Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 83

83-01 Джанаки даси
Мы с Мукундой жили на чердаке, где у нас была музыкальная комната. У нас было два пианино, клавесин, пара ударных установок, гитары, ситары. Наше окно выходило на улицу. Я услышала голос, доносящийся снизу: «Дженис! Дженис!» Я подошла к окну и увидела, что он стоит снизу и зовет меня. Я выбежала вниз и впустила его. Он поднялся. Так он звал меня. Мукунды в тот момент не было. Он просто пришел поговорить. Я чувствовала, что место, где он остановился, не было безопасным. Человек, с которым он жил на чердаке, принимал наркотики и время от времени сходил с ума. Поэтому он не чувствовал себя в безопасности. Мы с Мукундой часто постились, а если не постились, то съедали только одну миску бурого риса в день. В соответствии с макробиотической диетой мы пережевывали все по 52 раза. У меня не было никакой пищи, чтобы предложить ему. И он сказал мне: «Хорошим тоном является предложить гостю что-то поесть». Но у меня ничего не было. У нас была двухкилограммовая коробка сыра Чеддер, но она лежала уже очень давно. У меня были апельсины, потому что мне очень нравились апельсины. На улицах Нью-Йорка торговали свежим апельсиновым соком. Но у меня была своя соковыжималка для апельсинов. Я сделала сок и предложила ему. Я не дала ему апельсины, но дала ему апельсиновый сок. Он ему очень понравился. Он сказал об этом. Поэтому когда он приходил к нам, мы предлагали ему такой сок.
83-02 Бхушая дас
Я жил в храме и каждый день выходил на Харинаму и на распространение книг с Сиддхавидьей Прабху. Затем в 1974 году мы поехали с выездной санкиртаной на Ратха-ятру в Сан-Франциско. Это был первый раз, когда я увидел Шрилу Прабхупаду. Это был очень выдающийся момент, потому что утром в день парада Ратха-ятры шел довольно сильный дождь. Я подумал: «О, это все испортит». Затем приехал Шрила Прабхупада на машине. Эта картина сейчас передо мной, как будто бы это было вчера. Открылась задняя дверь, снизу появилась лотосная стопа Шрилы Прабхупады и коснулась асфальта. Как только он коснулся асфальта, тотчас же пробились лучи солнца. Это было просто поразительно, как будто бы вы нажимаете выключатель и зажигается свет. Но тут стопа Прабхупады коснулась асфальта на улице и внезапно появилось солнце. Я подумал: «О, Боже, Вивасван выражает свое почтение Шриле Прабхупаде». Шрила Прабхупада приехал. Это был мой самый первый опыт. Я служил в храме, распространяя книги в течение года. И он инициировал меня за два месяца до этого. Но я еще никогда не видел его физическую форму.
83-03 Лочанананда дас
Прабхупада отправил нам телеграмму, а точнее Тамалу Кришне. Он писал: «Приезжай немедленно в Лос-Анджелес». Мы узнали, что Прабхупада формирует Джи-би-си. Он сказал:
– Ты должен написать письмо Прабхупаде и попросить его об инициации.
Я и еще несколько преданных сделали это. Я поехал с ним в аэропорт. Я был кем-то вроде секретаря и казначея. Он, Мадри и я поехали в аэропорт. Они просто поклонились и он уехал. Я был поражен тому, насколько он был отрешен, и она тоже. Я думаю, что это благодаря тому, что он очень много занимался санкиртаной. Он стал одним из первых Джи-би-си. Мы получили письмо от Шрилы Прабхупады в августе 1970 года. Он говорил: «Я ценю твое смиренное обращение к духовному учителю. Твое духовное имя – Лочанананда дас Брахмачари. Значение твоего имени – тот, кто черпает наслаждение от того, что видит своими глазами форму Кришны». Для того, чтобы показать происхождение этого имени, он процитировал стих из Брахма Самхиты: «према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена». Другими словами, если вы умастите свои глаза бальзамом любви к Богу, тогда вы сможете увидеть Кришну лицом к лицу. А я являюсь слугой такой личности. Он сказал, теперь уже как гуру: «Также, что касается цели твоей жизни, то ты уже знаешь, что моей миссией является распространять сознание Кришны по всему миру. Все уже устроено Кришной для того, чтобы поддерживать всех живых существ во всем мироздании. Единственное, чего не хватает, это сознания Кришны». Когда я прочитал это, я тотчас же потерял какой-либо интерес заниматься медициной, потому что это высшее служение, это суммум бонум человеческой жизни – заняться преданным служением Кришне и возвышать человечество. Я понял это в тот момент. Поэтому я предался Кришне и конечно же Прабхупаде, представителю Кришны. У вас не может быть одного без другого.
83-04 Прафулла Мукхи даси
Впервые я увидела Шрилу Прабхупаду в 1969 году на Ратха-ятре в Голден Гейт Парке. Я не была преданной. Я регулярно приходила в храм, но на самом деле ничего не понимала. У меня был маленький ребенок. Я была больше сосредоточена на нем, чем на Шриле Прабхупаде. Но я увидела его на Ратха-ятре. Меня всегда впечатляли преданные. Я часто сидела на аллее в Берклинском Университете и наблюдала, как преданные воспевают и распространяют книги. Когда я впервые встретила преданного, это было забавно. Я подошла к одному брахмачари и спросила:
– Что ты делаешь?
Он сказал:
– Понятия не имею.
Но он дал мне книгу, я прочитала ее, и с этого все началось. Затем я стала приходить в храм в Беркли. Итак, я стояла сзади. Все предложили свои поклоны. Я приподняла свою голову, потому что захотела его увидеть. А он засмеялся и улыбнулся мне. Это было славно. Когда он посмотрел на меня в тот раз, я осознала, что никто никогда в жизни еще не любил меня. Первым, кто меня по-настоящему полюбил, был Шрила Прабхупада. И я уверена, что именно поэтому я до сих пор здесь. Потому что я почувствовала связь с ним – этот человек по-настоящему любит меня. Это был совершенно восхитительный опыт. По-настоящему замечательный.
83-05 Шивананда дас
Я помню еще одну утреннюю прогулку со Шрилой Прабхупадой в Монреале. Храм располагался недалеко от главной улицы. Переходя через дорогу, Прабхупада сказал мне:
– Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Тот, кто распространяет это учение другим, очень дорог Мне». А наше дело – стать очень дорогими Кришне.
83-06 Бхушая дас
После Ратха-ятры мы раздавали прасадам тысячам людей в Голден Гейт Парке. Все они выстроились в очередь. После того, как мы убрались, я вместе с несколькими преданными шел через парк в нашу машину. Мы проходили мимо общественного туалета. Я побежал в туалет, а преданные продолжили свой путь. Каждый день мы всегда слушали записи Шрилы Прабхупады, и несколько раз я слышал, что когда появлялась собака, Прабхупада говорил: «Хат!» Так надо останавливать собаку от нападения. Я вышел из туалета. Там был большой куст. И вдруг из-за этого куста вышли четыре или пять собак, и было понятно, что они уже договорились: «Мы поймаем этого парня». Они вышли, стали рычать и окружили меня. Я тотчас же подпрыгнул и стал кричать: «Хат! Хат!» Они были немного шокированы. Затем я сделал это снова, и они просто ушли. Я подумал: «О, Прабхупада, все, чему вы учили нас, работает». Все это настоящее. Все это очень практично. Это был мой первый день, когда я видел Шрилу Прабхупаду физически.
83-07 Джанаки даси
Я заметила, что в своем учении Прабхупада никогда не критиковал и не унижал веру человека. Он просто пытался вести вас, и в конце концов мы поняли, что можем принять любой путь, ведущий к сознанию Бога. Но так как он представлял главный путь без каких-либо отклонений, то почему бы не запрыгнуть и не поехать по этому пути? Я чувствовала, что он был очень щедрым в отношении самой информации и способе ее передачи. Он не хотел причинять боль людям. Несколько раз я посещала его лекции. Были случаи, когда мы шли по Бауэри и вдруг я видела сияющее светило, направляющееся в мою сторону. Это был он в своих шафрановых одеждах. В тех местах всегда стоял отвратительный кислый запах алкоголя. А от него всегда исходил приятный запах. Мы приехали из высокогорной пустыни, где преобладает запах можжевельника и сосны. Но когда выходил Прабхупада, запах сандала окружал все пространство вокруг него. И красота его шафрановых одежд посреди Бауэри просто ошеломляла. Это было очаровательно.
83-08 Лочанананда дас
На пресс-конференции после речи Шрилы Прабхупады репортеры задавали вопросы. Они хотели знать, что это за 400 тысяч видов человеческой жизни. Прабхупада сказал:
– Существует огромное множество человеческих форм жизни, которые живут в джунглях и в лесах.
Это все, что он ответил. Кто-то спросил:
– Вы верите в ангелов?
Прабхупада сказал:
– Да, ангелы – это личности в сознании Кришны.
Это было хорошее наставление. Прабхупада хотел, чтобы мы обладали ангельскими качествами и не занимались разными глупостями и мошенничеством. Иначе вас уже не будет ценить Кришна и вайшнавы. Это было интересное наставление.
83-09 Шивананда дас
Мы гуляли вдоль лондонского пирса и увидели буксир, который тянул большой океанский лайнер. Прабхупада посмотрел и сказал:
– Взгляните, большой океанский лайнер, большой мощный корабль, и маленький буксир. Маленький буксир тянет огромный океанский лайнер.
Таким образом они пришвартовывают корабли. Он сказал:
– Посмотрите, этот большой океанский лайнер очень мощный. А маленький буксир не такой мощный. Но большой океанский лайнер выключил свои моторы, и теперь его тянет буксир. Это наш пример. Если мы выключим свой мотор сознания Кришны, тогда майя начнет нас тянуть. Поэтому мы должны всегда держать включенным наш мотор сознания Кришны. И таким образом нас не утянет майя.
Такой был случай на лондонском пирсе.
83-10 Бхушая дас
После Сан-Франциско мы с Сиддхавидьей отправились в Лос-Анджелес, потому что Шрила Прабхупада поехал в Лос-Анджелес. Мы видели его каждое утро во время лекций по Шримад Бхагаватам. В течение дня мы распространяли книги, а на следующий день мы снова видели его на лекции по Шримад Бхагаватам. Шел второй или третий день моего пребывания там. Я чувствовал укрепление своих отношений со Шрилой Прабхупадой, распространяя его книги и конечно же следуя его наставлениям. Но так как у меня не было никогда физического контакта с ним, я стал молиться на второй или третий день перед лекцией по Шримад Бхагаватам во время молитв Джая Радха Мадхава: «Шрила Прабхупада, я знаю, что вы мой гуру. Пожалуйста, дайте мне какой-нибудь знак». Я просто молился таким образом. И вдруг на меня упал взгляд Шрилы Прабхупады, который ударил меня подобно молнии. Затем он ушел. Я не понял, что произошло, пока это не закончилось. Я подумал: «О, Боже, я знаю, что Шрила Прабхупада настоящий. И к счастью он мой гуру по какой-то безграничной беспричинной милости». Но он знал, о чем я думаю. И он ответил таким образом. Это сразу же сразило меня наповал и в сто раз усилило мою веру.
83-11 Прафулла Мукхи даси
Я готовила на кухне со Шрутакирти и Кутилой. Мы просто готовили весь день. Это все, чем мы занимались. Я просыпалась рано утром и служила Божествам. А затем я готовила весь день. Поэтому я никогда не попадала на даршаны, но была на лекциях. Однажды пуджари не пришел на арати. Прабхупада был в храмовой комнате. А я весь день провела на кухне, поэтому была вся запачкана. Но преданные отправили меня на алтарь, и я стала проводить арати. Шрила Прабхупада сидел там. Я помню, как во время предложения повернулась, чтобы увидеть его. И мне стало совершенно ясно, что он всегда присутствует там. Он сидел там лично, но моя реализация заключалась в том, что он всегда присутствует там. Его изображение там и он там. Это прекрасно. И это позволило мне в течение многих лет чувствовать, что он всегда со мной. Его личное присутствие лучше, но на самом деле он всегда присутствует.
83-12 Лочанананда дас
Мы пошли на утреннюю прогулку со Шрилой Прабхупадой в Женеве. Там были Гуру Гауранга и Пушта Кришна. Мы проходили мимо здания, которое стояло в глубине леса. Прабхупада спросил:
– Что это за здание?
Гуру Гауранга сказал:
– Это ресторан.
Прабхупада сказал:
– Что они там делают?
Гуру Гауранга сказал:
– Они едят один лишь грех.
Прабхупада сказал:
– Да, это совершенный ответ.
Потому что если вы едите то, что не было предложено Кришне, то, как говорит третья глава Бхагавад-гиты, вы едите один лишь грех.
83-13 Джанаки даси
Мы с Мукундой отдыхали в северной части штата Нью-Йорк. Мы остановились в хижине одного друга. Однажды мы переоделись для купания и хотели пойти искупаться в бассейне, который находился на территории. Мы пошли по тропинке. Но по дороге туда, к нам примчались около десяти или двенадцати машин внедорожников, из которых выбежали полицейские в униформе и в штатском. Они доставили нас в эту маленькую хижину. В тот момент они проводили самые масштабные аресты за наркотики в горах Катскилл. Все это продолжалось в течение нескольких месяцев. Они прикрыли все виды бизнеса, всех владельцев баров, посадив их за решетку. Они проводили облавы на очень многих людей. Когда они приехали к нашей хижине, они арестовали Мукунду как лидера наркоторговли в горах Катскилл. Далее были сцены с хорошим полицейским и плохим полицейским. Один из них сказал: «Мы и сами немного покуриваем. В этом нет ничего такого. Вы можете нам все рассказать. Если у вас есть наркотики, можете сказать нам об этом, потому что мы все равно их найдем». Но они ничего не нашли. И они арестовали Мукунду под чужим именем. Они даже не знали, как его зовут. Его привлекли к суду. Но еще до начала каких-либо обсуждений, обвинения были сняты. Когда Прабхупада услышал об этой ситуации с арестом в Катскилл, он забеспокоился о Мукунде. Он никак его не осуждал и не гневался. Он просто беспокоился о том, все ли хорошо у Мукунды. Он спрашивал: «Все ли закончилось? Ты в безопасности?» Это было поразительно. Он был как отец.
83-14 Шивананда дас
Однажды во время утренней прогулки в Даммторе Прабхупада сделал замечание:
– Немцы – самые разумные среди европейцев, но также они больше всех привязаны к материальному.
Это не очень хорошая комбинация для духовной жизни. Так он сказал на одной из утренних прогулок. На другой утренней прогулке я был наедине со Шрилой Прабхупадой. Мы шли вдоль железнодорожной станции недалеко от храма. Мы шли вдвоем. Шрила Прабхупада шел слева, а я справа. Я повторял джапу. Прабхупада сказал мне:
– Почему все они толстые?
Он говорил о немцах. Потому что немцы толстые. Мое понимание было таково, что они едят много мяса. Но я подумал: «Как я могу сказать такое Шриле Прабхупаде? Он чистый преданный. Как я могу сказать такое?» Поэтому я передумал и сказал:
– Шрила Прабхупада, мне кажется, что они едят много картошки.
Прабхупада сказал:
– Нет, они едят много мяса.
Невозможно обмануть Шрилу Прабхупаду. Если вы пойдете в немецкий продуктовый магазин, то увидите, что мясной отдел там очень большой. У них там все виды колбасы и сосисок – все виды отвратительных продуктов. Так что, немцы едят очень много мяса. Так сказал Прабхупада.
83-15 Лочанананда дас
Прабхупада прислал нам письмо. В письме он сказал, что я мог бы начать бизнес по продаже французской парфюмерии. Потому что храму нужны были деньги. Прабхупада сказал: «Он может заняться этим, если принесет прибыль храму». Другими словами, он не хотел, чтобы преданные отвлекались от своей садханы, от своей проповеди, от санкиртаны, от распространения книг. Для того, чтобы начать бизнес, нужно по крайней мере быть уверенным в том, что он будет приносить доход для храма. Это было довольно хорошее указание. Я стал заниматься этим, и в особенности эфирными маслами «Духовного неба». Прабхупада должен был уехать на следующий день. Я спросил преданных, какой любимый запах Прабхупады. Все пришли к соглашению, что магнолия. Я попросил нашего производителя сделать масло магнолии для Прабхупады. Я подарил его ему, когда он садился в свою машину до аэропорта, чтобы покинуть Францию. Никто не знал, когда он вернется. Я никогда ни от кого не слышал, понравилось ли ему это масло или нет. Но это был прекрасный любовный обмен. Я смог предложить что-то лично Прабхупаде.
83-16 Бхушая дас
Следующая история произошла в 1975 году. Я перевелся из Гейнсвилла в группу Би-би-ти Трипурари в аэропорту О’Харе. Я распространял в аэропорту около шести или восьми месяцев. В то время на преданных часто нападали механики Американских Авиалиний или кто-то еще из обслуживающего состава. Также там было два тайных полицейских – один лысый, другой кучерявый. У отца Транакарты, который также распространял там книги, был известный ресторан в Чикаго. И лысый с кучерявым знали его. Я встречался с ним пару недель назад и он рассказывал мне об этом. Так или иначе, на преданных часто нападали. Эти два копа затащили Прагхоша в лифт. Они стали давить ему пальцами в глаза и избивать его довольно сильно. Я помню, как мы собрались все вместе, и Трипурари сказал: «Послушайте, так не пойдет. Теперь, если вы увидите, что на распространителя книг кто-то нападает, то должны все вместе подскочить быстро и помочь». Мы стали так делать и это их реально утихомирило, потому что они поняли, что мы будем сражаться. Так или иначе, Шрила Прабхупада об этом услышал, и он пригласил всю группу Трипурари в Маяпур. Так я впервые поехал в Маяпур, будучи брахмачари, в 1976 году. Это был как раз тот год, когда мы заказали целый самолет 747, и летели с киртаном. Пилота самолета звали капитан Нараян. Я совершенно уверен в этом. Так как преданные танцевали в самолете, пилоту стало трудно управлять, и он попросил нас быть более сдержанными. Вишнуджана Свами вел эти киртаны. Так или иначе, во время фестиваля в Маяпуре однажды Шрила Прабхупада попросил группу Трипурари, состоящую в основном из брахмачари, и группу Радха Дамодара подняться к нему в комнату. Мы все набились в комнате Прабхупады. Я сидел сзади в углу и не мог даже двигаться, потому что было очень много народу. Я помню, как Тамал Кришна Махарадж дал Шриле Прабхупаде чек от распространения книг. Затем Прабхупада стал говорить. Он сказал:
– Эту миссию мне дал мой Гуру Махарадж. Но что я могу сделать один? Сотрудничество – это суть нашего Движения. И благодаря вашей помощи я смогу служить наказу своего духовного учителя.
Затем Прабхупада сказал:
– Кого-то из вас избивали?
По-моему Трипурари Махарадж сказал:
– Да, Шрила Прабхупада, на преданных нападали.
Тогда по щекам Прабхупады потекли слезы. Он очень высоко ценил, что преданные помогают ему в его миссии. Конечно же, мы знаем, что Прабхупада считал это миссией для своего Гуру Махараджа. Но он чувствовал очень сильную любовь ко всем своим ученикам, потому что мы помогали ему. Это был очень очень трогательный момент. До этого я никогда не видел, что такое настоящее смирение. Но теперь можно было ощутить, что Прабхупада любил нас и он ценил то, что мы делаем. Конечно же, мы все думали: «Нет, Шрила Прабхупада, это вы спасаете нас от самсары и вы представляете нас Кришне». Но Шрила Прабхупада выражал свою признательность нам за то, что мы помогали ему. Это совершенно пленяло. И я вернулся с еще большей решимостью распространять книги, чем когда-либо. Я никогда не забуду этого. И он говорил: «О, да, Харидаса Тхакура тоже избивали, Иисуса Христа тоже избивали. И вы все берете на себя это бремя, чтобы помогать мне. Я не смогу вас отблагодарить в полной мере». Конечно же, мы думали: «А мы не можем отблагодарить вас в полной мере». Я никогда даже не представлял, что Шрила Прабхупада был настолько смиренным. Потому что я всегда думал, что он просто очень великий царь. Он был очень могущественным. Но при этом он также был очень кротким, смиренным и признательным. Это было очень искренне. И он расплавил сердца всех преданных.
83-17 Шивананда дас
На другой утренней прогулке мы были со Шрилой Прабхупадой вдвоем. Мы увидели большой рекламный щит с красивой девушкой и сигаретами. Прабхупада сказал:
– А! Зиггаретенз здесь очень популярны.
Конечно же, немцы курят. Но так как там была изображена красивая девушка, он прокомментировал это:
– Посмотри, как девушек эксплуатируют. Их используют для рекламы. Если на картинке есть красивая девушка, тогда товар купят. Так эксплуатируют женщин для рекламы и продажи.
На другой утренней прогулке мне пришлось сплюнуть. У меня накопился избыток слизи. Я нашел подходящее место и сплюнул в сторону. Он сказал мне:
– Если что-то поднимается, то должно выйти наружу.
Даже в сплевывании духовный учитель может дать какое-то наставление. На другой утренней прогулке было довольно прохладно. В Гамбурге даже летом и в сентябре не очень тепло. Прабхупада повернулся ко мне и сказал:
– Хорошо, сегодня на завтрак приготовь пакоры и молоко.
Я сказал:
– Горячее молоко?
Тогда Прабхупада дал определение молоку:
– Молоко значит горячее коровье молоко.
Мы вернулись и я приготовил для него пакоры и горячее молоко. Это то, что он принял на завтрак тем утром. На другой утренней прогулке мы проходили мимо супермаркета Алди. Был солнечный день. Там не часто были солнечные дни, но на это раз был солнечный день. Прабхупада остановил меня и сказал:
– Хорошо. Стой здесь лицом к солнцу.
Я сделал это. Это наглядный пример того, что Бог – это свет, а когда нет Бога, то появляется майя. Он сказал:
– Стой здесь и смотри на солнце. Видишь? Ты смотришь на солнце и нет никакой тени. Теперь повернись.
Я повернулся. И конечно же сразу оказался в своей тени. Он сказал:
– Видишь? Как только ты повернулся, то оказался в тени. Когда ты поворачиваешься лицом к Кришне, то нет майи. Но как только ты отворачиваешься, сразу же появляется тень, майя.
Так Прабхупада привел наглядный пример для фразы со своего журнала «Обратно к Богу».
83-18 Джанаки даси
Я была рада слышать, как Шьямасундара рассказывал мне, что когда люди начинали очень сильно гордиться своим положением и могуществом, Прабхупада говорил: «О, ты теперь свами?»
83-19 Лочанананда дас
Затем мы поднялись в комнату Прабхупады, чтобы получить брахманическую инициацию. Мы сидели в коридоре. Первыми заходили девушки. У каждого преданного была роза в подарок Прабхупаде. По мере того, как выходили девушки, мы спрашивали у каждой: «Что говорил Прабхупада? Что он сказал вам?» И каждая отвечала одно и то же: «Прабхупада сказал, что я должна постричь свои ногти. Они слишком длинные». Затем после девушек вошел я. Я предложил Прабхупаде свои поклоны, а также цветок. Я сел лицом к нему. Он сказал:
– Прямо здесь.
Я подвинулся поближе. Затем он снова сказал:
– Прямо здесь.
Я еще немного подвинулся. Он сказал в третий раз:
– Прямо здесь.
Мои коленки практически касались коленок Прабхупады. Мне было по-настоящему неудобно, потому что я был слишком близко. Затем Прабхупада сказал:
– Нет, правое ухо.
Потому что надо было слушать мантру от гуру через правое ухо. Так что получилась неловкая ситуация. Но ожидается, что вы будете чувствовать себя глупцом в присутствии вашего духовного учителя. Прабхупада взял шнур и как лассо накинул мне на шею. Он показал мне, как считать на пальцах. Затем он сказал:
– Я даю брахманическую инициацию своим ученикам, но потом они даже не моют свои руки после еды. В чем смысл?
Поэтому я всегда мою свои руки. Прабхупада хотел, чтобы мы следовали определенным стандартам. Но они были очень простыми. И только по своей лени мы не могли делать этого.
83-20 Прафулла Мукхи даси
Когда я была в Беркли или в Сан-Франциско, мы захотели купить храм на Мишн-стрит. Я спросила своего отца, хочет ли он дать пожертвование. И он дал 50 тысяч долларов, что было достаточно много по тем временам. Я сказала ему: «Ты понимаешь, что такое карма?» Я объяснила ему, что такое карма. И это изменило его жизнь. До этого он, как и многие другие, не понимал, как Бог может быть добрым и одновременно позволять детям страдать. Киртанананда попросил у него денег на новый мраморный пол в Бахулаване на ферме, потому что мы построили небольшой храм за этой фермой. Он пожертвовал мраморный пол и также взял ответственность за корову. Киртанананда привез моего отца на встречу со Шрилой Прабхупадой в Мадхуване. В то время он жил в Мадхуване. Мы выехали оттуда, а Шрила Прабхупада заехал. Также там жили Парамананда, Сатьябхама и Хладини с ее божествами Джаганнатх. Мои родители пришли на даршан, чтобы поговорить со Шрилой Прабхупадой. Но меня не пригласили, я уже не помню, почему. Я осталась снаружи. Мои родители до самой смерти помнили, что он им сказал. Он всегда оставался в их сердцах. Это было очень сладко. Они тотчас же стали слушать его, а он рассказывал им о сознании Кришны. Он оказал на них огромное впечатление. Мой отец практически получил инициацию. Не от Прабхупады, а от Киртанананды. Но Киртанананда по какой-то причине не стал этого делать. Но он был близок к этому. Когда мой отец умирал, у него на шее были кантхималы, и также божества Гаура Нитай около его постели. Я рассеяла его прах по Ганге. Я точно не знаю, что он им сказал, но они слушали его. Это главное. И он им понравился. Конечно же, невозможно не полюбить Шрилу Прабхупаду.
83-21 Лочанананда дас
Мы были на утренней прогулке около Эйфелевой башни и дворца Шайо в Париже. Шрила Прабхупада собирался уже садиться в свою машину, чтобы уехать. Но я выпалил вопрос:
– Шрила Прабхупада, кто является величайшим врагом преданного?
Шрила Прабхупада повернулся и сказал:
– Он сам. Потому что если он совершает разные глупости, если он не контролирует ум и чувства, тогда он не сможет прогрессировать в сознании Кришны, и становится своим самым худшим врагом.
83-22 Джанаки даси
Он сказал мне:
– Если ты поедешь в Лондон, это будет великим служением.
Мы полетели сначала в Монреаль и получили там благословения Прабхупады. Затем мы вшестером – Мукунда, Гурудас, Ямуна, Малати, Шьямасундара и я – сели на самолет. Он делал остановку в Рейкьявике в Гренландии. Затем четверым из нас пришлось поехать в Голландию, потому что у нас хватало денег на въезд только для двоих. Мы собрали все деньги и отдали их первой паре. Как только они там обосновывались и находили жилье, приезжали следующие двое. Единственное, что у нас спрашивали при въезде в Англию, не являемся ли мы саентологами. Они не хотели пускать никаких саентологов. То есть, приехали еще двое, а затем еще двое. Когда мы приехали в Лондон, Мукунда купил себе костюм в тонкую полоску, шляпу-котелок и трость. Чтобы понять это, надо знать, насколько Мукунда любил классику. Он играл свою роль, когда это было необходимо. Таким был Мукунда. Они вместе со Шьямасундарой строили бизнес-знакомства. Они находили богатых людей, чтобы те помогали нам в разных вещах. По-моему это была идея Шьямасундары вовлечь Битлз. Мы посылали каждую неделю прекраснейшие десерты в компанию Эппл Рекордс. Это была хорошая зацепка, потому что она сработала. Да, она сработала. Мукунда и Шьямасундара в конце концов стали друзьями на всю жизнь с Джорджем Харрисоном. Когда он умирал, то позвал их, чтобы они были рядом. Он был очень предан Кришне. Очень предан.
83-23 Лочанананда дас
В Париже на утренней прогулке я задал Прабхупаде вопрос. Кто-то в храме на воскресной программе спросил о Гуру Махарадж Джи, Мини Гуру. Прабхупада сказал: «Я его не знаю». Позже он говорил: «Если вы говорите, что кого-то не знаете, это уменьшает его положение». Но затем на утренней прогулке я спросил у Прабхупады об этом:
– Они говорят, что не обязательно повторять Святое имя, потому что вы можете услышать Его, если внимательно прислушаетесь к Святому имени, которое вибрирует внутри вас.
Прабхупада был немного этим рассержен: «Зачем ты приводишь возражения?» Он сказал:
– Какова ценность фразы «они говорят»? «Они говорят то», «они говорят это».
Все преданные подключились и стали говорить:
– Да, в чем ценность фразы «они говорят»?
Прабхупада сказал:
– Нас волнует то, что говорят писания.
Затем он процитировал харер-нама-шлоку:
– Харер нама харер нама харер нама эва кевалам. Надо повторять Святое имя, произносить вибрацию – это звук имени Кришны. Потому что когда вы повторяете имя Кришны, Кришна и Его внутренняя энергия танцуют на вашем языке. Мы принимаем мнение писаний. Являются ли эти остальные люди такими же великими, как Кришна? Являются ли они такими же великими авторитетами, как Кришна? Поэтому мы примем слова Кришны, а не их слова.
Это было сурово.
83-24 Бхушая дас
42 года назад мы с Лекхашраванти поженились. Лекхашраванти – это дочь Уолтера Рейтера, который известен как «отец великого американского среднего класса». Он был президентом Объединенного профсоюза рабочих автомобильной промышленности. Оба ее родителя были убиты в авиакатастрофе в 1970 году. Лекхашраванти не очень хорошо себя чувствует. Но я знаю ее историю, и она попросила меня прийти и рассказать. Поэтому я делаю это. Впервые она увидела Шрилу Прабхупаду в марте 1974 года. Она летела в Бомбей с Говардханом, президентом храма в Детройте. Когда она прилетела туда, Прабхупада давал речь на крыше общежития. Она села и стала слушать. Прабхупада рассказывал основы – вы не являетесь этим телом, а Кришна это Верховная Личность Бога. Когда Прабхупада говорил, Лекхашраванти получила реализацию того, что она действительно не является телом. Эта истина ожила для нее. Поэтому она плакала от радости. Она была очень счастлива, потому что ее жизнь была достаточно тяжелой. Она потеряла своих родителей в возрасте 22 лет. Ее отца почитали во всем мире. Он был одним из величайших социальных провидцев в мире. И она потеряла его очень быстро. На следующий день у нее состоялась встреча со Шрилой Прабхупадой. Первым делом она рассказала Прабхупаде о том, как ее родители были убиты в авиакатастрофе в 1970 году. Прабхупада тотчас же утешил ее. Он процитировал стих на санскрите о том, что душа вечна и никогда не умирает. Он сказал, что ее родители продолжают где-то жить. Затем Прабхупада спросил у Лекхашраванти, хочет ли она выйти замуж. Она сказала:
– О, Шрила Прабхупада, как Кришне будет угодно.
Прабхупада посмеялся и сказал:
– Каждая девушка хочет выйти замуж.
Затем Лекхашраванти объяснила, что за ее родителей была выплачена страховка в размере одного миллиона долларов, и они с сестрой разделили эти деньги пополам. Она хотела использовать то, что у нее осталось, в служении Кришне. В тот раз она выписала чек для Шрилы Прабхупады на 50 тысяч долларов, который он тотчас же использовал, чтобы напечатать Шримад Бхагаватам. Его Гуру Махарадж просил его: «Если у тебя когда-либо будут деньги, печатай книги». Как только Прабхупада получил эти 50 тысяч, он тотчас же пустил их на распространение книг. В то время как раз распространение книг начало набирать свои обороты. Это был ее первый опыт встречи со Шрилой Прабхупадой. Она почувствовала, что эти деньги были ее гуру-дакшиной. Потому что она также получила инициацию.
83-25 Шивананда дас
На одной утренней прогулке было прохладно. Прабхупада был одет достаточно тепло, в свое пальто. Мы зашли в здание, где остановился Прабхупада. Мы стояли перед лифтом. Я растирал свои руки, потому что они замерзли. Тогда Прабхупада дотронулся своей рукой до моей руки. Его руки были теплыми. Затем он сказал мне:
– Если держать в тепле туловище, тогда остальные части тела тоже останутся теплыми.
Такое он дал мне наставление. В другой раз на утренней прогулке я привел Шрилу Прабхупаду к очень красивой церкви. Вокруг этой церкви также располагалась община служителей. Когда я показал Шриле Прабхупаде эту красивую церковь, он прокомментировал:
– Да, у нас тоже должно быть что-то подобное – в центре храм, а вокруг община.
Так Прабхупада дал свой комментарий по поводу будущего развития. Также накануне одной утренней прогулки Шрила Прабхупада дал мне несколько писем, чтобы я отнес их в почтовый ящик. Я должен был поднести их к ящику и положить внутрь. Но я вернулся в храм и отдал их кому-то другому. Затем кто-то другой отдал их еще кому-то. В конце концов они достигли почтового ящика. Но когда утром Шрила Прабхупада спросил меня об этом, он рассердился на меня. Это было в тот же раз, когда мы ждали лифта, чтобы подняться в комнаты Прабхупады. Когда Прабхупада услышал всю историю о письмах, он разгневался на меня. Он сказал:
– Ты безответственный.
Я был в смятении. Я подумал: «Я не могу ничего говорить». И конечно же, если вы пытались что-то возразить, когда Прабхупада ругал вас, это усугубляло ситуацию. Поэтому я просто принял его слова. Это подобно тому, как стоять напротив дракона, который дышит в вас огнем. Я просто принял это как наказание от Прабхупады: «Да, я должен стать более ответственным в отношении того, о чем меня просит Прабхупада».
83-26 Лочанананда дас
Шрила Прабхупада был рад услышать, что его книга «Кришна» будет напечатана на французском языке. В самой книге «Кришна» Прабхупада пишет: «Тот, кто читает книгу «Кришна», станет преданным Кришны». Было очень важно широко распространять книгу Кришна, потому что она содержит истории об играх Кришны из Десятой Песни. Мы не знали, сможет ли Шрила Прабхупада на самом деле закончить перевод Десятой Песни. Поэтому это был его вклад для всего человечества с целью избавить мир от имперсонализма и философии пустоты.
83-27 Прафулла Мукхи даси
Есть одна замечательная фотография Прабхупады в Бруклине, когда он сидит на кресле-качалке и улыбается, потому что в тот момент он смотрел спектакль, который ставили Расагья, Лохитакша и другие преданные. Спектакль был удивительным. Он назывался «Кришна похищает Рукмини». Просто прекрасный спектакль. Он смеялся. Я тоже попала на фотографию, но на заднем фоне. Он там смеется и все остальные тоже смеются. Я помню, как он сказал:
– Это еще лучше, чем первоисточник.
Было весело.
83-28 Бхушая дас
Когда Шрила Прабхупада приехал в 1976 году в храм, Говардхан попросил Лекхашраванти пригласить каких-нибудь важных людей на встречу с ним. Она пригласила президента Университета штата Уэйн, Джорджа Галлена, который оказался очень приятным джентльменом. Его отец был министром. И видно было, что он по-настоящему понимал, когда Прабхупада говорил, что мы являемся не телом, а душой. Также был сенатор штата Джекки Вон. Он уже приходил за год до этого. Лекхашраванти приглашала его. Первое, что Шрила Прабхупада сказал сенатору штата Джекки Вону: «Кришна – черный. Он происходит из вашего сообщества. И мы поклоняемся Ему». Они оба посмеялись. Джекки Вон в предыдущий год получил уже очень приятный опыт общения, поэтому когда Прабхупада приехал снова, он опять пришел. Он обращался к Шриле Прабхупаде как «Ваше Превосходительство». Все эти люди были совершенно восхищены. Никто из них никогда не встречал никого, подобного Шриле Прабхупаде, хотя все они были великими академиками. Затем Лекхашраванти пригласила Монсеньора Клемента Керна, который был главой всех католиков в Детройте и окрестности. Монсеньор Клемент привел с собой священника Отца Шермана, который жил в церкви напротив храма. Они сели на веранде. В особняке Фишера есть большая красивая веранда. Они общались в течение нескольких часов, по-настоящему углубившись в философию. И по прошествии двух часов Отец Шерман сказал:
– Я чувствую себя одним из ваших учеников. Я нахожусь в присутствии учителя.
Он выразил свою огромную признательность. Позже вечером или на следующий день слуга Прабхупады напомнил об этом, и Прабхупада сказал:
– Да, он хотел стать моим учеником.
Монсеньор Керн также, хотя и был довольно пожилым человеком, но вел себя очень уважительно со Шрилой Прабхупадой. Похоже, что все люди осознавали, что находятся в компании очень особенного человека.
83-29 Шивананда дас
В Германии раз в месяц есть такие дни, когда все люди выкидывают на улицу разную мебель и другие ненужные им вещи. Затем приезжают большие грузовики, которые собирают все и увозят. За неделю до приезда Прабхупады мы уже вышли и собрали много всего для себя – стулья, столы и так далее. Когда приехал Прабхупада, то одним утром он пошел на прогулку в сопровождении большого количества преданных. Итак, Прабхупада шел, а по сторонам лежала разная мебель и другие вещи. Прабхупада показал тростью на что-то и сказал:
– О, почему бы вам не взять это?
Мы ответили:
– Шрила Прабхупада, у нас уже это есть.
– Хорошо.
Мы пошли дальше, и Прабхупада снова сказал:
– А почему бы вам не взять вот это?
Мы сказали:
– Шрила Прабхупада, у нас это тоже есть.
Прабхупада пошел дальше. Затем Прабхупада увидел персидский ковер в очень хорошем состоянии. Прабхупада сказал:
– О, возьмите его. У вас такого точно нет. Возьмите его.
Мы взяли ковер, принесли его в храм, почистили, и он стал частью храмовой комнаты. В другой раз, когда я готовил для Шрилы Прабхупады, Шрила Прабхупада появился в двери кухни и сказал:
– Ты не должен ничего растрачивать.
Это все, что он сказал, и затем он вернулся в свою комнату. Это показало мне, что Шрила Прабхупада был очень внимателен к тратам, и он не хотел ничего растрачивать даром. Мы знаем, что Прабхупада раскрывал конверты и использовал их для того, чтобы делать заметки и тому подобное. Поэтому мы должны быть очень внимательными, чтобы не тратить даром энергию Кришны, чтобы не тратить даром средства, которые дает Кришна. Иногда я размышляю об этом. И я думаю, что скорее всего к тому моменту, когда я стану чистым преданным, я должен достичь состояния, когда я ничего не трачу зря.
83-30 Лочанананда дас
Я поехал в Женеву в конце 1971 года. Гуру Гауранга также приехал в Женеву. Но я приехал первым. По дороге в Женеву я остановился в Лионе, провел там Харинама санкиртану и заехал к одному клиенту «Духовного неба», потому что я занимался бизнесом по продаже эфирных масел. Клиент взял масла и сказал:
– У меня есть кое-что для вас.
Это был альбом «Радха Кришна Темпл». Он дал мне его и я за него заплатил. Затем я переехал на поезде через Альпы в Швейцарию. Я остановился у леди по имени мадам Вотье, с которой я связался, находясь еще в Париже. Я подумал о том, чтобы передать этот альбом на радиостанцию, чтобы они включили его в свою программу. Я пришел к ним в дхоти с бритой головой. Секретарь в приемной сказала мне: «Подождите секундочку». Она вернулась с Жаном-Пьером Алленбахом, ведущим диджеем главной национальной радиостанции на французском языке. Он сказал:
– Вы говорите по-французски?
Я сказал:
– Да, говорю.
Он сказал:
– Вы знакомы с Битлз?
Потому что я принес ему альбом «Радха Кришна Темпл», который выпустил Джордж Харрисон. Я сказал:
– Мои друзья хорошо знакомы с ними.
Он сказал:
– Вот, что мы сделаем. Мы возьмем ваш альбом и будем ставить по три песни с него, а между ними мы будем ставить песни Битлз, и также я буду задавать вам вопросы о сознании Кришны. Вы расскажете мне все о вашей философии и вашем образе жизни.
Изначально я планировал просто отдать им альбом, но в конце концов я участвовал в записи тридцатиминутной радиопередачи, которую транслировали по всей стране. Кришна открывает для вас двери. И открываются возможности для проповеди, когда вы презентуете книгу или даже запись. У нас были трудности с органами власти в Женеве. В конце концов они объявили нас нежелательными. Гуру Гауранга подумал поехать в Гренобль и прощупать там почву, надеясь, что люди там будут более восприимчивыми. Его очень хорошо встретили и он получил много хороших отзывов. Я написал Шриле Прабхупаде, спросив его: «Шрила Прабхупада, в Женеве у нас было много проблем, хотя наш проповеднический центр находился за пределами Швейцарии. Но нас преследовали каждый раз, когда мы въезжали и выезжали. С другой стороны в Гренобле люди оказались очень восприимчивыми. У нас появились потенциальные преданные, которые откликнулись, предложив свое служение. Должны ли мы закрыть храм в Женеве и открыть вместо него центр в Гренобле?» Прабхупада написал ответ. Было видно, что он был недоволен нашим ошибочным представлением. Мы собирались так просто закрыть храм. Он сказал: «Нет, вы не можете закрыть один храм для того, чтобы открыть другой храм в каком-то другом месте». Это было очень хорошее наставление, потому что нам нужно было понять, что мы приглашаем Кришну прийти в наш храм и жить там. Мы не можем Его выгнать оттуда по своей прихоти и перевезти куда-то в другое место. Это было очень хорошее наставление, которое также применимо здесь с храмом в Бруклине, когда преданные говорили: «Давайте продадим этот храм и перевезем Божеств ближе к общине». Но настоящим решением должно было стать такое: «Почему бы общине не переехать поближе к Кришне?» Потому что Прабхупада сказал мне однажды: «Туда, где есть Кришна, придут люди. Так что пусть они придут».
83-31 Бхушая дас
Моя первая встреча с Мукундой Махараджем состоялась, когда он приехал в особняк Фишера в Детройт. Это было утром, когда мы повторяли джапу. Мы с Лекхашраванти официально поженились в ноябре 1976 года. Теперь был август 1977 года, за три месяца до того, как Прабхупада ушел от нас. В то время наше Движение неправильно было представлено в СМИ – как один из множества других культов. В итоге Мукунда Махарадж даже написал буклет «Не смешивайте нас с другими». Он сказал мне:
– Если Амбариша будет твоим свидетелем на свадьбе, тогда, мне кажется, что я смогу это хорошо разрекламировать. Это покажет миру, что мы – культура, а не культ.
Я зашел в храмовую комнату. Амбариша Прабху читал джапу. Я сказал:
– Прабху, могли бы вы быть свидетелем?
Он тотчас же ответил «да». Он сказал:
– Да, для меня это будет честью.
Причина, по которой это было важно с точки зрения проповеди, заключалась в том, что Генри Форд – это широко известный во всем мире предприниматель и владелец большой успешной компании, а отец Лекхашраванти, Уолтер Рейтер, участвовал в создании Объединенного профсоюза рабочих автомобильной промышленности, и он также всемирно известен, так как помогал рабочему классу во всем мире и сражался за социальную справедливость. На самом деле в 1937 году состоялось известное сражение, когда этот профсоюз пытался повлиять на компанию Форда, но Генри Форд организовал то, что в «Нью-Йорк Таймс» назвали «крупнейшей квази-армией в мире», которая насчитывала 3000 бандитов, главной целью которых было не дать рабочим объединиться в союз. 26 мая 1937 года состоялась битва у эстакады, когда Уолтера Рейтера и несколько других человек жестоко побили. Смысл в том, что была борьба между управляющим классом со стороны Форда и рабочим классом со стороны Рейтера. Но теперь благодаря божественной милости Шрилы Прабхупады двое потомков их семей сотрудничали вместе в сознании Кришны. Сначала они объединились, чтобы купить храм Харе Кришна в Детройте – особняк Фишера. Каждый из них оплатил половину. Поэтому Мукунда Махарадж сказал:
– Мне кажется, что мы можем это хорошо разрекламировать.
Амбариша сказал:
– Да, я согласен быть свидетелем.
В течение следующей недели Мукунда Махарадж занимался организацией всех СМИ по всему миру. И недавно он напомнил мне, что за неделю до свадьбы он договорился о небольшой статье в журнале «Ньюсуик», благодаря которой он привлек внимание журналов и газет «Тайм», «Пипл», «Вашингтон Пост», «Нью-Йорк Таймс», «Шпигель», «Гардиан» и других. Так или иначе, новость разошлась по всему миру. И также вышла большая статья в «Хиндустан Таймс» с фотографией. Прабхупада в это время сильно болел. Он сидел во Вриндаване, прислонившись к стене. Тамал Кришна Махарадж и Сура дас были свидетелями этого. Сура много раз рассказывал мне об этом, потому что у него сохранились записи в дневнике. Какие-то санньяси делали свои отчеты, но Прабхупада не проявлял особого интереса. Затем пришел преданный с газетой «Хиндустан Таймс». Прабхупада тотчас же сел и сказал:
– О, прочитайте это мне.
Там был большой заголовок «Форд-Рейтер – Харе Кришна». Преданный прочитал всю статью, в которой также говорилось о том, что и я, и Лекхашраванти поддерживаем себя полностью за счет распространения книг Прабхупады. Прабхупада сказал:
– Это совершенство семейной жизни.
Все преданные в тот раз собрались вместе и организовали по-настоящему замечательное мероприятие. После того, как преданный закончил читать Шриле Прабхупаде статью из «Хиндустан Таймс», Прабхупада сказал:
– Прочитай мне еще раз.
И он улыбнулся. Сура рассказал мне, что тем утром было три отчета, и этот отчет заставил Шрилу Прабхупаду улыбнуться. Затем Шрила Прабхупада спросил, сколько было потрачено денег на свадьбу. Сумма была порядка 10 тысяч долларов. Некоторые преданные чувствовали, что мы тратим слишком много денег на эту грандиозную свадьбу. Но Прабхупада одобрил это, сказав:
– Да, очень хорошо.
Он был очень счастлив этой грандиозности. Слава разошлась по всему миру. Об этом говорили в вечерних новостях «Эн-би-си» и во всех главных изданиях по всему миру. Мы не думали, что так будет. Все это организовал Мукунда Госвами. Он сказал:
– Да, я позвонил в «Тайм».
Я сказал:
– «Ньюсуик» тоже напечатали.
Он сказал:
– Да, пусть они узнают о тебе.
Все тогда проявились. Это было удивительно. И все было позитивно. Не знаю, был ли именно это переходный момент, но раньше об Амбарише писали очень плохо – «богатый ребенок, вступивший в культ». Его родители выгнали его из дома из-за этого. Но когда сошлись Форд и Рейтер, все было просто позитивно, очень позитивно. Все статьи описывали нас как древнюю культуру. И свадьба показала это. Приехал Гопати Прабху, чтобы готовить. Он был замечательным великим поваром. Амбариша заказал самые ароматные цветы с Гавайев. Их предложили Божествам, сделали из них гирлянды и предложили всем гостям. Все было на высшем уровне. Мукунда Госвами выделил каждой медиа-компании по полчаса. Там были Амбариша, Лекхашраванти и я, но я был кем-то вроде секунданта. Я просто водил их от одного места к другому. А они оба выступали очень хорошо. Они оба явились первоклассными представителями Шрилы Прабхупады.
83-32 Шивананда дас
В Германии конечно же есть светофоры – «идти», «не идти». Мы обычно на них не обращали внимания. Но я подумал: «Хорошо, теперь я нахожусь со своим духовным учителем, я должен быть по-настоящему внимательным». У меня в голове было какое-то понимание мирской морали, и я решил, что при Прабхупаде не буду идти, если написано «не идти». Итак, мы подошли к переходу. Там было написано «не идти». Прабхупада посмотрел на улицу – там совершенно не было машин. И он пересек дорогу, несмотря на то, что светофор говорил «не идти». Я понял, что не надо руководствоваться мирской моралью, и тоже пошел за Шрилой Прабхупадой. Прабхупада был очень практичным. И он не был мирским моралистом.
83-33 Лочанананда дас
Джи-би-си попросил меня стать президентом храма в Амстердаме в 1975 году. Мы работали над публикацией Бхагавад-гиты и нескольких других книг. Прабхупада сказал: «Это важная работа. Делайте ее хорошо». Мы установили Божеств Гаура Нитай. А затем мы установили Божеств Шри Шри Радха Гопинатх, которые теперь в Радхадеше. Это было на день явления Господа Нитьянанды. Когда мы приехали на фестиваль Гаура Пурнимы в Индию, я зашел в комнату Прабхупады во время даршана. Я дал ему копии его книг и пачку фотографий Божеств, которые были сняты во время церемонии установления. У Прабхупады был низкий столик. Он взял все 20 фотографий и разложил на столе, чтобы гости могли смотреть на них, пока он говорил с ними. Затем Прабхупада посмотрел на брошюру, которую мы распространяли в качестве ознакомительной литературы для общественности, и сказал:
– О, Кришна выглядит Таким юным. Он вечно молодой Купидон. Он выглядит очень свежим. Но вокруг себя я вижу, что все стареют. Душа не подвержена старению. Душа вечна. И наша жизнь с Кришной также вечна.
Это было очень поучительно. Есть еще одна история. Когда я был в Лос-Анджелесе, Прабхупада позвал меня в свою комнату. У меня была фотография Божеств из Парижа. Это было вскоре после Их установления. Я подарил ее Прабхупаде в подарочной упаковке. Он открыл ее, как рождественский подарок, и сказал:
– О, Радхарани так красива!
И он коснулся фотографией головы. Он сказал:
– Я повешу ее прямо здесь, на стене.
Я подумал: «Правда, Шрила Прабхупада?» Потому что я знаю, что он не был привязан ни к чему, что вы ему дарили. Он просто раздавал все как прасад. Но в 1985 году я вернулся туда, через 11 лет, и один преданный сказал:
– Прабху, давайте сходим в комнату Прабхупады. Она находится над храмом.
Мы зашли туда и предложили свои поклоны. Я посмотрел на стену, и эта фотография висела там, где он и говорил. Она все еще была там. Затем через пять лет я снова поехал в Лос-Анджелес на торговую выставку. И снова она была там. Я рассказал пуджари историю, и она ответила, что если ее когда-нибудь снимут, то она позаботиться о том, чтобы вернуть эту фотографию мне. Смысл был в том, что у меня было сомнение. У меня был небольшой намек на сомнение. Я думал, что Прабхупада просто шутил со мной, или он говорил это для того, чтобы порадовать меня. Я его совершенно неправильно понял. И я прошу прощения за это. Мы должны всегда воспринимать Прабхупаду дословно. В его словах есть сила, и они могут изменить мир. А если мы будем повторять его слова, тогда мы сможем изменить мир от его имени. Я помню, как совершил эту маленькую ошибку, хотя и просто в своем уме. Но теперь с этим покончено.
83-34 Шивананда дас
Я готовил для Прабхупады обед. Затем я приходил и делал ему массаж. А затем шел обратно на кухню, приносил его тарелку и предлагал его Божествам. Он возил с собой своих Божеств. В комнате был небольшой шкаф, в который он поставил Божеств. Однажды он пришел на кухню и сказал:
– Подойди сюда.
Он открыл дверь к Божествам и сказал:
– Это Те, для Кого ты готовишь. Ты говоришь не для меня. Ты готовишь для Кришны.
Конечно же, в то время у меня не было никакого представления о поклонении Божествам. Это было для меня немного чуждым. Я думал, что готовлю для Шрилы Прабхупады. Но Шрила Прабхупада старался научить меня тому, чтобы я готовил все как подношение Кришне. На следующий день мы пытались найти манго для Прабхупады, но было не просто найти хорошие манго в Гамбурге в то время. Мы нашли несколько зеленых манго. Прабхупада увидел зеленые манго на кухне. Прабхупада хотел принимать манго во время обеда. Мне кажется, что они обладали каким-то лекарственным эффектом. Итак, он увидел у нас зеленые манго и сказал:
– Хорошо, вот, что вы должны сделать. Очистите манго. Затем вырежьте зеленую мякоть манго и порубите ее.
Затем он попросил меня расплавить сахар, не добавляя в него воду, потом добавить в сахар зеленую мякоть манго и перелить все в бутылку. Можно было видеть, что манго становилось фиолетовым благодаря сахару. И можно было видеть, как жилки манго проникают в сахар. Прабхупада принимал это каждый день во время обеда. Незадолго до этого случая Прабхупада сказал мне, что я не должен ничего растрачивать. После всех приготовлений на кухне осталась кожура от зеленых манго, и я задумался: «Я же не должен ничего растрачивать». Поэтому я спросил Прабхупаду:
– Что мне делать с кожурой зеленых манго?
Он сказал:
– О! Если ты хочешь ее использовать, смешай ее с горчичным маслом и солью, и затем принимай.
Боже, это оказалось тяжелым испытанием. Никому из преданных, кроме Мандалибхадры, оно не понравилось. Поэтому мы все отдали ему.
83-35 Лочанананда дас
В то время, когда я был президентом храма в Амстердаме, Шрила Прабхупада посетил Нью Маяпур и Лондон. Он поехал в Нью Маяпур и созвал туда всех преданных санкиртаны. Все они пришли в его комнату. В Амстердаме я составлял результаты распространения книг по всей южной Европе в виде информационного бюллетеня. Я отдал его Брахмананде, который был секретарем Прабхупады. Брахмананда показал этот бюллетень Прабхупаде, когда все преданные санкиртаны сидели в его комнате. Прабхупада сказал ему:
– Зачитай вслух.
Я представить себе не мог, что Прабхупада сделает это. Я даже не знал, будет ли он сам его читать. Но его зачитали вслух. В одной части рассказывалось о цели Движения Санкиртаны. Прабхупада сказал:
– Это очень хорошо. Мне нравится.
И он зачитал все письмо. Это заняло довольно продолжительное время. Но после этого я сделал для себя один вывод. С тех пор, когда я что-то пишу, я всегда думаю о том, что Шрила Прабхупада попросит прочитать ему это вслух. Когда я пишу, я всегда очень внимателен, чтобы никого не критиковать по имени, всегда вдохновлять, всегда иметь позитивное мышление и всегда прославлять Прабхупаду и отдавать ему должное. Всегда ставить его на первое место. Он самый выдающийся человек в нашем Движении, лидер преданных. Наши отношения с ним всегда должны удостаиваться уважения. Это был интересный случай.
83-36 Шивананда дас
Это был день после экадаши. Прабхупада пригласил меня в свою комнату и сказал:
– В Индии по традиции в день после экадаши на завтрак готовят пури и халаву.
Я сказал:
– Хорошо, должен ли я приготовить пури и халаву?
Он сказал:
– Да.
Я приготовил пури и халаву, и это то, что Прабхупада ел на завтрак. Я не знал, что это традиция, но это так – в Индии люди едят на завтрак пури и халаву после экадаши.
83-37 Прафулла Мукхи даси
Когда Прабхупада в первый раз приехал в храм в Манхеттене, я стояла и ждала, когда он зайдет. Я держала своего сына Арджуну, которому в тот момент еще не было двух лет. Он стоял передо мной, а я прижала его к себе. Когда Шрила Прабхупада проходил мимо, он вырвался из моих рук и схватил Прабхупаду за стопы. Санньяси стали тыкать в него своими дандами. Но Прабхупада сказал:
– Оставьте его в покое. Он великая душа.
Мое материнское сердце навсегда довольно этим случаем. По-моему его комнаты находились на 11 или 12 этаже. У нас была одна преданная пожилая женщина, с которой мы сделали для него на крыше сад. Мы могли подниматься наверх на даршаны. Там был прекрасный вид на город. Он поблагодарил нас. Я помню, что мы посадили там растения, которые мы не своровали, но выпросили у флористов. Он был очень доволен этим садом. Преданные сказали ему:
– Эти женщины посадили его.
Он повернулся к нам и сказал:
– Спасибо вам большое.
Я всегда была с детьми, поэтому мне всегда было сложно посещать лекции. В какой-то момент мои сыновья заснули. Мой старший сын до этого был в Индии, но он вернулся. Итак, оба моих сына заснули. И я очень захотела попасть на даршан, который проходил в комнате для даршанов. Но когда я пришла туда, комната уже была набита людьми. Мое сердце было разбито. Я была совершенно подавлена. Прабхупада посмотрел на меня и улыбнулся. Тогда все подвинулись и я села прямо рядом с ним. Это еще один опыт. Кто может это понять? Но это случилось. Я стояла в двери. Комната была набита людьми, но все раздвинулись и я села. Все санньяси кивнули мне. Это был странный опыт. Очень странный опыт. Но это было замечательно, потому что мне удалось попасть туда. Он был очень добр. Он видел, чего мы хотим, как Кришна – Он видит наши желания и исполняет их, если они хорошие.
83-38 Лочанананда дас
Мы были на утренней прогулке со Шрилой Прабхупадой в Бхактиведанта Мэноре. В те дни я задавал ему много вопросов на утренних прогулках. Но я в особенности помню, как спросил у него:
– Шрила Прабхупада, есть много преданных, которые говорят, что мы присутствовали как последователи Господа Чайтаньи во время Его игр. Есть ли у нас на самом деле отношения с Господом Чайтаньей?
Прабхупада ответил:
– У каждого есть отношения с Господом Чайтаньей. Он – Кришна.
Я был поражен. У каждого есть возможность участвовать в Движении Санкиртаны, потому что у нас уже есть отношения с Господом Чайтаньей. Надо просто культивировать их, раздувать этот огонь, эту искру. Следующий вопрос, который я задал ему, был таким:
– Шрила Прабхупада, вы верите, что в какой-то момент времени главы государства примут сознание Кришны?
Он засмеялся и сказал:
– Для того, чтобы это случилось, вы должны проповедовать очень активно.
Так что, он возложил эту задачу на нас.
83-39 Шивананда дас
Однажды после экадаши я спросил Шрилу Прабхупаду, будет ли он принимать массаж. И вскоре после этого Прабхупада объяснил мне, зачем нужен массаж. Он сказал: «Когда тело стареет, желудок начинает вырабатывать плохие воздушные потоки, и если эти плохие воздушные потоки не распределять по телу путем массажа, тогда они станут причиной болезни тела». Я понял, что это одна из причин, по которой Прабхупада принимал массаж. Итак, когда вы делали Прабхупаде массаж, Прабхупада садился, и вы начинали с его головы. Вы массировали его голову. Затем вы спускались к его шее, затем к его плечам. Во время того, как я делал Шриле Прабхупаде массаж, я непосредственно ощутил, что Прабхупада понимал, что не является этим телом. Я массировал его руку, а это не очень важное место. Но я продолжал массировать его руку, хотя в этом не было никакой необходимости. Прабхупада повернул голову и сделал замечание:
– Что ты делаешь? Ты массируешь мою руку. Это не очень важное место для массажа.
Тогда я продолжил дальше. Затем я разминал его пальцы. Затем спускался вниз. Иногда Шрила Прабхупада хотел, чтобы я давил очень сильно. Возможно у него были проблемы с сердцем. Я нажимал, я по-настоящему давил очень сильно. Но Прабхупада практически не двигался. Я давил и давил на его сердце со спины. Я волновался, потому что думал, что давлю слишком сильно. Но Прабхупада в тот конкретный день хотел крепкий массаж сердца. Затем вы спускались ниже. После того, как Прабхупада мне рассказал о том, что желудок производил плохие воздушные потоки, я спросил:
– Должен ли я хорошо помассировать ваш желудок?
Он сказал:
– Да.
Но однажды я спускался по его ногам и дошел до его стоп. Я массировал стопы Прабхупады. Прабхупаде также нравилось, когда ему разминали большие пальцы ног. И это было совершенное блаженство. В особенности в тот день. Я массировал его стопы. Я не мог остановиться. Я массировал и массировал. Тогда Прабхупада сказал:
– Хорошо, отлично.
Но я не остановился. Я продолжал массировать. Было очень очень приятно массировать стопы Шрилы Прабхупады. И я испытывал это. Затем Прабхупада сказал:
– Хорошо.
Тогда я остановился.
83-40 Лочанананда дас
Во время установления я подавал ему раковины, чтобы омывать Божеств. А когда мы вышли, я омахивал его чамарой в течение всей церемонии инициации. Он сказал несколько вещей. Там была большая гора овощей, которые были выращены на земле Нью Маяпура. Он сказал:
– Все, что было выращено преданными, в тысячу раз более питательное, чем то, что вы можете купить на рынке.
Это было круто. Я приехал из Амстердама, и у нас было около десяти преданных, которые получали инициации. Поэтому я достал им четки из Туласи, и Прабхупада начитывал их. Он сказал:
– Да, инициация – значит Туласи.
Потому что у остальных были четки из нима. Но он сказал:
– Туласи – это стандарт.
Затем у нас был пир, во время которого я попросил всех амстердамских преданных раздавать пир 400 преданным со всего европейского союза. Прабхупада подошел к окну своей комнаты и я первым увидел его. Я закричал:
– Шрила Прабхупада ки джая!
Он поднял свои руки. Он был в полном блаженстве. Затем он вернулся в свою комнату, где также присутствовало несколько преданных – Бхагаван, Вишвамбхар. Он сказал:
– Все это по милости моего духовного учителя – преданные могут приезжать из совершенно разных стран, сидеть вместе мирно и почитать Кришна-прасадам.
Это было совершенно удивительно. Это было здорово.
83-41 Шивананда дас
После того, как Прабхупада прочитал лекцию в Университете Уппсала, в аудитории нашелся один скептик. Прабхупада говорил о четырех классах людей. Этот скептик сказал:
– Итак, вы личность первого класса?
Тогда Прабхупада остановился и сказал:
– Нет, на самом деле я личность пятого класса. Потому что я пытаюсь вовлечь все четыре класса людей в преданное служение.
Прабхупада был очень смиренным, когда разговаривал с этим человеком. И этот человек был тронут таким ответом на его вызывающий вопрос о положении духовного учителя. Прабхупада в тот раз занял очень смиренное положение.
83-42 Прафулла Мукхи даси
Сейчас я всегда чувствую любовь со стороны Шрилы Прабхупады. Конечно же, дома у меня есть мурти. Но я всегда чувствую, что даже несмотря на то, что я не являюсь великой преданной (такое время от времени случается), но он очень добр. Он просто ждет меня и любит меня вне зависимости от чего-либо. Он любит меня не только когда я хорошая, он любит меня всегда. Он всегда добр ко мне. И он исполняет так много моих желаний, которые совершенно не обязательно исполнять. Но я ощущаю огромную заботу. Я чувствую огромную заботу в сознании Кришны. Несмотря на то, что я одинокая женщина, а в таком положении находится часто гораздо сложнее, но на самом деле это не так, потому что Шрила Прабхупада и Кришна всегда со мной.
83-43 Джанаки даси
Пытаясь описать Прабхупаду, я очень хочу, чтобы вы представили себе человека очень духовного, очень разумного, очень крепко держащегося на своих ногах, отвечая абсолютно на любой вопрос, который ему бросали. Я также хочу, чтобы вы знали, что он был ласковым, сострадательным, веселым, наблюдательным, и у него были чувства, которых, как может показаться, не должно быть у духовного учителя. Вы можете подумать, что он был стойким и отстраненным. Но я знала не такого Прабхупаду. Он был очень восприимчивым.
83-44 Бхушая дас
Когда Лекхашраванти вместе с Амбаришей дала пожертвование, чтобы купить особняк Фишера, который затем стал храмом в Детройте, это были ее последние деньги из наследства в полмиллиона долларов. Она также отдала свой дом в Энн Арборе, который стал первым храмом Харе Кришна в Энн Арборе. Прабхупада оценил это и попросил президента храма Говардхана следить за тем, чтобы она всегда получала заботу. Шрила Прабхупада обладал удивительной личностной природой, проявляя интерес и заботясь обо всех. Он беспокоился о том, чтобы Лекхашраванти получала заботу. Он никогда не обращался к ней по ее духовному имени. Он всегда называл ее Элизабет. Даже в октябре 1977 года, незадолго до того, как Прабхупада ушел. Когда Удаянанда и Говардхан приехали во Вриндаван и Прабхупада узнал об этом, он сразу же позвал их, в ту же минуту. Они спустились. Доктора говорили, что Прабхупада был настолько больным и настолько худым, что его нервы касались его костей, и любой обычный человек кричал бы от боли. Но Шрила Прабхупада сразу спросил:
– Все ли хорошо? Как вы поселились? Как Элизабет? Как Амбариша? Как преданные в Детройте?
За два месяца до этого он уже слышал о свадьбе. Он просто показал отцовскую заботу. Я никогда не встречал в этом мире никого, кто хоть как-то был бы похожим на Шрилу Прабхупаду. Я понял, что такая личность может явиться только из высшего царства, чтобы помогать нам. Несомненно, он был именно такой личностью.
83-45 Шивананда дас
Прабхупада объявил мне:
– Сегодня экадаши.
Я подумал: «О, значит это будет аскетичный день. Может быть Шрила Прабхупада не будет сегодня принимать массаж?» Я сказал:
– Значит не делать массаж?
Прабхупада сказал:
– Нет.
После этого по дороге в храм я стал раздумывать: «Секундочку, но Прабхупаде же нужен массаж. Массаж нужен Прабхупаде для здоровья». Тогда я вернулся и Прабхупада сказал:
– Хорошо, давай делать массаж.
Я сделал Прабхупаде массаж. После массажа он принял омовение и был готов принимать прасадам. Могло показаться, что Шрила Прабхупада ошибся, сказав, что не будет принимать массаж, потому что затем он принял массаж. Когда я принес Прабхупаде тарелку, Прабхупада сказал:
– Ты должен молиться Кришне за меня.
Меня это совершенно ошеломило. Мой духовный учитель, чистый преданный, говорит мне, что я должен молиться Кришне за него. Я был застигнут врасплох. Я сказал:
– Прабхупада, я не думаю, что это сработает.
Прабхупада сказал:
– Почему нет? Ты преданный Кришны.
Я не стал дальше продолжать. Для меня было удивительно, что мой духовный учитель совершенно смиренным образом говорит о том, что я должен молиться Кришне за него. Это было поразительно. Совершенно поразительно.
83-46 Лочанананда дас
Больше всего меня поразило в Шриле Прабхупаде то, что он знал каждого из нас индивидуально. Он увидел меня в толпе из 400 преданных, сидящих на его лекции. И он мог давать нам личные наставления из любой точки мира. Мы все чувствовали связь с ним. Мне кажется, что это самое удивительное – Прабхупада знал нас очень хорошо. Он был способен нас направлять, поправлять, давать наставления. Когда он впервые приехал в Америку, он молился Кришне: «Пожалуйста, сделай мои слова понятными для них». И Прабхупада понимал, как действовать с каждым из нас индивидуально. Это было невероятно. Когда Божества Радхи Кришны были куплены в Индии и отправлены в Амстердам, вместе с Радхой и Кришной были гопи – Лалита и Вишакха. Также было божество Шрилы Прабхупады из чистого гранита, которое весило 200 фунтов. Мы установили Радху и Кришну и гопи в день явления Нитьянанды. А в день Вьяса-пуджи Шрилы Прабхупады в августе 1977 года Прабхупада был в Лондоне. Это было его последнее путешествие в западный мир. Он думал, что проведет мировое турне по храмам ИСККОН. Его идея заключалась в следующем. Все было очень ясным, преданные были сконцентрированы на преданном служении, на следовании принципам. Но он хотел сделать их немного сильнее и еще совершеннее, чтобы все стало просто прекрасно. Но он не смог поехать дальше Бхактиведанта Мэнора в тот год. Когда преданные праздновали день Вьяса-пуджи в Лондоне, мы устанавливали божество Шрилы Прабхупады в Амстердаме на вьясасане. Это был первый раз, когда такое делалось. Мы на самом деле не были уверены в том, как действовать. Мы позвонили и поговорили с секретарем Шрилы Прабхупады, Прадьюмной, Пандитджи. А он задавал вопросы Прабхупаде, пока мы говорили с ним по телефону: «Как они должны делать это? Как они должны делать то?» Он сказал: «Церемонию омовения вы уже умеете проводить. Но что касается подношений, это делается не так, как божествам на алтаре. А что касается одежды, просто меняйте ее, когда она становится мятой». Такое слово он использовал. Но преданные, обладая огромной преданностью к Прабхупаде, установили другой стандарт – каждый день у Прабхупады были свежие одежды. Мы установили это божество. В Амстердаме была одна интересная особенность – пол храмовой комнаты двигался волнами, потому что не был хорошо подкреплен. И Прабхупада, сидя на вьясасане, также двигался. Он качался в киртане. Он держал караталы и качался из стороны в сторону. После ухода Шрилы Прабхупады 14 ноября 1977 года мы провели специальную церемонию для Шрилы Прабхупады. Мы предложили Гуру-пуджу. Все преданные вернулись, и мы читали книгу «Проповедь – это сущность», которая как раз была выпущена в тот же самый день. С этого момента мы всегда чувствовали, что Шрила Прабхупада не ушел. Он все еще с нами. Он присутствует. Мы можем полностью отдать себя ему. И те, кто придут после нас, могут поступать так же. Он может для них сделать то же, что сделал для нас. Это то, что мы чувствовали – Шрила Прабхупада настолько велик, что физическое присутствие не влияет на то, можем ли мы ему служить, потому что мы служим его наставлениям. Прабхупада говорил: «Духовный учитель вечно живет в своем учении, и последователь живет вместе с ним». Это означает, что отношения вечны. И мы чувствуем, что Шрила Прабхупада всегда с нами, что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)