Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 74
74-01 Джанананда Свами
После окончания университета я не чувствовал особого желания работать. Я сразу же захотел понять, есть ли какая-то другая цель жизни. У меня был небольшой интерес к духовности, который я приобрел еще в школе, потому что в конце шестидесятых люди много интересовались Азией, йогой и восточной философией. Мы были открыты к этому. Итак, после окончания обучения мой первый контакт со Шрилой Прабхупадой, как и для многих из нас, случился через его книги. Тогда не было много возможностей для личного контакта. Я даже не знал о существовании движения сознания Кришны, не говоря уже о Шриле Прабхупаде. Я по сути просто тусовался со своими бывшими одноклассниками. Мы все увлекались наркотиками, такими как ЛСД. Но после определенного интересного опыта я пообещал себе никогда больше не принимать никаких одурманивающих веществ. Но я все еще тусовался со своими друзьями. Я жил с ними, а они, мягко говоря, были немного пьяными. Поэтому я искал для себя какое-то занятие. В той квартире в Англии была большая библиотека. Я просматривал книги и журналы, но ничто меня сильно не заинтересовывало. В то время мне не особо хотелось делать какую-то карьеру. Я просто искал что-то, и в самом низу кучи книг я обнаружил два журнала «Обратно к Богу». В 1971 году еще не было много книг, во всяком случае в Англии. В основном распространялись журналы. Так что, это был мой первый контакт. Я перечитал эти журналы вдоль и поперек сразу за вечер. Они сразу зацепили меня и я стал воспевать Харе Кришна. Мы уже слышали о маха-мантре, но я никогда не пробовал ее. Тогда все стало ясно. В этом журнале были не только статьи Шрилы Прабхупады. Другие преданные также писали статьи в эти журналы – Киртанананда, Сатсварупа. Они показались мне достаточно убедительными. Все для меня сразу обрело смысл и порядок. Я получил духовное направление. Прабхупада сделал все очень ясным. Он очевидным образом определил цель и то, как достичь этой цели. Поэтому эти два журнала меня сразу убедили.
74-02 Гьяна дас (Неми Махарадж)
Я изучал материальную науку в Оксфордском Университете. Я тогда был агностиком. До этого я был христианином. Затем я потерял веру, учась в университете. Я поехал в Африку и жил там некоторое время. И в тот период я понял, что материальная наука не может объяснить жизнь и сознание. Я вернулся в Великобританию и стал практиковать дзен. Я отправился в Японию и стал дзен-монахом. Я практиковал два года, но не был удовлетворен. Я вернулся, но уже потерял связь с материей. И с одной стороны меня не интересовала работа, а с другой стороны я не понимал, какому духовному пути мне следовать. В конце концов я разорвал связи со всеми и стал молиться Богу, пожалуй, впервые за последние десять лет: «Если Ты существуешь, пожалуйста, помоги мне». На следующий день я пошел, чтобы найти телефон. Я шел и шел и шел через Лондон. В конце концов я нашел телефонную будку, но она была занята. Пока я ждал очереди, из здания напротив вышел преданный. В тот момент было два места в Лондоне, где жили преданные. И я остановился прямо напротив одного из них. Пока я ждал очереди к телефону, один из них подошел и мы заговорили с ним. Он спросил:
– Чем ты занимаешься?
Я сказал:
– Я ищу духовный путь. Мне кажется, что я должен воспевать Святое имя, но я не знаю, какое Святое имя надо воспевать.
Он сказал:
– Пойдем со мной, мы только этим и занимаемся.
Через три дня меня побрили и я пошел на санкиртану. Это было в конце 1973 года.
74-03 Наикатма дас
Впервые я встретил Шрилу Прабхупаду в 1973 году, когда я был в движении всего пару месяцев. Это была очень короткая встреча. Мы выехали из Денвера в Нью-Вриндаван на фестиваль. Нас было восемь преданных, и мы как-то вместились в пикап Тойота с домом на колесах сзади. Мы выехали из Денвера и направились прямо в Нью-Вриндаван. В то время года погода была достаточно суровой. Шел дождь и было много грязи. Но мы настолько были поглощены нашим опытом, что это нас совсем не волновало. Это было очень удивительно. Преданные Нью-Вриндавана в то время жили на изначальной ферме, где жили божества Радха Вриндаван Чандра. В соседней двери была комната Киртанананды, где остановился Прабхупада. Мы поднялись немного выше в горы, где преданные поставили пандал, и также там была кухня. Там мы поставили палатки в кустах. Это было дождливое время. Но так или иначе, мы испытывали полное блаженство от того, что просто были там. Все, о чем я только мог медитировать, это момент, когда я смогу увидеть Шрилу Прабхупаду. Старая храмовая комната, где стояли Вриндаван Чандра, была очень очень маленькой. Она была настолько набита людьми, что туда невозможно было просто войти. Но мне посчастливилось встать в дверях. По левую руку были Божества, а прямо впереди был Шрила Прабхупада. Все собравшиеся преданные сели спинами к Божествам, чтобы смотреть на Шрилу Прабхупаду. Прабхупада сел на свою вьясасану. Я не помню самой беседы, я не помню, о чем шла речь. Я помню только то, как смотрел на него. Это был прекрасный человек, на которого я вечно медитировал. В Денвере у нас было только изображение Шрилы Прабхупады на вьясасане. Я мечтал о том, чтобы увидеть эту удивительную золотую личность. Я был просто зачарован. Все, что я мог делать, это смотреть на него. Своими глазами он спокойно осматривал преданных. Иногда он закрывал их и говорил. Это был просто запредельный опыт. Я никогда не смогу его забыть. Он полностью укоренился в моем уме, несмотря ни на какие неудобства, с которыми нам пришлось столкнуться. По утрам преданные принимали омовение в небольшой яме рядом с гошалой. Они становились на кусок дерева и обливали себя холодной водой. Так они омывались. Но это не имело значения. Мы испытывали благодарность просто за то, что могли быть там.
74-04 Бхактисиддханта дас
Первая встреча произошла в 1966 году. Я шел по улице рядом с Томкинс Сквер Парком. Я жил в двух кварталах оттуда. Это было еще до всех событий. Прабхупада шел по улице один. С ним никого не было. Так что это было еще задолго до того, как началось все движение. Я каждый день ходил по парку на работу до Эддисон Авеню. Я работал в рекламном агентстве, делая коммерческие иллюстрации для брендов «Дункан Хайнса», «Проктер Энд Гэмбл» и других. Но я закончил одну из самых лучших художественных школ в Америке – Колледж Арт-центра в Лос-Анджелесе. Там я получил специальность иллюстратора книг. Я мог тогда остановиться и поговорить с Прабхупадой, но я не сделал этого. Итак, я получил работу и по знакомству отправился в Италию, но все это предыстория. В конце концов мы с женой присоединились к движению в Майами. Мы пришли в храм. В то время было два выбора – ТМ или Харе. Мы решили прийти посмотреть на Харе. Нарахари ответил на телефонный звонок. Он сказал:
– У нас как раз идет большой воскресный пир. Мы оставим вам тарелку.
В конце концов прасад оказался просто сногсшибательным, совершенно превосходным. Он был приготовлен из манго и других продуктов. Тогда я стал писать картины. Я нарисовал баньяновое дерево с Радхой и Кришной под ним. Преданные передали эту картину в Лос-Анджелес и Прабхупада узнал, что присоединился художник. Абхирама рассказал ему об этом. И меня пригласили писать картины вместо Джадурани. Поэтому я приехал в Лос-Анджелес, чтобы работать над книгами. Первым утром Прабхупада вышел на даршан. Он посмотрел на меня, как будто бы говоря: «Наконец-то ты пришел». Он не сказал это, но я непосредственно услышал это в своей голове.
74-05 Джанананда Свами
Прабхупада был очень удивительным. У нас не было кантхимал, у нас не было курт и ничего подобного. У каждого из нас было по одному дхоти, но это даже было не дхоти, а кусок нейлоновой ткани, и футболки. У меня не было четок из Туласи. И практически ни у кого их не было. Прабхупада читал на тех четках, на которых вы уже читали. Может быть у кого-то и были новые четки, но у большинства преданных точно не было новых четок. Прабхупада не был сильно требовательным в этих вещах. Получение чистого Святого имени от чистого преданного по парампаре это не что-то внешнее, а внутреннее. Поэтому, какие бы четки мы ни давали президенту храма, Дхананджае Прабху, или Прадьюмне, они передавали их Прабхупаде, и Прабхупада читал на этих четках. Мы сидели, ожидая когда назовут наше имя на инициацию. Затем мы подходили для получения четок маленькими группами по три человека. Прабхупада посмотрел на нас и увидел, что у нас нет кантхимал. Он спросил:
– Где кантхималы?
Он уже прочитал лекцию. Он сказал:
– Где кантхималы?
У нас не было кантхимал. Поэтому кто-то пошел покупать кантхималы. Затем их надели на нас. Нас снова начали вызывать, но теперь уже в другом порядке. В английском языке есть такое выражение «сумка со счастливыми билетами». У Прадьюмны тоже была сумка, и он доставал из нее четки. Но в этот раз мое имя вообще не произнесли. Все имена произнесли, кроме моего. Не знаю, по какой причине. У меня была убежденность в том, что происходило, но на самом деле я не знаю. Затем все закончилось и началась ягья. Мое имя так и не назвали. У меня не было ни имени, ни четок. Ягья продолжалась, а я не знал, что мне делать. Нужно ли мне было кидать зерно? Я не знал, что делать. Прабхупада все еще сидел на вьясасане. Затем ягья закончилась. Прадьюмна закончил ягью. А я продолжал сидеть там в полной растерянности. Я подумал, что в этом есть урок. Вы не можете обмануть Кришну или Его чистого преданного. Вы не можете обмануть их. Я по-настоящему подумал, что правда есть правда. Это как в истории о том, как Раху замаскировался под полубога, чтобы получить нектар. Я чувствовал то же самое. Я подумал, что я полный демон и что я просто не достоин. И это доказательство – я не достоин этой связи с чистым преданным Господа. Я по-настоящему думал так. Но после того, как закончилась ягья, Дхананджая Прабху подошел ко мне и сказал:
– Какое твое имя?
Я сказал:
– У меня нет имени. У меня все еще то же имя.
Тогда он побежал к Прабхупаде, который как раз уже садился в свою машину, чтобы поехать на Бери Плейс. Программа продолжалась, но Прабхупада уезжал. Он поговорил с Прадьюмной, а Прадьюмна поговорил со Шрилой Прабхупадой. Затем он ответил что-то Дхананджае, а Дхананджая вернулся ко мне и сказал:
– Прабхупада сказал, что тебе надо сейчас же вернуться к храм.
Я увидел, что произошло – Прадьюмна засунул руку в сумку и нашел там еще одни четки. Он был немного удивлен. Поэтому мне пришлось срочно ехать на Бери Плейс. Я не знал, что меня ждет. Я думал о том, что Шрила Прабхупада теперь скажет мне: «Пожалуйста, уходи, нам не нужны в движение такие люди, как ты». Я не знал, что думать. Я чувствовал себя совершенно неквалифицированным. Итак, я вернулся в храм, который был почти пуст, за исключением пуджари и еще какого-то преданного. Все уехали. Конечно же там был Прадьюмна с Прабхупадой. Может быть еще Нанда Кумар готовил. Прадьюмна был в комнате с Прабхупадой. Он попросил меня подождать снаружи. Я очень нервничал, как будто я стоял в очереди к стоматологу. Затем Прадьюмна вышел и сказал:
– Хорошо, теперь ты можешь зайти.
Прадьюмна был тем преданным, с которым я всегда мог общаться. С ним было очень комфортно. Это было удивительно. В этом смысле у меня были любовные отношения с ним. Я думал, что он зайдет со мной, и я спросил:
– А ты пойдешь со мной?
Он сказал:
– Нет, нет, ты сам.
Я подумал: «О, Боже». Итак, я вошел. Шрила Прабхупада сидел на полу за своим стеклянным столиком. Обычно он сидел на полу. Я никогда не видел, чтобы Прабхупада сидел за столом. Я слышал, что иногда такое случалось, но я сам никогда не видел. Он всегда сидел на полу на подушке. Это была особенность Шрилы Прабхупады. Даже если другие люди сидели сверху, он всегда сидел таким образом. Мы иногда тоже так делаем. Прабхупада сидел там, а я вошел. Я не знал, что сказать. Прабхупада посмотрел на меня. Мне кажется, он видел, что я сильно нервничал. Такова моя природа. Он посмотрел на меня. Я предложил свои поклоны и сидел перед Шрилой Прабхупадой. Он посмотрел на меня и спросил у меня обычные вещи:
– Каковы регулирующие принципы?
Все произошло очень быстро, и я не успел ничего сказать. Я ожидал худшего. Но он просто спросил меня о регулирующих принципах и о том, повторяю ли я шестнадцать кругов. Каким-то образом мне удалось ответить. Затем он взял те самые четки. Они были сделаны даже не из дерева. Некоторые из них были сделаны из теста – из муки и воды. У некоторых из нас не было деревянных четок. У кого-то были четки из дерева, а у кого-то из теста. Я запек их в духовке, чтобы тесто затвердело. В них не было даже узелков. Они были просто нанизаны на нить – очень простые. И Прабхупада прочитал на этих четках. Затем он дал мне четки, назвал мое имя и объяснил, что оно значило. Затем он попросил меня предложить поклоны. И это один из уроков от Шрилы Прабхупады, которых всего было три. Предложение поклонов это не просто механическое действие. Оно исходит из сердца. Но я в этом смысле внешний, не очень продвинутый преданный. Прабхупада даже внешне преподал мне эти уроки три раза. Это был первый раз. Он сказал:
– Предложи свои поклоны правильным образом.
Но он дал мне четки. Поэтому моя левая рука была на полу, а в правой руке я держал четки. Он сказал:
– Положи четки на стол и положи обе руки на пол.
Я положил четки на стол и предложил свои поклоны двумя руками. Затем я сел и собирался уходить. Но он открыл коробочку, в которой на этот раз были сладости «просто чудо», очень популярные для тех времен сладости. Прабхупада взял «просто чудо» и дал мне. Я был рад, потому что любил «просто чудо». Затем я снова хотел предложить свои поклоны, но на этот раз у меня в руке было «просто чудо». Прабхупада снова сказал то же самое:
– Положи «просто чудо» и предложи свои поклоны двумя руками на полу.
Я никак не мог этому научиться. Но я сделал это. Затем я взял четки и «просто чудо». Он сказал мне мое имя и что оно означало. И я ушел. Все произошло довольно быстро. Это было мое единственное очень близкое общение с ним.
74-06 Гьяна дас (Неми Махарадж)
Я много путешествовал в Германии. И я также отправился в Восточную Африку. Пару лет я провел в Кении. Затем вернулся. Я был в Великобритании. Потом я отправился в Америку, чтобы работать с Институтом Бхактиведанты. А до этого я поехал в Индию на конференцию «Жизнь происходит из жизни», когда там был Шрила Прабхупада. Это было где-то за месяц до его ухода. Затем я вернулся и отправился в Америку и работал с Институтом. Потому я работал завучем в гурукуле. Потом Скандинавия, потом снова Великобритания. Я много путешествовал. Первую инициацию я получил в 1974 году на Джанмаштами, когда многие получили инициацию, но не непосредственно от Шрилы Прабхупады. Насколько я помню, Дхананджая дал нам мантру, как я предполагаю, от имени Прабхупады. Вторую инициацию по-моему я получил вскоре после этого. Я отправился в Германию, а затем вернулся и получил инициацию через кассетную запись. Поэтому я не получил ни первую, ни вторую инициацию лично от Шрилы Прабхупады. Когда я был в Великобритании, мы были на утренней прогулке с Прабхупадой. В тот момент Хансадутта ввел распространение пластинок. От их продажи мы получали очень много денег. Я спросил Шрилу Прабхупаду, хорошая ли это идея, продавать пластинки. Он сказал:
– Да. Но они могут не понять и принять это как чувственное наслаждение. Лучше распространять мои книги.
Это было важно, и преданных заинтересовал этот ответ Шрилы Прабхупады.
74-07 Джанананда Свами
Всего через пару дней после инициации преданные попросили меня готовить. В те дни не обязательно нужно было быть брахманом, чтобы готовить для Радхи-Кришны. Особенно когда их не было. В 1972 году у нас были две индийские девушки из Кении без инициации. Иногда они готовили для Радхи-Лондон-Ишвары. У них совсем не было инициации. Я слышал о том, что Прабхупада даже вдохновлял их делать это. Так или иначе, в те дни не было много брахманов, и меня попросили готовить. Я приготовил завтрак для Божеств, хотя до этого я никогда не готовил. Затем я поднял тарелку наверх к Божествам. Прабхупада читал утреннюю лекцию по «Бхагаватам» на Бери Плейс. У нас не было отдельной двери в комнату Божеств, и нам приходилось проходить в храмовой комнате через занавес. Я зашел и отдал поднос пуджари. Прабхупада читал лекцию, но похоже он посмотрел на меня, потому что я искал место, чтобы предложить свои поклоны, прежде, чем отправиться обратно на кухню. Храм был заполнен преданными. В конце концов я нашел место, чтобы предложить свои поклоны. Но мои стопы были слегка повернуты к Божествам. Прабхупада сидел на вьясасане справа от Божеств. Это была очень маленькая храмовая комната. Итак, я нашел место, чтобы предложить свои поклоны, но я это сделал, повернувшись слегка спиной к Божествам. У меня особо не было выбора. Во всяком случае мне так казалось. Затем я вернулся на кухню. А когда закончилась лекция, Нанда Кумар спустился ко мне и сказал: «Шрила Прабхупада сказал мне, что надо предлагать свои поклоны правильно. Никогда нельзя предлагать свои поклоны стопами к Божествам. И он попросил меня передать тебе, чтобы ты предлагал свои поклоны правильно». Это был второй раз, когда я получил урок по поводу поклонов. Мы никогда не перестанем предлагать свои поклоны. Наша жизнь основывается на этом. Такой урок я извлек. Суть Сознания Кришны в том, чтобы постоянно предлагать свои поклоны духовному учителю. Постоянно. В всем, что мы делаем. Такой урок я извлек из этого.
74-08 Наикатма дас
В следующий раз я увидел Шрилу Прабхупаду в 1974 году на Ратха-ятре в Сан-Франциско. Мы приехали туда из Денвера. Там было очень много удивительных преданных – Гуру Крипа, который был тогда Свами, также Вишнуджана. Мне кажется, что больше всего в тот раз на меня произвело впечатление то, как Шрила Прабхупада воспевал «Джая Радха Мадхава» в храмовой комнате. Он воспевал очень глубоко. Это было очень эмоциональное воспевание. Я клянусь. Я стоял примерно в центре, и все, что я мог делать, это наблюдать за Шрилой Прабхупадой. Мне это виделось так, что слезы текли из его глаз, когда он воспевал. И преданные спереди тоже плакали. Это был такой удивительный эмоциональный опыт. Из этого я научился тому, что преданный должен быть очень искренним, чтобы по-настоящему оценить Сознание Кришны. Это помогло мне оценить, насколько возвышенным преданным был Шрила Прабхупада.
74-09 Бхактисиддханта дас
Барадрадж попросил меня сделать первое мурти Прабхупады. Я сказал:
– Но я совсем новый преданный.
Он сказал:
– Это ничего. Ты квалифицирован, чтобы сделать это.
Я сказал:
– Ну хорошо, раз ты так говоришь.
Он сказал:
– Мы поговорили с Лочаной, и он предложил начать с того, чтобы делать рисунки Прабхупады.
Я подумал: «Ну хорошо, я сделаю это». Поэтому я стал делать рисунки Прабхупады. Прабхупада читал лекцию и смотрел вперед. Тогда я мог справа видеть его в профиль. Итак, я смотрел на Прабхупаду и зарисовывал его. Я уже был опытным портретистом, и мог делать портреты за пару минут. Но каждый раз, когда я смотрел на Прабхупаду, его лицо менялось. Он был как калейдоскоп. Менялся его образ, его цвет, как будто там сидели разные люди. Он демонстрировал совершенно невообразимые возможности прямо у меня на глазах. Не знаю, видел ли это еще кто-то, но это был удивительный опыт. Затем я просто перестал рисовать, потому что он все время менялся. На следующий день я снова попытался, но все было еще хуже. Поэтому я просто бросил это и закрыл глаза, а Прабхупада посмотрел на меня, улыбнувшись. Вы не можете так просто поймать духовного учителя.
74-10 Джанананда Свами
Наверное на следующий год Прабхупада приехал и остановился в Мэноре. Это был 1974 или 1975 год. Тогда я жил в Мэноре. Мое служение было в Мэноре. На этот раз я был в храмовой комнате. Было 4:15 после полудня. Я помню это очень ясно. У меня было служение, и я сам отвечал за него и мог делать его когда мне будет удобно. Я много читал и воспевал, и достаточно часто делал это днем в храмовой комнате. Итак, я воспевал на четках, сидя там у стенки и смотря на Божеств. Это было днем в 4:15. Кроме меня в храмовой комнате была только одна женщина, которая позже получила имя Витасья. Я не помню, как ее тогда звали, но она была довольно известной моделью в Лондоне. Мне кажется, что она уже оставила этот мир. Она выглядела достаточно царственно. Она регулярно приходила в качестве гостя и воспевала, но в то время у нее еще не было инициации. Итак, она сидела в храме. Вдруг открылась задняя дверь и вошел Прабхупада. Он вошел сзади. Это было очень необычно – в 4:15 дня. Я только один раз видел, чтобы он так сделал. По-видимому, он решил пойти на дневную прогулку. И с ним даже не было его слуги. Его сопровождал только преданный по имени Нарендра. Он был английским преданным. По воле случая он сидел рядом с комнатой Прабхупады. Он взял туфли Шрилы Прабхупада, потому что Прабхупада сказал, что идет на прогулку. Итак, он взял туфли Прабхупады и шел за ним с туфлями в руке. Может быть я спекулирую, но мне кажется, что Прабхупада спускался по лестнице в Мэноре, и вместо того, чтобы выйти на прогулку, он зашел в храмовую комнату. И Нарендра вошел вслед за ним с его туфлями. Может быть он не подумал об этом, но он зашел вслед за ним, внося туфли в храмовую комнату. Поэтому здесь около трех уроков сразу. Итак, когда Прабхупада вошел в храм и я увидел его, то я сразу же предложил свои поклоны. И я помнил, как предлагать свои поклоны – с обеими руками на полу, и я не был повернут спиной ни к Божествам, ни к Прабхупаде. Я предложил поклоны боком между Ними. Он ничего мне не сказал. Но гость, Витасья, скорее всего тоже была в шоке, потому что она не ожидала этого. И она также предложила свои поклоны, потому что по сути она была преданной, но просто еще не знала обо всем. И она предложила свои поклоны стопами к Божествам, потому что Прабхупада вошел сзади, а Божества были с другой стороны. Она повернулась головой к Прабхупаде, а ее стопы оказались повернуты к Божествам. Прабхупада посмотрел. Он увидел это, но ничего ей не сказал. Но он подошел к алтарю и сказал: «Где пуджари?» И пуджари была там. Вышла одна девушка. Я не помню, кто именно. Итак, одна из матаджи вышла. После предложения бхоги и арати они мыли посуду справа от алтаря в комнате для параферналий. Они вышли и Прабхупада сказал:
– Вы пуджари?
– Да, Шрила Прабхупада.
Прабхупада сказал:
– И что вы делаете?
Они сказали:
– Моем посуду, Шрила Прабхупада.
– Нет, нет, нет. Что вы делаете?
Они не знали, что сказать. Что они должны были сказать? Я могу себе представить, о чем они думали: «Что же Прабхупада хочет от меня услышать?» Прабхупада сказал:
– Вы пуджари? Но в храме есть гость. А вы не учите его, как правильно предлагать свои поклоны. Это ответственность пуджари, показывать гостям, как правильно поклоняться Кришне. То есть, как правильно предлагать свои поклоны перед Божествами.
К этому моменту вошли еще пара преданных. Это были маленький мальчик по имени Шивадвара и его мама Свати, прекрасная преданная из Америки, у которой, я уверен, вы брали интервью. С этим маленьким мальчиком Прабхупада часто играл, и можно увидеть много фотографий этого. Он вошел, и Прабхупада сказал:
– Предлагайте свои поклоны таким образом.
Нас было несколько человек. Прабхупада опустился, предложил свои поклоны и сказал: «Никогда не предлагайте свои поклоны с головой или стопами, обращенными к Божествам или к духовному учителю». Конечно же, в некоторых храмам, как здесь, вьясасана Прабхупады стоит таким образом, что вам приходится так делать. Но в Мэноре вьясасана стояла сзади. Поэтому по крайней мере там он показал, как правильно надо это делать. Тогда не было никого, кто вел бы запись, но он сказал:
– Либо правой, либо левой стороной, но никогда не стопами или головой.
Он предложил свои поклоны. И Шивадвара, маленький мальчик, прямо рядом с Прабхупадой сымитировал его в точности так же – вытянув руки вперед в дандават. Он сказал:
– Какие могут быть проблемы? Даже ребенок может делать это правильно. Почему вы не можете делать это правильно?
Он не сказал это Витасье. Я принял это также на свой счет, но в основном он обращался к пуджари. Так он преподал нам урок. Затем Прабхупада развернулся. Прабхупада находился в учительском, наставническом настроении. А Нарендра стоял сзади и держал туфли. Прабхупада сказал:
– Что это?
Нарендра испуганно держал туфли прямо перед Божествами. Прабхупада сказал:
– Никогда не заноси их в храмовую комнату!
Нарендра заволновался. У него был чаддар. Он быстро обернул туфли в чаддар. Прабхупада сказал:
– Это еще одна глупость.
Затем он вышел, а Нарендра шел за ним. Это были уроки. Мы всегда должны быть готовы к тому, что в каждый момент духовный учитель будет учить нас. А не так: «О, духовный учитель приезжает всего раз в месяц. Мне не о чем волноваться. Пусть дом остается грязным. Пусто это будет так, и то будет еще как-то. Мы уберемся, когда он приедет. Но мы должны быть готовы каждое мгновение. Этому учит нас Прабхупада. Он учит нас тому, что Кришна всегда с нами. И духовный учитель напоминает нам об этом. Это еще один практический урок – не вносить обувь в храмовую комнату, даже если это обувь Прабхупады. Это уличная обувь. Не надо ее вносить. И также предлагайте правильно свои поклоны. Кришна смотрим на нас. Это не просто механика. Надо осознавать, что мы делаем. Иногда преданные предлагают свои поклоны людям повернувшись спиной к самадхи Прабхупады. Это очень прискорбно. Надо обучать тому, как предлагать поклоны, не направляя свои стопы к самадхи Прабхупады и к другим личностям. Я знаю, что это сложно, потому что с одной стороны Туласи, с другой стороны Прабхупада, с третьей стороны Божества. Но, насколько это возможно, надо стараться делать это. Это осознанность. Прабхупада всегда учил нас быть очень осознанными.
74-11 Гьяна дас (Неми Махарадж)
В Западной Африке, в Кении, Найроби, у меня были беседы с Прабхупадой, потому что в то время там было не много преданных. Я ходил с ним несколько раз на утренние прогулки. И также после лекции каждый раз я задавал вопрос, потому что слышал, что он счастлив, когда мы задаем разумные вопросы. Обычно он отчитывал меня. Однажды я спросил о духовных желаниях. Он сказал: «Почему ты спрашиваешь о духовных желаниях, когда твое сердце полно материальных желаний?» Он ничего больше не ответил. В другой раз я сказал:
– Чтобы проповедовать христианам и мусульманам, должны ли мы читать их писания?
Он сказал:
– Христианам? Говорил ли я об этом когда-нибудь?
Там были Брахмананда и Чьявана. Они были тогда Джи-би-си. Он повернулся к ним и спросил:
– Говорил ли я когда-нибудь о проповеди христианам?
– Нет, Шрила Прабхупада. Мы проповедуем людям.
В другой раз на утренней прогулке я спросил:
– Как мы должны проповедовать лидерам?
Он сказал:
– Да, Прабодхананда Сарасвати учил нас этому. Подойдите к ним с соломинкой во рту, даже если он человек низшего класса. Подойдите с соломинкой во рту и очень смиренно скажите: «Мой дорогой господин, я знаю, что вы очень ученый человек. Вы все знаете, вы очень очень образованный. У меня к вам только одна просьба – пожалуйста, выкиньте все это, следуйте Господу Чайтанье и воспевайте Харе Кришна».
Это было на утренней прогулке. Затем мы вернулись в храм. И после лекции тем утром я сказал:
– Шрила Прабхупада, вы объяснили, как проповедовать лидерам. Но как проповедовать обычным людям?
Он сказал:
– Да, мы это объяснили.
И он повторил абсолютно то же самое. Все смеялись, и он сам тоже смеялся. Он насладился этим. В другой раз я спросил его:
– Кто-то предложил мне купить фруктовую ферму.
У меня не было никаких денег, но все равно мне это посоветовали. И я спросил Шрилу Прабхупаду:
– Как мы должны поддерживать себя?
Он сказал:
– Просить подаяние, продавать книги. Как еще?
Я объяснил ему. Он сказал:
– Нет, это будет не эффективно. Если вы делаете что-то для других, это не будет эффективным.
Затем он объяснил, что мы должны быть самодостаточными. Надо производить свою пшеницу, хлопок, зерно, бобы – пять или шесть видов продуктов. И надо освободиться от этой денежной ситуации, экономической ситуации, безумной денежной цивилизации.
74-12 Бхактисиддханта дас
У нас было много вопросов. Художники это первые, кто задавали вопросы. И для того, чтобы делать диорамы, нам также нужна была разная информация. Мы спросили Прабхупаду:
– А что по поводу Господа Брахмы? Нарисовать ему бороду?
Он сказал:
– Да, да, он пожилая личность, поэтому пусть будет с бородой.
– А что насчет тилаки?
– Да, пусть будет тилака, без проблем.
– А какой цвет кожи мамы Яшоды? Некоторые говорят, что она такого же цвета, как Кришна.
Тогда Прабхупада как обычно сказал:
– Кто все это придумал? Она не такого цвета, как Кришна. У нее свой цвет – коричневый, обычный цвет.
Поэтому многие такие вещи могут быть неправильно представлены, потому что у людей нет точного знание, которое давал нам Прабхупада. И мы имеем это знание от Прабхупады, например, о том, как выглядят разные святые, и так далее.
74-13 Наикатма дас
Одним утром нам выпала возможность пойти на утреннюю прогулку с Прабхупадой. Прабхупада пошел в парк с большим полем для гольфа. Он вышел из машины и пошел вдоль парковки. Он подошел к краю травы, но не стал наступать на нее, а попробовал ее своей тростью, и она оказалась мокрой. Поэтому Прабхупада не пошел по траве. Он просто ходил туда и сюда по парковке. В какой-то момент появился один игрок в гольф. Он поприветствовал Прабхупаду. Прабхупада сказал: «Доброе утро». Джентльмен также ответил: «Доброе утро», и пошел дальше со своей тележкой для гольфа. Прабхупада повернулся и сказал:
– Что он делает?
Один из преданных объяснил ему:
– О, он играет в гольф, Шрила Прабхупада. Они берут клюшку и загоняют шарик в лунку.
Прабхупада в течение какого-то времени посмотрел на преданных, а я стоял очень близко к нему. Прабхупада сказал:
– Только посмотрите, как они тратят свою драгоценную жизнь.
74-14 Джанананда Свами
Я был казначеем в Мэноре. Иногда я получал от Прабхупады послания. Однажды он позвал меня в свою комнату по каким-то финансовым делам. В основном это были не уроки, а просьбы. Например, мы должны быть очень очень осторожными, чтобы не растрачивать ничего. У нас не было денег. Прабхупада проверял свет в Мэноре. Иногда он ходил и проверял, чтобы свет был выключен, когда никого не было в комнате. Или обогреватель, или что бы то ни было. Он очень подчеркивал, что мы не должны растрачивать ни малейшего ресурса, потому что все принадлежит Кришне. Ничто не должно быть растрачено. Абсолютно ничего.
74-15 Бхактисиддханта дас
Прабхупада достаточно много времени провел в студии изготовления мурти. Затем он пошел посмотреть на свое мурти, которое наконец сделал Лочана. Оно использовалось, как первая версия Прабхупады в Радха Дамодаре. Голова была сделана из силиконовой резины, и она была направлена вниз, когда Прабхупада вошел, чтобы посмотреть. Внутри находился деревянный стержень, и когда Лочана включил мотор, голова поднялась. Прабхупада сияюще улыбнулся. Кто-то даже сфотографировал Прабхупаду в этот момент. Она получилась прекрасной. Он высоко оценил работу преданных. Он сказал: «Я так рад, что вы просто делаете это. Не важно, как хорошо у вас получается, но главное, что вы делаете это». Он говорил о рисовании и скульптуре.
74-16 Джанананда Свами
В 1976 году, когда приехал Прабхупада, я был поваром в Мэноре. Я никогда не готовил непосредственно для Прабхупады, но иногда мои приготовления доходили до Прабхупады. Особенно я запомнил случай с чапати. Это был настоящий опыт. В Мэнор каждый день приезжало по двести преданных. Поэтому, нам надо было готовить на обед по шестьсот чапати. И у нас особо не было выбора. Была одна замечательная преданная из Гуджарата, ученица Прабхупады. Она была настоящим мастером. Она была главным поваром чапати. Она одновременно готовила по шестнадцать чапати. Настоящий мастер. Итак, она готовила чапати, и иногда этим занимался кто-то еще. В тот год Прабхупаде служил Харикеша. Он спускался вниз на кухню за прасадом. У нас в то время не было отдельной кухни Божеств. Была только одна кухня, и все готовилось на ней. Итак, он спускался за прасадом в обеденное время, чтобы отнести его в комнату Прабхупаде. И чапати были самым главным. Может быть Прабхупада его как-то отчитывал за это. Но чапати должны были быть просто совершенными – круглыми, полностью вздувшимися, как шарик, и с маленькими черными точками, равномерно распределенными повсюду, но не пережженными – просто совершенными. Он сказал:
– Что с тобой такое? Ты не можешь приготовить нормальные чапати? Прабхупада недоволен.
И вы начинали опять их готовить, у вас ничего не получалось. Это еще один урок о том, что все должно быть приготовлено совершенным образом и очень хорошо для Шрилы Прабхупады. Прабхупада учил нас этому, потому что мы делали это для Кришны. Он учил нас делать все для удовлетворения Кришны. Чистый преданный, Шрила Прабхупада по сути всегда учил нас тому, как мы можем получить квалификацию. Потому что если мы не удовлетворяем Кришну, мы становимся недостойными.
74-17 Гьяна дас (Неми Махарадж)
Я был в Африке, а затем вернулся в Великобританию. Я был в Бхактиведанта Мэноре, когда Шрила Прабхупада в последний раз приехал туда в 1977 году. Бхакти Сварупа Дамодара, который тогда был брахмачари, прилетел из Америки в Лондон, чтобы отправиться в Индию и организовать там фестиваль «Жизнь происходит из жизни». Я поехал в аэропорт, чтобы встретить его. Когда мы прибыли, нас сразу же вызвал к себе Шрила Прабхупада. Потому что Прабхупада делал очень большой акцент на проповеди ученым. Итак, мы вдвоем пошли наверх. Прабхупада спрашивал его, чем он занимался. На самом деле Прабхупада стал проповедовать о важности проповеди ученым еще до того, как тот завершил предложение своих поклонов. Прабхупада говорил о том, что мы не животные и не отвергаем образование. Но если вы используете свое образование для того, чтобы доказать, что Бога нет, это пустая трата времени. Он сказал: «Люди из-за этого так страдают». И он плакал. Сарва карана каранам. Затем он успокоился и спросил Сварупу Дамодару:
– Итак, а кто это?
Сварупа Дамодара сказал:
– Это Гьяна дас, Шрила Прабхупада. Он ученый из Оксфорда.
Прабхупада посмотрел на меня и сказал:
– Итак, ты согласен?
Я сказал:
– Я согласен, Шрила Прабхупада.
Я чувствую, что он что-то поместил в мое сердце в тот момент.
74-18 Наикатма дас
После огненной ягьи меня попросили пойти в комнату Шрилы Прабхупады, чтобы получить брахманический шнур и Гаятри. Я вошел в комнату Шрилы Прабхупады, предложил свои поклоны хорошо и громко. Прабхупада показал мне жестом, чтобы я подошел и сел рядом с ним. Я подошел довольно близко, но он сказал:
– Нет, нет, подойди поближе.
Я сел очень близко, буквально в двух дюймах от него. Прабхупада попросил дать ему руку. Он взял ее и стал показывать, как читать Гаятри на пальцах. Он сказал:
– Хорошо, теперь ты сделай это.
Я сделал это, и думал, что сделал правильно. Но он сказал:
– Нет. Сделай еще раз.
Я трясся, как фраг на ветру. Я не понимал, где лево, где право, где низ, а где верх. Я был просто счастлив быть рядом со Шрилой Прабхупадой. Мягко говоря, я волновался. Но он сказал:
– Сделай еще раз.
Я повторил. А он сказал:
– Нет.
Затем он посмотрел на меня и очень приятно с любовью обратился ко мне. Я не чувствовал, что он меня отчитывал. Но я был очень благодарен ему за это. Он сказал:
– Как я могу учить тебя, если ты не можешь запомнить?
Я почувствовал себя червем под десятью тысячами камней. На самом деле первое, о чем я подумал, это: «Секундочку, я же сделал это правильно». Но я сразу же поймал себя на этом и сказал себе: «Нет, ты не можешь так думать». Я не мог даже ничего сказать. Я просто сделал это еще раз, но очень медленно и аккуратно. После третьего раза Шрила Прабхупада сказал:
– О, очень хорошо.
Это было очень хорошо. Затем он взял шнур и как-бы бросил его. Он пролетел и приземлился на меня. Ему не пришлось прилагать никаких усилий, чтобы надеть его. Он просто взял его и бросил. Я помню, что сидел слева от него. Затем он сказал:
– Очень хорошо.
Урок был таков, что как ученик, я никогда не должен становиться самоуверенным и думать, что знаю что-то, находясь перед своим духовным учителем. Нет, нет. Человек должен всегда быть кротким и смиренным, и я очень благодарен, я очень благодарен за то, что Прабхупада сказал это. Эта фраза просто застряла в моей голове на всю жизнь. Если вы не можете запомнить, что вам говорит духовный учитель, как вы можете ожидать прогресса в духовной жизни? Если вы не можете запомнить, как тогда кто-то сможет учить вас? Тогда вы должны сделать что-то, чтобы сконцентрировать свой ум, чтобы вы смогли запомнить. Вы должны следовать практике Сознания Кришны так, чтобы вы были способны запоминать. Я очень благодарен Шриле Прабхупаде за то, что он поправил меня. И я очень рад, что не открыл свой большой рот. Я очень благодарен, что не стал открывать свой большой рот и не стал думать: «Секундочку, я же сделал это правильно». Нет.
74-19 Бхактисиддханта дас
Мой опыт соприкосновения с Прабхупадой достиг своей кульминации в основном во Вриндаване, потому что вначале было очень трудно приблизиться к Прабхупаде. Однажды на утреннюю прогулку пошли все, кто работал над выставкой. Прабхупада шел очень быстро. Когда я приблизился к Прабхупаде, то увидел, что он не касался земли. Он парил очень быстро. Это был парк на Венис Бич. Он чуть касался земли, двигаясь очень быстро. Все едва поспевали за ним. Прабхупада был в преклонном возрасте, но все эти молодые ребята не могли его догнать. Итак, мы присоединились к прогулке и я приблизился к нему. Рамешвара всегда задавал удивительные вопросы. Прабхупада сказал такую фразу: «Наблюдатель остается тем же самым и в пробужденном, и в спящем состоянии». Я тогда не понял этой фразы. Но все, что говорил Прабхупада, было мистическим.
74-20 Джанананда Свами
Я готовил молочные сладости для Божеств поздно вечером. Там был еще один преданный, который мыл котлы. Прабхупада в течение нескольких дней ел не очень много. По-моему, он болел. Но вдруг Харикеша забежал прямо на кухню и сказал:
– Прабхупада хочет есть прямо сейчас!
Было 10 часов вечера. Очень необычно. Он сказал:
– Он хочет кичри. Кичри.
Он сказал, что к такому-то времени оно должно быть готово. Я сразу все отложил и все мы трое быстро взялись за то, чтобы успеть приготовить кичри для Прабхупады. Мы старались делать все очень быстро, но на две минуты опоздали. Харикеша побежал вверх по лестнице, но через пять минут он спустился назад и сказал:
– Мне конец. Прабхупада сказал, что я опоздал. Уже поздно.
Он хотел в 10:30, но мы на пять минут опоздали. И он сказал: «Забери». Он учит нас многим урокам. Один из них – всегда делать все вовремя. Прабхупада в целом всегда делал все вовремя. А мы не были такими. Но он учил нас не опаздывать. Все должно быть вовремя. Я не думаю, что Харикеше был конец, или что-то было с кичри. Это просто был урок о том, что все должно быть вовремя. Также Шрила Прабхупада учил нас всегда жить в настоящем. Не жить в прошлом. Мы часто зависим от прошлого или мечтаем о будущем. Но он говорил нам жить в настоящем и делать то, что необходимо в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. То, что может быть применимо в одном месте, не всегда может быть применимо в другом. Он учил нас не просто тому, чтобы быть проворными, но также быть открытыми и видеть, что в данной ситуации работает, а не цепляться за что-то одно. Цель остается той же самой, философия остается той же самой. Но он говорил, что способ донести эту философию должен работать. Иначе, какой в этом смысл, если это не работает? Мы преподносим то же самое послание. Это как упаковывание товара. Нужно упаковать его таким образом, чтобы люди взяли лекарство. А иначе, какой в этом смысл? У вас есть лекарство, но люди не хотят его принимать. Я подумал о том, что Прабхупада также учил этому. Без сомнения, это очень трудно в материалистичном мире в Кали-югу. Но Прабхупада был способен на это. И он также говорил нам так делать – преподносить то же самое послание в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Это практический урок. Это не эмоциональный и не качественный урок. Это практический урок того, как распространять Сознание Кришны. И в этом на самом деле суть его прибытия на запад. Он не просто поехал туда. Он хотел представить и проповедовать Сознание Кришны, и представить его таким образом, чтобы люди взяли его. Это то же самое настроение. Другие могут не согласиться. Но у нас тоже должно быть это желание быть ведомыми таким образом, чтобы представлять Сознание Кришны эффективным образом, не идя на компромисс с истинными принципами, философией и объективными целями.
74-21 Наикатма дас
Нам снова выпала удача увидеть Шрилу Прабхупаду в Чикаго, когда Шрила Прабхупада приехал туда. Я очень ясно помню, как Шрила Прабхупада воспевал с вьясасаны. Он вел киртан. Он смотрел на Кишора Кишори с дальнего конца, а преданные сидели между Ними. Они начали танцевать, двигаясь назад и вперед. И их танец начал становиться все более диким. Прабхупада остановил это. Он сказал:
– Мы так не танцуем. Мы танцуем свами-степ, двигаясь назад и вперед очень по-джентльменски.
А преданные вместо этого бегали туда и сюда, натыкаясь друг на друга. То же самое случилось в Маяпуре через год, когда преданные также чрезмерно вошли в энтузиазм. Но мне запомнилось, как Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы танцевали очень почтительно, порядочно, благоговейно, а не прыгали легкомысленно, подобно какой-то мешанине. После лекции Прабхупады ему дали на раздачу тарелку прасада. Он попробовал оно из приготовлений и сказал:
– Кто положил соль в халаву? Где повар?
Преданные попросили повара прийти. И повару пришлось предстать перед Шрилой Прабхупадой. Прабхупада сидел на вьясасане. Вокруг собрались все преданные, и этому повару пришлось выйти. Мне так было жалко его. Прабхупада спросил:
– Что это такое? Ты положила соль в халаву?
Повар, имя которой я не буду упоминать, сказала:
– Это милость Кришны.
Это была ошибка. Прабхупада не взорвался. Но Прабхупада сказал:
– Нет, это твоя глупость.
Из этого я понял, что все, что мы делаем в Сознании Кришны, мы должны делать очень внимательно, даже самые мелочи. Даже самые мелочи. Потому что Кришна находится в сердце и Он в курсе того, что мы делаем, так же, как и духовный учитель. Вы не можете спрятаться где-то, чтобы никто не узнал, чем вы занимаетесь. Нет. Кришна тут, и духовный учитель тоже тут, и человек должен быть очень внимательным, когда предлагает свое служение Кришне. Это важная практика, а иначе как вы будете развивать свою преданность? Так не получится.
74-22 Гьяна дас (Неми Махарадж)
Через некоторое время он вернулся в Индию. Я также прилетел в Индию для участия в конференции «Жизни происходит из жизни». Итак, я был во Вриндаване, когда приехал Шрила Прабхупада. Я был совершенно шокирован. В Великобритании он уже выглядел худым. Но когда он приехал, от него остался один скелет. Это было ужасно. Он оставался в течение трех или четырех месяцев в Кришна Баларама Мандире. А мы готовились к конференции. Мы приходили в комнаты Шрилы Прабхупады. Сразу несколько преданных массировали Шрилу Прабхупаду – один или двое одну руку, еще один или двое другую руку, отдельные преданные на каждую ногу. Он лежал на своей кровати. Он практически не мог двигаться и также был физически слеп. Итак, однажды я сидел прямо рядом с его кроватью, а о лежал и его голова была повернута в обратном направлении. Затем он повернул свою голову и стал смотреть прямо на меня на небольшом расстоянии. Он спросил:
– Кто это?
Бхакти Сварупа Дамодара или Тамал Кришна Махарадж сказал:
– Это Гьяна дас, Шрила Прабхупада, ученый из Оксфорда.
Прабхупада сказал:
– Хм…
И все. Мы проводили первый день конференции. Он очень беспокоился, и прислал нам свой бюст, который стоит в его комнатах в храме Кришны Баларамы, чтобы мы знали, что он с нами. И весь день он спрашивал: «Как у них дела? Как у них дела?» Потому что там были совершенно разные люди – майявади, материалисты. Преданные шутили, потому что мы, ученые, ходили везде в костюмах – тайская рубашка, брюки. Позже я прочитал одну из бесед. Кто-то сказал:
– Прабхупада, ученые одеваются в костюмы.
Кто-то хотел сказать: «Они выглядят как мормоны». Но Прабхупада его прервал и сказал:
– Да, они выглядят очень элегантно.
Он был очень счастлив. По окончании конференции мы получили послание от Шрилы Прабхупады о том, что мы должны срочно прийти и увидеться с ним. Поэтому у нас не было времени омыться или переодеться. Мы зашли в его комнату, и Тамал Кришна сказал:
– Шрила Прабхупада, пришли ученые. Они в костюмах.
И он засмеялся. Прабхупада сказал:
– О, принесите им стулья.
Потому что он знал, что трудно сидеть на полу в брюках. Но стульев не было. Точнее они нашли два, но нас было семеро. Итак, у нас было два стула, и мы притворились, что сидим на стульях. В то время он уже очень плохо видел. Поэтому мы притворились, что все сидим на стульях. Он сказал:
– Итак, они все сидят комфортно?
– Да, Шрила Прабхупада.
Затем он стал проповедовать, говоря о важности научной проповеди.
74-23 Бхактисиддханта дас
Однажды Тамал Кришна сказал Прабхупаде:
– Вы сказали в Бомбее, что диорамы сделают вашу миссию успешной по всему миру. Это правда?
– Да, конечно. Потому что у нас в Лос-Анджелесе есть витрина с диорамой со сменой тел, и люди всегда останавливаются и начинают задавать вопросы, потому что хотят знать подробности. Это смена тел от рождения до смерти, и люди интересуются. Они хотят знать, что происходит между этими двумя точками. И мы даем им Бхагавад-гиту, которая объясняет это. Но весь смысл диорамы в том, что вы можете объяснить все без единого слова. Этого хотел мой Гуру Махараджа. Он хотел диорамы, которые прославят Кришну и Господа Чайтанью. Это проповедь в форме искусства.
Он конечно же не противопоставлял это никакому другому виду искусства. Рисование, скульптура – все это украшает и дает дополнительный импульс для проповеди. И смена тел была очень хорошим инструментом для проповеди. И в этом суть искусства диорамы – дать все сразу за один раз – все послание, очень мощно. Но все это поддерживается литературой, Бхагавад-гитой, как он этого хотел. Итак, он это особо подчеркивал. Он хотел, чтобы это было. Но это не просто. Я имею ввиду, что Прабхупада хотел от нас охоты на носорога, но это было не так просто. Но мы старались, как могли, и сделали, сколько успели.
74-24 Наикатма дас
Во Вриндаване во время фестиваля Прабхупада проводил даршаны по вечерам и мы смогли пробиться туда несколько раз. Шрила Прабхупада в основном говорил на хинди. Он был очень непринужденным и дружелюбным с местными преданными, бриджабаси. Они были сильно очарованы, и не просто очарованы, но очень благодарны и также уважительны за то, что Шрила Прабхупада смог уехать на запад и привести назад так много западных людей, которые были полны энтузиазма воспевать, читать и посещать Святые места Вриндавана. По вечерам Прабхупада читал лекции на хинди, и преданные ничего не понимали, но они все сидели там и просто были рады видеть Шрилу Прабхупаду. Поломники, которые приходили, были очарованы видеть, как все это происходит благодаря усилиям этой невероятной личности. Это то, что запомнилось мне во Вриндаване. В этой Святой обители местные жители могли наблюдать, как Шриле Прабхупаде удалось создать такое Священное место, Кришна Баларама Мандир. Это было чем-то очень очень особенным.
74-25 Джанананда Свами
Как мы знаем, здоровье Шрилы Прабхупады было очень слабым. И в августе 1977 года он решил прилететь в Лондон. У него были другие планы, не только Лондон. Но по крайней мере он приехал в Лондон. Там также был Тамал Кришна Махарадж. По-моему с ним был еще Упендра и еще пара преданных. Нас особенно об этом не предупреждали – только за два или три дня. Мы находились в состоянии постоянного марафона. Это еще одна важная и удивительная вещь. Ведь через десять дней начнется Марафон Прабхупады. Где-то в марте или апреле 1977 года здоровье Прабхупады начало заметно ухудшаться. И мы начали непрерывный книжный марафон. Стало понятно, что распространение книг его больше всего удовлетворяет. Все служения, конечно, удовлетворяют. Но у нас было это чувство, что распространение книг удовлетворит Прабхупаду и он останется с нами. Там мы ощущали присутствие Прабхупады. Итак, мы ощущали его присутствие, посвящая свои жизни распространению книг. В то время я был лидером санкиртаны в Великобритании. У нас был такой прекрасный непрерывный марафон по распространению книг. Также мы распространяли журналы, но в основном книги, и в основном по всему западному миру, потому что в те дни Индия еще так не развилась, как сейчас. В Австралии, в Америке, в Европе и может еще в некоторых местах преданные полностью были заняты распространением книг, соревнуясь друг с другом. Прабхупада создал захватывающий дух соревнования между нами, чтобы мы распространяли все больше и больше книг. Каждый день мы смотрели на результаты во Франции, в Германии, на западном побережье, на восточном побережье, в Австралии. Мы пытались сделать больше, чем остальные для Прабхупады. И мы думали о том, что это удовлетворит Прабхупаду. Вся суть была в том, чтобы удовлетворить Прабхупаду. Но Прабхупада сам говорил о том, что удовлетворит Кришну. И Кришну удовлетворяет распространение Его послания. Итак, мы занимались этим. Поэтому практически каждый доступный человек в Мэноре и на Бери Плейс занимался санкиртаной. Буквально каждый мужчина и женщина. У нас были женские и мужские путешествующие группы. Мы ездили повсюду, куда могли. Я не буду упоминать некоторые места, куда мы ездили, потому что это были зоны других Джи-би-си. Но мы распространяли книги везде. И где-то за два дня мы получили послание о приезда Шрилы Прабхупады. Честно говоря, мы почти никакого внимания не уделяли другим областям преданного служения. В основном мы были сосредоточены на распространении книг. Поклонение божествам продолжалось как обычно. Но коровы, сады, чистота, многие вещи были не в таком порядке, как должны были быть. А мы хорошо знали по каждому приезду Прабхупады, что Шрила Прабхупада будет смотреть на все, что требует внимания. Он обладал этим уникальным мастерством идти именно туда, где была проблема. Вы могли помыть все, но если была какая-то недоделанная область, Шрила Прабхупада как будто бы не видел хороших областей, а шел прямо туда, где было нечисто или где лежал мусор. «Почему это тут?» Без сомнения, им руководила Сверхдуша. И мы знали об этом. Но в тот момент в Мэноре было не очень много преданных. Всех пришлось созвать с санкиртаны. А нас было всего несколько человек, и нам пришлось убираться везде, включая озеро. У нас есть озеро в Мэноре. Оно было грязным. И мы ни о чем не знали. Мы были уверены, что Прабхупада пойдет на утреннюю прогулку, он будет давать каждый день лекции, он пойдет вокруг, чтобы осмотреть все место. Мы совершенно не думали о том, что его тело по сути было недееспособным. Мы не думали об этом. В любом случае, мы не должны думать, что он ничего не увидит. Кришна видит все. И Прабхупада учил нас тому, что все должно быть сделано хорошо для удовлетворения Кришны. Поэтому мы отчаянно пытались привести в порядок это место. Мы собирали везде опавшие листья, ветки, мусор, чистили озеро. А в эти два дня дождь шел практически без остановки. Мы делали все это под дождем. Бхакти Чайтанья Махарадж практически по самое горло погрузился в озеро, пытаясь достать все оттуда. Шел дождь, мы заболевали. Это была настоящая ягья. Затем начали приезжать преданные. И затем нам еще надо было привезти Прабхупаду из аэропорта. Мы на самом деле не знали, в каком он был состоянии. Также в этот момент в Лондоне было какое-то официальное событие, и мы не могли найти никакую приличную машину. Не было ни Роллсов, ни Деймлеров, вообще не было ничего доступно. Мы не могли найти ни одной приличной машины. Я был одним из тех, кто занимался поиском машины. В конце концов мы нашли Ровер последней марки, который не был чем-то впечатляющим, но он годился. Мы арендовали этот Ровер. Джорджа Харрисона тогда не было, а иначе он был дал как всегда свою машину. Итак, мы взяли этот Ровер, который был не очень большим. Конечно, он был больше, чем обычная маленькая машина, но не достаточно большим. Итак, мы получили эту машину, и мне нужно было ее вести. Это был единственный раз, когда я был водителем Прабхупады. Когда мы получили машину, первое, чему я удивился, это тому, что в ней не было переключения скоростей. Там была коробка-автомат. А я никогда до этого не слышал об автоматических машинах. Это было что-то новое, во всяком случае в Англии. Это была новая модель года. Я думал: «Что мне делать? Мне надо как-то доехать до аэропорта в этой машине». Я нажал на педаль, но это оказался тормоз. Машину дёрнулась. Я совершенно не понимал, как повезу Прабхупаду обратно в Мэнор. Вести эту машину оказалось большим испытанием. Итак, мы приехали в аэропорт и стали ждать около зала прилета. На самом деле на это нужно было особое разрешение, и только мы так делали. Конечно же, для Прабхупады организовали отдельную таможню. Я сидел за рулем, немного нервничая: «Что я буду делать?» Мне трудно было доехать до аэропорта, а теперь надо было везти Прабхупаду в этой машине. Это был шок, потому что Тамал Кришна Махарадж был с Прабхупадой, а у меня уже было несколько опытов с Тамал Кришной Махараджем. Я не так беспокоился о том, что Прабхупада что-то скажет, но я боялся Тамал Кришну, потому что он был как вулкан, если вы что-то делали не так. Я думал: «О, Боже». Я сидел там, и затем пришел Тамал Кришна, Прабхупада, Упендра и еще один преданный. И вот я увидел Шрилу Прабхупаду. Он был очень тощим. Его тело было очень тощим и изможденным. Его несли, а затем посадили на заднее сидение. Я едва мог смотреть на него. Слуга сел рядом с ним, а Тамал Кришна Махарадж сел рядом со мной на переднее сидение. И я повел машину из аэропорта. Я был на пятьсот процентов внимательным: «Правая нога, левая нога…» Я вел машину предельно осторожно. Затем Тамал Кришна Махарадж стал задавать мне вопросы. О, Боже, мне было очень трудно совмещать два дела. И только по милости Кришны мне удалось доехать без происшествий. Была только одна заминка, когда я нажал на педаль газа вместо тормоза и мы поехали вперед на кольце. Но в тот момент Тамал Кришна Махарадж говорил с Прабхупадой и ничего не увидел. К счастью на дороге не было машин и мы просто проехали. Прабхупада попросил Тамал Кришну Махараджа задать мне несколько вопросов. Один из них был просьбой опустить окно. Окно было открыто, но Тамал попросил его закрыть. Но Прабхупада сказал: «Нет, откройте». Вы никогда не поймете, о чем думает чистый преданный. Он учил нас. Затем он задал несколько вопросов. В то время мы распространяли книги больше, чем кто-либо в мире. Было очень тесное соревнование между Францией и западным побережьем Англии. И к нам присоединялись преданные. Данавир Госвами тогда был в Англии. И у нас была удивительная программа для бхакт. Прабхупаду очень вдохновляла эта программа для бхакт. Очень много преданных присоединялись. Также были вдохновляющие отчеты по санкиртане. Все это тогда происходило. И Прабхупаде все это очень нравилось. И так как я был лидером санкиртаны, или по крайней мере координатором, я думал, что Прабхупада будет говорить о санкиртане, о распространении книг. И мы горели этим. Это то, что мы делали. Тамал сказал:
– Прабхупада хочет задать вопрос.
Я ожидал такие вопросы: «Сколько преданных вы сделали? Сколько книг распространили?» Но он не упомянул ничего из этого. Он спросил только одно: «Как коровы? Сколько коров? Сколько молока? Кто смотрит за коровами?» И так далее, все подобные вопросы. И я должен сказать, что это был самый неловкий момент в моей жизни. Я практически ничего не знал. Я даже не знал, сколько у нас было коров. Я не знал ничего. Но это то, о чем думал Прабхупада – коровы. Позже мы узнали, скорее всего от Тамал Кришны Махараджа, что Шрила Прабхупада приехал в Лондон благодаря любви его учеников, его последователей, его преданных. Сотни преданных приехали в Англию из Германии, из Франции и других стран, чтобы провести время с Прабхупадой. Прабхупада хотел видеть всех своих преданных. Он хотел быть со своими преданными. Как и в 1972 году, он хотел быть со своими преданными. То же самое в 1977 году. Он хотел быть со своими преданными. Это было его жизнью. Но также у него была очень важная миссия. Из того, что мы слышали и читали, мы знаем, что Шрила Прабхупада хотел поехать в Америку. Он остановился в Лондоне, но его намерением было поехать в Штаты, а именно в Гита Нагари, потому что Гита Нагари была фермой, которая была куплена. Это была очень превосходная ферма. Она у нас до сих пор есть. Красивая ферма. Прабхупада хотел показать нам, как установить варнашраму. Это то, о чем он в основном говорил в Лондоне. Также он с большим желанием слушал результаты санкиртаны, хотя его секретари и слуги не очень приветствовали, когда ему приносили результаты, потому что его здоровье было слабым и они не хотели, чтобы он возбуждался. Но Прабхупада сказал: «Нет, это моя жизнь и душа». Он хотел слушать результаты каждый день. Но он в особенности говорил о важности варнашрамы для нашего движения, для ИСККОН. Это не вопрос индивидуальности, а необходимость создать общество, в котором может жить весь мир. Весь мир не сможет жить в храмах. Это общество, которое выходит широко за рамки области храма. Это общество, которое включает в себя все. Это то, на что смотрел Прабхупада, на сколько я это понимаю. И он говорил со мной о коровах, потому что это была центральная точка. Без защиты коров не может быть человеческого общества. В конце концов все зависит от того, доволен ли Кришна. А как мы можем удовлетворить Кришну, если мы не служим коровам?
74-26 Бхактисиддханта дас
Это произошло, когда Прабхупада пришел в кукольную студию. Там много всего было, но один из основных моментов, это когда Прабхупада спросил об ангелах на небе. На верхнем ярусе кукольной студии к стене были прикреплены гандхарвы. Прабхупада сказал:
– У гандхарвов нет крыльев.
Затем он подошел к макету диорамы со сменой тел, которую мне посчастливилось делать. Барадраджа показал Прабхупаде эту маленькую диораму. Прабхупада посмотрел на нее, а Барадраджа сказал:
– Шрила Прабхупада, вы хотите, чтобы она была в вашей комнате?
Прабхупада посмотрел на нее, покачал головой и сказал:
– В моей комнате??
Другими словами, ему не нужно было напоминать о том, что он не тело или что он будет менять тело. Он предсказал, что это произойдет со всеми нами. Это было тяжелое утверждение, но в конце концов смысл в том, что мы не контролируем наши жизни, а подчиняемся закону кармы, который работает. Прабхупада давал нам наставления по всем направлениям всеми своими действиями. Каждое его движение, каждое его действие несомненно было частью системы образования, которая обучала нас всему необходимому – от основных вещей, таких как поддержание своей чистоты и других правил, о которых мы теперь знаем, и вплоть до того священного момента, когда нам надо будет оставлять тело. Конечно же он говорил о том, что нам всем придется пройти через это. Не думайте, что у вас будет особая привилегия, и вас это не коснется. Итак, подходил момент. До этого кавирадж уже говорил, что мочевая кислота ядовита, и она убивает его. Она накапливается, и если вы не выпускаете ее, то в конце концов вы уйдете. Итак, он сказал, что он уйдет в 7:30 вечера. Это было в 11:30 утра. Мы пришли в комнату незадолго до этого момента, где-то в 7:10, незадолго до его ухода. Шел мощный киртан, пробиваясь вверх сквозь крышу. Я посмотрел наверх над нашими головами, и я смог почувствовать энергию, которая спускалась на нас. Прабхупада уже давал нам этот урок, обращаясь в пустой аудитории к четырем стенам. Это не имело значения, потому что в конечном счете несколько раз приходил Нарада Муни. Также однажды в Лос-Анджелесе шел мощный киртан, который пробивался через крышу и открывались небеса. Возможно, вы присутствовали там. Это было просто невероятно. Позже он сказал, что приходили Нарада Муни, Брахма, Индра. Все они валились со смеху. Они думали: «Что это такое?» Мы спросили:
– Почему они смеялись?
Он сказал:
– Потому что яваны и млеччхи танцевали в киртане. Это было невероятно.
Так однажды в присутствии Прабхупады появились полубоги. Итак, из всех наставлений, мне кажется, что высшим является наставление об оставлении тела. Это был по-настоящему удивительный момент. Когда он ушел, все исчезло. Вся энергия, которая была в комнате, просто растворилась. И миссия Прабхупады превратилась в институт. Все это произошло очень быстро.
74-27 Джанананда Свами
Итак, вернемся к Мэнору в 1977 году. Прабхупада иногда плакал. Потому что он всегда направлял все к своему духовному учителю, он всегда говорил: «Это милость моего Гуру Махараджа». Он всегда напоминал нам об этом. Это не мы, это милость нашего Гуру Махараджа. Затем на его день рождения, на день его Вьяса-пуджи, я каким-то образом оказался стоящим рядом с его вьясасаной. В тот год я не готовил, но преданные на кухне приготовили прекрасный торт для Шрилы Прабхупады и поставили туда свечи. На западе есть традиция ставить свечи на торт. Итак, они поставили много свеч на торт. Когда торт поднесли Прабхупаде, Прабхупада безусловно посмотрел на торт и на свечи. Можно было слышать разговор между его слуг. Один спросил:
– Сколько на торте свечей?
А другой ответил:
– 81.
Но Шрила Прабхупада сказал:
– Нет, 82.
В западном мире должна была быть 81. Но Прабхупада часто обращался к азиатской системе дат. И это весьма логично – когда вы рождаетесь, это уже ваш первый день рождения, а не нулевой. Это первый день рождения. Поэтому это был 82-ой год, а не 81-й. Ведь это же логично? Он учил нас другой логике, чтобы скорректировать нашу логику. Мы слишком привязаны к нашей западной так называемой логике. Так или иначе, он учил нас таким образом.
74-28 Наикатма дас
Мне кажется, что больше всего на меня оказала впечатление доброта Шрилы Прабхупады. Мой личный опыт таков, что материальный мир это очень грубое место. И найти тут друга очень очень трудно. Поэтому когда мне выпала возможность встретить Шрилу Прабхупаду, я почувствовал, что это настоящий друг, это по-настоящему истинная добрая личность, которая находится здесь, чтобы помочь нам пройти наши различные испытания и привести нас ближе к Кришне. Мне кажется, что это качество больше всего запомнилось мне – насколько добрым и любящим он был по отношению к своим последователям и к другим людям.
74-29 Джанананда Свами
Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Как человек предается Мне, так Я его и вознаграждаю». Я видел, что Шрила Прабхупада обладал этой способностью совершенным образом проявлять взаимность к каждой личности, чтобы вдохновить их и помочь им в их жизнях стать сознающими Кришну. Это то, что я ощутил. У него была эта способность просто знать сердца других людей и давать в точности ту взаимность, которая была необходима. Как в моем примере с принятием посвящения. На самом деле, как только я вошел в комнату Прабхупады, я стал нервничать, но Прабхупада сразу же бросил свой взгляд на меня и все беспокойства ушли. Я почувствовал себя расслабленно. Он видел, что я был в безнадежном состоянии. Да, он дал мне небольшое наставление, но даже его он дал мне в тот раз очень приятным образом – принести поклоны правильно. Поэтому он дал мне сладкий шарик. У него была способность знать, что необходимо сделать для вдохновения преданного. Иногда он мог быть очень тяжелым, потому что этот человек нуждался в этом и мог принять это. Так или иначе, он знал, как было необходимо поступать. У него была связь со Сверхдушой, связь с духовным учителем. Там не было ложного эго совсем. Просто чистая прозрачность. Но если вы хотите услышать какое-то одно качество, то это то, что ему ни от кого ничего не нужно было. Он обладал только качеством давать, любить вне зависимости от чего-то. Он всегда давал любовь. Он всегда давал. Хотя мы можем сказать: «Ну он же нас просил». Но это было только из любви. Он пытался помочь нам прийти в чувства, проснуться, избавиться от дукхалайам ашашватам, избавиться от майи.
74-30 Гьяна дас (Неми Махарадж)
Если надо выделить одну вещь, то это то, насколько он любил своих преданных. Очень сильная любовь. И у него было так много веры в них. Он был очень очень решительным. Он встретил Шрилу Сарасвати Прабхупаду в 1922 году, и он еще с того момента знал, в чем заключалась его миссия. И он продолжал, не смотря ни на что. Он прошел через непостижимые трудности в Америке, включая даже время, когда он уже создал движение. Но с самого начала он был так одинок, и у него не было никаких ресурсов. Он полностью зависел от Кришны. Он не хотел быть там, но тем не менее он продолжал. Хотя вокруг него была совершенно незнакомая для него культура. Он был один в Нью-Йорке практически без денег, без друзей, без связей. А там настолько другая культура – культура наслаждения, контроля, наркотиков. Там было все – секс, наркотики, рок-н-ролл. Это то, что там было. И он пришел, чтобы дать что-то совершенно отличное. И он никогда не сдавался. Он кому-то сказал: «Я не собираюсь удручаться». Он просто продолжал и продолжал. И также, как много у него было любви к Кришне. Есть так много фотографий Шрилы Прабхупады. Но на всех на них мы видим очень сильные эмоции. Он проявлял очень сильные чувства, очень сильные эмоции. Нет ни одной скучной фотографии Прабхупады. Удивительная личность. Он был подобен широкой реке трансцендентных эмоций. Есть одно очень хорошее видео, возможно из Нового Вриндавана. Он объясняет там кому-то, что он не тело, что душа отлична от тела, в момент смерти мы перевоплощаемся и так далее – совершенно обычные вещи. Но он там в экстазе. Это очень необычно, очень необычно.
74-31 Джанананда Свами
Однажды в 1976 году я поехал с группой преданных в аэропорт проводить Шрилу Прабхупаду. Прабхупада сидел там. Рейс задерживался на несколько часов. Мы поднялись на мезонин, где можно было посидеть и подождать, пока объявят рейс. Итак, мы сидели на полу, а Прабхупада сидел на стуле. Я заметил, как Прабхупада смотрел вниз на людей, которые бегали там, чтобы успеть пройти регистрацию и успеть на самолет. Прабхупада смотрел вниз. И я увидел, как слезы потекли из его глаз. Эти чувства передались мне. Шрила Прабхупада, будучи пара-дукха-дукхи, чувствовал большую боль из-за страдания других. Они совершенно бесцельно проживали свои жизни, бегая Бог знает за чем. Прабхупада всегда испытывал это сострадание. Чем бы он ни занимался, он всегда находился в настроении сострадания. Он хотел помочь другим спасти их жизни. Потому что все мы пребываем в невежестве. И все, что он делал, было направлено также на то, чтобы спасти наши жизни.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)