Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 78

cover
78-01 Бхуриджана дас

Я был студентом Государственного Нью-Йоркского Университета в Баффало. На самом деле впервые я увидел Прабхупаду, когда у Раярамы брали интервью на какой-то телевизионной программе. Но возможно это был Хаягрива. Он сказал, что гулял по улице и встретил Свами. Он описал его, рассказав о его острых туфлях и других особенностях. Я подумал: «А почему такое не случилось со мной?» Затем очень скоро после этого случая я увидел преданных по телевизору. Сначала я думал, что это было Лес Крейнс Шоу, но позже я услышал в воспоминаниях Шьямасундары Прабху, что это был какой-то другой репортер. Я очень привлекся, когда увидел преданных. Я помню некоторые высказывания Прабхупады, которые мне показались забавными. Ведущий спросил его:
– Сколько вам лет?
Прабхупада ответил:
– Мне 70 лет, и у меня еще все зубы целы.
Он улыбнулся очень непринужденно. Также его спросили:
– Вы достигли освобождения?
Прабхупада сказал:
– Да. А это все мои ученики.
Это было совершенно очаровательно. Вскоре после этого я стал посещать занятия по медитации в Государственном Университете Баффало, и я начал там повторять Харе Кришна. Рупануга Прабху вел эти занятия. В тот момент я еще не был сильно привлечен философией, но он сказал, что надо повторять Харе Кришна. Поэтому я начал повторять Харе Кришна. Уже к следующему занятию я стал считать себя преданным, потому что Маха-мантра была очень могущественна. Это стало мне сразу ясно. Так или иначе, когда Прабхупада вернулся из Индии после сердечного приступа, и, посетив Лос-Анджелес и возможно Сан-Франциско, он приехал на Вторую Авеню, 26. Это была середина зимы. Рупануга отправил меня и еще одного студента увидеться с Прабхупадой. Мы добрались автостопом из Государственного Университета Баффало на севере штата Нью-Йорк до города Нью-Йорка, а затем на поезде мы доехали до Второй Авеню, 26. И мы приехали туда как раз в тот момент, когда Прабхупада начал читать свою лекцию. Он вошел в комнату, которая была полна душ, пришедших слушать Прабхупаду. У меня было несколько впечатлений. Во-первых, я переслушивал вновь и вновь много раз альбом «Событие», постоянно переворачивая пластинку. Как и многие другие в те дни, я коллекционировал пластинки. А Рупануга сказал мне:
– Если тебе нравится слушать пластинки, ты можешь слушать записи Харе Кришна.
Я спросил:
– А сколько их?
Он сказал:
– Одна.
Так или иначе, я был этим удовлетворен, просто переворачивая пластинку вновь и вновь и слушая слова Прабхупады. Поэтому к тому моменту, когда я увидел Прабхупаду, я мог уже понимать его акцент достаточно хорошо. И моим первым впечатлением было то, что он напомнил мне моего дедушку. Он был очень пожилым, и также он был очень могущественным. Я понял это сразу же. Я не помню никаких подробностей из лекции, но я помню, что он был очень могущественным. Я также помню, что у меня в голове был один вопрос до того, как я увидел Прабхупаду, так как у меня была определенная концепция совершенного человека. Мне было интересно, будет ли он останавливаться на красный свет, если на дороге нет движения. То есть, следует ли он всем правилам. Но я увидел, как на красный свет Прабхупада посмотрел в обе стороны и просто пересек улицу. Я сразу же понял, что сознание Кришны очень практично, и что Прабхупада очень практичен. Он был практичен. Он был тверд теоретически, философски и духовно, но всегда очень реалистичен и практичен.

78-02 Бхуриджана дас

Также в тот раз он сказал, что он хочет показать письмо на проекторе. Я не помню точного содержания письма, но он считал его очень важным. Поэтому он хотел использовать проектор для непрозрачных материалов, чтобы показать письмо на стене во время встречи с несколькими людьми. Он сказал своим слугам:
– С этих пор мы должны носить с собой этот проектор.
Из этого случая я понял, что Прабхупада несомненно хотел использовать технологии в служении проповеди.

78-03 Бхуриджана дас

Я слышал от Прабхупады в 1968 году на Второй Авеню, 26, две полезные фразы, которые я хорошо запомнил и счел их очень практичными. Первая: «Если что-то благоприятно, делайте это сразу же. А если что-то неблагоприятно, отложите это». Я пользуюсь этим постоянно даже до сих пор спустя пятьдесят лет. Другая фраза: «Что-то лучше, чем ничего». Это то, о чем я забыл. Но теперь я вновь стал этим пользоваться. «Что-то лучше, чем ничего». Это имеет огромный смысл. Это практично. Если кто-то может сделать что-то, это несомненно лучше, чем если он не будет делать ничего. Хорошо видеть хорошее. Это то, над чем я сейчас размышляю. Это очень помогает в отношениях. Можно видеть хорошее в попытках человека в сознании Кришны. Если человек сделал что-то, то это имеет вечную ценность. Это напоминает мне историю со Второй Авеню, 26. Я там не присутствовал. Один бродяга, или бомж, зашел в храм на Второй Авеню, 26, с туалетной бумагой и сказал:
– Это для вас.
Он был грязным стариком и от него пахло алкоголем. Когда он вышел, Прабхупада сказал:
– Его духовная жизнь началась.
Поэтому, «что-то несомненно лучше, чем ничего».

78-04 Бхуриджана дас

Я помню, как однажды в Мельбурне все преданные сидели вместе. Он говорил с нами так, что это заставило нас почувствовать себя сострадательными, потому что мы занимались этой милосердной работой. И он заставил нас почувствовать себя глубоко сострадательными. По крайней мере сам я подумал: «У меня нет и капли сострадания». Но он говорил с той частью вас, которая была самой искренней вашей частью, потому что он хотел, чтобы эта часть развивалась. Я увидел это очень ясно. Он действовал, как очень искусный учитель. Но искусный учитель имеет больше одной методики в своем инструментарии. И он знал, какую технику когда надо применить для блага личности. Иногда он отчитывал. Он видел потенциал, потому что у каждого был этот потенциал. Также в ранние дни он был гораздо более индивидуальным в обучении людей. А позже, так как стало очень много преданных, уже стало не так. Совсем немногие преданные имели по-настоящему личное общение с ним. Он не участвовал в жизни преданных лично. Они видели его только когда он приезжал в храм и в основном только во время лекции по Бхагаватам или по Бхагавад-гите. Но могущество Прабхупады было таким, что каждый чувствовал, что у них были крепкие личные индивидуальные отношения с ним. Однажды в Мельбурне я, Матаджи Джагаттарини и Тушта Кришна Свами были в комнате с Прабхупадой сразу после того, как он встал после дневного отдыха. Он вышел, сел и сказал:
– Они пишут мне так много писем. И они говорят: «Дорогой Прабхупада, я самая падшая и незначительная душа, и у меня огромная проблема».
Он посмеялся, но весьма разочарованно, и сказал:
– Только посмотрите…
Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что его в этом разочаровывало. Но через какое-то время я понял, что если вы незначительная душа, тогда у незначительной души не могут быть огромные проблемы. Она может иметь только незначительные проблемы. Затем Прабхупада ответил на свой собственный комментарий, говоря:
– Я бы хотел обучать всех своих учеников лично, но что могу поделать?
Я вынес из этого много уроков. И один из них заключается в том, что я очень сомневаюсь, что большинство преданных, включая меня, могут выдержать интенсивное воспитание. А для полного предания нужно находится в присутствии такой личности, как Прабхупада, а точнее в присутствии Прабхупады. Потому что для того, чтобы находится в присутствии огня, надо самому быть огнем. Нужно быть вдохновленным, нужно быть способным смотреть на вещи с его точки зрения. Поэтому я увидел, что в каком-то смысле это было устроено Кришной, что у нас не было так много личного общения, как нам бы хотелось иметь, потому что это бы потребовало огромного предания. Но я также увидел, что с другой стороны мы получали благо от этого личного соприкосновения, личного подхода к каждому индивидуальному человеку в его воспитании в соответствии с его возможностями. Я видел, как он общался с моей женой Джагаттарини. Однажды на Фиджи Прабхупада, хотя и не был политкорректен и он особо не считался с этим, но он сказал ей:
– Действуй как служанка своего мужа.
Она очень ясно ответила:
– Я не была этому обучена.
Прабхупада сказал:
– Но если есть что-то лучшее, лучше принять это.
И это убедило ее. Очень личное и глубокое наставление убедило ее действовать так, как с точки зрения культуры идет вразрез представлениям современного мира. Но ее сердце затронуло именно его личное обращение.

78-05 Бхуриджана дас

В Гонконге было очень трудно. Мы там оставались одни в течение очень многих лет. Несколько преданных приезжали к нам. Но иногда они были немного эксцентричными. Нам там было очень очень трудно. Гонконг это один из самых материалистичных городов, а сам я из Нью-Йорка. Он гораздо более материалистичный, чем Нью-Йорк. Было очень трудно. Я не хочу обсуждать все трудности, с которыми мы там сталкивались, но мы страдали. Прабхупада приехал к нам в Гонконг в 1974 году. Он был очень строг. В особенности он отчитал меня, но Джагаттарини также чувствовала это. Когда я был с Прабхупадой в комнате в отеле Гонконг Хилтон, она сидела за дверью. И она даже не хотела заходить и находиться в присутствии Прабхупады. В какой-то степени это может звучать непонятным. Как можно не хотеть находиться в присутствии Прабхупады? Но Прабхупада был Прабхупадой. Он мог быть очень очень очень строгим. И если вы не были готовы к этому, тогда это было очень очень трудно. Так или иначе, он очень личностно спросил меня, как моя жена, потому что на самом деле она пожертвовала очень многим, чтобы присоединиться к Движению. Он говорил, что она пожертвовала тремя вещами. Она была достаточно развивающейся актрисой, и она это оставила. Также она поехала в Гонконг по его приказу. И третье – она вышла замуж за меня, что было несомненно аскезой. Это еще одна длинная история, но это был организованный брак. Мы поженились в первый день нашей встречи. С культурной точки зрения это что-то невозможное для тех, кто вырос на западе. Но она сделала это, и спустя пятьдесят лет мы все еще женаты. И это просто милость Прабхупады. Так или иначе, он очень ценил ее. И он спросил меня:
– Как дела у твоей жены?
Я сказал:
– Не очень хорошо. Она страдала.
Он сказал:
– Попроси ее зайти.
Итак, я завел ее и подвел к нему. Он снял со своего пальца золотое кольцо и подарил его ей. Конечно же она все еще имеет его. Это был другой Прабхупада, чем Прабхупада, сидящий на вьясасане. У многих преданных были именно такие отношения с ним. Он был защитником Гаудия-сампрадайи, одиноким гуру, сидящим на вьясасане. Это был только один аспект Прабхупады. Но у Прабхупады было много аспектов. Он был личностью со множеством аспектов. Его присутствие по-настоящему помогло ей, это несомненно. Его присутствие вселило в нас жизнь. Не только в нас, но в нас точно. Его присутствие было жизнью Движения. Оно развивалось благодаря его присутствию. Итак, она смягчилась. Она была в слезах, и конечно же гораздо сильнее, чем я сейчас, когда вспоминаю это. Но я помню, как она сидела рядом со мной, и нам нужны были полотенца. И конечно же у нее до сих пор есть это кольцо. Это ее жизнь. Однажды посреди ночи она неосознанно сняла его и потом не могла найти. На следующее утро было что-то неописуемое, но каким-то образом я его нашел. Я был героем. Но это кольцо – сокровище. Какое может быть более дорогое сокровище, чем это? Потому что это жест. Это жест любви, которую выражает личность. Глубокой любви. Так двое соединяются. И это неразделимо.

78-06 Бхуриджана дас

Однажды он осмотрел всех собравшихся и стал говорить об ученых. У них есть могущество их бомбы, благодаря которой могут опасть все листья, а также быть уничтожены и все деревья. Но их могущество ограничено. У них нет такого могущества, чтобы омолодить дерево и вернуть обратно его листья. Он говорил таким образом. Он мог говорить о чем угодно. Однажды его слуга, Девананда, подошел к Прабхупаде с фруктами. Там сидело всего пара человек. Он взял немного фруктов, после чего слуга раздал их всем, как остатки. Я где-то слышал, не помню уже где, один блестящий совет – съесть непосредственные остатки от Прабхупады, например, апельсиновую корку, это даже лучше, чем взять что-то с его тарелки. Когда Прабхупада увидел, что я взял апельсиновую кожуру без самого апельсина и съел ее, он посмотрел на меня и сказал:
– Это легко усваивается.
Это было так забавно и так непринужденно. Прабхупада мог быть очень серьезным Ачарьей, и в то же время он мог быть самым дружелюбным из всех дедушек, очень замечательной личностью. Он всегда был серьезным. Несомненно он мог быть очень строгим. В другой раз в Нью-Вриндаване он жил наверху. И когда я только приехал, он позвал меня к себе наверх, и первым делом спросил меня:
– Ты слышал запись?
Я сказал:
– Нет.
Тогда он включил запись. Это была студийная запись, которую ему прислали из Лос-Анджелеса, на которой Вишнуджана пел: «ванде ахам…», а Прабхупада играл там на мриданге. Позже я узнал, что имитировал ритм Прабхупады другой преданный из Сан-Франциско по имени Дживананда. По-моему он жил в Далласе. Вдруг, не знаю как это объяснить, но несмотря на то, что это был просто магнитофон, звук наполнил всю атмосферу. Как будто бы нам открылся духовный мир. Это было очень сладко, и мы стали танцевать. Нас было двое – я и Арундхати. И мы просто стали танцевать. Как будто бы открылся весь духовный мир. Это было что-то удивительное.

78-07 Бхуриджана дас

В другой раз я читал лекцию по Бхагаватам. Я до сих пор помню стих. Это была очень странная лекция по Бхагаватам, когда я знал, что Прабхупада сидит этажом выше и слушает. Но так или иначе я особо не нервничал, потому что на самом деле я не думал, что он слушает. Но он реально слушал. В конце лекции Девананда задал вопрос. Я помню, что лекция была о том, как Шукадева превратился из имперсоналиста в персоналиста по милости Вьясадевы, который поведал ему Бхагаватам. Девананда спросил, было ли это личное предпочтение Шукадевы, явно намекая на то, что персональное выше имперсонального. Конечно же после его вопроса мы все вместе стали отвечать ему. Лично я ему сказал так: «Если ты имперсоналист, как у тебя может быть предпочтение к персональному?» Но сразу после лекции я пошел наверх увидеться с Прабхупадой в его комнате. Он сказал:
– Итак, они задали тебе вопрос, да?
Я сказал:
– Да.
Он посмеялся. Затем Арундхати задала вопрос:
– Почему имперсоналисты падают? Почему они обязательно падают?
Это было частью ответа какого-то преданного. Тогда был 1968 год, и мы еще не отличались глубиной своего понимания. Она очень искренне спросила:
– Почему они всегда падают?
На самом деле сначала она спросила:
– Всегда ли падают имперсоналисты?
Прабхупада ответил:
– Да.
И тогда она спросила:
– Почему?
Прабхупада ненадолго задумался над тем, как объяснить это этим детям. Так я позже об этом размышлял. Он дал философский ответ. Он думал: «Как мне объяснить это, чтобы они по-настоящему глубоко поняли?» Итак, он ненадолго задумался, приложив руку к подбородку, и затем он ответил очень просто:
– Потому что им становится одиноко.
В этом содержится огромный философский смысл – душа активна по своей природе и мы наблюдаем это везде в мире с любой душой – от птиц до собак, до обезьян – всем становится одиноко. И, как говорил Прабхупада, Кришна может заполнить наше одиночество. Если у нас нет Его, тогда даже если мы поднимемся до осознания безличного Брахмана, одинокое существование и пустота съест наше сердце, если мы не развили отношений с Кришной. В этой фразе «ему становится одиноко» содержится так много всего.

78-08 Бхуриджана дас

Прабхупада сидел у себя в комнате наверху. Иногда днем приходили преданные. А может быть это было утром, я точно не помню. Но он сидел очень расслабленно, он был очень умиротворенным и счастливым внутри. Он сказал четырем или пяти преданным, которые там сидели, что секрет сознания Кришны заключается в том, чтобы организоваться свою жизнь таким образом, чтобы вы не смогли забыть Кришну ни на мгновение. Когда вы читаете книги Прабхупады, то понимаете, что это по-настоящему является секретом сознания Кришны. Махапрабху говорит: «киртанийах сада харих». Прабхупада сам всегда был занят этим. Но это очень сложно, если вы не являетесь чистой душой. Это моя реализация, мои размышления. Вы можете разумом сказать себе: «С этих пор я всегда буду помнить о Кришне». Но если вы являетесь обусловленной душой, вы просто не можете этого сделать. Вы не можете делать это своим разумом. Это можно делать естественно только тогда, когда у вас есть любовь к Кришне: «према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена». Итак, он сказал так. Но Прабхупада сказал это очень практично. Он сказал: «Организуйте свою жизнь таким образом». Другими словами, займите свою жизнь преданным служением Кришне. Все должно быть так или иначе связано с Кришной, а не делить на двойственность – это для Кришны, а это не для Кришны. Итак, это требует углубления своего сознания. После того, как он рассказал этот секрет сознания Кришны – «организуйте свою жизнь таким образом, чтобы не забывать о Кришне ни на мгновение» – он повернулся к Брахмананде Прабху и сказал:
– Правильно, Брахмананда?
Брахмананда засмеялся и сказал:
– Да, это не так уж трудно.
Потому что он поддержал настроение Прабхупады. На самом деле Брахмананда спустя очень многие годы сказал мне: «Когда Прабхупада хотел, чтобы кто-то сказал «да», он обращался ко мне. А когда он хотел, чтобы кто-то сказал независимое мнение, он обращался к Тамал Кришне Махараджу».

78-09 Бхуриджана дас

Когда Прабхупада прилетел в Японию в 1969 году, я уже был там. Он отправил меня туда в помощь Судаме, Бали Мардане и Чинтамани. Там было только трое преданных. И это весьма удивительно. Он просто посылал своих учеников в эти места, практически говоря, ни с чем. Только с верой в его приказ. Прабхупада дал Судаме некоторые наставления. Он сказал:
– Одевайся с шелк и носи цветочные гирлянды. Люди оценят это.
Также Судама сказал мне, что они смотрели на карту еще до его отъезда. В то время он был слугой Прабхупады. Они смотрели на карту. Прабхупада вместе с ним спустился на пол и стал показывать на Токио и тому подобное. У Прабхупады для него было много идей. Так или иначе, я также был там, и совершенно внезапно приехал Прабхупада. Это было в начале 1970 года, потому что я приехал туда в самом конце 1969 года. Когда я только увидел Прабхупаду, ничего не зная, он выглядел гораздо старше и более серьезным. Я сразу же заплакал, видя его таким. Это было в аэропорту. Позже мы узнали о причине его прилета. Сказали, что был заговор против него. Были люди, которые не передавали ему письма. Они написали «Ачарья ИСККОН» или «Основатель ИСККОН». Мы не понимали, что происходит. Во всяком случае я не мог понять, что происходит. Но была очень очень напряженная атмосфера. Прабхупада путешествовал со многими своими ведущими в то время учениками. Он созвал их всех в Лос-Анджелесе. И как мы позже узнали, смысл был в том, чтобы вытащить его из этой очень опасной ситуации. Многие из них приехали в Японию с Прабхупадой. Прабхупада собирался лететь в Индию со всеми с ними. Один из уроков, которые я извлек из этого, Прабхупада, чувствуя, что его движение находилось под угрозой, преобразовал эту ситуацию в нечто позитивное. И это совершенство сознания Кришны – использовать все в служении Кришне, даже самые сложные ситуации. Прабхупада превратил негативную ситуацию в открытие одной из самых больших областей для проповеди – Индии. Он был полон сил и очень хотел заняться этим. Но было очень трудно получить визы для всех его учеников. Конечно же, ему, как гражданину Индии, не нужна была виза, но всем остальным нужны были визы. Постоянно шла пересылка телеграмм с Джаяпатакой Махараджем, который находился в Калькутте: «Нам нужны визы, нам нужны визы, нам нужны визы». Итак, он превратил негативное в позитивное, а это настоящее искусство в сознании Кришны. Также там произошел один удивительный случай. Был один молодой японский юноша, который заинтересовался сознанием Кришны. Он был не именно японцем, а канадцем, но японских корней. Его звали Брюс Анимото. В нем было что-то с прошлой жизни, потому что он жил отдельно, как отшельник и переводил с японского на английский. Он просто жил один, следовал всем принципам, воспевал шестнадцать кругов каждый день, но у него совершенно не было намерения переезжать в храм или что-то подобное. И он уже воспевал так с течение многих месяцев. Когда Прабхупада туда прилетел, он решил взять его как участника своей группы в Индию в Калькутту. Он попросил его поехать. И удивительным образом Брюса, который позже стал Бхану, а позже Бхану Свами, он выдернул и возвел до столь видного положения. И он до сих пор переводит, как никто другой. Как лесной пожар он переводит древние вайшнавские тексты на английский.

78-10 Бхуриджана дас

Прабхупада сначала дал этим людям санньясу и сказал, что, проповедуя, они очистятся. Затем, пока он еще был в Японии, в Нью-Вриндаване состоялась их встреча, где они стали проповедовать, что Прабхупада был Богом, и он покинул Соединенные Штаты, так как был недоволен тем, что люди не осознают его истинного положения. Это было довольно экстремально, потому что они были практически единственными санньяси в то время, и им оказывалось особое почтение. Были преданные, которых это смущало, но конечно же были и преданные, которых это не смущало. Так что там произошел разлад. Преданные, такие как Рупануга Прабху и другие, победили их. Вся эта информация поступала Прабхупаде в Японию. Именно в тот момент Прабхупада отстранил их от Движения. Когда они внешне перестали быть верными ему, он не вышвырнул их из Движения. Но когда они стали говорить, что он Бог, это было уже слишком, уже за пределами философских границ. Поэтому он отстранил их. Но он всегда сильно беспокоился о них. И позже я слышал историю о том, что он отправил Брахмананду в Пакистан, Гаргамуни в Бангладеш. А через несколько месяцев, когда Прабхупада был в Бомбее, до него дошли новости: «Американские Харе Кришна были убиты во время восстания в Пакистане». Прабхупада стал очень сильно беспокоиться о безопасности Брахмананды. Несмотря на то, что он думал о нем, как о заговорщике, несмотря на перевертывание философии с ног на голову, Прабхупада никогда внутренне не отвергал их, а даже беспокоился об их здоровье и благополучии. Это конечно очень трогательно. Есть еще несколько отличающихся историй, которые я слышал, но не был свидетелем. Тамал Кришна Махарадж рассказал мне историю. В Бомбее был один брахмачари, который вел себя неправильно, и он хотел от него избавиться. Прабхупада сказал:
– Дай ему еще один шанс. Скажи ему, что он не должен курить (или что бы то ни было).
Но через какое-то время его действия уже перешли все границы. И Прабхупада сказал:
– Передай ему, что моя милость исчерпана. Вышвырни его из ашрама.
Тамал Кришна Махарадж попросил его покинуть ашрам. Это был индийский преданный. Затем позже Тамал Кришна Махарадж рассказал мне о том, что он спросил Прабхупаду:
– Правда ли, что ваша милость по-настоящему исчерпалась для него?
Прабхупада сказал:
– Нет.
Он был учителем. Есть еще одна история. Не знаю, нужно ли вам включать сюда имя человека. Да, надо называть имя в связи с этим конкретным случаем. Гаргамуни был санньяси, и он распространял книги для Прабхупады. Это было в храме в Калькутте. Был человек, который отвечал за книги – Прасаннатма Прабху. Гаргамуни сломал замок и стал брать столько книг, сколько ему хотелось. Прасаннатма пришел к Прабхупаде и стал жаловаться:
– Как я могу отвечать за книги, если он просто взламывает замок и берет все, что хочет?
Прабхупада сказал:
– Пусть делает то, что хочет. Он мне очень помог в ранние дни.
Не было ничего механического с Прабхупадой. Он очень ценил служение, которое делали преданные. Было ли это заметно или нет, но его благодарность была очень глубокой. Я могу это сказать со своей стороны, сделав совершенно незначительное служение. Он очень терпелив. И я нахожусь еще здесь только благодаря этому.

78-11 Бхуриджана дас

Прабхупада приехал в Токио на свою Вьяса-пуджу в 1970 году. Но она не была хорошо подготовлена для его удовлетворения. Поэтому он дал наставления Тамал Кришне Махараджу, как правильно организовывать ее. И он позволил нам провести ее второй раз на следующий день. Я помню несколько моментов из этих наставлений. Самый старший должен проводить арати Прабхупаде. Также я помню, что Прабхупада дал нам порядок, в котором мы должны были подносить цветы его лотосным стопам. Сначала шли санньяси, затем домохозяева вместе со своими женами, а затем брахмачари. Таков был порядок. Он особо отметил – домохозяева со своими женами.

78-12 Бхуриджана дас

Когда мы были в Гонконге, Прабхупада был с нами очень строг. Он хотел, чтобы храм в Гонконге продолжал существовать. Он был очень строг, и он не хотел, чтобы мы уезжали. Он настаивал на том, чтобы мы остались. Он никогда не показывал вида, что понимал, насколько сложно было там находиться и в одиночку сражаться в этом материалистичном месте. Он никогда внешне не проявлял своего сочувствия к нам. Но однажды много лет спустя я был в Шри Дхаме Маяпуре и слушал лекцию по Бхагаватам, и я услышал от Субхага Махараджа, который был с Прабхупадой в Лондоне, одну историю. Я стоял сзади и просто слушал. Можете представить себе, как я себя почувствовал, когда услышал это. Он рассказал историю о том, как был в комнате с Прабхупадой. Вдруг слеза появилась из глаза Прабхупады и стекла по его щеке. Он спросил Прабхупаду:
– Почему вы плачете? Что явилось причиной этой слезы?
Субхаг Махарадж процитировал слова Прабхупады. Он рассказал это на лекции по Бхагаватам. А я просто слушал. Он сказал:
– Я думаю о моих учениках в Гонконге и о том, как сильно они страдают.
Но он никогда не показал нам, что он понимал, насколько там было тяжело. Он был очень строг с нами. Но он знал. И его благословения по-настоящему проявились тысячи и тысячи раз. И я могу сказать что моим самым главным сожалением в жизни является то, что я не смог исполнить его желание и просто остаться там, независимо от того, как там было трудно. А мы тогда были просто детьми. Но все же, если бы я только мог просто удовлетворить Прабхупаду, просто исполнить его желание, это сделало бы его счастливым и это было бы большое благо.

78-13 Бхуриджана дас

Когда Прабхупада приезжал в Гонконг в 1972 году, мы устроили для него большую программу в Парк Отеле. Там были в основном индийцы. Было только несколько душ в китайских телах. Но в основном были индийцы. Они надели на него гирлянды и так далее. Это была приветственная речь в его первый визит в Гонконг. В конце лекции Прабхупада спросил, есть ли вопросы. Никто не отозвался. Я встал и сказал:
– Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста, задайте их Прабхупаде.
Один мальчик лет десяти, который учился в одном из наших детских классов, задал вопрос. Это был тот же вопрос, который он задал мне много недель назад о Кришне, потому что мы читали им и рассказывали истории из книги «Кришна». Он спросил:
– Кто разжег пожар в лесу?
Когда он задал мне этот вопрос, я сказал ему:
– Прабхупада приезжает через несколько недель, почему бы тебе не спросить у Прабхупады?
И я совсем забыл об этом. Поэтому, когда я обратился к аудитории в зале: «Есть ли у кого-то вопросы?», Лалу вспомнил об этом. Он поднял руку и спросил у Прабхупады:
– Кто начал внезапный пожар в лесу?
Прабхупада сказал:
– Кто разжег пожар в лесу?
Затем он дал философский ответ. Он сказал:
– Никто не разжигает пожар в лесу. Это природа материального мира. Самсара даванала лидха лока. Это природа материального мира…
И он начал проповедовать философски о лесном пожаре в материальном мире – трудности всегда приходят одни за другими. Но было так удивительно, что он вспомнил об этом. И это говорит еще об одном – когда вы заботитесь о детях, вы должны всегда быть очень очень очень осторожными, потому что у них память лучше, чем вы можете подумать. Они помнят о многих вещах, о которых вы не хотели бы чтобы они помнили. Они помнят все.

78-14 Бхуриджана дас

Когда Прабхупада приехал в Гонконг, у меня уже был обычай предлагать ему золото, потому что кто-то однажды сказал мне, что золото хорошо для здоровья. Конечно же, мы заботились о здоровье Прабхупады. Был один человек, который помогал в продаже благовоний «Духовного Неба», привозимых из Лос-Анджелеса. Он покупал со стороны Китая благовонии, а я взаимодействовал с ним от имени «Духовного Неба». Он спросил меня, может ли он принести какой-то подарок моему учителю, так как у них была такая культура. Я посоветовал ему принести какое-то золото. В конце концов он купил женский золотой браслет 18 карат, который имел интересный узор и стоил, как он мне сказал, 250 долларов. Это было довольно много денег в те дни. Не знаю, сколько это сейчас. Когда Прабхупада был в Парк Отеле в 1972 году, я представил Прабхупаде Лари Мака. Так его звали. Я сказал, что он помогал с продажами «Духовного Неба», и я сказал:
– Прабхупада, у него есть для вас подарок.
Лари Мак надел на Прабхупаду этот женский золотой браслет 18 карат. Позже, когда мы летели на самолете в Японию, Прабхупада сказал мне:
– Этот браслет для женщины или для санньяси?
Я сказал:
– Прабхупада, это для вашего здоровья.
И конечно же, 250 долларов было очень много в те дни. Он сказал:
– О!
И он принял его. Но я дарил Прабхупаде несколько раз золото. Однажды я дал ему в 1974 году браслет, на котором было выгравировано «Прабхупада». Мне кажется, что он сейчас в сейфе в Бхактиведанта Мэноре. Я слышал об этом. И также в 1972 году я подарил Прабхупаде золотое кольцо 24 карат, на котором было написано: «Джая ИСККОН». Потому что в то время Прабхупада расформировал Джи-би-си из-за каких-то сложностей. В своей детской наивности я хотел воодушевить Прабхупаду. Поэтому я подарил ему кольцо, на котором было написано «Джая ИСККОН». Мы были детьми, но у нас была некая искренность. После ухода Прабхупады Тамал Кришна Махарадж отдал его Рамешваре Прабху. Поэтому Рамешвара, как я понимаю, все еще имеет его. Я бы хотел получить даршан этого кольца. Также я подарил Прабхупаде еще одно кольцо в 1974 году. На нем была просто буква «П». Оно было сделано из мягкого золота. Через несколько лет я увидел, что Прабхупада все еще носит это кольцо. Я сказал:
– Прабхупада, у вас все еще это кольцо?
Он сказал:
– Да, это хорошее кольцо.
Позже он в итоге подарил его кому-то и сказал:
– Я не привязан.
С этим кольцом связана еще одна история. Я путешествовал с Прабхупадой в самолете в Японию и сидел рядом с ним. А когда мы уже были в Японии, Прабхупада носил это золотое кольцо из мягкого золота 24 карат, и он перемещал его с одного пальца на другой. Судама в то время делал ему массаж. Он наносил горчичное масло на тело Прабхупады. Он массировал его. Там сидели только я, Судама и Прабхупада. Судама увидел кольцо, и он сказал Прабхупаде:
– О, Прабхупада, я вижу, что у вас новое кольцо.
Прабхупада ответил:
– Да.
Он сказал:
– Кто дал его вам?
Тогда Прабхупада просто посмотрел на меня, повернулся назад и сказал:
– О, кое-кто.
Это было так тонко, так сокровенно. Он мог бы сказать: «О, Бхуриджана дал его мне», и тогда бы я сразу загордился. Но он сделал это так лично и сокровенно. Это был как бы секрет между им и мной. Это было очень сладко.

78-15 Бхуриджана дас

Одним утром в Гонконге по-моему в 1972 году мы пошли на утреннюю прогулку в Коулунский парк в районе Цим-Ша-Цуй, где располагался наш храм в квартире. Я знал кое-что об истории Китая – почему Китай так сильно был склонен к коммунизму и атеизму. Одной из причин была одна из самых больших компаний в Гонконге «Джардин Мэтисон». Сначала миссионеры привезли туда Библии, а следом уже шли ящики с опиумом, который они продавали китайцам. История говорит о том, что китайцы были вполне самодостаточны и не собирались покупать никакие британские товары. Поэтому они решили продавать здесь опиум, как они это сделали в Индии с чаем. Совершенно бессердечно. Я сказал Прабхупаде о неприязни китайцев к религии и объяснил немного, почему они не любят религию. Прабхупада ответил:
– Они ничего не знают о религии.
Он ясно указал на разницу между так называемыми религиозными вещами под видом религии и настоящей религией, которая означает следование наставлениям Верховного Господа и према-пумартхо-мохан – обучение тому, как полюбить Кришну, и чистая практика сознания Кришны. Вместо того, чтобы сказать: «О, теперь я понимаю…», он сказал: «Они на самом деле вообще не понимают религию». Это было очень показательно. Мне кажется, что Прабхупада обращал внимание на то, что материальный мир – это очень трудное место, и даже в таком процветающем месте, как Гонконг (который был очень очень богатым по сравнению с бедными местами), все же было много проблем и бедности. Люди имеют карму быть бедными даже в самых роскошных условиях. И Прабхупада также говорил о бомжах на Бауэри. Он был удивлен видеть посреди всего богатства людей, у которых была карма страдать. Поэтому человек не может избежать своей кармы. И Прабхупада отмечал, что вместо того, чтобы убегать от своей кармы, лучше научиться использовать человеческую жизнь, чтобы полюбить Кришну.

78-16 Бхуриджана дас

В 1974 году, когда Прабхупада останавливался в Гонконг Хилтон в том же номере, где останавливался Шах Ирана, он оценил это. И он сказал Сатсварупе Махараджу, который тогда был его секретарем, а он передал слова Прабхупады мне: «Надо отдать должное тому, кто это организовал». Также интересно то, что в этом Гонконг Хилтоне номера были очень большими и богатыми. В спальне Прабхупады была кровать. Он попросил меня зайти и приготовить ему постель перед тем, как он отправился отдыхать. Он был очень маленьким в сравнении с этой большой кроватью. Это было в каком-то смысле очень забавно. Он просто принял это. Мы провели пресс-конференцию для Прабхупады. В то время Гуру Махарадж Джи был очень популярен. У него было много последователей в Гонконге, также, разумеется, как и в Соединенных Штатах и в Европе. Пришло очень много репортеров. Комната была наполнена. Они задавали ему вопросы. Первый вопрос был таким:
– Вы проповедуете против материализма, стремления к богатству и так далее, но сами вы живете в этом очень шикарном пентхаусе.
Там ведь останавливался Шах Ирана. Они не говорили этого. Но это точно было лучшим местом в Гонконг Хилтоне. Они спросили:
– Почему вы делаете это?
Репортер пытался указать на лицемерие в действиях Прабхупады. Сознание Прабхупады было совершенно чистым. В сознании Прабхупады не было ни капли тумана. И его никогда не пугали никакие прямые вопросы или попытки поймать его. Он сказал:
– Насколько я знаю…
На самом деле сначала Прабхупада стал объяснять философски, что все принадлежит Кришне. И поэтому отречение означает использовать все в служении Кришне. Можете представить, что уже это совершенно опустошило этого репортера. Но затем Прабхупада решил объяснить с другой стороны. Он сказал:
– Что касается меня, то я могу жить под деревом.
И практически Прабхупада показал это в 1977 году, когда жил в Бхуванешваре, омывался из колодца по утрам на Кумбха-меле. У него не было этой привязанности к богатству. Прабхупада сказал:
– Что касается меня, то я могу жить под деревом. Но если бы я жил под деревом и пригласил бы вас на пресс-конференцию, пришли бы вы?
Наступила полная тишина. Он поставил точку. Все было очевидно, и им тоже все было очевидно. Это был совершенно удивительный ответ. Кто бы мог подумать о таком ответе? Затем один репортер спросил о Гуру Махарадж Джи. Потому что репортеры естественно любят писать о разногласиях. Разногласия и негативные беседы создают новости. Особенно когда один большой духовный лидер критикует другого большого духовного лидера – это хороший заголовок. Итак, он спросил:
– Что вы думаете о Гуру Махарадж Джи?
Прабхупада отказался отвечать. Он сказал:
– Просто спрашивайте о сознании Кришны. Мы ничего не знаем об этом.
Затем репортер снова спросил. Прабхупада во второй раз отказался отвечать. Но репортер настаивал, и он задал в третий раз вопрос. По какой-то причине Прабхупада решил ему ответить. И он решил ответить ему в очень прямолинейном жестком своем стиле. Он сказал:
– Он обманщик и собака. Он говорит, что он Бог. Но он обманщик и собака. Но Кришна – величайший обманщик, и его обманет Кришна.
Репортеры были очень счастливы, потому что это как раз была такая полемика, которая годится для яркого заголовка. На следующий день в гонконгской газете «Стандарт» по-моему они назвали статью «Проблемы в раю»: «Гуру Движения Харе Кришна назвал Гуру Махарадж Джи собакой». Им нравилось писать так. Они даже опубликовали эту статью в журнале «Тайм». На следующий день некоторые индийские лидеры пришли к Прабхупаде жаловаться на то, что он сказал. Сначала я вмешался. Мы хотели защищать Прабхупаду от таких вещей. Но Прабхупада успокоил меня и дал мне наблюдать за тем, как он с этим разберется. Я слушал очень внимательно, что говорил Прабхупада. Он объяснил им, что мы не занимаемся критикой людей. Но когда кто-то говорит, что он Бог, не имея никакого могущества, а люди верят ему, это так глупо. Он даже не может задать себе вопрос: «Почему у меня болит зуб?» Об этом Прабхупада читал в новостях. Ему приходится идти в больницу, чтобы вылечить зубную боль. И он не может задать себе вопрос: «Как я могу быть Богом, если мне приходится идти в больницу, когда у меня зубная боль?» Прабхупада очень терпеливо и спокойно объяснил им, почему он сказал так. И их его ответ убедил. Это было удивительно. Позже конечно же Гуру Махарадж Джи ответил в газете со своей стороны, что Прабхупада неправ, когда критикует. Я ответил на их статью, написав письмо редактору. И я отправил копию письма Прабхупаде. Прабхупаде оно так понравилось, что он зачитал его. Он тогда был в Калькутте. Потому что я слушал, что он говорил. Я использовал такой аргумент: «У вас может быть свое мнение, у меня может быть свое мнение. Но адвокаты в суде приводят доводы на основе закона. Все это основано на шастрах и так далее…» Прабхупаде это понравилось и он распространил это письмо другим.

78-17 Бхуриджана дас

В Филиппинах в 1972 году было военное положение. Прабхупада созвал нас, чтобы полететь на Филиппины, потому что Судама Випра Свами открыл там хороший храм. Позже Прабхупада в лекция по Нектару Преданности в 1972 году очень прославлял этот храм. За шесть месяцев он сделал очень много. Итак, в то время Маркос ввел там военное положение, и проводить большие собрания было незаконно. Мы располагались в Манила Интерконтинентале, и Судама решил провести встречу не смотря ни на что. Туда пришло много народу, потому что в Маниле была большая индийская община. Весь зал шикарного отеля в Филиппинах был забит людьми. Прабхупада прочитал лекцию. Там было около пятиста человек. После лекции он спросил, есть ли вопросы. Один ответ, который мне запомнился, был невероятным. Один человек встал перед микрофоном и начал говорить. Он не задавал вопрос, а просто болтал свою собственную философию. Он продолжал и продолжал и продолжал. Он наслаждался этим сладким вкусом держания микрофона. Он просто продолжал и продолжал. Прабхупада терпеливо слушал его в течение какого-то времени, и затем он сказал:
– У вас все?
Человек сказал:
– Нет, у меня не все.
Эта история по-настоящему показывает, каким экспертом был Прабхупада. Прабхупада разрешил ему продолжать. И он продолжил говорить, говорить и говорить. Нам, слушателям, казалось, что он говорит уже много часов. Не знаю, сколько это длилось. Через несколько минут Прабхупада сказал:
– У вас все?
Человек сказал:
– Нет.
Прабхупада просто терпеливо продолжил сидеть и позволил ему продолжать дальше. Через некоторое время Прабхупада сказал:
– У вас все?
Человек сказал:
– Да.
Тогда Прабхупада громогласно сказал в микрофон:
– Тогда сядьте!
Он полностью настроил аудиторию за себя. И преданные и все остальные присутствующие зааплодировали. Это было просто мастерски.

78-18 Бхуриджана дас

Мы с Джагаттарини перед началом сидели в зеленой театральной комнате. Прабхупада знал, что эта комната называется «зеленой комнатой». И Джагаттарини как бывшая актриса тоже знала, что это «зеленая комната». Они немного пообщались об этом. Затем Прабхупада взял в руку какую-то маленькую деревянную безделушку с фрагом. Он взял ее, потому что мы просто ждали, когда все соберутся. И эту штука рассыпалась. Он просто засмеялся, ничего не говоря. Но было понятно, что он говорит: «Только посмотрите на природу материального мира. Он рассыпается прямо перед вашими глазами. Ты касаешься его, а он рассыпается. Вы думаете, что можете поиграть с ним, а он… бум!» Затем он сказал кое-что очень значительное для меня. Я всегда хочу передавать это всем, кто следует за Прабхупадой, кто хочет совершать какое-то служение для Прабхупады. Он сказал:
– Мое желание в том, чтобы сознание Кришны распространилось по всей вселенной. Пожалуйста, помогите мне исполнить это желание.
Когда я размышляю об этом, я в первую очередь думаю о том, что он не произнес слово «мир». Он сказал «вселенная». Также я подумал о том, что желание Прабхупады было невероятно большим и полным сострадания. Оно основывалось на его реализации. Это не был фанатизм или что-то подобное. Его реализация была полной. Это дает такой размах, что любой может совершить какое-нибудь служение для удовлетворения Прабхупады. Потому что вселенная настолько огромная, что распространяется на любое служение, например, на создание фильмов о Прабхупаде. Здесь такая огромная область для того, чтобы исполнить это желание Прабхупады. Каждый может найти себе какое-то место для того, чтобы совершить какое-то служение, чтобы удовлетворить желание Прабхупады распространить сознание Кришны во всей вселенной.

78-19 Бхуриджана дас

В 1972 году, когда Шрила Прабхупада приехал в Токио, Судама, будучи руководителем, организовал программу для Прабхупады в Кобе, где тогда была большая индийская община. Шли даже разговоры о том, чтобы пожертвовать нам землю под храм. Мы поехали туда. Прабхупада вел себя очень смиренно. По дороге в поезде он поставил свои стопы под кресло, где сначала сидел Бхану. Бхану встал. Это был высокоскоростной поезд «Синкансэн». Пришел кондуктор и сказал Бхану, что он не может стоять. Я оказался в неловком положении, потому что мне пришлось попросить Прабхупаду подвинуть свои стопы, чтобы Бхану мог сесть. Я сказал Прабхупаде:
– Прабхупада, кондуктор сказал, что Бхану должен сесть. Могли бы вы подвинуть свои лотосные стопы?
Прабхупада сказал:
– Чтобы такой лотос, как преданный мог сесть.
Это было очень сладко. Мы приехали туда. Была организована программа для индийской общины. Там собралось несколько сотен человек семьями. Но на этой же программе выступал майавади. В основном там были сикхи, и у них была пенджабская традиция читать из «Гуру Грантх Сахиба». У них был собственный зал. И любой, кто читал из этой книги сикхов, должен был сидеть на асане. Мы предложили человеку, который отвечал за все, чтобы Прабхупада сел на эту асану. Он сказал:
– Нет, нет. Это для тех, кто читает «Гуру Грантху».
Мы сказали:
– Нет, нет. Прабхупада же так знаменит. Позвольте ему сесть там.
Он согласился. Зашел санньяси-майавади. Мы попросили у главы индийской общины денег, чтобы сделать прекрасную гирлянду для Прабхупады. Он сказал, что даст нам денег на гирлянду для Прабхупады, но попросил нас также сделать гирлянду для этого санньяси-майавади. Мы ответили:
– Да, да, да, да.
Но в конце концов мы сделали одну большую гирлянду для Прабхупады. А санньяси-майавади мы дали прасадную гирлянду от Прабхупады предыдущего дня. Конечно же, этикет таков, что ему со сложенными руками пришлось принять ее. Когда пришло время говорить Прабхупаде, мы пригласили его сесть на асану «Гуру Грантхи», которая стала вьясасаной. Затем Прабхупада стал говорить. Сначала он попросил нас прочитал стихи из Бхагаватам. Прабхупада говорил на английском. И он попросил нас провести киртан. Прабхупада говорил на английском в течение получаса или сорока минут. Конечно же, Прабхупада говорил против философии майавады. Когда Прабхупада закончил говорить, пришло время выступать майавади. Глава индийской общины завел майавади, а Прабхупада продолжал сидеть на вьясасане. Он подал Прабхупаде руку, чтобы помочь ему спуститься с вьясасаны и чтобы майавади мог там сесть. Он был одет в шафран и у него была большая борода. Но Прабхупада отказался сойти с вьясасаны. Он просто дал понять, что не будет спускаться. И что они могли поделать? Майавади конечно же сказал: «Шанти, шанти». Он сел на свое место, ему принесли микрофон, и он стал говорить на хинди. Мы не могли ничего понять. Нас там было шесть или восемь человек. Мы не могли понять, что он говорит. Но Прабхупада сидел очень серьезно на вьясасане. Он повторял джапу на своих четках и качался вперед и назад. А мы просто имитировали Прабхупаду, сидя перед Прабхупадой и качаясь вперед и назад и читая джапу на четках. Майавади говорил на хинди пять минут, десять минут, двадцать минут, двадцать пять минут, а Прабхупада все это время повторял джапу на четках. Вдруг где-то через полчаса Прабхупада повернулся к нам. На самом деле он посмотрел прямо на меня и сказал:
– Остановите его!
Он повернулся к нам. А майавади говорил очень энергично и возбужденно. Прабхупада просто посмотрел на нас и сказал:
– Остановите его!
Мы совершенно не знали, что делать. Тогда Прабхупада сказал:
– Начните киртан.
Итак, посреди его лекции мы вскочили и стали играть на караталах, прыгать и воспевать. Мы понятия не имели, о чем говорил майавади, потому что он говорил на хинди. Затем майавади закончил свою речь. Прабхупада встал с вьясасаны. И Бхану, как его слуга, отвез его в номер, где он остановился. А мы остались, чтобы распространять немного книг. Мы понятия не имели, почему Прабхупада сначала терпел в течение получаса его речь, а затем вдруг сказал: «Остановите его!» Когда мы в конце концов вернулись в номер к Прабхупаде, Прабхупада сидел за низким столиком, а Бхану принес ему вечернее горячее молоко. Там горела настольная лампа тусклым светом. Все было очень драматично. Мы все еще не знали, что случилось. Мы вошли, принесли свои поклоны и спросили Прабхупаду:
– Что там произошло?
Прабхупада сказал:
– Сначала он говорил нормально. Но затем он стал объяснять панча-упасану (пять различных градаций поклонения полубогам) – Ганеш, Дурга, Лакшми-деви, Шива и Вишну. Он стал объяснять это. Но затем он сказал: «Выше Вишну есть Брахман».
Прабхупада сказал:
– И когда он сказал это, я не смог этого терпеть.
Это не было что-то фанатичное или философское. Он просто сказал: «Я не смог терпеть этого». То, как он сказал это, напоминает нам его Гуру Махараджа, который был против всего, что идет против сиддханты. Это было очень уникально и проникновенно. Это был поступок человека, который влюблен, а не философа. Это было очень уникально. Прабхупада выглядел очень довольным. Он не был обеспокоен и не был разгневан. Он просто сидел там, и я могу это объяснить только сравнивая с кошкой, которая поймала мышь. Как будто бы он очень счастливо мурлыкал. Затем он сказал:
– Я как лев, когда я выхожу, и как ягненок дома.
Такой случай был там.

78-20 Бхуриджана дас

В 1972 году были разногласия в ИСККОН по поводу того, может ли человек во время распространения книг носить одежду, которую носят не преданные. Кто-то выступал за то, что это не будет работать и это повредит сознанию преданных. А кто-то чувствовал, что так можно распространить больше книг. Карандхара был из Лос-Анджелеса, и он выступал активно за то, чтобы разрешить преданных носить одежду непреданных, чтобы распространять книги. Он предоставил факты и цифры, как это повлияет на распространение книг. Я откровенно не могу сказать, были ли эти факты и цифры точными или нет, но он активно выступал за это. Итак, он представлял это Прабхупаде. Это было на утренней прогулке, и я каким-то образом вмешался. Шла речь о деньгах. Я сказал:
– Нас не интересуют деньги.
Прабхупаде совершенно не понравился мой комментарий. Он сказал:
– Это философия хиппи. Как мы распространим сознание Кришны без денег?
Защищая себя, я думал: «Нас не интересуют деньги в отрыве от Кришны». Но мне пришлось принять, что в моей натуре было что-то, что заставило меня таким образом вмешаться. И Прабхупада отчитал меня так. Эти утренние прогулки были очень интересными. Сначала все преданные хотели участвовать. Там было около десяти или пятнадцати преданных. На одну из утренних прогулок один преданный вынес огромный кассетный бумбокс. И как только Прабхупада с преданными пошел по дороге, он включил запись: «Говиндам ади пурушам…» Прабхупада сделал пару шагов и остановился. Он подождал, пока преданные соберутся вокруг него, и сказал:
– Есть старая бенгальская поговорка: «Ешьте наедине, учитесь парами, а ходите втроем».
Затем просто он повернулся и пошел дальше. Это была последняя прогулка, когда пошли все. Никому не пришлось говорить: «Не приходи». Но люди после этого позволили Прабхупаде находится в приватной обстановке. Но я ходил каждый день. Просто прогулка с Прабхупадой была чем-то очень мистическим и трансцендентным. Иногда Прабхупада совсем не говорил, а просто гулял со мной и Шьямасундарой. Можно было слышать звук его трости. Просто слушание звука его трости, когда он шел, было чем-то изысканным и прекрасным. Иногда в записях можно хорошо слышать звук трости Прабхупады. Это было чем-то очень особенным.

78-21 Бхуриджана дас

На одной утренней прогулке в 1972 году рядом с храмом в Токио, когда храм уже находился в районе Асакава далеко от центра города, мы шли по горной дорожке. У меня всегда было одно сомнение по поводу эволюции. Из-за своего образования и обусловленности я не мог по-настоящему внутри принять, что эволюции не существует. Гуляя, Прабхупада указал на деревья вдоль дороги. Он сказал:
– В чем причина того, что все они повернуты к солнцу? Что приверженцы эволюции говорят о главном принципе эволюции?
Я сказал:
– Изменение.
Я не объяснял подробностей, но имел в виду постоянное случайное изменение. Мне показалось, что он ответил: «Случайность», и я повторил:
– Изменение.
Он сказал:
– Да, изменение. Но если бы была случайность, то какое-то дерево не было бы повернуто к солнцу. Но посмотрите на них – каждое из них повернуто к солнцу.
А деревьев там было очень много. Это был очень простой пример. Но в тот момент каким-то образом только благодаря его объяснению я совершенно уверился в том, что эволюции не существует. И сейчас я даже еще сильнее убежден, что эволюции не существует. Я раздумывал над этим и изучал это немного, и я понимаю, что на самом деле это статистически невозможно. Таково было могущество Прабхупады.

78-22 Бхуриджана дас

Мы были на утренней прогулке втроем – я, Шьямасундара и Шрила Прабхупада. Вдруг нашу дорогу пересекло шестиногое живое существо, которое было похоже на краба. Прабхупада указал своей тростью на него и сказал:
– Будьте осторожны, это скорпион.
Тогда Шьямасундара повернулся ко мне и сказал шепотом:
– Это сухопутный краб.
Так что возникает вопрос – был ли это сухопутный краб или скорпион. Прабхупада сказал, что это был скорпион. Но кто это был на самом деле? Интересный вопрос заключается в том, каково же совершенство духовного учителя – является ли он зоологом? Каково его совершенство? Может ли он допустить ошибку на этом уровне? Это очень интересный вопрос. Потому что иногда можно слышать, как Прабхупада цитирует стихи из Бхагавад-гиты, которых нет в Бхагавад-гите именно в том виде, как произнес их Кришна. Как человеку следует смотреть на это? Есть интересная беседа между Прабхупадой и учениками, по-моему в Маяпуре. Там присутствовал Сатсварупа Махарадж. А Джайадвайта Махарадж задавал вопрос о совершенстве духовного учителя: «Знает ли он все?» Прабхупада там ответил, что только Кришна знает вообще все. А он знает Кришну, и поэтому он знает все, так как видит все в связи с Кришной. Он сказал:
– Духовный учитель это не Бог.
Это ответило на вопрос, который возник у меня в уме, потому что после небольшого случая на прогулке я много размышлял над этим.

78-23 Бхуриджана дас

Есть одна небольшая интересная история. Мы с Тривикрамой, который служил в Японии, сидели около комнаты Прабхупады, и Прабхупада зазвонил в колокольчик. Мы оба вошли в его комнату. До этого Тривикрама показывал мне библейский трактат, который прислал ему его брат, будучи христианином. Тривикрама показал его Прабхупаде. Библейский трактат гласил: «Точно так же, как многие европейцы или христиане обращаются к восточным религиям и индуизму, есть один индийский доктор наук, который обратился в христианство». Прабхупада посмотрел на него. Тривикрама мне уже показал до этого трактат, и в нем христианский доктор наук приводил два серьезных довода против так называемого индуизма. Один из них – это кастовая система, а другой – поклонение божествам, поклонение идолам. Прабхупада посмотрел на него и просто посмеялся. Он сказал:
– Он доктор наук, но ничего не знает.
Затем он рассказал нам, почему он позвонил в колокольчик и позвал нас. Карандхар, приехавший из Лос-Анджелеса, привез ему несколько фотографий Рукмини-Дваракадхиши. Он достал фотографию Рукмини-Дваракадхиши, показал нам ее и сказал:
– В любом случае, наш Бог – самый лучший Бог.
Так что, он позвал нас просто, чтобы показать нам фотографию Рукмини-Дваракадхиши и поделиться Их красотой с нами.

78-24 Бхуриджана дас

В 1974 году я переехал в Австралию, потому что Джагаттарини, моя жена, из Австралии. Мы уехали из Гонконга и перебрались в Австралию. Через некоторое время я начал бизнес. Я чувствовал себя плохо от того, что оставил служение Прабхупаде, и я не очень хорошо ладил с преданными в храме. Но я относился к Прабхупаде, как к боссу моего бизнеса. Он был владельцем бизнеса, а я работал на него. Я брал из дохода только то, что необходимо, чтобы оплатить аренду и прочее. А остальные деньги я отправлял Прабхупаде каждую неделю. И это было основой моей жизни в течение каждой недели. Итак, каждую неделю я шел на почту, чтобы сделать денежный перевод. Все, что я в то время мог заработать, это 25 австралийских долларов. Но каждую неделю я отправлял Прабхупаде 25 долларов денежным переводом. И я сопровождал их письмом. Настроение письма было таким: «Пожалуйста, примите это, пока я не могу заниматься никаким служением». Каждую неделю Прабхупада отвечал на мое письмо и благодарил меня за мое пожертвование. Он был очень добрым и вдохновляющим. Постепенно я старался увеличивать сумму сначала до 50 долларов в неделю, потому 100 долларов в неделю. И я писал Прабхупаде: «Пожалуйста, примите это, пока я не могу заниматься никаким служением». В одном письме он ответил: «Что ты имеешь ввиду под словами «пока не могу заниматься никаким служением»? Ты присылаешь чеки. Чеки это служение. Чеки это лучшее служение». Несомненно, он вдохновлял меня. В конце концов, когда он приехал в Австралию в последний раз, я смог дать ему 1000 долларов. Я был очень доволен сделать это. Есть такая тенденция, когда вы имеете бизнес и хотите служить, и ждете, когда у вас будет много денег, и тогда вы сможете отдать эти деньги или отдать часть из них. Но получил урок, стараясь действовать так с самого начала – ждать, пока у меня будет много денег, но у меня так и не стало много денег. Поэтому я сделал заключение, что если вы домохозяин, то каждый раз, когда деньги попадают в ваши руки, вы должны давать что-то Кришне. Не ждите, пока у вас будет много денег и вы скажете, что у вас теперь что-то есть. Но каждый раз, когда деньги попадают к вам в руки, вы должны отдать что-то Кришне.

78-25 Бхуриджана дас

Я был хотел рассказать две маленькие истории о Прабхупаде и холоде. Одна была в Асакаве в 1972 году в пригороде Токио. Попытаюсь объяснить, каково было в те дни. Все окна были сделаны из бумаги – это старый японский стиль. Итак, окна были сделаны из бумаги. Во время мангала-арати Прабхупада сидел на вьясасане. Когда вы пели «самсара даванала», пар выходил из вашего рта и конденсировался. В какой-то момент я стоял перед вьясасаной Прабхупады, и на мне был тонкий чаддар. Конечно же, не было горячей воды. И не было отопления. Итак, я стоял перед ним, обернувшись в тонкий чаддар и по сути дрожал. Он посмотрел на меня и сказал:
– Так холодно. Правда?
Потому что иногда у нас есть тенденция думать о Прабхупаде, как о механическом чистом преданном, у которого нет никаких материальных ощущений. И вы можете сказать, что это замечательно. Но я думал по-другому. Он чувствовал холод и ему он совсем не нравился, и, будучи пожилым человеком, ему не нравилось путешествовать. Но он все равно это делал и никакой холод не останавливал его от поездки в такое холодное место, как Асакава в Токио, чтобы вдохновить Судаму и других преданных. Он был очень верным и очень преданным проповедническому движению, помогая своим ученикам. Поэтому факт того, что он ощущал холод и не любил его, мне казался более трогательным, чем думать о нем по-другому – я с Кришной и ничего не ощущаю в этом мире. Вторая маленькая историю о холоде произошла в 1974 году, когда мы повели Прабхупаду на утреннюю прогулку на вершину холма на острове в Гонконге. Мы водили его туда на утренние прогулки каждый день. Однажды была пасмурная погода. Было холодно, и к тому же это была вершина небольшой горы. Поэтому там дул ветер и так далее. На Прабхупаде было легкое пальто. Я спросил Прабхупаду:
– Прабхупада, сегодня холодно. Может быть вы хотели бы вернуться?
Он сказал:
– Нет.
На сколько я помню, он спросил меня:
– А тебе холодно?
Я сказал:
– Да.
И мне было холодно. Поэтому я и спросил у него. Он сказал:
– О, мы тотчас же должны пойти обратно.
Так мне удалось заглянуть в сердце Прабхупады. Сам он был готов пожертвовать любыми неудобствами, но когда дело дошло до неудобства его глупого ученика, меня, тогда Прабхупада тотчас же решил не доставлять мне неудобство. Это небольшой взгляд в сердце истинного трансцендентного джентльмена.

78-26 Бхуриджана дас

Когда Прабхупада был в Гонконге в 1974 году и мы гуляли на холме, он повернулся ко мне и сказал, что хочет, чтобы хотя бы один китайский преданный получил инициацию в Маяпуре. В конце концов мы привезли нескольких в Маяпур. Это было что-то уникальное, потому что Рэймонд, которого встретил Прабхупада, хотя и был молодым юношей, но он был джентльменом. Он работал в электрической компании. Он был инженером. Я сказал Прабхупаде:
– У меня есть один китайский джентльмен, который хочет встретиться с вами.
Это было в Гонконге в 1974 году. Итак, я завел к нему Яшомати Суту. Он сказал Прабхупаде, что китайцы очень привязаны… На самом деле первым делом Прабхупада посмотрел на него, а он был молод, он был на два года младше меня, а мне было двадцать с чем-то. Прабхупада сказал:
– Где джентльмен?
Затем, когда он стал разговаривать с ним, он стал понимать, что он был джентльменом. Итак, Яшомати Сута, которого тогда звали Реймонд Ян Пакьяо, первым делом сказал Прабхупаде:
– Китайцы очень привязаны к своим семьям.
Я ожидал, что Прабхупада скажет: «Хорошо, ты можешь быть привязанным к своей семье и повторять Харе Кришна». Но Прабхупада просто посмотрел на него и сказал:
– Это естественно. Даже собаки и птицы привязаны к своим семьям.
И он был способен принять это. В конце концов он приехал в Маяпур. Он не мог получить визу, но каким-то образом нам удалось провезти его в страну. На Гаура Пурниму в 1974 году он получил инициацию. И молодой Ян Пакьяо получил имя Яшомати Сута. Прабхупада прокомментировал:
– Этот юноша настолько хорош, что вся китайская раса прославится благодаря ему, точно так же, как если в лесу есть одно сандаловое дерево, весь лес становится благоухающим.
Все это случилось непосредственно по милости Прабхупады. Он даже однажды написал мне письмо, когда мы страдали и говорили, что люди там не заинтересованы. Он сказал: «Один там точно есть», имея ввиду, что Кришна точно пошлет одного. И это был тот один. Когда он получил инициацию, мы сразу же попросили его переводить введение в Бхагавад-гиту. Он стал переводить ее на китайский язык. Когда он сделал небольшую часть, мы пришли в комнату Прабхупады в Маяпуре, и я сказал ему:
– Яшомати Сута сделал перевод. Не хотели бы вы послушать?
В этой комнате были Радха и Кришна, вырезанные из дерева, которые до сих пор находятся там, в комнате Прабхупады в Маяпуре. Они были сделаны в Индонезии Амогхой Прабху. Он вырезал Их для Прабхупады и привез Их Прабхупаде. Прабхупада попросил Яшомати Суту прочитать этот перевод Радхе и Кришне, вырезанным из дерева. После того, как Прабхупада услышал небольшую часть, он сделал комментарий:
– Это так сладко, не правда ли?
Затем он повернулся к сидящим в комнате аристократичным пожизненным членам из Калькутты и сказал на бенгали:
– Они пытаются сделать других коммунистами. Но мы едем в Китай и делаем из коммунистов Вайшнавов.
Прабхупада был очень доволен этим.

78-27 Бхуриджана дас

Прабхупада приехал в Мельбурн в 1975 году. В аэропорту состоялась пресс-конференция. Репортеры были настроены весьма агрессивно. После всех внешних вопросов о тилаке и так далее, они спросили:
– Что означает А.Ч. в вашем имени?
Прабхупада сказал:
– Вы не поймете.
Но они сказали:
– Нет, пожалуйста, объясните мне, что означает А.Ч. в вашем имени?
– Вы не поймете.
– Нет, пожалуйста, скажите мне.
Тогда Прабхупада сказал:
– Абхай Чаранаравиндам.
Но он сказал это так быстро, что даже я не мог понять. Тогда репортер спросил:
– Что вы сказали?
Прабхупада сказал:
– Я же сказал вам, что вы не поймете.
Он не мог быть побежден никем и никак. Затем другой агрессивный репортер, видя в Шриле Прабхупаде эксплуататора бедных невинных членов культа, сказал Прабхупаде:
– Я слышал, что ваши ученики спят всего по шесть часов за ночь.
Он несомненно намекал на то, что он эксплуатирует их, а сам, будучи главным, наслаждается благодаря их тяжелому труду. Итак, он сказал:
– Я слышал, что ваши ученики спят всего по шесть часов за ночь.
Затем очень колко и, можно сказать, противно, учитывая, что Прабхупада был таким пожилым джентльменом, он сказал:
– Сколько часов ночью вы спите?
Прабхупада сказал:
– Я ложусь спать в 10 часов, а просыпаюсь в 12 часов.
Тогда Мадхудвиша Свами, который был там Джи-би-си и заботился о Прабхупаде, имея с ним очень близкие отношения, тотчас же вмешался, сказав:
– Прабхупада спит меньше, чем его ученики. Он спит всего четыре часа за ночь.
Прабхупада сказал:
– Нет, нет, нет. Я ложусь спать в 10 часов, а просыпаюсь в 12 часов.
Так он указал, что спит всего два часа за ночь. Это было что-то очень особенное.

78-28 Бхуриджана дас

В Мельбурне был замечательный сад Туласи. Садовник был эксцентричным человеком, но он несомненно обладал преданностью, и сад Туласи расцветал. Он очень хорошо заботился о нем. Но все же он был немного странным человеком. Я присутствовал в комнате, когда там были Мадхудвиша Махарадж, этот садовник и Шрила Прабупада. Садовник хотел задать Прабхупаде вопрос: «Сколько листьев Туласи необходимо положить на тарелку для подношения?» Можно было видеть, что садовник представлял тарелку, покрытую тысячью и тысячью листьями Туласи и манджари. Своим эксцентричным акцентом он спросил Прабхупаду:
– Сколько листьев Туласи нужно предлагать на тарелке с прасадом?
Прабхупада посмотрел на него и сказал:
– Один.
Прабхупада снова указывал на важность преданности в наших действиях.

78-29 Бхуриджана дас

В Мельбурне в 1975 году Прабхупада общался с группой преданных в доме, где он остановился. Я точно не помню темы, но он сказал:
– Если вы держите целибат между 16 и 21 годами, тогда ваш мозг становится очень плодородным для духовного осознания.
Когда он говорил это, он подчеркнул слово «очень». Это было очень эффектно. Затем он посмотрел на преданных в комнате. Все они поникли. Тогда он просто посмеялся и сказал:
– Но если вы воспеваете Харе Кришна, все будет хорошо в любом случае.
В другой раз в тот же приезд он говорил о распространении книг. Он отметил несколько моментов. Большинство из них он озвучил там, но несколько я прочитал где-то и объединил с этими. Он сымитировал рукой распространителя книг, дающего кому-то книгу, и сказал:
– Пожалуйста, возьмите эту книгу.
Затем он сымитировал человека, который отвечает распространителю книг:
– Хорошо. А о чем она?
Затем он сымитировал распространителя книг, говоря:
– Я не знаю. Это для вас.
Затем он сказал:
– Мое единственное критическое замечание к преданным только в том, что они думают, что мои книги для распространения, а не для чтения.
Я был свидетелем, как он сказал это. Также он сказал:
– Почему мы так заинтересованы в распространении книг? Потому что это распространение знания.
Затем он снова это повторил:
– Потому что это распространение знания.
Этот случай был в Мельбурне.

78-30 Бхуриджана дас

Когда Прабхупада был в Гонконге в 1974 году, он понял, как там на самом деле трудно было проповедовать. Я стоял в его комнате, а он по-моему сидел. Он повернулся ко мне и сказал:
– После проповеди в течение десяти лет ты может поехать и поселиться во Вриндаване.
Затем беседа закончилась или я ушел или что-то подобное. В той или иной степени я забыл об этом. Но когда я писал книгу о Прабхупаде под названием «Мой прославленный учитель», я вспомнил этот случай и поместил его в книгу. Затем я подсчитал точное количество времени, которое прошло. Я начал жить во Вриндаване в сентябре 1983 года. А книгу я написал в 1986 году. Я стал считал точное количество времени, в течение которого я проповедовал, включая годы гурукулы. Ровно спустя десять лет и несколько месяцев я переехал жить во Вриндаван. Можно видеть могущество благословений Шрилы Прабхупады и могущество слов Прабхупады.

78-31 Бхуриджана дас

В Японии в 1972 году Прабхупада читал лекцию. И эта лекция записывались, потому что однажды, слушая лекции Прабхупады, я наткнулся на нее. Я услышал почти все, что было в этом маленьком диалоге. Во время лекции и в особенности в конце лекции, как я помню, Прабхупада говорил, насколько важно желать вернуться обратно к Богу. Важно, чтобы это желание было очень сильным. В конце лекции в совершенно наивной поверхностной манере я сказал:
– Мы не хотим отправиться на Голоку, Прабхупада. Мы просто хотим служить вам.
Но это не было по-настоящему глубоким чувством. Это было сказано немного по-детски, потому что я был таким. Прабхупада просто посмотрел на меня и сказал:
– Не заставляйте меня возвращаться, чтобы принимать ваше служение.
Он подчеркивал для момента. Первый – мы должны желать быть с Кришной. Второй – на нем была ответственность за то, чтобы убедиться, что мы вернемся к Кришне на Голоку Вриндаван. Но есть часть, которая не была записана. Я сказал Прабхупаде мягко:
– Вы уже там, Прабхупада.

78-32 Бхуриджана дас

Это было в 1975 году в Мельбурне, потому что мы уже были в текущем здании храма. В 1974 году, когда Прабхупада туда приехал, храм находился еще на Сент-Килда-роуд. Итак, в 1975 году Шрутакирти делал Прабхупаде массаж. Я был единственным в комнате вместе с ними. Шрутакирти совершенно мастерски делал Прабхупаде массаж. Он был в гамчхе и Прабхупада был в гамчхе. До этого я подарил Прабхупаде немного сандалового масла. Итак, Шрутакирти делал Прабхупаде массаж. Прабхупада находился в задумчивом настроении. Он сказал:
– Благодаря тому, что я разрешил женщинам переехать в храмы, благодаря этому я достиг успеха.
Прабхупада сказал:
– И мои духовные братья критиковали меня за это.
Затем он посмеялся и сказал:
– Но на их самые большие программы на Навадвипа Парикрамах кто приходит? В основном женщины, вдовы.
Затем Шрутакирти Прабху задал очень разумный вопрос. Он сказал:
– Прабхупада, вы сказали, что вы достигли успеха именно благодаря тому, что вы сделали эту поправку. Но как вы объясните разницу между изменением принципов и поправкой?
Прабхупада задумался на некоторое время и сказал:
– Для этого нужно немного разума.
Я размышлял какое-то время над этой беседой, и я понял несколько вещей. Первое – приходится делать какие-то изменения, потому что время требует перемен. Время меняется и это провоцирует нас к необходимым изменениям. Но важнейшие фундаментальные принципы не должны меняться, их нельзя менять, иначе все будет потеряно. Насколько я понял, Прабхупада указывал на то, что можно делать изменения, но надо делать это очень осторожно. Для этого нужно немного разума, или много разума. Необходимо обладать глубоким разумом, чтобы различать, что можно менять, а что нельзя.

78-33 Бхуриджана дас

Я размышляю над тем, в чем был секрет Прабхупады. Самое долгое непрерывное время день за днем, которое я провел с Прабхупадой, это когда я путешествовал с ним в 1976 году из Мельбурна в Гонолулу. Это был последний раз, когда он посетил Фиджи, Новую Зеландию и Гонолулу, Гавайи, и также последний раз, когда он посетил Лос-Анджелес сразу же после этого. Благодаря нахождению с ним в течение какого-то времени вы теряли некоторые из ваших страхов, потому что он был очень сильной и могущественной личностью. Вы привыкали к его присутствию, не становясь слишком фамильярным, но при этом немного расслабляясь в его присутствии. Когда он был на Гавайях, я улетел от него в Лос-Анджелес, а затем в Даллас. В Далласе впервые меня попросили заняться поклонением божествам на постоянном установленном алтаре. В тот момент, когда я зашел на алтарь Радхи-Калачанджи, не имея никаких преднамеренных мыслей или предвзятых идей, я узнал чувство нахождения с Радхой-Калачанджи, то есть Радхой и Кришной во вриндаванском настроении. Это было абсолютно то же чувство, как быть с Прабхупадой. В тот момент что-то встало на свои места в моем уме. И также это утвердилось, когда я пожил во Вриндаване в течение многих лет. Я понял секрет Прабхупады – он носил с собой Вриндаван всюду, куда бы он ни приезжал. Он жил с этой сладостью, которая доступна только в духовном мире. Это было его реальностью. Я думаю об этом, как о неком пузыре, который сопровождал Прабхупаду везде. Это пузырь сладости, пузырь Вриндавана. Он привлекал каждого, кто попадал в этот пузырь. Они попадали под влияние этого пузыря, и многие очень сильно привлекались. Когда я думаю о Прабхупаде, я думаю о нем не как о том, кто оставил Вриндаван, а как о том, кто принес Вриндаван всему миру. И мы хотим быть с ним во Вриндаване.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)