Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 54

cover
54-01 Ачьютананда дас

Было много свами, которые приезжали в Нью-Йорк в пятидесятых и шестидесятых годах. Некоторые из них были гуру знаменитостей, некоторые были йогами, и все они были майавади. Они были хитрыми, и не рассказывали вообще ничего о всей остальной индийской культуре. Это была панча-упасака, которая подразумевает, что бхакти – это просто внешняя практика, которой вы занимаетесь, пока не сольетесь. Также приезжали буддисты. Я помню, как один буддист пришел в макробиотический ресторан. Он сказал: «Я ем все. Что еще за пища дзен?» Он обычно прищуривал глаза, и многие люди велись на это. Также был доктор Мишра. Мой отец прочитал книгу доктора Мишры. Мы занимались йогой у меня дома. Также у нас была «Бхагавад-гита» в изложении майавади. Лучшая «Бхагавад-гита» была выпущена теософским обществом. В ней было упрощенное изображение вселенской формы Кришны на стих «частью Себя Я держу все эти миры, как жемчужины, нанизанные на нить» по-моему из 9 главы. Также мы экспериментировали с наркотиками. Некоторые люди просто устраивали вечеринки с наркотиками, но многие использовали их, чтобы притворяться, потому что описание симптомов наркотика похожи на внешние симптомы освобожденной души – вы смотрите на все одинаково, у вас вселенское сознание, космическое сознание – это то, чего мы пытались достичь, и мы все думали, что будем медитировать, медитировать, и в один прекрасный день зажжется свет, и мы достигнем высот. Мы посещали несколько мест. Миссия Рамакришны имела здание на 72 и 75 улицах. У людей были всевозможные безумные идеи. У нас не было никакого руководства. Ни один из йогов не давал никакой садханы. Они ели мясо и курили. Свами Никхилананда, который перевел также «Бхагавад-гиту», курил. Все они говорили: «Просто делайте, что хотите». Йатха матх татха патх. Затем кто-то сказал мне, что есть Свами на Второй Авеню, который воспевает «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Я сказал, что никогда об этом не слышал, но одним вечером я пошел туда. Это был магазинчик на Второй Авеню, 26. Я заглянул. Я спросил у пары людей, который стояли там:

– Это Вторая Авеню, 26?

И они мне ответили:

– Паломник, твой поиск закончен.

Это был знак. Я зашел, сел и присоединился к воспеванию. Я сел в позу лотоса. Так я встретил Свами. И Прабхупада, как я всегда говорю, выглядел как генеральный директор вселенной. Я никого подобного еще не видел. Он сидел прямо на полу в шафрановых одеждах и воспевал. Он прочитал лекцию на тему «сарвопадхи винирмуктам тат паратвена нирмалам» – нужно отбросить все ложные отождествления. Это лекарство для всего человечества. Затем я приходил еще несколько раз, и в конце концов я поднялся к Прабхупаде и привел ему все возможные аргументы майавади, а он разбил их один за другим. Это описано в книге. Если говорить о книге, то я хотел написать не просто о физическом характере Прабхупады, но о его философии, о его учении. Это наш дар, это наш дар. Есть две стороны. Восточная говорит о том, что все сливается в пустоту. Это решает множество проблем. А в западной религии Бог описан так, как говорит Джордж Карлин: «В небесах есть невидимый человек, у которого есть десять правил. И если вы не следуете им, тогда вы идете в ад, где вы горите вечно. И ему всегда нужны деньги. Он всемогущий, всезнающий, но у него просто проблемы с деньгами. Но он любит вас. Почему? Потому что он любит нас». Итак, есть две крайности – с одной стороны Бог как личность, а с другой стороны совершенно безличный. И мы склонялись к безличному, потому что там не было правил.

54-02 Ачьютананда дас

Вот несколько аргументов, которые все мы приводили. Например: «Если Бог безграничен, как Он может иметь форму? Форма ограничена». Он тотчас же обрывал нас своим ответом. Он нисколько не собирался льстить. Он просто говорил: «Это недостаток знания. Это невежество». Мы говорили: «В вашей религии вы говорите, что Бог…» Он прерывал нас: «Это не религия. Это знание». Он очень часто приводил в пример солнце:

– У солнца есть форма?

– Да.

– А солнечный свет безграничен?

– Да.

Оба факта существуют одновременно. Это наш дар. Это непостижимо.

– Частица солнца не может стать планетой Солнце. Молния не может стать электростанцией. Так? Да. Подобно этому, если у вас есть увеличительное стекло, вы можете разжечь огонь, и так принести сюда солнце.

Точно так же садху. Это гуру. Как говорил Бхактисиддханта, гуру – это прозрачная среда. Кришна говорит через уполномоченную душу.

54-03 Ачьютананда дас

Мы с Киртананандой были поварами. С этим связана большая история. Итак, он обучал нас одно за другим разным блюдам. Есть приготовление, которое произносится как «чанк». Так как в Америке мы произносим слова по-другому, то иногда мы говорим «чонс», но на самом деле это «чанк». Так или иначе, этот процесс сопровождался запахом, поэтому соседи и домовладелец жаловались. Но надо было жарить специи до появления дыма, и тогда уже вылить их в овощи или дал. На завтрак мы готовили большую кастрюлю каши, а затем готовили обед. Никогда нельзя было определить, что Прабхупада собирался сделать в следующий момент. Об этом можно прочитать в «Нектаре преданности». Это одно из качеств Кришны – Он строгий. Я думал, что строгость значит серьезность. Но Кришна не серьезный. Затем я прочитал дальше, и там было написано: «Строгость означает, что вы никогда не поймете, о чем человек думает». Итак, однажды Прабхупада сказал мне и Киртанананде:

– У нас должен быть воскресный пир. Пригласите людей, посещающих школы йоги.

Это напоминает мне другую историю о том, как у нас появилась вывеска. Он сказал Брахмананде:

– У нас должна быть вывеска со сменными буквами, чтобы мы могли сообщать людям о времени лекций.

Брахмананда вернулся через час без вывески:

– Свамиджи, вывеска стоит 55 долларов. У нас нет денег даже на аренду.

– Принеси вывеску!

Он принес черную вывеску с меняющимися белыми пластиковыми буквами, и в тот вечер пришло 75 человек. Я пустил по рядам коробку для пожертвований, и она доверху наполнилась деньгами. Но ранее в тот день Прабхупада пришел на кухню и сказал:

– Покажите мне, что у вас есть.

Я открыл кладовку. Это была простая квартирная кухня с четырьмя горелками и холодильником, но у нас был большой шкаф-кладовка. Я сказал:

– У нас есть 100 фунтов сахара, 100 фунтов картофеля, 100 фунтов муки, 100 фунтов риса, 100 фунтов бурого риса для тех, кто заботиться о здоровье, 100 фунтов еще чего-то…

– Хм…, – и он кивнул. Нельзя было сказать, что он имел ввиду. Я не понимал этого.

Тем вечером публика собралась в магазинчике и Прабхупада прочитал лекцию на стих «йога-кшемам вахамй ахам» – я даю то, что тебе не хватает и забираю то, в чем ты не нуждаешься. Затем он сказал им:

– На нашей кухне у нас 100 фунтов риса, 100 фунтов сахара, 100 фунтов картофеля, всего по 100 фунтов. И мы просто повторяем эту Харе Кришна маха-мантру. Вы, карми, тяжело трудитесь в своих офисах. У вас есть 100 фунтов чего-либо? У вас нет ничего в количестве 100 фунтов.

Затем я встретил Киртанананду и сказал:

– Вот, зачем он приходил проверить кухню.

54-04 Ачьютананда дас

Было много случаев, когда мы говорили: «Нам надо купить такой-то аппарат, нам надо починить такую-то машину». Он говорил:

– Это ваша болезнь.

И он рассказал историю. Однажды случился большой шторм, и рыбак постучался в дом к одному человеку: «Пустите, здесь шторм». Домохозяин открыл и сказал: «Ты можешь остаться, но эту сеть и корзину, которые воняют, тебе надо оставить снаружи. Заходи, заходи». Посреди ночи рыбак начал ходить туда сюда. Человек спросил: «Почему тебе не спится?» Тот ответил: «Мне нужен этот запах». «Хорошо, шторм закончился, иди в свою вонючую кровать».

– Точно так же, вы, американцы, думаете, что для всего надо иметь машину.

Там был большой кувшин с водой, который не мог стоять ровно. Прабхупада сказал:

– Дайте мне эту ткань.

Он скрутил ее в бублик, положил вниз и поставил на нее кувшин. Устойчиво. Он сказал:

– У вас нет такого разума. Для всего вам нужна машина.

Он приводил очень много примеров. Забегая вперед, когда мы открывали храм Кришны-Баларамы во Вриндаване, я говорил с Гурудасом и я сказал:

– А что, если нам вложить все силы и деньги в покупку храма Радхи-Дамодары, а на Рамана-Рети иметь что-то маленькое?

Он сказал:

– Да, давай спросим Прабхупаду.

Мы сказали:

– Что, если мы купим храм Радхи-Дамодары, а на Рамана-Рети у нас будет что-то маленькое?

Прабхупада сказал:

– Я не могу думать ни о чем маленьком. Это моя болезнь. Все большое. Даже когда я был менеджером в лаборатории доктора Боша, мои планы были больше, чем он мог обеспечить.

Я только что вернулся из Панихати в Атланте, и многие люди спрашивали меня:

– Как я могу удовлетворить Прабхупаду?

Я отвечал:

– Я не знаю, как именно, но Прабхупада любил масштабное. Сделайте что-то большое и важное.

54-05 Ачьютананда дас

Он говорил:

– Есть ритуалы, обязанности и процедуры, но самое главное – это делать свое подношение с любовью.

Первая мантра, которую он нам дал, была «намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча джагад-дхитайа кришнайа говиндайа намо намах». Он сказал:

– Предлагайте с ней.

Затем пришла коробка с мурти Джаганнатха. И мы совершенно не понимали, что это. Это абстрактное произведение искусства. А Прабхупада сказал:

– Все поклонитесь. Это Джаганнатх – Господь Вселенной.

Позже он сказал своему духовному брату Бону Махараджу:

– Я дал им Джаганнатха, потому что Джаганнатх не требует строгой арчаны.

Джадурани расписала Божеств. Теперь она стала прекрасной художницей. Но ее первые картины выглядели как мультфильмы, с большими пальцами.

54-06 Ачьютананда дас

Многие преданные христианского происхождения спрашивали: «Как Господь Чайтанья умер? Как Кришна умер?» Прабхупада сделал горькое лицо, показав, что эта тема совершенно не важна и очень неприятна. Суть в том, что смерть Иисуса является кульминацией его лилы. Это его цель, его миссия. Но цель Господа Чайтаньи и Кришны – это не смерть. Но когда он впервые предложил установить божеств, я помню, как Хаягрива сказал:

– Если вы хотите увидеть мраморные статуи, можете пойти в католическую церковь.

Прабхупада просто промолчал. Сейчас я уже понимаю, о чем он подумал: «Они не готовы». Поэтому он просто оставил Харе Кришна маха-мантру в храмах, которые в этом смысле были не совсем храмами.

54-07 Ачьютананда дас

Однажды я сказал кое-что Прабхупаде, и ему это очень понравилось. Я был во Вриндаване. И там был Акхадананда Свами – большой майавади. Он был бесформенным – как раз то, что надо для майавади – он был огромным бабой. Это был чистый шанкара-майавади. Один джентльмен во Вриндаване пригласил меня встретиться с ним, потому что тот был там. Я не знаю, почему у них храмы во Вриндаване. Может быть для того, чтобы Кришна исчез? Я пришел туда, а его последователи смотрели на меня и говорили: «намо нарайана, намо нарайана». Они называли друг друга Нарайаной. А я смотрел по сторонам. Неужели я похож на Нарайану? Неужели у меня четыре руки? Но они произносят это – даридра-найарана – бедняк. Я рассказал об этом Прабхупаде на утренней прогулке. Это было на Майдане в Калькутте. Я рассказал, что Акхадананда посмотрел на меня и сказал: «Харе Кришна Харе Кришна…» Мне хотелось сказать: «Все в мире воспевают Харе Кришна, но не вы. Не произносите это». Он делал это с таким неуважением. Мне сказали:

– Попробуй задай ему какой-нибудь вопрос.

Я сказал:

– У меня нет вопросов.

– Попробуй задай какой-нибудь вопрос.

Но я не хотел, потому что если бы я задал вопрос, он бы начал проповедовать майаваду. Позже Прабхупада сказал:

– Это был очень сильный ход. Он наверное был оскорблен тем, что ты не задал никакого вопроса.

Я сказал:

– Мне все равно.

Прабхупаде понравилось это. Это было на утренней прогулке.

54-08 Ачьютананда дас

Прабхупада вернулся назад в Америку из Калькутты через Тихий океан, а меня оставил с ключами от храма Радха-Дамодары. Там было достаточно безлюдно, и многие вообще не говорили по-английски. Но там был духовный брат Прабхупады Бон Махарадж, и он говорил по-английски. Но он особо не читал лекций. Однажды туда приехал американец Ришикеш, который получил инициацию в Америке, и он сбежал или дезертировал из армии. Он прошел учебный лагерь, и он мне рассказал такую же историю, как в фильме «Цельнометаллическая оболочка». Он сказал, что его заставляли спать с оружием, и они давали оружию женское имя. Там был толстый парень, который умер. Его заставляли бежать. Те же самые сцены, как в фильме спустя 20 лет. Он прошел через этот ад. Позже я узнал, что он был из Германии. Какой-то лейтенант сказал ему: «Парень, ты этого не сделаешь». И он рассказал ему, как сбежать. В результате он попал в Индию. А Бон Махарадж, насколько я понял, солгал ему. Он сказал: «Если ты останешься со мной, ты будешь защищен. Но если ты уйдешь, я сдам тебя». Ришикеш не знал, что индийское правительство примет и даст прибежище любому, кто испытывал юридические трудности. Вы становились в каком-то смысле заложником. И это означало, что другие страны должны были хорошо обращаться с индийцами. Ришикеш не знал этого. Бон Махарадж на самом деле обучал Ришикеша сиддха-пранали, давая ему идею о его вечной сущности во время первой инициации. Он говорил об этом больше, чем о других вещах. Он непочтительно относился к Нараяне, не понимая таттву, стоящую за Нараяной-Кришной на Вайкунтхе и Кришной на Голоке. Позже я узнал, что он отправил Ришикеша собирать деньги на школу Бона Махараджа. Затем Ришикеш получил письмо от Прабхупады, в котором он писал: «Если ты останешься там, это станет твоей духовной смертью». Он использовал в этом письме очень резкие слова. Он говорил: «Отправляйся в Маяпур с Ачьютанандой. И единственная личность, которую я считаю надежной, это мой духовный брат Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Ачьютананда знает его хорошо. Мы ездили к нему на Вьяса-пуджу год назад. У него есть комната в доме». Ришикеш не поехал, а я сказал: «Это мой шанс быть со Шридхаром Махараджем». Это было в 1968 году.

54-09 Ачьютананда дас

Есть одно сверхъестественное качество, которым обладает истинный духовный учитель. Когда он говорит, то каждый слышит это по-своему. Какой бы расой вы ни обладали, вы поймете это и возьмете это и позже реализуете это. Существовала традиция и система дарования сиддха-пранали во время инициации вплоть до Бхактисиддханты. Но ученики, которые пришли к шестерым Госвами, а также Вишванатха Чакраварти, Баладева, Джаганнатх Дас Бабаджи, Бхактивинода Тхакур были уже очень-очень возвышенными вайшнавами или очень-очень продвинутыми майавади, но они тотчас же понимали положение Кришна-таттва, Бхагавад-татты, и все их познания вплоть до этого момента вставали на свои места, соединяя все точки. После этого гуру уже говорил, что вы имеете дасья-, сакхья-, ватсалья-, мадхурья-расу, и сообщал вам о вашей индивидуальности. Но Бхактисиддханта из-за развития Кали-юги перестал давать это таким образом. Он говорил: «Вы слуга, и в ходе вашей практики и садханы вам все откроется». Но я спросил Шридхара Махараджа:

– Можете ли вы мне сказать о расе моего Гуру Махараджа?

И он сказал:

– Да, я могу сказать тебе, но сейчас я чувствую небольшую слабость.

И он заставил меня ждать целый день. На следующий день я пришел к нему, и он начал читать мне лекцию и обучать меня. Я сказал:

– Но вы собирались рассказать мне о расе Прабхупады.

– А, да. Это должно быть мадхурья. Потому что он привлечен киртаном.

У мадхурьи есть два аспекта: сладость мадхурьи и аударья, сострадание. Радхарани – главная в мадхурья-шакти, хладини-шакти, и Она всегда вовлекает других гопи в раса-лилу и во все виды севы. А как Махапрабху Она вовлекает в киртан.

54-10 Ачьютананда дас

Буквально в прошлом году я узнал, что есть махант на Радха-кунде в Индии. Все началось с Дживы Госвами. Рагхунатха и Джива Госвами установили правила. На самом деле Джива Госвами купил землю, на которой находятся Радха-кунда и Шьяма-кунда, и также 150 коттеджей, кутиров, сдача в аренду которых должна была поддерживать пуджу Радха-кунде. Таким образом создается вечный храм, который поддерживается благодаря пожизненной сдаче в аренду собственности. Все это было захвачено семьями, а потом бабаджи и судо-бабаджи. В 1880 году Бхактивинода Тхакур встретил Джаганнатха Даса Бабаджи во Вриндаване. В то время Джаганнатху Дасу Бабаджи уже было около ста лет. Он был широко известен и признан как маха-бхагавата-пуруша. Вскоре после этого в 1880-ых годах Джаганнатха Дас Бабаджи прилюдно на Сурья-кундже сказал маханту:

– Ты держишь женщин, я знаю это. Ты делаешь это. Поэтому я ухожу. Я переезжаю в Навадвипу.

Это было такое же большое событие, как если бы Папа Римский сказал: «Я ухожу из Ватикана и с этих пор буду жить в Париже». Это было крупное событие. После этого Бхактивинода Тхакур уже общался с ним в Бенгалии. Итак, вот, что я слышал о нынешнем маханте. За какую-то плату он дает вам имя гопи. Конечно же все всегда гопи. Приехала целая группа европейцев и все они получили свои имена. Но двое из них были друзьями с самого детства. Один из них сказал:

– Скажи мне свое имя.

– Я такая-то гопи, я одеваюсь в зеленое, у меня такие-то браслеты, я служу Лалите, делая гирлянды, мои родители такие-то, и я замужем за таким-то гопой.

Другой друг сказал:

– У меня такое же имя. Давай поговорим с остальными.

Оказалось, что все сорок человек имели одинаковые имена. Так что он просто продавал имена. И это продолжалось веками. И это помеха для движения Чайтаньи Махапрабху со времен Госвами, и в особенности Дживы Госвами, а затем Вишванатха Чакраварти, затем Бхактивинода Тхакура и Бхактисиддханты. Даже когда я путешествовал по Южной Индии, люди думали, что движение Чайтаньи Махапрабху – это эротический хинду хиппи стиль. Я уверен, что нас пригласили в какой-то дом южно-индийского плейбоя только потому, что он думал, что мы были хиппи и устроим там вечеринку. Но когда мы появились как санньяси и брахмачари и стали воспевать, они были разочарованы. Потому что эта репутация идет от судо, сахаджиев. В своей книге я привожу список выражений Прабхупады. Он говорит: «Это задача Майи, чтобы наше движение сознания Кришны выглядело нелепо». И они в этом преуспели.

54-11 Ачьютананда дас

Некоторые люди говорили о Прабхупаде: «Гуру – это Бог». Я сказал: «Нет». Сакшад-дхаритвена самаста-шастраир йуктас татха бхавйата эва садбхих кинту прабхор йах прийа. Так как он очень дорог Кришне, это ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, это непостижимо. А так как это непостижимо, не пытайтесь выбрать что-то одно. Я слышал, что в один год преданные забыли провести Вьяса-пуджу Прабхупаде. Они сделал ему праздничный торт. Прабхупада был очень рассержен. Он сказал:

– Приходите завтра. Я вернусь завтра, а вы проведите все таким образом, как я учил вас.

– Каким образом?

– Вы должны поклоняться Гуру как Богу.

Тогда они перешли в другую крайность и сказали, что Гуру – это Бог. Однажды преданные спрашивали Прабхупаду:

– А это случится? А это случится?

Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

– Они думают, что я Бог что-ли?

И некоторые из них так и думали.

54-12 Ачьютананда дас

На Второй Авеню, 26 мы пускали наверх всех, чтобы увидеться с Прабхупадой, потому что он завоевывал их сердца. Джадурани училась играть на гитаре поп-музыку Преподобного Гэри Дэвиса. Он был пастором, но также у него было несколько популярных евангельских записей. Однажды он пришел, чтобы увидеться с Прабхупадой. Также пришел один человек, который поначалу выглядел нормальными, но когда мы привели его наверх, он стал дико кричать:

– Сегодня в 3:30 я был выше вас!

Он был под наркотиками. Прабхупада сказал:

– Пожалуйста, примите, мои смиренные поклоны. Но теперь мне надо работать.

Мы начали выводить его, а он стал кричать:

– Я бесстрашен! Я не боюсь смерти!

Прабхупада сказал:

– Подождите, подождите, вы переходите улицу на зеленый свет?

Тот сказал:

– Да!

– Тогда вы боитесь смерти.

В первые дни Прабхупада часто говорил: «Сознание Кришны – это необусловленное состояние». Это идеально сочеталось с нашей идеей, потому что мы думали, что наркотики могут дать это. Когда вы были под наркотиками, то действительно, вы были выше ограничений. Но затем вышла первая песнь, где Шукадева Госвами ходит голым и это нисколько на него не влияет. Да, это то, о чем я мечтал, когда вырасту – не иметь никаких ограничений и не нуждаться ни в чем материальном, быть полностью независимым. Брахмананда, брахма-бхута.

54-13 Ачьютананда дас

Прабхупада никого не имитировал. Он никого не играл. Он был неподдельно удивительным. Он сходу давал вам ответ, или цитировал стих, или давал вам «Бхагавад-гиту» и говорил:

– Открывайте эту главу и читайте.

Он приучал нас к чтению, чтобы мы поняли, что это не его собственные идеи. В то время знаменитой личностью был Кришнамурти. Он все основывал на своих мыслях. Прабхупада был крайне против этого. Никакого авторитета. Кто-то может что-то сказать, и это будет его мнение. Но не должно быть никаких мнений.

54-14 Ачьютананда дас

У Прабхупады было мистическое качество. Когда он читал лекции, он затрагивал все темы – от дживы до Господа Чайтаньи и любовных отношений с Кришной, о Радхарани, все таттвы, о полубогах, о положении материальной природы – он затрагивал все. И довольно часто он в какой-то момент говорил: «Если вы не схватитесь за лотосные стопы Кришны, тогда вы снова падете в океан Майи». И он делал рукой жест, как будто бы кидал камень. Я также говорю, что если вы возьмете три или четыре книги Прабхупады, снимите обложки, перемешаете все страницы, достанете две или три страницы, то прочитаете всю философию. В каждом месте он охватывает все сразу. Итак, он часто говорил: «Вы снова падете в океан Майи, иллюзии». Однажды я был в магазинчике с Брахманандой и еще одним парнем, который говорил:

– Мне это не нравится! Это глупости!

И он вышел и хлопнул дверью. Тогда я сказал Брахмананде:

– Он пал обратно в океан материальной иллюзии.

И Брахмананда сделал жест: «Бульк». Это то, как был придумал термин «бульк». Это слово вошло в наш обиход. Если кто-то уходил, мы говорили: «Ну вот, он булькнул», «Посмотрите на этого парня, мне кажется он булькнет», «О, я надеюсь, что я не булькну», «А где такой-то? Я давно его не видел. А, он булькнул». Итак, мы были в комнате Прабхупады, и Прабхупада сказал:

– А где этот юноша, Майкл?

Брахмананда сказал:

– О, он булькнул.

– Булькнул? Что значит булькнул?

Мы все посмотрели на Брахмананду: «Ты же это сказал». Тогда он сказал:

– Ну вы объясняли, что мы падаем обратно в океан Майи, как камень, ныряя в воду издает звук «бульк». Поэтому когда кто-то уходит, мы говорим, что он булькнул.

– Ну тогда если он булькнул, то что мы можем поделать?

Он тотчас же подхватил это. Это то, как появился термин «бульк».

54-15 Ачьютананда дас

Один репортер бросил вызов:

– А что вы можете? Вы ходите по воде? Вы можете превратить воду в вино?

Прабхупада сказал:

– Здесь может стоять красивая обнаженная женщина. Вы привлечетесь. Я – нет.

Затем другой более благожелательный репортер сказал:

– В чем цель человеческой жизни?

Прабхупада сказал:

– Наслаждаться.

Наслаждаться таким образом или наслаждаться с Кришной? Но ответ был таким. Я бы сказал: «Предаться духовному учителю, следовать принципам, отказаться от мясоедения и так далее, стать преданным». Но Прабхупада сказал:

– Наслаждаться.

54-16 Ачьютананда дас

Ученик одного из завистливых духовных братьев Прабхупады сказал мне, что его гуру сказал: «Если Господь Чайтанья хотел распространить Харинаму по всему миру, почему Он Сам не сделал это?» И они сказали это Прабхупаде: «Один из ваших духовных братьев спросил, почему Господь Чайтанья не сделал это Сам?» Прабхупада сказал:

– Потому что Он оставил эту честь мне!

Это было очень смело.

54-17 Ачьютананда дас

Однажды в Калькутте Прабхупада спросил:

– Где Девананда?

Кто-то сказал:

– Он стирает свое дхоти.

Прабхупада стал смеяться и смеяться, и бить по стене, говоря:

– Стирает свое дхоти!

Он смеялся, а преданные были поражены, пытаясь поймать настроение Прабхупады. «Девананда стирает свое дхоти!» Он смеялся и смеялся, и в конце концов он остановился. Преданные спросили:

– Почему вы смеялись?

Он сказал:

– Вы никогда не поймете, почему я смеялся.

Мы не сможем понять ум парамахамсы.

54-18 Ачьютананда дас

Когда мы установили Божеств в Калькутте, я стоял рядом с Прабхупадой во время арати. Лицо Прабхупады просто расплылось в экстазе. Я сказал:

– Они поставили флейту наоборот.

Прабхупада сказал:

– Кришна всемогущий. Он может играть и в одну, и в другую сторону.

А Бхавананда рассказал мне такую историю. Они были в большом универмаге на западе. Там была вращающаяся дверь по центру и две распашные двери по сторонам. Человек с большим количеством сумок зашел во вращающуюся дверь, а Прабхупада зашел в следующую секцию за этим человеком. Они начали двигаться по кругу, но человек с сумками в своей секции остановился и стал там возиться, поэтому Прабхупада застрял в своей секции, ведь дверь не вращается в обратную сторону. Бхавананда оббежал вокруг через боковую дверь, вышел на улицу, а Прабхупада уже стоял там со своей тростью, в то время, как человек с сумками так и остался во вращающихся дверях. Я спросил:

– Как он вышел?

Он сказал:

– Я не знаю!

Мистические силы.

54-19 Ачьютананда дас

Я видел только то, как он общался со Шридхаром Махараджем. Но больше он особо ни с кем не общался. Я встречался вживую со многими учениками Бхактисиддханты, санньяси и брахмачари. Все они были великими душами, но никто из них не был наделен такой способностью проповедовать на западе. Они не могли бы ответить репортеру: «Наслаждаться». Они не были способны на это. Бхактисиддханта говорил Шридхару Махараджу: «Я отправил некоторых людей в Англию, и они вернулись в костюмах. Их переделали. Поэтому отправляйся ты, и я знаю, что ты сохранишь чистоту». Но он так и не поехал. Он чувствовал себя от этого очень плохо. Но он очень гордился за Прабхупаду и поддерживал его. Другие – просто уважали. Я никогда не слышал никакой критики книг Прабхупады со стороны его духовных братьев. Нет. Они завидовали, им не нравилось, что женщины танцевали вместе с мужчинами и другие вещи. Но Прабхупада отвечал: «Когда вы поедете на запад проповедовать, то все поймете». Но они не поехали. Вместе с тем он приглашал и просил всех своих духовных братьев присоединиться к нам. Некоторые из них жили в жалких и убогих хижинах в поисках заработка, но у них висела огромная надпись: «Гаудия Институт Кришны Чайтаньи». Нищий гордится своей копейкой. И они до сих пор в таком положении. Мне даже рассказывали о Лалита Прасаде, брате Бхактисиддханты, сыне Бхактивинода Тхакура, который был очень похож на Бхактивинода Тхакура. Один духовный брат недавно рассказал мне, что ему было почти сто лет. Им довелось зайти к нему в туалет, и он сказал, что там был запах роз. Но я ездил туда с Прабхупадой и даже видел некоторые рукописи Бхактивиноды Тхакура, которые скорее всего уже отсканировали. Он жил в месте рождения Бхактивинода Тхакура. Прабхупада предлагал ему:

– Мы позаботимся об этом месте, мы разовьем это место, и оно станет международным центром.

Но Лалита Прасад сказал:

– Хорошо, но я должен быть гуру. Вы должны уступить мне место ачарьи.

Прабхупада сказал:

– Хорошо. До свидания.

Он посмотрел на меня и сказал:

– Я не мог в это поверить. Даже когда последнее желание уходит, стремление к пратиштхе остается до самого конца.

В каком-то смысле все они хотели этого. Много раз я спрашивал у духовных братьев: «Что разрушило Гаудия-матх?» Прабхупада всегда отвечал: «Они постоянно беспокоились о том, кто будет давать инициации. Они не могли подождать пару лет, пока гуру не проявится?» Затем однажды я спросил у Прабхупады:

– Один из ваших духовных братьев сказал, что эти раздоры были подобны ссорам между гопи, когда Кришна исчез.

Он сказал:

– Нет, они сражались за материальную собственность и за деньги.

Затем я задал вопрос другому духовному брату в Южной Индии, Бхактивайбхава Пури Махараджу. Он сказал, что получил инициацию незадолго до ухода Бхактисиддханты. Я сказал:

– Вы были там в самом конце. Что разрушило Гаудия-матх?

Он сказал:

– Санньяси, рожденные в брахманических семьях, никогда не любили общаться с не брахманами.

Есть много других подробностей по этому поводу. Но такое настроение присутствовало.

54-20 Ачьютананда дас

Мы обсуждали другие лекции и других гуру. Несколько людей пришли с лекций Кришнамурти. Прабхупада сказал:

– Итак, что он говорит?

Они не могли ничего ответить вразумительного. Через несколько недель пришел еще один человек.

– Итак, что он говорил на этой лекции?

– Он говорил о проблемах.

– И?…

Человек снова не смог объяснить. Прабхупада сказал:

– Только посмотрите. Если это нельзя объяснить простым языком, это ложно.

Он часто говорил так. Он мог объяснить и очень изысканно. Но также он мог объяснить и простыми словами. Например, Кришна – это целое, а также часть, и также причина всех причин. Он действенная причина всего. Мы знали, что значили эти слова, но не в этом теологическом контексте. Он сказал:

– Хотите простыми словами? Я вижу вас, значит я вижу вашего отца. У вашего отца была голова, две руки и две ноги, и у его отца было то же самое. Есть ли среди ваших предков какая-то бесформенная сила, из которой вышел ваш дедушка? Это глупость.

Есть еще одна вещь, которая поражала меня и других. Прабхупада был абсолютно беден и неплатежеспособен. И он крушил всех остальных майавади, которые говорили, что все религии едины. Он говорил: «Нет, это не так». Даже в фильме о Ганди, когда Джинна, мусульманский лидер сказал Ганди: «Индия состоит не только из последователей Махатмы Ганди. Будут беспорядки между индусами и мусульманами». И они были. Но миссия Рамакришны начинается с того, что все религии едины. Прабхупада говорил: «Мы не принимаем это. Мы отвергаем это». Он не льстил никому. Он не разбавлял ничего. Мы могли все уйти, но он не собирался менять. Он не собирался менять. И многие люди ушли: «Я не верю в это».

54-21 Ачьютананда дас

В самом начале, когда журнал «Обратно к Богу» выходил в течение всего нескольких месяцев, мы пришли к Прабхупаде и сказали:

– Не хотите ли вы, как Основатель, написать статью для журнала «Обратно к Богу»?

Он сказал:

– Все ваши статьи основаны на том, что вы услышали от меня?

Мы сказал:

– Да.

Он сказал:

– Тогда я пишу все статьи.

Это ачинтья-бхеда-абхеда – отношения между вообще всем, и в частности между гуру и учеником.

54-22 Ачьютананда дас

В самом начале он просто говорил:

– Встань и скажи что-то о сознании Кришны.

Он всегда хотел, чтобы мы читали, а затем выходили с журналом «Обратно к Богу» или с киртаном, и размышляли бы о том, что им сказать. Люди бросали нам различные реплики, а мы должны были им ответить. Сейчас у нас уже миллионы историй распространения книг. Одна женщина недавно рассказала мне, как она встретила огромного уродливого байкера и показала ему книгу. Он сказал:

– Что это?

Она сказала:

– Ты хочешь отправиться в рай или в ад?

– Я хочу в рай.

– И ты думаешь, что в раю там скотобойни и они там едят мясо с кровью?

– Нет.

– Тогда почитай это.

Она сказала: «Я не знаю, почему я это сказала. Это просто вылетело из меня». Это просто само выходит. Кришна кладет слова вам в уста.

54-23 Ачьютананда дас

Он всегда спрашивал, есть ли вопросы. И однажды у нас не было вопросов. Он сказал:

– У вас должны быть какие-то вопросы. Попробуйте задать какой-нибудь вопрос. Вы что, все знаете?

В другой раз он закончил лекцию и сказал:

– Есть ли вопросы?

Не было никаких вопросов. И он сказал:

– А какие тут могут быть вопросы?

Он покрывал все.

54-24 Ачьютананда дас

Одна женщина спросила:

– У меня так много сомнений.

Он сказал:

– Сомнение – это признак разума. Продолжайте задавать вопросы. Это не слепая вера.

После того сумасшедшего человека, который говорил про три часа, он сказал:

– Больше не приводите сумасшедших.

Так он стал давать нам ответственность, чтобы мы разбирались в том, кого приводить, а кого нет. Затем также Прабхупада читал «Чайтанья-чаритамриту», главу о Шривасангаме, куда допускались только особые преданные Махапрабху. И мы почувствовали, что магазинчик стал для нас Шривасангамом.

54-25 Ачьютананда дас

Прабхупада повторял это дважды и всегда. И по-видимому это очень важно в Индии. Духовный учитель говорит: «Ты собираешься принять инициацию и уйти или же ты собираешься остаться, учиться и практиковать?» Мы удивлялись, почему он говорил об этом. Конечно же мы собирались оставаться, учиться и практиковать даже без церемонии. Зачем же все это? Церемония нужна для того, чтобы это запечатлелось в уме. В остальном она не очень важна. Многие люди спрашивают меня: «Инициация, инициация». Если вы практикуете и изучаете, тогда вы найдете кого-то, кто поможет вам практиковать и изучать. И этого достаточно, а не выливая гхи. Но сейчас все происходит без практики и изучения. Инициация получается просто для того, чтобы сказать, что у меня есть гуру, и для исполнения многих других мотивов. Например: «Я хочу гуру, который не просит слишком большой дакшины». Или гуру говорит: «Если ты не можешь повторять шестнадцать кругов, повторяй один». «Да, мне он нравится!» Но гуру отвечает соответственно тому, как к нему обращаются: «Йе йатха мам прападйанте». Если вы хотите получить что-то легко, он может вам отказать. Он скажет: «Жди. Жди еще год».

54-26 Ачьютананда дас

В одном из писем, которое Прабхупада написал мне, он просто рассказывал, куда он собирается поехать: «Затем я поеду в Париж, затем я поеду в Гамбург, затем открою центр в Бостоне или в Канаде». Затем пришло письмо: «Я приезжаю в Индию». А в одном письме он написал: «Возможно я не вернусь в Индию. Я могу жить и уйти где угодно, проповедуя». То есть, находиться в огне проповеди – это и есть Вриндаван. Но затем пришло письмо, и он прислал ко мне Джаяпатаку, и мы собирались обосновываться в Индии. Я понял, что будет большая проповедь, и он собирается делать что-то очень важное в Индии. Затем я попросил у него санньясу, потому что хотел проповедовать в Индии как санньяси. Он сказал: «Да, и Джаяпатака тоже». Я рассказал Джаяпатаке о том, что мы получим санньясу. Прабхупада дал санньясу восьми американцам в Америке. И Джаяпатака сказал мне: «Ты девятый, а я десятый». Я спросил: «Почему?» Он сказал, что я получил свою данду первым, а затем он получил данду через восемь секунда после меня. Поэтому он сказал, что я старше его. Восемь секунд. Я считаю, что он старше меня во многих смыслах, но он думал так. Он считал.

54-27 Ачьютананда дас

Однажды в Гуджарате он прочитал поразительную речь. Затем преданные спросили:

– А они преданные?

Он сказал:

– Мы едим и предлагаем Кришне самую лучшую пищу в мире. Эти блюда готовились веками и предлагались Кришне.

Однажды Тамал спросил Шрилу Прабхупаду:

– Эта пищу хороша для вас?

Он сказал:

– Для меня не хороша, но хороша для моего языка.

54-28 Ачьютананда дас

Встречался ли я с бывшей семьей Прабхупады? Да. Нас пригласили на Вьяса-пуджу Шридхара Махараджа в октябре. В тот момент мы были во Вриндаване. Мы поехали в Дели, а затем в Калькутту. Мы жили в семье Малликов. На фотографии на обложке книги можно видеть, как мы танцуем с Малликами, его бывшей семьей, которые поддерживали храм Радхи-Говинды в Калькутте. Прабхупада оставил ежемесячные отчисления для всех его членов семьи, чтобы они не приходили ни с какими жалобами. Он позаботился в то время о них очень хорошо. У него были дочери и сын. Бхавананда был там, и он поставил свою подпись. Он вернулся и сказал:

– Я встречался с ней.

Я спросил:

– С кем с ней?

– С ней!

– А, с ней…

Он сказал:

– Там была еще одна женщина, и она очень нервничала. Я не знаю, почему они так нервничали. Я попросил их подписаться о том, что они будут получать ежемесячную солидную сумму.

Я сказал:

– Я знаю, почему они нервничали. Он мог появиться. Они увидели вас в шафрановых одеждах в своем доме. Что, если бы он вошел? Он бы спалил их своим взглядом, если бы она появилась в его присутствии. Потому что она тоже была преданной-вайшнави.

Однажды Прабхупада сказал о ней:

– Она была очень верной и хорошей женой, но мне она никогда не нравилась.

В другой раз он сказал:

– У нее была болезнь чистоты.

Вы знаете эту историю? Она чистила патрон для лампочки. Он сказал: «Если ты не положишь это, я тебя убью». Она чистила все. Это психическое заболевание. По-моему это называется мизофобия, когда хочется все чистить. Она часами мылась в душе. Это была болезнь чистоты.

54-29 Ачьютананда дас

Нет какого-то одного качества или какого-то одного случая, который мне запомнился больше всего. Вся его жизнь важна. Нет ни одного поступка или события, которое бы не было важным. Я пытался посчитать – Прабхупада писал примерно по сто страниц в неделю. Это то, что касается работы, которую он проделал. И это невозможно. И также он руководил движением, и читал лекции, и путешествовал по всему миру. Мой комментарий по поводу мадхурья-расы Прабхупады таков. Мадхурья-раса не означает просто говорить о гопи. Это значит сесть на корабль в семьдесят лет без ничего и отправиться в чужую страну, прибыть туда с девятью долларами и развернуть всемирное движение. Прабхупада говорил с одним джентльменом в Индии, и тот спросил:

– О, вы здесь проповедуете?

– Да, у меня есть ученики, и у нас есть храмы по всему миру, и один известный певец сделал запись «Харе Кришна», которая стала известной по всему миру, наш журнал продается тиражом в несколько тысяч экземпляров каждый месяц.

Но всего этого еще не было. Он сказал:

– Это просто вопрос времени.

Также перед своим отправлением он сказал своему духовному брату О.Б.Л. Капуру:

– Когда я вернусь, я расскажу тебе свою формулу, с которой я добьюсь успеха.

И когда был успех, он вернулся и сказал:

– Формула такова: «тринад апи суничена тарор апи сахишнуна».

Четверо из нас – Джадурани, Брахмананда, Киртанананда и я – омывались в одном душе, и у нас было одно полотенце. Есть фотография, на которой преданные стоят в очереди, чтобы принять омовение. И Прабхупада со своим полотенцем стоит пятым в очереди и ждет. Преданные стоят перед ним. Мы же ничего не знали. Он говорит о «необусловленном живом существе», но несомненно сам он является примером такого необусловленного живого существа. На него никак не влияет этот материальный мир. Мы не знали, как вести себя с ним. А он ничего не говорил. Есть пример санньяси из Аванти в «Бхагаватам». Его гуру сказал ему: «Теперь ты принял санньясу. Отправляйся в ту деревню, где они ненавидят тебя». Он принял это наставление, а затем он сказал: «Они оскорбляли меня, они украли мою данду, они наполнили испражнениями мой сосуд для пожертвований и связали меня». «Теперь возвращайся».

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)