свами присоединился в начале 1977 года и Прабхупада тотчас же дал ему первую и вторую инициацию и сказал:
— Он не новичок в этом движении.
Затем через пару недель Прабхупада гулял по крыше здания Лотоса вместе с Бхакти Чару Свами. Они гуляли вдвоем. Прабхупада сказал:
— Ты уже прошел через миллиарды рождений. Миллиарды. Все мы прошли уже через миллиарды рождений, и мы всегда тратим эти жизни просто на чувственные наслаждения. Если ты отдашь одно рождение Кришне, ты ничего не потеряешь. Сам посмотри, что будет. Просто отдай одну жизнь Кришне. А если ты все еще останешься неудовлетворен, тебе будет дано еще много рождений.
Прабхупада говорил об этом как о неоспоримом факте. Примерно как говорить: «Солнце встает каждый божий день». Прабхупада точно так же смотрел на перерождения:
— Ты еще получишь рождения, не беспокойся, у тебя будут миллиарды рождений. Но отдай одну жизнь Кришне и посмотри, что из этого получится.
Через неделю он принял санньясу и он до сих пор хранит обеты санньяси, отдав одно рождение Кришне. В любой момент времени мы можем просто отдать свою жизнь Кришне — вот, на что я надеюсь.
44-31 Бахушира дас
Дадхи Бхакша дас был учеником Прабхупады в теле альбиноса. Он был очень невинным, очень мальчишеским и маленьким. Он был на утренней прогулке. Он мне рассказал эту историю. Это было во время Картики. Они обходили храм. Прабхупада сказал, что обход храма приравнивается к посещению всех священных мест. Итак, они шли вокруг. Там были все важные санньяси — Тамал Кришна, Ади Кешава и другие. А Дадхи Бхакша шел далеко сзади. Шрила Прабхупада говорил о Кришне:
— Кришна любит сладости.
И Дадхи Бхакша сзади вставил свое замечание:
— Шрила Прабхупада, я люблю сладости!
Все остановились и развернулись. Можно было видеть стрелы, направленные из глаз санньяси: «Что это?»
Прабхупада сказал:
— Поэтому твое имя — Дадхи Бхакша.
Он дал ему посвящение прямо на месте. Дадхи Бхакша дас. Все воскликнули: «Джая Прабхупада!» Моментальная инициация. Это было совершенство. Прабхупада был мягким как роза и тяжелым как молния. Все думали, что сейчас будет молния, но появилась роза. Моментальная инициация.
44-32 Гокуларанаджана дас
Шрила Прабхупада дал наставление после того, как мы показали спектакль. Он сказал:
— Вы должны делать больше спектаклей на таком же уровне. Это будет благом для вас и для всех зрителей.
Я понял так, что этим стандартом было то, что все было взято непосредственно из его книг. Я не вижу ничего плохого в различных эпизодах, основанных на его аналогиях. Но это был сценарий, взятый непосредственно из его книг, и он был хорошо отрепетирован. Так что это информация для всех президентов храмов — спектакли должны быть отрепетированы, не должно быть никаких спонтанных пьес. Прабхупада сам рассказывал, что он участвовал в спектакле, который репетировался в течение года. Наш спектакль мы репетировали конечно же не год, но мы репетировали его почти каждый день в течение нескольких недель. И за неделю до показа мы устроили генеральную репетицию. Это то, как я понял слова «на том же уровне».
44-33 Удаянанда дас
Я помню, как однажды Прабхупада подозвал Бхакти Чару Свами к себе. Махарадж подошел к нему в смиренном настроении служения, и Прабхупада стал говорить с ним на бенгали. Тогда Бхакти Чару Свами стал смеяться, и Прабхупада тоже засмеялся. А я просто исполнился завистью. Они очень близко общались на бенгали. На лице Бхакти Чару Свами появилась его сладкая улыбка и Прабхупада тоже улыбался. Я наслаждался этой расой с ними и думал: «Он так удачлив. Он может общаться с Прабхупадой непосредственно на своем родном языке. Хотелось бы мне знать, о чем была эта шутка». Но Прабхупаде приходилось заниматься столькими вещами, что в конце концов он сказал:
— Посмотрите на эти тела. Они бесполезны, абсолютно бесполезны. Я на практике доказываю, что жизнь происходит не из мешка с костями.
Мы отчасти засмеялись, а отчасти замерли в изумлении. Он возвысил всю обстановку. Он победил логику науки этими словами:
— Я на практике доказываю, что жизнь происходит не из мешка с костями.
44-34 Бахушира дас
Была одна вещь, от которой таяло сердце. Это было в Бомбее в 1977 году. Мы участвовали в библиотечной программе, поэтому мы получали очень много отзывов на книги в письменном виде. Очень много собрал Вайясаки, также Махавишну, Прабхавишну, я, Биршринга. Все они сейчас санньяси. Также были Ягья дас, Нрисимха Чайтанья, конечно же Абхинанда. Это отзывы на его книги отнесли наверх к Шриле Прабхупаде. Когда Прабхупада стал читать эти отзывы о своих книгах, он заплакал. Для ученика совершить такое служение, от которого Прабхупада начинает плакать, является наивысшим достижением. Когда Гаргамуни вернулся к нам и рассказал об этом, мы почувствовали, что достигли успеха, мы сделали в своей жизни что-то очень подобающее. Мы чувствовали большой успех и совершенство.
44-35 Удаянанда дас
Когда мы только приехали во Вриндаван, мы остановились в гестхаусе храма Кришны-Баларамы. Мы были вдвоем с Говардханом дасом. Через 3 минуты после того, как мы заселились, к нам в дверь постучал Упендра и сказал:
— Прабхупада хочет видеть вас прямо сейчас.
Он спрашивал о Говардхане, потому что тот был президентом храма. У них только что прошла блистательная свадьба Лекхашраванти, дочери Волтера Реутера. Это событие вызвало большой резонанс. Амбариш был лучшим человеком. Это были Форды и Реутеры. Церемония освящалась во всей стране в журнале «Тайм», в газетах «Нью-Йорк Таймс», «Чикаго Трибьюн», «Детройт Фри Пресс». Она имела огромную огласку. И это была прекрасная возможность для проповеди. Как говорится, были восторженные отзывы. Итак, Прабхупада хотел увидеть Говардхана. Мы вышли из комнаты. Мы еще не видели Прабхупаду. Мы пошли не напрямую в спальню Прабхупады, а через офис Прабхупады. Когда мы вышли из офиса в сад Прабхупады, мы встретили там Тамал Кришну Махараджа. Тамал остановился и сказал:
— Послушайте меня прежде чем пойдете на встречу со Шрилой Прабхупадой. Я хочу подготовить вас в этому. Когда вы увидите Прабхупаду, он будет в таком состоянии, в каком вы еще никогда его не видели. Его здоровье сейчас очень слабое, и поэтому это может быть немного шокирующим и болезненным для вас. Но не плачьте и не доставляйте Прабхупаде никаких беспокойств. Не плачьте. Не говорите ничего негативного. Просто говорите вдохновляющие вещи. Мы стараемся говорить Прабхупаде вдохновляющие вещи, чтобы приподнять его дух, чтобы Прабхупада почувствовал энтузиазм остаться с нами и проповедовать еще хотя бы в течение 10 лет. Не выглядите шокированными, не будьте грустными.
Мы подумали: «Хорошо, мы морально подготовились к этому».
Итак, мы зашли и приблизились к постели Прабхупады со стороны его стоп, принесли наши поклоны, встали и увидели Прабхупаду, лежащим там. Это было шокирующе видеть Прабхупаду в таком состоянии. Говардхан сразу же растерялся. Он накрыл чадаром свой рот и тихо заплакал. Прабхупада улыбнулся и сказал:
— Кто это? Кто пришел?
Мы стояли рядом с кроватью Прабхупады. Тамал сказал:
— Это Говардхан и Удаянанда из Детройта, Прабхупада.
Прабхупада сказал:
— А! Вы нормально разместились? Вы получили прасадам? Вам комфортно? Все ли хорошо? Вам удобно в гестхаусе Кришны-Баларамы?
Я сказал:
— Да, Шрила Прабхупада.
Говардхан не мог говорить. Он рыдал. Я сказал:
— Да, Шрила Прабхупада. Первоклассно. Спасибо вам большое за то, что так заботитесь о нас.
Он сказал:
— А как преданные в Детроите? Они счастливы? Они получают прасадам? Они счастливы в сознании Кришны? Как дела у Лекхашраванти и Амбариша? Они счастливы? Они повторяют Харе Кришна? Счастливы ли они в сознании Кришны? Как дела в храме? Как проходит поклонение Божествам? Проповедуете ли вы соседям?
Прабхупада просто продолжал. Он говорил о благополучии всех остальных. Он был в очень тяжелом состоянии. Мне объяснили, что кавирадж, который лечил Шрилу Прабхупаду, уже лечил тысячи людей, находившихся в таком же состоянии. Он сказал, что это настолько болезненно, что люди буквально терзаются от боли. Это настолько болезненно, что они едва могут терпеть эту боль. Они начинают бессознательно бредить. Но Прабхупада находился не только в кристально чистом сознании, но и был обеспокоен благополучием других. Он ни разу не сказал: «Посмотрите на мое состояние. Посмотрите на то, как я страдаю. Посмотрите на это. Это из-за того-то». Ни разу. Он просто спрашивал: «Как у вас дела?» Я пытался понять, как в таком состоянии человек может себя так вести. Настолько самозабвенно.
44-36 Арджуна дас
Я был поражен тем, что Шрила Прабхупада мог возвыситься над своим телесным состоянием. К примеру, я находился там прямо перед его уходом. Прабхупаде приснился сон о кавирадже, который приехал потом к нему. Он был по-настоящему отличным кавираджем. Он был дхира, он был здравым практиком, очень брахманичным и так далее. Он был очень-очень почтительным по отношению к Прабхупаде. Он был из Шри сампрадайи и носил большую красно-белую тилаку. Я слышал это от второго лица, возможно от Хари Шаури. Он сказал:
— У меня были сомнения, является ли в действительности ваш Гуру Махарадж святым парамахамсой. Я видел, как умирают тысячи людей, и обычно в таком состоянии, когда не остается никаких мышц и жира для того, чтобы смягчать прикосновение нервов к костям, люди находятся в такой агонии, что мне приходится вводить им морфий. Но ваш Гуру Махарадж ни раз не показал и малейшего проявления боли.
Я видел пример этому в марте или апреле в Бомбее. У Шрилы Прабхупады болели зубы и вся его челюсть опухла. Обычно когда у нас зубная боль, мы не можем ее терпеть, но Прабхупада просто терпел ее. Мы ни разу не видели никаких отличий в его манерах, в его способе общения с другими, и он ни разу не жаловался. На самом деле преданные даже пытались убедить его в том, чтобы он позаботился о своем теле, но Прабхупада не соглашался. Он полностью трансцендентен по отношению к отождествлению себя с телом. Вплоть до самого конца было совершенно очевидно, что Шрила Прабхупада был успешным аштанга-йогом, как минимум для меня. Он полностью возвысился над телесными концепциями и был настоящим живым святым.
44-37 Гьянагамья дас
Однажды я спросил Прабхупаду во время одного из его визитов в Даллас:
— Как мы можем отплатить вам?
Прабхупада помолчал минуту и затем сказал:
— Вы не сможете отплатить мне, но должны всегда чувствовать себя в долгу по отношению ко мне.
Для меня это всегда было очень важным. Даже когда я чувствовал себя неуверенно в своем преданном служении или не обращался к преданному служению или когда вовлекался в политику, тем не менее я всегда оставался в долгу перед своим духовным учителем. И эта ответственность на самом деле является идеальным подарком — чувствовать, что есть какое-то очень важное дело. Я помню, что когда я был ребенком, у меня было чувство: «Есть что-то очень важное, что я должен сделать в этой жизни. Не знаю, что это такое. Я понятия не имею, что я должен сделать, но что-то очень важное». Это можно перевести в материальный успех или же можно стать любящим слугой Кришны. Это очень просто. Прабхупада был очень простым человеком, его деятельность была очень упрощена. Он не усложнял свою жизнь различными вещами. Я помню, как в гурукуле дети давали ему рисунки Кришны. Он смотрел на них. А я думал: «Это очень удивительные рисунки Кришны от маленьких чистых преданных». Но Прабхупада откладывал их и уходил. Он ничего не брал. Он принимал вещи, но затем он просто распространял их снова. Мой ум работает так, что я бы взял картину и повесил бы ее на стену или сохранил бы ее. Но он просто продолжал и продолжал. Куда бы он ни поехал, он везде находился в этом обмене. Он принимал от людей их восхваления, их поклонения и предлагал это Кришне. И он никогда не увядал и не был подавлен этим. Его эго никогда не выходило из себя от этих вещей. Это потрясающее впечатление, которое я получил о Прабхупаде. Он был совершенным живым существом и его желанием было сделать нас тоже совершенными в наших отношениях с Кришной.
44-38 Удаянанда дас
Мой духовный брат Прагхош Прабху однажды поехал в Вашингтон, округ Колумбия, когда Прабхупада был там. Он распространял книги в аэропорте. Но на самом деле его базой был Нью-Йорк. В один из дней он вернулся с санкиртаны и Прабхупада увидел его. Он выходил из микроавтобуса, и Прабхупада сказал:
— Где ты был?
Он принес поклоны и сказал:
— Я распространял книги, Шрила Прабхупада.
Он сказал:
— Пойдем со мной.
Так Прабхупада пригласил его к себе в комнату и стал расспрашивать обо всех деталях. Но одна вещь была просто очаровательной. Прабхупада сказал:
— Где ты сейчас занимаешься своим служением?
Он сказал:
— Я в Нью-Йорке, Прабхупада, в храме на 55-й улице.
Прабхупада сказал:
— О, ты в Нью-Йорке? Я тоже начинал в Нью-Йорке.
Он сказал это так, как-будто бы каждый преданный в движении не знал всего о Прабхупаде, и в особенности того, где он начинал свое движение. Но Прабхупада сказал:
— Я начинал в Нью-Йорке.
Во Вриндаване Прабхупада говорил о том, что собирается отправиться на Говардхан. Он думал о Говардхане и конечно же планировал пойти на Говардхан. Но Прабхупада не был постоянно сконцентрирован на Говардхане. Это факт. Когда различные письма и новости приходили, Прабхупада вдохновлялся. Итак, какие-то новости пришли о проповедниках в Нью-Йорке, о том, как проходит проповедь и распространение книг. Прабхупада сказал:
— Да, это то, что я должен сделать. Я должен просто перестать здесь лежать во Вриндаване и отправиться на проповедь. Вы должны отвезти меня в нью-йоркский храм. А если я умру, вы должен поместить мою могилу на крыше храма Радхи-Говинды в Нью-Йорке на 55-й улице. Я хочу умереть проповедуя со своими нью-йоркскими проповедниками.
Мы можем только догадываться о том, насколько важным был этот храм для Прабхупады. И конечно же потеря этого храма — это огромная катастрофа. Прабхупада сказал:
— Поместите мою могилу на крыше храма на 55-й улице.
44-39 Арджуна дас
Еще один великий святой, с которым мне выпала удача встретиться — это Девраха Баба. Это было в 1978 году. Мой офис был на первом этаже здания гурукулы и я близко подружился с Яшодананданой Свами и поехал с ним и мальчиками из гурукулы на Магха Мелу в Аллахабад. Девраха Баба тоже был там. Он был очень знаменит. Ему было 800 лет, и он жил в доме на сваях. Когда мы пришли с мальчиками из гурукулы, он спустился. Он никогда не спускается, потому что все пытаются дотронуться до его стоп. Но он спустился и стал прославлять Шрилу Прабхупаду стихами на санскрите в течение почти 10 минут. Шактьявеша-аватара и так далее. Он созвал всех своих учеников. Он был настолько стар, что даже его брови были спутаны в дреды и висели в обе стороны. Он позвал некоторых своих учеников, которым также было по 200, 300, 400 лет. Было очень значимо, что такой высочайший и самый уважаемый святой Индии удивительным образом прославлял Шрилу Прабхупаду.
Произошла одна забавная вещь. Когда Прабхупада ушел, прошел циклон по всей Индии. Я оставался там до последнего воскресного вечера перед уходом Прабхупады, но мне пришлось уехать, потому что мне одновременно приходилось следить за мраморными работами из макраны. Мне пришлось вернуться, потому что я и так уже задержался на две недели, так как мы все чувствовали, что Прабхупада был близок к уходу. Но я подумал: «Мне надо поехать и заняться своим служением». Я приехал вечером в воскресенье и около 3 часов утра меня разбудил Сиддхартха. Мы с ним жили в одной комнате для брахмачари. Он сказал:
— Прабхупада здесь! Прабхупада здесь!
Я тотчас же встал и принес свои поклоны. Я посмотрел на часы — было 3 часа утра. Затем Сиддхартха сказал:
— Наверное это был сон, это был сон.
Затем мы попытались снова заснуть, но циклон пронесся по Индии, и одно огромное дерево ним просто рухнуло и разбудило всех соседей. На следующее утро мы узнали о том, что Прабхупада ушел. Среди брахмачари мы сразу же подумали: «Вау, Прабхупада пришел и забрал это дерево ним». Но я помню, что в газете «Бомбей Таймс» говорилось о странном внезапном шторме, который прошел по Индии. А в Мадрасе была приливная волна, на вершине которой были языки пламени, и фотографию этого явления поместили прямо на титульной странице газеты. Мы подумали: «Вау, насколько же неблагоприятен уход чистого преданного, что проявляются такие симптомы».
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)