Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 66
66-01 Кишор дас
Я жил в храме всего несколько месяцев, наслаждаясь собой. У меня все еще были привязанности за пределами храма – у меня был маленький новорожденный ребенок. Но Сознание Кришны повлияло на меня достаточно сильно. Моя супруга не была готова жить в храмовых условиях. Она вообще не была готова к Сознанию Кришны. Но мы этот вопрос решили мирным путем. Итак, я находился там, и мне только исполнилось двадцать лет. К этому времени я прожил в храме несколько месяцев. И вот в конце концов к нам ехал Шрила Прабхупада, лидер всего этого, тот, кто стоял за всем тем, что заставило меня оставить позади всю мою прошлую жизнь поиска наслаждений, переехать в Лондон и полностью все поменять ради высшей цели. Он ехал к нам, и я был воодушевлен этим, и все были воодушевлены: «Прабхупада едет! Прабхупада едет!» Все бегали. Итак, мы стояли у двери и ждали приезда Прабхупады. Он приехал на машине, вышел из нее и направился прямо в храм. Первое, что поразило меня, это то, что он был гораздо меньше, чем я ожидал. И не столько своим ростом. Я знал, что этот человек сделал очень многое, и поэтому я ожидал огромного война. Но он был маленьким, и он улыбался, и я никогда в жизни не видел подобной улыбки. У него были белоснежные зубы и огромная улыбка до ушей. Когда он открыл свой рот, его зубы засияли словно солнце. Было такое ощущение, что солнце светило из его уст. Он посмотрел на всех нас чистой любовью. Ему нравилось быть с нами. Он пронесся мимо нас вместе со своими слугами и остальной свитой в храмовую комнату, а мы последовали за ним. Он принес свои поклоны Радхе-Лондон-Ишваре, дошел до другого конца храма, поднялся на свою вьясасану, которая находилась довольно высоко. И с таким видом, как будто бы делал это уже не первый раз, он взметнулся на вьясасану, сел и посмотрел на всех нас, явно испытывая счастье от пребывания в нашей компании. Его первые слова были такими: «Я очень счастлив снова быть здесь с вами в Лондоне». И он закрыл глаза. Затем он снова открыл их и сказал: «На самом деле мы не в Лондоне, мы на Вайкунтхе. Там, где воспевается Святое имя Кришны, там Вайкунтха». Я почувствовал, что улетел в облака после этого утверждения. Я почувствовал себя в безопасности. Я почувствовал, что сделал правильный выбор.
66-02 Джаяшри даси
Я жила на Гавайях и была хиппи, но я искала Бога. И Кришна познакомил меня с мамой Манибандхи. Я жила у нее. Я увидела пригласительный плакат с адресом на витрине пекарни и попросила своего друга отвести меня туда. В тот момент Прабхупада был там один. Он открыл нам дверь и пригласил пройти наверх. Это было в 1969 году. Мы поднялись. Прабхупада сидел за столиком, который представлял собой фанеру, лежащую на кирпичах. Он стал рассказывать о Боге. Он был просто совершенной личностью. Он естественным образом излучал сияние. В своих манерах он был настолько мягким и настолько дружелюбным и настолько теплым и настолько добрым, что вы просто влюблялись в него. И он был таким знатоком, что ответил на все мои вопросы, которые я копила в течение многих лет. При этом я даже не спросила у него ничего. Я ощущала, что он видит мой ум и мое сердце, и в течение беседы отвечает на все вопросы.
66-03 Махадьюти Свами
Впервые я встретил Прабхупаду в Гонолулу в 1972 году, когда Прабхупада приехал посетить храм. Я не очень хорошо все помню, я был совсем новичком в ИСККОН и пребывал где-то в прострации. Но я помню несколько моментов, и в особенности один. Когда Прабхупада сел, чтобы петь Джая Радха Мадхава, я был просто поражен тем, насколько это было духовно могущественно. Я просто почувствовал, что прямо сейчас взлетаю и отправляюсь в духовный мир. До этого момента я не понимал, кем был Прабхупада. Я знал о нем из его книг и от его учеников. Я знал мантру. Но у меня не было никакой концепции того, что Прабхупада является личностью. И вот он предстал передо мной как личность. Это было фантастически.
66-04 Браджендранандана дас
Я был студентом колледжа при Темпльском Университете. В 1967 году Прабхупада приехал посетить мой колледж. С ним было несколько преданных. В те дни они обычно танцевали в круге и пели Харе Кришна. А Прабхупада давал речь. Я находился в таком бессознательном состоянии, что не помню практически ничего, что он говорил. Но я помню, что он сказал: «Никакого незаконного секса, никаких азартных игр, никаких одурманивающих веществ и никакого мясоедения». Я подумал: «Это был 1967 год. А этот человек проповедует отказ от одурманивающих веществ, от незаконного секса прямо на территории университета. Должно быть он неподкупен. Должно быть он не ищет просто денег или последователей, но по-настоящему представляет что-то истинное, потому что он шел против течения материального мира и против того, чем занимались молодые студенты». Поэтому несмотря на то, что у меня не было интенсивного опыта общения с Прабхупадой, я всегда носил в себе это чувство уважения, которое у меня возникло при первой встрече.
66-05 Шри Кама даси
Когда я впервые увидела Прабхупаду, я не была еще преданной, хотя я уже пробовала воспевать Харе Кришна и соприкасалась со Святым именем. Я жила во Франции, но поехала в храм в Швейцарии в Женеве, потому что везде висели плакаты: «Шрила Прабхупада приезжает в храм». На самом деле это был просто дом. Я пошла туда с другом. Он сказал: «Пойдем увидимся с духовным учителем». Мы сразу пошли на задний дворик, который был достаточно маленьким. Там было совсем немного преданных. А Прабхупада проводил огненную церемонию в этом саду. Не будучи преданной, я неуверенно зашла, а он просто посмотрел на меня. Он посмотрел мне прямо в глаза. А я уже в течение многих лет искала гуру среди многих вариантов. Он посмотрел на меня, пронзая все мои материальные оболочки, добравшись до меня самой, до души. Этот опыт был с одной стороны опустошающим для моего эго. Я очень стыдилась, потому что увидела все эти оболочки материальной энергии. Я хотела, чтобы в земле открылась дыра, в которой бы я исчезла. И в то же самое время я чувствовала полный восторг. Я не могу этого объяснить. Но я поняла, что это мой духовный учитель, которого я искала. Это был первый раз, когда я увидела Прабхупаду.
66-06 Браджендранандана дас
В следующий раз я увидел Прабхупаду после шести месяцев служения в храме. Поэтому я в каком-то смысле уже немного очистился. Все говорили: «Прабхупада то… Прабхупада это…» Я беспокоился о том, что я почувствую, когда увижу Прабхупаду. Почувствую ли я что-то? В то время в Бруклине в Нью-Йорке у нас было два здания: одно из них было храмом, а другое квартирой Прабхупады. До нас донесся крик: «Прабхупада приезжает!» Мы все сбежали вниз, успев как раз забить последний гвоздь. Прабхупада вышел из машины. Я ничего подобного в своей жизни не видел. Он как будто бы плыл. Я помню, как он повернулся к нам со сложенными руками. И в его взгляде было смирение, любовь и сострадание, каких я никогда в своей жизни не видел. Я просто начал рыдать прямо на улице. И я понял: «Эта личность меня не обманет». И он не обманул.
66-07 Кишор дас
Это был день моей инициации. У меня есть две истории об инициации. Во время первой инициации я получил от Шрилы Прабхупады свое имя. И это, на сколько я помню, случилось спустя пять или шесть недель после того, как я присоединился к храму. Спустя пять или шесть недель я сидел перед Шрилой Прабхупадой и получал инициацию. Поначалу я колебался. Но у меня был друг, старший преданный, один из первых английских преданных, которого звали Кулашекхара. Кулашекхара заботился обо мне. Мы были близкими друзьями. Он очень любил меня. И он всегда вдохновлял меня в моем служении. Итак, должна была состояться церемония инициации. Он сказал:
– Пэт, ты должен получить инициацию. Тебе может больше не предоставится такая возможность.
Я сказал:
– Но я живу здесь не многим больше месяца. Я пока не знаю, я не уверен.
Он сказал:
– Ты должен воспользоваться этой возможностью. Такого может больше не случиться.
Так или иначе, он вдохновил меня получить инициацию. Итак, спустя пять или шесть недель пребывания в храме я сидел перед Шрилой Прабхупадой и надеялся, что Прабхупада не даст мне никакое сложное имя, которое я не смогу запомнить. Уже было несколько таких случаев. Поэтому я надеялся на какое-то простое имя. Я вспомнил своего духовного брата Ранчора. Мне нравилось это имя – оно было простым, состояло всего из двух слогов – Ран-Чор. Оно звучало приятно и его можно было легко запомнить. Это все, что я помню. Я просто надеялся, что смогу запомнить имя, которое Прабхупада даст мне. Итак, наступила моя очередь. Передо мной инициацию получила девушка, которой Прабхупада дал имя Кишори. Она отошла со своими четками и наступила моя очередь. Я молился о том, что смогу вспомнить четыре регулирующих принципа, потому что я знал, что Прабхупада спросит меня о четырех регулирующих принципах. К счастью, каким-то образом я, запинаясь, произнес четыре регулирующих принципа. Затем он дал мне четки и сказал:
– А твое имя Кишор.
Он дал мне мои четки, посмотрел мне в глаза и сказал:
– Ты знаешь, что значит Кишор?
Я сказал:
– Нет.
Он посмотрел на меня и сказал:
– Кишор указывает на Кришну в подростковом возрасте, когда он ухаживал за гопи. Но ты не Кишор. Ты Кишор дас!
И я пошел с улыбкой на лице, сжимая свои четки, с именем, которое я мог запомнить. Прабхупада даже объяснил, что оно значило. Я чувствовал огромное счастье и облегчение от того, что все это закончилось и что я вспомнил четыре регулирующих принципа. Теперь я был на корабле. История получения второй инициации состоялась примерно через год. Мы снова были на Бери Плейс, и Прабхупада снова давал теперь уже вторую инициацию нескольким преданным, и меня также включили в эту группу. Мы ожидали, что инициация состоится во второй половине дня. Поэтому я занимался каким-то служением. Я бегал по храму, совсем не готовясь к посвящению. Но по какой-то причине расписание Прабхупады изменилось. Ему нужно было уезжать на какую-то проповедь к пожизненным членам. Поэтому инициацию передвинули на начало дня. Кто-то прибежал и стал звать меня:
– Кишор, Кишор, пора, пора! Твоя очередь, тебе пора идти получать инициацию.
Но я сказал:
– Но еще не готов. Я не готовился.
По-моему я быстро принял душ или же просто вымыл лицо. Мне кажется, что у меня даже не было времени, чтобы принять душ. Я сделал то, что мог – одел чистое дхоти и побежал вверх по лестнице. Практически сразу же меня провели в комнату Прабхупады наверху. Я успел быстро поставить тилаку. В комнате царила полутьма. Слуга Прабхупады делал ему массаж. По-моему это был Аравинда, не Шрутакирти. Но я не помню точно. Прабхупада сидел в своей гамчхе. Его тело излучало сияние. На нем было масло, и он сиял. Когда меня ввели в комнату, Прабхупада сидел в другой стороне комнаты. Как только я вошел, Прабхупада сразу же посмотрел в моем направлении и сказал:
– Ты омывался сегодня?
Я едва только вошел в комнату. Я сказал:
– Да, Прабхупада.
Я не хотел рассказывать всех подробностей. Я просто сказал:
– Да, Прабхупада.
Он посмотрел на меня и сказал:
– Запах исходит.
Я подумал: «Я все испортил. Мне придется прийти в другой раз. Прабхупада сейчас вышвырнет меня». Он сказал: «Исходит запах». А он сидел в другом конце комнаты. Он посмотрел на меня и сказал:
– Подойди.
Я сел. А он мягко сказал:
– Брахман значит чистый. Брахман должен омываться три раза в день.
Затем, вместо того, чтобы отправить меня, он сказал: «Подойди». И затем он дал мне брахманическую инициацию. Я был поражен. Как он смог это почувствовать? Я же только вошел. Это был урок для меня – если я хочу быть брахманом, я должен быть чистым.
66-08 Джаяшри даси
Мы пошли на первую Харинаму на Гавайях. Преданные посадили меня в старый красный грузовик. Прабхупада сидел спереди с Говиндой даси и Гаурасундарой, а я сидела сзади. Я познакомилась с ним всего за пару дней до этого. Я запрыгнула назад и попыталась общаться с разными преданными, которые сидели там. Это были мужчины. И никто не стал говорить со мной. Когда мы приехали, я выпрыгнула сзади и я хотела идти вместе с Прабхупадой, потому что он был очень добр, и он мне очень нравился. Я пошла гулять рядом с ним. На мне была мини-юбка. А у Прабхупады был его зонтик. Он сделал несколько шагов, поставил на землю свой зонтик, посмотрел на меня и сказал:
– Разве ты не знаешь, что ты женщина?
Тогда я очень засмущалась из-за своей мини-юбки. На самом деле я не была этим никак обижена. Он был очень удивительным. Я просто училась у него. Все, о чем он говорил мне, содержало огромное количество знания, которого я искала. И он мог исправить мои взгляды на жизнь. И я была очень счастлива этому. Но он был очень сладким. Он был как ваш лучший друг, которого вы искали. Но также можно было понять, что он был представителем Бога. Было совершенно очевидно, кем он являлся.
66-09 Махадьюти Свами
Самое первое, что я прочитал в одной из книг Прабхупады, это строчка: «Этот мир – это мир рождения, смерти, болезней и старости». И моей мгновенной реакцией было то, что наконец-то кто-то говорит мне истину. Я экспериментировал со множеством вещей – материализм, ЛСД, буддизм, христианство – со множеством вещей. Но этого еще никто не говорил. Да, еще я экспериментировал с имперсонализмом. Но никто не говорил этого. И я подумал: «Вот это да! Наконец-то реальность! Это тяжелая истина». Это меня по-настоящему убедило. И затем я случайно попал на киртан, по окончании которого я получил ясную реализация того, что душа отличается от тела. До этого у меня нигде не было такого опыта, этой реализации, этого ощущения. Я был заинтригован, если не больше. Но я все еще оставался скептиком. Я подумал: «Если эта мантра по-настоящему является тем, чем она кажется, значит за этим должна стоять развернутая философия». Поэтому я захотел изучить философию. Но в те дни было не так много книг. Это был 1971 год. Кроме того я отдал все деньги преданным, а у них не осталось денег, чтобы можно было купить какие-то книги. Здесь вовлечено много факторов. Но если сказать в кратце, я позвонил президенту храма. Я еще не был никогда в храме. Я встречался с преданными в других ситуациях, но никогда еще не был в храме. Я спросил, могу ли я прийти в храм, чтобы посмотреть, что это такое. Он уже встречался со мной до этого. И он сказал: «Конечно». Я решил остаться там на пару недель, чтобы посмотреть на все. В первый день они вывели меня на Харинаму воспевать Харе Кришна на улице. Это было на Вайкики, очень деградированном месте, где совершались все виды грехов. Но я был совершенно поражен. Мы воспевали сидя. И мне показалось, что вокруг преданных был трансцендентный пузырь, который защищал их от всего, что было вокруг. Они пели так прекрасно. И я видел, как люди останавливались. И было видно, что они останавливались не из любопытства. Видно было, что они останавливались невольно, как будто бы замирали. Целыми семьями. И тогда я вспомнил, как один преданный говорил мне, что эта звуковая вибрация проникает прямо в душу. Ей не нужно проходить ни через какие интеллектуальные или умственные слои. Она проникает прямо в душу. Тогда я подумал: «Вот это да! Я вижу, как это происходит!» И также мне говорили, что это высшая благотворительная деятельность. А я в течение какого-то времени хотел делать какое-то благо для человечества, но я не знал, что делать. Я пробовал различные вещи, но они меня не удовлетворяли. Но когда я услышал про высшую благотворительность, то подумал: «Да, я этого хочу!» Я рассуждал так: «Хорошо, эта мантра проникает в их сердца, в их душу. К тому же несколько преданных распространяли журналы «Обратно у Богу», так, что люди, которые заинтересовываются, получают знание, философию». И я подумал: «Да, это оно! Это высшая благотворительная деятельность». В тот момент я решил, что именно так я хочу провести остаток своей жизни. И когда мы вернулись в храм в десять часов вечера, пара брахмачари брили себе головы, и они спросили меня, хочу ли я тоже побрить голову. Я подумал: «У меня уже есть тилака, у меня есть дхоти, и я уже решил, как я хочу провести остаток своей жизни». Тогда я сказал: «Хорошо». И меня впервые побрили.
66-10 Кишор дас
Шрила Прабхупада только установил Радху-Гокулананду в Бхактиведанта Мэноре. Это было в августе 1973 года. Он только установил Божеств. А на следующий день была его Вьяса-пуджа – день его явления. Прабхупада прочитал лекцию с вьясасаны и настало время для вопросов. Храмовая комната была набита людьми. Это было радостное событие. Мы ждали этого момента в течение нескольких лет. Так как храм на Бери Плейс в Лондоне был всегда переполнен, мы искали новое место, и благодаря помощи Джорджа Харрисона мы нашли этот прекрасный Мэнор. Прабхупада только установил Божества Радха-Гокулананда. На следующий день он сидел на вьясасане, и мы праздновали его явление, Вьяса-пуджу. Итак, настало время для вопросов и ответов. Я не помню всех деталей. Но преданный, сидевший рядом со мной, поднял руку и сказал:
– Шрила Прабхупада, возможно ли, чтобы чистый преданный когда-либо забыл Кришну?
Прабхупада посмотрел на Радху-Гокулананду, закрыл свои глаза на мгновение. Затем он снова открыл их, посмотрел на преданного, сидящего рядом со мной и сказал очень медленно:
– Каждый день я молюсь Кришне: «Пожалуйста, не позволь мне пасть».
Мое сердце практически выпрыгнуло из меня. Я подумал: «Вот мой учитель. Я не знаю по-настоящему ничего о его положении. Я все еще был молодым юношей, бегающим вокруг, совершая служение. И вот мой духовный учитель честно признается, что каждый день он молится Кришне: «Пожалуйста, не позволь мне пасть»». Тогда я подумал: «Это может случиться с каждым. Если это может случиться с Прабхупадой, тогда это точно может произойти со мной. Поэтому мне бы лучше подтянуть свои носки и стать серьезным».
66-11 Браджендранандана дас
Я прослужил в храме в течение шести месяцев. Я присоединился в декабре. А Прабхупада приехал летом, чтобы провести инициации. Огласили мое имя. Я ничего не знал. Обычно давали имя, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Я знал только то, что я хочу имя Баларам, потому что меня звали Боб. Так или иначе, Прабхупада у всех спрашивал о четырех регулирующих принципах, а затем давал четки. Женщина, которая подходила передо мной, не могла даже ничего произнести. Она плакала. А Прабхупада просто развел руками, дал ей четки и сказал ей ее имя. Затем пришла моя очередь. Я подошел и потянулся за четками, а Прабхупада потянул их обратно. Я подумал: «О, Боже. Должно быть он увидел, что что-то не так». Тогда кто-то шепнул мне на ухо: «Правая рука». Я сказал: «А, да!» и потянулся за четками правой рукой, а он дал мне их. И мое имя было не Баларама, а красивое имя Браджендранандана. Сейчас я понимаю, насколько я удачлив иметь такое имя, но тогда я ничего не знал. Так проходила моя инициация.
66-12 Шри Кама даси
Когда Прабхупада в другой раз приехал в Мэнор, моей дочери, Расалиле было полтора года. Прабхупада сидел на своей вьясасане. Преданные собрались вокруг него. Я не могла приблизиться к Прабхупаде по различным причинам. Я была женщина. Поэтому я отправляла свою дочь, как свою посланницу. Я давала ей желтую розу, потому что Прабхупада любил желтые розы. Она подбегала к Прабхупаде и давала ему розу. А он лучезарно улыбался ей. Он выглядел настолько очарованным, что я по-настоящему почувствовала, насколько он любил всех нас, но с детьми он вел себя совершенно восхитительно. Но также интересным было то, что в то время был один преданный, которого я знала очень хорошо и который был настоящим преданным-негодяем. Он совершал ужасные поступки. Он одевался как преданный. Он был преданным, но немного сумасшедшим, и он совершал поступки, который по-настоящему заставляли Прабхупаду сердиться. Его даже посадили в тюрьму за некоторые глупости, которые он совершил. Но по какой-то удивительной причине его выпустили из тюрьмы как раз на эти выходные дни, и он приехал в Мэнор для того, чтобы увидеться с Прабхупадой. Итак, он был там. А Прабхупада знает обо всем, что происходит. Он постоянно смотрел на этого преданного и улыбался, давая ему так много милости. Я подумала: «Вот это да!» Я увидела, что Шрила Прабхупада проявлял свое сострадание абсолютно ко всем. Он любил его так же, как и всех остальных. Я была совершенно поражена.
66-13 Кишор дас
Мы были в Бхактиведанта Мэноре в 1973 году. Я находился в комнате Прабхупады. Это была красивая большая комната для даршанов наверху. Она была набита людьми, и, насколько я помню, людьми разных религиозных конфессий. В то время Шьямасундара приглашал разных людей на встречу с Прабхупадой. Это была практически межконфессиональная встреча. Лидеры различных духовных конфессий приходили посмотреть, кто эта личность, кто этот Свами, лидер группы Харе Кришна. Итак, комната была набита преданными и всеми этими людьми. Прабхупада говорил, объясняя, что такое Сознание Кришны. А я по той или иной причине оказался стоящим прямо рядом с Прабхупадой. Возможно из-за то, что негде было сесть, я сместился на единственное оставшееся свободное место – за Прабхупадой. Двери медленно открылись и вошел маленький пятилетний мальчик, Премананда, который был моим приемным сыном. Незадолго до этого я женился и это был мой маленький приемный сын. И этот маленький Премананда был одет с головы до пят в одежды санньяси с маленькой дандой. Я подумал: «Что наделала его мама? О чем она вообще думает?» Прабхупада перестал говорить и посмотрел на него. На его лице образовалась улыбка до ушей и он сказал: «Махарадж!» Его глаза широко раскрылись. Он сказал: «Добро пожаловать! Проходи!» Маленький Премананда стал как-то перебираться через всех людей, сидящих в комнате. Он буквально перелезал через людей, чтобы пройти вперед и сесть перед Шрилой Прабхупадой, который сидел за своим столом. Прабхупада улыбался ему, как будто бы вернулся из путешествия его санньяси. Он сел перед Прабхупадой, а Прабхупада просто улыбнулся и обратился к нему:
– Махарадж! Как тебя зовут?
– Премананда.
— Премананда Махарадж! Возьми.
И он дал ему сладостей из корзинки со сладкими шариками, которая стояла на столе. Премананда взял одну конфету в рот. А Прабхупада просто наслаждался, наблюдая, как тот ест сладости, сидя в одеждах санньяси с дандой. По-моему он взял еще вторую сладость, а Прабхупада наслаждался, наблюдая за Преманандой. И затем он продолжил свое обращение к аудитории. Первое, что мне запомнилось из всего этого, это то, что когда Прабхупада увидел Премананду, весь его внешний образ поменялся. До этого он был серьезным и строгим, но когда в комнату вошел Премананда, Прабхупада практически превратился в ребенка, каким был Премананда. В этот момент было как будто два ребенка. Я буквально мог видеть эту перемену. Прабхупада преобразился в ребенка, а затем снова преобразился в духовного учителя и продолжил рассказывать своей аудитории о Сознании Кришны. Премананда просто сидел там до конца, но с ним уже разговор был окончен и он вернулся к серьезной проповеди Сознания Кришны. Это первая часть истории, потому что вторая часть этой истории случилась на следующее утро. Следующим утром внизу проходила утренняя программа, а Прабхупада пошел на утреннюю прогулку. Я находился внизу, следя за Преманандой, который на этот раз уже вел себя немного по-другому. Теперь он носился вокруг, играя со своими друзьями и используя свою данду как оружие. Он бил ей людей и бегал повсюду. Все дети веселились. Я обернулся и увидел Шрилу Прабхупаду, стоящего на углу и смотрящего на эту сцену. И он был совершенно не рад этому. Он был по-настоящему очень строгим. Я почувствовал это и мое сердце сжалось. Он сказал тихо человеку, который стоял рядом с ним:
– Кто отец?
Я подумал: «О, нет». Я подошел и сказал:
– Я отец, Шрила Прабхупада.
Я стоял прямо перед Шрилой Прабхупадой, а он смотрел мне прямо в глаза. Он был очень строгим и очень серьезным. Он сказал:
– Он не должен больше так одеваться. Санньяса – это очень серьезное дело.
И он ушел. На этом все закончилось. На этот раз он никак не шутил с Преманандой. А я подумал: «Какая же большая разница между предыдущим вечером и сегодняшним утром. Тот же самый мальчик, тот же самый духовный учитель. Но другое послание». Это было глубоко. Я понял, что эта личность непредсказуема. Я не мог себе представить, как изменится его настроение от одного мгновения до другого. До этого я никогда не видел и не встречал никого, кто мог бы так меняться, как хамелеон, в соответствии с обстоятельствами. У него было очень глубокое послание, и он хотел, чтобы я серьезно об этом задумался. Я не стремился становиться санньяси. Эта мысль даже не посещала мой ум. Но в то же самое время послание было таким: «Санньяса – это очень серьезное дело». Он сказал мне так. Но я понял, что Прабхупада был непредсказуем. Поэтому я очень любил его. Я никогда не знал, чего ожидать.
66-14 Махадьюти Свами
А начале семидесятых в ИСККОН было такое явление, как библиотечная группа. Эта была особая элитная команда, состоящая всего из нескольких преданных, сферой деятельности которых было ходить по профессорам и библиотекарям и пытаться продать постоянные заказы книг Прабхупады. Постоянный заказ означал, что они покупали все книги, которые Прабхупада уже издал плюс все книги, которые он издаст в будущем. А если мы не могли продать постоянные заказы, тогда мы продавали комплект «Чайтанья-чаритамриты», комплект «Бхагаватам», отдельные «Гиты» или что-то еще. Сатсварупа Махарадж очень милостиво пригласил меня присоединиться к этой группе на Ратха-ятре в 1974 году в Сан-Франциско, когда Шрила Прабхупада был там. Затем мы стали путешествовать по Соединенным Штатам. И в начале 1975 года мы оказались на юге Америки, где я встретил профессора истории. Мы посещали все школьные библиотеки и выбирали из каталога профессоров, которые по нашему мнению могли подойти нам. Эта женщина была профессором Юго-восточной Азии. Одним из наших стандартных утверждение было то, что культура Юго-восточной Азии в большей части берет начало из Индии. И это одна из вещей, о которых я сказал ей. Она сказала:
– Это не соответствует современному образу мысли.
Я сказал:
– Что вы имеете в виду, говоря, что это не соответствует современному образу мысли? Вы же профессор истории, так? Разве профессора истории не интересуют факты того, что происходило?
Она сказала:
– Нет. В каждый период времени есть определенный выдающийся профессор в определенной области, и его образу мышления следуют все остальные. Нас не интересуют факты.
Это по-настоящему засело в моей голове. Я был поражен. Не думаю, что она взяла книгу, я уже не помню этого, но может быть. Так или иначе, через несколько недель я был в Атланте вместе со всей остальной библиотечной группой. Это был февраль или март 1975 года. И Прабхупада был там. Там было несколько сотен преданных со всех Соединенных Штатов, особенно с востока. Конечно же Сатсварупа Махарадж обладал определенным влиянием, потому что он был Джи-би-си и санньяси, и он организовал нам возможность пойти на одну из утренних прогулок. На утреннюю прогулку могли пойти далеко не все. В основном это были члены Джи-би-си, санньяси, президенты храмов, люди, которые как-то выделялись. Но он договорился, чтобы один раз мы пошли на утреннюю прогулку. Я не помню, кто из членов библиотечной группы был на прогулке. Конечно же там был Сатсварупа Махарадж. Но я точно помню Ганашьяма Прабху, Махабуддхи Прабху и себя. По крайней мере мы втроем были там. Каким-то образом Ганашьям Прабху прямо с самого начала вступил в диалог с Прабхупадой. Даже в те ранние дни Ганашьям Прабху уже начал становиться видной личностью в ИСККОН. Хотя он еще не был важной персоной, но двигался в этом направлении. Так или иначе, все знали его. И он вступил в диалог со Шрилой Прабхупадой, а я слушал его и просто сгорал от зависти. Я думал: «Хорошо, Ганашьям Прабху величайший распространитель в нашей группе. Это я понимаю. Затем Махабуддхи Прабху тоже вставил пару фраз. Хорошо, он второй величайший распространитель книг. Я это понимаю. Но я также выхожу каждый день, чтобы распространять книги Прабхупады профессорам и библиотекарям, и я тоже хочу вступить в диалог с Прабхупадой». Моя зависть была настолько велика, что я даже не помню, о чем говорил Прабхупада. Я не помню ни темы, ни чего-либо еще. Я просто думал: «Я хочу вступить в этот диалог. Я хочу тоже участвовать». В какой-то момент Шрила Прабхупада сказал: «Мы просто должны предоставить им факты». И это утверждение прозвенело в моей голове, напомнив о случае с женщиной-историком, потому что она сказала, что их не волнуют факты. Даже не подумав, что я делаю, совершенно спонтанно я выпалил:
– Но Шрила Прабхупада, они говорят, что им нет дела до фактов.
Вы можете слышать в записях утренних прогулок трость Прабхупады: «Клик, клик, клик…» Но в данной ситуации внезапно раздался громкий: «Клик!» Прабхупада резко остановился, его глаза горели, он посмотрел прямо на меня и сказал:
– Тогда у нас нет дела до вас!
Я скорее всего подпрыгнул на один фут в воздух, потому что все вдруг засмеялись – Джи-би-си, санньяси и вся остальная тяжелая артиллерия. Я был по-настоящему незначительной личностью, никто не знал обо мне ничего. Все смеялись, а я думал: «Это не смешно. Мой духовный учитель сказал, что ему нет дела до меня». Мне потребовалось по крайней мере двадцать четыре часа, чтобы понять, что Прабхупада говорил не обо мне, а о профессорах. Так или иначе, из этого опыта я заключил, что может быть лучше просто позволить Ганашьяму Прабху вести диалог с Прабхупадой.
66-15 Джаяшри даси
Это история о том, как появилось пальто Шрилы Прабхупады. Говинда даси сказала, что Прабхупада не должен носить черное, и также у него не должно быть пуговиц. Поэтому она спросила меня, могу ли я сшить пальто для него. Я подумала: «Она хочет шерсть. А мы находились на Гавайях. Шафрановая шерсть и Гавайи – каковы шансы?» Я пошла в магазин Сирс в центре Ала Моана, и сразу как только я вошла в отдел тканей, то увидела на столе рулон шафрановой шерсти. Просто идеальный цвет. Я начала делать выкройку. Я достала выкройку свитера. В конце концов я сшила пальто. У Говинды даси была пальто Прабхупады, и он надел его, чтобы я смогла измерить все размеры для пальто, которое я шила. Но моей реализацией было то, что Кришна очень хорошо заботился о Шриле Прабхупаде. Его ученица хотела служить ему. И для него лучше всего было появляться на людях в шафрановом пальто, потому что он занимал положение санньяси. Все просто сошлось. Я не могла ничего найти для капюшона, но, гуляя по магазину, я нашла флисовое покрытие для унитаза горчичного цвета. На самом деле Прабхупада написал мне письмо, потому что я рассказала ему, что когда я хочу что-то, это вдруг появляется. Прабхупада написал мне: «Да, Кришна заботится о всех живых существах, но о своих преданных Он особенно заботится. Поэтому не удивляйся, когда Кришна тебя обеспечивает чем-то особенным».
66-16 Браджендранандана дас
Нас называли «преданные из фургона», потому что мы распространяли книги Прабхупады, переезжая из города в город и живя в фургоне. Каждый вечер мы слушали запись 1969 года, где Прабхупада поет в день ухода своего духовного учителя очень сердечно. Он поет молитвы своему духовному учителю и еще другие молитвы. Каждый вечер перед сном мы слушали его. Затем пришло письмо от Шрилы Прабхупады, в котором он обращался к лидерам санкиртаны. Прабхупада написал в письме: «Я всегда думаю об этих юношах в фургонах». Это преобразило весь наш опыт. Каждый вечер мы ложились спать, слушая и думая о Прабхупаде, зная, что он думал о нас. Даже в совершенно отдаленных местах Америки мы спали в нашем фургоне. Прабхупада обладал одним качеством – он был величественным. Иногда некоторые лидеры представляли это так, что он был тяжелым. Но на самом деле Шрутакирти, у которого вы конечно же уже брали интервью, сказал, что лично он чувствовал, что Прабхупада был самой добрейшей личностью из всех, кого он когда-либо встречал.
66-17 Кишор дас
Однажды мне посчастливилось попасть на утреннюю прогулку со Шрилой Прабхупадой в Риджентс Парке в Лондоне. Это было в 1971 или 72 году. Мы гуляли в Риджентс Парке в Лондоне. Я всегда держался позади во время утренних прогулок. Я шел сзади. Вокруг Прабхупады всегда были санньяси или мои старшие духовные братья. Поэтому я всегда был счастлив оставаться позади, чтобы меня не было видно, надеясь, что Прабхупада не заметит меня. Это то, что я чувствовал. Я хотел находиться как можно дальше. До того, как я присоединился, у меня был один плакат с Кришной. Это был мой любимый плакат, на котором Кришна играл на Своей флейте во Вриндаване. Там была изображена река Ямуна, небольшой водопад. А внизу была надпись «Мурли Манохар». Мне всегда было интересно, что это значит. Но ни один из преданных не мог мне ответить. И каким-то образом я оказался рядом с Прабхупадой. Я не знаю, как такое произошло, но я оказался там, и даже не задумываясь, я открыл свой рот и сказал:
– Шрила Прабхупада, одно из имен Кришны – это Мурли Манохар. Могли бы вы сказать нам, что оно значит?
Но тотчас же посмотрел на меня и широко улыбнулся. Он закрыл свои глаза, а затем снова открыл и сказал:
– Мурли значит флейта, а Манохар значит красивый. Поэтому когда Кришна берет Свою флейту, Он становится даже еще более прекрасным.
Он улыбнулся и продолжил свой путь. А я подумал: «О, ему понравился вопрос». Теперь я почувствовал еще большую связь с этим Движением. Кришна становится даже еще более прекрасным, когда берет Свою флейту.
66-18 Джаяшри даси
Одно из качеств преданного это чистота. И Прабхупада был сверхчистой личностью, и несомненно самой чистой личностью из всех, кого я когда-либо встречала. Когда он приехал на Гавайи после того, как мы переехали в новый храм на Коэльо-вэй, преданные сделали там прекрасную комнату для Шрилы Прабхупады, которая до сих пор там. И они попросили меня сделать подушки. Они дали мне очень темную синюю ткань. Я просидела с этим всю ночь и сделала подушки и боковые валики. Но на следующий день он отправил мне их назад. Он хотел белую ткань. Он сказал, что если они темные, то будет незаметно, когда они становятся грязными, а он хотел, чтобы их стирали как только они становятся хотя бы немного грязными. Также в Девасадхан Мандире в Детройте, когда мы только переехали в храм, приехал Прабхупада. Это был Особняк Фишера. К приезду Прабхупады преданные постелили красивые ковры и украсили комнату. Но на следующий день Прабхупада сказал, что он хочет, чтобы постелили белые ткани поверх ковров, потому что так можно увидеть грязь. Тогда можно снять ткани, постирать их и снова постелить. Это не фанатично, но чрезвычайно чисто. И это такой прекрасный пример для нас.
66-19 Махадьюти Свами
Однажды Прабхупада приехал в Гонолулу и читал там лекции. Я не особо помню, о чем он говорил. Но я помню, что на одной лекции был брахмачари, которого звали Ананда дас. Прабхупада сказал на лекции о том, что мы должны быть благодарны современным технологиям. И Ананда дас очень сильно и громко рассмеялся. А комната была достаточно маленькой. Прабхупада остановился и сказал:
– Нет, не смейтесь. Конечно же мы должны быть благодарны современным технологиям. Иначе как бы мы смогли распространить Сознание Кришны по всему миру?
Это произвело на меня большое впечатление.
66-20 Браджендранандана дас
Я сидел в его комнате, потому что я был в группе преданных, которые как раз собирались отправиться на выездную. Поэтому нам позволили прийти в комнату Прабхупады. Там я наблюдал несколько вещей. Во-первых, он смешивал какие-то лекарства. Все, что он делал, было совершенно чарующим. Нельзя было оторвать глаз, потому что все было совершенным. Каждое его движение было наполнено каким-то шакти. Он пришел из духовного мира, поэтому все, что он делал, было необычным. Даже если он переливал что-то в бутылку, это становилось для нас величайшим опытом. Я помню несколько тем, о которых он говорил в тот день в комнате. Один преданный спросил у него:
– Прабхупада, когда вы приедете в Чикаго?
Прабхупада как будто бы и не услышал вопроса, хотя он конечно же слышал его. Он сказал:
– Убеждены ли вы в острой необходимости Сознания Кришны в вашей жизни? Только тогда вы сможете проповедовать.
Так он сказал. «Убеждены ли вы в острой необходимости Сознания Кришны в вашей жизни? Только тогда вы сможете проповедовать». И в этом есть смысл, потому что если мы не понимаем острой необходимости, как мы сможем осознать эту острую необходимость для кого-то еще? Также кто-то спросил его о продаже записей. Он сказал:
– Не продавайте записи. Продавайте книги. Так или иначе, сделайте так, чтобы они взяли книгу и произнесли слово «Кришна».
И последнее, что я помню из беседы в комнате в тот день, это как кто-то задал ему вопрос, а он ответил, процитировав стих Рупы Госвами. Он сказал:
– Во-первых, сделайте их сознающими Кришну. Затем дайте им правила и предписания.
Позже я воспользовался этим наставлением, когда руководил гурукулой в 1990-х. У нас с детьми было такое настроение – им должно быть весело и они должны наслаждаться Сознанием Кришны, не вводя большого количества правил и предписаний. Иначе их это оттолкнет от Сознания Кришны. На самом деле это была очень успешная школа. Этот принцип мы применили там.
66-21 Кишор дас
Я сидел на лужайке с группой преданных. Это был 1973 год. Прабхупада провел в тот раз несколько месяцев в Мэноре. Это было лето, и он часто выходил на лужайку и сидел с преданными, повторял джапу и просто беседовал. Чаще всего в эти моменты я был занят своим служением или санкиртаной. Я не чувствовал, что хочу просто сидеть с Прабхупадой ради того, чтобы сидеть с Прабхупадой. У меня было чувство, что он не обязательно одобрит это. И я думал, что те, кто сидят с ним, более квалифицированы или имеют лучшую карму. Но однажды я сидел на лужайке с Прабхупадой. Это был выходной. Совсем недалеко от Мэнора есть летное поле, куда приезжают люди и запускают свои маленькие самолеты. Это их хобби. И эти маленькие самолеты издавали небольшой шум: «Бззз». Можно было слышать их. Итак, это был летний выходной день, поэтому там было много людей со своими маленькими самолетиками. Мы слышали Шрилу Прабхупаду. Но все эти маленькие самолетики отвлекали нас. Лично я и еще несколько преданных смотрели наверх, желая чтобы они убрались оттуда, потому что они мешали слушать. Я заметил, что Прабхупада обратил внимание на это. Прабхупада посмотрел вокруг и также посмотрел в небо на эти маленькие самолеты. Он широко улыбнулся, смотря, как эти маленькие самолетики летают и жужжат. Затем он посмотрел на всех нас и сказал:
– Они станут комарами.
Это все, что он сказал. И затем он продолжил говорить. «Они станут комарами». Он имел ввиду: «Не беспокойтесь о них, не отвлекайтесь, сосредоточьтесь». «Они станут комарами». Очаровательно.
66-22 Браджендранандана дас
Я помню, что Прабхупада был очень любящим. Даже несмотря на то, что иногда он шутил, что мы, западные люди, были совершенно бескультурными, как обезьяны, но он любил этих обезьян. И для того, чтобы помочь своим ученикам он терпел многое, даже когда была критика со стороны других людей. Мне кажется, что люди были готовы отдавать ему свои жизни, даже встретившись с ним однажды, благодаря тому, что они чувствовали его любовь. Он по-настоящему заботился о них. Мне кажется, что он был героем. Иногда о великих махабхагаватах говорится, что не надо обсуждать слишком много их истории, а больше сосредоточиться на их философии и особенностях. Но на самом деле истории о Прабхупаде – это часть его особенности. Мы не были сильны в философии. Но нам нравилась его харизма, его юмор, его могущество и также его мягкость. Однажды я был в аэропорту Кеннеди. Все сидели вокруг, а Прабхупада готовился к вылету. Вошел президент храма, Рупануга, и объявил:
– Администрация аэропорта жалуется, что здесь слишком много волнения. Всем преданным следует уйти.
Все преданные встали и начали уходить, включая Шрилу Прабхупаду. Тогда Рупануга сказал:
– О, нет, нет, не вы, Прабхупада.
Прабхупада подумал: «Я преданный. Поэтому мне надо уйти». Это была его определенная сторона. Он мог вести себя по-детски наивно. Это было очень сладко. И ему приходилось обладать всеми этими качествами, потому что поначалу у нас не было книг, но у нас был Прабхупада. И он полностью пленил нас.
66-23 Махадьюти Свами
Также конкретно в нашем храме президент храма не верил в покупку бхоги. Это отдельная история. И в особенности он был против покупки молока. А я был очень привязан к молоку и молочным продуктам. Я по-настоящему страдал в разлуке. Каждый день я только и думал о плавленом сыре или чем-то подобном. Я не помню, какой был стих или о чем была лекция, но я помню, что в середине лекции Шрила Прабхупада стал говорить о славе молочных продуктов. Мои уши навострились. И я подумал: «Вот это да! Удивительно! Это значит, что Прабхупада знает. Он знает, что здесь происходит, потому что нас лишали молочных продуктов». Он прославлял и прославлял молочные продукты, а я думал: «Это великолепно! Это неявный способ Прабхупады передать послание президенту храма». Но видимо до президента храма не дошло это послание, потому что ничего не изменилось.
66-24 Браджендранандана дас
Однажды в Маяпуре в 1975 году он сказал:
– Все вы приехали из разных мест со всего мира. Было потрачено много лакхов долларов. Это все милость Шри Чайтаньи Махапрабху.
И затем Прабхупада склонил голову и замолк. В течение двух минут стояла такая тишина, что можно было услышать, как падает булавка. Мы не знали, как реагировать, что делать. Потому что это был наш духовный учитель и мы знали, что он не спал. Мы не были знакомы с экстатическими признаками преданных. Прабхупада сидел так в течение небольшого времени. И тогда одному преданному хватило ума начать петь: «нама ом вишну-падайа». Прабхупада вышел из транса и сказал: «Харе Кришна!» Позже мы спросили его об этом, и он очень этого стеснялся.
66-25 Кишор дас
Я сидел в комнате Шрилы Прабхупады на Бери Плейс. Это была очень маленькая комната на первом этаже. И снова она была набита различными людьми – гостями и преданными. А Прабхупада сидел за своим столом и давал речь. В этот момент под окном на улице донесся звук каратал, упавших на тротуар. Там была небольшая группа преданных, которые готовились к выходу на уличное воспевание. И один из них уронил караталы. Прабхупада перестал говорить, посмотрел в сторону, откуда донесся шум, встал из-за своего стола, подошел к окну и выглянул из окна, чтобы посмотреть на то, как преданные готовятся к выходу на Санкиртану. Затем он вернулся и сел. Он посмотрел на всех нас с любовью и просто сказал:
– Господь Чайтанья будет лично защищать их.
В этот момент я снова почувствовал, что нахожусь в правильном месте. На самом деле он сказал «Господь Чайтанья Махапрабху»:
– Господь Чайтанья Махапрабху лично будет защищать их.
Мне кажется, что важна вся фраза: «Господь Чайтанья Махапрабху лично будет защищать их». Но самым главным была любовь, с которой Прабхупада сказал это. Я почувствовал это. Скорее всего это запомнилось мне потому, что я почувствовал любовь. Потому что я не чувствовал любви до того момента, пока Прабхупада не пришел в мою жизнь. Я чувствовал любовь, которая не зависела ни от чего. Я был глупцом. Но он давал мне понять: «Ты любим, и я хочу, чтобы ты был здесь».
66-26 Браджендранандана дас
Лучшим днем в году был день, когда мы могли прославлять Прабхупаду. Я помню, как в 1976 году я был со своим духовным братом Гаурангой, который был подобен полубогу. Мы стояли на парковке и ждали, когда люди будут выходить из машин, чтобы мы могли распространять книги. Я сказал:
– Знаешь, Гауранга, придет день, когда люди будут спрашивать нас: «Каково это было, когда Шрила Прабхупада был здесь?»
И действительно, люди спрашивают нас, каково это было. Это было очень особенное время. Как я уже говорил, Прабхупада был героем. Мы готовы были пойти на что угодно. Путешествуя в наших фургонах, мы принимали омовение в снегу, мы спускались в метро и делали там объявления, вещи, о которых я сейчас бы и мечтать не мог. Мы ходили по вагонам метро, и каждый раз, когда останавливался поезд, мы делали объявление, а затем шли с маленькими книгами и собирали пожертвования. Это не было легко. Надо было договариваться со своим умом и чувствами и подходить к людям в течение всего дня, пытаясь распространить им книги. В моем распространении книг мне выпала большая удача. Обычно я распространял на основе того, что прочитал в книге и что по моему мнению было актуально для людей, потому что я хотел, чтобы они услышали слова Прабхупады. Я нашел одно изображение в «Бхагавад-гите» с пятью несущимися лошадьми, которые олицетворяли наши чувства. Я продал огромное количество книг на основе этого изображения. Я говорил людям: «Это чувства, поводья – это ум, а возничий – это разум, и он потерял контроль. Также происходит и в нашей жизни». Так я объяснял. Я говорил: «А личночть, которая сидит сзади – это душа. И когда душа пробуждается, разум может контролировать чувства». Прабхупада говорил, что картинки будут продавать книги. И действительно, я продал очень много книг на основе этого изображения. Также мы продавали книгу «Кришна» рядом с общежитиями колледжей. Я читал из книги. Я говорил: «Только послушайте это». Я до сих пор помню, что я читал: «Когда Кришна выходил на берег Ямуны, Его голову украшала великолепная тилака. На Нем была гирлянда из различных лесных цветов, а Его тело источало аромат сандала и листьев Туласи. Наслаждаясь жужжанием пчел, Кришна играл на Своей флейте». Так я продолжал. Это было настолько сладко, что люди покупали книги, прослушав этот отрывок из книги «Кришна». Это было очень сладкое время, когда мы могли распространять книги на основе самих книг. И Прабхупада нас просил об этом. Он говорил: «Если вы лжете одним, а другим не лжете, как это поможет вам стать брахманичными? В наших книгах хватает достоинств. Если вы просто искренне опишите их кому угодно, человек купить у вас книгу. Вы должны развивать такое искусство, а не искусство лжи».
66-27 Кишор дас
Мы были в храме не Бери Плейс. Прабхупада только прочитал лекцию. Комната была набита людьми. Храмовая комната на Бери Плейс была относительно маленькой. Шьямасундара проделал великолепную работу, чтобы превратить ее во что-то, не принадлежащее этому миру. Храмовая комната на Бери Плейс была просто из другого мира, но она была маленькой. И когда она была набита людьми, конденсат капал с потолка и происходили подобные вещи. Прабхупада только закончил говорить и сказал:
– Есть ли какие-либо вопросы?
Тотчас же выступила индийская женщина, которая достаточно часто посещала, чтобы совершать служение. Она была частым посетителем, но она была индивидуалистом. Она держалась своих взглядов и часто спорила с преданными. Это было странно. Ей нравилось приходить, но она любила спорить. Итак, Прабхупада сказал:
– Есть ли вопросы?
Она тотчас же встала и сказал:
— Свами, вы можете видеть Бога?
Это звучало достаточно вызывающе. Я подумал: «Хмм!» Прабхупада тотчас же сказал:
– Да. А вы не можете?
Тогда он посмотрел по сторонам и сказал:
– Кришна везде. Почему вы не видите?
Прабхупаде больше ничего не пришлось говорить. В тот момент я осознал все. Кришна везде. Поэтому если я не могу видеть его, мне надо начать работу. Мне надо что-то с этим делать. Он везде. Итак, он сказал:
– Почему вы не можете видеть?
Наступила тишина. Она все еще стояла. А Прабхупада смотрел на нее, но с любовью: «Почему вы не можете видеть?» А она не знала, что сказать. Наступила тишина. Тишина продолжалась. Все смотрели друг на друга. Тогда Прабхупада сказал:
– А вы хотите видеть?
Снова наступила тишина. Она посмотрела себе в ноги и отрицательно покачала головой. Тогда Прабхупада громко сказал:
– Поэтому вы и не можете видеть!
Может быть он сказал что-то еще, но я этого не помню. Я был просто ошеломлен тем, как он разобрался с этой ситуацией. Поначалу был вызов: «Свами, вы можете видеть Бога?» Тотчас же последовал ответ: «Да. А вы не можете? Кришна везде. Почему вы не можете видеть?» А затем: «Вы хотите видеть?» «Нет». «Поэтому вы не можете!» И я практически увидел молнию или какую-то энергию, исходящую из его пальца, когда он сказал эти слова женщине. Она чуть не рухнула на пол. Она сложила руки в пранаме. Больше она ничего не хотела спрашивать. Она услышала то, что должна была услышать от Прабхупады. Она просто села. Может быть Прабхупада еще что-то добавил, но я этого не помню. Я получил то, что получил из этого. В это трудно было поверить. Потрясающий опыт. Иногда Прабхупада одним или парой слов мог сказать больше, чем вы могли прочитать в философской книге. Это еще одна вещь, которая привлекла меня в Прабхупаде – то, как он управлял словами. Он был в этом мастером. Он не злоупотреблял ни одним словом и не использовал ни одного слова без необходимости, чтобы донести свою точку зрения. А иногда, как было с этой женщиной, он даже мог использовать тишину, чтобы сказать очень многое. Потому что между фразой «Кришна везде» и «Почему вы не можете видеть?» были большие паузы. Просто тишина, тишина. Это было изумительно. Я никогда до этого никого подобного не видел, и конечно же больше никогда не увижу. Поэтому я рад, что у меня есть это воспоминание. Часто люди говорят: «Вы можете поделиться каким-то воспоминаниями о Прабхупаде?» Обычно я начинаю с этой истории о том, как была усмирена эта женщина.
66-28 Браджендранандана дас
Однажды Прабхупада объяснял, что Кришне не нужны наши подношения – фрукты и цветы – бхога. Ему нужны только наши чувства. Затем Прабхупада сказал еще несколько слов, и пока он говорил, он начал плакать. Он сказал: «Я самый падший и испорченный. Но я принес это вам. Пожалуйста, примите это». И он заплакал. Он учил нас настроение, с которым нужно поклоняться. Идеальному настроению поклонения.
66-29 Кишор дас
В 1972 году мы проводили программу в зале в Глазго, Шотландия. В этом городе я родился. Я покинул это место, когда мне было семнадцать лет, потому что там было очень тяжело. Там было много жестокости и насилия. Конечно же, это место обладало и другими качествами, но в то время я был ребенком раннего подросткового возраста, и я хотел уехать из этого места. В детстве я не мог наслаждаться жизнью в Глазго. Сразу после того, как я стал преданным и присоединился к Движению Харе Кришна, миссии Прабхупады, мы организовали для Прабхупады программу. Он приехал в Шотландию всего на два дня. Сначала он приехал в Эдинбург, провел ночь и следующее утро в Эдинбурге, а на следующий день он приехал в Глазго. Мы сняли большой зал, который почти целиком наполнился людьми. Мы арендовали зал в Мэрихилле в Глазго. И этот район считался одним из самых суровых в очень суровом городе. Причина, почему мы арендовали зал там, заключалась в том, что в этой части Глазго жило большое азиатское сообщество, и также там был Университет. Мы подумали, что это поможет нам собрать большую аудиторию студентов, молодых людей и также азиатов, людей в индийском теле. И мы оказались правы – пришло много народу. Там произошло несколько случаев, которые я никогда не забуду. Во-первых, Прабхупада дал очень серьезную речь по «Бхагавад-гите». Он говорил о сражении, о военном деле и об обязанностях. У меня были опасения. Я подумал: «Люди здесь уже всем этим насыщены. Может быть лучше бы он говорил каким-то более цветистым языком, как Свами, который выступает за мир и любовь, доброту и свет». Но нет, Прабхупада прочитал очень убедительную лекцию. И она была очень хорошо принята в противоположность тому, чего я ожидал. Она была очень хорошо принята. Аудитория аплодировала от сердца. А дальше пришло время вопросов и ответов. Прабхупада ответил на несколько. Было несколько вопросов и ответов. И я помню, что дальше вышел один хиппи с длинными волосами и бородой. Он совсем не выглядел счастливым. Он кричал из конца зала. Мы не могли даже ничего понять. Прабхупада посмотрел на своего слугу и сказал:
– Я не слышу. Ты можешь попросить его подойти поближе?
Возможно это был Реватинандана Свами. Он пригласил этого человека спуститься поближе, чтобы он смог объяснить свою точку зрения Прабхупаде. Он шел с самого конца зала, постоянно что-то крича: «Вы не Бог! Мы все Боги! Я Бог! Почему я должен кому-то предаться, если я уже Бог?» Был ли он под кайфом или пьян, но он совсем не был счастлив. Он вышел прямо к сцене и продолжал все это кричать. Прабхупада просто тихо сидел и слушал. В конце концов он закончил. Прабхупада сказал:
– Итак, теперь вы закончили?
Он посмотрел на Прабхупаду и сказал:
– Да.
Затем наступила тишина. И тогда Прабхупада сказал в микрофон достаточно тихо, но каждый мог слышать:
– Вы не Бог. Вы дог (собака).
Все стали смеяться и аплодировать. Это было облегчение. Прабхупада как будто бы снял предохранительный клапан. Сначала было напряжение, а затем пришло облегчение. Но этим все не закончилось. Прабхупада любезно вступил с ним в диалог. Он спросил у него:
– А вы знаете, что такое Бог?
Парень сказал:
– Я думаю, что иногда да.
Прабхупада сказал:
– Бог значит управляющий. Вы управляющий?
Он посмотрел на Прабхупаду и сказал:
– Иногда.
Прабхупада сказал:
– Да, иногда. В офисе вы управляющий. А дома вами управляют. Но Бог всегда управляющий. Когда вы встречаете такую личность, которая является абсолютным управляющий, это и есть Бог.
Он уделил этому человеку небольшое время и дал небольшое понимание, после чего тот просто развернулся и проследовал в конец зала. Он казался удовлетворенным, а публика аплодировала. Может быть он был смущен, но ведь он сказал свое слово и получил ответ. То, как Прабхупада повел себя в этой ситуации, было просто необыкновенно. В первую очередь он сказал: «Ты не Бог, ты дог (собака)». Эти слова сами по себе могли быть просто отвержением. Но затем Прабхупада объяснил ему, что значит Бог. На том же мероприятии, когда закончились вопросы и ответы, Прабхупада сказал: «Киртан». Тогда все преданные во главе с Реватинанданой устроили большой киртан на сцене. Все танцевали и воспевали. Они открыли двери в зал, и с улицы пришло огромное количество уличных ребят, потому что, как вы помните, мы находились в очень суровом районе Глазго. Так что туда пришли по-настоящему грубые маленькие мальчуганы в потрепанных одеждах. Они пришли, чтобы принести какие-нибудь беспокойства. Двери открылись и им стало интересно, что здесь происходит. Кто-то из них пошел прямо на сцену. А кто-то из них начал воспевать и танцевать, веселясь и смеясь вместе со странными кришнаитами. Тогда некоторые преданные, включая меня, подумали, что лучше этих ребят убрать со сцены, потому что нам казалось, что они вели себя оскорбительно. Зачем нам эти дети на сцене? Они же ничего не понимают. Я стоял за Прабхупадой, потому что я просто любил находиться как можно ближе к Прабхупаде, тем более, что это случалось не так часто. Реватинандана подошел к Прабхупаде и сказал:
– Прабхупада, нужно ли нам убрать этих детей со сцены?
Прабхупада сказал:
– Нет, пусть они танцуют. Они преданные.
И снова меня это взволновало, потому что я подумал: «Прабхупада видит этих детей как преданных, а мы видим их как группу парней, которых мы хотим выкинуть со сцены и вышвырнуть за дверь, откуда они пришли». Прабхупада видел преданных. Я не понял этого, но я подумал: «Это то, как он видит. Они преданные». И он был довольно строг: «Нет, пусть они танцуют. Они преданные». Я чувствовал себя счастливым, что привез Прабхупаду в это место, из которого я уехал. Я этим очень гордился. Я чувствовал, что возвращаю что-то в этот город, где я родился. Я что-то возвращал: «Это чистый преданный Кришны взамен на то, что я получил от вас. Получите чистого преданного Кришны и его милость». Прабхупаду очень хорошо приняли в тот день, это был большой успех. Прабхупада был очень счастлив. Кажется, у нас были только маленькие кусочки апельсинов для раздачи в качестве прасада. У нас на самом деле не было денег, мы были очень бедными. Поэтому никто не мог приготовить никакой пир. Так что, мы раздавали всем дольки апельсинов в качестве прасада. И Прабхупада также собственной рукой раздавал их людям. Я помню, что когда он сошел со сцены, чтобы уйти, он потер голову Трибхуванатха Прабху, который организовал все это. Он потер его голову и сказал:
– Спасибо тебе большое за это.
Так что, ему понравилась эта программа. И позже в письме он сказал мне: «Мне очень понравилось это место, Шотландия. Сейчас мы ищем новый храм», которым стал Бхактиведанта Мэнор, «и я надеюсь, что когда я вернусь в Англию, то смогу приехать снова в Шотландию, но мне трудно переносить холод даже в августе».
66-30 Браджендранандана дас
На утренней прогулке в Бруклине в Нью-Йорке он говорил о препятствиях, с которыми ему пришлось столкнуться в первый год, когда у него еще не было учеников. Тогда один преданный сказал:
– Но вы очень решительны, Прабхупада.
Прабхупада сказал:
– Нет. Эта Харе Кришна мантра очень могущественна.
Мне кажутся очень трогательными молитвы Прабхупады по прибытию в Америку. Я уверен, что вы их слышали. Он их начинает словами: «Мой дорогой Господь Кришны, Ты очень добр по отношению к этой бесполезной душе. Но я не знаю, зачем Ты привел меня сюда. Теперь Ты можешь сделать, что пожелаешь. Но мне кажется, что у Тебя есть здесь какое-то дело. Иначе, зачем Тебе приводить меня в это ужасное место?» Я был лидером нашего фургона, и я просил всех преданных в нашем фургоне произносить эти молитвы перед выходом. Другая часть молитвы говорит: «Я просто марионетка в Твоих руках. Поэтому если Ты привел меня сюда танцевать, тогда заставь меня танцевать так, как Ты этого пожелаешь. У меня нет ни знания, ни преданности, но у меня есть твердая вера в Святое имя Кришны». И он подписал: «Ничтожный нищий, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада». Эта молитва вдохновляла меня. Прабхупада показывал нам, каково правильное настроение проповедников. Это не просто что-то внешнее. Идеальное настроение проповедника содержалось в этих молитвах Шрилы Прабхупады по прибытии. Он был идеальным проповедником, и таким было его настроение. И люди, которые следуют за ним, должны иметь такое же настроение, потому что настроение проповедника – это полная зависимость от Кришны, попытки быть инструментом и ощущение себя совершенно недостойным и неквалифицированным.
66-31 Кишор дас
Когда Прабхупада приехал в Эдинбург, он дал приветственную речь. Он поднялся по лестнице, зашел в храмовую комнату и сел на свою вьясасану. И туда пришло много людей, чтобы посмотреть, кто этот человек, лидер Движения Харе Кришна, которое все еще было молодым, и несомненно молодым в Шотландии. Люди в Шотландии были в ужасе и в шоке от этого нового движения. Они не могли никак понять его, потому что это очень пресвитерианская и религиозная страна с большой христианской историей. В то же самое время появлялось много других восточных групп – трансцендентальная медитация, и также Гуру Махарадж Джи, чье движение «Миссия Божественного Света» имело свой ашрам через дорогу. У них был большой плакат с их гуру. Гуру Махарадж Джи смотрел на нас через дорогу. Это было забавно. Происходило небольшое соревнование. Но я заметил, что многие из его последователей пришли к нам через дорогу, чтобы послушать Прабхупаду. И я также заметил, что большинство из них принесли с собой какое-то подношение – фрукт или немного молока или еще что-то, чтобы положить на алтарь в знак уважения. Прабхупада дал свою речь и в конце спросил:
– Есть ли какие-то вопросы?
Один из последователей Гуру Махараджа Джи, которых по-моему называют «преми», поднял руку и сказал:
– Свами, почему Бог должен быть описан философией?
Прабхупада посмотрел прямо на него и сказал очень тихо:
– Кришна – это Бог. А Бог велик. Философия предназначена для того, чтобы понять, насколько Бог велик.
И все. Он сказал это медленно и ясно, а человек, который задал вопрос, был счастлив, он сложил руки в пранаме и сел. Но я почувствовал, что это было подобно удару молнии. Вместе с тем он сказал это очень медленно и ясно. Потому что их философия заключается в том, что вы что-то делаете и погружаетесь в свет. Это какой-то механический способ исчезнуть в каком-то свете, слиться. Поэтому он хотел знать: «Почему Бог должен быть описан философией?» Он задал этот вопрос с небольшой агрессией. Но Прабхупада утихомирил его, и он был счастлив. Однажды, снова в Эдинбурге, Прабхупада собирался выезжать в Глазго, чтобы там дать речь. Но по-моему Шьямасундара Прабху организовал небольшую пресс-конференцию. Поэтому к Прабхупаде приехало несколько журналистов, чтобы взять у него интервью. Их было не много, может быть пять или шесть. И мне показалось, что все они не были в этом заинтересованы. Похоже было, как будто они вытянули короткую соломинку – редакция газеты просто отправила их в этот храм, чтобы взять интервью у Свами, лидера. Не было похоже, что им все это было интересно. Но они пришли со своими блокнотами, ручками и карандашами и сели за небольшой импровизированный столик, который преданные собрали на скорую руку. Прабхупада сел во главе стола, а эти журналисты просто сидели, смотрели на Прабхупаду и смотрели друг на друга, и видно было, что они не знали, о чем говорить. Было достаточно тихо для пресс-конференции. Они спросили вопросы о том, что у него было нарисовано на лбу и так далее. Но в конце концов на вопрос одного из них Прабхупада сказал:
– Из какой вы газеты?
Тот ответил:
– Из «Обозревателя».
Прабхупада сказал:
– Итак, почему вы тогда не обозрели? Почему вы всего этого не знаете?
Это был его ответ на их глупые вопросы о бритых головах и тилаках. Прабхупада стал вести беседу вместо самих журналистов, которые тратили время на все эти вопросы. Прабхупада сказал:
– Итак, этот Эдинбург называют Городом Фестивалей. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов?
– Да, да, Свами.
– И у вас здесь два университета. Нет один, а два. У вас очень престижный город.
– Да, да.
Так он их почти полностью размягчил, но они все еще не включились. Тогда Прабхупада сбросил бомбу. Он сказал:
– Итак, почему все ваши дети становятся хиппи и употребляют ЛСД?
Это было подобно бомбе, потому что они не знали, что ответить на этот комментарий. Это было последнее, чего они могли ожидать от такого умиротворенного гуру. Один или двое из них встали и вышли, давая понять: «Как вы можете такое говорить?» Пресс-конференция продолжалась не долго. Там было задано несколько формальных вопросов, но они не проявляли большого интереса. И они были из низшего класса газет, таких как «Солнце», «Зеркало», «Дейли Рекорд». Это не были газеты высокого класса. Я был в шоке, когда он сказал это о детях: «Почему ваши дети становятся хиппи и принимают ЛСД? У вас такой прекрасный город – два университета, туристы». Он также отметил после утренней прогулки, что люди Эдинбурга очень гордятся своими зданиями. Ведь это очень красивый город с домами в георгианском стиле.
66-32 Шри Кама даси
Последний раз Шрила Прабхупада приехал в Мэнор в 1977 году. Он был очень-очень болен. Он спускался на паланкине. Он просто сидел. Он не говорил. Он не мог говорить. В течение нескольких недель он спускался каждое утро, а мы просто смотрели на него. Многие преданные обсуждали друг с другом то, как у них возникала какая-то мысль или вопрос или молитва, и Прабхупада отвечал им из сердца. Он ничего не говорил. Он просто сидел там, и это было так, как будто он давал последнее свое послание всем своим ученикам. Это было по-настоящему очень могущественно. Затем, когда Прабхупада уезжал в аэропорт, мне выпала огромная удача запрыгнуть со своей дочерью в автобус к преданным и доехать до аэропорта. Я никогда еще не провожала Прабхупаду в аэропорту. Итак, я была там со своей дочерью, Расалилой. Прабхупада сидел в кресле-каталке. Его везли в сторону выхода на посадку. Я снова отправила свою посланницу, Расалилу, с желтой розой. Она подбежала. Суть еще в том, что все это время он был очень серьезен. И когда она подбежала к нему с желтой розой, он улыбнулся ей огромной океанической улыбкой. Неожиданно мы увидели эту огромную улыбку, которую уже не видели много недель. Я знала, что это последний раз, когда я увижу Шрилу Прабхупаду. Это было совершенно ясно. И это было изумительное зрелище, которое осталось со мной – эта удивительная улыбка.
66-33 Махадьюти Свами
Конечно, в 1977 году Шрила Прабхупада был очень болен, и ему становилось все хуже и хуже. И становилось все более и более очевидным то, что скорее всего он собирается оставлять свое тело. Поэтому многие преданные отправлялись во Вриндаван, чтобы быть с Прабхупадой. Я поехал туда с двумя другими преданными из Америки. Мы прибыли во Вриндаван в Кришна-Баларама Мандир посреди ночи. Не помню, сколько было времени, час ночи или три часа ночи. Мы тотчас же отправились в комнату Прабхупады. Было темно, было тихо, и там никого не было. Но мы просто зашли туда очень тихо. Единственный, кто был там, это Бхавананда Махарадж. Он заботился о нуждах Прабхупады. Он показал нам жестом, чтобы мы зашли и сели тихо. Мы сделали это – мы сели не слишком близко, но где-то на расстоянии метра. Конечно же, тогда еще не было интернета, поэтому мы не могли получать фотографии очень быстро, но мы понимали, что Прабхупада истощен и недееспособен. Мы видели фотографии его визита в Лондон. Итак, Прабхупада лежал на своей спине, и казалось, что он спал. Тогда Бхавананда Махарадж сказал очень тихо:
– Шрила Прабхупада, эти ребята проделали путь из Америки, чтобы быть с вами.
Шрила Прабхупада слегка повернул свою голову в нашу сторону и сказал:
– О, спасибо вам большое. Как вы?
Всем троим из нас было примерно по тридцать лет, и мы были более-менее здоровыми. Мы по-настоящему были смущены. Мы просто посмотрели друг на друга, удивившись: «Как мы? Шрила Прабхупада, мы хотели узнать, как вы?» Мы ничего не сказали, потому что мы просто себя очень неловко чувствовали. Но это то, как мы себя почувствовали. Это была еще одна иллюстрация того, каким смиренным был Шрила Прабхупада и насколько он заботился о других живых существах, даже несмотря на то, что сам он находился в таком тяжелом состоянии.
66-34 Кишор дас
Меня всегда поражало то, насколько расслаблен был Прабхупада, вне зависимости от того, где он находился. Я помню, как он читал лекцию в большом зале в Лондоне. И он был расслаблен. Независимо от места. Одним из моих главных опытов со Шрилой Прабхупадой было то, что он был невозмутим и расслаблен. Он абсолютно знал, что Кришна направлял его в каждом мгновении.
66-35 Браджендранандана дас
Он терпел многое. Он был вечным обитателем духовного мира, и он пришел и жил среди самых падших людей Нижнего Истсайда Нью-Йорка. Он готовил для них, убирался за ними, и постепенно некоторые преданные стали приходить, чтобы совершать какое-то служение. Но его желание находится в кругу некультурных, но искренних людей низшего класса, и любить их и делать так, чтобы они полюбили его, могло быть только благодаря его состраданию. Очень немногие смогли бы сделать то, что сделал он.
66-36 Шри Кама даси
Мне кажется, что одним из самых замечательных качеств, которое я увидела с самого начала, было то, что у него совершенно отсутствовало ложное эго. Его не было. Я до этого никогда не встречала никого подобного и вероятно уже не встречу. У него вообще не было эга. Это, пожалуй, было главным. Также он был как отец. Он был духовным отцом, но также он был просто как отец. Мы просто чувствовали, что не можем жить без него. Его сострадание, его забота о преданных – все это качества чистого преданного. Их так много.
66-37 Махадьюти Свами
Насколько я вспоминаю то время, самым привлекательным для меня было то, что Шрила Прабхупада был революционером. Он совершал настоящую революцию. Я вырос в шестидесятых – это было революционное время в Америке. Я пробовал революцию Тимоти Лири, но я не очень долго этим занимался, максимум пару лет. В политические революции, вроде «Студентов за демократическое общество», я никогда не вступал, это просто меня никогда не привлекало. Сжигать здания и тому подобное было не по мне. Но это была настоящая революция. И это несомненно было то, чего я искал. Прабхупада был революционером.
66-38 Джаяшри даси
Если выбирать из двадцати шести качеств преданного, я бы выбрала милость. Прабхупада был очень милостив, что приехал к нам. Сейчас я уже старше, мне почти семьдесят. И Прабхупада начал свое путешествие на запад в этом возрасте. Трудно себе представить, как можно было приехать в Нью-Йорк совсем без денег в таком возрасте. Каким состраданием, какой милостью и какой добротой он должен был обладать. Милость чистого преданного очень глубока, и Прабхупада продемонстрировал ее во всем, чем он занимался – своим желанием строить храмы, своим желанием распространять книги. Это было настолько далеко от эгоизма. Все, что он делал, было настолько бескорыстным. Все было для удовлетворения Кришны и благодаря его сердечной доброте и состраданию по отношению к страждущим живым существам. Благодаря своему состраданию и милости он оказал огромное влияние на этот мир. Мы очень удачливы, что можем стать слугой слуги. Это значит, что Кришна – самый милостивый, потому что Прабхупада является великолепным отражением Кришны.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)