Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 26
2 декабря 1970 года Шрила Прабхупада написал: «Мой дорогой Пури Махараджа, возможно ты являешься единственным из моих духовных братьев, который оценил мое смиренное служение делу Гуру Гауранги».
Следующее интервью состоялось во Вриндаване, Индия, 23 ноября 1999 года.
Преданный: Махарадж, могли бы вы рассказать о том, как в первый раз встретились со Шрилой Прабхупадой, и какое у вас впечатление о Шриле Прабхупаде сложилось в тот раз?
Бхакти Вайбхава Пури Махарадж: Когда Свами Махарадж был в Калькутте, он жил на аллее Сита Канта Банерджи, и занимался лекарствами. Какими-то лекарствами. Он выявлял новые лекарства. И мы также останавливались у него. Мы были там со Шридхаром Махараджем и Кешавой Махараджем, и с нашим Ашрамом Махараджем. Иногда мы приезжали туда, чтобы собирать пожертвования для Навадвипы. А иногда мы приезжали туда еще по какому-то делу. Там мне довелось встретиться с ним. Он рассказывал о своих планах посещения Америки. Он часто показывал книги, которые он написал. Он написал две книги Бхагаватам. И он хотел начать печатать журнал под названием «Обратно к Богу». Конечно же мы говорили о многих вещах, и он часто спрашивал меня: «Я поеду в Америку, а ты пожалуйста уходи из этой организации. Ты бы хотел быть редактором моей газеты?» Я сказал: «Я сейчас в учреждении. У меня нет…» Я тогда был молод. Когда он стал говорить о зарубежных странах, я сказал: «Я не могу сейчас поехать за границу». Так или иначе, он пытался убедить меня. Это были 1943, 44, 45, 46 годы. Те дни. И после этого в 1948 году я поехал в Рамананда Гаудия Матх. Меня отправил туда в качестве управляющего наш Тиртха Махарадж, Кунджа Бабу. Он был президентом. И в тот момент начался судебный процесс, и решили отдать некоторые храмы ему, а некоторые храмы отдали Васудеве прабху, и теперь он управляет остальными храмами. В этом матхе на берегу Годавари, Рамананда Гаудия Матхе, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махарадж установил отпечатки стоп Гауранги Махапрабху в 1932 году. С тех пор это место содержали его последователи. И я поехал туда. А до этого я был с ним, общался с ним. Но потом начались разговоры о санньясе. Конечно, я уехал в 1948 году. И теперь не мог с ним переписываться. И сразу после санньясы он отправился в Америку в 1965 году. В 1971 году мы провели церемонию открытия нашего храма Радха Мандир. Это было 3 июня. И я написал ему: «Вы должны приехать и открыть храм». Он ответил: «Я приеду в Индию в 1971 году». Тогда я сказал: «Вам надо приехать и открыть его…» Тогда он пообещал. Он приехал с 9 членами. Среди них был… как зовут старшего санньяси? Нет, нет, старший. Не Шьямасундар. Но старший санньяси вашего храма, ИСККОН. Нет, Ачьютананда молодой. Другой. Он приехал сюда, и пробыл тут 15 дней. Могущественный. Я забыл его имя. Высокого телосложения. Кто был тут, когда у вас были беспокойства? Он был тут. Хамсадутта. Хамсадутта приехал. Хамсадутта приехал еще с 2-3 санньяси и несколькими брахмачари. Все эти прабху приехали. Они пробыли там 7 дней. И после этого они отправились в Бомбей. А из Бомбея они приехали в Мадрас, а из Мадраса, он так же был с ними, они приехали в Вишакапатнам. Гуру Крипа был там. Потому что была напечатана книга, Чаритамрита. В ней упоминалось его имя. Лиламрита. Прабхупада Лиламрита. Но они так и не написали подробно о нашей организации, о переписке или об открытии этого храма. Они так и не написали. Я думаю, было что-то, что он… И потом он снова был здесь около 20 дней. И также с ним было 20 или 22 старших — Брахмананда, его брат, и еще много других. Я не помню всех их имен. Они с большой радостью вкушали все блюда Южной Индии, Северной Индии, Андры, Тамила. Они были очень счастливы почтить все эти блюда. После этого Махарадж (Прабхупада) попросил нас поехать в Майапур. Я приехал вместе с Нитьянандой прабху, Анандой прабху и нашим Тиртхой Бхакти, Виджаем Тиртхой Махараджем. Все они приехали со мной. Вместе с этой командой он взял нас в Майапур. И там в Майапуре они проводили церемонию. Это была церемония основания. Махарадж (Прабхупада) стоял наверху, а мы были в яме. Мы с Прадьюмной провели это торжество. И Прабхупада сказал: «Я хочу устроить пир». Он хотел пригласить всех духовных братьев. Я сказал: «Махарадж, вы должны поехать и пригласить». Он поехал и пригласил всех их. И он попросил меня отправиться в Навадвипу и пригласить Нарайана Махараджа. И также там был Вамана Махарадж. Махарадж не приехал. Нарайана Махарадж. Он (Нарайана) высказывал много вещей против Махараджа (Прабхупады). И я вернулся назад. На этом мероприятии почти все брахмачари и санньяси увиделись с Махараджем (Прабхупадой). Один человек, пожилой… Акинчана Махарадж, последователь Госвами Махараджа. Они приехали. Был большой пир, и после пира вечером наш Мадхава Махарадж, Ядава Махарадж, Мадхусудан Махарадж и наш Пури Махарадж все пришли. Они пришли, и Махарадж (Прабхупада) принял их. И первым делом они стали жаловаться: «Почему ты принял этот титул Прабхупады?» Но он сказал: «Это было давно. Этот вопрос. Мои ученики спросили меня, как им ко мне обращаться? И тогда в момент слабости, так или иначе, я обязал их звать меня Прабхупадой». Теперь это введено. Что теперь мы можем сделать? Мы дали имя Прабхупада. Они ничего не приняли. Они просто поговорили и ушли. Я сказал им: «Махарадж, зачем вам сражаться за титул? Он совершил так много служения в западных странах за такой короткий срок. Ему удалось изменить западные страны. Это заслуга всех вас». Ради маленького имени. Имя Прабхупада давали даже Госвами. Нашим Госвами. Как его звали? Пранаваллабха Госвами и другие госвами. Они приняли это имя Прабхупада. Прабхупада или Вишнупада. Нет разницы. Ученик должен обращаться к своему духовному учителю не каким-то произвольным именем. Но он должен добавлять Вишнупада. Ом Вишнупада и так далее. Не произвольным именем. А Прабхупада — это то же самое. И в чем разница? Нет разницы. Зачем же безосновательно осуждать других? Так как я пригласил его на церемонию открытия… Конечно они никогда об этом не говорили. Не все, но некоторые жаловались. Потому что на этой церемонии я пригласил Пури Махараджа, чтобы провести арчану. Пури Махарадж обычно приезжал на открытие всех храмов, а также наш Шротрийа Махарадж. Эти два человека приезжали, чтобы проводить такую церемонию. Он также был там. Но он… Там были встречи. В течение семи дней. Пури Махарадж тоже был там. И Свами Махарадж (Прабхупада). Они выступали. Он (Пури Махарадж) никогда не нападал на него (Прабхупаду). И в тот день он тоже приехал. Так или иначе, они уехали. Всем раздали прасад и Свами Махарадж дал одну книгу Кришна, а также одежду и 5 рупий. Он дал… И Кришна дас Бабаджи тоже был там. Он приехал. Я не помню всего. Они приезжали. Это все. И через один или два дня мы вернулись. Мы были там в течение 7 дней. Одна женщина была там, жена того человека, который был плотником. Он был секретарем Прабхупады. Малати. Шьямасундар. Он хороший джентльмен, Шьямасундар. Очень благородный джентльмен. И Малати тоже была очень хорошая. Махарадж просил Малати: «Приготовь для Пури Махараджа и для нашей группы». Но Ананда прабху обычно готовил все. Никогда не позволял женщине готовить. И после этого мы вернулись назад. Махарадж говорил, что индийские лекарства и индийский повар… Преданный… Очень трудно найти повара. И Ананда прабху, я попросил Ананду прабху провести несколько дней с Махараджем. Он был два года. Но он не мог ничего поделать с западными людьми. Он очень-очень строгий. Махарадж (Прабхупада) также сказал кое-что, чтобы вдохновить их. Затем он сказал: «Я не собираюсь оставаться здесь, я уеду». И уехал. Мы постоянно слышали о его проповеднической работе. Но у нас не было повода для приезда… И когда он снова вернулся сюда, в Калькутту, туда, где сейчас Господь. Он попросил нас туда приехать. Я поехал туда, и оставался там в течение 4 дней. И там проводились все большие собрания. После этого, в 1977 году мы поднимались к Бхадринарайане. С нами было 120 поломников. Мы останавливались в храме у нашего Мадхава Махараджа. А Махарадж (Прабхупада) был тут (во Вриндаване). И кто-то сказал, что Пури Махарадж поехал с большой группой. Махарадж лежал в постели. Он сказал: «Я слышал, что Махарадж тут». Я пришел, взяв с собой немного прасада. Ананда прабху, я и Бхутаприта прабху, Ашрам Махарадж, все мы пришли. Махарадж (Прабхупада) был очень рад, и он спросил… Тот, кто отвечал за храмы в Южной Индии. Ты говорил его имя. Он возглавлял… Он написал о враче. Хамсадутта. Он написал статью. И он (Прабхупада) сказал: «Хамсадутта, прочитай свою статью. Махарадж послушает». Он осуждал доктора Коуру из Ланки. Он был атеистом. Он написал большую статью против него. Я сказал: «Он доктор». Он посмеялся: «Да, доктор». Это было противоречие. Сторона жениха и сторона невесты. Сторона невесты говорила: «Что за жених, кто он такой?» «Он доктор». Тогда они спросили: «А какой доктор? Медицинский врач?» «Нет, он доктор». «Литературный, ученый или еще какой-то?» «Нет». На все вопросы они отвечали «Нет». И в конце концов они спросили: «Тогда какой?» «Кондуктор». И Махарадж (Прабхупада) рассмеялся и все тоже рассмеялись. Он лежал. Потом они приготовили прасад и угостили нас, и мы вернулись. И через несколько дней он ушел. Мы уехали. Мы не возвращались больше во Вриндаван. Мы поехали в Вишакапатнам. Когда он здесь лежал, я сказал: «Махарадж, вы должны прожить еще 10 лет!» «Как я смогу прожить? Потрогай мой пульс». Я проверил пульс, и он не бился. «Тогда как ты можешь говорить, что я должен остаться еще на 10 лет? Я не смогу остаться на 10 лет». «Если вы не останетесь, не будет мира и единства между этими западными людьми. Они очень жесткие руководители. Они не объединятся. После вашего ухода у организации нет будущего. По крайней мере вам следует выстроить их. Они должны следовать какой-то традиции». В Индии есть какая-то традиция. Но в западных странах нет традиции. Тогда он сказал: «А что поделать? На все воля Кришны». И он ушел. До этого случая я спрашивал: «Махарадж, вы утвердили 11 гуру. Не может быть никакой гармонии. Гуру должен быть один. Вы выбрали 11 гуру». Он сказал: «Я не выбирал. Я назначил 11 ритвиков». Я сказал: «Пока вы живете, они ритвики. А после вашего ухода они буду гуру». И пока гуру не благословил ученика сесть на трон и продолжать это служение, он не сможет выжить. Он не должен сидеть. Он должен спуститься. И это как раз то, что происходит сейчас. Тогда он сказал: «А что я теперь могу поделать? Что я теперь могу поделать?» Однажды он предложил, чтобы все храмы, центры, президенты должны быть тьяги, санньяси, не грихастхи. Тогда все грихастхи, которых было больше, подали в отставку. Тогда он сказал: «Это моя головная боль». Он только предложил это. Что так будет лучше. Итак… Тамал Кришна сделал это предложение и положил его перед Прабхупадой, а когда все президенты узнали об этом, они сказали: «Мы уходим в отставку». Тогда он остановил это обсуждение. Поэтому это не находилось под его контролем в последний момент. Каждый хочет быть руководителем, а не подчиняться конституции. Никакой конституции. Конечно есть конституция. С того момента у меня появилась идея выступить в… Как называется эта группа? Члены. Члены Джи-Би-Си. Я думал о том, чтобы поговорить с ними, с членами Джи-Би-Си. «В чем цель организации? В чем цель?» Я хотел спросить их. «В чем цель организации, которую создал Свами Махарадж?» Ей дано имя ИСККОН. Международное сознание Кришны. Насколько мы развили сознание Кришны? Хотя быть на один процент? Или мы искренне пытаемся развить его? Никто не дает ответа. Поэтому что мы имеем сейчас? Никакого сознания Кришны. Только сознание финансов, сознание имущества, сознание имени. У меня была идея… Я хотел, чтобы организация Свами Махараджа не разрушилась. Потому что он служил этой организации. Он отдал всю свою кровь. Он сделал так много служения, чтобы эта организация преуспела. Но в чем смысл того, что вы делаете? Никакой другой свамиджи не сделал так много, чтобы расширить эту проповедь по всему миру. Он сделал это! Это все по милости Господа Гауранги и его гуру. Милость Гуру-Гауранги. Он сказал: «Ты меня хорошо знаешь. Это все благословения моего Прабхупады и благословения Гауранги. Я написал это и я говорил об этом… Я выполнил свой долг. Теперь все зависит от Господа. Что я могу сделать?» Он по-настоящему тяжело трудился. Когда другие свами ездили, они потратили 3 лакха. И в те дни, оставаясь там, они не смогли привести даже и одного ученика. Только один человек приехал из Германии. И даже он позже уехал. Но Прабхупада так много потрудился, даже не имея пищи. Он всему учил: как готовить, как убираться, как делать гирлянды, как готовить весь прасад, как украшать. Все. И о книгах. Он начал печатать. И фотографии. Это его изобретение. Даже христианские миссионеры, он преуспевали в распространении книг. Но теперь они потерпели неудачу. Он так много… так он открыл свой книжный отдел. Это все его идеи, он воплотил свои идеи. И Бхагаватам, все фотографии, он дал описание различным фотографиям. Никто больше не придумал такого… Редко где вы сможете найти такое разнообразие фотографий. Это было его предложение. Он подчеркивал важность книг. Поэтому он говорил: «Только книги». Даже наш Прабхупада говорил: «Печатайте книги». Только маленькие-маленькие книги. Но европейцы, западные люди, они не удовлетворены, они не обрадуются маленькой книге. Только большие тома с титульным листом и обложкой. Это выглядит более привлекательно. Так он это изобрел. Теперь у каждого домохозяина можно найти комплект Бхагаватам, комплект Чаритамриты. Он никогда не открывал книгу. Но они представляют их со стола. В очень презентабельном виде. Он сделал это. Он изобрел это. Такое распространение не имеет никакой ценности. Теперь все поддерживается за счет распространения книг. В Индии люди становятся пожизненными членами. В Европе нет пожизненных членов. В Англии, в Америке нет пожизненных членов. Только книги. Они продают книги. Он придумал это. Это его благословения. Но он никогда не хотел, чтобы организация, в которую он так много вложил своих сил, была бы разрушена. Он никогда не хотел. Но организация существует. И её нельзя коммерциализировать. Мы должны совершать духовное воспевание. Должно быть сознание Кришны. Вот почему мы жалуемся, это всё. Мы не хотим никого винить. Конечно, когда великий ачарья приходит и уходит, естественно в каждой сапрадайе так всегда происходит. Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада внес много нового в это общество. Но после его ухода также все было разрушено. И Свами Махарадж тоже сделал все это благодаря своему тяжелому труду. И после его ухода… Теперь проблема в том, что должно быть хотя бы единство среди вайшнавов. Как говорит наш Махарадж: «Хотя бы единство». Потому что если есть различия… Что плохого в том, чтобы говорить свободно, использовать слова? Какой будет от этого вред? Никакого вреда. Но мы должны отказавать от тенденции к ответным действиям. Надо жить и позволить другим тоже жить. Сейчас очень сложно объединиться. Никто… Кали-юга. Это Кали-юга. Каждый ведет себя независимо. Даже ученик независим, и гуру независим. Гуру не может заявить: «У меня так много учеников». Потому что ученик независим. Ученик — это тот, кто предается. Пока они не предались, они не могут учить, и они не могут учиться. Не только здесь. В колледжах, университетах, нигде нет предания. Так же и в религиозных организациях. Если вы надавите на них, они уйдут. И вы не можете поддерживать организацию, поэтому вам приходится слушаться их. Это так. И это очень плохо. Чем больше вы увеличиваете количество учеников, или количество организаций, бремя ложиться только на вас. Главному человеку приходится брать на себя все бремя, чтобы приспособить общество, и отношения в обществе… Финансовое положение также приходится перестраивать. В Кали-югу очень трудно менять других. Никакого пранипата. Никакой парипрашны. Никакого севайа. Они не смогут осознать. Теперь наша цель — это по крайней мере совершать свой собственный бхаджан, и не разрушать источник. И сохранить источник настолько, насколько это в наших силах. Больше нельзя давить. Никто не будет вас слушать. Никто. У меня нет учеников. Прабхупада (Бхактисиддханта) говорил: «У меня 4 ученика — две ноги, две руки». Несмотря на то, что у него были ученики, он никогда не считал, что он что-то сделал. Поэтому он ввел «прабху». «Прабху». Человек должен обращаться к другому брахмачари, его духовному брату, как «прабху». «Прабху» значит «господин». Я его слуга. Даже он обращался к своим ученикам как «прабху». Прабхупада обычно обращался «прабху». «Бхакти Виджай прабху», — говорил он. Не Бхакти Виджай. А Бхакти Виджай прабху. Или его секретарь, Кунджа Бабу, Кунджабихари. «Видьябхушан прабху», — говорил он, — «Сундарананда прабху. Васудева прабху». Так он звал их. Он это ввел. Никто этого не знает. Ни в какой организации нет такого, чтобы один ученик называл другого ученика не голословно, а добавлял бы к имени «прабху».
Преданный: Махарадж, было ли такое качество в личности Шрилы Прабхупады, которое вспоминается вам от вашего общения с ним?
Бхакти Вайбхава Пури Махарадж: Очень трудно говорить о качествах вайшнава. Пока вайшнав не благословит человека, тот не сможет говорить. Ни один из деват, ни один из полубогов не может понять вайшнава. Как же мы можем что-то сказать? Что касается качеств, он обладал всеми качествами преданного. Мы знаем о его величии уже даже по одной проповеди. Меньше, чем за 10 лет. Нет такого в истории, нет нигде таких записей. За 10 лет проповеди он утвердил это Божественное имя повсюду. Как предсказал Махапрабху. Везде… Теперь вы везде видите хари-наму. Хотя Махарадж (Прабхупада) ушел уже 20 лет назад, но вы видите везде множество групп. Это могут быть группы, но они повторяют ту же самую наму. Если число групп будет увеличиваться, от этого не будет потери. Если они будут поддерживать правила, моральные и духовные правила, многое будет развиваться. Существует 13 апасампрадай. Бхактивинода Тхакур писал об этом. И если они теперь не будут следуют, то количество их удвоится. Вот так. И это происходит. Это происходит… У нас должна быть одна цель. Убрать «каму» из «премы». Что такое «кама»? Удовлетворение себя. Что такое «према»? Удовлетворение Кришны. Если наше стремление, если наши желания и если наши действия будут направлены на Кришну, об этом говорит Рупа Госвами. Мы должны принимать то, что благоприятно для преданности. Все преданные, все сампрадайи, все организации должны иметь одну цель — должна быть преданность. И все, что благоприятно для преданности, они должны стараться принять это. И все, что не благоприятно, они должны отбросить. Это то, что нужно. А сейчас никто не может учить вас. Прабхупада создал такую организацию, что никакая другая организация не может учить вас. Потому что когда вы становитесь учеными… Потому что вы можете знать все от основания до вершины. Есть все переводы всех писаний. Все было переведено. Все. Никто не сможет вам ничего сказать. Но теперь мы должны задуматься, насколько мы продвинулись в сторону чистоты, чистоты преданности. Мы должны попытаться. Мы приносим вам свои огромные благодарности…
Преданный: Еще один вопрос. Моя дочь, которой 12 лет, привязана к Прабхупаде. Технически может ли она принять дикшу от Прабхупады, или же она должна найти живого гуру, чтобы принять от него дикшу?
Бхакти Вайбхава Пури Махарадж: Нет. Любой человек должен принять живого гуру. Если гуру уже ушел, как вы можете принять от него хари-наму? Он прикоснется к фотографии и получит хари-наму? Вы можете так сделать, но процесс не таков. Процесс не такой. Это сложный вопрос. Некоторым людям Прабхупада давал только хари-наму, он не давал дикшу. Таким людям не нужна дикша. Прабхупада цитировал шастру… Это был Хари дас. Только нама. Но организация требует того, чтобы человек обратился к живому садху и принимал его совет. И он должен давать дикшу вместе с шикшей. И если он хочет знать больше, он может принимать шикшу от нескольких гуру. Но дикша гуру должен быть один. Это цитата из наших шастр.
Бхакти Вайбхава Пури Махарадж: Да, Прабхупада говорил мне: «Пожалуйста, постарайся». Потому что Вишванатх дас — это наш друг. Он пригласил нас к себе в деревню, мы там были 7 дней, и он сказал: «Пожалуйста, поговори, чтобы моим преданным разрешили входить» (входить к храм в Джаганнатха Пури). Он был главным министром, Вишванатх дас. Он родом из сословия брахманов. И он человек
очень религиозного склада. Но у него нет никаких полномочий, потому что этот религиозный Пури, в соотвествии с их кодексом. Они должны следовать кодексу и по сей день. Какой должна быть одежда. Какие должны быть подношения. Все в соответствии с кодексом, поэтому… Там сидят только старые люди. Они могут поменять, но одновременно они и не могу ничего менять. Итак, я поехал, и он дал мне одну книгу Кришна. Я пошел к Вишванатху дасу. Я отдал ему и сказал: «Пожалуйста, проявите инициативу, чтобы сделать некоторые изменения». Но он не такой сильный главный министр. Он ответил: «Да, сэр, я попробую». И после своей министерской службы он умер. Но теперь здесь все эти европейцы могут смешиваться с индийцами. Особенно итальянцы. Они смешиваются. И остаются в Индии. И учат какой-то местный язык. И они прямо как индийцы. Поэтому сейчас так много людей идут в храм и получают даршан. Никто не останавливает их. Он тоже может… Он тоже может зайти в маха комнату. Они не очень жесткие. Полицейские стоят там. Многие люди проходят. А во время Ратха-ятры они взбираются на ратху и их туда приподнимают. Не тогда, когда ратха стоит около храма, а по дороге вечером. Никого там не будет. Они просто платят 10 рупий. Они взбираются и попадают туда. Никаких ограничений. Для других европейцев, преданных, естественно Индия также связана с преданностью, и Джаганнатх знает об этом, поэтому им тоже разрешается. Ты тоже ученик Прабхупады? У тебя трипундра? У него написано «Радхе Радхе» на теле. Это называется «трипундра». (Тилака Господа Шивы). Вайшнавы говорят: «Если ты видишь трипундру, а не урдхвапундру, трипундру, ты должен пойти и сразу же принять омовение». Ты должен принять омовение. Таковы ограничения. Конечно адвайтавади никогда так не думают, но вайшнавы не терпят этого. Они никогда вам не позволят. Если Прабхупада не сможет долго жить, как он сможет дать хари-наму? Сампрадайа должна продолжаться. Это не христианство. Как вы говорите: «Отец один». И кто это? Иисус Христос. Кто бы не давал, это Иисус Христос. Но на самом деле это называется «майавада». Это «майавада». Они говорят, и также некоторые люди тут, в Бангалоре, они говорят: «Нет никого равного Прабхупаде». Но если вам не довелось общаться с Прабхупадой, значит вы не родились, или вы были слишком молоды. Когда вы приходите, вы не можете говорить, что «Прабхупада — это мой единственный гуру. И никто другой. Нет». Вы должны иметь терпение, потому что Прабхупада не может жить 100 лет или 200 лет. Тогда все люди, которые не были рождены, которые родятся через 100 лет, что им делать? Они не могу сказать: «Только Прабхупада может давать хари-наму, а мы не можем давать. Надо принимать только избранных садху, обладающих хорошими качествами». Если так, то вам следовало родиться во времена Прабхупады. Тогда бы у вас был шанс. А те, кто рождался во времена Прабхупады, но не смогли воспользоваться возможностью, это их неудача. Автор Чайтанья Бхагаваты говорит: «Почему эта глупая жизнь пришла только через 50 лет?» Махапрабху ушел, и через 50 лет он родился. Вриндаван дас Тхакур говорит: «Почему эта глупая жизнь пришла сейчас? Это просто бремя, которое мне приходится нести». И такие чувства приблизят его к Господу. «Почему Нароттам живет? Ты не должен был родиться? Ты должен лежать. Позволь мне умереть». Эти чувства также приближают к Господу. Такое чувство нужно обрести. Рагхунатх Госвами говорит: «У меня нет собственной жизни. Мою жизнь создал Рупа Госвами». Рагхунатх Госвами живет. И он говорит: «Почему ты живешь? Почему? Да. Твоя конструкция крепче стали». Вот почему смерть не приходит к этому телу. Если придет смерть, кто вынесет эту разлуку, трудности? Кто вынесет? Если ваше тело не твердое, как сталь, вы не сможете вынести. Он спрашивает свое сердце, смерть не придет к нему. Потому что если придет смерть, не нужно будет страдать. Но пока не пришла смерть, я должен страдать. Поэтому Бог дал мне такое сильное тело, что смерть не может прийти к нему рано. Так он плачет.
Преданный: Могу я спросить последний вопрос? В книгах Шрилы Прабхупады он описывает гуру и его качество уттама-адхикари. Есть ли примеры гуру, которые падали?
Бхакти Вайбхава Пури Махарадж: Да, потому что… Смысл в том, что все зависит от гуру и садху. Имея благословения садху и гуру, человек может досчить и может идти по пути. Если не хватает благословений садху и благословений гуру, то даже если человек более разумен и более философски подкован, великий философ, обладающий всеми хорошими качествами, он не сможет устоять. Человек должен предаться. Если человек предается Господу, предается гуру, предается вайшнавам, предается всему, всем. Потому что он считает весь мир принадлежащим Господу. Все создания. Он должен предлагать свои пранамы даже ослу, собаке, кошке, собакоеду. На самом деле, не форме собаки, но Господу, Который пронизывает все многообразие. Он везде. Человек должен всегда смиренно стараться быть таким. Садху — это один из миллиона. Садху это не… Они жемчужины. Они лежат глубоко в бездонном океане. Жемчужины не валяются вокруг дороги. Здесь вы не найдете жемчуг. Но садху есть. Без садху мир не сможет выжить. Садху есть. Садху есть. Но человек должен быть достаточно удачлив, чтобы соприкоснуться с садху.
Преданный: Спасибо большое.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)