Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 30

cover
30-01 Дайвишакти даси. Комнаты во Вриндаване

Харе Кришна! Добро пожаловать в Шри Вриндаван Дхаму. Это дом Шрилы Прабхупады, который построили его ученики в 1972 году, и Прабхупада провел здесь очень много сокровенных встреч со своими учениками и последователями. Меня зовут Дайвишакти. Я пытаюсь здесь служить Шриле Прабхупаде с 1974 года. Достаточно много времени я провела здесь, в комнатах Прабхупады, убирась и готовя для него, пока он присутствовал. И когда он ушел, я заботилась об этом месте, чтобы люди могли прийти и посмотреть на его комнаты. Первая комната — это место даршанов Шрилы Прабхупады. Это очень большая комната. В углу комнаты стоит кровать, лежа на которой Прабхупада ушел, вошел в самадхи. Пока Прабхупада был здесь со своими учениками с 1972 по 1977 годы, этой кровати здесь не было. Ее принес Хари Шаури, а пожертвовал ее один пожизненный член, когда Прабхупада приехал в сентябре-октябре 1977 года. Он уже был так болен, что не мог много двигаться, поэтому он подумал, что лучше будет Прабхупаде оставаться здесь, в главной комнате. Асана Прабхупады всегда была здесь. А этот красивый стол был вырезан специально для Шрилы Прабхупады. Здесь Прабхупада встречал своих гостей, и также здесь он в основном занимался своими переводами, хотя он также много переводил и наверху в спальне по ночам. По вечерам Прабхупада открывал свой дом для публичных даршанов. Много преданных и гостей приходило, чтобы задать Прабхупаде вопросы. Также Прабхупада проводил чтения. Это было по вечерам перед арати. Это изображение Радхи Расабихари в Бомбее. Эта фотография обычно путешествовала везде со Шрилой Прабхупадой, чтобы напоминать ему о том, что у него есть незаконченное дело в Бомбее. Конечно же, когда Шрила Прабхупада вошел в самадхи, фотография осталась здесь. Прабхупада часто смотрел на эту фотографию, и говорил, что он пообещал Радхе Расабихари закончить строительство Их храма. Когда Прахупада вернулся из Лондона, он специально поехал в Бомбей для того, чтобы попытаться закончить строительство храма, до того, как он закончит свои игры здесь. Но к сожалению храм был открыт только в январе после ухода Прабхупады. Это старое фото изначального храма на Бери Плейс. Мы нашли его здесь, в доме Прабхупады, и сохранили. Это изначальная санньяса-данта Шрилы Прабхупады, которую он хранил в комнатах храма Радхи Дамодары. Ее убрали оттуда, и через несколько лет вернули, поэтому мы теперь держим ее в безопасности в комнатах Прабхупады. Это изображение Кришны Баларамы не в самый день установления, но несколько дней спустя. Эти одежды сделал один из преданных, живущих здесь. Прабхупаде дали несколько таких фотографий сразу после открытия храма. Он поместил их в рамки, и расставил по комнате. Это единственная фотография, которая осталась, поэтому мы храним ее в безопасности прямо на кровати Прабхупады, там, где Прабхупада ушел.

Рядом с главной комнатой Прабхупады для даршанов находится его комната для принятия прасада. Утром и днем он принимал здесь завтрак и обед. Асана, на которой Прабхупада сидел — это изначальная асана, которая была сделана для Прабхупады, когда он останавливался в комнатах храма Радхи Дамодары. И когда он переехал сюда, ее тоже сюда перевезли. Стол тоже оттуда, и мы покрыли его защитной пленкой против воды.

Это паланкин, на котором Шрилу Прабхупаду носили по храму, когда он уже был очень болен, в последние дни. А когда Прабхупада вошел в самадхи, преданные повели его на вевидимый даршан, последний даршан Прабхупады по семи главным храмам. И также в тот раз Божества получили даршан Шрилы Прабхупады в последний раз. Таков этикет по отношению к чистому преданному, к ачарье, когда он вдохдит в самадхи.

Это одна из оригинальных книг «Шримад Бхагаватам», которую Шрила Прабхупада использовал для перевода. Здесь написано на бенгали «Шримад Бхагават». А это подпись Шрилы Прабхупады с надписью «Вриндаван». К этой книге Прабхупада обращался, когда делал свои переводы и комментарии. Это одна из санскритских шлок, но написанная на бенгали. И затем следуют тики разных ачарьев. Мне сказали, что эти книги печатал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Итак, Прабхупада изучал шлоку, а затем различные тики, или комментарии, которые дали ачарьи, и затем писал свои комментарии Бхактиведанты. Это словарь, которым пользовался Прабхупада или его слуги, чтобы смотреть значения слов. Это заламинированные бланки писем, которые Прабхупада использовал, когда жил в Чипиваде в Дели. Это его записная книжка. Это его адрес в храме Радхи Вамшигопала на Кеши-гхате для бланков «Лиги Преданных». Здесь написано Секретарь-основатель Госвами Абхай Чаран Бхактиведанта. И представлены различные виды членства — покровитель, советник, сторонник, единомышленник. Единомышленник должен был платить 10 рупий в год. Прабхупада использовал эти бланки, чтобы писать свои письма. А это бланк для версии журнала «Обратно к Богу» на хинди, который назывался «Бхагавад-даршан». Также у нас есть несколько статей этого журнала в шкафу, которые мы покажем позже. Здесь все написано на хинди, и указаны 2 адреса — Кеши-гхат во Вриндаване и Дхарма-шала «Сварупа Нарайана Агарвал Вени Мадхава» в Канпуре. Шрила Прабхупада использовал этот адрес в Канпуре. И здесь даны оба адреса — во Вриндаване и в Канпуре. Это очень близкий спутник Шрилы Прабхупады — это его диктофон «Грюндик», который везде путешествовал со Шрилой Прабхупадой. Он знаменит среди его секретарей и слуг. Они настраивали его для Прабхупады, а затем отправляли кассеты преданным, которые занимались изданием книг. Это микрофон, который мы часто видим в руках Прабхупады на фотографиях во время перевода.

Это некоторые из сохранившихся статей изначального журнала «Обратно к Богу», который печатал сам Прабхупада. Первый датирован мартом 1952 года. И на первой странице мы видим очень известное стихотворение Прабхупады, которое он поднес своему духовному учителю на Вьяса-пуджу, и Шрила Бхактисиддхата Сарасвати очень оценил его.

Когда мы впервые открыли шкаф Шрилы Прабхупады в его дальней спальне, мы нашли небольшую брошюру, из которой мы поняли, что Прабхупада встречался с Индирой Ганди, когда она была премьер-министром. Я думаю это было в 1976 году. Перед встречей Прабхупада сделал 10 заметок, которые он хотел ей представить:

1. Предоставить въезд 500

иностранцам. Он получил разрешение, но этого так и не случилось.

2. Он хотел, чтобы все министры парламента были инициированными брахманами.

3. Он хотел, чтобы старший сын Индиры Ганди Санджай стал царем, а Индира — царицей-матерью, чтобы установить в стране истинную монархию.

4. Он просил, чтобы все скотобойни были полностью запрещены. К сожалению именно Индира Ганди дала разрешение на открытие скотобоен в Индии. В тот момент это был очень греховный поступок.

5. Он хотел, чтобы воспевание регулярно проводилось повсюду.

6. Мясо можно есть только дома.

7. Проституция должна наказываться.

8. Не должно быть никаких религиозных групп, кроме «Бхагавад-гиты как она есть».

9. Все служащие должны посещать киртан как минимум дважды в день.

10. Сознание Кришны должно получить поддержку во всем мире.

Однажды Прабхупада совершал прогулку до домика Тапарии, который потом стал Гошалой Бхактиведанты Свами. Господин Тапария был одним из наших пожизненных членов в Бомбее и пожертвовал этот дом и землю. Когда он был там, преданные попросили Прабхупаду наступить в мягкую скульптурную глину, чтобы получить отпечаток его стоп. Эти отпечатки потом были размножены и распространены по различным храмам. Можно увидеть эти отпечатки стоп на Вьяса-асанах во всех главных храмах.

Эту прекрасную пудреницу подарил Шриле Прабхупаде Хари Шаури. На ней изображены Кришна и Баларама, и они сделаны из чистого золота. А внутри находится зеркало и изображение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.

Это золотая соломинка, которую подарили ему Сулочана дас и Сулочана даси. Прабхупада пил из нее свой даб, дневной кокосовый сок. Она тоже путешествовала везде с Прабхупадой.

Это деревянные тапочки, которые Прабхупада надевал, когда шел в ванную комнату. Он использовал их только для этой цели. Когда Прабхупаду помещали в самадхи, Омкара покрыл их серебром. Но затем решили не класть их туда, потому что было слишком много краж. Прабхупада наставлял его не использовать слишком много серебра и золота для украшения Божеств, потому что это привлекает воров. Поэтому мы держим их здесь и показываем раз в год.

Это одна из тростей Шрилы Прабхупады, рукоятка которой сделана из серебра и представляет собой форму льва. Киртанананда Свами привез ее сюда для Прабхупады из Нового Вриндавана.

Этот ключ Прабхупада возил с собой по всему миру, и он открывает личный шкаф Прабхупады во Вриндаване.

Это цветная фотокопия внутренней страницы последнего паспорта Прабхупады с подписью и изображением, и несколькими интересными деталями. Здесь указано, что отцом Прабхупады является Покойный Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махарадж Прабхупада. В качестве адреса он указал один из последних наших делийских храмов в Ладжпат Нагаре. Он датирован 20 августа 1977 года. В описании Шрилы Прабхупады в графе «визуальные отличительные знаки» написано: «Вишну-тилака на лбу».

Шрила Прабхупада приходил в сад либо из комнаты для принятия прасада, либо через заднюю дверь. Иногда на задней веранде он стелил свою постель и маскитную сетку, и спал здесь, когда была жара. Также по вечерам он сидел на этой Вьяса-асане, а его ученики окружали его и беседовали с ним. Также днем он часто принимал здесь массаж. А иногда он даже заходил в этот фотан по маленькой ступеньке, и принимал омовение в фонтане.

Шрила Прабхупада поднимался в свою спальню и сидел за своим столом. Мы приносили ему молоко и ужин в 9 часов. Только его слуги, его секретари и Вишвамбхар Даял, Бхагаджи, могли подниматься сюда к Прабхупаде. Бхагаджи каждый вечер приходил и лично общался с Прабхупадой, и массировал его стопы, когда Прабхупада ложился спать на задней веранде.

Мы надеемся, что вам понравилась экскурсия по дому Шрилы Прабхупады. Пожалуйста, приезжайте сюда, чтобы получить даршан, и чтобы получить вдохновение. Просто гуляя по комнатам Прабхупады вы сможете почувствовать его присутствие. Прабхупада вечно находится здесь, он называл Вриндаван своим домом. Это его дом. Все его деяния до сих пор здесь продолжаются. Мы можем почувствовать присутствие Прабхупады. Когда вы узнаете, чем Прабхупада занимался в каждой из своих комнат, как преданные служили ему здесь, как множество преданных приходило сюда, чтобы предложить свои подношения Прабхупаде, чтобы провести последние дни со Шрилой Прабхупадой, эти комнаты оживают, наполняясь любовью к Шриле Прабхупаде. Если вы приедете сюда, вы почувствуете любовь и привязанность, которую Прабхупада имел к своим преданным, а преданные имеют здесь к Прабхупаде. Харе Кришна.

30-02 Хари даса. ИСККОН Бомбей. Джуху Бич

Здесь начинается Харе Кришна Ленд ИСККОН. Это башня гостиницы. Башня А — это комнаты Прабхупады, а башня Б — это гостиница. Мы входим в комнаты Прабхупады. Это непосредственно прихожая, это стол секретаря, Тамал Кришны Махараджа, а это его комната.

Мы входим на кухню Прабхупады. Это место было кухней Прабхупады. У нас сохранились все старые принадлежности Прабхупады. Например, это старая плита, а это кастрюля, которую Прабхупада возил с собой, можно видеть ее на фотографии. Прабхупада лично готовил в этой кастрюле. В ней можно было одновременно готовить рис, дал, садбжи и что-то еще — 4 блюда в одной кастрюле. И Прабхупада это делал. Это Божества Радха Кришна, которым мы предлагаем бхогу с кухни Прабхупады. Это фотография Пишимы, сестры Прабхупады, в Бомбее.

Теперь мы заходим в дневной офис Прабхупады. Прабхупада обычно сидел тут и обсуждал со своим личным секретарем офисные дела.

Это старая Вьяса-асана. На ней стоит одна из последних фотографий Прабхупады, сидящего на этой Вьяса-асане в храме в Бомбее Джуху. Это одна из последний фотографий Прабхупады в Бомбее.

Теперь мы заходим в главный зал Прабхупады в новом здании. Это стол за которым он обедал. А это самая последняя фотография Прабхупады, сидящего на Вьяса-асана в Джуху.

За этим столом он занимался переводами, а это старый диктофон, которым он пользовался для переводов.

Теперь мы заходим в другой зал Прабхупады, в котором находятся личные вещи Прабхупады, такие как его четки, сандаловый нож для вскрытия писем, коробочка для зубной пасты и изображение Радхи Кришны. Это одно из первых изданий «Шримад Бхагаватам», которое Прабхупада привез в Бомбей, и оставил его для нас. Это его тапочки. Это книга на санскрите, которую он использовал для переводов. Там написано «Бхагавад-гита».

30-03 Г-н П. Л. Сетхи. Конструктор храма ИСККОН в Джуху-Бич, Бомбей

Должна была начаться работа по строительству храма. Это морской берег, и поэтому каждое здание здесь стоит на сваях, уходящих на 35 футов под землю. Я сказал Гуруджи:

— Нам надо использовать сваи на этой местности, чтобы строить храм.

Но Гуруджи неожиданно сказал:

— На нашей земле не нужны сваи.

После этого мы позвали специалистов по почве, которые проверили эту землю. И даже они сказали, что сваи здесь обязательны. Затем мы позвонили другому инженеру. Он тоже сказал, что сваи необходимы. Он тоже обсуждал это с Гуруджи. Но Гуруджи сказал:

— Нет, на нашей земле сваи не нужны.

Гуруджи сказал:

— Вы можете проверить землю с помощью бурильной машины.

Я позвал одного специалиста по бурению, и после того, как бурильная машина зашла на 5 футов, он не смог ее вытащить. Тогда Гуруджи сказал:

— Копайте землю.

Мы начали копать землю, и увидели что песок и камень расплавились и превратились в очень твердый камень. Тогда я позвал инженера по почве, и он сказал:

— Вы можете строить здесь 8-этажное здание. Ничего не бойтесь. Никакой опасности нет.

Когда я получал даршан Радхи-Расабихари, Мадхудвиша сказал мне:

— Прабхупада только вернулся из Америки. Поэтому вы можете получить его даршан.

Он отвел меня к Прабхупаде, и я получил даршан Прабхупады. Прабхупада спросил меня:

— Как ты работаешь?

Я сказал:

— Да, Прабху, я просыпаюсь рано утром, выпиваю чашку чая, затем омываюсь, и начинаю заниматься своим бизнесом.

Тогда Прабхупададжи неожиданно сказал:

— Тогда в чем отличие между тобой и свиньей? Он тоже ест. У него тоже есть дети, как у тебя. Почему ты не воспеваешь маха-мантру, или имена Кришны?

Я сказал:

— Прабхупада, мне не хватает сат-санги, чтобы развить привычку к этому.

Тогда Прабхупададжи сразу же позвал Мадхудвишу, и спросил меня:

— Где ты живешь?

Я сказал, что живу в Горегаоне. Поэтому Прабхупададжи поручил Мадхудвише:

— Каждое воскресенье после мангала-арати вместе с преданными отправляйтесь домой к Сетхи и проводите там нагар-санкиртану. Он должен получать ваше общение, и тогда он станет преданным.

Итак, в течение одного года все преданные приезжали ко мне домой каждое воскресенье, и мы совершали там нагар-санкиртану по 10-15 милей, а затем возвращались ко мне домой, и они принимали там пир. После этого они возвращались обратно. Так я присоединился к ИСККОН.

30-04 Дайвишакти даси

Я всегда старалась, потому что Пишима учила меня этому, держаться тихо и на расстоянии от Шрилы Прабхупады, чтобы его не тревожить, потому что мы очень много времени находились в прямом контакте со Шрилой Прабхупадой в его доме, убираясь, готовя на кухне, и принося ему разные вещи, собирая его лекарства. Я училась тому, чтобы не тревожить Прабхупаду никоим образом. Но я видела, что другие преданные могли действовать очень открыто с Прабхупадой, они постоянно задавали ему вопросы, и пытались шутить с ним. Поэтому я начала думать: «Эти преданные гораздо более продвинуты, чем я, потому что у них более близкие отношения с Прабхупадой. А я такая глупая, не задаю Прабхупаде никаких вопросов, а просто выполняю свое служение, и стараюсь не говорить с Прабхупадой. Может мне более по-дружески вести себя со Шрилой Прабхупадой?» Одним вечером я решила попробовать. Я принесла Прабхупаде немного сладостей, и он сразу же заметил изменения в моей личности, и тотчас же присек меня. Я понимала, что поступила неправильно, и Прабхупада также дал мне знать о том, что я не должна менять своего духа служения. Поэтому следующим вечером Прабхупада сидел в своей комнате с Бхагаджи и другой духовной сестрой. Прабхупада начал с ними говорить. Он говорил им, что ему нравится мое служение, потому что я всегда веду себя очень тихо и усердно тружусь. Бхагаджи сразу же после беседы с Прабхупадой пришел на кухню, и пересказал мне то, что говорил ему Прабхупада, не зная о том, как я пыталась вести себя предыдущим вечером. Так через Бхагаджи Прабхупада давал мне понять, что он больше ценил то, когда я вела себя тихо и тяжело трудилась, выполняя свое служение, а не то, когда я слишком искусственно приближалась к нему.

30-05 Хари даса

Был 1975 год. Он сказал мне:

— Теперь ты многому научился. Ты можешь отправиться по всему миру и проповедовать.

Я сказал:

— Да, я поеду.

Затем я попытался сделать свой парпорт. И в паспорте нужно было указать имя отца, но я не знал имя своего отца, и не стал беспокоиться. Через месяц Прабхупада спросил меня:

— Ты все еще здесь. Ты должен поехать проповедовать.

Я сказал:

— Я не могу получить свой паспорт.

Он спросил:

— Почему ты не можешь получить паспорт?

Я сказал:

— Им нужно имя моего отца.

Он сказал:

— Принеси эту форму.

Я сходил к секретарю и забрал у нее форму. Он сказал:

— Впиши здесь мое имя «А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада» в качестве своего отца.

Он подписал, поставил печать и сказал:

— Иди и получи свой паспорт.

Я пошел к господину Сетхи, и он сделал мне парспорт за два дня, а на третий день я уже летел путешествовать по свету. Затем Брахмананда или Бхагаван спросил его:

— Прабхупада, почему вы указали свое имя в качестве его отца?

Он сказал:

— Потому что в своем паспорте в качестве отца я указал имя моего Гуру. То же самое я сделал и для него.

Я принял это. И с тех пор во всех документах в качестве отца я указываю имя Прабхупады — в водительских правах, в паспорте, в документе о собственности и так далее.

30-06 Г-н П. Л. Сетхи

Я сидел тут, а Гуруджи сидел тут. И Гуруджи сказал:

— В Гите так много шлок. Почему же ты плачешь? Об этом не стоит беспокоиться. Душа просто меняет тела, как одежды. Это пустяки. Почему же ты плачешь? Ты не можешь умереть от этой болезни, потому что у тебя еще много работы по храму.

Я сказал:

— Доктор сказал, что если я уберу эти трубы с шеи и с груди, то я умру.

Гуруджи сказал:

— Убери эти трубы, и выкинь в окно. Посмотрим, как ты умрешь.

Я снял эти трубы, и выкинул в окно. И через два часа Гуруджи сказал:

— Ты не умер. Ты жив. Ты не можешь умереть от этой болезни. Вспомни, о чем ты обещал какое-то время назад Кришне. Вспомни это.

Через несколько минут я вспомнил, что когда я приехал в Бомбей из Пакистана, мне негде было жить, у меня не было денег, чтобы начать дело. Поэтому я пообещал Кришне: «Кришна, если Ты милостиво дашь мне один дом, и один лакх рупий, я всегда буду воспевать Твое имя». Я сказал Гуруджи:

— Я вспомнил, о чем обещал Кришне.

Гуруджи сказал:

— Он дал тебе столько домов, и столько лакхов рупий, а ты так и не начал воспевать имя Кришны. Поэтому Кришна дал тебе шлепок: «Пойди и построй это здание». Ты не можешь ходить в туалет? Поэтому возьми малу и повторяй джапу, и все будет хорошо.

30-07 Дайвишакти даси

Это было где-то в августе 1974 года после Джанмаштами. Прабхупада снова восстанавливался после болезни. Мы обычно готовили для Прабхупады, и после этого мы готовили что-то для его слуг и секретарей. Их было трое, и мы тогда готовили для них. По-моему там был Брахмананда Свами, Бхагаван, Шрутакирти, может еще кто-то. Мы приносили им прасад к парадной. А затем приходил слуга и оставлял их тарелки, а мы мыли их в саду, потому что в доме не было воды. Нам приходилось набирать воду в колодце у входа. Я все еще убиралась на кухне, а тарелки слуг оставили за пределами кухни, о чем я не знала. И в тот день преданные не доели весь прасадам, поэтому на их тарелках были остатки. По дороге в ванную комнату, Прабхупада зашел на кухню и увидел эти тарелки. Он позвал меня и спросил:

— Что это?

Я увидела тарелки. Обычно я сразу же брала и мыла их. Поэтому я сказала:

— Это моя оплошность, Прабхупада. Я должна была их помыть.

Он выглядел очень недовольным. Тотчас же он пошел через свой дом в переднюю комнату, где жили его секретари. А я, видя, что Прабхупада недоволен, схватила тарелки и стала обходить с другой стороны, чтобы показать Брахмананде, что Прабхупада увидел, и насколько он был этим недоволен. Одновременно Прабхупада зашел через одну дверь, а я зашла через другую с тарелками в руках. Прабхупада позвал меня и попросил показать тарелки с остатками прасада на них. Он объяснил им, что неважно кто вы, Джи-Би-Си или кто-то еще, если вы коснулись тарелки, все, что было на ней, вы должны доесть, потому что это прасадам. Вы не должны оставлять ни капли прасада на тарелке. Брахмананда в шутку сказал:

— Но Прабхупада, у меня уже была отрыжка. Я думал, что после отрыжки я уже не могу доедать его.

Так или иначе, Прабхупада подчеркивал этот момент. Он сказал:

— Вы можете отложить до того, как вы начали есть. И это не обязательно доедать. Но весь прасадам, который остается на тарелке после того, как вы приступили, вы должны доесть.

Об этом он говорил высшим членам нашего общества, Джи-Би-Си и личным секретарям. Они должны доедать свой прасадам. Он наставлял их, как отец.

30-08 Г-н П. Л. Сетхи

О комнатах Прабхупады. Однажды, когда Прабхупададжи немного приболел, Тамал Кришна стоял на входе и смотрел за тем, чтобы никто не заходил к Прабхупаде. Мы с женой пришли, чтобы получить даршан Гуруджи. Я сказал Тамал Кришне:

— Я хочу получить даршан Гуруджи.

Тамал Кришна сказал:

— Сейчас никому не разрешается приходить на даршан.

Но Прабхупададжи услышал мой голос из своей комнаты, и Прабхупададжи позвал:

— Тамал Кришна, Сетхи пришел?

Тамал Кришна ответил:

— Да.

Он сказал:

— Впусти его.

Я зашел, и Гуруджи сказал мне:

— Мистер Сетхи, посмотри все комнаты, и то, какой мебелью преданные все здесь украсили.

Я пошел и увидел кровать, ковры, кухню, ванную. Все было очень хорошо обставлено. Я вернулся и сказал:

— Очень хорошая мебель.

Тогда Гуруджи вдруг сказал:

— Вы оба пререезжайте сюда, и живите здесь. Я санньяси. Я не хочу все эти украшения. Я перееду в другую комнату.

Насколько добр Гуруджи. Как можно ожидать к себе такую крипу, милость? Ведь он такой возвышенный Гуру. Я никто, но он очень любил меня. Можно видеть, какой огромной милостью обладал Гуруджи.

30-09 Хари даса

Однажды Прабхупада сидел в своей комнате один. Обычно он был очень молчалив, но в тот раз он смеялся и говорил сам с собой. Он держал руку нал головой и смеялся. Я зашел в комнату и спросил:

— Прабхупада, почему вы смеетесь?

Прабхупада сказал:

— Я смеюсь потому, что вспомнил свою предыдущую жизнь.

Я спросил:

— Прабхупада, а какой была ваша предыдущая жизнь?

Он сказал:

— Я был врачом, и у меня был Гуру. И я не совершил ни одного греха. Однажды шел дождь, и я служил своему Гуру, омахивая его. Мой Гуру Махарадж увидел под дождем одну змею. И он попросил меня пойти и убить эту змею. Теперь я вспомнил, почему Гуру Махарадж попросил меня убить эту змею — чтобы я родился вновь в этой жизни, и мог бы спасти множество других змей, таких, как вы.

30-10 Г-н П. Л. Сетхи

Гуру, Прабхупада, был очень милостив. Я наблюдал то, как он любил всех. Он очень любил преданных. Я расскажу вам одну историю. Один христианский мальчик пришел в храм Харе Кришна Ленд. Там было дерево папайа. И он сорвал несколько папай с дерева, и когда собирался уходить, то преданные поймали его. Они привели этого мальчика к Гуруджи и сказали:

— Этот мальчик крадет наши папайи.

Гуруджи сказал:

— А что он сделает с этими папайами?

Преданные сказали:

— Он съест их.

Тогда Гуруджи сказал преданным:

— А если вы сорвете эти папайи, что вы с ними сделаете?

Они сказали:

— Тоже съедим их.

— Тогда в чем разница? Он съест папайи, и вы съедите их.

С этого дня родители этого христианского мальчика стали преданными. Он был человеком, который не делал различия между преданными и христианами. Он одинаково относился ко всем людям. «Он съест папайи, и вы съедите папайи, тогда в чем же разница?» Прабхупададжи сказал этому мальчику:

— Хочешь еще? Если хочешь еще, возьми больше.

Гуруджи всегда говорил: «Делайте больше прасада. Больше и больше прасада!» А в то время продукты привозили в Индию из России. Все зерно и рис импортировали из России. Но Гуруджи не беспокоился о высоких ценах. Идея Гуруджи была в том, чтобы как можно больше людей кормить прасадом. Если они будут есть прасадам, они станут воспевать Харе Кришна. Их ум очистится. Если они будут принимать Кришна-прасадам, их ум очистится, и они станут преданными. Это главное, чему Гуруджи хотел всех научить — не важно, белая у вас кожа или черная, хинду вы или мусульманин, или христианин — нет разницы. Единственная вещь объединяет всех нас — мы души, мы сыновья Кришны, и мы хотим вернуться к Кришне. И для этого надо просто воспевать Харе Кришна. Для этого не нужно никакого знания, не нужно быть профессором, не нужно быть духовным учителем, не нужно быть большим ученым, не нужно быть инженером. Надо просто воспевать маха-мантру, и так вы будете все больше и больше приближаться к Кришне.

30-11 Г-н П. Л. Сетхи

Г-жа Наир пришла сюда со своим юристом, и села в холе. А Гуруджи сидел наверху. Г-жа Наир попросила юриста:

— Посидите, пожалуйста, здесь. А я сначала обсужу все обвинения, которые мы вынесли против ИСККОН, и также те, которые ИСККОН вынес против меня. После этого я позову вас.

Г-жа Наир поднялась наверх. Она провела там всего навсего 5 минут. Она настолько была потрясена, что вернулась назад к юристу, и сказала: «Я предаюсь Гуруджи. Пожалуйста, можете идти. Я оплачу все ваши гонорары. Я оплачу все, а вы можете идти». В тот же день мы переехали жить в этот дом. После этого Гуруджи сказал:

— Санньяси не может жить в доме грихастх. Поэтому я уезжаю.

Гуруджи отправился в Чхатай йатх, где останавливался Махатма Ганди, и который построила Сумати Морарджи. Там не было убрано, поэтому преданные убрались, и Гуруджи остановился там. Где-то в 12 часов ночи двое или трое преданных приехали на джипе и сказали:

— Г-жа Наир приехала к Гуруджи, и зовет вас.

Я поехал туда. Г-жа Наир сидела снаружи Чхатай йатха и плакала. Я зашел, и она сказала:

— Попросите, пожалуйста, Гуруджи, чтобы он простил мне все беспокойства, которые я принесла ИСККОН, преданным и всем людям.

Я пошел к Гуруджи. Гуруджи сказал:

— Если человек утром забыл дорогу домой, но вечером вернулся, можно считать, что он не забыл дорогу, потому что в конце концов он вернулся домой.

Затем я пошел к г-же Наир и сказал:

— Гуруджи прощает вам все.

Г-жа Наир была вместе с регистратором, который оформлял документы. Она заплатила все налоги, и пригласила регистратора. Гуруджи тоже встал с асаны, и спустился в зал. Г-жа Наир взяла все документы на Харе Кришна Ленд, и положила их к стопам Гуруджи. Она сказала:

— Пожалуйста, простите меня.

Тогда Гуруджи сказал:

— С сегодняшнего для у вас больше не будет беспокойств.

Потому что до этого ей постоянно являлась во сне душа ее мужа, и она всю ночь не могла заснуть. Но после этого у нее все стало хорошо.

30-12 Дайвишакти даси

Как только построили дом Прабхупады, и мы начали пользоваться его кухней, не было никаких окон и дверей, а были просто куски дерева, которые закрывали дыры. Поэтому по ночам приходили животные, и нам приходилось все очень тщательно прикрывать. Но даже несмотря на это они получали свое. Одним вечером Прабхупада передал несколько качори, которые он хотел сохранить до следующего дня, и через 24 часа попробовать, чтобы понять, сохраняются ли они. В то время шло обучение ресторанных поваров, и он хотел посмотреть, можно ли хранить эти качори, чтобы потом их продавать. Нава Йогендра принес качори, а я была занята, готовя ужин для Прабхупады. Он сказал:

— Прабхупада хочет, чтобы ты сохранила их, и покормила его ими завтра вечером.

Я сказала:

— Положи их на полку.

И тотчас же забыла о них. Следующим вечером ровно в 8:30 я вспомнила: «О, качори. Они же остались на полке». Я пошла за этими качори, и конечно же там остались только крошки. В то же время пришел Нава Йогендра и сказал:

— Прабхупада хочет попробовать качори.

Я сказала:

— Прабху, похоже их съела кошка. Их здесь нет.

Он испугался, побежал наверх, и рассказал об этом Прабхупаде. Затем он спустился вниз с красным лицом, и сказал:

— Прабхупада сказал, что если кто-то говорит, что их съела кошка, то он сам их и съел.

Я знала, что не ела качори, но Прабхупада сказал, что я их съела. Я оказалась в затруднительном положении, потому что мой духовный учитель, Шрила Прабхупада, обвинял меня в том, чего я точно не делала. Это было настоящее испытание моей духовной жизни. Я знала, что не делала этого, но Прабхупада сказал, что я это сделала. После многих лет санкиртаны я понимала, что надо просто продолжать, и нельзя бросать свое служение, даже если встречаешься с препятствиями. Прабхупада сказал, что я взяла эти качори и съела. Можно считать, что я их съела, потому что он хотел съесть их, но их здесь нет, и это моя ошибка. Я подумала, что суть в том, что Прабхупада хочет качори. Итак, у меня было 20 минут. Было без двадцати девять. И я вспомнила, что когда я пробегала мимо ресторана, они там мололи урад-дал. Я быстро побежала в ресторан, взяла урад-дал, приготовила несколько качори, и ровно в 9 часов я принесла Прабхупаде эти качори вместе с молоком. Он съел подряд пять качори, и сказал:

— Эти качори лучше, чем предыдущие, и я хочу, чтобы ты каждый вечер мне их готовила.

Это было большое испытание моего сознания Кришны. Даже если есть какие-то препятствия, особенно в личном служении Прабхупаде, когда вы очень близки к нему, надо просто продолжать служение, и Прабхупада всегда тем или иным образом даст вам исправить ваши ошибки.

30-13 Г-н П. Л. Сетхи

Однажды я ремонтировал один из этажей в старом здании, потому что преданным негде было жить. Они тогда жили в Чхатай йатхе. Итак, я ремонтировал один из этажей в старом здании. Но один раз было очень жарко, и вся моя одежда была в песке и в цементе. На мне была очень грязная одежда. Поэтому я подумал, что лучше мне не появляться перед Гуруджи в таком виде. Но затем в моем уме возникла мысль: «Почему ты не хочешь идти к Гуруджи? Отправляйсь к Гуруджи. В чем проблема? Ты просто работал, и естественно, что на твоей одежде цемент и песок». Я отправился к Гуруджи. Там также сидел Гирирадж Свами. И Гуруджи сказал:

— Мистер Сетхи, ты строишь дома для моих преданных. А твой дом строится на Кришналоке.

Я сказал:

— Я греховный человек, Прабхупада. Как я могу попасть на Кришналоку?

Тогда Гуруджи сказал:

— Я позабочусь об этом. Это не твоя обязанность. Я позабочусь о том, чтобы ты попал на Кришналоку.

Посмотрите, какая у него любовь к преданным. Если кто-то служит преданным, то Гуруджи настолько милостив к такой личности, что дает этому человеку Кришналоку. У него такая любовь к преданным, что даже тому, кто служит преданным, он может дать Кришналоку. Посмотрите, какое величие! Какова милость Гуруджи! «Даже тот человек, который служит моим преданным, попадает на Кришналоку». Какое величие! Какая философия!

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)