Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 75
75-01 Доктор Терри Шинтани (врач, юрист, диетолог, профессор)
Да святится имя Всемилостивого Отца Нашего Небесного, который создал всех нас. Мы благодарим Тебя за все Твои благословения и за то, что поместил нас в одно из самых красивых мест на земле, на Гавайях. Отец, сегодня мы благодарим Тебя за все Твои благословения и за то, что Ты послал сюда Своего слугу, Шрилу Прабхупаду, чтобы запустить процесс духовного сознания, сознания Кришны. Отец, несомненно, он остается здесь вместе с Тобой даже до текущего момента и смотрит вниз с гордостью, благодарностью и любовью на эту группу. Отец, мы просим Тебя послать Свои благословения на всех присутствующих, принадлежащих к движению ИСККОН. Пусть Твои благословения прольются на них и на всех, кого они касаются, чтобы они смогли принести мир, гармонию и любовь в этот мир, дабы Твоя миссия на этой земле была завершена. Вознесем свои молитвы.
75-02 Мадана Сундари даси
Спасибо. Наш следующий гость, которого вы все знаете, это сенатор Майк Габбард. Сенатор Майк Габбард не только работает в законодательной власти, но он по-настоящему работает с людьми. Он обладает голосом в законодательном собрании штата и в сенате, представляя первый округ. Он является сенатором с 2006 года. Он и его дочь Туласи являются соучредителями объединения за здоровый образ жизни на Гавайях, которая заботится об окружающей среде, индивидуальном и общественном здоровье. Он также заботится о школьном образовании, охране водораздела и участвует во многих других проектах. Вместе со своей женой они запустили на острове проект помощи родителям. Также он является защитником окружающей среды и органического сельского хозяйства и председателем сельскохозяйственного комитета. Также у меня есть информация, которой я хочу поделиться со всеми. Обладая всеми этими замечательными достижениями, он также является выдающимся музыкантом и певцом. Итак, сегодня сенатор Габбард собирается представить декларацию от сената.
75-03 Майк Габбард (сенатор Гавайев)
Всем намасте. Для меня честь быть здесь. До того, как сделать свою презентацию, я бы хотел немного поделиться своей благодарностью перед Шрилой Прабхупадой и рассказать, какую роль он играл в моей жизни. Я был воспитан в очень благочестивой католической семье. Когда я, будучи ребенком, учился в католической школе, нам приходилось запоминать стихи из катехизиса. Я вижу, что среди вас есть несколько католиков, которые кивают. Один из стихов, которые нам приходилось учить, запомнился мне очень надолго: «В чем цель жизнь? Ответ таков: познать, полюбить и служить Богу». И этот вопрос и этот ответ навсегда остался со мной и стал частью меня. Когда мне было четырнадцать лет, я решил стать священником. Я пошел учиться в Семинарию Матери Доброго Совета на востоке от Сент Луиса, штат Миссури. У меня был очень хороший опыт. В то время нас было около двухсот семинаристов. И меня познакомили с григорианским пением. Многие из вас может быть знакомы с этим. «Господь проявляет милость». «Христос проявляет милость». Представьте, как двести мужских голосов поют акапелла гармонию из трех частей. На Гавайях мы называем это «куриной кожей», то есть мурашки по коже. Люди со всего Миссури набивались битком на наши воскресные мессы. Люди приходили, чтобы послушать наше воспевание. Для меня это был самый невероятный опыт. Я учился там в течение года. В то время мы жили во Флориде. Но я помню, что когда я был там, то всегда думал над этим вопросом и ответом: «Какова цель жизнь? Любить и служить Богу». Я подошел к одному из своих наставников и спросил:
– Что это означает? Я хочу знать о Боге. Если я собираюсь любить Его и служить Ему, тогда мне нужна какая-то информация о Нем.
Я помню, как он посмотрел на меня и сказал:
– Сын мой, Бог – это тайна.
Я сказал:
– Хорошо, спасибо, отец. Бог – это тайна.
Но это всегда сбивало меня с толку. Если Господь Иисус в самой первой заповеди говорит, что надо полюбить Высшую Личность всем своим сердцем, всем разумением и всем своим существом, это значит, что он любит не тайну, он любит Личность. Так ведь? Это то, что не давало мне покоя. Кого любит Иисус? У него есть очень сокровенные любовные отношения с Ним. И это не тайна. Недавно мы с Кэрол отмечали пятидесятилетие нашей свадьбы. Она была воспитана методистом, а затем католиком. Мы жили в Американском Самоа, где я был первым самоанцем, получившим степень по английскому языку. Поэтому я преподавал в школах и в колледже и должен был стать директором своего колледжа. Тем временем мы изучали различные восточные религии, потому что оба хотели узнать больше о Боге, а я постоянно возвращался к своему вопросу, который у меня возник в семинарии. Однажды я встретил одного юношу на улице в Паго Паго – в пяти часах к юго-востоку отсюда. Мой друг рассказывал мне, что этот юноша – это кришнаит. Я подошел к нему, когда возвращался с работы. Я спросил его:
– Где ты живешь?
Он сказал:
– У меня нет возможности остановиться в отеле, это очень дорого.
Я сказал:
– Тогда остановись у меня.
Итак, он остановился у нас. Первое, что он сказал:
– А вы не против, если я буду готовить, пока я здесь?
Он должен был остановиться на четыре дня. Я сказал:
– Конечно, занимайся.
Он стал готовить овощи. Мы уже были вегетарианцами. Но у меня были маленькие фигурки и специальная тарелка для Них. Он поклонился в пол и предложил пищу этим маленьким фигуркам. Я был поражен. Затем он стал говорить с нами и познакомил меня с книгами Бхактиведанты Свами. И как только я прочитал книги Бхактиведанты Свами, я стал понимать, что для того священника, которому я задал этот важный вопрос, Бог действительно был тайной. Но он не был тайной для Бхактиведанты Свами Прабхупады. От юноши, который остановился у нас, я научился повторять имена Бога, и я все больше стал ценить и понимать все стихи Библии о том, что наше спасение в имени Господа. «Спаси мне, о Господь, Своим именем». Господь Иисус говорит нашему Отцу на небесах: «Да святится имя Твое!» Я стал понимать, что Господь является Своим именем, и когда вы произносите и слушаете Его имя осознанно и внимательно, это оказывает очищающий эффект на ваше сердце, ваш ум, ваше сознание. Итак, я повторял «Кришна» и Маха-мантру и также имя Бога на самоанском – Оле Атуа. Я стал петь: «Оле Атуа, Оле Атуа, Оле Атуа, Харибол!» Иногда деревенские соседи, ярые христиане, выходили и мы вместе воспевали и танцевали, прекрасно проводя время. Я играл на гитаре. Но я стал понимать все больше и больше, что все вопросы, которые у меня, как у католика, возникали, стали находить свои настоящие ответы. Этим я хотел с вами поделиться, потому что я прочитал «Бхагавад-гиту как она есть», а также различные песни «Шримад Бхагаватам», «Нектар преданности». Это прекрасные труды Бхактиведанты Свами. Я стал понимать, кем он был и его миссию исполнения наставлений своего духовного учителя. Я стал ценить и понимать, кто я такой и какова моя цель жизни. Я хочу извиниться. Я являюсь лектором в церкви святого Иуды в Макакило. Я пытался найти себе замену на сегодня, но никого не нашел. Поэтому мне придется уехать в четыре часа на пятичасовую мессу. А сейчас я зачитаю презентацию. Я хотел надеть свою футболку «Туласи 2020». Итак, это декларация из сената штата, прославляющая Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду в день 50-летия его прибытия на Гавайи:
«Когда мы поймем наши отношения с Богом, мы все станем счастливы. Это важнейший фактор для того, чтобы утвердить мир во всем мире.
Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада является Основателем-Ачарьей Международного Общества Сознания Кришны, также известного как Движение Харе Кришна. Он родился 1 сентября 1896 года в Калькутте в Индии. Шрила Прабхупада известен во всем мире, как выдающийся представитель философии Гаудия-вайшнавов. Он перевел более шестидесяти томов классических ведических текстов и открыл 108 храмов, сельхоз общин и ресторанов по всему миру, начиная с 1965 года. И он ушел 14 ноября 1977 года. В 1922 году, когда он впервые встретил своего духовного учителя, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обратился к нему с просьбой распространить послание ведического учения на английском языке. В 1944 году он стал издавать журнал «Обратно к Богу», в котором он был писателем, дизайнером, издателем, главным редактором, редактором текстов и распространителем. В возрасте 69 лет Бхактиведанта совершил трудное путешествие в Америку на борту грузового судна. Он прибыл в Нью-Йорк, практически не имя копейки, но его богатством было его желание удовлетворить своего духовного учителя и помочь людям западного мира найти настоящее духовное счастье».
Далее идет цитата Бхактиведанты Свами:
«Высшее достижение совершенного общества заключается в том, чтобы доблестно трудиться, но в то же самое время полностью зависеть от Господа».
Продолжение текста:
«В конце 1968 года Прабхупада отправил своих учеников, чтобы начать движение сознания Кришны на Гавайских островах. Первый храм был открыт на Кааве в январе 1969 году. Бхактиведанта побывал на Гавайях девять раз.
Его последователи приветствуют людей всех рас и вероисповеданий для того, чтобы заниматься межконфессиональным признанием и поклонением Богу, воспевая величайшую Маха-мантру
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе».
И еще одна цитата:
«Миссия жизни – пробудить спящее божественное сознание в каждом живом существе»
Так сенат штата Гавайи выражает почтение и уважение Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде в честь 50-летнего юбилея его прибытия на Гавайи».
Поздравляю.
75-04 Шанти Параяна дас
От имени всех преданных, которые служили здесь в храмах в течение многих-многих лет, хочу сказать, что это большая честь для нас получить эту декларацию от выдающегося сенатора. Также она прекрасно оформлена. Поэтому я бы хотел повесить ее на стену, чтобы все посетители могли оценить ее. Турия Прабху, один из трех самых первых учеников на Гавайях, который к сожалению не смог прийти из-за накладок, поделился со мной одной историей. Она актуальная, потому что скоро у нас пройдет Ратха-ятра. Эта история – его опыт путешествия в Пури в Индии на поезде. Она очень похожа на наш опыт, который мы получаем здесь в движении и в храме. Он сказал, что иногда духовная жизнь идет в правильном направлении, как когда вы едете в правильном направлении на поезде. Но бывает, что поезд останавливается. И по дороге в Пури есть много остановок. А иногда поезд даже идет в обратную сторону. Вы даже можете выйти и пойти пешком. Это будет быстрее. Но если вы остаетесь на поезде, поезд снова поедет вперед и в конце концов вы достигните своей цели. Он сказал, что духовная жизнь подобна этому. Иногда вы можете переживать повороты событий. Иногда, как у нас есть опыт с этим храмом, все может двигаться очень медленно. А иногда даже может казаться, что мы двигаемся в неправильном направлении. Но если вы будете прилагать усилия, чтобы держаться правил и предписаний, который Шрила Прабхупада дал нам, мы знаем, что в конце концов все выровняется и мы будет двигаться в правильном направлении. Было бы хорошо не иметь никаких препятствий, но это просто нереально в этом мире. Я бы хотел еще раз поблагодарить Майка Габбарда за очень сладкую историю. Моя мама была директором католической школы в Сент Льюисе. И она собиралась стать монахиней. Она прожила в таком укладе какое-то время, но потом решила завести семью. Но многие вещи, которые мы делаем в ашраме, схожи с опытом в семинарии. Это был очень трогательный рассказ о воспевании имени Бога «Оле Атуа». Еще раз спасибо вам большое.
75-05 Майк Габбард (сенатор Гавайев)
Я бы хотел еще кое-что добавить. Мне к сожалению не выпала удача лично общаться со Шрилой Прабхупадой. Но однажды я выехал из Самоа в Денвер на конференцию. Я остановился в храме в Денвере, и там мне сказали, что должен состояться фестиваль Ратха-ятра в Голден Гейт Парке в Сан-Франциско, и посоветовали мне остановиться там, потому что туда должен был приехать А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Я сделал это. Я видел его с расстояния. Он улыбался и воспевал. В тот момент я понял, что на самом деле встреча с личностью не так важна, потому что мы уже встретились нашими сердцами. Это было очень могущественно. Спасибо большое.
75-06 Махавишнуприя даси
Шрила Прабхупада говорил, что Гавайи – это место, куда приходят полубоги, чтобы заниматься там водными видами спорта. И Гавайи шли на пятьдесят лет позади Кали-юги, потому что хотя у нас были джунгли и леса, у нас не было хищников, у нас не было агрессивных свирепых животных, у нас не было даже змей. Изучая историю Гавайев, я узнала, что у нас даже не было комаров вплоть до 1930-х годов, когда китайские грузовые судна стали разгружаться на Гавайях. Тогда крысы, тараканы, ящерицы и скорпионы свободно побежали по гавайским островам.
75-07 Шри Рага дас
Это было в храме на Ала Аолоа Луп, когда Прабхупада приехал впервые. Я помню, как мне надо было вымыть подъездную дорогу. Я вылил много воды на дорогу. Я был очень воодушевлен видеть Шрилу Прабхупаду после чтения его книг. После чтения Бхагавад-гиты я очень хотел видеть Ачарью, Гуру. Я запомнил его взгляд, когда он вошел. Он не выглядел каким-то великим или очень значимым. Но я почувствовал в нем что-то особенное благодаря тому, что он дал нам в Бхагавад-гите. Затем он прошел. Кто-то из преданных сделал свой комментарий:
– Эй, Шрила Прабхупада сказал что-то о воде, разлитой по дороге.
Позже я подошел к Судаме Махараджу и спросил его:
– Что Прабхупада сказал о дороге и воде на ней?
Он ответил:
– О, он сказал: «Вода очень очищает».
Это был мой первый контакт со Шрилой Прабхупадой. Затем на следующий день он прочитал лекцию. И я задал ему вопрос:
– Где находится душа в теле? Находится ли она в сердце? В районе сердца? Или на лотосе сердца?
Я прочитал очень много книг по йоге, где говорилось, что душа находится на лотосе сердца. Мне просто хотелось получить какое-то подтверждение от Шрилы Прабхупады. Я уверен, что многие преданные слушали эту лекцию, где Прабхупада говорит:
– Вы что, медик? Зачем вам нужны эти детали? Какая разница, находится ли душа на западной стороне или на восточной стороне. Просто читайте мои книги. Читайте мои книги.
Преданные подумали, что меня его сильный ответ оттолкнул. Но я сказал: «Нет, нет, это было очень экстатично. Это было здорово».
75-08 Харавапу дас
Я только приехал на Гавайи, и находился там около трех недель. Я был немного напуган и разочарован. Я хотел найти здесь храм. Я никогда еще не был в храме Харе Кришна, но я всегда хотел прийти. Я отправился на Аллею Маноа. Кто-то сказал мне, что там есть храм. Я пришел туда, но там ничего не оказалось. Затем я отправился на Аллею Калихи. Там тоже ничего. Затем однажды я встретил преданного, идущего в дхоти, и я спросил его, был ли он из Харе Кришна. Он сказал:
– Да.
Я сказал:
– Я везде вас ищу.
Он сказал:
– Наш духовный учитель сейчас здесь. Пойдем со мной и ты сможешь увидеть его.
Я не понимал, кто такой духовный учитель. Итак, я пошел с ним, и мы пришли в храм. Прабхупада был тут. Он зашел в храмовую комнату. Все упали на пол. А я был единственным, кто продолжал стоять, потому что я не понимал, почему они упали на пол. Так мы с Прабхупадой оказались единственными, кто стоял. Он посмотрел мне прямо в глаза. А я подумал: «Он так мне знаком. Где же я его видел до этого?» Он сел на вьясасану и стал говорить своим глубоким красивым громовым голосом. Я не очень понимал, о чем он говорил. Я слышал слова «секс» и собака». И я подумал: «Может быть это то, что мне надо услышать?» Я был очень очень впечатлен. Храм был полон преданных. Это был вечер. Но мне надо было идти на работу. И по дороге на работу мантра продолжала звучать в моей голове и она не выходила оттуда. На следующий день я вернулся. Я захотел присоединиться. Потому что когда я впервые увидел Прабхупаду, это было подобно тому, как все волшебство вернулось. Я вырос в семье христиан. Мои родители были очень близки к церкви. Мы ходили в воскресную школу и всегда читали об ангелах, которые появляются тут, и о деяниях Иисуса. Меня всегда удивляло, почему все это ушло? Но когда я увидел Прабхупаду, волшебство вернулось. Передо мной был настоящий мистик. В конце концов я узнал, что это называется према-бхакти. Я могу почувствовать эту прему, которую он излучал. Она прошла прямо сквозь меня. Я почувствовал полное облегчение, полную безопасность, полное удовлетворение. Я был очень очень впечатлен. Мне не надо было даже задавать вопросы. Я знал, что это нужный человек. Всю неделю я думал о том, как мне попасть в движение. Я снова вернулся. Мне посоветовали пойти к Сиддхасварупе. Он проводил йога-ретрит. Мне сказали: «Там ты сможешь изучить философию». Я купил билет до острова Кауаи. Это прекрасный остров. Он проводил ретрит в горах примерно в течение недели. Они пригласили меня пожить на их ферме. Затем я узнал, что Прабхупада возвращается на Гавайи. Поэтому я покинул Кауаи и вернулся. Это был второй раз. На этот раз я остановился в храме, пока он был здесь. Я слушал все его лекции. Воспевание приносило огромное блаженство. Он него исходил запах сандала и гардений. Я был совершенно счастлив находится в его присутствии. Это было самое счастливое время в моей жизни. Я подумал, что в конце концов я добился успеха.
75-09 Джанасприха дас
До того, как я впервые встретил Прабхупаду, я жил в Ванкувере в Британской Колумбии. Я сказал своему президенту храма Бахудаке о том, что хочу поехать и встретиться с Прабхупадой. Он сказал:
– Если ты хочешь удовлетворить Прабхупаду, оставайся здесь и выполняй свое служение.
Со сложенными руками я сказал:
– Джая Прабху!
Но как только он уехал из храма, я собрал маленький рюкзак, одел красное пальто и убежал через заднюю дверь храма. Я хотел встретиться с Прабхупадой. Он должен был приехать в Лос-Анджелес на следующий день. Это были времена хиппи и было очень трудно пересечь границу, если у вас не было денег. Когда я приехал на границу, там было два таможенника. Я был одет в дхоти и у меня была бритая голова. Они сказали:
– Похоже у нас тут мормон?
И стали смеяться. Они смеялись и смеялись, и сказали:
– Проходи!
Так что, они меня просто пропустили. Это было чудо для меня. Такого обычно не случалось. Тем вечером я доехал автостопом до границы Орегона. А от границы Орегона до Лос-Анджелеса примерно 1800 километров. Это где-то 20-25 часов езды. Как только встало солнце, я поймал первую же машины – новый Корвет. Он остановился и спросил:
– Куда ты едешь?
Я сказал:
– Я еду в Лос-Анджелес.
Он сказал:
– Сегодня твой счастливый день.
Затем я заметил на его приборной панели различные устройства для отслеживания камер. Он ехал со скоростью не меньше 160-200 километров в час. Он был молодым и очень красивым и очень дружелюбным. Я не успел опомниться, как мы оказались уже в Лос-Анджелесе. И Прабхупада как раз должен был приехать туда. Он высадил меня как раз в двух кварталах от храма. У меня была маленькая карта и я знал, где храм. Я добежал до храма, спросил, где душ, поднялся наверх, омылся, надел новую одежду, поставил тилаку, выбежал вниз, а там преданные уже воспевали, ожидая Прабхупаду. Как только я вышел, машина с Прабхупадой подъехала на заднюю аллею. Это было в Нью-Двараке. Вдруг лепестки стали падать с небес, прямо как в фильмах, с музыкой и трубами. Машина остановилась. Почему-то я думал, что Прабхупада высокий, наверное благодаря его голосу. Но когда он вышел из машины, я заметил, что он был невысокого роста. Когда он вышел, он увидел преданных и увидел цветы, падающие сверху, и очень широко улыбнулся. Если вы когда-либо видели, как улыбается Прабхупада, вы поймете, о чем я говорю. Когда он улыбался, я терял счет времени, я забывал, где нахожусь. Это было похоже на вечность, и одновременно время казалось коротким. Но я чувствовал, как будто впервые влюбился в девушку, но надо умножить это в миллион раз. Это чувство, которое меня охватило. Прабхупада вышел из машины, прошел грациозно несколько шагов и зашел в дверь. Это был первый раз, когда я его встретил. Для меня это было чудо. Прабхупада устроил все это, чтобы я приехал туда вовремя. Он знает сердце каждого. Он знал, что я хотел быть там, когда он приехал. И мне выпала такая возможность.
75-10 Чхаядеви даси
Я не помню точный год. Либо это была первая Ратха-ятра ИСККОН в Америке, либо вторая. Обе из них проходили в Сан-Франциско. В то время я жила на Хейт-Эшбери. Преданные моего возраста понимают, что это значит. Итак, я жила на Хейт. Мы услышали, что состоится большой парад. Мы с друзьями пошли туда, где он должен был начаться. Там стояла большая колесница для Ратха-ятры. Все преданные и другие люди ожидали, но мы не знали чего именно. Затем подъехал большой Кадиллак. Кто-то открыл дверь, и оттуда вышел Прабхупада. Конечно же мы не знали, кем он был. Как только он вышел из машины, все сразу же упали в дандаваты. Мы не понимали, что это было. Все вдруг легли прямо на улицу. Я осмотрелась. Мы были единственными, кто остался стоять. А Прабхупада оказался от нас совсем на недалеком расстоянии. Он вышел, встал, и мы встретились взглядами. Меня сразу же охватило необычайное чувство. Он не улыбался. Он был очень серьезным, очень строгим. Он прошел вперед, а затем направился на колесницу. Это была та Ратха-ятра, когда он сидел на колеснице. Я была потрясена всем этим. Мы подождали, и в конце концов преданные начали парад Ратха-ятры. Мы тоже участвовали. В то время мы были хиппи, поэтому мы принимали наркотики. По-моему в тот день мы приняли мескалин. Мы были полны сил, и мы стали тянуть канаты. Я помню, что тянула так сильно, что у меня на руках появились волдыри. Также был один запоминающийся момент. Это была Ратха-ятра, когда колесница проходила под мостом. Она не могла просто так пройти, поэтому преданные разработали купол так, чтобы его можно было сложить. Но этот механизм не работал. Все люди стали беспокоиться, потому что они не могли сложить купол. А Прабхупада сидел там. Затем Прабхупада встал и, подняв руки вверх и раскачиваясь, стал воспевать. Тогда всех вдруг, включая меня, охватил восторг и мы стали воспевать. До этого мы не воспевали, но теперь мы стали качаться и петь. В конце концов купол опустился и колесница смогла пройти под мостом. Мы дотянули ее до самого пляжа. Это была конечная точка, где всем раздавали тарелки с прасадом. Затем все переместились в место, которое называлось «Семейная собака». Это был диско-клуб. Прабхупада должен был прочитать лекцию в «Семейной собаке». Он пришел туда, сел, и все стали ждать. Затем он начал свою лекцию. Я совершенно ничего не помню, кроме того, как он сказал: «Вы не Бог. Не думайте, что вы Бог». Я больше ничего не помню, но я помню, что все вокруг возмутились: «Как вы можете говорить нам, что мы не Бог». Потому что в то время все, кто принимал кислоту, мескалин или что-то еще, ощущали, что они являются Богом. Некоторые люди даже стали свистеть. Я подумала: «О…» А он продолжил говорить. Он продолжил говорить на эту тему. Я подумала: «Он говорит не для того, чтобы ему аплодировали. Он не говорит каких-то популярных вещей. Он очевидно видел, что это не так. Но он просто продолжал давать свое послание». Я была сильно поражена.
75-11 Говинда Датта дас
Впервые я встретил Шрилу Прабхупаду в Атланте в 1975 году. Меня поразило то, как такая могущественная личность имела такое маленькое тело. Но он мог контролировать всех любовью. У нас была такая сильная любовь к Шриле Прабхупаде, что чего бы Шрила Прабхупада нас не попросил, мы тотчас же кидались, чтобы сделать это. И мы были очень молоды. Мы многое делали очень по-детски.
75-12 Махавишнуприя даси
Шрила Прабхупада говорил, что все его храмы являются Вайкунтхой. Но настоящая правда состоит в том, что Шрила Прабхупада всюду приносил с собой Вайкунтху. Всюду, куда он приезжал. И когда мы были с ним, то у нас появлялась эта возможность сделать шаг в эту атмосферу Вайкунтхи. Мы могли почувствовать это блаженство, эту успокаивающую защищенность. Мы могли просто почувствовать эту всеобъемлющую любовь. Это всеобъемлющее чувство любви. Это тот шар Вайкунтхи, в котором жил Шрила Прабхупада, но он делил это с нами, когда он был с нами.
75-13 Шри Рага дас
На следующий день должна была состояться моя инициация. Во время лекции перед инициацией Прабхупада пригласил всех, сказав, что он собирается приготовить воскресный пир. Я в то время питался сырыми овощами. Я брал с собой на санкиртану сырой арахис. Преданные обычно вышвыривали меня из кухни, потому что я постоянно говорил: «Как вы можете есть это? Это неправильное сочетание продуктов». Я оставался верным своему сырому арахису и сырой капусте, которые носил в своей сумке. Это единственное, чем я питался. Вечером я возвращался и выпивал немного горячего молока. Но Прабхупада сказал, что будет готовить пир. Поэтому я сказал: «О, мне надо поесть это пир, иначе это будет очень оскорбительно, если я его не поем». Затем пришло время инициации. Гаджаханта получил инициацию, также Дханада и еще несколько преданных. Надо было выйти и пообещать соблюдать четыре регулирующих принципа и повторять шестнадцать кругов. Но еще до того как я дал обеты о четырех принципах и шестнадцати кругах Прабхупада сказал:
– Так много жизней – свиньи, собаки, верблюды и ослы. Ты пытался наслаждать свои чувства. Просто возьми эту одну жизнь, контролируй свои чувства и вернись обратно домой к Богу.
Далее он сказал:
– Твое имя – Шри Рага. Шри Рага значит привязанность к Кришне.
Все воскликнули: «Джая!» Но это была небольшая лекция. Мне кажется он знал, как я гонялся за противоположным полом на пляжах Гавайев и занимался всякими глупостями.
75-14 Джанасприха дас
В Лос-Анджелесе в 1973 году я получил вторую инициацию. Преданные попросили нас принести гуру дакшину для Прабхупады. Я вышел и собрал где-то пять долларов. Но я подумал о том, что должен сделать что-то особенное, потому что это величайший гуру на планете. Я не собираюсь дать ему просто пять баксов. Я пошел на кухню и попросил самый большой котел, который там был. Я покрыл его оловянной фольгой, пошел на рынок через дорогу и купил там тропических фруктов на пятьдесят долларов, которыми я наполнил этот котел так, что я с трудом смог нести его. Если вы были в храме в Лос-Анджелесе, то знаете, что там на улице есть скамейки, на которых сидели преданные и ждали очереди на вторую инициацию. И я пришел со своим котлом. Первый человек, который вошел, уже через минуту вышел весь в слезах. Мы все стали спрашивать:
– Что случилось?
Он сказал:
– Прабхупада увидел мой мешочек для четок, а он не был чистым. И он сказал: «Если ты хочешь быть брахманом, первое, чему тебе надо научиться, это как соблюдать чистоту. Поэтому отправляйся, постирай свой мешочек и потом возвращайся».
Мы все проверили, достаточно ли чисты наши мешочки. Я не был уверен. Поэтому я вынул четки из мешочка и повесил их вокруг шеи. А мешочек для четок я положил в карман. Итак, я зашел в комнату с этим огромным котелком, полным фруктов. Перед Прабхупадой как обычно стоял маленький столик на полу. Я поставил его напротив него, но он сказал:
– Нет, нет, поставь там.
Там был маленький алтарь. Затем он сказал:
– Ты повторяешь шестнадцать кругов?
Я немного с гордостью сказал:
– Шрила Прабхупада, я повторяю тридцать два круга.
Я подумал, что он скажет: «О, это великолепно. Это удивительно». Но он ничего не сказал. Затем я сел перед столом, но он сказал:
– Нет, нет, подойти, сядь рядом со мной.
Затем он показал мне, как считать. Но я не смог этого сделать. Тогда он сделал жест рукой, как бы говоря: «Ничего, научишься». Затем он сказал:
– Повторяй за мной.
Он начал читать: «ом бхур…» Затем кто-то постучал в дверь. Мне кажется, это был один из секретарей Прабхупады. Он сказал:
– Прабхупада, это срочные документы в банк, которые вам надо посмотреть. Нам надо отнести их туда прямо сейчас.
Он посмотрел на меня, улыбнувшись и сказал:
– Тебе придется подождать.
Так я сидел рядом с Прабхупадой и не знал, что делать. Я подумал: «Надо повторять Харе Кришна». Я стал повторять очень тихо. Это длилось где-то пятнадцать минут. Это единственный раз, когда у меня было близкое общение с Прабхупадой. Он изучил бумаги и подписал их. Кто-то вошел и забрал документы. Затем он дал мне Гаятри. У него был брахманический шнур. Брахманические шнуры из Индии приходят скрученными. Он взял шнур и надел его на колени, чтобы выпрямить. Затем он повесил шнур на меня и сказал:
– Это не делает тебя брахманом. Это дает тебе только возможность стать брахманом.
Это очень важно, потому что если вы носите шнур, это еще не значит, что вы брахман. Но если вы действуете как брахман, даже если у вас нет шнура, тогда вы можете быть брахманом. Но если со шнуром вы действуете должным образом, тогда вы настоящий брахман.
75-15 Харавапу дас
Я был преданным, который помогал на кухне. Я еще не был инициированным. Я резал картошку и овощи, находясь всегда в блаженстве на кухне. Однажды зашел Шрутакирти. Он был слугой Прабхупады. Он мне понравился. Он сказал:
– Эй, можешь помочь мне послужить Прабхупаде?
Я сказал:
– Конечно!
Он сказал:
– Я хочу, чтобы ты приготовил ему тарелку с фруктами. Прабхупада в основном ест фрукты или иногда сок из кокоса. Я хочу, чтобы ты готовил это каждый день.
Я собрал все манго, которые были, также фрукты кичи и папайи. Я их красиво нарезал, выложил на блюде и добавил цветов вокруг. Я поднялся в комнату. Прабхупада сидел за своим низким столиком. Я ставил ему это блюдо, а он говорил: «Джая!» и поднимал руки. Я всегда этого ждал: «Джая!» Мне казалось, что он говорит обо мне. Но это была пища. Я садился, а он начинал есть, как маленький невинный мальчик. Хотя он был пожилым человеком, но почему-то у меня было чувство, как будто он маленький мальчик. Это было замечательно. Затем я выходил из комнаты. На следующий день, еще до того, как я поднялся, Шрутакирти подошел ко мне и сказал:
– Прабхупада хочет, чтобы ты предлагал свои поклоны, когда ты уходишь.
На следующий день я снова приготовил красивую тарелку с фруктами и цветами. Я поднял ее, а он снова сказал: «Джая!» Я поставил ее. На это раз я уже помнил о том, что он хотел, чтобы я предлагал свои поклоны. Я упал на пол и просто лежал. Его присутствие было совершенно потрясающим, и я был очень счастлив. Я не мог вспомнить молитву. Поэтому я просто лежал на полу, пока не посчитал, что молитва закончена. Я был очень растерян. Но он ничего не сказал. Я почувствовал, что это очень добросердечный человек. Будучи в черном теле, я легко мог понять, когда люди судят тебя за твое физическое присутствие. Но я ничего не ощущал такого со стороны Прабхупады. Я чувствовал себя очень очень безопасно. На следующий день Шрутакирти подошел ко мне и сказал:
– У меня для тебе есть несколько наставлений. Прабхупада сказал, что ананасы, которые ты нарезаешь, слишком сладкие. Они должны быть терпкими. Если они сладкие, значит они уже немного забродили. Также он сказал, что кокосовая вода была хорошей, но мутной. Кокосовый сок должен быть чистым, как вода.
Третьим наставлением было то, что цветы ядовитые. Я выкладывал олеандры вокруг блюда. И никто из нас не знал об этом. Я уже жил на Гавайях в течение какого-то времени. А Прабхупада просто приезжал сюда, но он был единственным, кто знал, что эти цветы были ядовитыми. Поэтому я перестал класть цветы на блюдо. В следующий раз я зашел, думая, что сделал все правильно. Я задал ему вопрос. У меня наконец-то хватило смелости, чтобы спросить его, было ли все хорошо. Он покачал головой и сказал:
– Все хорошо.
Я почувствовал себя совершенно ликующим и счастливым. Также я не упомянул еще одну вещь. До того, как я стал готовить блюда, Шрутакирти предупредил меня, потому что нас учили не пробовать ничего, когда мы готовим пищу для Кришны. Руки должны быть чистыми, рот должен быть чистым, надо знать все ингредиенты. Я знал об этом. Но он сказал:
– Теперь ты служишь Прабхупаде. Поэтому тебе надо все пробовать и быть уверенным, что все в порядке.
Я делал это, и я судил вкусы по себе. Но затем он преподал мне несколько уроков.
75-16 Говинда Датта дас
Шрила Прабхупада приехал а Атланту в марте 1975 года. Мы были в группе Радха Дамодара. Тамал Кришна Госвами договорился о специальном даршане со Шрилой Прабхупадой. Мы все поднялись в комнату Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада был очень рад видеть так много брахмачари. Он посмотрел на нас и сразу же стал говорить о том, чтобы оставаться брахмачари. Он сказал:
– Вы все брахмачари. Лучше, если вы сможете остаться брахмачари.
Он не сказал, что мы должны. Он сказал «лучше, если вы сможете». Дальше он сказал:
– Сексуальная жизнь подобна чесотке.
Он поднял свою руку и сказал:
– Если у вас есть чесотка…
Он почесал другую руку и сказал:
– Если вы будете чесать и чесать и чесать…
Он сделал жест рукой, показывая результат. То есть, если вы будете чесать, тогда зайдет инфекция и проблема усугубится. Так Шрила Прабхупада привел очень показательный пример того, что надо оставаться брахмачари.
75-17 Чхаядеви даси
В следующий раз я его встретила в храме в Сан-Франциско, когда я была брахмачарини. Прабхупада приезжал в храм, но так как скорее всего для него не было подходящей комнаты в храме, он остановился у семейной пары, которая жила в очень хорошем доме в Беркли. А мы приезжали, чтобы заниматься там уборкой и другими домашними делами для Прабхупады, пока он был там. Прабхупада проводил небольшое собрание вместе с Джи-би-си, президентом храма, всеми санньяси. И я тоже была там еще с одной подругой, так как мы убирались в ванной комнате. Я не поехала сразу назад, а осталась. Так как в комнате с Прабхупадой были все важные люди, я не чувствовала, что тоже могу зайти. Поэтому я сидела в коридоре, где стояла вся обувь. Я даже сидела практически на обуви, потому что там не было места. Прабхупада сидел совсем недалеко. Затем он стал воспевать, играя на мриданге. Его дхоти было приподнято, на нем не было курты, и он просто воспевал. И мы все воспевали вместе с ним. Затем он посмотрел в коридор, где я сидела и помахал мне, чтобы я заходила. Я посмотрела, нет ли кого-то за мной. Я подумала: «О, Боже». Я заглянула в комнату, а там были только мужчины, и все они занимали очень важное положение. Я подумала: «Я не могу сделать это». Поэтому я просто немного придвинулась в коридоре и села совсем уже на обувь. А он продолжал смотреть, и снова показал жестом, чтобы я заходила. Но там не было места, и никто бы меня не понял. Но я была поражена тем, что он заметил меня. И он по-настоящему не видел разницы. Он не видел разницы.
75-18 Джанасприха дас
Так или иначе, в уме у меня появилась мысль, что если бы я смог обмахивать Шрилу Прабхупаду в восьми разных храмах, тогда бы я достиг совершенства своей жизни. Конечно же, мы не знали, сколько еще Прабхупада будет находиться на планете. И кто-то мне говорил: «Нет, ты должен остаться и заниматься своим служением». Но я сказал: «Я должен сделать это». Прабхупада в тот момент был в Лос-Анджелесе. И он должен был поехать в Даллас, Атланту, Майями и Нью-Йорк. У нас на четверых преданных была машина, на которой мы последовали за Прабхупадой. Мы не смогли попасть в Даллас, потому что решили, что лучше приехать вовремя в Атланту. Итак, мы приехали в Атланту. И также туда приехало три автобуса группы Радха Дамодара, в которых было больше ста преданных брахмачари. Они были в новых дхоти, с выбритыми головами, и у каждого из них была роза. Первый преданный подошел и предложил Прабхупаде розу и коснулся его стоп. На самом деле никто не мог просто так подойти и коснуться стоп Прабхупады. Это считалось не кошерным. Этого мы не делали. Итак, первый преданный подошел, предложил розу и коснулся стоп Прабхупады. И далее следующий, и совершенно все подошли и коснулись стоп Прабхупады. Это было замечательно. До этого мне тоже выпадала такая возможность в Лос-Анджелесе. А спросил кого-то:
– Как мне коснуться стоп Прабхупады? Я знаю, что мы не должны этого делать.
Он сказал:
– Прабхупада утром спускается вниз и предлагает свои поклоны первым Божествам. Встань за Шрилой Прабхупадой. Даже если тебе придется туда протолкнуться, сделай это. Когда он будет предлагать свои дандаваты, едва коснись своей головой его стоп, но не беспокой его. Мы не хотим беспокоить Прабхупаду.
Я пошел и сделал это. Я положил свою голову на стопы Прабхупады, когда он предлагал свои дандаваты. Это воровство милости у гуру. Гуру-крипа очень важна. Мы должны быть жадными до милости духовного учителя. Всеми правдами и неправдами сделайте это. Это единственная возможность. Во время тура в Атланту Прабхупада научил нас песне «Удило Аруна». Сначала мы повторяли пословно, потом построчно. Затем он сказал:
– Хорошо, теперь мы будем петь. Дайте мне мридангу.
Я никогда до этого не видел, как Шрила Прабхупада играет на мриданге. Я подумал: «Вот это да! Я никогда не видел, чтобы он играл на мриданге». Преданные принесли ему барабан. Это была зима в Атланте. А барабан сделан из кожи, которая высыхает или сыреет. Он один раз ударил в барабан и сказал:
– Бесполезный. Принесите другой барабан.
Все забегали, как сумасшедшие. Они принесли другой барабан. Он ударил один раз – то же самое. Затем он ударил его три раза, и барабан настроился совершенным образом. Это показалось мне чудом. Потому что я немного играю на барабане. Обычно зимой такой барабан надо подержать над огнем или сделать еще что-то. Итак, Прабхупада сказал:
– Очень хорошо.
И научил нас этой песне. Оттуда мы поехали в Гейнсвилл. В Гейнсвилле храм находился в кокосовой роще. Абхирам был президентом храма. Там было большое дерево баньян на заднем дворе. Но там не было травы. Там была только земля. Он решил, что чем сидеть на земле, лучше принести сухих листьев. Но где достать сухих листьев, чтобы покрыть такую большую территорию? Кто-то сказал:
– Пойдем на свалку! Люди приносят листья на свалку.
Итак, мы вдесятером на двух грузовиках за две или три ездки заполнили весь двор сухими листьями. Это у нас заняло порядка шести часов. Прабхупада приехал в храм. Он прошел на задний двор, пошурудил листья своей тростью и сказал:
– Почему не убрали листья? Все это просто привлечет комаров.
Затем он развернулся и ушел. А мы все стали бегать и убирать листья, потому что скоро уже должна была начаться лекция. А я ждал, чтобы обмахивать Прабхупаду. В Майями это было просто, потому что там было не много преданных. Я стоял совсем близко к Прабхупаде и обмахивал его. И я видел, как комары подлетали очень близко к нему, и затем отлетали. Я удивлялся, потому что они кусали меня и всех остальных. Это один из тех случаев, когда он сказал:
– Комары здесь проявляют почтение, но в Индии – никакого почтения.
Затем какой-то парень из аудитории в образе растафари сказал:
– Я слышал, что Господь Шива курит ганджу.
Шрила Прабхупада улыбнулся и сказал:
– Да, он делает это. Но также он выпил океан яда. Если вы можете выпить океан яда, тогда хорошо, можете курить.
Все были восхищены. Также еще один человек задал другой вопрос. У него был тюрбан и он был последователем Гуру Нанака. Обычно, когда кто-то называл какого-то гуру, Прабхупада говорил: «Я не знаю, кто это такой». Он просто не отвечал. Но в этот раз он сказал:
– Вы так удачливы, что у вас такой гуру, как Гуру Нанак.
Конечно же мы знаем, что сикхи защищали вайшнавов много-много раз. Так я изучил немного историю, и я узнал, что комары в Майями проявляли почтение.
75-19 Махавишнуприя даси
По мере того, как я слушала лекции Шрилы Прабхупады, я поняла, что он был не только гениальным, но он был выше самого мега гениального человека. Он знал все обо всем. Было одно дерево, которое росло на подъезде к храму. Это было дерево земляничной гуавы. В течение первых нескольких лет оно хорошо росло, но вдруг оно стало наклоняться направо. Все дерево склонилось направо и стало расти в правом направлении. Шрила Прабхупада, гуляя по территории храма и проходя мимо этого дерева, сказал:
– Это дерево пытается попасть в храм, чтобы увидеть Господа Чайтанью.
Когда он сказал это, меня сразу же поразило не только то, что он знает все о природе, но он также знает все о человеческой природе.
75-20 Шри Рага дас
Позже мы больше познакомились с философией. И также я стал зависимым от прасада. Я не мог дождаться следующего воскресного пира. В те дни на Гавайях было много хороших поваров. Прабхупада посещал Гавайи несколько раз, и иногда он оставался надолго. Однажды Шрила Прабхупада приехал, а я жил не в храме и работал охранником. Мой сосед был цветочником. Я услышал, что приезжает Шрила Прабхупада, и захотел сделать какое-то подношение. Я пошел в гараж к соседу и взял цветы из холодильника. Я не думал о том, что я крал цветы, но на самом деле именно этим я занимался. Я был вором. Но я взял огромный ящик гвоздик. Я взял его вечером с собой на работу и сделал гирлянду, которая спускалась ниже колен Прабхупады. Так я провел ночь. На следующий день я принес в храм целый ящик цветов. Лакшман, пуджари, взял все цветы и украсил ими алтарь. Цветы были везде, даже на полу. На Божествах были гирлянды. Все было очень красиво. Также преданные украсили вьясасану Шрилы Прабхупады всеми этими розовыми и белыми гвоздиками. Гавайские гвоздики имеют очень яркий запах. Когда Прабхупада вошел, он предложил свои поклоны Божествам. У меня в руке была эта длинная гирлянда. Я спросил у президента храма разрешения предложить гирлянду, когда Прабхупада подойдет к вьясасане. Я был в форме охранника. И он немного меня разочаровал, сказав, что не знает. Но я все равно подошел. На Прабхупаде были гирлянды до самого его носа. Я поднялся со своей гирляндой и надел ему на плечи. Я взял все остальные цветы и положил ему их на колени. Затем я предложил свои поклоны. Сватантра, один из преданных сказал потом мне, что Прабхупада долго смотрел на тебя, пока ты предлагал свои поклоны. Сватантра думал, что должно было выйти что-то магическое из этого долгого взгляда Шрилы Прабхупады, пока он наблюдал так за мной. Но так или иначе, я все еще здесь. Но когда я предложил свои поклоны и встал, Прабхупада снял мою гирлянду. Я расстроился. Но затем он снял все остальные гирлянды, отложил их в сторону, взял мою гирлянду и снова ее надел. Мне кажется я от этого немного стал гордиться, или может был поражен. Затем Прабхупада прочитал лекцию. Как называют лекции Прабхупады, когда он только прибыл? Лекция по прибытии, или приветственная речь. Во время этой речи он сказал, что если мы не смотрим на Божеств, которые так прекрасно украшены, тогда наши сердца станут черными. Затем лекция продолжилась, и в конце лекции он сказал: «Даже если вы вор, но вы отдаете то, что украли, Кришне, вы получите благо». На следующий день я пошел в розарий Капиолани. Я собрал там самые ароматные розы и сделал из них другую гирлянду. Я снова пришел в своей форме охранника. Прабхупада пошел поприветствовать Божеств, затем он поднялся, а я шагнул в его сторону. Он повернулся ко мне, и на лице его была та самая сногсшибательная любовная улыбка, которую описывают так много преданных. Итак, я повесил эту гирлянду на Шрилу Прабхупаду. Он поднялся и сел. Он снова снял эту гирлянду и сказал Шрутакирти отнести эту гирлянду наверх в комнату. Он признавал вас как личность. Каждый человек ищет какого-то признания, и он признавал в вас индивидуальность и давал то внимание, которое вам требовалось. Мы всегда ищем этой симпатии и любви. И он давал вам это в большем масштабе, чем вам требовалось. Теперь мы проносим эту любовь сквозь тяжелые времена, когда мы полны беспокойств. Он обладал этим могуществом. Любовь обладает большим могуществом. И он был мастером в этих любовных отношениях. Он был способен не загораживать тьмой отношения. Он всегда был чистой душой и источал чистую любовь. Это то, что я всегда видел в Шриле Прабхупаде. Он всегда был маяком и всегда излучал свет. И он был очень могущественным и влиятельным. Это духовная влиятельность.
75-21 Джанасприха дас
Когда я решил, что должен обмахивать Прабхупаду в восьми разных местах, я стал спрашивать людей о том, как мне получить это служение. Я выслушал разные версии, но я стал использовать одну версию. Преданный посоветовал мне стоять за тем человеком, который обмахивает Шрилу Прабхупаду, и если он остановится на секунду, не надо спрашивать, а надо просто взять у него чамару и начинать обмахивать. Я как орел стал смотреть на преданного, и в этот момент муха села ему на нос. Он остановился, и пока он пытался отогнать эту муху, я выхватил у него чамару. Он был ошеломлен. Он не знал, что сказать или делать. Но чамара уже была у меня в руках, и мы стояли перед Прабхупадой, поэтому он не собирался жаловаться в этой ситуации. Я начал обмахивать Прабхупаду. В те дни даже подойти близко к вьясасане Прабхупады было сложно, потому что там были все джи-би-си, президенты храмов, важные преданные. Поэтому простые маленькие преданные не могли приблизиться к Прабхупаде. Поэтому приблизиться, чтобы обмахивать его, было еще сложнее. Но я был решительно настроен, думая: «Если я смогу это сделать, это будет совершенством моей жизни». И когда Прабхупада ушел, тогда я понял, что выполнял это незначительное служение, но это был чистый преданный, и у меня была решимость делать это. Я почувствовал, что именно для этого и предназначена человеческая жизнь. Мы должны служить гуру любым способом, каким можем, будь то маленькое или большое служение. Если вы приходите на сеанс к стоматологу, оставьте ему небольшую брошюру. Когда люди обслуживают вас на кассе в магазине и спрашивают, как у вас дела, ответьте им: «Ужасно, я не могу сегодня помнить о Кришне». Поэтому мы всегда должны думать о том, как удовлетворить гуру любым возможным способом, большим или маленьким. Таково настроение.
75-22 Харавапу дас
Также мне нравилось в этом храме то, что он очень маленький, и Прабхупада любил оставаться здесь надолго. У всех у нас была возможность ходить на утренние прогулки с ним. Мы ходили на разные пляжи. Погода никогда не была здесь более прекрасной, чем тогда, как будто бы полубоги пытались удовлетворить Прабхупаду, делая гавайскую погоду даже лучше. Итак, мы ходили на эти невероятные пляжи и гуляли там. Он тогда переводил пятую песнь, которая в основном описывает структуру вселенной – космологию Кришны. Я слушал о том, как он говорил о совершенно невероятных и мистических предметах. Он говорил о рыбе тимингила. Он сказал, что она настолько велика, что может проглотить кита. Там рядом с пляжем в воде был огромный камень в форме тимингилы с головой в форме луковицы и хвостом. Мы называли этот остров «заячьим островом». Он сказал: «Таков размер и форма тимингилы». Мы были просто ошеломлены. Мы думали: «Это просто невероятно». Но я хотел слушать все больше и больше об этих мистических вещах. Он говорил о золотой горе, о молочном океане, об океане со сладкой водой. Я тотчас же понял, что должен получить эту пятую песнь и найти в ней всю эту информацию.
75-23 Чхаядеви даси
Однажды, когда я была в Лос-Анджелесе, Прабхупада читал лекцию. Храмовая комната была набита преданными. Я не очень помню, о чем была лекция, может быть я даже немного засыпала. Но вдруг Прабхупада повысил голос. Мне показалось как будто бы он даже кричит. Он сказал:
– Не думайте, что ваше множество сильных сыновей спасут вас во время смерти. Вам надо лететь на своем собственном самолете.
Это то, что произвело на меня очень глубокое впечатление, потому что многие люди очень гордятся своими детьми, в особенности если у них мальчики. Они очень гордятся и думают, что они позаботятся об их будущем. Но Прабхупада говорил:
– Не думайте, что они спасут вас во время смерти. Вы должны сами себя спасти, вы должны лететь на своем собственном самолете.
75-24 Махавишнуприя даси
Однажды Шрила Прабхупада вел нас в молитвах Джая Радха Мадхава и слезы потекли из его глаз и стали скатываться по его щекам. Когда он закончил, он сказал:
– Эта песня такая замечательная, потому что в ней есть все – Кришна, коровы, гопи, гопы, Его родители, Его большая семья, леса Вриндавана, река Ямуна – все есть там. Это так удивительно.
В другой раз я сидела сбоку от Шрилы Прабхупады, а он очень энергично воспевал Маха-мантру, вкладывая в это огромную силу, и слезы просто вылетали из его глаз. Я сидела в стороне и смотрела на него и могла видеть эти слезы, подобные стрелам. Они вылетали в сторону Божеств, как будто бы кто-то взял лук и выпустил стрелу. Его слезы были прямыми, как стрелы и направлялись прямо к Божествам.
75-25 Говинда Датта дас
Шрила Прабхупада снова был в Атланте, и мы приехали к нему. Шрила Прабхупада только закончил предлагать арати. Он сидел на своей вьясасане и он спросил:
– А где Туласи?
Он сидел на своей вьясасане по крайней мере минуту и смотрел, а затем он спросил:
– А где Туласи?
Преданные не были уверены в том, о чем он говорит. Они принесли Туласи и поставили на вьясасану Шрилы Прабхупады. Но Шрила Прабхупада сказал:
– Не сюда. Туласи должна стоять выше.
Тогда они поставили Туласи на более высокую точку. Затем он также отметил, что Туласи всегда должна быть на алтаре. Очень поучительный момент о том, насколько Туласи важна в нашем обществе. Прабхупада хотел, чтобы Туласи всегда присутствовала. Я никогда не забуду эту удивительную историю.
75-26 Шри Рага дас
Мы пошли на утреннюю прогулку на Волшебном острове. Пока мы были там, я не мог внимать беседе, которая происходила, потому что я вырос на Гавайях и занимался серфингом всю свою жизнь. Можно сказать, я родился в воде, потому что занимался серфингом уже с двух или трех лет. Я был очень привязан к этому занятию, потому что оно доставляло огромную радость. Итак на этой утренней прогулке я наблюдал прямо с Волшебного острова за волнами на Ала Моане, которые были высотой в два или три метра. Все время я смотрел на волны и думал: «Сразу после утренней программы я пойду кататься». Итак, мы продолжили прогулку. Я не помню, о чем велась беседа. Но когда мы вернулись в храм, Шрила Прабхупада прочитал лекцию по Шримад Бхагаватам, не помню, по какому стиху, но он упомянул:
– Как эти ребята на воде. Как вы их называете? Страдальцы?
Все засмеялись, когда он сказал «страдальцы» (англ. «сафферы»). Затем кто-то из слушателей сказал:
– Серферы, Шрила Прабхупада.
И Прабхупада засмеялся. Он сказал:
– О, я называю их «страдальцами».
Затем он продолжил говорить. И так как я хотел пойти заниматься серфингом, то услышал в тот день его слова немного по-своему. Он сказал:
– Если эти ребята в воде проведут всю свою жизнь, занимаясь серфингом вместо того, чтобы культивировать сознание Кришны, тогда они родятся рыбами.
Так мы можем слышать на записи. Но я услышал немного по-другому. Возможно это была какая-то специальная мистическая редакция. Я услышал, как Прабхупада сказал: «Если вы проводите все свое время занимаясь серфингом, но не культивируете сознание Кришны, тогда вы родитесь рыбой». Позже, когда я вернулся домой, Кайлаш-чандра сказал:
– Помнишь, что сказал Прабхупада? Ты родишься рыбой.
Я сказал:
– Я услышал, что если вы проводите все свое время, занимаясь серфингом, но не культивируете сознание Кришны, тогда вы родитесь рыбой.
Я взял свою доску и пошел на пляж.
75-27 Харавапу дас
После примерно года проживания здесь, на Гавайях, я заинтересовался рисованием и стал переписываться с Джадурани. Я отправил ей несколько набросков, и она сказала, что будет рада, если я приеду в Лос-Анджелес, чтобы работать с художниками. Я тотчас же сделал это своей целью. Я получил разрешение здесь в храме на Гавайях, чтобы поехать в Лос-Анджелес. Я приехал туда, встретился с Джадурани и стал там одним из художников. Я помогал в некоторых картинах, рисуя множество деталей. Мы все группой работали над картинами. Однажды Прабхупада захотел увидеться просто с художниками. И он хотел, чтобы мы принесли с собой свои картины. В тот момент я работал над прекрасной картиной Кришны под красивым деревом со Своей флейтой и коровой. Я очень усердно над ней трудился. Все преданные решили, что это очень красивая картина. Я подумал: «Теперь я покажу ее Прабхупаде. Какая же удача!» Итак, мы все поднялись в комнату Прабхупады в храме в Лос-Анджелесе со своими картинами. Мы расселись вокруг. Прабхупада немного поговорил о Кришне, а затем мы все по очереди стали подходить к Нему с нашими картинами. Я не очень хорошо помню, что он сказал о картинах других художников, но когда я встал, он даже не посмотрел на мою картину. Он смотрел на меня. Я почувствовал могущественное очищение. Я просто склонил свою голову. Затем он посмотрел наверх и сказал:
– Вы все рисуете Кришну, стоящего у Ямуны. А вы читаете мои книги? Если вы почитаете мои книги, то узнаете, что Кришна не просто стоит у Ямуны. Он совершает разные фантастические деяния. Я хочу видеть книгу, состоящую только из картин, на которых Кришна совершает свои игры.
Он жестом перевернул страницу: «Здесь Кришна совершает то-то». На следующей странице: «Он делает что-то другое». Он сказал:
– Это то, что я хочу видеть. Сейчас вы все пришли ко мне с этими картинами, и все они одинаковые. Читайте мои книги.
Я принял это, как наставление мне от Прабхупады.
75-28 Говинда Датта дас
У меня был один из самых новых автобусов путешествующей группы санкиртаны Радха Дамодара. Шрила Прабхупада собирался поехать на утреннюю прогулку. Он подошел к автобусу, видя, что он совершенно новый. Так получилось, что это был как раз мой автобус санкиртаны. Мы только вернулись после путешествия в течение пары недель. Когда мы открыли дверь и Шрила Прабхупада заглянул туда, там был полный беспорядок. Шрила Прабхупада не стал входить внутрь. И он объяснил, что мы должны наводить чистоту в наших машинах каждый день. Мы должны лучше с ними обращаться. На следующее утро Шрила Прабхупада снова подошел к моему автобусу. Я должен был убраться в автобусе, но предыдущим вечером нас гоняла полиция. Я ездил и собирал преданных. Поэтому мне снова не удалось убраться в автобусе. На следующее утро снова Шрила Прабхупада хотел воспользоваться моим автобусом, но он не стал заходить. И он не стал делать никаких комментариев. Шрила Прабхупада очень добр.
75-29 Махавишнуприя даси
В какой-то момент Прабхупада сказал, что может быть война. Кришна сказал ему, что может быть война. И нас беспокоило, что будет после войны. Он сказал: «Проповедь будет идти очень хорошо. Просто воспевайте Харе Кришна, принимайте прибежище у Господа». В продолжение этой темы кто-то спросил:
– А что будет с нами, Шрила Прабхупада, когда вы покинете эту планету? Что тогда?
Прабхупада сказал:
– Не волнуйтесь. Кришна пошлет очень много добросердечных душ. Очень много преданных придут, чтобы помочь вам. Не волнуйтесь.
75-30 Шри Рага дас
Я решил помочь Сарвасатье и Кайлаш-чандре. Они собирались изготавливать божеств из искусственного мрамора. Я сказал им:
– Я помогу вам поднять мрамор в комнату Прабхупады.
Я хотел быть свидетелем чего-то нового, связанного со Шрилой Прабхупадой, потому что всегда можно было ожидать какого-то развития, когда он был с нами. Итак, я поднялся, чтобы помочь им донести этот мрамор. Говинда даси также поднялась. Прабхупада вышел из комнаты. Говинда даси сказала:
– Шрила Прабхупада, у нас есть синтетический мрамор. Мы можем делать из него божеств.
Прабхупада сказал:
– Он бьется? Как мы будем переправлять божеств?
Она сказала:
– Мы можем переправлять на самолете…
Прабхупада сказал:
– Он бьется?
Говинда даси сказала:
– Прабхупада, я думаю…
Прабхупада остановил ее, сказав:
– Я думаю? Я думаю значит я не знаю.
И он вышел из комнаты. На этом закончилась беседа. Я был поражен. Это было удивительно.
75-31 Харавапу дас
Живя здесь на Гавайях, я узнал, что мы открыли первый Харе Кришна ресторан. Прабхупада хотел, чтобы он назывался «Говинда’с». Еще до того, как я пришел в храм, будучи на Гавайях, я нашел небольшой магазин сэндвичей. Он был прекрасным. Там был прекрасный хлеб пита, сэндвичи с сыром и авокадо, также смузи и другие хорошие блюда. Это оказался ресторан Харе Кришна. Прабхупада спрашивал о нем, когда он был здесь. Он хотел узнать, как дела в ресторане. Преданные сказали:
– Там все хорошо, Прабхупада.
Прабхупада сказал:
– А они помогают храму?
Они ответили:
– Вы можете поговорить с Тарун Канти и Ревати Раманом. Они управляют рестораном.
Прабхупада устроил с ними встречу. Он хотел знать, что происходит с рестораном. Они объяснили:
– Прабхупада, с рестораном все хорошо. Но есть много трат на продукты и другие вещи, и практически не остается денег, чтобы отдавать в храм.
А он беспокоился именно об этом – давали ли они деньги в храм. Они не давали. Прабхупада нашел решение. Он сказал:
– Хорошо. Я понимаю, что ты, Тарун Канти и твоя семья живете в доме. А ты, Ревати Раман и твоя семья живете в другом доме. Эти дома достаточно большие. Вы можете жить в одном доме. И тогда деньги, которые вы платите за другой дом, вы можете отдавать в храм.
Им не понравилась эта идея, и по-моему один из них сказал:
– Прабхупада, мы не можем сделать так.
Прабхупада очень строго посмотрел на них и сказал:
– Тогда вы украли мой ресторан. И я хочу получить его назад.
Манасви был в то время президентом храма. Он был молодым индусом и отвечал здесь за храм. Манасви решил внедриться в этот ресторан. Поэтому он отправил туда меня. Я был одним из новых бхакт. Он сказал:
– Бхакта Говард, иди туда и начинай помогать там мыть посуду и так далее. И дай им понять, что это наш ресторан.
Так что я оказался пешкой в этой ситуации. Я пошел туда. Они плохо относились ко мне, потому что знали, зачем я был там. Они не были особо любезны. Но меня это не волновало. Я просто выполнял приказ Прабхупады. Так что я был там в своем дхоти и с тилакой. Я видел, что Прабхупада исполнял миссию. И он был серьезен. Это не были глупости. Но тем не менее он был добр. Он не был жестким. Он не нагнетал атмосферу, чтобы они не почувствовали себя плохо. У них были некоторые привязанности, которые даже Прабхупада не мог поколебать. Тогда он стал немного строже и дал им понять: «Вы воруете мой храм. Вы воруете мой ресторан». Мне показалось это хорошим наставлением для них. Из этого случая я понял, что Прабхупада отчитывает своих учеников. Но когда он отчитывает их, это происходит не из чувства неприязни или ненависти. Он любил каждого. И он хотел, чтобы мы все делали правильно для Кришны. Это было очень важно для него. Я принял это наставление.
75-32 Махавишнуприя даси
Шрила Прабхупада всегда вдохновлял нас проповедовать. Он сказал, что это очень важно, чтобы мы помогали ему распространять движение сознания Кришны по всему миру. И он говорил: «Мы должны сделать это, пока мир не сошел с ума». Когда он использовал слово «сошел с ума», я всегда считала, что он использовал британский смысл этого слова, означающий «сумасшедший». Нам надо проповедовать, нам надо донести эти книги до других людей. Надо распространить любовь к Богу до того, как мир сойдет с ума. Но недавно я смотрела ролик с ютубе, где Шрила Прабхупада сказал: «Когда я говорю «сумасшедший», я имею ввиду верх всей глупости». Так что он подчеркнул разницу между сумасшествием и глупостью.
75-33 Чхаядеви даси
Когда в моей жизни все становится ужасно, я всегда в уме принимаю прибежище у Прабхупады и думаю о нем. Я думаю: «Все будет хорошо, все будет хорошо. Он никогда меня не оставит. Он мой друг. Он всегда будет со мной. Он прямо тут. Он никуда не уйдет. Он не оставляет меня». И у него есть все ответы. Зачем куда-то еще идти? Зачем еще что-то делать? Потому что вы наши того, кому по-настоящему можно доверять. Кому можно по-настоящему доверять. Он никогда вас не оставит. Конечно, мы все надежны. Но Прабхупада, несмотря на то, что был человеком, никогда не колебался. Он всегда продолжал оставаться тем, кому можно доверять.
75-34 Говинда Датта дас
Мне кажется, что больше всего меня поразила в Шриле Прабхупаде его глубина сознания Кришны, его обширные познания, и также его способность занять совершенно разных личностей в служении Кришне. Шрила Прабхупада ценил каждое служение, которое было совершено. Конечно же мы занимались санкиртаной. Шрила Прабхупада очень вдохновлял на санкиртану – на проповедь, на распространение книг. Шрила Прабхупада строил Мумбай, он строил Вриндаван, он строил Маяпур, и мы каждый месяц приносили Шриле Прабхупаде огромные пожертвования. Шрила Прабхупада очень ценил это. И Шрила Прабхупада никогда ничто не игнорировал. Он говорил: «Даже если люди дают одну копейку, они уже свободны от того, чтобы отправиться в глубочайшие темнейшие районы адского существования». Это поразило меня. Меня поразило то, насколько добр Кришна, насколько добр Шрила Прабхупада. Даже если мы даем ему копейку, он ценит это. Потому что давая ему, мы прогрессируем в сознании Кришны.
75-35 Джанасприха дас
Я начну с того, что в храме в Лос-Анджелесе есть маленькие скамейки, на которых сидят преданные. А Прабхупада выходил туда гулять. Один преданный подошел к Прабхупаде и сказал:
– Шрила Прабхупада, наверное я совершил очень много аскез в прошлой жизни, чтобы стать вашим преданным, чтобы встретить вас.
Прабхупада сказал:
– Ты ничего не сделал. Это все моя милость.
Это невероятная милость Прабхупады. Вам даже не надо говорить с ним. Просто надо находиться вместе с ним. В храме в Лос-Анджелесе есть сад. А на втором этаже находится комната для принятия прасада. И мы ходили туда и наблюдали за Прабхупадой, когда он был в саду, потому что вы никогда не уставали видеть Прабхупаду. Все, что он делал, все его движения были восхитительными. Все, что он делал было совершенным. И мы любили просто смотреть. Иногда он смотрел вверх и видел там пять, шесть, десять лиц. Поэтому он сказал Карандхаре:
– Мне это не нравится. Я хочу сидеть здесь, и я не хочу, чтобы люди смотрели на меня.
Поэтому они заклеили окна бумагой. Но нам разрешили сделать маленькие дырочки в этой бумаге. И конечно же мы смотрели через эти маленькие дырочки, просто чтобы наблюдать за Шрилой Прабхупадой. Каждый раз, когда Прабхупада читал лекцию, и каждый это подтвердит, он смотрел прямо на каждую личность, сидящую в этой комнате. Он смотрел прямо вам в глаза. И в эту секунду вы ощущали эту милость. Вы понимали, что он смотрит прямо сквозь вас, и ничего нельзя было скрыть. Для меня он является самым удивительным, самым милостивым. А милость очень важна. А Шрила Прабхупада обладал самой большой милостью. Он не различал, были ли вы белым, черным, старым, молодым, бедным, профессионалом. Это не имело значения. Вы душа, а он пришел, чтобы забрать вас домой, если вы только дадите ему шанс. Как он сам говорил: «Я не был очень умным или сообразительным. Но я слушал. И мой Гуру Махарадж заметил это. И он сказал: «Я заметил, что все двигаются и шевелятся. Но ты слушаешь очень хорошо»». Поэтому очень важно слушать, потому что шраванам, киртанам. Прежде, чем мы сможем говорить о Кришне, мы должны слушать о Кришне.
75-36 Харавапу дас
Мне кажется, что мне запомнилось в Прабхупаде больше всего то, что когда бы я ни находился в его присутствии, я чувствовал что-то очень сильное, и я знал, что это исходило от него. Однажды после воскресного пира я сел у ступенек, которые вели в его комнату. Я сидел там, как вдруг как будто бы порыв ветра прошел прямо сквозь меня. Он выходил из комнаты, где находился Прабхупада. Это было подобно потоку экстаза, который прошел прямо сквозь меня. Я почувствовал то, что, как я понимаю, является трансцендентным блаженством. Все мои заботы и проблемы тотчас же ушли. Я мог прихлопнуть своими каблуками и сделать колесо. Это то, что я почувствовал. И я понимал, что это исходит от него. Я встречал много людей и посещал много концертов великих рок-звезд, людей, которыми все восхищаются. Но когда Прабхупада выходил из лимузина или сходил с самолета, эта према-бхакти просто затопляла всю территорию, и она была очень очень проявлена. Некоторые люди видели ауры, но я мог почувствовать эту према-бхакти. Это то, когда я себе сказал: «Я буду следовать за этим человеком до конца». Никто не делал меня таким счастливым, как он это делал.
75-37 Шри Рага дас
Он был мастером. Шрила Прабхупада был мастером. В том, что сказать и что сделать, я всегда видел в нем мастера. Я обычно говорил своей маме. Моя мама очень недоверчиво отнеслась, когда я только присоединился к движению. Она сказала, что будет молиться Иисусу, чтобы я оставил движение Харе Кришна. Но по мере того, как я воспевал и следовал процессу, она начала видеть, что я меняюсь в лучшую сторону. Я всегда чувствовал эту уверенность в Шриле Прабхупаде, что я всегда буду совершенствоваться, и все будет становиться лучше. Я обычно говорил своей маме: «Посмотри на остальных старых людей. Нет ни одной более старой личности или учителя, который был бы более представительным, чем Шрила Прабхупада». Он обладал этой представительностью, которая была очень убедительной, очень манящей и очень приветствующей. Вы всегда чувствовали, что он понимает вас, что он знает вас. Однажды у Прабхупады спросили:
– Прабхупада, у вас так много учеников. Вы знаете их всех?
Прабхупада сказал:
– Я знаю, как бьется их сердце. Я знаю, как бьется сердце моих учеников.
Вы всегда чувствовали, что он знает вас. Всегда была связь, и в особенности после инициации вы чувствовали эту связь. Вы всегда ощущали, что о вас заботятся, в том смысле, что он знал, что является величайшим благом для человечества. Его голос всегда звучал очень убедительно. Вы чувствовали, что он говорит истину. Он не рассказывал вам сказки или какие-то моральные истории из книг, чтобы преподать вам уроки. Он учил вас предмету, который являлся полной истиной сразу обо всем. Такое было его могущество.
75-38 Махавишнуприя даси
У меня есть одно особенное воспоминание о Шриле Прабхупаде. Моя мама очень беспокоилась за меня. Я переехала в храм 1 апреля 1975 года. А он прилетел 20 мая 1975 года и оставался тут до 25 июня 1975 года. Так что он пробыл здесь в тот раз пять недель. Я пригласила свою маму прийти и встретиться со Шрилой Прабхупадой, чтобы глубже понять, что я делаю, где я живу и что происходит. Я просто хотела ее успокоить. Я надеялась, что это поможет. Она согласилась и пришла. Моя мама коренной житель Гавайев. Ее род берет начало на Гавайях еще в шестнадцатом веке. С четырех лет она была танцовщицей хула. Она очень атлетична и также была инструктором по хатха-йоге в последние тридцать лет своей жизни. Ей нравилась хатха-йога, потому что это помогало ей достичь сосредоточенности и умиротворения. Я подумала: «Может ей понравится то, чем я занимаюсь». Когда она приехала, в храме был воскресный пир. И я сказала ей:
– Мама, просто повторяй за мной. Делай то, что я делаю.
И она делала. Мы сидели сбоку от вьясасаны и слушали Шрилу Прабхупаду, и я сказала ей:
– Ты понимаешь, что он говорит?
И она ответила:
– Да, мне кажется, что да.
После этого она сказала мне:
– Мне очень нравится твой гуру. Ты в очень хороших руках. Мне больше не надо о тебе беспокоиться.
Ей понравились Божества, ей понравился прасадам, ей понравились благовония, ей понравились ритмы, ей понравилась Маха-мантра. Я была так рада, что у нее был такой позитивный опыт. На следующий день я вышла на Вайкики распространять журналы «Обратно к Богу». И когда мы с преданными вернулись в храм, мы пошли в зал для прасада, потому что чувствовали голод и жажду. Там стояли четыре огромных коробки прекрасных манго – желтых и красных манго. Я крикнула на кухню:
– Эти манго предложены?
И мне ответили:
– Да, сами берите.
Я спросила:
– А откуда они?
Повар вышел из кухни и сказал:
– Твоя мама привезла их сегодня утром. Она сказала, что попросила твоих тетю и дядю собрать эти манго с дерева твоего дедушки.
А я только прочитала в «Нектаре преданности», что человек может подняться до спонтанного преданного служения просто видя чистого преданного в первый раз. Я тотчас же подумала: «В Нектаре преданности говорится правда! Это по-настоящему правда, моя мама совершила спонтанное преданное служение». Я была очень рада и я подумала: «Спасибо, Шрила Прабхупада, за все ваши благословения, спасибо за всю вашу милость и спасибо, что дали мне эту возможность, эту удивительную жизнь, которой я теперь наслаждаюсь»
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)