Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 64
64-01 Бир Кришна Госвами
Я бы хотел немного поговорить о важности памятования о вани и вапу Прабхупады. Потому что недавно мы говорили о том, что из этих двух, конечно же, вани более важно. Мы понимаем, что вани – это наставления Шрилы Прабхупады, а вапу – это физическое присутствие Шрилы Прабхупады. Довольно интересно то, что вапу, физическое присутствие Шрилы Прабхупады, было также поучительным для нас. Сегодня утром мы слушали, как Бхакти Чару Махарадж рассказывал о решимости Прабхупады сражаться до самого конца. Это всегда меня вдохновляет. Иногда преданные говорят об уходе от дел по достижении глубокой старости в 50 лет и об открытии сообществ престарелых. И мы ничего не имеем против сообществ престарелых. Но по-настоящему Шрила Прабхупада не хотел тешить эту идею ухода от дел. Хотя он часто говорил об уходе от дел для того, чтобы писать книги, но на самом деле Шрила Прабхупада так и не ушел от дел. Он даже говорил: «Дайте мне благословение, чтобы умереть как солдат на поле битвы». Есть еще одна цитата Прабхупады: «Нам нужны преданные, подобные Арджуне, а не такие преданные, которые просто сидят». Конечно же мы сейчас сидим. Но есть еще одна цитата. Когда один преданный попросил прибежища у лотосных стоп Прабхупады, Прабхупада сказал: «Мои стопы постоянно движутся». Мы знаем много цитат, которые подтверждают, что на самом деле это Движение. Прабхупада даже назвал это Движением Харе Кришна. Он не назвал это Организацией Харе Кришна, Бюрократией Харе Кришна, Социальной структурой Харе Кришна, Учреждением Харе Кришна. Он назвал это Движением Харе Кришна, потому что он хотел, чтобы все двигалось. Другими словами, если вы не возвышаетесь, тогда вы будете падать, и в конце концов все превратится в пережиток, совершенно неуместный в обществе. Поэтому Прабхупада хотел, чтобы мы продолжали двигаться, расширяться. Видение Прабхупады не ограничивалось парой преданных, которые воспевают Харе Кришна, и парой сельхоз общин и храмов, разбросанных по миру. Видение Прабхупады заключалось в том, чтобы совершить революцию в жизнях сбитых с пути людей не благочестивой цивилизации. Об это говорит стих из «Бхагаватам»: «тад-ва̄г-висарго джаната̄гха-виплаво йасмин прати-ш́локам абаддхаватй апи на̄ма̄нй анантасйа йаш́о ’н̇кита̄ни ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣анти са̄дхавах̣». «Бхагаватам», Кришна-катха, миссия Прабхупады – все это одно, и они предназначены для того, чтобы совершить революцию в жизнях людей сбитой с толку цивилизации. И есть два способа изменить весь мир. Первый из них самый важный – мы сами должны стать хорошими инструментами в руках Прабхупады благодаря хорошей садхане, настоящей привязанности к Святому имени. У нас должно быть хорошее воспевание, потому что мы не сможем изменить весь мир просто каким-то материальным менеджментом. Это должно случиться благодаря духовной силе, о чем говорится в «Чайтанья-чаритамрите»: «кр̣шн̣а-ш́акти вина̄ нахе та̄ра правартана». Без Кришна-шакти невозможно распространить сознание Кришны. Я расскажу вам небольшую историю о своих взаимоотношениях с Прабхупадой, которая показывает, как могущество сознания Кришны может делать людей сознающими Кришну. Это случилось много лет назад еще до того, как многие из присутствующих были рождены. Однажды я был в майе. Я все еще там, но, так или иначе, однажды я был в иллюзии. Я слушал радио как любой другой глупый человек. Я слушал по радио хит-парад 1960-х годов. Вдруг я услышал, как Прабхупада поет по радио. Я не знал, что это был Прабхупада. Я не знал этого. Я только слышал, как эта личность пела Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе… В тот момент я не знал ничего о Харе Кришна. Но тотчас же моя жизнь изменилась. Не в том смысле, что я надел дхоти и побрил голову. На это потребовалось определенное время. Но она сразу же изменилась. Когда я услышал это, я подумал: «Что это за звук?» Затем я подключил свое радио к записывающему катушечному магнитофону. Тогда не было маленьких мп3-плееров. И я держал запись включенной в течение двадцати четырех часов, ожидая, когда эта песня снова появится на радио, чтобы записать ее. Я не знал, что это было. Но это показывает могущество сознания Кришны. Итак, я держал запись включенной, и в конце концов песня снова появилась на радио. Ведущий объявил: «Это Харе Кришна». Я записал ее и затем снова и снова проигрывал ее. И что случилось? Я перестал есть мясо. Я даже не понимал, что происходило. Таково могущество чистого преданного. Итак, я перестал есть мясо. Другим регулирующим принципам я уже следовал. И так или иначе, я стал привязан к воспеванию Харе Кришна, хотя в тот момент я еще не знал, что такое воспевание. Примерно через шесть месяцев кто-то дал мне книгу «Кришна». И я прочитал о синем мальчике, который ворует масло и кормит им обезьян. Я даже не знал, Кто Он такой. Но могущество Прабхупады было настолько великим, что этот синий мальчик не мог выйти из моей головы. Я подумал: «Я схожу с ума». Маленький синий мальчик. Кто-нибудь видел синего младенца? Разве что умирающего от удушья. Он не уходил из моего ума. Я думал и думал о Нем. И в конце концов я соприкоснулся с преданными, но сказал: «Нет, я не хочу дхоти, не хочу брить голову». Я был хиппи с длинной бородой. Забавно, что когда я все-таки присоединился к храму и побрил свое лицо, Хридаянанда Махарадж, который тогда был домохозяином, сказал мне: «Теперь я тебя впервые увидел. Ты прятался за этими волосами». Затем мы готовились к встрече Прабхупады в 1971 году, когда я был вынужден сделать то, что не хотел делать – побрить голову, надеть дхоти, переехать в храм, просыпаться в четыре часа утра. Это было непосредственное могущество Прабхупады, которое по-настоящему вошло в мое сердце. В «Бхагаватам» Господь Капиладева говорит: «бхаванти хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х тадж-джошан̣а̄д а̄ш́в апаварга-вартмани ш́раддха̄ ратир бхактир анукрамишйати». «Сата̄м̇ прасан̇га̄н». Для того, чтобы исполнять миссию Прабхупады, что быть солдатами Прабхупады, как об этом говорил сам Прабхупада, нам надо обладать этим могуществом. И тогда Прабхупада будет действовать через нас, если мы будем очень строго следовать наставлениям Прабхупады для того, чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду. И Прабхупада ожидает от нас чудес. Потому что это активный принцип в духовной жизни – приказ Гуру. Прошлым вечером я говорил об этом. Я читал введение к восьмой песне «Шримад Бхагаватам», которое написал Прабхупада. Прабхупада постоянно подчеркивал то, насколько он был абсолютно предан приказу своего Гуру. Успех заложен там – в наставлении его Гуру. Для меня в этом и заключается суть – понять наставление Прабхупады и его настроение. И один из способов понять его – это слушать о Прабхупаде. Мы должны быть очень жадными до слушания о деяниях Прабхупады, потому что Прабхупада – это наш исходный пример. Слушать не в таком настроении: «О, как это интересно», как когда мы слушаем разные истории. Нет. Есть причина, почему Прабхупада все это делал, действовал таким образом. Несомненно это была чистая преданность. Но одной из основных причин было показать нам пример. Ачарья показывает нам пример – что означает быть в сознании Кришны. «Экеха куру-нандана». Предание себя приказу духовного учителя. Я расскажу вам небольшую историю. Она похожа на «Чайтанья-чаритамриту». Мне довелось гулять с Прабхупадой по пляжу в Лос-Анджелесе. Я шел за Прабхупадой, собирал песок с его следов и ел этот песок. Потому что об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите» – вода после омовения стоп, остатки прасада. Я также воровал остатки прасада. Пыль с лотосных стоп. Песок с лотосных стоп – это то же самое, что пыль. Мы должны быть жадными до этого. Конечно же, это было возможно, когда Прабхупада присутствовал физически. В другой раз я организовывал прием Прабхупады в Далласе, Техасе в 1972 или 1973 году. Я забрал тарелку после того, как мы предложили ее Прабхупаде в ВИП-комнате. Я забрал ее и не стал делиться с другими преданными. По сути я съел все – апельсиновые шкурки, стебли винограда. Я бы съел и тарелку, если бы она не была металлической. Такую же жадность, которая была у меня, мы должны проявлять в отношении слушания о Прабхупаде и понимании его настроения. В этом суть. Жадное сильное стремление – лаулйам. Это цена за чистое преданное служение. Не просто повторять: «О, я хочу быть гопи, я хочу быть гопи, я хочу быть гопи». Это не наш метод в соответствии с Прабхупадой. Наш метод таков: «йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до йасйа̄праса̄да̄н на гатих̣ куто ’пи». Не просто «благодаря удовлетворению», а «я горю энтузиазмом», «я хочу удовлетворить», «я посвятил всю жизнь удовлетворению», «я жаден, чтобы удовлетворить Прабхупаду». И это лаулйам, которое приведет нас на уровень чистой преданности и позволит нам спасти весь мир.
64-02 Веданта Крит дас
Мы поехали в аэропорт, чтобы встретить там Прабхупаду. Аэропорт находился в городе Кеннер, где я вырос. Это Международный аэропорт Нью-Орлеана, но он находится в Кеннере в штате Луизиана. Он находится по соседству с местом, где я вырос. Итак, я был знаком с аэропортом и поехал туда. Все преданные собрались и ожидали прилета Прабхупады. Мы узнали, каким будет выход и зал ожидания. Мой духовный брат подошел ко мне. Меня звали «Бхакта Вик». Он сказал:
– Бхакта Вик, дай мне свою обувь.
Я сказал:
– Что?
Он сказал:
– Дай мне свою обувь.
Я посмотрел вниз. На нем были дхоти и курта, а я был одет в кармическую одежду. Я еще не присоединился к храму. На нем было дхоти, курта и красные ковбойские ботинки. Я посмотрел вниз и сказал:
– Я не дам тебе свою обувь, потому что понимаю, что тогда мне придется надеть эти красные ковбойские ботинки.
Надо считать себя глупцом перед духовным учителем, но не надо выглядеть, как глупец. Так или иначе, этот преданный вел киртан, и это был один из самых экстатических киртанов, когда Прабхупада входил в аэропорт. Когда я узнал, какой будет выход, то сразу спустился вниз. Я оказался первым, кто пришел туда. Поэтому я был последним, кто следовал за Прабхупадой. Мы все с нетерпением ожидали Прабхупаду. Как только Прабхупада вышел из самолета, все сразу же принесли поклоны. Я поклонился, но сразу же вскочил, потому что хотел видеть Прабхупаду. Как и рассказывают многие преданные, мы были удивлены тому, что он был невысокого роста. Но лично меня его физический рост не так поразил, как его аристократичность. Он был очень аристократичен в том, как он держал свою голову, и в остальном. Все было очень царственно. Итак, мы выходили, направляясь по коридору. Махендранатх вел экстатический киртан. Мне кажется, что он шел босиком, сняв свои ботинки. Когда мы выходили, я оказался последним, потому что сначала я был первым. Я смотрел за всем. Я смотрел за тем, как выходил Прабхупада, я смотрел на то, как все преданные следовали за ним. Там был полицейский, которого я знал. Его брат и мой дядя были очень хорошими друзьями. Так как киртан был очень шумным, он пытался остановить преданных. Но все преданные шли перед ним, а он остался позади, поднимая руки вверх. Было похоже на то, что он был частью киртана. Он как будто бы участвовал в киртане. Прабхупада даже не заметил его. Прабхупада просто вышел. И когда все вышли, его гнев утих. Но он выглядел как часть киртана. Такова была встреча Прабхупады в аэропорту. Затем Прабхупада отправился в Нью-Орлеан. Там провели Гуру-пуджу. В тот день он не прочитал лекцию, а прочитал ее на следующий день в Нью-Талаване. Это была лекция по «Бхагаватам». Но тем вечером он устроил даршан. Это было для меня настоящим общением, потому что я смог сидеть буквально прямо перед Шрилой Прабхупадой в течение всего даршана. Пока мы ждали внизу начала даршана, Нитьянанда, президент храма, подошел ко мне, потому что я обычно задавал много вопросов на лекциях. Он подошел ко мне и сказал:
– Бхакта Вик, ты будешь задавать первый вопрос.
Я был в шоке, я не ожидал этого. Я хотел задавать некоторые вопросы Прабхупаде, но я не хотел попасть в затруднительное положение. Итак, я должен был это сделать, потому что меня попросили. Мы поднялись на даршан. Я помню, как Брахмананда сидел рядом со мной. В комнате было сколько-то преданных. И одним из гостей была моя тетя. Она была гораздо старше всех нас. Она сидел сзади, облокотившись спиной на стену и вытянув ноги. Прабхупада посмотрел на нее и сказал: «Сядьте нормально», как он говорит это, когда читал джапу. Итак, когда он попросил ее: «Сядьте нормально», ее ноги как у машины сложились в позу лотоса. После того, как даршан закончился, она сказала мне: «Это было самое близкое ощущение Бога в моей жизни». Так что она очень удачлива, что получила общение с Прабхупадой на этом даршане. И хотя это было недолгое общение, мне казалось что время остановилось. До сегодняшнего дня я не могу сказать вам, сколько оно длилось, час или полтора, я совершенно понятия не имею. Это было так, как будто время остановилось. Итак, подошло время, когда я должен был Шриле Прабхупаде задать вопрос. К тому времени я уже в течение трех лет посещал храм. И всегда было определенное давление: «Переезжай в храм». Обучение в школе считалось майей. Поэтому я спросил у Прабхупады:
– Прабхупада, должны ли все переехать в храмы?
Прабхупада ответил так:
– Зачем?
Очень прагматично. Я сказал:
– Чтобы жить здесь.
И он ответил:
– Мы не возражаем. Но кто приходит?
Часто, когда преданные получали какие-то наставления или ответы от Прабхупады, они обдумывают их в течение многих лет. Лично я через какое-то время понял, что Прабхупада хотел, чтобы я переехал в храм. Я закончил свое образование. И буквально тем же вечером со своего выпускного я сразу переехал в брахмачари-ашрам. А на следующий день я вышел продавать благовония. По сути это то, как я пришел к тому, чтобы переехать в храм.
64-03 Махендранатха дас
Как только за неделю до его прибытия Нитьянанда сказал, что он прилетает, мы очень воодушевились и вся атмосфера в Нью-Талаване поменялась. Мы все стали очень хорошими преданными на этот короткий период времени. Преданные по-настоящему заразились сильным желанием увидеть Прабхупаду. Сатсварупа упорно трудился. Упендра в конце концов дозвонился. Я был на ферме. Когда он приехал на ферму, я помню, как пытался вырастить дерево манго, что было бессмысленной затеей. Прабхупада всегда говорил: «Надо выращивать то, что растет в данной области». Из «Чайтанья-чаритамриты» мы также знаем об этом. Господь Чайтанья, где бы Он ни был, хотел блюда из местных продуктов. И вот я пытался вырастить индийское манго на земле Нью-Талавана, где климат очень холодный. Но одно из двадцати деревьев выжило. Оно было где-то два метра высотой. Просто стебель. Когда подъехал Кадиллак Прабхупады, он наехал своим левым передним колесом на дерево и просто сломал его. Я подумал: «Вот это да. Теперь мне не придется класть вокруг него шину с греющими сосудами, чтобы оно сохранялось в тепле в течение всей зимы». По сути я получил облегчение.
64-04 Йогиндра Вандана дас
У меня было много сомнений. Я все еще продавал благовонии «Духовного Неба», но я был брахмачари. Меня беспокоили сексуальные желания. Я думал, что если я хочу оставаться брахмачари, тогда я должен делать то, что благоприятно для жизни как брахмачари. Я думал, что все это не подходит мне. У меня по-настоящему было много сомнений. Я сомневался в самом себе, а не в Прабхупаде и не в Кришне. В то время я пытался стать преданным и не быть больше майавади. Но я понимал, в каком ненадежном состоянии я находится, обладая демоническими качествами. Мне предстоял очень большой путь, чтобы развить божественные качества. Так или иначе, в уме у меня были все эти сомнения. Я сидел на лекции по «Чайтанья-чаритамрите». Шел экстатический киртан. Все жители храма в Далласе поднялись наверх, где сейчас зал. Шел экстатический киртан. Радха-Калачанджи стояли спереди, а вьясасана Прабхупады сзади. Преданные были просто в экстазе, а я прилип к полу, погрузившись в свои сомнения, надеясь, что Прабхупада освободит меня. Я пытался поймать его взгляд, чтобы он как-то освободил меня от этой ужасной ситуации. Итак, пришло время лекции. Все сели. Я сидел справа в десяти метрах от вьясасаны Шрилы Прабхупады. Он комментировал стих из «Чайтанья-чаритамриты». Эту лекцию можно найти, она была записана. В какой-то момент он сказал: «Просто примите прибежище у Радхи Мадана-Мохана». По-моему стих был о Радхе Мадана-Монане. Итак, пришло время вопросов и ответов. Я подумал: «У меня не будет другого случая встретиться с Прабхупадой», потому что обычно старшие преданные говорили младшим преданным: «Не беспокойте Прабхупаду своей майей. У Прабхупады очень много дел. Просто поговорите со старшими преданными». А тема была избитой – сексуальные желания и разные проблемы. Я не пытался написать письмо, а пытался увидеть Прабхупаду. Но мне не предоставлялось особых возможностей. Поэтому я решил воспользоваться ситуацией и задать ему вопрос. Но в то же самое время я не хотел показать свое невежество, мое ложное эго. Я хотел задать ему вопрос, но в то же самое время просто застрял в анабиозе. Я не мог произнести ни слова. Но Шрила Прабхупада буквально повернул свою голову так, как будто я был рядом с его вьясасаной, и сказал:
– Да?
У меня нет сейчас транскрибации, но насколько я помню, я сказал так:
– Шрила Прабхупада, что вы имеете ввиду, когда говорите «просто примите прибежище Радхи Мадана-Мохана»? Вы имеете в виду принять прибежище у Божеств?
Шрила Прабхупада процитировал знаменитый стих из седьмой песни «Шримад Бхагаватам», который произносит Прахлада Махарадж: «ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох смаран̣ам̇ па̄да-севанам арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам». Он замечательно процитировал его целиком. Затем он сказал:
– Лотосные стопы Господа не отличны от преданного служения. Поэтому примите прибежище у любого из этих процессов. Хотя бы у одного из них.
Так или иначе, сомнения покинули мое сердце, я почувствовал себя в полной безопасности. Я мог пойти домой. Мне не надо было выходить и продавать благовония. Я мог просто повторять Харе Кришна и оставаться брахмачари. Но через пару месяцев я снова вернулся в «Духовное Небо», чтобы выходить и продавать благовония.
64-05 Моханасини даси
До того, как я встретила Шрилу Прабхупаду, я уже была два раза замужем и у меня было три маленьких ребенка. Я была разведенной мамой-одиночкой с тремя маленькими детьми. Я была совершенно разочарована в материальной жизни и не знала, что мне делать, убить себя или посвятить чему-то. Затем благодаря вмешательству Господа я встретила преданных, переехала в храм в Далласе, и Шрила Прабхупада спас меня. Впервые я встретила его в Лос-Анджелесе. Он проводил там много времени, поэтому мне выпала удача регулярно видеть его, когда он читал лекции и приходил на приветствие Божеств. В старой храмовой комнате в Нью-Двараке он шел мимо преданных после приветствия Божеств, а я дала ему яблоко. Моя рука дотронулась до его руки. Его кожа была очень мягкой. Я никогда ничего подобного не ощущала в своей жизни ни до этого, ни после. Ничто не может с этим сравниться. Я была поражена, ощутив это. Когда Прабхупада читал лекции в Нью-Двараке, все женщины сидели наверху. Это было не в новой храмовой комнате. Все сидели наверху на балконе, а мужчины и вьясасана были справа, а Божества были слева. Одним утром я поднялась наверх и подумала: «Мне отсюда почти не видно Прабхупаду, надо мне найти вид получше». Поэтому я решила перелезть через перила и сесть там. Я сидела и думала: «О, теперь мне будет хорошо видно». Прабхупада посмотрел наверх и сказал: «Спустись вниз!» Я испугалась. Мне стали махать, чтобы я спустилась вниз. Я спустилась, но чувствовала себя очень виноватой, что Прабхупаде пришлось меня отчитать за мою глупость. Он буквально махнул мне рукой, как бы говоря: «Слезь оттуда, идиотка». Я была настолько расстроена тем, что меня отругал Шрила Прабхупада, что все утро ходила и чувствовала себя совершенно глупой, пока один прабху не сказал мне, что и похвала, и наказание, это все милость духовного учителя. Это немного облегчило мою боль, и я больше этого не делала.
64-06 Бхушая дас
Впервые я увидел Шрилу Прабхупаду, чувствуя полное благоговение. Я был совершенно шокирован увидеть такого почтительного джентльмена. Мне нужна была авторитетная личность, за которой я мог бы следовать. По сути я искал не духовного учителя, а второго отца. Я потерял своего отца в очень раннем возрасте. Он погиб в войне. И Шрила Прабхупада поначалу был для меня такой личностью. Я не собирался вовлекаться в духовную жизнь. Но благодаря призывам моего дорогого духовного брата и общению с преданными я позже развил энтузиазм в сознании Кришны.
64-07 Мадхуха дас
Впервые я встретил преданных в Гонолулу. Мне кажется, что впервые я встретил их в 1971 году. Было две группы санкиртаны. На одной стороне были преданные, одетые в дхоти, курты, сари и у них были бритые головы. Они играли на караталах, мриданге и фисгармонии. А на другой стороне были люди Сиддхасварупы, которого в то время звали Крис Батлер. У них были гавайские рубашки, длинные волосы и гитары. Но они пели одну и ту же песню. Я об этом не задумывался. Но я встретил их в Гонолулу. Спустя несколько месяцев, когда я жил на Мауи в общине «Банана Патч», мои друзья пригласили меня сходить в центр Кришны. Там были преданные, которых звали Говардхан и Джем Тедкам. Я запомнил только их. Мы поехали туда. В то время я строго питался только фруктами. Я не хочу говорить о себе, но вы спросили о том, как я встретил преданных. Итак, я питался только фруктами. Мы стали воспевать. Было прекрасное воспевание. Я сидел. Блюда подавали на банановых листьях. Они подошли с прасадом, а я сказал:
– Нет, нет, нет. Я пришел сюда просто, чтобы почувствовать благоприятные вибрации.
Они сказали:
– Это все хорошие вибрации.
Я сказал:
– Я ем только фрукты.
Они сказали:
– Это все чистые фрукты. Мы только что собрали их, – это была кукурузная халава, – мы только что сорвали ее с деревьев.
Они сделали все возможное, чтобы распространить прасадам. Я попробовал это и был поражен: «Я никогда таких фруктов не пробовал». Это был прекрасный прасадам. Я помню, как однажды я ловил машину, и остановился Говардхан. Он привез меня на пляж Хукипа, где много серферов. Это северо-восточный берег Мауи. Мы пошли гулять по холму вдоль большой скалы на берегу океана. Внизу катались серферы. Он повторял джапу. А я вытащил свою книгу «Автобиография йога» и стал ее читать. Он читал джапу, а я читал свою книгу. Затем он спросил:
– Какую книгу ты читаешь?
Он взял книгу и сказал:
– О, это «Автобиография йога».
Затем он выкинул ее со скалы прямо в океан и сказал:
– Книга слилась с океаном.
Это был мой первый опыт встречи с преданными, которые мне показались немного фанатичными.
64-08 Чайтанья Чандра дас
Я только закончил школу. Я встретил Кешаву даса, брата Карандхара, через его старого друга. Одним вечером он рассказал мне о йоге. Всю ночь мы говорили о Сознании Кришны и к утру я уже стал вегетарианцем, повторял Харе Кришна и у меня была большая пачка книг. Я повторял мантру в течение какого-то времени. Но он вдохновил меня повторять больше. Так я стал повторять шестнадцать кругов, и только тогда я смог прочитать «Бхагавад-гиту». Пока я не начал повторять шестнадцать кругов, она мне казалась чужой. Что-то включилось, и она просто ответила на все мои вопросы. Я понял, что мне надо найти того, кто живет по этой «Бхагавад-гите», потому что она мне показалась единственным, что имело смысл, причем самый глубокий смысл. Я был совершенно вдохновлен. Затем мы поехали ко мне домой, я продал все, что у меня было, и купил подержанную машину. Затем мы поехали в Лос-Анджелес, чтобы увидеться с Прабхупадой, потому что он как раз собирался вернуться из Фиджи или с Гавайев в Лос-Анджелес. Было совершенно удивительно находиться со всеми преданными, когда Шрила Прабхупада спускался из своей комнаты на утреннюю прогулку, и приветствовать его. Одним утром мы поприветствовали Прабхупаду и проводили его до машины. Я не помню, почему мы стояли у моей машины. Она была припаркована на стоянке рядом с храмом на бульваре Венис. Вдруг Брахмананда Махарадж выбежал из храма. Он опоздал на прогулку. Он вышел, посмотрел по сторонам, увидел меня и Кешаву, стоящими около небольшого универсала Форд Кортина. Он спросил:
– Это твоя машина?
Я сказал:
– Да.
Он сказал:
– Поехали!
Он запрыгнул на переднее сидение, а Кешава сел на заднее. Я поехал. Мы неслись по улице. Было раннее утро. Не знаю, какой это был день, но он сказал:
– Не останавливайся на светофорах, езжай быстрее, нам надо догнать Прабхупаду.
Мы проскочили все светофоры. Я не помню, на какой именно пляж мы приехали. Может быть это было Венис или Санта Моника. Так или иначе, он выбежал. После, когда я слушал утренние прогулки, то несколько раз слышал, как Прабхупада спрашивал:
– Где Брахмананда?
Итак, Брахмананда прибежал. Прабхупада сказал:
– Итак, ты сегодня опоздал.
Брахмананда сказал:
– Вы выехали немного раньше.
Все поддержали:
– Да, Прабхупада, вы вышли на десять минут раньше.
Прабхупада сказал:
– Нет, у тебя часы запаздывают.
Они шутили. Это был прекрасный веселый случай с Брахманандой.
64-09 Ранганатх дас
Мне довелось побывать на многих утренних прогулках со Шрилой Прабхупадой и также в качестве привратника помогать проводить много даршанов в Чикаго и в Детройте. На одной из утренних прогулок в Эванстоне мы проходили вдоль берега озера со Шрилой Прабхупадой. Я был младше большинства преданных, и поэтому ниже остальных. Я рос достаточно медленно. А большинство преданных были высокими. Прабхупада шел быстро, а я получал много ударов коленями и локтями от высоких и крепких преданных. Я слушал много кассет с записями утренних прогулок Прабхупады. Поэтому в конце прогулки я решился задать ему вопрос, хотя я выглядел как маленький мальчик. Я выглядел младше восемнадцати лет, хотя мне было почти девятнадцать. Итак, я решил сделать это. Я очень нервничал. Но я как-то подобрался прямо к его машине и сказал:
– Шрила Прабхупада, что случается с преданными, которые присоединяются к храму, а затем уходят?
Прабхупада остановил всю группу. Он посмотрел прямо на меня. А я смотрел в сторону Прабхупады. Там стояли Тамал Кришна Махарадж, Брахмананда Махарадж, Сатсварупа Махарадж и Прабхупада. Прабхупада пристально посмотрел на меня. Он был очень близко. Прабхупада сказал:
– Объясни.
Я не мог ничего объяснить. Мне казалось, что я сейчас потеряю сознание. Я пытался себе сказать: «Не теряй сознание, не теряй сознание». Затем я сказал:
– Эти преданные получают брахманическую инициацию и они уходят. Что с ними случится?
Потому что я знал, что Арджуна задал Кришне такой вопрос. Я не хотел спрашивать ни о какой глупости. Я знал, что это авторитетный вопрос, потому что он взят из «Бхагавад-гиты». Я люблю «Бхагавад-гиту». Итак, я спросил:
– Что происходит с преданными?
А Прабхупада ответил:
– Это ошибка того, кто их рекомендует.
Я не ожидал услышать такой ответ. Тогда он посмотрел на меня, а я точно не мог понял, что это значило. Я сказал:
– Вы имеете ввиду, что президент храма рекомендует их для получения инициации?
Он сказал:
– Да.
Тамал Кришна Махарадж, который стоял рядом, сказал:
– Арджуна задал Кришне такой вопрос, и Кришна сказал, что они получат более высокое рождение – в семье великих преданных или богатых людей.
Прабхупада сказал:
– Да.
Позже Тамал Кришна Махарадж сказал мне, что Прабхупада был очень расстроен тем, что есть много людей, которые получают инициации, но по-настоящему не обладают качествами для получения инициации.
64-10 Бхригупати дас
Ближе к концу 1973 года Прабхупада совершал транзит. Он либо летел из Лос-Анджелеса в Лондон, либо возвращался из Лондона в Лос-Анджелес, и на один день он остановился в Нью-Йорке. Я не думаю, что этот приезд был запланирован, потому что мы узнали только утром о том, что Прабхупада приедет днем и прочитает лекцию по «Бхагавад-гите». Поэтому всех попросили не опаздывать на лекцию. Я поехал на санкиртану на автобусную станцию «Портовое управление». Мы закончили заблаговременно, чтобы попасть на лекцию Прабхупады. Прабхупада читал лекцию по четвертой главе «Бхагавад-гиты», тексту 13, «ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇». В конце лекции Прабхупада спросил, есть ли вопросы. Было несколько вопросов, два или три. После двух вопросов Прабхупада сказал:
– Итак, есть ли еще вопросы?
Никто не поднял руку. Тогда Прабхупада снова повторил:
– Есть ли еще вопросы?
И никто не поднял руку. В тот момент я не был инициирован. Я жил в храме шесть месяцев, но там было достаточно много преданных, которые практиковали по два или три года. Я думал: «Ну давайте же, задайте вопрос». Очевидно было, что Прабхупада хотел продолжать говорить. Я думал: «Пусть кто-то задаст вопрос». Но никто не поднял руку. Не помню, думал ли я об этом или же это получилось автоматически, но Прабхупада снова спросил: «Есть ли еще вопросы?», а я сразу поднял руку. У меня не было вопроса, во всяком случае я его не сформулировал у себя в уме. Но я почувствовал себя неудобно. Я подумал: «Это абсурдно. Кто-то должен задать вопрос. Прабхупада хочет продолжить говорить». Поэтому я поднял руку и мне дали слово. Я сказал:
– Шрила Прабхупада, вы могли бы сказать что-то о милости Господа Чайтаньи?
Это не был даже правильный вопрос, потому что на самом деле у меня не было вопроса. Он сидел на вьясасане очень расслабленно. Он наклонился к Шрутакирти и спросил:
– Что он сказал?
Мне кажется что я задал свой вопрос тихо и невнятно. Шрутакирти наклонился к Шриле Прабхупаде и что-то ему повторил. Я не знаю, повторил ли он в точности мой вопрос или сформулировал в качестве правильного вопроса. И я никогда не узнаю, потому что я спросил Шрутакирти пять или десять лет назад, но он не помнил даже этот случай, и эта лекция не записывалась. Поэтому я никогда не узнаю. Так или иначе, он повторил что-то Прабхупаде. И после этого Прабхупада, который сначала сидел очень расслабленно, вдруг сел очень прямо и сказал:
– Это уже сказано, парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣шн̣а-сан̇кӣртанам! Поэтому продолжайте совершать санкиртану и вы одержите победу!
И все. Он просто выпалил это. Я был поражен. Я подумал: «Вот это да! Что произошло? Меня отчитали или что-то другое произошло сейчас?»
Я не знал, как к этому относиться. На этом лекция закончилась, он больше не спросил ни о каких вопросах. Затем после лекции преданные подошли ко мне и сказали:
– Поздравляем, бхакта Джефф!
Я сказал:
– Поздравляете?
Они сказали:
– Да, ты только что получил личное наставление от Шрилы Прабхупады.
Я сказал:
– О, хорошо.
И как ни странно, но санкиртана до сих пор остается моим служением. Я нахожусь в движении уже сорок пять лет и три месяца, и девяносто процентов времени я занимался санкиртаной. Не знаю, было ли это благословение. В разные времена я думал об этом и напоминал себе, что Прабхупада сказал: «Просто продолжайте совершать санкиртану и вы одержите победу». У меня в жизни было много переломных моментов, но я вспоминал это наставление, которое Прабхупада сказал мне, и я продолжал это делать. И я все еще здесь. Наверное в этом что-то есть.
64-11 Моханасини даси
Когда мы были молодыми и получали инициацию, если ваше имя начиналось на «М» или «Р» или «С», тогда вы получали имя, начинающееся на эту букву. И все, у кого имя начиналось на «М», как у меня, Мэриан, получали имя Маха-это или Маха-то. Я думала: «О, нет, я не хочу имя, начинающееся на Маха». Когда я получила инициацию и имя Моханасини, которое мне понравилось, я увидела, что сначала мне дали имя Махарани, но оно было перечеркнуто, а рядом подписано Моханасини. Мне всегда очень нравилось это имя и я благодарна Прабхупаде за то, что оно дал мне такое удивительное имя. Из этого случая я поняла, что Шрила Прабхупада несомненно знает нас лучше, чем мы знаем сами себя. Он знает, как раздуть искру. К счастью он не отказался от меня, хотя я была глупой неразумной девушкой. Спустя сорок пять лет я все еще здесь, с радостью распространяю книги Шрилы Прабхупады и признательна за то, что могу находиться в обществе преданных.
64-12 Веда Вьяса Свами
Чтение книг Прабхупады и его учение на самом деле перевернуло всю мою жизнь. Когда мы общаемся с преданными, он также там присутствует. Но настоящая духовная сила исходила из первой части первой песни. И мне посчастливилось ее прочитать. В то время я каким-то образом присоединился к Ассоциации молодых христиан. Но я закончил читать первый том, и в нем было так много могущества. Мой отец нашел его в мусорной корзине в Центре Рокфеллера во время Рождества, потому что преданные распространяли книги свободно, или как это еще называли «запихивали в глотки». Итак, он таким образом подобрал «Шримад Бхагаватам». Он не прочитал его, но я прочитал. После этого я убедил его, и он также принял инициацию. Оба моих родителя получили инициацию, но это отдельная история. Но идея заключается в том, что «Шримад Бхагаватам» обладал могуществом убедить людей в Абсолютной Истине. Это махатмья «Шримад Бхагаватам». Шрила Прабхупада все очень хорошо объяснил в своих комментариях. И с тех пор я получил веру.
64-13 Шиварадхья дас
Как только я пришел сюда и услышал о Прабхупаде, когда преданные рассказывали о нем, а также увидел и прочитал его книги «Бхагавад-гиту» и «Учение Господа Чайтаньи», тогда я решил: «Он мой Гуру независимо ни от чего, в этой жизни или в следующей». И когда я его увидел, то понял, что никогда не видел никого, подобного нему. Он совершенно бесхитростный. Он не скрывает за своим поведением никакого мотива. Его единственный мотив – помогать людям. Это то, что я увидел. И я больше ни в ком не видел таких качеств. Так у меня возникла решимость: «Шрила Прабхупада – мой Гуру».
64-14 Веданта Крит дас
Затем я задал еще один вопрос Шриле Прабхупаде. Я вырос среди католиков, где каждый хочет быть уверен в своем спасении. Я хотел быть уверенным в том, что не совершаю никаких оскорблений по отношению к Господу Иисусу. Сначала я ходил в церковь, а потом стал ходить в храм. Я задал Шриле Прабхупаде вопросы в связи с католической церковью. Я спросил Прабхупаду о чуде, которое совершил Господь Иисус, когда накормил тысячи или сотни людей рыбой. Я спросил Прабхупаду:
– Говорят, что Господь Иисус накормил многих людей рыбой.
Он очень прагматично ответил:
– Может это и так.
Прабхупада сидел за столом, а я находился довольно близко. На столе стояла большая миска с фруктами. Он показал на фрукты и сказал:
– Почему мы должны есть рыбу? У нас так много прекрасных фруктов и овощей. Зачем нам это делать?
Очень прагматично. Он не осуждал Господа Иисуса за то, что он сделал это, ссылаясь на время, место и обстоятельства. Ему пришлось их чем-то накормить, потому что больше ничего не было. Поэтому он накормил их рыбой. Это был один из моих вопросов. Затем я задал Шриле Прабхупаде другой вопрос, потому что я стремился вместить христианство в сознание Кришны или пытался помочь христианам стать более осознавшими. Я попытался задать ему вопрос о мясоедении, потому что и Папа Римский, и епископы все едят мясо. Я начал задавать свой вопрос:
– Шрила Прабхупада, Папа Римский и епископы… Как вы убедите их…
Я собирался сказать «не есть мясо». Но еще до того, как я смог закончить, он сказал:
– Сначала ты сам стань убежденным.
Это снова было прекрасное наставление, потому что он мог видеть то, с какими препятствиями я сталкивался между принадлежностью к христианству и развитии преданности в Кришна Бхакти. По прошествии лет я все больше задумываюсь об этом наставлении: «Сначала ты сам стань убежденным». И это правда, что все зависит от нашей убежденности. Шрила Прабхупада был совершенно убежден в необходимости распространять Сознание Кришны. В то же самое время мы пришли из разных религиозных слоев, и в наших сердцах остается много сомнений. Но благодаря Шриле Прабхупаде все мы постепенно стали все более и более убежденными в том, что этот синий мальчик является Богом. Итак, это был еще один вопрос, который я задал Шриле Прабхупаде. Затем даршан продолжился. Я очень хорошо помню, что за мной сидел какой-то человек в тюрбане. Он был американцем, но на нем был тюрбан. Не знаю, практиковал ли он какую-то форму религии сикхов. Но он задавал вопросы в такой манере: «Могли бы вы рассказать нам о том-то?» Он задал Прабхупаде несколько вопросов. Но один из вопросов был таким:
– Могли бы вы рассказать нам о любви?
Шрила Прабхупада тотчас же ответил:
– Кришна – это любовь.
Затем он раскрыл это утверждение. Затем в какой-то момент этот джентльмен встал. Он сидел за мной, поэтому я не знал, что он встал, чтобы уйти. Голос Прабхупады в течение всего даршана был совершенно нормальным и неизменным. Но когда этот джентльмен встал, чтобы выйти, Прабхупада вдруг сказал:
– Куда вы уходите?
Это меня шокировало. Я не смог даже двинуться. Голос Прабхупады был очень могущественным. Джентльмен объяснил, что у него была назначена встреча, о которой он договорился заранее, поэтому ему приходилось уйти, чтобы соблюсти договоренность. Тогда голос Прабхупады, будучи сначала громким, могущественным и поражающим, наполнился огромной любовью и состраданием. Он повернулся к Нитьянанде и сказал четыре простых слова:
– Дай ему немного прасада.
Но мой голос не может воспроизвести ту любовь и сострадание, которыми он обладал. Это меня очень тронуло. С течением лет я понял, что всего, чего хотел Прабхупада, это так или иначе дать нам Кришну. И в своих книгах он говорит: «никакое событие нельзя считать законченным без распространения прасада». Но по интонации его голоса я увидел, какой огромной любовью и состраданием он обладал по отношению к каждому живому существу. И он просто хотел дать это нам так или иначе. Он хотел быть уверенным в том, что каждая личность в этой комнате получила прасадам до того, как они уходят. Это простые истории, относящиеся к одному небольшому событию, когда я был вместе с Прабхупадой. Я помню их и медитирую очень много на них. И я также получил много реализаций из этого. Можно сказать, что эти мгновения общения поддерживали мое Сознание Кришны в течение всей жизни. И каким-то образом я хочу помочь другим живым существам стать сознающими Кришну. Это благодаря тому, что Шрила Прабхупада дал нам все.
64-15 Мадхуха дас
Было очень трудно попасть на утреннюю прогулку, на которую ходило только десять или двенадцать преданных. И конечно же если вы не были инициированными, то у вас не было шанса. Но был преданный в храме, которого звали Арджуна. Я помню его и очень благодарен ему. Он сказал:
– Садись в машину. Мы едем.
Я сел в его машину и он ехал прямо на красный свет, чтобы успеть за Прабхупадой. Прабхупада гулял вдоль Вайкики по пляжу Ала Моана. Он гулял там каждый день. Это знаменитое место, где он назвал серферов «страдальцами». На этой прогулке один из преданных, который был комендантом храма в Гонолулу, жаловался Прабхупаде:
– Прабхупада, у нас есть преданные, которые просто хотят весь день читать книгу «Кришна».
А Прабхупада ответил:
– О, очень хорошо. Очень хорошо.
– Нет, нет, Прабхупада. Я имею ввиду, что они не хотят совершать никакого служения, а просто читают весь день книгу «Кришна».
– Это очень хорошо, что они читают.
– Нет, нет, но они не делают никакого служения. Никак не помогают в храме.
Тогда Прабхупада сказал:
– Да, когда вы в больнице, вам нужно следовать наставлениям врача.
У нас есть садхана. Нам надо поддерживать эти храмы. Нам надо распространять книги. Если вы живете в храме, то именно этого ожидал от нас Прабхупада. Он не хотел, чтобы кто-то просто читал. Даже несмотря на то, что нам надо читать. Именно для этого он напечатал книги. Он не печатал книги просто для того, чтобы мы продавали их. Он хотел, чтобы преданные читали их и понимали их. Но он также хотел, чтобы его храмы поддерживались. Это были его храмы, и он хотел, чтобы о них заботились.
64-16 Махендранатха дас
Шрила Прабхупада пошел на утреннюю прогулку. Мы вышли из кирпичного храма и пошли в сторону коровника, где маленький Бхакта Вимал кормил пятимесячного теленка из бутылки с большой соской. Ему было очень трудно. Теленок постоянно отбрасывал эту бутылку. У него совершенно не получалось заботиться о нем должным образом. Прабхупада сказал:
– В Индии в его возрасте мальчики могут заботиться о пятидесяти телятах.
Я сразу же понял: «Да? Значит у него не получится? Нам нужно поучиться фермерству. Пятьдесят телят? Как мальчик такого возраста может заботиться о пятидесяти телятах?» Это урок, который я позже усвоил. Но до того, как мы достигли коровника, мы шли по прекрасной скошенной лужайке. Прабхупада спросил:
– Здесь есть муравьи?
Кто-то из преданных показал:
– Прабхупада, там есть небольшой муравейник, но он находится немного в стороне.
Но если есть муравейник, то вокруг много муравьиных троп. Поэтому он сошел оттуда и пошел по грязной дороге. Он не хотел наступать на муравьев. Так мы вышли к коровнику, где был Бхакта Вимал. После этого мы пошли по дороге туда, где паслись коровы, проходя мимо сада, которого на самом деле не было. И это не было хорошо. На другой стороне, где были коровы, мы построили навес для техники. Насколько я помню, у нас был пресс-подборщик сена, сенокос, кормоуборочный комбайн, мельница, воздуходувка и два трактора. И вся эта техника все еще стояла под дождем, потому что хотя основная конструкция была закончена и была сделана задняя стена, крыши еще не было. Прабхупада спросил об этих машинах. Он сказал:
– Им нужно топливо.
Мы сказали:
– Да, Шрила Прабхупада. Мы строим крышу, чтобы защитить их от дождя.
Он сказал:
– Но она не закончена. И до того, как вы закончите, – показывая на крышу, – им придет конец.
О не был счастлив видеть машины. И он не столько критиковал то, что мы не закончили делать навес. Он был недоволен видеть всю эту технику, надеясь увидеть что-то другое. И мне кажется, что он хотел бы видеть что-нибудь вроде сада, коровника, кого-то, кто мог делать свечи, кого-то, кто мог отжимать касторовое масло, что-то деревенское. Но мы не стремились к самодостаточности. И самодостаточность никогда не должна стать нашей целью. Цель – это преданное служение. Самодостаточность – это побочный продукт. У нас было много проблем. И со всей этой техникой мы все делали в точности так же, как это делали современные люди. Прабхупада сказал:
– Это в точности то, чем занимаются современные люди. И затем они убивают корову. Все делается для коровы, а затем они убивают корову.
Это было не хорошо. И Прабхупада критиковал нас. И не тогда, а через много лет я понял, что он хотел сельское хозяйство. Это то, чем не занимаются люди в современном мире.
64-17 Йогиндра Вандана дас
Итак, я доехал автостопом до Нью-Орлеана, куда должен был приехать Прабхупада. Когда он приехал, то отправился на ферму. И вместо утренней прогулки, он пошел на дневную прогулку. Утром моросил дождь, а днем погода была немного получше, поэтому он пошел на дневную прогулку. На этой прогулке он говорил о коровах и машинах. У меня всегда было стремление к тому, чтобы заниматься тем же, чем занимался Сварупа Дамодара и некоторые другие ученики Прабхупады. Они играли роль адвоката дьявола или Прабхупада играл роль адвоката дьявола с ними. Я хотел взять эту роль. Но я не хотел, чтобы люди меня неправильно поняли, потому что я был простым Йогиндрой брахмачари. Я не хотел, чтобы люди подумали, что я о чем-то спорю с Прабхупадой. Но в то же самое время мне хотелось сыграть роль материалиста. А Прабхупада говорил о коровах и машинах. Поэтому я подумал о том, чтобы воспользоваться возможностью и сделать что-то такое. Прогулка была записана и транскрибирована, поэтому можно послушать все, что там было сказано, но я расскажу то, что осталось в моей памяти. Итак, я воспользовался возможностью, чтобы задать Прабхупаде вопрос на этой прогулке. Я сказал:
– Шрила Прабхупада, вы говорите, что коровы очень важны. Они важнее, чем машины.
Я пытался задать вопрос с вызовом. Я сказал:
– Но когда корова сделала свою работу, ее надо кормить, надо о ней заботиться. На это требуется время, труд и затраты. А трактор мы просто паркуем и выключаем.
Я сказал что-то в этом роде. И меня поразило не столько то, что именно ответил Прабхупада, а его интонация. Прежде, чем я попытаюсь до какой-то степени это изобразить, позвольте мне подчеркнуть то, что я американский пастушок, родившийся в семье млеччх и яванов, а Прабхупада пастушок Кришны. Я привлекся им, принял от него инициацию и пытался быть его учеником. И я задал ему этот вопрос. И вот он я, спустя 40 лет после 1975 года, все еще очень много времени посвящаю заботе о коровах. Мы находимся на ферме. В то время я и не подумал бы о том, что это даст мне такую силу. До какой-то степени я отдаю должное именно этому событию. Итак, когда я задал этот вопрос, то думал, что Прабхупада рассердится и скажет что-то вроде: «Вы материалисты…» Я не знал, как он отреагирует. Брахмананда мог что-то тоже сказать. Но Прабхупада повернулся и посмотрел на меня как отец и сказал:
– Да, но корова – это твоя мать. А бык – это твой отец.
Если вы прочитаете транскрибацию, то увидите, что он произнес не именно эти слова. Но он подчеркнул, что корова – это мать. И эта любовь поразила меня. Это больше относилось к душе, чем к материи или к тому, что мы можем сделать с помощью технологий. В этом теле заключена личность. Этому телу дана дхарма, важная дхарма. И нам тоже дана дхарма, важная дхарма. Прабхупада учил нас этому. Для меня это был поучительный опыт.
64-18 Чайтанья Чандра дас
Однажды утром в Маяпуре я читал круги до мангала-арати. Не знаю, сколько было времени, может быть 3:30 или 4:00. Я обходил храм в неправильном направлении, против часовой стрелки. Я повторял свою джапу достаточно громко. Когда я поворачивал на углу, где находилась комната Прабхупады, Хари Шаури Прабху вышел на балкон и очень энтузиастично сказал:
– Прабху!
Я посмотрел наверх. Он сказал:
– Вы повторяете слишком громко. Это мешает Прабхупаде переводить.
Я подумал: «О, нет». Я был подавлен, потому что не хотел наносить оскорбление Прабхупаде. Я подумал: «О, Боже, что же я делаю. Почему я так громко повторяю?» Затем во время мангала-арати Бхавананда Прабху, а тогда Бхавананда Махарадж, который был менеджером, сделал объявление о том, как мы должны вести себя в Дхаме. Он говорил: «Некоторые преданные ходят за ручку в Дхаме. У вас не должно быть здесь никаких близких отношений. А кто-то так громко читал джапу, что беспокоил Прабхупаду во время перевода». Теперь мое оскорбление было обнародовано. Я по-настоящему забеспокоился о том, что оскорбил Прабхупаду. Мне было очень плохо. Я не знал, что делать. Я сильно нервничал. Закончилась утренняя программа. Затем пришло время приветствия Божеств и Гуру-пудже, и потому Прабхупада читал лекцию. А после лекции Прабхупада спускался по ступенькам под красивый киртан детей из гурукулы и направлялся к выходу. Во время лекции я стоял в самом конце зала, потому что я не хотел засыпать. Один раз я заснул и решил, что больше так делать не буду. Итак, я стоял. Шрила Прабхупада давал прекрасную лекцию по седьмой песне «Шримад Бхагаватам». Он говорил о Прахладе Махарадже. Вся тема касалась Святого имени. Он читал лекцию, а я стоял достаточно далеко сзади, как минимум в десяти метрах от него. Между нами было много преданных, тысячи преданных. Он оглядывал всю комнату, и когда он посмотрел на меня, его взгляд вошел прямо в мои глаза с этого расстояния. Я почувствовал, что в первую очередь он все видел. Но кроме этого его взгляд очистил всю нечистоту моего сознания. Я почувствовал: «Хорошо, ты не совершил никакого оскорбления. Все хорошо. Ты прощен». В меня вошла прекрасная трансцендентная волна его взгляда. В одном этом взгляде была заложена огромная сила. Я почувствовал полное очищение и оживление от его слов. Когда он остановил на мне свой взгляд, он говорил:
– Не думайте, что это материальная звуковая вибрация. Она пурнам, совершенная и духовная.
Я услышал немного другие слова, чем те, которые на записи. Несколько слов отличались. Но суть была та же. Святое имя духовно, совершенно и полно. Я почувствовал полное удовлетворение и оценил его доброту. Он дал мне понять, что не было никакого оскорбления.
64-19 Веда Вьяса Свами
Мы также выиграли крупнейший суд. Это было прекрасное историческое событие. Мы боролись против того, что нас отнесли к разряду культов. Шрила Прабхупада в течение всего этого времени направлял преданных, а преданные направляли пожизненных членов, чтобы победить в этом суде. Мы собрали петиции и очень активно вели пропаганду. Так все были вовлечены. Косвенно мы видим, что преданные были инструментами, но на самом деле Прабхупада напрямую наставлял, как разбираться с судебными делами. Я помню, как он отправил нам такое послание: «Просто поставьте стопку моих книг на стол судьи и Кришна обо всем позаботится». И он был абсолютно прав. Судья был настолько впечатлен отзывами и содержанием книг. Он заключил, что Харе Кришна – это авторитетная религия с историей в пять тысяч лет. Это было прекрасное судебное заключение. Мы очень воодушевились таким духовным вознаграждением, а также полученным материальным престижем в результате этого суда. Прабхупада подал эту идею поставить полный комплект «Бхагаватам» и другие книги на стол судьи. Тошан Кришна Прабху и другие преданные, которые несли за это ответственность, были полны энтузиазма. Мы были частью команды, но мы также собирали петиции от индийского сообщества по всему Нью-Йорку и Нью-Джерси. Шрила Прабхупада продемонстрировал духовную проницательность. Это был тот стержень, от которого зависело решение суда. Книги настолько могущественны, что даже человек, у которого нет никакой веры, может развить эту веру. И не только развить веру, но оценить книги как достоверные и авторитетные исторические трактаты науки Веданты. Это было изумительно. Решение суда было полностью в наших интересах. Мы даже ничего подобного не ожидали. Но вся заслуга принадлежит Прабхупаде. По милости Прабхупады преданные вышли из этого застуднительного положения.
64-20 Шиварадхья дас
В 1976 году я уже ждал Шрилу Прабхупаду. Я думал: «Когда же я увижу Шрилу Прабхупаду?» Преданные говорили, что он был в Индии или где-то еще. И каждый раз, когда я приходил в храм и слушал запись Прабхупады, то сразу же думал: «О, Прабхупада здесь». Но затем я расстраивался, что его там не было. Но в 1976 году мне сказали, что Прабхупада приехал. Поэтому утром до шести часов я пошел в храм на 55-ой улице. Преданные выстроились в ряд в вестибюле. Я спросил одного из них: «Что происходит? Почему вы выстроились в ряд?» Он сказал: «Прабхупада сейчас должен вернуться с утренней прогулки, и так мы сможем достать до него». Я сказал: «Хорошо, я тоже встану в ряд». Мне дали немного цветочных лепестков. И как только Прабхупада зашел, мы стали бросать цветочные лепестки перед ним. Затем он прошел, получил даршан и сел на свою вьясасану. Затем все преданные и санньяси попытались принести свои поклоны. Я тоже вошел. Конечно же, я был в кармической одежде. Итак, я зашел и принес свои поклоны, и также я попытался дотронуться до стоп Прабхупады. Один санньяси сказал: «Эй, отойди!» Но Прабхупада посмотрел на меня и сказал: «Не беспокойся». Затем я слушал его лекцию по «Бхагаватам». На этой лекции Прабхупада говорил об описании планет Вайкунтхи. Он сказал: «Вы даже представить себе не сможете такое место, как Вайкунтха». В этот момент я почувствовал, что вся атмосфера в храмовой комнате изменилась. Царила полная тишина и умиротворение. Прабхупада сказал: «Это Вайкунтха». И я понял: «Да, здесь настоящая Вайкунтха». Все были настолько счастливы и спокойны, что я не мог даже себе представить такого. Тем временем загудела сирена пожарной машины: «пи-пи-пи», и он сказал: «А это майя, это не Вайкунтха. На Вайкунтхе вы такого не найдете».
64-21 Моханасини даси
Я одевала Шри Шри Гаура Нитай каждый день. Я находилась в пуджарской комнате и знала, что Шрила Прабхупада каждый день спускался вниз на утреннюю прогулку. Поэтому это был хороший момент, чтобы сделать его фото сблизи. Я взяла свою камеру, заняла положение внизу лестницы и стала ожидать, когда он спустится. Я думала, что он проскачет через меня, и поэтому была готова снять все очень быстро. Когда он спустился, а я была уже готова снимать, он просто встал там и позировал очень красиво. Он позировал для этой фотографии. Я подумала, что это было очень милостиво с его стороны. Он является джагат-гуру вселенной, но он выделил момент, чтобы я смогла снять эту фотографию. Может быть некоторые люди подумают, что это какая-то обычная вещь, но для меня это означало многое. Для меня это означало то, что он по-настоящему заботился о каждом из нас. Он не был имперсональным, не был слишком занятым ни для кого из нас. Он заботился и любил каждого из нас и хотел, чтобы каждый из нас ощущал, что он готов вступать в отношения, даже если это была такая маленькая вещь. Я по-настоящему оценила его поведение.
64-22 Моханасини даси
Я и еще одна мать жили вместе и мы по очереди заботились о наших детях. Поэтому мы получали инициацию одновременно. Ее имя Шьямагха, а мое – Моханасини. Я уже получила первую инициацию раньше, но не непосредственно от Шрилы Прабхупады. И теперь я готовилась к тому, чтобы получить вторую инициацию от Шрилы Прабхупады. Итак, мы с ней собрали наши деньги и купили большую корзину фруктов, чтобы предложить их Шриле Прабхупаде. Она первой вошла в комнату. Там стояла корзина с фруктами, а наши имена были написаны на карточке, чтобы Шрила Прабхупада смог прочитать их. До того, как я вошла, чтобы увидеть его, я думала о том, что означает мое имя. Никто не знал этого. И я собиралась его об этом спросить. Я принесла поклоны. А он посмотрел на корзину с фруктами с карточкой и сказал:
– О, ты Шьямагха?
Я сказала:
– Нет, Шрила Прабхупада, я Моханасини даси.
Он сказал:
– О, это очень хорошее имя. Моха значит «иллюзия», а насини значит «Тот, Кто уничтожает».
Я подумала: «Вот это да! Мне даже не пришлось спрашивать. Все, что я хотела у него узнать, это значение моего имени. И вот теперь он сразу же говорит мне об этом.
Затем я села рядом с ним, чтобы выучить Гаятри-мантры. Он показал мне, как передвигать пальцы, а я ничего не поняла. Он показал мне несколько раз, но я все еще не понимала. Затем он сказал:
– Пойди поговори с моим секретарем. Он покажет тебе, как это делать.
Я снова почувствовала себя очень глупой в глазах Шрилы Прабхупады.
64-23 Ранганатха дас
Качество Шрилы Прабхупады, которое произвело на меня самое сильное впечатление, это его сострадание. Потому что он был очень квалифицированным. А большинство из нас были не квалифицированы для того, что дал нам Прабхупада в духовной жизни. Мы были обычными людьми. Это очень возвышенное знание. Это очень редкая возможность получить инициацию в Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадайе для нас, западных людей. И это неоценимая возможность для нашего блага. Это лучше, чем любые деньги. Ни за какие деньги вы не сможете даже приблизиться. Но Прабхупада из своего сострадания дал это любому, кто принимал его наставления. Если вы следуете наставлениям, он позволяет нам вернуться к Богу. Он является связующим звеном для нас. И в этом заключается его сострадание по отношению к каждому из нас.
64-24 Бхригупати дас
Если мне надо выбрать одно качество Прабхупады, которое запомнилось мне и больше всего вдохновило меня, этим качеством будет его смелость, его бесстрашие. И я объясню, что я подразумеваю под этим. Я присоединился в 1973 году. В то время никто не верил в реинкарнацию. Возможно люди слышали о ней, но ни один среднестатистический образованный человек не верил в реинкарнацию. Слово, которое было связано с этим, это «умеренный психоз». Каждый знает, что такое психоз. Это умственное отклонение. Иначе говоря, эта идея не очень высоко ценилась в образованных кругах. Итак, это был 1973 год. И одной из главных проповеднических тем Прабхупады было то, что мы не это тело, мы чистая душа, вечный слуга Кришны, и главной целью жизни является пробуждение этого сознания. Это была очень смелая идея в 1973 году. Я все больше стал ценить это с течением времени. Когда Прабхупада еще был с нами, он постоянно подчеркивал, что хочет видеть победу над материалистичными учеными. Некоторые преданные приняли это наставление, этот наказ, и в начале 80-х стали издавать журнал «Первопричина». В этом журнале была статья о сознании. Я не помню точное название статьи, но в ней рассказывалось об исследовании, которое автор начал проводить в конце 60-х, изучая детей, помнящих свои прошлые жизни. Он был ученым, председателем какого-то департамента Университета Вирджинии. Итак, он проводил это исследование в течение сорока лет, и когда он ушел, то другой человек продолжил проводить его. Так у нас есть очень хорошие эмпирические данные, которые подтверждают идею того, что мы нечто большее, чем просто материальное тело. Теперь стало очень модным говорить: «Я верю в реинкарнацию». Но в те дни это не было так. Прабхупада проповедовал это совсем не косвенным образом. Это было его главное положение в проповеди, хотя в то время это было очень непопулярно, вплоть до того, что люди могли думать, что с вами что-то не так, если вы верили в это. То же самое с вегетарианством. Но Прабхупаду это не пугало. Прабхупада очень сильно об этом проповедовал. Мне кажется это очень существенным. Теперь все это подтвердилось. Спустя пятьдесят лет я чувствую, что могу представить Сознание Кришны любому непредубежденному человеку. Любому открытому человеку я могу представить Сознание Кришны с полной уверенностью и убежденностью, и по крайней мере привести их к тому, чтобы они признали, что эта философия стоит того, чтобы к ней серьезно прислушаться. Так было с моим отцом. Мой отец был инженером-электриком. Между нами проходили такие беседы, и я показал ему все эти доказательства. И ему пришлось признать, что это интересная тема, над которой стоит побольше подумать. Я также слышал подобные истории от других преданных, у которые были родители из научных кругов. И я считаю, что эта удивительная заслуга принадлежит Шриле Прабхупаде. Он привез Истину. Эта Истина не была широко известной, но это его не остановило. Он представил ее, и сейчас мы видим все больше и больше подтверждений тому, что Прабхупада был прав.
64-25 Йогиндра Вандана дас
Я расскажу свое личное субъективное ощущение. Так или иначе я хотел встретить йога, настоящего гуру. Мне было всего двадцать лет. Я немного попутешествовал по южному востоку, но никак особенно не продвинулся. Затем я подумал, что мне надо поехать в Индию, в Гималаи. Я не знал, как я там выживу. Но вдруг появилось Движение Харе Кришна. Я приобрел 37-й выпуск журнала «Обратно к Богу». Там была фотография Прабхупады. И меня впечатлила даже просто фотография. Он выглядел как настоящий гуру. И когда я прочитал его статью, она оказалась настолько гениальной, что я по-настоящему подумал, что это истинный духовный учитель. Если вернуться к тому времени, 1971 году, то сознание у меня тогда было как у майявади. Но у меня была некоторая склонность верить в то, что я не тело, а душа. А Прабхупада особенно проповедовал о том, что мы не являемся телом, мы являемся душой. Этим я и привлекся. Чувственными наслаждениями может заниматься любое животное. Но человеческое тело предназначено для того, чтобы понять Абсолютную Истину. Мне предстоял еще долгий путь, чтобы понять это на уровне персонализма. Я тогда твердо придерживался идеи того, что все едино, мы все вечны, все находится в джйоти, в свете. Но понимание Бога как Личности я оставил еще с христианством, потому что не был удовлетворен и до какой-то степени потерял свою веру по различным причинам. А Прабхупада не только помог мне понять мою душу. Я никогда не мог понять это через христианство. Я никого не обвиняю. Просто сам я не мог понять свою душу и отличие между телом, умом и душой. И Прабхупада помог мне в этом. Но позже также он помог мне восстановить веру в Богу и в Личность Бога просто благодаря чтению его учения. Когда я только начал свое изучение, я был немного растерян, потому что я подумал: «Есть Личность Бога, а я слуга Бога. Но на самом деле я больше похож на демона, чем на преданного». Я смотрел на других преданных и чувствовал растерянность, потому что я чувствовал, что не хотел делать никакой вклад, а просто хотел брать. Но вот теперь я пытаюсь стремиться к гуне благости и как-то формировать себя. И мне кажется это довольно трудной задачей. Иногда я впадаю в депрессию, когда думаю об этом. Но Прабхупада через свое учение и через свои книги помог мне вновь стать преданным. Когда я говорю «вновь», то имею ввиду то, что в каком-то смысле я был верующим в Бога и у меня была небольшая вера. Но я никогда не знал о том, Кто такой Бог, пока Прабхупада не пришел и не научил нас Сознанию Кришны.
64-26 Мадхуха дас
Я был только на нескольких утренних прогулках. Но я не хотел был рядом с Прабхупадой. И каждый раз, когда он останавливался и поворачивался, мне хотелось спрятаться за кем-то. У нас было такое чувство, что когда Прабхупада смотрел на нас, он видел нас изнутри. Он мог видеть, что творится в вашем сердце и в вашем сознании. Я считал, что был не очень чист, и я не хотел, чтобы он видел это. Мы просто знали, что он нас просил только о том, что написано в его книгах. Многим преданным выпала удача получить личные наставления от него, например, «езжай туда, открывай храм, делай то-то». Но по тому, что он писал в письмах об инициации, и из наставлений, которые он дал в своих книгах, мы знаем, что это личность, которая по-настоящему о вас заботится. Он не просил никого делать что-то для его блага. Он просил нас делать то, что поможет нам и поможет всему миру. Санкиртана – это большая аскеза. Вы выходите на улицу и встречаетесь с тем, как перед вами хлопают дверью, в вас чем-то бросаются на Харинаме. Но почему вы занимаетесь этим? Потому что это предназначено как для нашего блага, потому что мы выходим воспевать, и также мы дает Святое имя и книги другим людям для их блага. И это то, как занимал нас Прабхупада. Если мы посмотрим на то, что он просил нас делать, то поймем, что все это предназначено для блага всех существ на планете. Он не хотел ничего для себя. Он никогда ни о чем не просил. Это очень позитивная вещь. Он был несомненно бескорыстной личностью. Все, что он делал, было бескорыстным. Он просто следовал наставлениям своего духовного учителя. Даса-анудаса-анудаса. Он слуга.
64-27 Махендранатха дас
В то время я был поражен тем, что он не был двухметрового роста, и он не кидался приказами налево и направо. Он был чрезвычайно сладким. Я для него и малейшей вещи не сделал. Ничего. Четыре раза он говорил со мной очень приятно. Я понимаю, что настоящее благо, это когда вас отчитывают. Но тем не менее, мне было от этого так хорошо, что мне казалось, что я совершил какое-то служение, хотя если проанализировать, то я не сделал ничего. Я просто потратил его время. Он мог бы попросить меня вернуть ему время: «Ты мой ученик. На что ты тратишь мое время? Будь более продуктивным». Но он был очень смиренным, очень сладким, и это вдохновляло. Это то, что я вижу в других продвинутых преданных. Они всегда заставляют вас почувствовать себя лучше, чем вы есть. Я помню, как общался с Джаянандой в Лос-Анджелесе. Он спрашивал у меня совета по поводу строительства колесниц. У него есть ученая степень. А какая у меня степень? Я глупец. Но он спросил меня, а я ответил: «Я не знаю ничего об этом, но это огромные оси, которые выдержат любой вес». Это все, что я ответил Джаянанде. А он всегда рисовал диаграммы и делал математические просчеты. Но он сказал: «Спасибо большое, Прабху. Я оставлю это так. Спасибо большое. Вы по-настоящему мне очень помогли». А я вышел и подумал: «Я рад, что смог помочь ему». Но потом я понял: «А что я вообще сделал? Я же ничего не сделал». Но так вас заставляют почувствовать себя возвышенные преданные. Они заставляют вас почувствовать особенным в своем служении. Вы возвращаетесь и хотите совершать еще больше служения. Такое качество я увидел в Прабхупаде.
64-28 Чайтанья Чандра дас
Чистота была настолько глубокой и настолько непостижимой, что это меня очень сильно вдохновило. Меня вдохновила в Прабхупаде чистота. Это ощущалось в присутствии Прабхупады. В обществе Прабхупады вы всегда мгновенно получали духовную реализацию. И киртаны, в особенности в Маяпуре, были очень-очень энтузиастичными. Прабхупада вдохновлял всех. Иногда даже просто движением своего пальца он заставлял всех танцевать. Но мне кажется, что все просто естественным образом чувствовали энтузиазм и танцевали. От этого я тоже получил огромную духовную реализацию. Просто воспевая перед Прабхупадой я чувствовал, что не являюсь этим телом. Я чувствовал, как плаваю и танцую по комнате, не имея вообще никакого материального тела. Это не было похоже на выброс адреналина. Могущество Прабхупады просто вырывало меня из майи и давало мне некое духовное ощущение себя. И как только я получил вторую инициацию, я также ощутил подобный опыт. Я поклонялся Гаура-Нитай в нашем автобусе. После проведения мангала-арати, когда я сел, чтобы повторить свои круги и начал молиться Прабхупаде, вдруг все просто исчезло, кроме меня, сидящего там. Было такое ощущение, как будто я нахожусь в камере со Святыми именем. Только я и Святое имя наедине. Я повторял и повторял и повторял. Это было настолько вдохновляюще и удивительно. Шрила Прабхупада мог мгновенно дать настоящую реализованную жизнь преданным. И несколько моих друзей подтвердили это также своим опытом. Один преданный рассказал, как в Беркли не было места, чтобы принести Прабхупаде поклоны. И мой друг, Эдханиясвабхава, увидел, как Прабхупада смотрит из окна своей комнаты. Он повернулся и очень искренне предложил свои пранамы Прабхупаде, а Прабхупада также, держа свою трость, предложил свои пранамы Эдхани. Как только это случилось, Эдхани сразу же получил тот же опыт со Святым именем. Он получил чистые и трансцендентные реализации по поводу Святого имени. Шрила Прабхупада мог легко благословить преданных реализациями. Много раз вы уже записывали и слышали их все. Это удивительный феномен. Шрила Прабхупада мог легко одарить нас этим. Почему мы должны сомневаться в том, что получим полную реализацию, будучи искренними и служа Прабхупаде. Это была моя вера. Мне не надо было больше никуда идти или слушать еще кого-то. Я уже очень много раз получал реализации, распространяя книги. Прабхупада дал мне так много удивительного опыта. Он мог мгновенно дать Сознание Бога и духовное осознание. Это то, что всегда заставляло меня продолжать. Конечно же, сейчас я постоянно слушаю лекции Прабхупады. Его проповедь совершенно необыкновенна.
64-29 Веда Вьяса Свами
Иногда он замирал во время лекции, например, в Нью-Йорке. Однажды Прабхупада читал лекцию, а преданные разговаривали. И вдруг Прабхупада остановился и сказал:
– Приготовьте сидение для Нарады Муни. Сейчас он придет.
Физический экстаз во время лицезрения Божеств – это тоже показатель предания. Когда он стал полностью недееспособным, он все равно демонстрировал решительность и энтузиазм, пытаясь подталкивать движение даже находясь в таком немощном состоянии. Прабхупада пребывал в абсолютном трансе, в медитации. И он говорил о проповеди как воин. До последнего дня он давал наставления и переводил «Шримад Бхагаватам». Это удивительные качества. Никто не сможет действовать таким образом. Люди, находящиеся под влиянием тела, хотя и могут что-то имитировать, но они не смогут показать таких симптомов. Прабхупада был очень-очень возвышенной душой. Он высочайший парамахамса. Мы должны осознавать, что мы не сможем понять этого, и мы не можем это анализировать. Мы были свидетелями этого совершенного чуда. Благодаря Его Божественной Милости мы можем поддерживать наше преданное служение. В этом слава Шрилы Прабхупады, полностью предавшейся души.
64-30 Бхушая дас
Я ушел из Движения в районе марта 1978 года. Я стал чувствовать сильное разочарование и был очень несчастным. Это произошло из-за моих оскорблений. Моей ответственностью было оставаться в обществе преданных, но я выбрал не делать этого. В конце концов после многих лет попыток убежать от Движения Харе Кришна и попыток забыть Шрилу Прабхупаду и попыток забыть весь нектар, который я испытывал в духовной жизни, я очень глубоко запутался. Я стал профессиональным военным. Я очень хорошо служил в морском флоте Соединенных Штатов и достиг высокого ранга. Моя профессиональная карьера росла стремительно. Не было никакого предела. Но моя личная жизнь полностью разрушалась. Я погрузился на дно. Я оказался на дне бочки и пережил очень-очень болезненный развод. И я пришел к тому, что в выходные мои дети приезжали ко мне в специальные командирские барраки на главной военной базе, где я служил. По сути я находился на дне. Я чувствовал большую депрессию и искал совета и руководства. Однажды я говорил с консультантом, и она сказала: «Боб, может быть тебе стоит уехать куда-то, чтобы побольше общаться лии пройти какой-нибудь образовательный курс? Так ты сможешь выбраться из своей депрессии, из колеи, в которую ты попал». Итак, я послушался ее совету. Я записался на образовательный курс в общественном колледже прямо на военной базе. Однажды я занимался исследованиями в военной библиотеке. Там были разные книги. Это была маленькая библиотека. Мне надо было провести исследование по домашнему заданию, которое мне дали на уроке истории. Я искал по алфавитному указателю. По какой-то причине я оказался на букве «П». И я помню, как увидел имя Прабхупады на одной из книг. Она привлекла мое внимание. Я взял первую книгу, на которой было имя Прабхупады, спустил ее, и это оказалась книга «Молитвы Царицы Кунти». Я сказал себе, но это получилось громко на всю библиотеку: «Я знаю эту книгу!» Люди подумали: «О чем этот парень говорит?» Также там был «Нектар Преданности», «Бхагаватам». Эти книги несомненно были кому-то распространены, а потом этот человек принес их сюда и пожертвовал в библиотеку. Вместо своей домашней работы я взял «Бхагаватам», однозначно «Молитвы Царицы Кунти» и «Нектар Преданности». Я помню это. Я принес все их к себе в барраки и стал их читать, и читать, и читать. Я сказал себе: «О, Боже, Кришна и Прабхупада возвращаются ко мне. Он зовет меня назад». В конце концов после этого я вернулся в Движение. Это милость Прабхупады. Это милость Прабхупады.
64-31 Веданта Крит дас
Я очень сильно ощущаю сострадание Прабхупады, когда я смотрю видео Шрилы Прабхупады, лежащем на смертном одре и переводящим «Шримад Бхагаватам» для нас. Я не только вижу сострадание. Я вижу очень много качеств. Но факт в том, что он пожертвовал очень многим ради нас. Я помню еще одну вещь. Он дал своим ученикам очень многое. Был один случай. Мой двоюродный брат является преданным. Его зовут Врикодара. Он сказал: «Ты можешь написать Шриле Прабхупаде». И я написал ему. Я не помню, в каком году я ему написал. Прабхупада ответил мне, когда он был в Маяпуре. Письмо, которое я написал, было просто письмом благодарности. Это было простое письмо. Я бы хотел иметь копию этого письма, потому что я не помню, что я говорил. Но я даже не знал, получит ли Прабхупада это письмо. Я подумал: «Это просто выстрел в дверь. Прабхупада может быть даже и не получит его». Я отправил его в Индию почтой. Я не думал, что Прабхупада вообще получит это письмо. А даже если он и получит, то я думал, что Прабхупада очень занят, у него не будет времени отвечать на это письмо. Но я получил ответ. Это письмо висит у меня дома в рамке. Ответ Прабхупады был очень поучительным. В своем письме я не написал дату. И он ответил: «Мой дорогой Бхакта Вик, я получил твое письмо, датированное нулём». Я сразу же понял, что если я с кем-то веду переписку, то должен ставить дату. На самом деле Шрила Прабхупада это единственная личность, которой я написал письмо. Сейчас мы постоянно общаемся через электронные письма. Я написал письмо духовному учителю. И он ответил мне. Также он поблагодарил меня. Он вдохновил меня продолжать чтение и воспевание. И тогда постепенно я буду продвигаться. Это было очень любезно с его стороны.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)