Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 79

79-01 Джанаки даси
Мы с Мукундой планировали полететь в Индию. У нас были визы, паспорта. Мы готовы были поехать. Однажды он вернулся домой и сказал:
– Не поверишь, но один Свами живет в квартале от нас на Бауэри. И он читает лекции.
Однажды я его спросила:
– Как мне прекратить курить? Как мне прекратить делать то-то и то-то?
Он сказал:
– Тебе не надо прекращать. Надо заменять. Всегда.
Такова была его концепция: «Я дам вам то, что наполнит вас гораздо больше, чем то, чем вы сейчас поглощены. Я дам вам то, что займет все пространство внутри вас, и вам даже не захочется заниматься всеми прошлыми глупостями». Ему предстояло совершить над нами огромную работу. Честно говоря, я не знаю… Я знаю, как он это сделал – это был Кришна. Он был совершенно преданным последователем Кришны, своего духовного учителя и ученической цепи. Он был совершенно надежным и верным, и, должно быть, это давало ему силы и целеустремленность, к чему никто из нас не был привык. Это было просто невозможно. Его задача была невыполнимой, но он все равно это делал.
79-02 Сахадеви даси
Впервые я увидела Шрилу Прабхупаду в Лос-Анджелесе, когда он только вернулся из Индии. Я уже стала преданной в Сан-Франциско. Это было в 1969 году. Прабхупада вернулся в Лос-Анджелес. Скорее всего это был 1969 год, потому что тогда я получила инициацию. Я получала инициацию с Джаятиртхой и Дина Бандху. До инициации впервые я увидела Шрилу Прабхупаду в аэропорту. Мы все поехали, чтобы увидеть Шрилу Прабхупаду. Конечно же, я ничего не знала. Все преданные воспевали в киртане, и вышел Шрила Прабхупада. Он выглядел очень царственно, подняв высоко голову. Он зашел в зал. Это был 1969 год. Никто еще не видел никаких свами в аэропорту Лос-Анджелеса. Во всяком случае я никогда не видела свами в аэропорту Лос-Анджелеса. Как я уже сказала, он как будто бы пришел с другой планеты. На нем были прекрасные шафрановые одежды. Он стоял в зале аэропорта, а все преданные воспевали. И я увидела, как одна индийская женщина нырнула к его стопам и коснулась его стоп. Это все, что мне нужно было увидеть. Я тотчас же тоже коснулась его стоп. И я попала в неприятности. Преданные стали мне говорить: «Ты не должна это делать. Ты не должна касаться стоп санньяси». Откуда я знала? Но смысл в том, что Шрила Прабхупада был очень добр. В этом смысл. Если я и могу чем-то поделиться, то это своими отношениями со Шрилой Прабхупадой, в которых я увидела его доброту и его терпимость ко множеству глупых и иногда даже разрушительных наших поступков. Так или иначе, я нырнула к его стопам и дотронулась руками до его стоп. И он не двинулся. Он продолжал стоять там. Я была так счастлива. Но, как я сказала, это продолжалось не долго, потому что, как только я отошла, Прабхупада пошел дальше, а мне пришлось выслушать много всего от людей, имена которых не хочу называть. Но буду честной, меня это не волновало, и до сих пор не волнует.
79-03 Бхакта дас
Когда он прилетел, я забрал его из аэропорта и довез до храма. Мы написали Харе Кришна маха-мантру на ступеньках, ведущих в храм. Это было первое – Прабхупада не захотел перешагивать через мантру. Он мягко упрекнул меня. Он сказал:
– Кришна не отличен от Своего Имени. Мы никогда не перешагиваем через Кришну.
Мне кажется, что через полторы минуты я уже попросил преданных закрасить то, что мы написали на ступеньках. Он не гневался, потому что понимал, что мы сделали это из энтузиазма. Но это на самом деле был практический урок по тому, как с почтением относиться к Святому Имени Кришны, будь Оно напечатано или произнесено. Оно не отлично от Господа. Внутри храма в Сан-Диего я устроил ему тур по каждой комнате. Это был старый большой дом, которому было около ста лет. Но преданные очень трудились в течение двух недель. Мы перекрасили каждый дюйм храма. И там не было и пылинки, даже на верхних балках. Все было абсолютно безупречно. Прабхупада сходил на кухню, в хранилище бхоги, в зал для прасада. В первую очередь он конечно же зашел в храмовую комнату и получил даршан. Он зашел в комнату брахмачарини, он зашел в комнату брахмачари, он зашел в мой офис. И он дотрагивался до всех выступов, и смотрел на палец, не было ли там пыли. Последней он посетил комнату санкиртаны, где хранились все его книги. Все книги были совершенным образом расставлены. Увидев это, Прабхупада обнял меня своими руками и сказал:
– Спасибо тебе огромное!
Я в слезах упал к его стопам и сказал:
– Прабхупада, спасибо вам огромное!
Можете себе представить, что в тот момент исполнилась мечта моей жизни. Прабхупада однажды просто улыбнулся мне, показав, что он счастлив. И это было совершенство жизни.
79-04 Чинмайи даси
Единственное общение было, когда я получала инициацию. Он спросил меня о четырех регулирующих принципах и о том, сколько кругов я буду повторять. Я назвала ему четыре регулирующих принципа, а затем я сказала, что буду повторять шестнадцать кругов. Тогда он сказал:
– Ты уверена?
Я сказала:
– Да, Шрила Прабхупада.
Он стал смеяться и сказал:
– Я спрашивал, застрахована ли ты? Потому что у тебя есть пятно на лице.
У меня есть родинка на лице. Когда я была молодой, она была темнее. Он сказал:
– У тебя пятно на лице. Была одна киноактриса, у которой было пятно на лице. И она по страховке получила много денег.
Затем он просто стал смеяться. И все смеялись. Он просто смеялся. Затем он сказал:
– Сознание Кришны – это твоя единственная страховка.
79-05 Лочанананда дас
Преданные получали первую инициацию. Они выходили и перечисляли регулирующие принципы. Затем он говорил:
– Сколько кругов в день ты повторяешь?
Преданные отвечали:
– Шестнадцать.
Тогда Прабхупада говорил:
– Минимум.
Это было очень поучительно. Мы думаем, что после шестнадцати кругов можно оставить свои четки и пойти заниматься служением. Но Прабхупада сказал: «Если вы сможете повторять Харе Кришна по 24 часа 7 дней в неделю, я буду очень счастлив». Так что, это был просто минимум. Затем он сказал:
– Вы можете повторять рано утром и поздно вечером. Но не считайте круги, которые вы повторяете днем. Я заканчиваю свои круги поздно вечером.
Это было интересно. Я слышал, как он говорил, что гуна страсти преобладает днем. В это время много деятельности, много отвлечения. Но он хотел, чтобы мы были очень очень сосредоточенными и слушали свое собственное воспевание и воспевание других. Так мы получим высочайшее благо.
79-06 Бату Гопал дас
Мы были с Прабхупадой в его комнате. По-моему в этот раз Прабхупада сидел на вьясасане. Был довольно официальный даршан. Генри стал говорить, и он спросил что-то об именах. К сожалению не помню точного вопроса. Прабхупада стал очень серьезным и строгим. Он в каком-то смысле сорвался на него:
– У вас есть имя. У меня есть имя. Почему вы отвергаете, что у Кришны есть имя? Он Верховная Личность. Несомненно, Он заслужил имя.
Примерно таким образом. Человек был сломлен. Так он сделал ему выговор, и тот просто молчал. Это то, что было на даршане. Но следующим ранним утром Шрила Прабхупада совершал свою прогулку в сторону северо-западного кампуса или в сторону берега озера Мичиган, которое находилось недалеко от храма в Эванстоне. Он встретил Генри. Генри тоже рано вышел на прогулку. Шрила Прабхупада пошел прямо к нему и сказал:
– О, Генри, как вы сегодня утром?
Он поприветствовал его по имени и спрашивал, как у него дела. Он был очень дружелюбен. Генри позже рассказывал мне об этом. Он был просто потрясен любовью Шрилы Прабхупады. Мне кажется, что это пример того, как Шрила Прабхупада мог переключаться. В какой-то момент он мог пускать молнии, а в другой момент уже цветы. Поистине, он был другом для всех, но иногда ему приходилось быть хирургом и вскрывать нарыв. По-моему это все, что я помню из Эванстона.
79-07 Джадурани даси (Шьямарани даси)
В отношении женщин молодые люди даже в те дни – 1966-67-68 годы – говорили: «Женщины не должны читать лекции, потому что они менее разумны». Говинда даси вместе со своим мужем Гаурасундарой была одним из личных слуг Прабхупады. Я попросила ее задать Прабхупаде от моего имени вопрос: «Так ли это, что женщины не могут прогрессировать так же быстро, как мужчины?» Я чувствовала депрессию. Прабхупада попросил ее передать мне: «Да, если ты думаешь, что ты женщина, тогда как ты можешь совершить какой-либо прогресс?» Один из брахмачари написал Прабхупаде о том, что я не должна читать лекции. Потому что мы все были равны. Многие девушки в те дни читали лекции – Канчанбала, Лилашука, я. И один из брахмачари написал Прабхупаде о том, что это не правильно. Прабхупада процитировал Чайтанью-чаритамриту, где Господь Чайтанья говорит: «киба̄ випра, киба̄ нйа̄сӣ, ш́ӯдра кене найа». «Будь человек санньяси, брахманом или кем-то еще, – если он знает науку о Кришне, то может стать учителем сознания Кришны». Далее Прабхупада писал: «Даже если вы думаете, что женщины менее разумны, все же, каждому надо давать возможность говорить».
79-08 Бхушая дас
Амбариша и Говардхан отвезли Шрилу Прабхупаду в особняк Фишера. Ему понравился особняк Фишера. Он сказал, что здесь будет отличный храм, потому что каждая комната достойна своей цены. На самом деле он сказал: «Кришна сохранил его для нас». После встречи с хозяином и риэлтором Прабхупада вышел во двор к бассейну, и они сели за стол. Там Шрила Прабхупада попросил хозяина отдать нам это владение. Он сказал:
– Мы бедные нищие. Вы могли бы отдать нам его?
Конечно же человек не был готов на это. Но он просил 350 тысяч долларов. Особняк был построен в 1928 году за два миллиона. Он считался одним из самых красивых особняков в стиле ар-деко в Соединенных Штатах. Тогда Прабхупада предложил ему 300 тысяч, и хозяин сказал:
– Позвольте нам подумать.
После этого риэлтор ушел, и Прабхупада спросил у Амбариши:
– Это возможно?
Амбариша сказал:
– Да, Шрила Прабхупада.
Затем Амбариша вернулся в храм на Джефферсон Стрит, пошел прямо в брахмачарини-ашрам, постучался в дверь к брахмачарини и спросил:
– Лекхашраванти здесь?
Лекхашраванти вышла из двери и Амбариша сказал:
– Шрила Прабхупада хочет, чтобы мы купили храм. Я могу дать половину, если ты дашь половину.
Лекхашраванти тотчас же сказала:
– Да.
Так это случилось. Недавно Гил Грохен, человек, который продал нам владение, написал нам свое впечатление о Шриле Прабхупаде. Боб Робертс, который был в течение долгого времени фотографом в Детройте, недавно ушел. Это замечательный преданный. Он обратился к Гилу за несколько лет до свое ухода, и прислал мне его письмо. Итак, это впечатление о Шриле Прабхупаде от владельца здания: «Позже мы со Шрилой Прабхупадой пошли во внутренний двор рядом с бассейном и сели за один из столиков. Там Прабхупада предложил мне доброжелательно пожертвовать владение ИСККОН. Я ответил, что у меня много обязательств, и я очень хотел бы находиться в таком положении, чтобы отдать ему это место, но мои обязательства делали это невозможным. Он улыбнулся, и, как я помню, мы обсудили мою цену. Мое впечатление о Прабхупаде следующее. Мне выпала удача встретить великого и мудрого человека. В то время я не понимал всей значимости просветления, но теперь я знаю, что такое описание подходит для этой удивительной личности. Прабхупада обладал некой способностью заряжать своим присутствие, и я чувствовал, что нахожусь в обществе великого и мудрого человека».
79-09 Прафулла Мукхи даси
Однажды я должна была получить даршан Шрилы Прабхупады. Моему сыну Арджуне было от силы четыре или пять месяцев. Это был второй визит после моей беременности. Я держала его в руках, и должна была зайти на даршан к Шриле Прабхупаде. Но мой сын испачкал свой подгузник, поэтому я не могла войти. Я держала его, и он начал плакать. Прабхупада проходил мимо, и он сказал:
– Как ребенок счастлив только в руках своей матери, точно так же и мы счастливы только в руках Господа Кришны.
Он был очень добр.
79-10 Шивананда дас
У меня в уме был вопрос о болезнях, о том, как мы заболеваем. Заболеваем ли мы из-за кармы, заболеваем ли мы от нашего ума, или же мы заболеваем от нечистоты? Как к нам приходят болезни? Но я не мог никак сформулировать это в виде вопроса, который я бы мог задать Шриле Прабхупаде. Мы со Шрилой Прабхупадой шли вдоль главной улицы. Там была церковь, которая называлась Кирха Христа. Итак, мы шли, а я думал над своим вопросом, гуляя с Прабхупадой. Вдруг Прабхупада остановился. Он повернулся ко мне и сказал:
– Девяносто процентов всех болезней вызваны умом.
И мы продолжили прогулку. Это то, что я всегда помню. Также в других лекциях Шрила Прабхупада говорил о влиянии ума на тело и тела на ум. Поэтому мы должны быть очень внимательны к состоянию нашего ума, потому что он повлияет на наше тело. Итак, в тот раз Прабхупада объяснил мне, что девяносто процентов болезней вызваны умом. Но другим очень поучительным моментом является то, что Шрила Прабхупада на самом деле прочитал мой ум. Он знал, о чем я думал. Я даже не задал вопрос. Но он ответил сразу на него. Это было для меня очень поучительно. Духовный учитель, Шрила Прабхупада, прочитал мой ум. Он знал, о чем я думаю.
79-11 Джадурани даси (Шьямарани даси)
Однажды я была на одной из утренних прогулок. Я часто болела, и я работала в подвале храма в Бостоне. Там не было свежего воздуха, было много водяных жуков и стояли большие термостаты. В какой-то момент от переутомления у меня случился коллапс легкого, и когда я уже поправилась, то на утренней прогулке спросила у Прабхупады:
– Заболела ли я из-за переутомления?
Он сказал:
– Причиной является это тело. Причина уже присутствует.
По поводу того, что тело само по себе является причиной всех наших страданий, а не какая-либо ситуация или личность, он рассказал историю о человеке, который принес домой череп. Он был кем-то вроде антрополога и ему нравилось это изучать. Он положил его в ящик. Позже он вернулся к своей работе и обнаружил, что череп был разбит. Он спросил свою жену: «Что произошло?» Она сказала: «О, я думала, что это одна из твоих прошлых любовниц. Поэтому в гневе я разбила его». Он сказал: «Теперь я понимаю, что этой личности было суждено так тяжело страдать, что даже после того, как он оставил тело, его череп разбили». Так что, все это предрешено.
79-12 Кришна Бхамини даси
Во время инициации в Лос-Анджелесе Прабхупада читал лекцию. В то время людям делали прививки от гонконгского гриппа. Шрила Прабхупада сказал: «Точно так же мы должны делать себе прививку против инфекции Майи, повторяя Харе Кришна».
79-13 Джагат Пуруша дас
Однажды мы возвращались с утренней прогулки. Мы были рядом с храмом. Доктор Патель гулял с нами и вел оживленную беседу со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада говорил что-то критическое об одной из знаменитых фигур недавней истории. Прабхупада был достаточно критичен. А доктор Патель, как он часто это делал, решительно возражал против критики от Шрилы Прабхупады. Он спрашивал Прабхупаду:
– Почему вы их критикуете? Оставьте их в покое. Вы занимаетесь своим делом. Позвольте им заниматься своими делами. Просто оставьте их в покое. Почему вы критикуете их? Они великие души, и по-своему правы. Если вы не согласны с их философией, оставьте их просто в покое.
Тогда Шрила Прабхупада остановился. Прабхупада сказал:
– Если я нахожусь в операционной комнате и провожу операцию пациенту, и кто-то заходит в комнату и начинает резать моего пациента, должен ли я просто стоять там и смотреть на все это? Нет! Я скажу: «Убирайтесь отсюда!»
Прабхупада громко сказал: «Убирайтесь! Вы негодяй!» Он сказал:
– Я не могу молчать. Эти негодяи и глупцы погубили культуру Индии, и поэтому я должен говорить, и я буду говорить.
Прабхупада был очень строг.
79-14 Бхакта дас
Однажды в Лос-Анджелесе впервые включили запись молитв «Говиндам». Это был первый раз в истории ИСККОН. Я там присутствовал. Когда Прабхупада вошел в храмовую комнату, Вишнуджана включил запись «Говиндам». Обычно я старался находиться за лотосными стопами Прабхупады, чтобы я мог коснуться своей головой его лотосных стоп, когда он предлагал свои поклоны каждому из Божеств – Гаура Нитаю, Радхе Кришне и Господу Джаганнатхе.
Затем он садился на вьясасану. Этот день я никогда не забуду, потому что когда он сел на вьясасану, он чувствовал такой экстаз, что слезы просто выстреливали из его глаз. Те из нас, кто сидел снизу вокруг вьясасаны, омылись слезами Прабхупады. Буквально омылись. Мы ощутили его выстрельнувшие слезы.
79-15 Лочанананда дас
На следующий день в Лондоне Шрила Прабхупада позвал меня в свою комнату. Это было на Бери Плейс. Это была приватная встреча. А я никогда еще не общался с Прабхупадой приватно. Для меня это было чем-то неприемлемым. Но он хотел передать мне какое-то послание. Он стал говорить. Его глаза были закрыты. Он отклонился назад. Он стал говорить о философии майавады, о том, как философы говорят: «Я Бог, ты Бог, мы все Боги». Прабхупада говорил: «И все это продолжает происходить». Каждый раз, когда он высказывал что-то ложное, ошибочное, он добавлял: «И все это продолжает происходить». В конце концов он подошел к истории о двух лягушках. Две лягушки услышали где-то, что есть Бог, и им захотелось увидеть доказательства существования Бога. Там была палочка. Они стали прыгать на этой палочке и говорить: «Это не Бог. Он даже не отвечает». Затем они запрыгнули на камень. И камень тоже не ответил. Как же возможно существование Бога? Затем появился журавль, огромная птица. И Прабхупада стал играть роль журавля. Я сидел там, и также Аравинда и Шьямасундара. Мы все слушали очень внимательно. Это было очень серьезное философское обсуждение. Затем Прабхупада сделал жест своей рукой, как журавль, смотрящий по сторонам. Его глаза расширились. Все это было очень смешно. Затем журавль съел сначала одну лягушку, а затем другую лягушку. Прабхупада все это изображал. Это было настолько смешно, что я просто покатился. Мы сидели со скрещенными ногами, и я просто упал назад на спину, подняв ноги вверх. Тогда Прабхупада стал смеяться надо мной. И другие ребята тоже стали смеяться надо мной. В течение одних и тех же 24 часов я видел, как Прабхупада довел наши отношения до слез, а на следующий день до смеха. Я был счастлив являться частью эмоционального опыта Прабхупады в сознании Кришны.
79-16 Сахадеви даси
Я искала среди других учителей. И об этом будет моя следующая история. Потому что мы поистине имеем Шрилу Прабхупаду в своем сердце, и он присутствует в своем учении, и он присутствует в нашей жизни с культурной точки зрения – он учил меня, как есть, он учил меня, как готовить, как убираться, как растить детей, как кормить грудью. Я никогда не думала об этом. Но он рассказал нам как кормить грудью. Я научилась от него всему. Но я хочу рассказать историю о том, как я была во Вриндаване в 1975 или 1976 году. Я была очень счастлива в то время. Это было трудное время, я думаю, для всех. Но я была по-настоящему счастлива, потому что я была во Вриндаване. У меня было заветное желание отправиться в Индию. Когда отправилась первая группа преданных, я была очень расстроена. Но я приняла это. Затем в 1974 или 1975 году, когда Прабхупада был в Лос-Анджелесе, Стока Кришна пошел к Шриле Прабхупаде и сказал, что мы хотим полететь в Индию. Прабхупада сказал: «Отправляйтесь во Вриндаван». Итак, мы поехали, и Стока Кришна очень много помогал там с руководством храмом. Он делал много удивительного служения. Так или иначе, я была очень благодарна, за то, что попала туда. Но иногда было очень трудно получить какое-то личное общение со Шрилой Прабхупадой. К этому времени вокруг него уже была армия из капитанов и генералов. И особенно для меня, потому что я была мамой двух детей. В Индии было очень трудно с двумя детьми, но мне надо было обо всем заботиться, особенно о молоке. В Лос-Анджелесе я совершала много служения – я занималась санкиртаной, кукольными шоу и многим другим. Но когда я была во Вриндаване, все было по-другому. Я заботилась о детях. Нельзя было пойти на алтарь, нельзя было пойти на кухню. Для меня все было очень по-другому. Но, как я сказала, я была очень рада находиться там, ходить на парикрамы и делать все, на что хватало времени. Шрила Прабхупада был там. Но когда я проходила мимо его двери, я понимала: «Нет никаких шансов попасть туда». Надо было просто об этом забыть. Поэтому я шла в храмовую комнату. Мы слушали каждый день его лекции, и это было потрясающе. Однажды вечером я возвращалась с сандхйа-арати из храмовой комнаты мимо комнат Шрилы Прабхупады в гостиницу, где сейчас находится ресторан. Я шла в том направлении и увидела, что в комнатах Шрилы Прабхупады никого нет. Шрила Прабхупада был там. Но никого не было ни у двери, ни внутри. Я подумала: «Это мой шанс». Я очень рада, что я такая. Я посмотрела и подумала: «О, Боже, я захожу внутрь». Я зашла в дверь, и там сидел только один брахмачари, но он прислонился к стене и был накрыт чаддаром и повторял джапу. Я подумала: «Вот это да, тут так тихо». Шрила Прабхупада сидел за своим столом, обхватив рукой коленку. Он читал и занимался другими делами. Я села в центре комнаты и стала повторять джапу. К этому есть предыстория. Я была в Маяпуре, где один из важных людей отверг меня. Там произошло некое недоразумение, о котором я не хочу рассказывать. Но я чувствовала себя отвергнутой. Я чувствовала, что никогда никак не смогу удовлетворить Шрилу Прабхупаду, потому что я женщина и у меня дети. В то время я по-настоящему верила в это. Это то, что я чувствовала. Мы знаем историю всего этого. Так или иначе, я чувствовала себя безнадежно. Я сидела в комнате со Шрилой Прабхупадой, и у меня было это чувство. Я подумала: «Сейчас как раз момент, когда я могу поговорить об этом с Прабхупадой». Потому что мне сказали, что этот преданный рассказал Прабхупаде, что я была ленивой. Я по-настоящему была разбита горем от того, что Прабхупада будет считать меня ленивой. Конечно, теперь я знаю, что я ленивая. Но тогда я не чувствовала, что я ленивая. И я была по-настоящему рассержена, и также чувствовала безнадежность, считая, что никак не смогу удовлетворить Прабхупаду. Так или иначе, Шрила Прабхупада был там, а я набралась смелости, подошла к его столу и обратилась к Шриле Прабхупаде со сложенными руками. Прабхупада улыбнулся мне. Я поняла, что могу говорить. Я сказала:
– Шрила Прабхупада…
Я произнесла пару слов и просто расплакалась. Это был глубокий плач, как будто бы я проходила терапию. Но Прабхупада сидел там. А я плакала:
– Прабхупада, я женщина, и я никак не смогу удовлетворить вас. Я женщина, и у меня дети. И они говорят, что я ленивая.
Шрила Прабхупада, когда услышал это, отклонился назад и улыбнулся своей вселенской улыбкой. Когда он так улыбнулся, я подумала: «О, Боже, как он мог подумать, что это что-то веселое?» Потому что я была очень расстроена. Но он как будто бы обнял меня своей улыбкой. Затем он наклонился ко мне и сказал:
– Ты читаешь мои книги?
А я читала его книги. Потому что это мама может делать. Когда она кормит грудью, то может читать книги. Итак, я читала, и я никогда не отставала от новых книг, которые он издавал. В тот момент это была пятая, шестая или седьмая песнь. Но смысл в том, что я их читала. Итак, я сказала Прабхупаде:
– Да, Шрила Прабхупада, я читаю ваши книги.
Он сказал:
– Тогда ты меня удовлетворяешь.
Вы можете представить, я была очень благодарна ему, и почувствовала очень сильную любовь. Поэтому я говорю, что безусловная любовь изменила мою жизнь.
79-17 Бхушая дас
Следующий опыт я получил, когда жил как преданный в Гейнсвилле. В 1975 году мы отправились на Ратха-ятру в Филадельфию. Так как мы были распространителями книг, нашей обязанностью на Ратха-ятре было распространять книги. Прабхупада не был во время начала парада. Колесницы ехали по огромной широкой улице. Я находился примерно на три квартала впереди от колесниц. Наверное я был самым первым преданным перед колесницами. Вдруг на боковой улице началось какое-то волнение, и оказалось, что приехала машина Шрилы Прабхупады и Прабхупада вышел. Брахмананда шел с одной стороны от него, а Киртанананда – с другой. Они пошли в сторону колесниц. А я стоял там и распространял книги «Кришна». Конечно же, я думал: «Шрила Прабхупада, пожалуйста, заметьте меня, я распространяю ваши книги». Я сказал человеку, которому распространял книгу:
– О, а это автор книги.
Это была очень широкая улица, и точно нельзя было услышать мои слова. Но как только я сказал это, Шрила Прабхупада повернулся к нам обоим и склонил голову, сложив руки. Я подумал: «О, Прабхупада, признал меня». Конечно же, я был в шафране с бритой головой. Человек, которому я распространял книгу, был совершенно потрясен, и я был совершенно потрясен. Он дал хорошее пожертвование и взял книгу. А я чувствовал себя совершенно окрыленным, потому что быть признанным духовным учителем – это очень удивительное чувство. Это лучшее, что может произойти в вашей жизни, особенно если вы делаете что-то, что его удовлетворяет. Мы все знали, что его миссией было распространение этих книг, и это удовлетворяло его. Мы могли тоже это ощущать, потому что вы получаете удивительный вкус от распространения книг Прабхупады.
79-18 Кришнанандини даси
У меня есть одно воспоминание о Прабхупаде из Далласа. Я всегда хотела быть учителем. Но в то время я этим не много занималась. В тот раз Прабхупада давал свои наставления учителям гурукулы. Моя мама сказала: «Иди тоже туда, Кришнанандини, ты же хочешь быть учительницей». Она затолкнула меня в эту комнату с Прабхупадой. Я зашла туда. Прабхупада общался с учителями. Он сказал: «Не бейте детей палками. Просто покажите им палку». Это было очень строгое наставление. Также он сказал: «Самое важное, чему вы должны научиться, чтобы учить детей, это любить их. Любовь к ним – это высшая квалификация, которая вам требуется, чтобы обучать детей». Я бы хотела, чтобы мы учились этому больше в ранние дни. Но это было одно из наставлений, которое дал Прабхупада.
79-19 Джадурани даси (Шьямарани даси)
Первый храм был в Нью-Йорке на Второй Авеню, 26. Прабхупада играл лилу восстановления после сердечного приступа. Он жил в Нью-Джерси на берегу. И двое из нас каждый день приезжали к нему. В тот день, когда я была там, я сказала ему, что один из брахмачари критиковал меня за то, что я однажды надела шорты. Я спросила:
– Нормально ли носить шорты?
Потому что я послушала его, но не была удовлетворена. Прабхупада сказал:
– Влечение уже присутствует. Не усугубляй его.
Затем он сказал:
– В ведической культуре женщина должна быть так накрыта, чтобы даже солнце не могло видеть ее. А кто может спрятаться от солнца?
И он упомянул мусульманскую религию, где у женщины открыты только ее глаза. Так случилось, что там как раз висела картина Драупади со сложенными руками в собрании грубых и жестоких людей, которые пытались раздеть ее, а Кришна стал ее одеждой. Он сымитировал Драупади и сказал:
– По природе женщина стыдится того, чтобы ее видели без одежды.
Это было его наставление, чтобы я последовала совету этого брахмачари.
79-20 Бхакта дас
До того, как Божества получили имя Рукмини Дваракадхиша, мы перевезли Радху Кришну на паланкине с бульвара Ла-Сьенега на Ватсека Авеню. Как только мы обосновались в Лос-Анджелесе, Прабхупада стал читал лекции каждый день. Это было очень особенно, потому что до этого времени Прабхупада читал лекции только по понедельникам вечером. Вдруг мы стали жить с Прабхупадой прямо над нами. Мы повторяли джапу на аллее прямо под его комнатой. Иногда мы ходили на прогулки с ним. И каждое утро мы слушали его. Он впервые ввел повторение мантр на санскрите, когда стал читать лекции по Шри Ишопанишад. Первая мантра, которой он нас научил была: ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇ пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа пӯрн̣ам эва̄ваш́ишйате. Можете представить себе, как трудно нам тогда было повторять мантры, потому что мы никогда этого не делали. Некоторые из этих лекций записаны, и я слушаю их теперь. Одним утром по окончании лекции все преданные стали предлагать свои поклоны, а затем мы стали подниматься. Вдруг Его Божественная Милость взял микрофон и совершенно внезапно он сказал:
– Либо вы любите Кришну, либо любите влагалище!
Если вы когда-нибудь хотели услышать, как движется воздух, вам следовало бы находится в этом зале в этот момент. Потому что можно было услышать, как падает игла где-то далеко в космосе. Все просто замерли. Я не мог даже дышать. Это было совершенно шокирующе. Я думаю, что все остальные это восприняли так же, как я. Я знаю, что он обращался непосредственно к моему сердцу. Он говорил нам голую правду о том, почему мы здесь, о материальном мире. Это была реальность. Мы думали, что мы преданные и мы любим Кришну. Но на самом деле мы любим что-то другое. Это была трудная для принятия истина. Я никогда никогда никогда не забуду этот момент. И наверное буду помнить его в течение тысячи последующих жизней.
79-21 Бату Гопал дас
Чуть позже Шрила Прабхупада отвечал на вопросы. Он был очень расслаблен. Это было очень неформальное собрание. Он сидел не на большом кресле, а просто на подушках, то есть практически на одном уровне со своими гостями и всеми нами. Один из гостей спросил о Китае. Насколько я помню, его точка зрения заключалась в том, что китайцы составляют очень существенную часть населения всей планеты, но у них нет никакого доступа к сознанию Кришны. Что по поводу них? Когда он задал этот вопрос, в течение некоторых последующих мгновений внешний образ Шрилы Прабхупады изменился очень драматичным и удивительным образом. Его осанка выпрямилась, он поднял свою голову, его лицо стало серьезным и рассудительным. Он поднял свой палец, прямо как на картинке с Мадхвачарьей, одним из наших великих предшественников. И он сказал:
– Верховная Личность Бога говорит: «Сначала они должны жестоко страдать. И затем они смогут иметь какое-то сознание Кришны». Поэтому бомба уже готова, и в следующей войне она будет использована.
Можете представить себе, как все задрожали. Больше всего из этого мне запомнилось изменение – сначала Шрила Прабхупада был очень любящим, очень любезным, очень близким, но вдруг он стал Джагад Гуру, который представлял Шри Кришну, Абсолютную Истину. Наместник говорил от имени царя. Это было изумительно.
79-22 Кришна Бхамини даси
Мой сын, Вайш, плакал без причин. Он плакал, и плакал, и плакал. Я слышала от каких-то других матерей, что мама Яшода связала маленького Кришну. На улице был домик для павлинов. Я подумала: «Я не буду его связывать. Я просто посажу его в домик для павлинов». Это был больше не домик, а открытая клетка. Я посадила его туда и побежала на лекцию на лужайке. Прабхупада читал лекцию, и он стал слышать, как ребенок плачет где-то вдалеке. Летом звук хорошо распространяется, к тому же это было не так далеко. Он остановился, осмотрел всех и сказал:
– Какая мама игнорирует своего ребенка?
Я просто побагровела, пригнулась и выползла назад. Я тотчас же забрала Вайшнава. Это была, разумеется, еще одна неловкая ситуация. Но мы были открытой книгой. Шрила Прабхупада мог смотреть прямо сквозь нас. И каждое наставление было позитивным.
79-23 Чинмайи даси
Шрила Прабхупада приехал на Лагуну Бич и прочитал вечернюю лекцию. После лекции он спросил, есть ли вопросы. Один юноша сказал, что прочитал все книги Шрилы Прабхупады. И он сказал:
– Я бы хотел спросить вас, кто ваш духовный учитель?
Шрила Прабхупада сказал:
– Вы прочитали все мои книги и не знаете, кто мой духовный учитель? Следующий вопрос.
79-24 Шивананда дас
Я помню один случай с Прабхупадой в Монреале. Как я уже говорил, мы проходили по переулку, а затем входили через заднюю дверь. Однажды мы подумали: «Надо сходить к Шриле Прабхупаде». В те дни все было немного более неформальным. Итак, мы пошли по переулку, и увидели там Прабхупаду, сидящим сзади и принимающим массаж на солнце. Не знаю, в курсе ли вы, но в Монреале зимой погода суровая, а лето там очень короткое. Так или иначе, иногда были солнечные дни, и Прабхупада конечно же пользовался солнечными днями и иногда принимал массаж на улице. Мы подошли, предложили свои поклоны и сели. Солнечные дни в то время были очень значимым явлением, потому что Шрила Прабхупада мог принимать массаж на солнце. В тот раз Прабхупада сказал:
– В этой вселенной есть планеты, на которых деревья высотой во много миль. И все они получают солнечный свет.
79-25 Кешава Бхарати дас Госвами
Я задал Прабхупаде вопрос. Мы все боролись за положение. Карандхара спросил меня, хочу ли я пойти на утреннюю прогулку, и я ответил: «Конечно». Кем бы я был, если бы ответил «нет»? Я сказал:
– Шрила Прабхупада…
Мой голос был очень тихим, потому что я нервничал. Прабхупада остановился и повернулся. Я сказал:
– Шрила Прабхупада, правда ли, что чистый преданный более милостив, чем Кришна?
Прабхупада посмотрел на своих секретарей вопрошающе: «Что он сказал?» Я снова тихим голосом сказал:
– Шрила Прабхупада, правда ли, что чистый преданный более милостив, чем Кришна?
– Что он сказал?
На третий раз он понял, потому что преданные повторили ему вопрос. Он повернулся и посмотрел на меня. Я стоял не дальше, чем в метре от него. Он одарил меня своей океанической улыбкой, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:
– О, да.
Это было что-то. Я улетел в другой мир. Я удивился, что мог вообще продолжить идти обратно в храм на лекцию. Затем он стал говорить о том, что Арджуна хотел спасти своих родственников, а Кришна хотел их убить. Так он приводил примеры. Он немного говорил о Дурвасе Муни и Амбарише. Это был 1973 год – задолго до появления девятой песни. Поэтому я никогда еще не слышал этой истории. Так или иначе, вернувшись в храм, он стал обсуждать эту же тему на лекции. Я был в экстазе, потому что знал, что я удовлетворил его.
79-26 Бхакта дас
В 1974 году колеса для колесниц Господа Баларамы и Господа Джаганнатха в Сан-Франциско уже постарели и стали разваливаться. Они были очень тяжелыми, потому что были сделаны из цельного дерева. Они были больше, чем в Пури. Джаянанда подумал, что это будет очень опасно для толпы. Он захотел сделать новые колеса. Он избавился от старых колес, а я написал Прабхупаде: «Мы делаем новые колеса для колесниц». Прабхупада написал мне ответ: «Не меняйте того, что уже было сделано. Было все сделано хорошо. Это ваша американская болезнь – вы постоянно хотите что-то поменять». Но было уже поздно. Мы избавились от старых колес и уничтожили их, и теперь мы делали новые колеса. Джаянанда нанял мексиканского сварщика. Он делал металлические обручи с металлическими спицами. Сварщик сваривал все это вместе. Он был хорошим человеком, но любил пиво. Условие работы было таким, что Джаянанда должен был давать ему каждый вечер упаковку из шести банок пива. Каждый вечер я давал Джаянанде деньги, чтобы он покупал упаковку из шести банок пива. Так или иначе, пришло время Ратха-ятры 1975 года. И у нас были новые колеса на колесницах Господа Джаганнатха и Господа Баларамы. Конечно же, Шрила Прабхупада сидел на колеснице Леди Субхадры, на которой были старые колеса. Вечером за день до Ратха-ятры мы проверили колесницы, и не было никаких проблем, они отлично двигались. На следующее утро, когда началась Ратха-ятра, по-видимому под весом всех преданных, которые были на колеснице, через первые 100 метров колеса сложились. Вместо круглых они стали восьмиугольными. И Баларама, и Джаганнатх прыгали на этих восьмиугольниках. Первое, о чем я вспомнил, это письмо от Прабхупады: «Это не будет работать». Я осознал абсолютную природу слов Прабхупады. Как будто бы Кришна говорил: «Что сказал Прабхупада, то сбудется».
79-27 Карнамрита дас
Это было в 1971 году. По какой-то причине всех женщин отправили в Беркли, потому что наверное не хотели, чтобы брахмачари в Сан-Франциско были обеспокоены. Я как раз был в Беркли. И Прабхупада посетил нас. Мы убирали весь храм внутри и снаружи. Мы уже почти закончили, но не успели все собрать в мусорные мешки, как приехал Прабхупада. Мы прекратили убираться. И к счастью Прабхупада не увидел всего беспорядка. Мы вошли внутрь. В то время храм в Беркли был на Дюран Стрит. Храмовую комнату перенесли на первый этаж, а наверху Лочана делал ремонт. В этом прямоугольном зале вьясасана находилась довольно близко к алтарю. Он сел и стал воспевать молитвы «самсара». Мы все воспевали. Затем он подошел к третьей молитве, в которой поется, что духовный учитель занимает ученика в поклонении Господу. И он стал плакать. Я был просто ошеломлен. Я не знал, что подумать. Это было очень могущественно. Могу сказать только свое предположение, к которому я пришел разумом, потому что я не привык видеть людей, испытывающих бхаву, эмоции. Он просто любил своих учеников. Потому что когда у него текли слезы, он осматривал всю комнату. А мы просто были детьми, младенцами, как я смотрю на это сегодня. Это был очень небольшой опыт, но очень могущественный для меня. Это не какие-то внешние вещи, а чувства, которые у нас есть по отношению к процессу, к Кришне, к нашему гуру. Это по-настоящему важно. Такое заключение я сделал из этого случая.
79-28 Сахадеви даси
Я шла в храм через поле. Не знаю, как там сейчас, но надеюсь, что скоро туда поеду и увижу. Это было очень большое поле с очень высокой травой. Там были небольшие тропинки. Надо было идти осторожно. Никто не знает, что там в траве. Это было просто дикое поле. Так или иначе, Шрила Прабхупада совершал свою утреннюю прогулку, а за ним шла вся его свита, как я говорю, состоящая из генералов. Итак, я направлялась в сторону храма, и вдруг увидела Шрилу Прабхупаду, идущего прямо навстречу мне, а за ним его свита. Я не подумала, что он шел ко мне. Я подумала, что он просто шел в этом направлении. Поэтому я немного изменила траекторию. Но он повернулся и пошел в ту же сторону. Тогда я подумала, что может быть он действительно идет ко мне. И я остановилась, потому что мне надо было совершить поклоны, когда они будут проходить мимо меня. Итак, я стояла. Было очень весело наблюдать на этом большом поле, когда Прабхупада поворачивал и вся его свита следовала змейкой за ним. Итак, я наблюдала за этим. Они подошли ко мне. Шрила Прабхупада посмотрел на меня, а затем он посмотрел вниз на мои стопы и сказал:
– Очень хорошо. Ты в обуви.
Он пересек все поле, чтобы посмотреть, есть ли на мне обувь. И это все, что он сказал: «Ты в обуви. Это очень хорошо». И затем он продолжил свой путь.
79-29 Лочанананда дас
В другой раз в Лос-Анджелесе я вошел в его комнату, чтобы предложить поклоны. И он стал говорить со мной, когда я только опустился на колени и на руки. Он стал сразу говорить со мной. Я не мог опустить свою голову и не ответить. Поэтому на четвереньках я стал отвечать. Прабхупада сказал:
– Когда ты приехал?
Стоя на четвереньках, я сказал:
– Я приехал сюда три дня назад, Шрила Прабхупада.
Затем он снова сказал:
– Я видел тебя на лекции.
На его лекцию собралось 400 преданных в храмовой комнате. Поэтому я был в шоке от того, что он сказал это. Я просто быстро склонил свою голову и встал. Прабхупада сказал:
– Подойди, сядь здесь.
Я подошел и сел рядом со Шрилой Прабхупадой. Он сказал:
– Я хочу узнать твое мнение насчет одной вещи.
Я подумал: «Мое мнение? Какова ценность моего мнения?» Он сказал:
– Я думаю над планом своих путешествий, над маршрутом. Я сейчас думаю о том, что для продолжения работы над переводом Шримад Бхагаватам я буду проводить четыре месяца в Лос-Анджелесе, четыре месяца в Лондоне и четыре месяца в Индии. Что ты думаешь об этом плане?
Я сказал:
– Мне кажется, что это великолепный план, Шрила Прабхупада.
Я не хотел совершать ошибку, сомневаясь. Это его план. Прабхупада говорил: «У тебя есть свой план, у меня есть мой план, а у Кришны есть Его план». Но это, очевидно, был план Прабхупады. И я не собирался противоречить ему. К тому же я видел в нем логику. Он сказал:
– Я смогу переводить и писать комментарии к своим книгам. И преданные ото всюду смогут приезжать, чтобы видеть меня в этих трех местах. Что ты думаешь?
Я сказал:
– Это великолепный план, Шрила Прабхупада. Я приеду, чтобы увидеться с вами в Лондоне.
В этом была идея. Но мы все знали, что никто не может составить план путешествия Шрилы Прабхупады. Он действовал по своим собственным планам. Иногда он спрашивал Прадьюмну:
– Пандитджи, какой следующий благоприятный день для путешествия?
Он отвечал:
– Следующий благоприятный день – это вторник.
Тогда Прабхупада говорил:
– Мы не можем ждать, мы должны уехать в воскресенье.
Так что вы не могли составить его планов. Шрилой Прабхупадой руководил Кришна в каждом его движении, в каждом действии, в каждом наставлении, во всем, что было в его книгах – все это приходило через него от Кришны к нам. И в этих словах была сила.
79-30 Джадурани даси (Шьямарани даси)
После разговора с Прабхупадой, когда он увидел все изменения, которые мы с Радха Валлабхой Прабху хотели сделать, Рамешвара прислал нам письмо. Он рассказал, что Прабхупада держал в руке изображения, и они тряслись в его руке. Он был очень разгневан. Он сказал:
– Она такая хиппи. Ей нравится видеть мужчину с длинными волосами и бородой, даже если их нет на изображении.
Он также сказал:
– И зачем заменили картину Васудевы, несущего Кришну через реку? Зачем вы заменили ее? Не просто заменили. Зачем вы ее убрали? Почему вы не поправили ее?
Рамешвара сказал ему:
– Мы не можем сейчас ее исправить.
Он сказал:
– Тогда оставьте ее такой, как есть. Но не заменяйте ее.
Позже, когда мы работали над десятой песнью, Рамадас Абхирам дас написал прекрасную картину с Анантой, Васудевой и Кришной. Он сказал:
– Это наши торговые знаки ИСККОН. Не меняйте их без моего полномочия.
Когда я услышала обо всех ошибках, которые я сделала в книгах, я хотела убить себя. Но это не так просто. Поэтому я просто скорбела, понимая, что надо просто продолжать, но показывать ему больше картин заранее. Иногда мы показывали ему наполовину законченные картины, иногда законченные полностью, но не опубликованные, иногда наброски. Но когда мы проводили марафон Чайтанья-чаритамриты, так как книги должны были выходить в печать очень быстро, а он путешествовал по всему миру, он сказал:
– Сейчас нет времени посылать наброски. Просто молитесь Кришне. Он в вашем сердце.
79-31 Бхакта дас
Раньше в здании храма в Лос-Анджелесе была церковь. В храмовой комнате прихожане сидели на службах. Там была сцена, орган и кафедра, за которой священник читал воскресные лекции, и также большие витражные окна. Прабхупаде очень нравилась эта комната. И ему нравилось, что гости могли приходить и сидеть, как леди и джентльмены. Им не приходилось сидеть на полу. Ему нравился орган. Ему нравилась сцена, ему нравилась кафедра. И он не хотел, чтобы это меняли. Но каким-то образом, не знаю, каким, Джая Тиртха Прабху и Нара-Нараяна Прабху сделали это. Храмовая комната становилась все больше и больше набита людьми, и они хотели расширить храмовую комнату. Но Прабхупада говорил им: «Не меняйте эту старую комнату». Тем не менее, каким-то образом они сделали это, хотя Прабхупада просил их этого не делать. Они убрали витражные окна, убрали орган и сделали то, чем сейчас является храмовая комната в Лос-Анджелесе. Я как раз был в Лос-Анджелесе, когда Прабхупада приехал. Я был со Шрилой Прабхупадой и Джая Тиртхой в тот момент, когда Джая Тиртха впервые показал Прабхупаде эту новую храмовую комнату. Когда мы зашли в комнату, Прабхупада стал подобен атомной бомбе в своем гневе. Я за всю свою жизнь никогда не видел такого гнева. Он сказал Джая Тиртхе:
– Я приказал тебе не делать этого. Намеренно ты не послушал меня. Ты думаешь, что знаешь больше, чем твой духовный учитель.
Его губы побагровели, его лицо было красным и оно пульсировало. Он весь трясся. Он был очень разгневан. А я был очень напуган и радовался только тому, что это был не я.
79-32 Бату Гопал дас
В следующий свой визит Шрила Прабхупада приехал в Детройт. К этому времени храм переехал на третий этаж. Мансарду переделали в очень хорошую храмовую комнату. Шри Шри Радха Кунджа Бихари конечно же были там, и все другие Божества. Я помню один случай во время этого визита. Шрила Прабхупада собирался принять чаранамриту. Я стоял за столиком с чаранамритой, чтобы предложить ее Шриле Прабхупаде. Это был хороший стол с мраморной столешницей, на которой стояли чаранамрита, а также серебряный кувшин и других принадлежности для мытья рук. Я предложил Прабхупаде чаранамриту, омыл его руку и вытер ее полотенцем. Но затем Прабхупада остановился и сказал:
– Это не правильно. Чаранамрита никогда не должна стоять на одном столе с принадлежностями для мытья рук.
Он был довольно строг по поводу этого. Затем он пошел дальше. В тот момент я был президентом храма в Кливленде, и как только мы вернулись в наш храм, то сразу же внесли там необходимые изменения.
79-33 Джагат Пуруша дас
Я давал Шриле Прабхупаде чаранамриту перед алтарем, и одна капля чаранамриты упала на пол. Шрила Прабхупада посмотрел на меня и сказал:
– Не допускай, чтобы чаранамрита касалась пола.
Я сказал:
– Да, Шрила Прабхупада.
Я опустился на пол и вытер ее своим дхоти. С этого дня я не допускаю того, чтобы чаранамрита касалась пола. Это было удивительное наставление.
79-34 Чинмайи даси
Однажды, когда Шрила Прабхупада приехал в Лос-Анджелес, он проводил арати Божествам. Мы наблюдали за этим, и заметили, что он делал некоторые вещи по-другому. Когда мы увидели это, то изменили арати, и до сих пор это изменение сохранилось. Мы предлагали благовоние, держа его в руке, а Шрила Прабхупада предлагал его в подставке для благовоний. Когда мы предлагали платок, то держали его в руке, но Шрила Прабхупада предлагал его на тарелочке. Также и цветок он предлагал на тарелочке. По-моему он вернулся из Индии, и он привез для Рукмини Дваракадхиши тарелочку в форме сердца. Интересно, есть ли она еще там? Потому что мы предлагали цветок на ней.
79-35 Кешава Бхарати дас Госвами
Теперь перенесемся к Ратха-ятре. Тот даршан был до Ратха-ятры. А теперь мы на Ратха-ятре. Это была достаточно большая Ратха-ятра в 1974 году. Там было около десяти тысяч человек. Я работал за столиком с книгами с Вайшешикой Прабху. А Прабхупада был на сцене. Есть знаковая фотография, которую все знают, где на Прабхупаде красная гирлянда и его белый свитер. Шел киртан. Мы наслаждались атмосферой, наблюдая за Прабхупадой. И затем Прабхупада поднял свои руки. Мы стояли за столиком с книгами по другую сторону поля. Между нами и Прабхупадой были тысячи людей, примерно 8-10 тысяч людей. Когда Прабхупада поднял свои руки, буквально все подняли свои руки в тот же момент, когда он поднял свои руки. Мы были тронуты до слез, потому что мы увидели могущество влияния Шрилы Прабхупады. Это были просто люди, которые проходили мимо и присоединялись в Голден-гейт Парке, думая: «Какой хороший день». Многие из них были из этой категории. Прабхупада был настолько могущественным, его харизма была более, чем просто харизма. Это была чистая духовная энергия. И все подняли свои руки. А мы подумали: «Точно. Сверхдуша находится в каждом сердце. Вот внешнее проявление Сверхдуши. И все получают в своем сердце сигнал – Так? Да!» И все подняли свои руки. Это было экстатично. Один из самых экстатичных моментов в моей жизни.
79-36 Сахадеви даси
Я сохраняю связь со своим учителем, со своим гуру через эти книги и через его учение. И я не забываю. Теперь, когда я читаю книги, иногда бывает тяжело, потому что там есть некоторые слова о женщинах и тому подобное. Но есть еще одна вещь. Если вы знали Шрилу Прабхупаду, то когда вы читаете книги… Очень важно нам, преданным, делиться тем настроением безусловной любви, которым обладал Шрила Прабхупада. Потому что когда вы читаете, то понимаете, что эти слова исходят не из осуждения. Они исходят не из того, что женщины не такие хорошие, как мы. Они исходят из настроения служения. Например, женщины – мы служим им. Мы служим женщинам в соответствии с их качествами. Потому что когда Шрила Прабхупада поженил меня со Стокой Кришной, он сказал, сначала глядя на меня: «Не надо давать 50%». И Стока Кришне он сказал: «И тебе не надо давать 50%. Вы оба должны отдать 100%». И в этом смысл. Не важно, женщина или мужчина, все мы должны отдать 100%. Это не связано с нашим телом или еще чем-то. Мы должны стараться отдать как можно больше. Я не отдаю 100%. Но я хочу сказать, что это то, чего от нас хочет Прабхупада. Он хочет, чтобы мы отдали себя в полной степени.
79-37 Бхакта дас
Однажды я написал ему. Я сказал: «Прабхупада, у меня столько денег. Что я должен с ними сделать?» Прабхупада ответил: «Если у тебя есть лишние деньги, присылай их в мой фонд Маяпур-Вриндаван Траст». И он дал мне номер счета. Когда я женился и у меня должны были появиться дети, я не знал, нужно ли делать обрезание. Я спросил его: «Если у меня будет сын, нужно ли ему делать обрезание?» Он ответил: «Что касается обрезания, это не важно». Мне кажется, что это существенный момент, потому что касается практических вещей. Вероятно последний вопрос, который я ему задал, был в 1975 году, когда я вез его в аэропорт. Сан-Франциско, конечно же, известен, как Нью Джаганнатха Пури. Но Господь Джаганнатх был справа, а Радха Гокулананда были в центре, и Гаура Нитай были на левом алтаре. Но все преданные в Сан-Франциско хотели, чтобы Господь Джаганнатх был на центральном алтаре, а не Радха Кришна. Они хотели, чтобы Радха Кришна были справа. Но все боялись спросить об этом Прабхупаду. Я просил Сатсварупу, я просил Брахмананду, я просил Джая Тиртху. И все боялись его об этом спросить. Итак, я пересекал мост через залив, направляясь в аэропорт Сан-Франциско. И я спросил Шрилу Прабхупаду:
– Ваша Божественная Милость, Сан-Франциско известен как Нью Джаганнатха Пури, дом Господа Джаганнатха. Все преданные здесь хотели бы видеть Господа Джаганнатха на центральном алтаре, вместо Радхи Кришны, Радхи Гокулананды.
Прабхупада сказал:
– Да! Почему нет?
На следующий день мы переместили Божеств. Это было так просто и так легко. Но все боялись спросить его об этом.
79-38 Джадурани даси (Шьямарани даси)
Когда Прабхупада приехал в Бостон, я жаловалась ему, что в храме есть один преданный, с которым я не могу иметь дело. Мои аргументы все нарастали и нарастали. И по ходу этого нарастания мне пришло осознание: «Кому я это говорю? Прабхупада пришел в этот мир для любовных отношений с Богом и друг с другом». Тогда я прервала себя и сказала:
– Должна ли я просто об этом забыть?
Он сказал:
– Да, тебе надо простить и забыть. Иначе как ты будешь жить?
Затем примерно в тот же период в Бостоне я находилась в его комнате с Говиндой даси. Перед ним стоял его столик. И маленький муравей пересекал его столик. Я попыталась смахнуть его со стола. Прабхупада сказал:
– Нет. Позволь ему играть.
Но было уже поздно, потому что я его смахнула. И я раздавила его. Мне было так плохо, потому что это был мой брат. И все это было на глазах у личности, которая видит душу. Он не был доволен мной. Говинда сказала:
– Он сразу же получит другое тело?
Прабхупада сказал:
– Да, сразу же перенесен.
Тогда я стала вновь и вновь извиняться. Но Прабхупада не поднял на меня свой взгляд.
79-39 Джагат Пуруша дас
Мы обычно приходили к Прабхупаде днем. Иногда он был своей комнате, а иногда наверху на крыше своего здания. Я помню, как однажды я зашел. Обычно я приводил кого-то с собой, а не шел один. Несмотря на то, что я делал свое служение пуджари или повара, я также старался выходить на проповедь, когда мог, и знакомить каких-то людей с сознанием Кришны. В тот раз по-моему я посещал киностудии и пытался строить отношения с разными людьми из киноиндустрии. Однажды я привел с собой на крышу одного известного актера на встречу со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада был очень рад видеть его, и он был очень приветливым. Он сел и состоялась беседа. Кто-то зашел с большой корзиной манго. Шрила Прабхупада попросил одного из своих учеников порезать манго и раздать гостям. Прабхупада вел беседу. Краем глаза он наблюдал, как преданный пытается понять, как резать манго. Тогда Прабхупада сказал:
– Отнеси корзину с манго Радж Кумару.
Так звали актера, которого я привел к Прабхупаде. И он сказал:
– Вы могли бы заняться этими манго, чтобы все могли их поесть?
Радж Кумар взял нож и совершенно мастерски разрезал манго, открыл его, порезал, развернул и срезал кусочки так, что получились маленькие квадратики. Он сделал это совершенно мастерски. Тогда Прабхупада прокомментировал:
– Видите? В каждой области есть гуру. Он гуру в том, как резать манго.
Прабхупада очень оценил его мастерство и поэтому назвал его «гуру».
79-40 Сахадеви даси
Я помню, что когда Прабхупада давал мне имя, преданные сказали «Сахадеви». Но так как есть Сахадева, брат Арджуны, когда они услышали имя, то даже Гаргамуни удивился: «Сахадева или Сахадеви?» Возник такой вопрос. Шрила Прабхупада сказал:
– СахадевИ. Она одна из гопи.
Тогда я подумала: «О, она одна из гопи. Я так счастлива. О, Боже». Просто получить это имя значило для меня многое. Хорошо, буду честна. Я была хиппи и увлекалась разными психоделиками. В том то и смысл, что когда мы пришли в 1969 году, многие из нас имели этот опыт с психоделиками. Мы искали Бога. Но затем мы все бросили это благодаря Шриле Прабхупаде. Это та энергия, которую он носил с собой. Мы могли просто потерять эти желания. Теперь я понимаю, потому что теперь я уже старее. Сейчас я уже не нахожусь в физическом присутствии Шрилы Прабхупады. Но я знаю разницу, я чувствую это, по сравнению с тем, когда мы были физически с ним. У моей дочери тоже сейчас есть учитель, гуру, и она говорит о присутствии чистого преданного. Но мы были настолько удачливы, что с нами был Джагат Гуру. Шрила Прабхупада находится на каждом алтаре. Его присутствие просто разрубало нить привязанности на тот период времени. Затем, к сожалению, мы снова стали привязаны, мы нашли это вновь. Мы схватились за наши привязанности. Но когда мы были со Шрилой Прабхупадой в его присутствии, мы имели духовный опыт. Это заставляло нас возвращаться, это заставляло нас хотеть большего.
79-41 Лочанананда дас
Затем Пушта Кришна спросил:
– Прабхупада, в духовном мире можно ли с одной планеты перейти на другую?
Прабхупада сказал:
– Материальные законы там не действуют. Поэтому, да, вы можете это делать.
Затем он сказал:
– Прабхупада, мы узнаем вас в духовном мире, когда мы туда прибудем?
Он сказал:
– Да, вы узнаете меня.
До этого он говорил: «У нас будет большой ИСККОН в духовном мире». Он сказал:
– Это моя роль. Когда вы вернетесь домой обратно к Богу, духовный учитель возьмет вас за руку и положит вашу руку в руку Кришны, и представит вас.
Это наше вечное положение. Мы вечно связаны со Шрилой Прабхупадой.
79-42 Бхакта дас
Мне кажется, что больше всего мне запомнилось качество благодарности. Насколько он был благодарным каждому. Мы были такими маленьким, крошечными. Мы так незначительны. Мы даже не сравнимы с маленькой лампочкой на фона солнца. Но Прабхупада был очень благодарен, потому что мы старались служить ему. Мы отдали ту малость, которую могли. И он был так благодарен. И он был так добр и ценил это. И он так вдохновлял. Даже сейчас я помню об этом. Каждый день мы с женой омываем Божеств, украшаем Божеств, предлагаем им прасадам, проводим арати. Несколько недель назад я смотрел здесь на Прабхупаду, проводя арати. И я чувствовал эту любовную благодарность. Он не забыл меня. Он не забыл. Хотя у меня нет никаких хороших качеств, все же он благодарен.
79-43 Джанаки даси
Интересно услышать в этой истории то, что он был как отец. Потому что во время его первого путешествия в Сан-Франциско я однажды массировала его стопы. И я спросила у него:
– У вас есть дети?
И без единой заминки, моментально, он сказал:
– А ты не мой ребенок? Ты мой ребенок.
И я верила ему. Он был большим отцом, чем мне когда-либо доводилось иметь. И его любовь к нам была настолько истинной и настолько удивительной. И он был таким веселым, и сладким, и знающим, и прощающим, и ведущим нас ни к чему другому, как только к хорошему. А мы были просто пленены любовью к нему. Это просто захватывающе, насколько сильно можно было любить другое живое существо. Я была замужем, но это была другая любовь. Это была небесная любовь, поистине благословенная, да, поистине благословенная.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)