Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 34

cover
34-01 Радханатх Свами

Шрила Прабхупада пишет, что когда он уезжал, его провожали только 5 человек — г-н Бхагавати, г-н Сенгупта, представитель Пароходной Компании Синтия, г-н Али и его младший сын Вриндаван Чандра Де. Так он отправлялся. Позже я спросил его сына, Вриндавана:

— О чем вы думали, когда ваш отец в 70-летнем возрасте поднимался по трапу на Джаладуту в одиночестве, взяв с собой только 40 рупий, и не зная никого, кто бы ему там помог?

Его сын со слезами на глазах ответил мне:

— Я гордился за своего отца.

34-02 Вайшешика дас

Первый раз я встретил Шрилу Прабхупаду в 1974 году в Сан-Франциско. Как Махарадж сказал, я присоединился в 1973 году. Какое-то время я мыл котлы, но потом меня попросили распространять книги. Так или иначе, я входил в команду распространителей книг в Сан-Франциско. В 1973 году Прабхупада по-настоящему стал продвигать распространение книг. Уже было важно не воспевание на улицах, а распространение книг. Все должны были выходить и распространять книги. Потому что он сказал во время лекции в Лос-Анджелесе: «тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво йасмин прати-шлокам абаддхаватй апи наманй анантасйа йашо ‘нкитани йат шринванти гайанти гринанти садхавах». Если кто-то соприкасается с Бхагаватой, это не обычное явление. Если они прочитают хотя бы одно слово, или одну строчку, или даже если они просто коснутся книги, их жизнь изменится — таково могущество. Только пришедшие молодые люди наполнялись верой благодаря тому, что видели, как он ведет себя, слушали сладость его голоса. Подхватывая его дух, армии преданных выходили на распространение книг в то время. Когда Шрила Прабхупада приехал в Сан-Франциско, наш президент храма представил Шриле Прабхупаде в его комнате команду распространителей книг. Бхакта дас сказал:

— Это распространители книг. Они выходят каждый день. Они жертвуют многим, чтобы выходить и продавать ваши книги. Они продают очень много книг.

А мы слушали и думали: «Как прекрасно». Но Шрила Прабхупада сказал:

— Вы также должны читать книги.

И затем он проповедовал в течение 20 минут о том, что он хотел бы, чтобы каждый из его учеников смог получить полное благо от Шримад Бхагаватам. Он сказал:

— Я перевел каждое слово с санскрита на английский. Я тщательно переводил эти книги для вашего блага, потому что я хочу, чтобы все вы стали чистыми преданными.

Тогда я понял, что Шрила Прабхупада по-настоящему заботился о том, чтобы мы выросли и стали абсолютно серьезными в сознании Кришны, и чтобы мы воспользовались всем благом, которое дает процесс сознания Кришны. С того момента я вдохновился тем, что, хотя Прабхупада продвигал распространение книг, и это очень радует его, но мы должны получить полное благо от всего, что он дал нам, чтобы мы поднялись на высшую ступень сознания Кришны, приняв серьезно этот процесс.

Сиддханта Прабху попросил меня рассказать уже известную историю, но он хотел, чтобы она была записана. В 1975 году во время открытия Кришна-Баларама Мандира я был здесь в группе Би-би-ти с Трипурари Махараджем, Сура дасом и еще несколькими преданными. Прабхупада провел первую арати для Кришны-Баларамы. И после этого встал вопрос о том, кто из преданных проведет первую арати. Трипурари Махарадж смело пошел в пуджарскую комнату, взяв с собой Сура даса и меня, и сказал:

— Мы проведем.

Бхагаван тоже пришел, и отодвинул его, сказав:

— Нет, мы первые.

Затем Гурудас пришел и сказал:

— Нет, мы первые.

Мы сказали:

— Махарадж, пусть они проводят.

Потому что мы были не особо обучены проведению пуджи. Кое где нам приходилось пуджарить, но в основном мы распространяли книги. Так или иначе, нам пришлось ждать, пока не придет Шрила Прабхупада. И тогда мы должны были открыть двери, и проводить арати. Так и случилось. Мы зашли. Но прежде, чем мы зашли, пуджари, который не спал уже 3 дня, зашел и сказал:

— Лучше вам провести арати, потому что сюда придут все величайшие пандиты со всего Вриндавана, и конечно же Шрила Прабхупада будет лично наблюдать за этим. И мы хотим оказать хорошее впечатление.

Мы очень нервничали. Мы ждали и ждали, и в конце концов Шрила Прабхупада пришел на даршан, мы открыли двери и вышли вперед к параферналиям. И я замер. Потому что я никогда не видел таких параферналий. Там были длинные фитили из гхи. До этого я видел только маленькие. Там были и другие параферналии. Надо было ополаскивать раковину, выйдя наружу, и еще много всего. Также мы никогда не проводили синхронного арати. Если вы никогда этого не делали, это само по себе уже очень не просто. Я был на алтаре Радхи-Шьямасундары. Трипурари Махарадж был на алтаре Кришны-Баларамы. А Сура дас был на алтаре Гаура-Нитай, где к тому же на полной скорости работал вентилятор, и никто не знал, где выключатель, потому что храм только что построили. Поэтому у него вообще с трудом что-то получалось с чамарой и зажиганием огней. Затем вошел Шрила Прабхупада, и принес поклоны Гаура-Нитай, Кришна-Балараме, и подошел к алтарю Радхи-Шьямасундары, и остановился там. Конечно же все Джи-би-си и санньяси стояли за Шрилой Прабхупадой. Предлагая благовония, я обернулся, чтобы посмотреть, и чуть не потерял сознание, потому что Прабхупада стоял там. Так или иначе, возясь со всем этим, я все больше запутывался. Все это время я думал о том, что Шрила Прабхупада попросит меня сжечь мой брахманический шнур после этой арати. Я по-настоящему так подумал. Когда я повернулся, и стал разбрызгивать воду, она попала прямо в очки Тамал Кришне Махараджу, и я почувствовал его гнев. После арати мы зашли в пуджарскую комнату, и Трипурари Махарадж сказал, что теперь время просить прощения. Я спрятался в темном углу своей комнаты, и подумал о том, чтобы оставаться там подольше и молиться о прощении. Но интересно было то, что случилось после арати, когда Прабхупада вернулся в свою комнату. Нам рассказал об этом Рамешвара, который пошел с ним. Шрила Прабхупада спросил:

— Кто проводил арати?

Ему ответили:

— Это был Трипурари Махарадж и его люди, Прабхупада. Они не особо опытны в пудже, но они распространяют ваши книги.

Прабхупада сказал:

— Тогда хорошо.

Он рассказал нам об этом, когда вернулся. После этого я стал чувствовать еще большую благодарность к Шриле Прабхупаде за его милость, а сам понял, что должен научиться проводить пуджу.

34-03 Джагат Чакшур дас

Когда киртан закончился, Прабхупада стал произносить молитвы према-дхвани. И затем он сказал нам:

— Очень хорошо, что сегодня вечером с нами присутствуют эти двое Прабху, — показывая на Божеств Гаура-Нитай. — Есть очень хорошая песня. Вы сможете подпевать за мной?

Не взяв в руки ни караталы, ни мридангу, Прабхупада стал петь. Это песня Лочана даса Тхакура. Вы все ее знаете: «парама коруна, паху дуи джана нитай гаурачандра, саба аватара-сара широмани, кевала ананда-канда». Очень красивая песня. Но как только Прабхупада произнес первые два слова «парама коруна», его голос содрогнулся. Он не мог больше петь. Он закрыл глаза, откинул свою голову назад на Вьяса-асану, и мы увидели, как слезы текут по его лотосному лицу. В комнате наступила абсолютная тишина. Не знаю даже, сколько это продолжалось, но это было подобно вечному мгновению, воцарившемуся в храмовой комнате. Все замерли в экстазе, наблюдая, как чистый преданный проявляет великолепный экстаз любви к Гаура-Нитай. Затем, постепенно Прабхупада вернулся к внешнему сознанию, но мы видели, что его все еще переполняли духовные переживания. И он сказал:

— Парама коруна. Они так милостивы! Потому что если Кришна явится подобно предыдущему воплощению, чтобы убивать демонов, то фактически никого тогда не останется в Кали-югу.

Он сказал нам:

— В Кали-югу демоническое настроение и настроение преданности находится в одном теле. Поэтому Господь Чайтанья пришел не затем, чтобы убивать демонов. Он пришел, чтобы убить демоническое настроению в людях. И этого можно достичь благодаря движению санкиртаны и общению с преданными.

В конце он сказал нам:

— Теперь вы обрели большую удачу. Теперь сделайте удачливыми других.

И он сказал нам:

— Если вы будете повторять 16 кругов, следовать 4 регулирующим принципам и проповедовать, я уверяю вас, что уже в этой жизни вы увидите Кришну лицом к лицу.

Кто-то может сказать:

— Обычно для того, чтобы увидеть Кришну лицом к лицу, требуется больше одной жизни.

Но так как Прабхупада пообещал это, Кришне несомненно придется подтвердить правоту его слов.

34-04 Шанка дас

В 1976 году во время беседы в комнате я спросил Шрилу Прабхупаду:

— Шрила Прабхупада, какое благо получают цветы, когда мы предлагаем их Кришне или духовному учителю?

Шрила Прабхупада ответил:

— Подношение каждого цветка духовному учителю или Кришне, позволяет растению, на котором он вырос, стать человеком в следующей жизни.

Так началась моя санкиртана.

34-05 Раса Лила даси

Конечно же моя инициация была удивительным моментом. Это один из тех моментов, которые Шрутакирти прабху описывает так — вы настолько сбиты с толку, что даже не можете запомнить свое имя. Такое чувство было у меня, когда я в первый раз оказалась перед Шрилой Прабхупадой. Если кто-то был в Новом Вриндаване, вы видели старую ферму в Бахулаване. Здание старой фермы было главным храмом, а через дорогу находилась хижина Киртанананды, к которой вели ступеньки. Преданные поставили Вьяса-асану Прабхупады на площадку на полпути к хижине. Поэтому, чтобы получить четки, надо было подняться по этим ступенькам. Это было очень эффектно и потрясающе, как будто вы взбирались на гору Сумеру. Предыдущим вечером Нарада Муни шутя сказал:

— Надеюсь ты получить хорошее имя от Шрилы Прабхупады.

Я ответила:

— Ну да, я надеюсь. Я попытаюсь. Что еще сказать?

Итак, я поднялась. Звуковая система была не очень хорошей, было много ревербераций. Когда вы стояли перед Его Божественной Милостью, из-за этого эха едва ли можно было услышать, что он говорит. И кроме этого я была просто ошеломлена. Я услышала, что он сказал «Раса Лила», но я не была уверена. Все преданные ахнули и зааплодировали. Но дело было не в этом. Прабхупада произнес мое имя. А мы уже изучали в те дни книгу «Кришна» очень тщательно. Мы проводили Кришна-болы — устраивали конкурсы, отвечали на вопросы и проверяли друг друга. Это было прекрасное времяпрепровождение. Когда Прабхупада произнес мое имя, я почувствовала то, как описывались гопи — гром, тучи, снег и молнию. Этот момент всплыл в моем уме, и я прочувствовала его, когда он произнес мое имя. Хотя я даже толком не была уверена в том, что он сказал. Но это то, что я испытала. Затем я спустилась по ступенькам, ошеломленная, и переспросила:

— Какое имя дал мне Прабхупада?

Это был необыкновенный момент — пример того, как Прабхупада может открыть вам духовный мир. Он обладает этим могуществом. Спасибо большое.

34-06 Бхакти Викаша Свами

Единственный раз, когда я лично общался с Прабхупадой, я имею в виду один на один, это когда я получал свою брахманическую инициацию. Я ждал несколько дней, потому что Прабхупаде приходилось давать много инициаций. Это было здесь во Вриндаване в 1976 году. Спустя несколько дней меня представил Прабхупаде Пушта Кришна, его секретарь. Я ждал все утро, и это повторялось уже несколько дней подряд. Он хотел прервать очередь прямо передо мной, но он увидел, что я был немного расстроен, и сказал:

— Хорошо, заходи.

У меня был духовный брат, с которым мы присоединились примерно одновременно. Мы выходили с ним вместе распространять книги, и были близкими друзьями. Он уже оставил тело около двух лет назад. Его имя Сатьявак прабху. То тут, то там нам попадалась какая-то информация. В наше время люди хотят перевести очень много книг. Но тогда для нас источником информации были в основном книги Прабхупады. А остальное мы слышали отрывками из шастр то тут, то там. Сатьявак где-то услышал, что в Хари-бхакти-виласе говорится, что надо повернуться лицом в определенном направлении…

(«Сатьявак был из Великобритании?» «Да» «Он ушел?» «Он ушел 2 или 3 года назад».)

Итак, повторяя гаятри, утром надо повернуться в одну сторону, вечером в другую сторону. Также повторять надо в определенное время — за столько-то минут до рассвета и через столько-то минут после. Также держать руку надо у горла, или что-то вроде этого. Я не помню всех подробностей, их было очень много. Мы подумали: «Это очень интересно… и круто», как говорили в те времена. Я подумал о том, что если мне выпадет возможность, я хотел бы спросить Прабхупаду об этом. Так или иначе, я вошел. Прабхупада попросил меня произносить слова. Я думал, что хорошо знаю, как правильно произносить санскрит. Я стал читать с листа. Но на каждом слове Прабхупада поправлял меня. И где-то уже после первой мантры Прабхупада перестал поправлять меня, чтобы я просто продолжал. Затем он сказал:

— Повторяй эту мантру утром, днем и вечером. Есть ли вопросы?

Я хотел спросить о том, что слышал, что надо повторять ровно за столько-то минут до восхода и после восхода. И затем я хотел спросить, в какую сторону надо повернуться, чтобы подтвердить все, что мы слышали. Также о том, куда нужно направить свой палец, и так далее. Итак, я спросил Прабхупаду:

— Прабхупада, а есть ли какое-то определенное время для повторения?

А Прабхупада уже говорил мне, что надо повторять утром, днем и вечером. Он снова повторил:

— Да, повторяй утром, днем и вечером.

Затем я еще раз переспросил:

— Но Прабхупада, есть ли какое-то конкретное время?

Прабхупада посмотрел на меня, и сказал:

— Утром, днем и вечером.

Поэтому я уже не стал задавать все остальные вопросы про то, куда надо повернуться. Я сказал:

— Да, Прабхупада.

Я принес свои поклоны и вышел.

34-07 Брахмананда дас

В Монреале был один преданный, которого звали Даял Нитай. Он был йогом. Он заботился о здоровье. И он критиковал, говоря, что мы едим белый рис, белый сахар, масло. Он говорил, что должен быть бурый рис, коричневый сахар, никакого масла — йогическая диета — пара зернышек. Он говорил, что все это не правильно, и так далее. И он очень настаивал на этом. В Монреале квартира Прабхупады находилась в нескольких кварталах от храма, и тогда у преданных не было машины. Поэтому Прабхупаде приходилось ходить из своей квартиры в храм. Однажды после лекции мы возвращались с Прабхупадой в его квартиру. Я шел рядом с Прабхупадой, а этот преданный жаловался Прабхупаде на пищу — это вредно для здоровья, мы все заболеем. Прабхупада посмеялся, и сказал:

— Видишь Брахмананду? Он долгое время ел эту пищу. Разве он выглядит нездоровым?

Но преданный не понял. Он снова начал говорить о здоровье, о том, о другом, о том, как эту пищу готовят, о том, что надо все поменять. Мы прошли еще немного, и затем Прабхупада остановился, и сказал:

— Посмотри, наш Брахмананда настолько здоров, что он может убить тебя. Если я просто скажу, он может убить тебя.

Он был в шоке. Но и я был в шоке! Что Прабхупада затеял? И я приготовился. Ведь Прабхупада сказал.

Но в тот момент, я думаю, преданный понял, что прасадам хороший. Харе Кришна.

34-08 Вишну Гада дас

В то время президентом храма в Нью-Йорке был Бхавананда. За несколько недель до этого он организовал ночную группу харинама-санкиртаны. Бхавананде нравился Бродвей, и они ходили по Бродвею всю ночь, возвращались на мангала-арати, и затем уже отдыхали. Но так как они не хотели оставаться там настолько уж поздно, мангала-арати передвинули с 4:30 примерно на 3:45. Поэтому нам пришлось передвинуть и пробуждение Божеств на более раннее время. Прабхупада зашел во время приветствия Божеств. Он стоял перед алтарем и смотрел на него какое-то время, и затем стал говорить с Бхаванандой. А нам было интересно, что сейчас Прабхупада говорит. Позже мы узнали, что Прабхупада сказал: «Кришна выглядит уставшим. Кришна выглядит уставшим. Он весь день играет с мальчиками-пастушками. Ему нужно хорошо отдыхать». Он только приехал, и я думаю ему никто не говорил об этой ночной группе харинама-санкиртаны, которая в любом случае была сомнительной. Тогда мы передвинули мангала-арати обратно на 4:30.

34-09 Раджендранандана дас

Однажды утром Шрила Прабхупада проснулся. Эта прекрасная игра демонстрирует, что чистый преданный не находится под влиянием гун материальной природы. Когда он спит, это не невежество. Это еще один момент, когда он занят служением Кришне. Тамал Кришна Махарадж был там. Когда Шрила Прабхупада проснулся, Тамал Кришна Махарадж помог ему подняться, после чего моментально Прабхупада начал проповедовать с большим энтузиазмом очень громко, говоря:

— Я хочу, чтобы вы отправились на запад, и проповедовали. Спросите этих людей: «Вы хотите стареть?» Нет! Но вам приходится стареть. Вы думаете, что я хочу стареть? Никто не хочет стареть. Но таков закон природы. Вам приходится. Вы должны предаться Кришне, если вы хотите освободиться от этих рождения, смерти, болезни и старости.

Итак, Шрила Прабхупада проснулся и за одну секунду, за одно мгновение он начал проповедовать на трансцендентном уровне. С моей обусловленной точки зрения мне показалось, что он медитировал таким образом, пока спал — как он будет проповедовать, и как его ученики будет продолжать это делать.

34-10 Джагат Чакшур дас

Шрила Прабхупада позвал меня. Я подошел и принес свои поклоны. Прабхупада дал мне джапа-малу и сказал:

— Твое имя Джагат Чакшур дас.

И Прабхупада начал объяснять значение этого имени — мы должны чувствовать на себе взгляд Господа, который смотрит на нас. Затем он посмотрел мне прямо в глаза, и, указывая пальцем, сказал:

— Ты не можешь укрыться от взора Господа.

Я подумал: «О, Боже». Я захотел, чтобы земля разверзлась и поглотила меня, потому что все смотрели на меня: «Может быть он сделал что-то плохое?» На самом деле до инициации иногда я заходил на кухню и воровал маха-сладости, думая, что никто меня не видит, и прятался где-нибудь, чтобы съесть их. Когда Прабхупада сказал мне это, я тотчас же почувствовал себя пойманным. Прабхупада прочитал мои мысли. Он знал обо мне все.

На следующий день я вернулся с санкиртаны чуть раньше, и, проходя через сад, увидел Прабхупаду, сидящего на кресле-качалке и читающего джапу. Я забыл о том, что не должен был проходить через его сад. Я принес поклоны, и уже хотел было уходить, но Прабхупада позвал меня жестом. Я подошел, и он спросил меня:

— Откуда ты идешь?

Я сказал:

— Прабхупада, я распространял ваши книги.

Мы с большим энтузиазмом делали это, потому что знали, что Прабхупада таким образом бросает свой взгляд на город, и дает благословение всем людям Южной Америки, и в частности Венесуэлы. Прабхупада спросил:

— Людям в Венесуэле нравятся мои книги?

Я сказал Прабхупаде:

— Прабхупада, люди здесь простые, но благочестивые. Когда они начинают читать ваши книги, им они нравятся, и они хотят покупать еще.

Прабхупада покачал головой, показывая свое довольство, и сказал:

— Пойдем, я дам тебе кое-что.

Я последовал за ним в его комнату. Его стол был усыпал сладостями. Он взял одну, дал ее мне, и сказал:

— Спасибо тебе большое, что помогаешь мне.

Я плакал, потому что был тронут. Я был новым преданным, и Прабхупада проливал огромную милость. Затем я подумал: «Он говорит мне, что я не должен воровать сладости. Он сам даст их мне».

34-11 Шанка дас

В Джуху в 1973 году, когда я приехал туда, у нас был маленький храм. Мы жили очень аскетично. Вы даже не поверите, насколько аскетично мы жили. Перед храмом был заборчик полукругом, внутри которого росли 14 или 15 Туласи-деви. Я не знал о том, что Туласи умирают. Но однажды на утренней прогулке Шрила Прабхупада спросил меня:

— Туласи умирают. Почему Туласи умирают?

Я сказал:

— Я не знаю. Я разберусь.

В тот же день я пришел туда, стал копать вокруг них, и обнаружил там термитов, которые ели корни. Вокруг бегали муравьи. Следующим утром на прогулке я сказал Шриле Прабхупаде, что муравьи и термиты едят корни. Шрила Прабхупада сказал:

— Возьми 1 часть лайма и 1 часть серы, и смешай их с 10 частями воды. Разбрызгай ее везде вокруг Туласи-деви, и муравьи уйдут.

Я начал так делать, а Прабхупада уехал в мировое турне. Но пока его не было, все Туласи умерли. Я сделал себе хорошие четки, снял забор, а на том месте осталась просто грязь. Туласи были там для Божеств, но теперь Радха-Расабихари переехали. Прабхупада вернулся с мирового турне. Во время Гуру-пуджи мы предлагали лампаду с 5 фитилями. Я подошел к Шриле Прабхупаде, чтобы поднести ему цветок, а он сказал:

— Где Туласи?

Я сказал:

— Шрила Прабхупада, я пытался сохранить их, но все они покинули планету.

Я тотчас же принес свои поклоны и выскользнул из храма, побоявшись быть отчитаным во время Гуру-пуджи. Следующим утром, выходя на прогулку, Шрила Прабхупада остановил всех напротив большого сада, который я сделал, и в котором росло 54 Туласи-деви. Шрила Прабхупада спросил меня:

— А как чувствуют себя эти Туласи?

Я сказал:

— Шрила Прабхупада, им хорошо, если не считать паутинных клещей, растительную тлю и других жуков, которые ползают по ней.

Он сказал:

— Оставь насекомых в покое. Пусть едят сколько хотят. Кто ты такой, чтобы убивать их?

34-12 Радханатх Свами

Я был на Встрече Племен Радуги. Кто-нибудь из вас знает, что это такое? Если сохранились еще какие-то остатки поколения хиппи, они уходят в дремучий лес каждый год, около 20000 человек, и живут в джунглях. А мы готовили прасад, и кормили около 3-4 тысяч человек каждый вечер. Мы показывали спектакли, проводили киртаны и лекции. Однажды я раздавал прасад, и ко мне подошел один человек примерно 65 лет с длинными седыми спутанными волосами и длинной седой бородой — это была его единственная одежда — он был полностью голым. Я подумал: «Может это какой-то садху с Гималаев?» Когда я давал ему халаву, он сказал:

— Вы ученик Свамиджи?

Я сказал:

— Прабхупада…

Он сказал:

— Да, я знаю Свамиджи! Он мой друг.

Я спросил:

— Откуда вы его знаете?

Он сказал:

— В 1965 году я ходил на занятия к доктору Мишре. Доктор Мишра не позволял ему говорить. Он сидел сзади, и молился на своих четках. Я подходил, чтобы пообщаться с ним, а он говорил мне: «Все, что говорит доктор Мишра, полная глупость». Я приглашал Свамиджи к себе домой, а иногда он приглашал меня в свою малюсенькую комнату, в которой он жил. И он готовил для меня. И он раздавал мне. И он рассказывал мне о Кришне. Это самый добрый, самый мягкий, самый любящий человек, которого я когда-либо встречал в жизни.

Так жил Прабхупада. И хотя доктор Мишра и Шрила Прабхупада вели очень-очень сильные философские дебаты, когда доктор Мишра заболел, и даже умирал, сам доктор Мишра говорит: «Благодаря своей любви и доброте Прабхупада кормил меня и возвратил мне назад здоровье. Свамиджи спас мою жизнь». Хотя философски Шрила Прабхупада был непреклонно против того, во что верил доктор Мишра, он общался с душой в его сердце, чистой душой, частичкой Кришны, и проявлял к нему любовь и сострадание.

34-13 Раджендранандана дас

Некоторые из его духовных братьев и санньяси Гаудия Матха пришли к нему в его комнату. В тот момент он в основном просто лежал на постели. Преданные с его позволения переворачивали его. Он не ел уже очень долгое время. Он сказал:

— Теперь я покончил с едой, я победил сон, нет речи он сексе. Вся материальная деятельность прекратилась.

Он также спрашивал преданных:

— Почему вы молитесь о том, чтобы я остался? Этот мешок с костями бесполезен.

Преданные не любят смотреть фильм о его последних днях. Они не хотят видеть фотографии Шрилы Прабхупады периода его антья-лилы. Но наш духовный учитель был госвами. Он оставался здесь ради нас, чтобы мы еще больше привязались к нему. Он говорил об этом Бхавананде, который тогда был Махараджем:

— Мой долг — вызвать в вас привязанность ко мне.

Но я говорил о том, что к нему пришли санньяси, и ученики попросили разрешения у Шрилы Прабхупады поднять его и подложить подушку. Он сказал:

— Пожалуйста, простите меня, что я не могу должным образом встретить вас.

Они немного общались. И затем он сказал:

— Пожалуйста. простите меня за все мои оскорбления. Иногда, проповедуя могли быть произнесены какие-то грубые слова. Поэтому я бы хотел попросить у вас прощения.

Конечно же они соответственно отвечали:

— Нет, нет, не было никаких оскорблений. Если мы совершили какие-то оскорбления, пожалуйста, прости нас.

Затем они стали говорить на бенгали. И позже я спросил одного бенгальского преданного, о чем он говорил. Я верю в то, чем он со мной поделился, потому что это было в том же настроении. Он сказал:

— Также, пожалуйста, простите моих преданных. Иногда они думают, что они единственные преданные. Я успел научить их прачару, но не ачару.

Он имел в виду проповедь — это сущность. Что еще он мог сделать за такое короткое время, которое он провел с нами. У него была армия обезьян, и он просто попросил нас распространять славу Господа Чайтаньи, продавая книги и проводя Харинаму, и занимаясь другой замечательной деятельностью в ИСККОН. Но он сказал:

— Мне не хватило времени, чтобы научить их этикету.

В этом смысле иногда мы очень черствые. И это не очень хорошо. Но так или иначе, прославляя Шрилу Прабхупаду, я пытаюсь подчеркнуть его смирение. С его стороны не было никаких оскорблений. Каждое движение, каждая мысль, каждое слово было продиктовано Верховным Господом. И только лишь из сострадания к нам он оставался здесь в те последние месяцы. Иногда благовоспитанные христиане говорят: «Иисус Христос умер за наши грехи». И так как моя любовь к Шриле Прабхупаде окрепла именно в его последние месяцы жизни, я бы хотел прославить его за то, что он решил остаться с нами гораздо дольше, чем это было ему удобно. Махарадж Радханатх Свами рассказывал о жертвах, на которые он пошел. Хотелось бы послушать преданных, которые были здесь в последние дни его жизни. Но если кто-то слышал, о чем говорил кавирадж, доктор, то они знают, что просто лежать на постели с иссушеным телом от голодания, было подобно нахождению в костре — кожа и нервы просто терлись о кости. Но хоть раз Шрила Прабхупада пожаловался? Нет. Просил ли он морфий, чтобы облегчить боль? Нет. Он просто хотел быть со своими преданными, и хотел, чтобы мы воспевали Харе Кришна. И мне приходится сгущать краски. Об этом говорилось. Но для меня это настолько важный аспект. Из своей любви Шрила Прабхупада хотел, чтобы все мы были здесь во время его ухода. Он попросил об этом, было дано наставление. Мы установили балдахины на крышах здания гурукулы и фогал-ашрама. Он хотел, чтобы все его ученики были с ним. Он любит нас очень сильно. Он не забывает ни малейшего нашего служения. Преданные делились тем, что даже если они делали какие-то незначительные вещи, он отвечал: «Джая!» Таков Шрила Прабхупада. Как мы можем оставить служение ему? Как мы можем от него отвернуться или забыть его? Мы в долгу перед ним за все. Спасибо.

34-14 Шанка дас

В 1975 году мы праздновали день ухода Бхактисиддханты. Я отвечал за кухню в Бомбее. Мы приготовили для церемонии 108 блюд. Из них я сделал 98. Все их отнесли Шриле Прабхупаде, и Гопал Кришна, который в то время был молодым брахмачари, подошел ко мне и сказал:

— Шанка дас, ты все это приготовил? Тебе надо подняться к Шриле Прабхупаде и рассказать, что ты сделал.

Итак, я поднялся к Прабхупаде с Гопал Кришной. Мы втроем сидели в комнате. А перед Прабхупадой стоял стол со 108 блюдами. Прабхупада спросил:

— Что это за блюдо?

Я ответил ему, он попробовал, и спросил:

— Что это за блюдо?

Я ответил ему, он попробовал, и спросил:

— Что это за блюдо?

Я ответил ему, он попробовал, и спросил:

— Что это за блюдо?

И на пятом блюде он спросил:

— Что это за блюдо?

Я ответил ему, он попробовал, и сказал:

— Радхарани приготовила этот пир. Можешь идти.

Еще я расскажу вам о нескольких случаях, когда он меня отчитывал, которые очень важны для меня. На самом деле все истории со Шрилой Прабхупадой имеют важное значение. Однажды мать Палика попросила меня отправиться в Булешвар, чтобы купить немного фруктов для Шрилы Прабхупады. Покупая фрукты в Булешваре, я увидел огромную кучу апельсинов. Я подумал: «Вау! Какие красивые апельсины! Мозамбик». Я попросил продавца разрезать один, попробовал его, и они действительно оказались вкусными. Я подумал: «Вау! Великолепно!» И купил огромную сумку апельсинов для Шрилы Прабхупады. Я ходил часто на утренние прогулки, и примерно через 3 дня на утренней прогулке мы шли, и увидели здание на вершине холма в конце пляжа. Солнце отражалось от стеклянных окон, а Шрила Прабхупада говорил о том, что материальный мир является отражением духовного мира. И затем он сказал:

— Кто купил мне эти апельсины?

Я тотчас же возгордился, подумав о том, что меня прославляют. Я вышел и сказал:

— Шрила Прабхупада, я купил апельсины.

Шрила Прабхупада сказал:

— Эти апельсины 10 сорта, прямо как ты.

Затем он сказал:

— Эти апельсины 10 сорта потому, что их собрали в спелый сезон, затем заморозили, и затем продают по завышенной цене в межсезонье.

В другой раз меня попросили сделать для Шрилы Прабхупады самосы. У меня был рецепт для приготовления самос из 5 овощей. Это гуджаратский рецепт. Я натер все овощи, и сделал прекрасную начинку, на которую у меня ушло много времени. Затем я накатал пури, положил начинку, и сложил пополам. Получились огромные полукруглые самосы. Я сделал 35 штук, и отправил их Шриле Прабхупаде. Через несколько дней я увидел Брахмананду Свами, секретаря Прабхупады, и спросил:

— Брахмананда, Прабхупаде понравились самосы?

Он сказал:

— Он даже не прикоснулся.

Затем Харикеша, который в то время был брахмачари, и мы с ним были хорошими друзьями, сказал:

— Хочешь со мной приготовить обед для Шрилы Прабхупады?

Мы готовили обед. А до того, как мы начали готовить, один индийский джентльмен приготовил огромный пир, потому что Шрила Прабхупада ждал гостей, чтобы пообедать с ними. Этот человек сделал целую кучу самос, но они были маленькими треугольными, которые можно видеть здесь, в Индии. Они лежали на подносе. Мы с Харикешей сидели, хорошо проводя время, и готовя обед Прабхупаде, как вдруг Шрила Прабхупада зашел в комнату. Мы принесли наши поклоны. Шрила Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

— Ты приготовил эти самосы?

Я сказал:

— Нет, Шрила Прабхупада. Это один индиец. А я готовил до этого.

Он сказал:

— Ты не умеешь готовить самосы. Ты умеешь только готовить футбольные мячи.

Затем Шрила Прабхупада посмотрел на Харикешу Свами, посмотрел на меня, и сказал:

— Вы вдвоем умеете только все испортить.

Он вышел из комнаты с улыбкой на лице. А затем два дня подряд я приносил ему обед.

34-15 Раджендранандана дас

Однажды я был в саду. После воспевания мы читали первую песнь Шримад Бхагаватам. Я не помню точный стих, но преданные читали санскрит, перевод, стих и комментарий. Они читали пословный перевод, и добрались до слова «муни». Мы все знаем, что значит «муни». В пословном переводе стоял глагол. Это не было существительное. Обычно муни — это личность, это садху, глубокомыслящий человек. Там был глагол, и Шрила Прабхупада сказал:

— Прочитай еще раз.

Они прочитали слово «муни», и произнесли глагол, который стоял там. И он спросил:

— Кто это сделал?

Тогда преданные задумались.

— Кто поменял это? Кто это негодяй?

Конечно же назвали имя какого-то прабху. Он сказал:

— Это погубит наше движение. Изменив одно слово в моих книгах, вы можете погубить движение.

Он был очень категоричным и строгим в этом отношении. Я не хотел бы, чтобы меня неправильно поняли. Я приношу свое почтение прабху, которые служили, создавая эти книги, редакторам, которым было дано это служение Шрилой Прабхупадой, таким, как Дравида прабху, о котором сегодня уже говорили. Но из этого я делаю вывод, что мы не можем менять послание духовного учителя. В этом кроется большая опасность. «Не меняйте ничего». Мы все знаем об этом наставлении Шрилы Прабхупады. И мне довелось лично видеть, насколько яростным был Шрила Прабхупада, указывая на это.

34-16 Шанка дас

Однажды я говорил с Тамал Кришной в саду. Он сказал:

— Знаешь, Шанка дас, ты садовник, и ты должен предлагать Прабхупаде каждый день цветок.

Поэтому я стал цветочным мальчиком Прабхупады. Каждый раз, когда я видел Шрилу Прабхупаду, я давал ему цветок. Иногда он касался моей руки, беря цветок. Иногда он отбирал цветок, и отчитывал меня. А иногда брал цветок, и прославлял меня. И он прославлял цветы. Да, он делал это. Он говорил: «Могра — это царь цветов».

Я отправился в Майапур третьим классом, потому что Гирирадж с неохотой давал нам деньги на что бы то ни было. Он дал мне билет третьего класса на поезд до Калькутты. Пока я доехал до Калькутты, у меня украли чемодан, у меня украли ботинки, и все, что у меня осталось, когда я приехал в храм, это курта и дхоти. Я был весь грязный после трехдневной поездки. Это был самый медленный поезд. Когда я в конце концов приехал в Майапур, и спустился, чтобы пойти на утреннюю прогулку, Бхавананда Госвами сказал:

— Прабхупада, ваш садовник из Бомбея здесь.

Прабхупада ничего не сказал, а просто пошел на прогулку. Мы гуляли по Майапуру, затем зашли в храм Бхактисиддханты. И по дороге домой мы проходили через арку. В то время в Майапуре было только одно здание, и была арка. Слева после арки паслись коровы. Я ничего не знал о коровах, поэтому сразу пошел дурачиться с ними. А все остальные пошли в сторону храма. За полкилометра до храма Прабхупада остановил всех, повернулся и крикнул:

— Шанка, подойди сюда.

Я подбежал, и сказал:

— Шрила Прабхупада, что вы хотите?

— Я хочу, чтобы ты посадил здесь деревья по обеим сторонам дороги.

Джаяпатака Махарадж, двое бенгальских ребят и я прошлись по всему Майапуру, вырыли кокосовых деревьев, и посадили их вдоль той дороги. До текущего дня эти кокосовые деревья дают кокосы, они перенесли все катастрофы, и все еще растут.

34-17 Прашанти даси

Я испытываю огромную благодарность за то, что нахожусь здесь, хотя не пойму, как это случилось. Я с большим восхищением слушала рассказы всех учеников Шрилы Прабхупады, как и каждый год. Завтра мой любимый день в году — день ухода Шрилы Прабхупады. Потому что в этот день Прабхупада в полной мере присутствует благодаря воспоминаниям о нем, и благодаря присутствию его учеников. Вчера, когда я пришла утром в пандал, и села, то увидела плакат «25 лет служения в разлуке». Я сразу подумала о том, что для мне это на самом деле целая жизнь служения в разлуке, потому что я являюсь учеников второго поколения. Я никогда не видела Шрилу Прабхупаду. Я никогда не встречалась с ним. Я присоединилась в 1984 году. Уже прошло много лет с тех пор, как он ушел. Так что это целая жизнь служения в разлуке. В 1996 году я была очень-очень тронута вышедшим компакт-диском с песнями в честь 100-летнего юбилея Шрилы Прабхупады, который назывался «Гирлянда из песен». Он вышел где-то в Англии. Один преданный по имени Джаядев дас записал душераздирающую песню «Я никогда не знал вас». Я просто плакала. Я участвовала в команде по подготовке празднования 100-летнего юбилея Шрилы Прабхупады. И когда вышла эта запись, слушать прославления Шрилы Прабхупады было для нас кульминацией и наградой. Там была песня «Я никогда не знал вас». «Где я был, когда вы были на планете?» Я много медитировала на это. Много раз я думала об одной вещи. Очень часто. Это может случиться или нет, потому что я могу умереть в любой момент. Но если все будет идти обычным чередом, то я уже задумывалась о том, что придет день, когда сделают ужасное объявление во время мангала-арати о том, что последний ученик Прабхупады покинул планету. Я уже предчувствую этот день. Придет день, когда больше не останется учеников Прабхупады. Как мы уже слышали, Бхакти Викаша Махарадж говорил, что когда Прабхупада был на планете, было очень хорошо, потому что когда он останавливался в Лондоне, преданные, путешествуя из Индии в Америку, получали истории. Для нас, учеников второго поколения, сейчас происходит что-то подобное. Когда мы встречаемся с учеником Прабхупады, мы получаем истории. Мы получаем истории о цветочном мальчике или о чистке ванной комнаты. Мы узнаем о разных деталях, которых мы не найдем в книгах, которых мы не найдем в записях. И таким образом мы можем полюбить Шрилу Прабхупаду. Кришна дал нам Шримад Бхагаватам, который содержит множество историй о Нем, и, слушая о Его личности, мы развиваем не просто знание о Нем или знание о Его учении, но настоящую привязанность к Нему, как к личности, такому, каким Он является. Прабхупада объясняет, что если нет любви, то невозможно будет сосредоточить свой ум на чем-то, что мы не любим. Если нет любви, мы не сможем привязаться. Поэтому мы должны любить Шрилу Прабхупаду, и один из способов полюбить его, это слушать прекрасные истории о нем. Некоторые очень значительные, но на самом деле все они очень важны и значимы, потому что они раскрывают нам сердце чистого преданного, беспокойства чистого преданного. И они могут растопить наше нежелание предаться личности.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)