Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 56

cover
56-01 Прагош дас

Я читал джапу в храмовой комнате, ходя туда сюдя, и он подошел ко мне и сказал:

– Итак, Бхакта Пэт, что ты планируешь?

Я сказал:

– Прабху, я решил поехать в путешествие по Индии.

Он сказал:

– Правда? Зачем?

Я сказал:

– Чтобы найти гуру.

Он сказал:

– Почему ты думаешь, что тебе надо отправляться за этим в Индию?

Я сказал:

– Ну я не думаю, что здесь, в Детройте, везде бегают гуру.

Я открыл книгу «Шри Ишопанишад» и показал ему конкретное место, где Прабхупада говорит об этом. А он сказал:

– О, пойдем.

Он схватил меня за руку. Он буквально взял меня за руку и подвел к вьясасане с изображением Шрилы Прабхупады. До того момента, не знаю почему, но я совершенно не замечал вьясасаны и изображения Прабхупады на вьясасане. Я уже приходил в храм в течение нескольких недель. Это была просто одна из картин в храме. Затем он сказал:

– Это твой гуру. Он на самом деле является гуру для всех. Тебе не надо ехать в Индию, чтобы найти гуру. Он тут.

В тот момент я посмотрел на изображение Прабхупады, и вдруг как будто занавес ракрылся, и теперь Шрила Прабхупада стал пронизывать все. Я не мог уже смотреть ни на что в этом храме по-прежнему. Я не мог смотреть ни на одного преданного по-прежнему. Все было пронизано этой связью со Шрилой Прабхупадой. Затем это был просто вопрос времени прежде, чем я наконец сказал: «Хорошо, да, я хочу попробовать». Это то, что я по сути сказал. Я переехал в центр, где жили преданные в Детройте, в доме 8311 по Восточной Джефферсон, и стал распрашивать всех возможных преданных, которые имели какой-то опыт со Шрилой Прабхупадой.

56-02 Рамешвара дас

Карандхара встретил меня в 1970 году в храме в Портланде и решил предложить мне стать его ассистентом в работе над изданием книг. Итак, в 1971 году он привез меня в Нью-Двараку и лично обучал меня в течение 71-го, 72-го и 73-го годов. Затем произошло что-то невообразимое – Карандхара ушел в конце 1973 года, и это был шок. Мы с Джаятиртхой тотчас же полетели на Гавайи, чтобы встретиться со Шрилой Прабхупадой. Тогда Прабхупада стал спрашивать нас о том, как идут дела, и заключением было то, что обязанности Карандхара буду разделены – Джаятиртха должен был взять на себя зональные обязанности, а я должен был взять обязанности Би-би-ти. В начале 1974 года я совершил официальный визит от лица Би-би-ти в наш храм в Бруклине, где находился ИСККОН Пресс. Я уже был в этом храме несколько раз в качестве распространителя книг, проповедуя о распространении книг, но я еще не был там в этой должности управляющего Би-би-ти. Итак, я встретился с Бали Марданом, с преданными издательства и художниками, чтобы обсудить планы на 1974 год по публикации. Мне надо было это знать, потому что теперь я руководил изданием. Мы готовились к тому, чтобы переиздать две книги – «Учение Господа Чайтаньи» и книгу «Кришна». Один из художников работал почти в течение года над эскизами картин, которые должны были появиться в каждой главе «Учения Господа Чайтаньи». Другие преданные постоянно писали картины для «Шримад Бхагаватам». Мы уже выпускали шестую песнь. У них была идея, чтобы при переиздании книги «Кришна» изменить некоторые изначальные картины, которые были написаны в 68-69-70 годах. За это время техника рисования у художников значительно возрасла. Они думали, что изображения в 1974 году выглядят более реалистичными. Поэтому они предложили мне убрать некоторые из старых картин и вставить некоторые новые картины, которые они писали для «Бхагаватам», связанные с Кришна-лилой. Теперь моим заданием было лететь обратно в Лос-Анджелес, куда Прабхупада планировал приехать в 1974 году, и представить все это Шриле Прабхупаде во время моей первой официальной встречи с ним как управляющего Би-би-ти. Итак, Прабхупада сидел в своей комнате, я поднялся к нему, и мы начали с того, что я стал ему показывать наброски картин для «Учения Господа Чайтаньи». Одну за другой Прабхупада комментировал картины и отвергал их по различным причинам. Прабхупаде нравились изначальные простые изображения, которые нарисовали Говинда даси и Гаурасундара. Новые изображения, хотя с технической точки зрения были более совершенными, но уступали во многом другом по мнению Шрилы Прабхупады. На одном изображении отсутствовали Рупа и Санатана Госвами. На другом изображении один из Госвами сидел на том же уровне, что и Господь Чайтанья. Одну за другой Прабхупада разрывал на части эти изображения. И с каждым новым изображением он все больше гневался. Я не знаю, видел ли до этого кто-то из преданных Шрилу Прабхупаду разгневанным, но я точно не видел. Это был шок. Это было страшно. Я очень испугался. Заключением было то, что мы не будем использовать ни одно из этих изображений. Затем я перешел к книге «Кришна» и стал показывать Шриле Прабхупаде картины, которые художники и преданные из издательства хотели убрать, и новые картины, которые они хотели вставить. Я представил эту тему и Прабхупада сказал:

– Они хотят добавить картины?

Я сказал:

– Нет, Шрила Прабхупада, они хотят заменить картины, а не добавить.

В некоторых случаях были те же самые сцены, и они считали, что нарисовали их лучше, а в других случаях они хотели убрать картины, которые были написаны слишком давно, и они считали, что эти картины были написаны несерьезно. Они хотели вставить другие картины с другой лилой просто потому, что они с технической точки зрения были лучше. Прабхупада сказал:

– Что? У вас нет никаких полномочий, чтобы делать это. У вас здесь нет никаких полномочий. Если картина уже была утверждена, вы не можете убрать ее. Если вы хотите перерисовать эту игру, и если новая картина лучше, показывает больше деталей, показывает больше лилы, больше персонажений, это еще можно рассматривать. Но просто убрать одну картину и вставить совсем другую – нет, вы не можете этого делать. Если я что-то уже утвердил в своих книгах, это уже навечно. Если картина уже утверждена, это навечно. У вас нет никаких полномочий.

Я сказал:

– Хорошо. Хотите ли вы, чтобы я показал вам, что они предлагают?

Очень безрадостно он сказал:

– Хорошо.

Я начал показывать Шриле Прабхупаде картины, одну за другой, которые они хотели вставить. Одной из них была картина, на которой Кришна убивает Путану. А у нас уже была картина, на которой Кришна убивает Путану. Поэтому я думал, что это как раз соответствует той категории, когда мы убираем старую картину и вставляем новую. Прабхупада посмотрел на нее и показал недовольство на своем лице. Она была напечатана во второй песне. Не знаю, есть ли оно там до сих пор. Прабхупада сказал:

– Это уродливая черная масса. Она не лучше. Отвергаем.

Хорошо… И одну за другой я показывал Прабхупаде картины. На одной Кришна сидел на камнях, и я считал ее великолепной, но Прабхупаде показалось, что Его волосы были слишком длинными и растрепаными.

– Отвергаем. И кроме того вы хотите не добавить, а убрать картину, которую я уже утвердил? Нет. Отвергаем.

По мере того, как я показывал Шриле Прабхупаде картины, гнев, который возростал, начиная с рисунков для «Учения Господа Чайтаньи», перерос практически в масштабы рычания. В какой-то момент он стал стучать своим кулаком по столу с такими словами:

– Это то, чего я боялся – что вы будете делать изменения в моих книгах, которые погубят их. Нет, вам надо получать на это разрешение, вы не можете делать это.

В конце конуов осталась последняя картина, которую я собирался показать Шриле Прабхупаде. Я сказал:

– Прабхупада, они хотят убрать картину раса-лилы и вставить новую картину раса-лилы, которая появилась в третьей песне.

Прабхупада сначала не сказал ни слова. Из комнаты, где он сидел, он посмотрел в свою спальню, где висела великолепная оригинальная картина раса-лилы, которую написала Девахути. Он посмотрел на эту картину, затем снова посмотрел на репродукцию картины, которую мы хотели поместить в его книгу, и сказал:

– Ты думаешь, что это лучше? Это танец хиппи. Их головы не покрыты. Волосы Кришны растрепаны, волосы гопи растрепаны. Семена хиппи! Танец хиппи! Негодяи! Все они негодяи!

Прабхупада был настолько разгневан, что он стучал своим кулаком и кричал на меня. В этот момент вбежал его слуга Судама, потому что он услышал крик. Он не мог понять, что происходит. Он открыл дверь и увидел Прабхупаду подобным Нрисимхадеву. Он не смог даже принести поклоны, потому что был совершенно перепуган. Он стоял в дверях. Он приподнялся на одной ноге и крикрыл лицо рукой, потому что не мог терпеть этого зрелища. Затем Прабхупада сказал мне:

– Убирайся.

И он вышвырнул нас обоих. Это был первый из многих уроков, которые Прабхупада давал мне об изменениях в его книгах.

56-03 Прагош дас

На одной прогулке Шрила Прабхупада говорил о двух разных темах. Во-первых обсуждалось то, кто первым начал распространение книг в больших масштабах в Америке. Это было довольно свободное обсуждение. Разные люди предагали Шриле Прабхупаде различные варианты – Кешаву, Буддхиманту, Карандхара. Но Прабхупада остановил их и сказал:

– Нет, нет, Джаянанда. Джаянанда все начал.

Джаянанда тоже был на этой прогулке, и он шел сзади. Прабхупада подождал его, пока он подойдет. Прабхупада сказал:

– Джаянанда!

Джаянанда сразу же подошел и сказал:

– Да, Прабхупада.

Это были классические Джаянанда и Прабхупада. Джаянанда был довольно высоким, и он смотрел вниз в глаза Прабхупады. У них были любовные отношения. Прабхупада сказал:

– Это же был ты? Так ведь? Ты оплатил первое издание «Учения Господа Чайтаньи». 5000 долларов!

Прабхупада посмотрел на всех и сказал:

– Да, это он сделал.

Тогда Джаянанда сказал:

– Я не знаю, Шрила Прабхупада, – имея ввиду, что не знает, был ли он первым.

Но Прабхупада сказал:

– Нет, ты был первым.

Он утверждал это для всех вокруг. Я просто наблюдал за этим, как и все остальные. И это было блаженством. Но когда Прабхупада снова пошел, я пытался прислушиваться к тому, что он говорит. Я был немного позади сбоку. И я начал маневрировать, как водитель автомобиля. Стараясь делать это аккуратно, я приближался все ближе и ближе. В конце концов я оказался прямо за Прабхупадой, но немного слева позади. Я старался следить за тем, как Прабхупада идет, наблюдая за его стопами. Он задавал определенный ритм своей тростью. Я шел. И вдруг Прабхупада остановился без какого-либо предупреждения. Он не замедлился, а просто остановился. И я нечаянно наступил ему на пятку. Не сильно, но достаточно, чтобы он заметил, что я был там. Он повернулся. Это первое, что произошло. (Не знаю, помните ли вы это). Он повернулся и уткнул свою трость прямо мне в живот. Он посмотрел и сказал:

– Не приближайся.

Я перепугался до смерти. Я был в шоке. В течение всей последующей прогулки Хридаянанда Махарадж продолжал смотреть на меня, показывая: «Подальше, подальше». В тот момент я сильно нервничал, не решаясь приближаться. Когда я вернулся с прогулки, Рамешвара сказал мне:

– Что было на прогулке? Что ты слышал?

Я сказал:

– Прабхупада говорил со мной.

Этого было достаточно. Он спросил:

– Что он сказал?

Я сказал:

– Он сказал: «Не приближайся».

Тем не менее, в течение многих лет эта простая фраза «Не приближайся» прокрутилась в моей голове миллион раз, и каждый раз она значила что-то немного новое – не принимай духовного учителя как само собой разумеющееся, никогда не недооценивай духовного учителя, не думай, что физическое приближение тебя приближает и так далее, подобные вещи. Мы имеем копию этого в материальном мире. Это могут быть отношения между родителями и детьми, мужчиной и женщиной, какие-то события в жизни или на работе. Есть какие-то небольшие ключевые моменты, которые остаются отмеченными определенным опытом, и мы несем их в себе. Точно так же со Шрилой Прабхупадой. Нам нравится думать, что такие моменты были намеренными. Но они по-настоящему являются частью большой постановки, которой дирижирует Кришна. И этот конкретный опыт задал характер всех моих последующих отношений со Шрилой Прабхупадой. Даже когда я задавал ему вопрос, он обычно поворачивался к Тамалу или еще кому-то и переспрашивал:

– Что он сказал?

Я не мог даже приблизиться достаточно, чтобы лично задать Прабхупаде вопрос. Они поясняли Прабхупаде вопрос и Прабхупада поворачивался ко мне и отвечал на него. Поэтому мои отношения со Шрилой Прабхупадой в основном всегда были через посредников.

56-04 Рамешвара дас

В том же 1974 году художники, Бали и я подумали о том, чтобы переиздать «Ишопанишад». У нас было новое изображение для обложки. Вместо Господа Вишну мы хотели поместить на обложке изображение Кришны. Снова мне посчастливилось представить эту идею Шриле Прабхупаде. Он отверг ее. Он был в гневе. Он сказал:

– Я специально выбрал Господа Вишну для обложки «Шри Ишопанишад». Я хочу, чтобы эта книга привлекала людей всех философских убеждений, даже майавади, ведантистов. Все философские школы должны видеть Вишну на обложке «Ишопанишад». Если будет Кришна, они ее не купят. Что с вами? Чья это идея?

Прабхупада очень тщательно выбирал иллюстрации, физический размер, количество страниц книги, дизайн книги. Гений Прабхупады заключался в том, что он брал книги по высшей философии и делал их популярными. Философские книги не популярны. Философские книги не продаются нигде в мире. Но гений Прабхупады заключался в том, что он очень аккуратно выбирал эти великолепные картины для того, чтобы вставить их в философские книги с целью продажи их обычным людям по всему миру. Это был гениальный маркетинг Шрилы Прабхупады. И он это организовал. Он планировал это. И вы не могли вносить никаких изменений без его одобрения.

56-05 Прагош дас

В Чикаго с вьясасаны Прабхупада рассказал историю Вишвамитры Муни о том, как он совершал аскезы в течение шестидесяти тысяч лет. Прабхупада сказал:

– Затем, к сожалению, он пал, привлекшись Менакой. Затем он дал рождение апсаре. Затем он снова вернулся и снова совершал аскезы в течение шестидесяти тысяч лет. Затем снова его аскезы прервались. Поэтому это очень сложный процесс. Но результаты, к которым стремился Вишвамитра Муни в течение шестидесяти тысяч лет (он всегда произносил слово «тысяч» в множественном числе), совершая эту тапасью, преданный достигает благодаря совершению санкиртаны.

Затем он сделал паузу. Он сказал:

– Преданный достигает благодаря совершению санкиртаны, – Прабхупада посмотрел на нас и продолжил, – всего за несколько дней.

Было чувство, что в храмовой комнате снесло крышу. Там было двести преданных. И реакция на это высказывание была настолько моментальной и настолько радостной, как если бы кто-то сказал: «Обычно заполучить это здание или купить эту машину стоит миллион долларов, но в течение следующих двадцати секунд любой человек в этой комнате может получить это всего за один доллар». Все ведь сошли бы с ума, так? Прабхупада сказал: «Благодаря совершению санкиртаны всего за несколько дней». И преданные просто взорвались. Прабхупада понял, насколько он удовлетворил всех, поэтому у него на лице была улыбка. Это было просто удивительно. Он был очень счастлив от того, что так порадовал преданных.

56-06 Прагош дас

Когда Прабхупада прилетел на Гавайи, он спускался по эскалатору, который очень странным образом располагался прямо по центру полностью открытого пространства. Он спускался прямо в центр. Это было похоже на выход на сцену. Прабхупада спускался, а все преданные воспевали в киртане. На Прабхупаде уже висело шесть гирлянд, но когда он спустился, мы отступили и ему повесили еще две или три. Это были прекрасные гавайские леи. Затем откуда-то появилась одна женщина. Ни один из преданных ее не знал. Но она подошла и сказала:

– Свамиджи, можно я предложу вам гирлянду?

Шрила Прабхупада посмотрел на нее с улыбкой как у ребенка. Он сказал:

– Конечно.

Она понянулась к нему, и Прабхупада сказал:

– Подождите.

Он снял одну гирлянду и надел ее на преданного, затем снял другую и надел ее на другого преданного, затем снял еще одну и надел ее еще на одного преданного. Затем Прабхупада сказал:

– Хорошо.

И наклонился вперед со сложенными руками. После того, как эта женщина одела гирлянду, она склонилась со сложенными руками, и Прабхупада дотронулся до ее головы. Ее глаза просто разразились слезами. Просто разразились слезами. Прабхупада посмотрел на нее с улыбкой на лице и сказал:

– Все хорошо.

А преданные просто воспевали вне себя.

56-07 Рамешвара дас

За две недели до того, как Шрила Прабхупада приехал в Лос-Анджелес в 1976 году, я вернулся домой из Индии, и я подхватил гепатит и желтуху. Я был желтым, как вы можете себе представить, и я был смертельно болен. Я не мог даже встать с постели. Некоторые из моих духовных братьев Джи-би-си узнали об этом, и Киртанананда познакомил меня с индийским доктором, который принадлежал к общине Нового Вриндавана. Он предписал мне определенную диету, которая должна была излечить меня от гепатита. Шрила Прабхупада узнал о том, что я заболел. Его секретарем в то время был Пушта Кришна Махарадж. Он позвонил и узнал, что я следую этой диете. Они хотели узнать, как я себя чувствовал, потому что Прабхупада собирался приехать. Когда Шрила Прабхупада узнал о диете, которой я следовал, он назвал доктора мошенником и негодяем, дал новую диету Пушта Кришне Махараджу и попросил его позвонить мне немедленно. Они посадили меня на новую диету, и через неделю я полностью выздоровел и был готов к визиту Шрилы Прабхупады. Мне показалось поразительным то, что Прабхупада обладал совершенным знанием столь многих вещей. Когда Прабхупада приехал сюда и остановился ненадолго в Нью-Двараке, одна из наших ведущих художниц, Джадурани, также очень-очень сильно заболела. Она настолько болела, что не могла даже сама есть. Мы назначили преданного, который кормил ее из ложечки. Она не могла двигаться, она не могла ходить. Мы не знали, что у нее было. Она передвигалась на инвалидной коляске. Прабхупада узнал об этом, и захотел увидеть ее. Ее осматривал доктор, который уже лечил нескольких преданных в 1976 году. Он был известным иридологом. Это доктор, который определяет состояние тела по глазам. Он прописал Джадурани различные лекарства и диету. Итак, Прабхупада захотел увидеть ее. Мы принесли ее наверх по лестнице в комнату Прабхупады на инвалидной коляске. Мы принесли ее по ступенькам наверх, помогли ей выползти из инвалидной коляски, и фактически ей пришлой вползти через дверь в комнату для гостей Прабхупады. Она подошла к его столу, а Прабхупада в тот момент принимал массаж в соседней спальне. Когда Прабхупада увидел Джадурани, он сказал ей:

– Подойди сюда.

Мы наблюдали, как она подползала к Шриле Прабхупаде. Когда она добралась, Шрила Прабхупада положил свою руку ей на лоб, но это было что-то большее, чем когда родители касаются лба ребенка, чтобы проверить, есть ли у него температура. Мы наблюдали эту напряженную картину того, как Прабхупада держал ее за голову. И это было подобно тому, что он пользовался инструментом, который анализирует все болезни в ее теле. Он очень задумчиво и тихо держал ее за голову, как будто бы его рука была медицинским инструментом. И он диагностировал ее. Спустя несколько мгновений Шрила Прабхупада посмотрел на нее и сказал:

– У тебя все будет хорошо. А доктор Бениш с Лагуны Бич, к которому ты ходишь, шарлатан.

Джадурани переползла обратно через всю комнату к своей инвалидной коляске, мы посадили ее, отнесли ее вниз по лестнице, и когда мы несли ее по улице в ее квартиру, она кричала во все горло, хотя до этого не имела сил даже чтобы шептать:

– Доктор Бениш шарлатан! Доктор Бениш шарлатан!

Она извещала об этом весь мир. Через три дня Джадурани полностью поправилась. Она ходила, общалась, она снова взалась за рисование, она сама могла есть. Ее вылечили. Это было в точности подобно чуду исцеления из Нового Завета. Это именно то, что произошло. Шрила Прабхупада обладал способностью исцелять нас на любом уровне, который только можно себе представить.

56-08 Прагош дас

Я встретил полицеского в портовой администрации в 1977 году сразу после Ратха-ятры. Полицейский рассказал, что он работал на Ратха-ятре 1976 года. Он сказал:

– Я знаю, что ваш Свами, – или даже он сказал «Гуру», – особенный.

Мы спросили:

– Почему?

Он сказал:

– Потому что обычно в Нью-Йорке, когда приезжает какая-то знаменитость, политик или еще кто-то, очень сложно сдерживать толпу. Все постоянно лезут в центр, и нам приходится задействовать много полицейских, чтобы отодвигать всех назад. Но он вышел из машины, чтобы присоединиться к параду, а вас там были тысячи ребят. Он вышел из машины и похоже было на то, что он даже этого не замечал. Он пошел к колесницам, а все просто расступались. Это было подобно тому, как Моисей разделяет Красное Море. И он даже не подал вида, что в этом может быть какая-то сложность.

56-09 Прагош дас

Я продал «Бхагавад-гиты» двум солдатам. Это были два независимых события, и это было в аэропорте, когда мы ждали прилета Шрилы Прабхупады на Ратха-ятру в Сан-Франциско. После того, как он дал мне двадцать долларов за «Бхагавад-гиту», я сказал:

– Знаете, прямо сейчас прилетит автор этой книги. Если хотите, можете пойти со мной и мы встретим его. Мы все встречаем его. Хотите?

Он сказал:

– Конечно! Пойдем!

Нам пришлось пробежать достаточно далеко до зоны прилета. Пока мы бежали, он все больше, и больше, и больше воодушевлялся. Он смотрел на всех бегущих преданных – женщин в сари и мужчин с мридангами. Он все больше и больше воодушевлялся. По дороге он достал кошелек, взял пятьдесят долларов и дал их мне, пока мы бежали. Он крикнул:

– Я дал тебе недостаточно.

Я сказал:

– Ну хорошо, – и взял их.

Мы поторопились, и как только мы подбежали к воротам, уже почти подходило время, когда Шрила Прабхупада должен был выйти. Он пытался смотреть сквозь всех, а затем залез на кресло, чтобы увидеть, как Прабхупада выходит. Он увидел мокушку головы Прабхупады и сошел с ума. Он стал кричать:

– Вот он, я вижу его голову! Я вижу его голову!

Как такое могло случиться? Он кричал:

– Я вижу его, я вижу его! Я вижу его голову!

Прабхупада вышел. Все преданные были там. А этот парень посмотрел на меня и сказал:

– Что мне делать?

Я сказал:

– Просто делай то, что делают все – приноси поклоны.

Он упал на пол, а его фуражка соскочила и кто-то задел ее. Он не обратил на это никакого внимания, а просто склонил свою голову. Я поспешил, чтобы схватить его фуражку, потому что не хотел, чтобы на нее кто-то наступил. Я схватил фуражку и вернул ему. А он был как ребенок. Он же солдат – в форме с большим зеленым мешком за плечом. Он увидел Шрилу Прабхупаду и его захлестнуло это опьянение кратковременного общения со Шрилой Прабхупадой. После того, как Прабхупада ушел к своей машине, он был вне себя:

– Ты видел это? Ты видел, что произошло? Это было невероятно! Это удивительно!

Он был совершенно восхищен. Через два года в Вашингтоне, штат Колорадо, я сделал то же самое. Я встретил парня, распространяя книги перед прилетом Прабхупады. Я дал ему «Бхагавад-гиту» и сказал:

– Эй, автор этой книги прилетает. Хотел бы ты встретить его?

– Серьезно?

– Да.

– А где?

Я сказал:

– Пошли со мной.

Мы добежали до крыла аэропорта авиакомпании TWA. К этому времени преданные выстроились в две линии, чтобы Прабхупада проходил между ними, а они бы бросали цветы. Сотруники аэропорта были немного недовольны, потому что там остался беспорядок из цветов. Но вы же сами понимаете, это преданные. Так или иначе, Прабхупада прошел через зал здания TWA, который был похож на большую пещеру, поэтому киртан получился очень громким и резонирующим. Прабхупада шел и смотрел, а за Прабхупадой был яркий свет, и поэтому Прабхупада на фоне него был похож на тень. Четверо или пятеро человек шли по этому длинному коридору. Итак, Прабхупада шел, а я показал ему: «Вот он, вот он там». Я открыл фотографию в книге и сказал:

– Смотри на фотографию. Вот он, там.

Этот парень сказал:

– О, Боже, – он держал меня за руку. – О, Боже! Ты прав! Это он! Это он! Он там! О, Боже!

Затем, когда Прабхупада проходил мимо, он взял «Бхагавад-гиту» и, держа ее на груди, привлек внимание Прабхупады рукой и сказал:

– Сэр, сэр, сэр.

Прабхупада остановился прямо перед ним. Он сказал:

– Я купил вашу книгу.

Прабхупада посмотрел на него и сказал:

– Спасибо тебе большое.

Затем он повернулся и пошел дальше. А парень снова повернулся ко мне и сказал:

– Ты веришь? Он говорил со мной! Ты видел это? Он говорил со мной!

Я сказал:

– Да! Ты себе даже не представляешь, что сейчас с тобой произошло.

56-10 Рамешвара дас

В январе 1977 года я путешествовал со Шрилой Прабхупадой в качестве его личного секретаря. У нас было много возможностей иметь близкое общение, особенно когда мы путешествовали на поезде на Кумбхамелу и так далее. В одной беседе мы обсуждали ядерную войну. Прабхупада говорил об этом в течение последних двух лет, предсказывая, что Америка и Россия начнут ядерную войну через своих посредников, Индию и Пакистан. Катха на эту тему волновала весь ИСККОН в течение нескольких лет. И я спросил Шрилу Прабхупаду, есть ли какая-то возможность избежать этой войны. Первым делом он ответил: «Нет». Он сказал:

– Коммунизм несет большое зло. Мы должны сделать так, чтобы эта война случилась. Коммунизму должен прийти конец.

На самом деле Шрила Прабхупада сказал:

– Подобно тому, как Кришна является, чтобы защитить преданных и уничножить демонов, так же и это движение Харе Кришна возникло для того, чтобы уничтожить двух великих демонов нашего века – безбожный коммунизм и безбожную науку. Поэтому должна быть война, чтобы этому пришел конец.

Затем Прабхупада отклонился назад и задумался. Мы сидели в поезде во время этой беседы в одном купе. Прабхупада сказал:

– Но есть вероятность избежать этой войны. И она зависит от вашего распространения книг.

Я фанатик распространения книг и любой катхи об этом. Поэтому теперь я впитывал каждое слово, сидя на краю своей скамьи. Прабхупада сказал:

– Ваше распространение книг создает духовную среду по всему миру. И это пробудит духовные чувства в сердцах каждого. И как только они пробудятся благодаря тому, что вы будете продолжать распространять книги, эти духовные чувства смогут сломать коммунизм изнутри.

Затем Прабхупада сказал:

– Да, и историки в будущем отметят то, как пал коммунизм благодаря вашему распространению книг. Они отметят это. Историки в будущем отметят, как случилась духовная революция в человеческом обществе.

56-11 Прагош дас

Шрила Прабхупада был очень убежденным. Я был на прогулке, когда индийский джентльмен говорил о Ганди, прославляя движение Ганди за мир. Прабхупада сказал:

– Движение Ганди за мир было бессмыслицей. Это бессмыслица.

Человек был в шоке. Прабхупада сказал:

– Вы не сможете положить конец войне в этом материальном мире. Война является частью этого материального мира. Каждый здесь сражается за то, чтобы быть Кришной. Может ли идти речь о мире? Нет, здесь не может быть мира.

Он сказал это подобно удару падающей наковальни. Бум! Она даже не отскакивает. Просто бум!

56-12 Рамешвара дас

В 1976 году я летал со Шрилой Прабхупадой по разным городам. Мы сидели в аэропорте, пройдя через охрану. Там были только я, а также слуга и секретарь Прабхупады. Мы говорили о войне в Кали-югу, произойдет ли она случайно, как пожар в лесу, или же она будет преднамеренно вызвана маленькой группой, которая контролирует правительство, олигархов и так далее. Как обычно у Прабхупада были удивительные остроумные откровения на любую тему. Он начал со следующих слов:

– Возьмите к примеру свою вьетнамскую войну. Ваш президент, Джонсон, из Техаса. Это штат, где убивают коров. Он большой мясоед. И что бы он ни пробовал сделать, чтобы прекратить эту войну, благодаря его греховной деятельности он все больше и больше вовлекается в войну, и она продолжается и продолжается.

Затем Прабхупада сказал:

– Но на самом деле они хотели, чтобы эта война продолжалась и продолжалась, потому что после Джонсона встал Никсон. И они боялись американскую молодежь – хиппи, которые настроены революционно против общества, черные, которые настроены революционно против общества. И они подумали: «Пусть эта война продолжается, а мы будем призывать этих хиппи, и мы будем призывать этих черных активистов, и пусть все они будут убиты в этой войне».

Это то, что рассказал нам Прабхупада.

56-13 Прагош дас

В другой раз я был на прогулке со Шрилой Прабхупадой, и он остановился. На небе была и луна, и солнце. Прабхупада остановился, посмотрел на нас и сказал:

– Итак, – он положил свои руки на трость, – мое заключение таково, что луна – это прохладное пламя.

Он посмотрел вокруг на всех, и затем он сказал:

– Да, это должно быть пламя. Иначе, откуда тогда берется свечение? Но это должно быть прохладное пламя.

Это самая удивительная часть. Он сказал:

– Это должно быть прохладное пламя. Иначе, зачем тогда Нароттама Ананда пел: «Коти чандра шушитала»? Лотосные стопы Господа Нитьянанды более успокаивающие и охлаждающие, чем миллионы лун.

Это были его доводы, его логика. Его силлогизм начинается с Нароттама Ананды. Нароттам дас Ананда пел и утверждал, что лотосные стопы Господа Нитьянанды более успокаивающие, чем миллионы лун. Это первое выражение в его логическом утверждении. Это довольно удивительно. И он сказал это так, как будто это был просто неоспоримый факт. Это положило начало целой дискуссии о луне и всему, что он говорил о луне и писал о луне и так далее. Он стал шутить с преданными. Он говорил:

– Вы были на луне? Вы недавно там были? Как насчет вас, Джаядвайта Махарадж, вы были там?

– Нет, Шрила Прабхупада.

– А вы были? Нет? Что вы тогда знаете о луне? Вы знаете только то, что они говорят вам. Это наша позиция. Мы принимаем только заключение Кришны по поводу всего. Они могут принимать что угодно. Но мы принимаем заключение Кришны.

Прабхупада просто использовал эту тему, чтобы пробивать дыры в нашей вере в материалистичных ученых и показывать нам, что они по-настоящему ничего не знают. Они говорят, что знают то или это, но если они не были там, они не знают. Они просто принимают то, что говорил кто-то другой. Это был очень важный момент, и в нашем раннем возрасте в то время мы по-настоящему не понимали этого. Если вспомнить прошлое, мы не обсуждали таких вещей, как онтология сознания Кришны. Шрила Прабхупада объяснил нам очень ясно и прямолинейно, что единственный способ узнать абсолютную истину, это принять тексты Вед. В противном случае вы никак не сможете ничего узнать. Поэтому единственный способ узнать, это иметь веру в Веды, применить это в жизни и затем знание откроется.

56-14 Рамешвара дас

Шрила Прабхупада сказал:

– И после того, как будет побеждем коммунизм, мы должны атаковать и победить безбожную науку, демонов безбожной науки, Дарвина. Мы должны атаковать. Мы должны победить.

Мы ехали на поезде, Прабхупада смотрел в окно и сказал:

– В Индии сейчас так много безграмотности, и это благословение Кришны.

Я спросил:

– Почему?

Прабхупада сказал:

– Потому что им не приходится слушать глупую атеистическую философию Дарвина.

Последнее наставление Шрилы Прабхупады мне, как попечителю Би-би-ти, было публиковать книги, которые разрушат безбожную науку, и продавать их в храмы по себестоимости. Эти книги должны быть свободны от наценки в пятьдесят процентов, которая идет на любые другие книги. Он сделал исключение для научных книг, и он приказал мне выделять деньги из Би-би-ти в качестве бюджета для научной проповеди – десять, двадцать тысяч в месяц, столько, сколько понадобится. Это то, насколько Шрила Прабхупада был решительно настроен с помощью Би-би-ти разрушить безбожную науку.

56-15 Прагош дас

Я помню, как в Чикаго на даршане Прабхупаде представили одну пару, и он спросил мужа:

– Итак, вы читаете наши книги?

Он сказал:

– Да, Шрила Прабхупада, я закончил «Бхагавад-гиту», я прочитал «Учение Господа Чайтаньи», и сейчас я читаю «Бхагаватам».

Прабхупада сказал:

– О, это очень хорошо.

Жена сидела сбоку немного позади него, и Прабхупада посмотрел на нее секунду и сказал:

– А вы тоже читаете?

Она сказал:

– Шрила Прабхупада, на самом деле мне нравится воспевать, но я на самом деле не так люблю философию.

Прабхупада сказал:

– Это нормально.

Затем она сказал:

– А, но я читаю книгу «Кришна».

Прабхупада сказал:

– О, это совершенство. Все есть там.

Затем он сделал секундную паузу и сказал:

– Я тоже читаю книгу «Кришна».

Вся комната вошла в экстаз, когда Прабхупада сказал это, и они смотрели на эту женщину, вдохновленные. Они думали: «Это фантастически!» А она смотрела вокруг на реакцию других. Прабхупада был очень добр и он сначала сказал: «Это нормально». Но когда она сказала: «Мне нравится книга «Кришна»», Прабхупада сказал: «Я тоже ее читаю».

56-16 Рамешвара дас

Шрила Прабхупада был гениален во всем, в каждой сфере жизни. Когда Прабхупада создал «Бхактиведанта Бук Траст» в 1972 году, его видение было следующим. К примеру, вы печатаете книгу за доллар. Продавать в храм ее надо за два доллара. Когда приходят два доллара, один доллар идет в книжный фонд, а другой доллар идет в фонд строительства храмов – пятьдесят на пятьдесят. Таково было его видение, таков был его план. Начиная с 1973 года Шрила Прабхупада стал давать займы храмам из храмового фонда. И гениальностью этого было то, что когда займ возвращался, эти деньги полностью оплачивали все расходы Би-би-ти. Храмы были заинтересованы в том, чтобы отдавать долги, и эти деньги не были частью формулы. В 1973 году, если книга стоила доллар, вы все еще продавали ее за два доллара. Но спустя время займы, которые вы дали в 1972 году, начали возвращаться в 1973 году. И эти деньги полностью покрывали все расходы Би-би-ти. И мы смогли придерживатья этой блестящей формуле пятьдесят на пятьдесят.

56-17 Прагош дас

Во Вриндаване в 1975 или 1976 году мы гуляли по дороге. Были определенные события, предшествующие этому. Но мы гуляли по дороге, и Прабхупада посмотрел и увидел, как свинья вылезла из воды и убежала. Прабхупада стал смеяться. Он сказал:

– Вы видели эту библиотеку в Нью-Йорке на 42-й улице? Это нью-йоркская публичная библиотека. Она очень большая. Там так много книг. Тысячи и тысячи книг. И все о сексе.

Забавно то, как Прабхупада иногда преувеличивал некоторые вещи для эффекта, и в каком-то смысле это была блестящая комедия.

– Тысячи и тысячи книг. И все о сексе – как заниматься сексом, как изучать секс, психология секса, как улучшить свой секс. Философия доктора Фрейда. Но эта свинья не читала никаких книг, но он может заниматься сексом со своей матерью, со своей дочерью, со своей сестрой. О, да. Он может. Он может заниматься сексом еще лучше, чем вы. И он не читал никаких книг. Поэтому если вы хотите хорошего секса, возвращайтесь как свиньи.

Так он нанес удар. В другой раз он шел по дороге во Вриндаване и увидел верблюда в далеке, который жевал колючие деревья, прямо как описано это в «Бхагаватам». Шрила Прабхупада посмотрел наверх. До этого он немного сердился. Его беспокоили некоторые проблемы, связанные с менеджментом по открытию вриндаванского храма. И он говорил об этих вещах разным людям, таким, как Тамал Кришна Махарадж и Даянанда. Не хочу погружаться в детали этого. Но он был немного сердитым. Затем он посмотрел наверх и увидел этого верблюда. И тотчас же он стал смеяться. Он сказал:

– Хах, только посмотрите, прямо как наши грихастхи.

Шри Говинда Прабху шел рядом с Прабхупадой. Шри Говинда обычно одевал белый чадер на голову, который выглядел как клюв. У него был необычный вид. Он сказал:

– Вы же имели ввиду грихамедхи, Шрила Прабхупада?

Прабхупада посмотрел на него, продолжая идти со своей тростью, и сказал:

– Ты говоришь о грихамедхи. А я говорю о грихастхах.

Затем он остановился. Он сказал:

– Разве не приходится прилагать так много труда, подобно верблюду? Он жует колючки и ест свою собственную кровь. Так много труда, так много усилий, так много работы, чтобы иметь ребенка. Жена так страдает. Затем роды. Затем приходит ребенок. Это такие боли. А мужчина, ему приходится так тяжело трудиться. Двадцатилетний срок. А через год жена говорит: «Я хочу еще одного». Это майа.

В результате этого последовала целая беседа о том, что кому-то придется жениться. Кто-то сказал:

– Вы говорите, что все женщины должны выйти замуж, Прабхупада.

Прабхупада сказал:

– Да, это лучше всего.

– Тогда кому-то из мужчин придется жениться.

Прабхупада сказал:

– Да.

Затем он остановился, развернулся и посмотрел прямо на Шри Говинду. Он поднял вверх палец и сказал:

– Но когда вы женитесь, вы должны понимать, что вы делаете это под влиянием гун материальной природы.

Идея в том, что это страсть, а не сострадание. Именно она толкает нас на этот шаг. Затем он сказал:

– Вы понимаете?

Шри Говинда уставился на Прабхупаду в страхе и сказал:

– Да, Шрила Прабхупада.

Затем Прабхупада повернулся и пошел дальше, и когда мы проходили мимо верблюда, Прабхупада просто смеялся. Он хохотал. В этот момент стих из «Бхагаватам» обрел жизнь.

56-18 Рамешвара дас

В 1976 году Шрила Прабхупада приехал в Нью-Двараку в последний раз. Каждое утро мы возили Прабхупаду на утреннюю прогулку, либо на Венис Бич, либо на Санта-Монику. В это конкретное утро мы с Тамал Кришной Махараджем и слугой Прабхупады везли Шрилу Прабхупаду на его утреннюю прогулку в Санта-Монику. В машине мы задавали либо философские вопросы, либо мы говорили о каких-то текущих мировых новостях, которые мы считали противоречивыми или забавными, и мы хотели, чтобы Прабхупада прокомментировал их. Накануне этого конкретного утра вышла новость, которая показалась нам несколько удивительной. Была группа безумных деятелей в Нью-Йорке, которые захватили заголовки газет по всему миру, проведя вечеринку, на которой они подавали к столу и ели мясо абортированных зародышей. Лидером этой группы был Энди Уорхол, который прославился благодаря сенсационным шокам. Мы стали рассказывать Шриле Прабхупаде историю об этом. Я думал, что Прабхупада прокомментирует демоническую природу живых существ и ужас убийства любого ради еды. Но вместо этого, когда мы рассказали Прабхупаде историю, он отклонился на заднем сидении машины и сказал:

– Да, они еще не познали в эту Кали-югу, что человеческая плоть – это самый вкусный из всех видов мяса. Это придет в будущем Кали-юги.

Мы с Тамалом были поражены ответом Прабхупады на эту историю. Это было не то, чего мы ожидали. В этот момент я понял, что Прабхупада знает все. Он знает о будущем Кали-юги. Он же не знает о вкусе мяса, не говоря уже о том, что человеческое мясо самое вкусное. Наши умы буквально взорвались. Мы были просто поражены тем, что Прабхупада знал обо всем. И я выпалил:

– Шрила Прабхупада, вы знаете все обо всем. Вы видите будущее. Вы комментируете текущие моменты, но также говорите и о будущем. Это то, что делает ваши книги такими уникальными. Предыдущие великие ачарьи написали комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Шримад Бхагаватам», но ваши комментарии не только совершенны для времени, в которое мы живем, но и совершенны для будущего, потому что вы обладаете способностью видеть будущее и пишите комментарии об этом. Меня просто поражает, насколько уникальны ваши книги.

Шрила Прабхупада улыбнулся и сказал:

– Да, мои книги станут книгами закона для человечества на ближайшие десять тысяч лет. Это то, о чем я думаю, когда пишу каждое слово.

56-19 Прагош дас

Прежде всего, когда нам выпадала удача встретиться со Шрилой Прабхупадой, нас преставляли (не только лично меня, но и группу людей) как его «преданных санкиртаны». Обычно он говорил: «Спасибо вам большое». На Гавайях он говорил: «Не только я вас благодарю, но и мой Гуру Махарадж вас очень благодарит». Также на Гавайях он сказал: «Если вы посвятите всю свою жизнь распространению этих книг, я обещаю вам, что вы вернетесь обратно к Богу». Он сказал это. Он говорил это как любящий отец, который дает нам секрет. Это секрет – делай так и будет то-то. В разных храмах, где я его видел, он всегда говорил что-то вроде: «Я был в разных храмах, но мне кажется, что этот храм самый лучший». Куда бы он ни приехал, он говорил что-то подобное, и он по-настоящему знал, как достучаться до сердец преданных и завоевать их сердца. Например, когда он приехал в храм в Балтиморе после штата Колорадо, он сделал это очень драматическим образом. Он сидел в своей комнате в Вашингтоне, и кто-то принес ему изображение божеств из Балтимора. Прабхупада посмотрел на божеств и спросил:

– Откуда эти божества?

Ему ответили:

– Они из Балтимора, Шрила Прабхупада.

Прабхупада сказал:

– Из Балтимора? Балтимор же совсем недалеко отсюда.

Преданные ответили:

– Нет, Прабхупада, почти час езды.

Прабхупада сказал:

– Подготовьте машину, мы поедем туда немедленно.

Он тотчас же отодвину свой столик, встал и сказал: «Поехали». И все преданные, которые были в Вашингтоне, сели в свои машины и фургоны и направлись в Балтимор. Машина Прабхупады ехала немного медленнее, поэтому когда они приехали туда, сто пятьдесят преданных, которые были в штате Колорадо, уже встречали его в Балтиморе. Прабхупада вошел и принес поклоны божествам Гаура-Нитай. Шел киртан, а Прабхупада танцевал перед божествами с поднятыми руками. Затем он пошел и сел на вьясасану. Киртан продолжился еще какое-то время. И затем Прабхупада начал говорить: «Итак, вы все очень-очень удачливы здесь, в Балтиморе. Это очень-очень красивый храм. Вы здесь очень удачливы, потому что просто приходите каждый день к Их Светлостям и поете Джая Нитай Гаура, Джая Шачинандана, и все вы вернетесь домой обратно к Богу». Очень просто, да? Конечно же, там была сотня преданных, а храм в Балтиморе был очень маленьким. Комната фактически была не больше этой. И сотня преданных втиснулась туда, как будто бы это был их храм. Когда Прабхупада сказал это, сердца всех преданных распахнулись и все выкрикнули: «Джая Прабхупада!» Это был еще один элемент, который всегда присутствовал – преданные всегда были пропитаны чувством благодарности к Прабхупаде и к Кришне за то, что Они позволили им находится в этом моменте, позволили им быть там, когда это происходило, что бы то ни было. Однажды в 1975 году в Маяпуре Прабхупада впал к экстаз. Он говорил. Я не помню всей лекции. Но в какой-то момент он сказал:

– Вы должны молиться Кришне всю свою жизнь. Все вы молодые люди, – и он закрыл глаза, – не такие, как я, старик.

И когда он сказал это, он замер. Никто не мог понять, что произошло, но он сказал это, и Кришна сказал: «Нет, ты не такой». Я уверен, что произошло что-то подобное. Прабхупада был полностью погружен в себя. Вы были там, когда это произошло? Никто не мог дышать в храмовой комнате. Все просто замерли. Затем в конце концов Тривикрама Свами сказал: «Джая Шрила Прабхупада». Прошло две или три минуты, и он сказал очень тихо: «Джая Шрила Прабхупада». Затем еще через 60 секунд Прабхупада немного начал двигаться, и Хансадутта стал петь «Джая Шри Кришна Чайтанья». В конце концов Прабхупада подвигал своей головой, потянулся вниз, не открывая глаз, и взял караталы. Затем он открыл глаза и стал петь. И каждый, кто был тогда там, понял, что испытал только что что-то необычное. В течение всего следующего дня можно было ходить по Маяпуру и видеть, что все думали об этом и говорили: «Вы видели это? Это было поразительно». Прабхупада заставлял всех почувствовать себя очень удачливыми, потому что они имели возможность присутствовать в такие моменты.

56-20 Рамешвара дас

Как-то в 1971 году Шрила Прабхупада сказал Карандхару, что его видение Нью-Двараки выходило далеко за пределы того здания, которое мы купили для всемирной штаб-квартиры. Он хотел, чтобы мы выкупили целых блок жилых домов. Он сказал Карандхару:

– Купи первое здание. Затем отправляйся в банк и возьми ипотечный кредит на это первое здание. Используйте эти деньги, чтобы купить следующее здание. Это второе здание не имеет ипотечного кредита, потому что вы только что купили его за другие деньги. Теперь вы берете кредит на второе здание и используете его, чтобы купить третье здание. Таким образом вы покупаете весь блок.

Прабхупада сказал Карандхару:

– Это называется «жарить рыбу в собственном масле».

Это то, как мы выкупили все здания, которые составили общину Нью-Двараки. С 1972 по 1975 год мы выкупили все шесть или семь зданий. Прабхупада был гением.

56-21 Прагош дас

В Чикаго на прогулке Прабхупада привел пример того, как материалистичное общество настроено взять все, что Кришна дал им в материальном мире, эту материальную энергию, и вместо того, чтобы использовать это для служения Кришне, а следовательно на собственное благо и на благо других, они пытаются своровать это и сохранить для себя, и поэтому они неправильно распоряжаются этим. Как нож, его можно использовать, чтобы резать овощи, и также его можно использовать, чтобы резать горло. Я сказал:

– Шрила Прабхупада, если бы мы были более чисты, смогли бы мы преуспеть в том, чтобы убеждать их перестать резать горло?

Шрила Прабхупада сказал:

– Нет, ваша проповедь совершенна и чиста. Они все завидуют. Они как змеи. Они очень завистливы, как змеи. Но… Видели ли вы заклинателя змей? Вам надо стать такими. Вам надо научиться очаровать их и вернуть их обратно к Кришне.

Я всегда воспринимал это как общее наставление, но также и как личное наставление мне.

56-22 Прагош дас

В Вашингтоне я рассказывал Прабхупаде много историй санкиртаны, которые произошли в тот день и в общем. Я сказал Шриле Прабхупаде о том, что один солдат рассказал мне, что он вместе с группой его людей в Форте Джексон в Южной Каролине регулярно встречаются и читают вместе его «Бхагавад-гиту». Этого парня я встретил как раз в тот день, когда вечером был с Прабхупадой. Это необычно. В тот день я встретил также другого солдата, которому я дал четыре книги, а он мне дал восемьдесят долларов. Когда я сказал Шриле Прабхупаде, что дал одному парню четыре книги, за которые он дал мне восемьдесят долларов, Прабхупада посмотрел на меня, его глаза расширились и он сказал:

– Четыре книги, восемьдесят долларов? Это солидная прибыль!

Когда я рассказал ему о парне из Порта Джексон, Прабхупада был удивлен. Я сказал:

– Они регулярно встречаются, Шрила Прабхупада, и читают «Бхагавад-гиту».

Прабхупада сказал:

– Ача. Нашу «Бхагавад-гиту»?

Я сказал:

– Вашу «Бхагавад-гиту», Шрила Прабхупада.

Прабхупада посмотрел на всех и сказал:

– Только посмотрите, – имея ввиду, что «это началось».

Наступление Кришны прогрессирует.

56-23 Рамешвара дас

Наблюдая за теми кредитами, которые давал Шрила Прабхупада, можно представить то, как движение росло в разных направлениях. В 1973 году храмам был дан кредит примерно в 250000 долларов. В 1974 году кредит храмам составлял уже около 500000 долларов. В 1975 году он был немногим больше одного миллиона долларов. Это был кредит храмам. Видите, как распространение книг удваивается с каждым годом? В конце 1975 года мы как раз закончили марафон по изданию семнадцати томов «Чайтанья-чаритамриты». Теперь мы знали, что можем делать все. Не было такого понятия, как «невозможно». В конце 1975 года мы получили письмо от Шрилы Прабхупады о том, что они наконец-то получили разрешение на строительство в Бомбее прекрасного храма, отеля, театра и культурного центра на Джуху Бич. Прабхупада написал в письме: «Мы только что подписали контракт с крупной строительной компанией. Как следствие я хочу, чтобы вы, кроме кредитов, которые вы даете, и кроме книг, которые вы печатаете, каждый месяц посылали в Бомбей 70000 американских долларов, чтобы выполнить этот контракт и построить храм в Бомбее». Итак, в 1976 году кредиты вместе с бомбейскими деньгами составили почти два миллиона долларов. Оно снова удвоилось. И когда состоялось торжественное открытие бомбейского храма в 1977 году, 35 лет назад, Лос-Анджелес стал городом- или храмом-побратимом по отношению к Бомбею. После 1977 года мы продолжили посылать те же самые 70000 долларов – часть во Вриндаван и другую основную часть в Маяпур. И насколько это возможно, мы продолжаем стараться посылать это количество денег на индийские проекты от распространителей книг.

56-24 Прагош дас

Он также сказал мне кое-что в Вашингтоне, когда меня представили ему. Хари Шаури сказал:

– Прабхупада, Прагош пытался научиться продавать ваши книги полными комплектами, как энциклопедию. И он недавно сотрудничал с одной компанией.

Прабхупада слушал, а потом повернулся и сказал:

– И как, получается?

Я сказал:

– Шрила Прабхупада, мы с Тамал Кришной Махараджем пытались делать это, но оказалось, что у Би-би-ти нет полных комплектов на складе. И также, вообще говоря, обычные люди не имеют возможности купить так много книг за раз.

Тогда он сказал:

– И что вы делаете сейчас?

Я сказал:

– Я вернулся к аэропортам, Шрила Прабхупада, и распространяю там, как я это делал последние несколько лет.

Прабхупада посмотрел на меня секунду, улыбнулся и сказал:

– Да, все, что увеличивает распространение книг, мы принимаем. Все, что уменьшает, мы отвергаем.

И показал рукой: «Мы отвергаем». Это было простое утверждение, и я принял это как очень особенное наставление, и оглядываясь назад на свою жизнь, я понимаю, что принял много решений, которые на самом деле не увеличили мое распространение книг. Также Прабхупада сказал в тот раз еще одну вещь. Он спросил о распространении прасада в Нью-Йорке. Он сказал:

– Итак, они продают прасадам в Нью-Йорке на улице?

Я сказал:

– Да, Шрила Прабхупада.

Он сказал:

– А что они продают?

Я сказал:

– Я точно не знаю, Шрила Прабхупада.

Тогда он посмотрел на меня и сказал:

– Качори? Они продают качори?

Его глаза увеличились. И я сказал:

– Я не знаю, Шрила Прабхупада, продают ли они качори.

И Прабхупада сказал:

– О, они должны. Они должны продавать первоклассные качори, приготовленные в гхи. Тогда мясоеды сразу же потеряют вкус к мясу естественным образом.

Мы все слышали о том, что Шрилу Прабхупаду называли в детстве «качори мукха», потому что он любил качори. Это было единственное, о чем он спросил, когда я сказал, что они продают прасадам. Он сказал: «Качори? Они должны! Они должны!» Он был подобен ребенку. Затем он спросил меня:

– Ты приедешь на Ратха-ятру?

Но сначала он спросил:

– Ты живешь здесь, в Вашингтоне?

Я сказал:

– Нет, Шрила Прабхупада, я живу в Нью-Йорке.

Тогда он сказал:

– О, я начинал в Нью-Йорке.

Опять же, очень по-детски. Он спросил:

– Итак, ты приедешь на Ратха-ятру?

Я сказал:

– Я ни за что не пропущу ее, Шрила Прабхупада.

И он сказал:

– Да, я всегда мечтал о Ратха-ятре в Нью-Йорке. Америка – самая значимая страна в мире, а Нью-Йорк – самый важный город в Америке, а Пятая Авеню – это самая важная улица в Нью-Йорке.

Это было очень теплое и дружественное откровение. Он говорил просто о себе, как личность, как ребенок. Это было очень личностно.

56-25 Рамешвара дас

Шрила Прабхупада совершил продолжительный визит в Нью-Двараку, начиная с марта 1973 года. Мы только провели первый рождественский марафон по распространению книг в 1972 году. Поэтому это было очень потрясающее время. В тот момент я был лидером санкиртаны. Когда Прабхупада был здесь, я каждый день составлял отчет по всем результатам каждого распространителя книг. Я перечислял всех преданных и то, сколько книг каждый из них распространил. Вечером я приносил этот отчет в комнату Прабхупады. Я ждал внизу на лестнице и либо Брахмананда, либо Шрутакирти спускались около 9:30, чтобы забрать его у меня. Затем они зачитывали его Прабхупаде либо тем же вечером, либо на следующий день во время массажа, а я возвращался каждый день около одиннадцати часов утра, чтобы встретиться с ними на лестнице и узнать, что было, что сказал Прабхупада, потому что нам давали жизнь каждое наставление, каждое слово, каждое воодушевление. Мы видели, как Шрила Прабхупада отдает всю свою жизнь для того, чтобы писать эти книги. И мы видели себя отдающими всю нашу жизнь для распространения этих книг. Поэтому в то время были необыкновенные отношения между преданными санкиртаны и Прабхупадой. Однажды Шрутакирти спустился и сказал мне, что они прочитали Прабхупаде отчет предыдущим вечером, и, лежа в постели, он перекатывался из стороны в сторону, проявляя симптомы экстаза. Он произнес слова: «Мы разгромим все эти ложные воплощения». Это продолжалось в течение нескольких недель, и в конце концов 20 марта 1973 года после массажа Прабхупада сказал:

– Дайте мне этот отчет.

Он подошел к своему столу, собственной рукой написал послание преданным санкиртаны и отдал его, чтобы оно было передано мне. Послание гласило: «Мои дорогие юноши и девушки, вы все так тяжело трудитесь, чтобы распространять славу лотосных стоп Господа Кришны. И благодаря этому вы удовлетворили моего Гуру Махараджа так сильно, что он прольет на вас свою милость в тысячу раз больше, чем я. И в этом мое удовлетворение. Ваш вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами». И затем он написал: «Примечание ниже: каждый должен присоединиться к группе санкиртаны как можно скорее». У нас есть это послание, лично написанное рукой Прабхупады.

56-26 Прагош дас

Я рассказал Шриле Прабхупаде, что когда этот солдат дал мне восемьдесят долларов и взял четыре книги, он также спросил меня: «Могу ли я одновременно оставаться солдатом и быть в сознании Кришны?» Шрила Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

– И как ты ответил?

Я сказал:

– Я сказал ему, Шрила Прабхупада, что «Бхагавад-гита» была поведана величайшему войну за все время человечества.

Прабхупада был очарован этим, потому что он посмотрел на Хари Шаури, как бы говоря: «Этот парень знает, как уложить наповал». Затем он снова посмотрел на меня, подождал секунду и сказал:

– Ты ответил правильно. Арджуна был военным.

Вот так. Его воодушевила простая откровенность этого. И он подтвердил это.

Мы были в Чикаго, и кто-то сказал Прабхупаде:

– Прабхупада, иногда они берут книги, но затем рвут их или выбрасывают в мусор.

Он тотчас же возразил. Он остановил его, повернулся и сказал:

– Они выбрасывают своих детей в мусор. Что мы можем поделать? Что поделать? Мы не можем этого предотвратить.

Затем Прабхупада сказал:

– Но даже если они касаются этой книги до того, как они бросают ее в мусор, они получает какое-то благо.

Мы сразу же поняли, что в этом нет никаких проблем. Даже если кто-то нападал на нас физически. Фактически, мы считали так: «Вы нападаете. А мы хозяева этого аэропорта. И мы позволяем вам пользоваться им». Понимаете? Конечно же, любой человек в материальном сознании подумает, что это возмутительное или очень «культовое» заявление. Но буквально это было наше внутреннее ощущение того, что происходило. Мы ходили в торговые центры. Если не считать нашей поездки в Лос-Анджелес, то я начинал с аэропортов в Чикаго и Миннесоте, но первым аэропортом, в котором я работал, был на самом деле Гавайи. И это было нелегально. В течение четырех месяцев я работал в этом аэропорте каждый день. И мне приходилось уклоняться от полицейских службы безопасности. Это были гавайские полицейские. Однажды полицейский арестовал меня и забрал в отдел. Он толкнул меня об стену. Он был очень-очень грубым, не очень профессиональным. Это был огромный парень. Итак, он прижал меня к стене, схватил меня за рубашку и сказал:

– Теперь слушай, я не буду тебе повторять. Не возвращайся сюда. Не возвращайся. Мне придется арестовать тебя.

Я посмотрел на него и сказал:

– Я не буду тебе повторять. Я возвращаюсь каждый день.

Он смотрел на меня, и он был совершенно сбит с толку. Он сказал:

– Ты хочешь, чтобы я арестовал тебя?

Я сказал:

– Ты можешь арестовать меня. Я холостяк.

Он сказал:

– Ты холостяк?

Я сказал:

– Я холостяк. У меня нет ни жены, ни детей. Ты можешь арестовать меня. Я посижу в тюрьме несколько дней. Это не большая проблема.

И он стал смеяться. Он сказал:

– Тебя это не беспокоит?

Я сказал:

– Нет, меня это совершенно не беспокоит. Но как только я выйду, я вернусь сюда. Я раздаю по сорок-пятьдесят книг каждый день, и в основном служащим. Им нужны эти книги. Им нужны эти книги. Эти книги очень важны.

Тогда этот парень отпустил меня. Он отошел, а я стал проповедовать ему. В своем уме я просто молился Прабхупаде: «Прабхупада, помогите мне сказать все правильно». Я сказал:

– Знаешь, ты постоянно меня преследуешь, но не можешь меня поймать. Ты постоянно думаешь обо мне.

Он был растерян. Я сказал:

– Мне кажется, тебе надо почитать одну из этих книг. Мне кажется, это то, почему ты преследуешь меня. Кришна хочет, чтобы ты преследовал меня. Возьми эту книгу домой, прочитай ее. Если ты по-настоящему почувствуешь, что в этой книге нет никакой ценности, тогда хорошо. Но мне кажется, что ты найдешь в ней какую-то ценность.

На следующий день я попросил одну женщину преданную сделать мне чизкейк в храме. Я взял его с собой в аэропорт. Я нашел его, не дожидаясь, пока он меня поймает. Я нашел его. Я дал ему чизкейк, а он посмотрел на меня и сказал:

– Хорошо, я немного почитал твою книгу. Я прочитал достаточно. С тобой все хорошо. Но у меня есть босс. И он займется мной, если я не займусь тобой.

Я сказал:

– Давай ты сделаешь мне одолжение. Когда ты увидишь, как я иду, сядь. Не говори ни с кем. Позволь мне пройти мимо в другое крыло аэропорта. И затем возвращайся к своим обязанностям. Хорошо? Договорились?

И я пожал ему руку. У нас были такие полномочия. Мы чувствовали, что имели такие полномочия, потому что Прабхупада просто щелкал кнутом. Он щелкал кнутом самым любовным и удивительным образом. Было невозможно ответить «нет» Прабхупаде, потому что фактически он был царем и генералом. В особенности распространители книг видели его в роли генерала или царя, и наверное больше, чем другие, потому что таковы были наши отношения. Также было и в Чикаго. Было много ситуаций, когда нас арестовывали в Чикаго, в Денвере, на Гавайях, как во время распространения книг, так и на Харинаме. В Нью-Йорке нас постоянно наказывали полицейские в аэропорте Ла Гуардия, пока в конце концов они не позволили нам работать там. Каждую пятницу я обычно приносил полицейскому чизкейк. А когда я забыл принести ему чизкейк, он нашел меня и с недовольным видом сказал:

– Эй, где мой чизкейк?

И я знаю, потому что когда поехал в Маяпур в 1975 и 1976 году, я встречал преданных брахмачари из Австралии, из Англии, из Германии, из Швеции, из Франции и других мест, и все они были вырезаны из того же дерева. У всех у них были истории о том, как тяжело им приходилось трудиться, чтобы распространять эти книги. По правде говоря, мы тогда прилагали гораздо больше усилий, чем после этого. И нас это не беспокоило. Многие преданные, посмотрев сейчас в прошлое, скажут: «Мы действовали неправильно. Это привело к плохим результатам. Мы не обрели друзей». Но факт таков, что если вы посмотрите на эту страну сегодня, то придете в выводу, что нам снова надо начать пригалать усилия. Нам надо начать создавать волны, чтобы получать какую-то отдачу. То, как мы с другом распространили книги Рокфеллеру, это одно. Мы дарим людям книги. И в этом нет ничего негативного. Но представьте, если у нас в Америке снова будут тысячи людей, готовых оставаться брахмачари в течение пяти лет, и готовые к любому повороту событий для того, чтобы распространить «Бхагавад-гиту». У нас сейчас есть сорокалетний опыт передачи людям этого послания, которое Прабхупада дал нам. Оно одновременно прекрасное, включающее все знание, захватывающее, привлекательное, решающее проблемы. В нем все, так ведь? И сейчас у нас гораздо больше о нем знания, чем мы имели тогда. Но смысл в том, что именно в то время Шрила Прабхупада сделал его ясным. Когда он приехал в Чикаго, репортер подошел к окну, подставил микрофон к его лицу и сказал:

– Свамиджи, зачем вы приехали в Чикаго?

Не медля ни секунды, Прабхупада взял журнал «Тайм», на главной странице которого был заголовок «Преступность – почему и что с этим делать?» Прабхупада взял этот журнал и сказал:

– Зачем? Потому что у вас здесь в Чикаго очень большие проблемы. Слишком много преступности. Здесь написано «Преступность – почему и что с этим делать?». Я приехал, чтобы показать вам «почему» и «что с этим делать». Все преданные собрались вокруг машины. Прабхупада был не похож ни на одного гуру, садху или кого-либо из современных людей. Он появился с пылающим оружием. С пылающим оружием. Он усадил всех на сковородку, и нам нравилось это. Он был подобен Мухаммеду Али. «В течение следующих двадцати лет я высеку любого человека из любой страны, в любое время, в любом месте». Это то, каким был Прабхупада. Он был таким: «Я с Голоки. Я не отсюда. Я заберу вас всех, каждого по одному или же сразу всех вместе. Пойдем!» И у всех преданных был такой же дух, который мы получили от Прабхупады. По сути Прабхупада сформировал Би-би-ти в 1972 году. Самое большое количество преданных, которые присоединились к движению, присоединились начиная с того момента, когда образовалось Би-би-ти, и до момента, когда Прабхупада покинул планету. До этого была где-то тысяча преданных, но вдруг… И большинство из нас, включая меня, и даже больше чем кто-либо, понятия не имели, как я пришел оттуда, где я был, и стал преданным всегда за три месяца. Я понятия не имею, как это случилось. Я был ярым спортсменом, достаточно умным, достаточно красноречивым, чтобы стать распространителем книг. Но я понятия не имею, как Кришна это сделал. Но Кришна посмотрел и сказал: «У этого парня есть столько энергии. И он полностью растратит ее в материальном мире. Полностью растратит. Мой чистый преданный здесь, и у него очень серьезная задача. Вот есть один из тысячи. Я возьму его за волосы и выдергну его из материального мира, где бы он ни был». Так много распространителей книг были раньше музыкантами, атлетами или неудачниками с материальной точки зрения. Так? И вдруг Кришна затащил их сюда. «Мой чистый преданный так отчаянно хочет завершить все это. Так что получите милость. Получите заслуги, получите милость, получите радость и веселье, получите удовольствие». Ходить на санкиртану в то время было так увлекательно, как никогда больше. Мы никогда не знали, что случится. Всегда кто-то отвечал совершенно удивительным образом в ответ на саму книгу. Кто-то отвечал негативно, но в конце концов они менялись и становились вашими друзьями. Это было удивительно, случались чудеса. Чудеса. И мы были свидетелями этого. Как это случилось? Мы понятия не имеем. На самом деле каждый распространитель книг, которого я знаю, прошел через этот интенсивный десяти-двенадцатилетний период. Все они ветераны, которые не пострадали от войны. Они на самом деле ждут следующей войны. Они бы хотели снова заняться тем же самым. Прабхупада ввел что-то особенное. В Вашингтоне Мать Мина сказала:

– Прабхупада, мне кажется довольно странным, когда вы говорите, что женщина должна быть очень целомудренной, скромной, тихой и покорной.

Прабхупада сказал:

– Да. В чем сложность?

Она сказал:

– Ну мой вопрос не в этом. Вопрос в том, что вы также просите нас выходить каждый день на санкиртану. Нам приходится останавливать мужчин на улице, улыбаться им, говорить им приятные слова, убеждать их, просить у них деньги.

Прабхупада сказал:

– Да. И в чем сложность?

Она сказала:

– Ну мне кажется, что одно не сочетается с другим.

Прабхупада посмотрел на нее. А она еще добавила:

– Мне кажется, что вы просите нас в некоторых ситуациях действовать агрессивно. Мы же не должны действовать агрессивно.

Прабхупада посмотрел на нее и сказал:

– Я тоже агрессор. Я приехал в эту страну. Я был агрессивен. Я был очень агрессивен. И вы тоже можете быть агрессивными.

И затем Прабхупада сказал:

– Но вы должны учиться тому, как быть львом на охоте и ягненком дома. Когда вы возвращаетесь домой, вы можете быть матаджи. Так нормально?

Она улыбалась до ушей. Она знала, насколько это экстатично выходить каждый день, быть агрессором, останавливать людей и говорить: «Эй, вы не являетесь этим телом. Угадайте, откуда вы? Вы на самом деле богатый человек. Вы просто не знаете об этом. Вы произошли из очень богатой семьи. Посмотрите». А затем надо возвращаться в храм и быть простым преданным. Прабхупада был электростанцией, стоящей за всем этим. Он был электростанцией, и иногда это ощущалось незаметным образом, а иногда это ощущалось по-настоящему очень могущественным образом. И все ощущали это.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)