Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 40

cover
40-01 Джаядвайта Свами

Когда я только присоединился, я целыми днями сводил преданных с ума своими вопросами: «Здесь говорится так, но там говорится по-другому. А что по поводу этого? Что по поводу того?» Я был переполнен вопросами. Когда приехал Прабхупада, какие-то из своих вопросов я уже задал, но у меня еще оставались вопросы к Шриле Прабхупаде. Я помню, как задал ему такой вопрос:

— Как так получается, что духовный учитель знает, чем занимается ученик?

Суть моего вопроса была такая: «Как набрать очки? Как получить заслуги? Если вы что-то делаете, а духовного учителя физически там нет, как духовный учитель знает, чем вы занимаетесь, чтобы он был доволен, а вы бы получили за это заслуги?» Таков был смысл моего вопроса. Прабхупада ответил по-другому. Шрила Прабхупада сказал:

— Каждый может сказать. Если вы прогрессируете, каждый может об этом сказать.

Прабхупада сказал:

— Лицо — показатель ума. Поэтому когда вы духовно прогрессируете, все это увидят.

40-02 Джаядвайта Свами

Я помню как на прогулке, на которую я пошел, Прабхупада в основном просто повторял джапу. Иногда мы слышим о том, что Прабхупада много всего говорил во время прогулок. Но на этой прогулке, первой, на которую я пошел, Прабхупада просто воспевал на своих четках. Но я задал вопрос. Я спросил его:

— Как так получается, что несмотря на присутствие Вьясадевы в то время, когда была рассказана «Бхагавад-гита», как мы можем сказать, что «Бхагавад-гита» была утрачена? Ведь Кришна-Брахма-Нарада-Вьяса. В момент повествования «Бхагавад-гиты» Вьяса все еще был там. Почему же тогда Кришна говорит Арджуне, что со временем это знание было утрачено?

Итак, я задал Шриле Прабхупаде этот вопрос. И Шрила Прабхупада ответил:

— Это значит, что оно не было общеизвестным. Оно не было общеизвестным.

40-03 Джаядвайта Свами

В другой раз, когда Шрила Прабхупада вернулся с Гавайев, он начал свою лекцию, сказав, что местная газета «Гонолулу Адветайзер» написала статью, в которой они говорили: «Свами — это маленький человек, но у него большое послание». Прабхупада был очень рад этому.

40-04 Джаядвайта Свами

Пришел один человек, приличный студент, возможно аспирант, у которого был вопрос по философии адвайты. Он привел пример того, как капля воды сливается с океаном воды. Он задал вопрос в контексте философии адвайты, так что он был достаточно осведомленной личностью. Он спросил о слиянии души со Всевышним, подобно тому, как капля сливается с океаном. Было видно, что он был за эту идею, она казалась ему верной. Прабхупада ответил, что капля может слиться с океаном, но затем капля испарится. Капля сливается с океаном, но потом выходит солнце и капля испаряется, и она уже не находится в океане. Поэтому это временное положение. Но если вы станете рыбой, морским жителем, тогда вы сможете нырнуть в океан и остаться там навсегда. Так Шрила Прабхупада сказал, что наша философия в том, чтобы слиться глубоко с океаном, но оставаться индивидуальностью. Прабхупада ответил совершенно блестяще. На эту программу почти никто не пришел, но этот один интеллигентный человек задал вопрос, и Прабхупада просто блестяще ответил ему.

40-05 Джаядвайта Свами

Один раз на вечерней программе в Нью-Йорке Рукмини задала вопрос. Она спросила:

— Если Господь Чайтанья — это Кришна, то как Он проявил шесть достояний?

Шрила Прабхупада дал короткий ответ. Но затем следующим утром он собрал иштагхоштхи. Для Прабхупады иштагхоштхи означало обсуждение Кришна-катхи. Позже иштагхоштхи превратились в собрания для жалоб или собрания по менеджменту, но Прабхупада сказал, что иштагхоштхи — это обсуждение сознания Кришны. Итак, Прабхупада созвал иштагхоштхи. Он пришел и сел, и это было необычным — я не помню другого раза, когда Прабхупада устраивал утреннее собрание. Но он созвал иштагхоштхи, мы все пришли, Прабхупада вел киртан, и затем он сказал:

— Теперь я отвечу на вопрос Рукмини.

И он начал объяснять в деталях. Он рассказал о том, каким Господь Чайтанья был красивым. Он сказал:

— В наше время людям нравится светлая кожа, и у Господа Чайтаньи была светлая кожа — Его звали Гаурасундара. Он также был ученым — Он был известен как Нимай Пандит.

Очень красивый, очень ученый. Таким образом Прабхупада объяснил различные достояния. И затем он сказал:

— Но его главным достоянием являлось Его отречение.

Он рассказал, что у Него была жена Вишнуприя и Его пожилая мать, но Он оставил все. Это отречение. Так Прабхупада подчеркнул это достояние Господа Чайтаньи.

40-06 Джаядвайта Свами

Однажды Шрила Прабхупада спросил меня:

— Почему ты такой худой?

Я ответил:

— Не знаю, Шрила Прабхупада.

40-07 Джаядвайта Свами

В другой раз Сатсварупа Махарадж, будучи президентом храма, дал мне маленькие буклеты. Они были напечатаны популярным духовным издательством в Индии. Они были о Кришне. Они были о Кришне. Вопрос был в том, можем ли мы читать эти книги. Итак, он дал мне эти книги и попросил:

— Не мог бы ты спросить у Шрилы Прабхупады, можно ли нам читать эти книги?

Это были маленькие буклеты. Я пошел в комнату Шрилы Прабхупады, принес буклеты и спросил:

— Можно ли читать эти книги?

Шрила Прабхупада сказал:

— Это не обязательно.

Прабхупада имел ввиду «нет». Но я этого не понял, потому что я пришел из среды, в которой были факультативные предметы и обязательные предметы. Обязательные предметы нужно было посещать. А факультативные предметы были необязательными. Поэтому я вернулся к Шриле Прабхупаде и спросил:

— Хорошо, это не обязательно, но можно ли?

Так я переспросил несколько раз, пока до меня не дошло, что «не обязательно» значит не обязательно. Зачем тогда это делать? Забудь это. Так что ответ был «нет».

40-08 Джаядвайта Свами

Было одно мероприятие, которое, насколько я помню, было в Гарварде. Прабхупада давал лекцию в учебном классе. Профессор, который по-моему был индийцем, возможно даже бенгальцем, задал вопрос о Кришне и гопи. Я не помню сути того, что сказал Прабхупада, но я помню, что Прабхупада стал говорить с ним очень сурово и очень строго, и упор в его ответе был таким: «Кто вы такой? Есть ли у вас квалификация, чтобы понять эти вещи? Вы просто этого не понимаете. Не рассматривайте это с мирской точки зрения. Это выше вашего понимания — Кришна и гопи. Просто попытайтесь понять, кто такой Кришна. Кришна — это Верховная Личность Бога. Попытайтесь понять «Бхагавад-гиту». Вы хотите говорить о Кришне и гопи, но какое право вы имеете на это?»

Может быть не в стольких словах, но упор был на это. Я помню, как глаза Прабхупады сверкали. Прабхупада очень оживился:

— Этот человек говорит о Кришне и гопи в каком-то академическом контексте, но что он знает? Какое право он имеет, чтобы обсуждать такие вещи?

Такова была суть.

40-09 Джаядвайта Свами

В Бостоне был молодой человек, которого звали Эдди. Он был парикмахером и он был последователем какого-то йога. Но он очень привлекся Шрилой Прабхупадой. Он приехал в Бостон из Нью-Йорка, чтобы быть со Шрилой Прабхупадой, и привез с собой нескольких друзей. Когда Прабхупада заходил, он помогал Прабхупаде надевать туфли, или он помогал Прабхупаде снимать туфли. Прабхупада говорил: «О, ты так добр». Он очень сильно привлекся. И на одной утренней прогулке, на которую я не пошел, но мне рассказали, что он спросил Шрилу Прабхупаду, может ли он получить инициацию. Прабхупада сказал:

— Сначала тебе надо изучить философию. Сначала ты должен знать философию. Потому что если сегодня ты придешь из сантиментов, то завтра ты и уйдешь из сантиментов.

Так и случилось. Он не остался.

40-10 Джаядвайта Свами

Однажды пришел пожилой джентльмен, просто в дневное время. Прабхупада все еще жил в квартире в 26-ом доме, а храм находился вниз по улице в двух кварталах. Пришел пожилой джентльмен с письмом, которое он получил от Шрилы Прабхупады, когда Прабхупады не было. В письме он говорил: «Когда я вернусь в Нью-Йорк, вы сможете прийти и увидеться со мной и пообщаться». Итак, пришел этот человек с письмом. Брахмананда попросил меня отвести этого джентльмена в квартиру Шрилы Прабхупады. Джентльмен вел себя очень уважительно. Он сказал Шриле Прабхупаде:

— Свамиджи, мне очень нравится ваше учение, но один из ваших учеников сказал, что такая-то такая-то личность — негодяй, — и он упомянул известную духовную личность из Индии, значимое имя, — один из ваших учеников сказал, что такая-то такая-то личность — негодяй. Но мне кажется, что он очень святая личность. Один из ваших учеников сказал, что вы сказали, что такая-то такая-то личность — негодяй. А я не понимаю, почему вы сказали такое, потому что мне кажется, что он очень святая личность.

Прабхупада сказал:

— Кто такое сказал? Кто такое сказал?

Человек сказал:

— Вы не говорили так?

Прабхупада сказал:

— Если он говорит, что я такое говорил, а я этого не говорил, то он сам негодяй.

Тогда этот человек немного успокоился, освободив себя от мысли, что Прабхупада такое сказал. Затем Прабхупада взял маленький голубой томик в твердом переплете со своей полки, открыл его, показал книгу этому человеку и спросил:

— Вы знаете эту книгу?

Тот сказал:

— О, доктор Радхакришнан, «Общество Веданты». О, да.

Он был очень доволен. Прабхупада открыл книгу и сказал:

— Прочитайте этот стих.

Стих был «ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру». Человек прочитал этот стих: «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, приноси Мне свои поклоны, поклоняйся Мне». Прабхупада сказал:

— Да, он очень хороший ученый. Он перевел очень хорошо. Теперь прочитайте комментарий. Что он говорит? Прочитайте.

Человек начал читать: «Мы должны предаться не Кришне, но всепроникающей сущности внутри Кришны». Прабхупада сказал:

— Только посмотрите! Поэтому я говорю, что все они негодяи! Поэтому я говорю, что все они негодяи!

Затем Прабхупада конечно же процитировал «на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхама майайапахрита-джнана асурам бхавам ашритах». «Любой, кто не предается Мне, является негодяем, низшим из людей, его знание украдено иллюзией, он демоничен по своей природе». Прабхупада объяснил все эти слова до какой-то степени, и затем Прабхупада сказал:

— Это не я говорю. Это Кришна говорит. Что я могу поделать?

40-11 Джаядвайта Свами

Один раз Шрила Прабхупада проводил достаточно большую инициацию в доме 61 на Второй Авеню. Есть фотография того, как Шрила Прабхупада направляется в свою квартиру после церемонии, на которой можно видеть экстатичных преданных, танцующих без обуви и так далее. Все были в блаженстве после церемонии. А Шрила Прабхупада возвращался с очень серьезным видом, характерно приподняв голову. Он ничего не говорил, но затем он сказал:

— Мы увеличили ученическую преемственность, идущую от Чайтаньи Махапрабху.

40-12 Джаядвайта Свами

В то время Прабхупада цитировал некоторые стихи из Чайтанья Бхагаваты. Есть один стих о «мучи» и «шучи». По крайней мере мы в первый раз услышали, как Прабхупада процитировал этот стих. И Прабхупада объяснил, что «мучи» значит сапожник, человек низшего класса, который снимает кожу с животных, чтобы делать обувь. А «шучи» — это самый чистый человек — брахман. Но человек, который является «шучи», становится «мучи», если он «йади кришна бхадже» — если он оставляет сознание Кришны. А человек, который является «мучи», становится «шучи», «йади кришна бхадже», если он принимает сознание Кришны. Прабхупада в тот раз объяснил этот стих. Ему нравился этот стих. И также Прабхупада объяснил, что эти люди заявляют: «я брахман, потому что родился в брахманской семье». Поэтому Прабхупада сказал:

— Это значит: «У меня кожа брахмана». Они просто имеют дело с кожей, вот и все. Это значит, что они «мучи». Они думают: «Я брахман». Но они имеют дело с кожей. «У меня кожа брахмана».

40-13 Джаядвайта Свами

Есть наставление, которое я сам не слышал, но мне рассказал о нем преданный по имени Уттама-шлока. Не тот Уттама-шлока, который из Америки, но также был в какой-то момент немецкий ученик, которого звали Уттама-шлока. Он пришел на Второе Авеню, 61, и рассказывал о своем опыте общения со Шрилой Прабхупадой. Он рассказал нам об одном наставлении Шрилы Прабхупады, которое навсегда осталось со мной. Шрила Прабхупада сказал ему: «Просто старайся слушать свое искреннее воспевание».

40-14 Джаядвайта Свами

Прабхупада привел еще один пример в то время в Новом Вридаване. Прабхупада сказал:

— Конечно же Кришна — это свет, а майа — это тьма.

Поэтому Прабхупада привел пример:

— Если вы повернете свою ладонь вверх, на нее будет падать свет, но если вы повернете свою ладонь вниз, она окажется во тьме. Поэтому это в наши руках — повернуться к Кришне или отвернуться от Него. Поэтому нас именуют пограничной энергией. Мы можем поворачиваться и так, и так.

40-15 Джаядвайта Свами

Преданные в то время купили корову, но они не купили теленка, который родился у коровы. И корова плакала. Когда она паслась в поле, то даже бросалась своим телом на электрический забор: «Где мой теленок?» По-моему после этого Прабхупада дал им наставление, чтобы они попытались купить и теленка, но это было невозможно. Но Прабхупада позже отметил:

— Они говорят, что у животного нет души, но только посмотрите, как корова плачет по своему теленку.

40-16 Джаядвайта Свами

В декабре 1969 года Шрила Прабхупада снова приехал в Бостон. Я был в тот момент там, и по-моему тогда там располагалось издательство. Шрила Прабхупада жил в маленьком доме достаточно далеко от храма, где-то в пригороде. Было много снега, и нам приходилось ехать по извилистым дорогам к дому Прабхупады. Здоровье Прабхупады было не очень хорошим, зима плохо на него влияла, и он серьезно простудился. Но он позвал нас к себе домой — Хаягрива, Прадьюмна, Киртанананда Махарадж тоже был там, Сатсварупа Махарадж приехал, я приехал — в основном люди, которые были заняты изданием журнала «Обратно к Богу». Шрила Прабхупада созвал собрание. Как раз в то время он учил нас, как проводить собрания. До этого мы делали все по-своему. Но теперь Прабхупада обучал нас проводить собрания. Он начал с киртана, а затем было обсуждение. Прабхупада несколько раз повторял такую схему в разных местах. Он говорит: «Так вы должны проводить собрания — сначала киртан, потом обсуждение». Прабхупада учил нас. Прабхупада стал объяснять, какой должна быть редакторская политика журнала «Обратно к Богу». В то время Хаягрива и Сатсварупа Махарадж были со-редакторами. Прабхупада объяснил, что есть 4 уровня сознания Кришны, или 4 уровня людей, к которым мы можем обращаться. Первый уровень — это пробуждение человека — пробуждение к сознанию Кришны. Люди спят в иллюзии, в майе, поэтому мы должны пробудить их. Это первый уровень. Второй уровень — это обучение людей — обучение людей сознанию Кришны. Кто-то приходит и просит: «Свамиджи, пожалуйста, примите меня, пожалуйста, инициируйте меня». Так что второй уровень — это обучение. Затем следует третий уровень — понимание различных энергий Кришны, на этом уровне человек понимает лилы Радхи и Кришны. И четвертый уровень — это уровень парамахамсы — постоянная поглощенность мыслями о Кришне. Прабхупада сказал:

— Этот журнал «Обратно к Богу» должен быть на первых двух уровнях — как пробудить кого-то и как обучить кого-то. Радха-Кришна и подобные темы не предназначены для широкой аудитории. Как пробудить людей и как обучать их — такие темы должны затрагиваться.

40-17 Джаядвайта Свами

Либо Прадьюмна, либо Киртанананда Махарадж спросил, можем ли мы напечатать Брахма-самхиту в журнале «Обратно к Богу». Прабхупаде не очень понравилось это, потому что она была очень насыщенной. Затем Прабхупада сказал:

— Небольшими частями. Она спутает им мозги. Мой духовный учитель обычно говорил с самой высокой платформы.

Он сказал это таким образом, что комната просто наполнилась сиянием. Мне казалось, что когда Прабхупада говорил, комната просто наполнилась сиянием. Так он говорил о своем духовном учителе:

— Он обычно говорил с самой высокой платформы.

Я фактически мог представить себе трон, поднятый на большую высоту, с которого говорил его духовный учитель. Прабхупада говорил с огромным уважением о своем духовном учителе. Затем Прабхупада начал рассказывать всю историю того, как он встретил своего духовного учителя, как его затащил туда его друг Нарендранатх Маллик, как одно событие вытекало из другого, и как Прабхупада приехал на запад. Прабхупада объяснил:

— Он обычно говорил с самой высокой платформы. Даже если он говорил на бенгали, я не мог понять. Но я продолжал слушать. Такова была моя позиция. И мой духовный учитель заметил: «Этот юноша любит слушать». Так что понимал я или не понимал, но я продолжал слушать. И так как я был полон энтузиазма в слушании, шраванам, теперь я полон энтузиазма в проповеди, киртане.

40-18 Джаядвайта Свами

В 1969 году мы были в «ИСККОН-Пресс» в Бостоне. Мы работали над второй песней и другими вещами. А Шрила Прабхупада находился в Сан-Франциско. Приближалась Ратха-ятра, и у некоторых преданных появилась идея, чтобы целая группа работников издательства села в автобус, пересекла всю страну за два дня, побывала с Шрилой Прабхупадой на Ратха-ятре, а затем вернулась бы обратно в Бостон и продолжила работу. Каким-то образом эта идея привлекла внимание Шрилы Прабхупады, и Прабхупада сказал:

— Зачем они хотят сюда приехать? Они должны продолжать свою работу, свои предписанные обязанности.

Из этого мы поняли, что общение с духовным учителем происходит не просто благодаря физической близости, но благодаря нашему преданному служению. Не просто быть с ним на месте событий, но быть с ним, служа ему.

40-19 Джаядвайта Свами

Это было также примерно в 1969 году. Стало важным обозначать Шрилу Прабхупаду как «Ачарью-основателя Международного Общества Сознания Кришны». Поначалу было просто «А.Ч. Бхактиведанта Свами», затем «А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада», но затем «Ачарья-основатель Международного Общества Сознания Кришны». Это началось с того момента, когда мы работали над второй песней. Мы издавали ее главу за главой в виде брошюр. Мы получили послание с западного побережья о том, что нам надо так делать. Но почему-то послание исказилось. У нас было только «Основатель Международного Общества Сознания Кришны». Прабхупада был недоволен. Мы его расстроили. Затем снова пришло послание, и мы снова пустили страницы через печатный станок, закрасив черной полосой строчку со словом «Основатель» и напечатав снова «Ачарья Международного Общества Сознания Кришны». И снова это было неверно. В конце концов мы напечатали правильно «Ачарья-основатель», и с тех пор конечно же так и осталось. Прабхупада очень конкретно это подчеркивал. Он предвидел важность того, чтобы положение Ачарьи-основателя Общества, а именно его положение как Ачарьи-основателя стало общепринятым. Я помню, что когда позже Шрила Прабхупада приехал в Лос-Анджелес, где находилось издательство, он проходил по нашему новому зданию Би-Би-Ти и увидел надпись «Бхактиведанта Бук Траст», под которой не было написано «Ачарья-основатель Шрила Прабхупада». Радха-Валлабха, который в то время отвечал за все, был отчитан Шрилой Прабхупадой. Письма уже были разложены по коробкам и готовы были к отправке, но еще не были отправлены. Но Шрила Прабхупада все равно пресек его: «Почему это отсутствует?» Прабхупада считал это критическим. Он на самом деле даже написал в какой-то момент письмо всем центрам, говоря о том, что все заголовки всех листовок, всех изданий Общества должны содержать строчку «Ачарья-основатель Его Божественная Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада». Прабхупада предвидел, насколько существенным это будет, насколько будет важным для нас и для других воспринимать Общество правильным образом с его Ачарьей-основателем.

40-20 Джаядвайта Свами

Это было в Нью-Йорке возможно в 1974 году. Шрила Прабхупада приехал в Бруклин — в то время там было издательство. Однажды Шрила Прабхупада позвал меня к себе в комнату. Я помню, как он сидел на возвышении, у него была начисто бритая голова, он сидел очень царственно и аристократично. Он спросил меня об администраторе издательства, которым в то время был Адвайта дас. Он сказал:

— Я слышал, что Адвайта не посещает программы.

Вопрос был об Адвайте и возможно об Уддхаве, его коллеге.

— Я слышал, что Адвайта не посещает программы. Это правда?

Конечно же я не хотел быть сплетником, но я сказал:

— Ну, Шрила Прабхупада… — и я подтвердил, что скорее всего это так.

Прабхупада сказал:

— Пойди туда и скажи, чтобы закрыли издательство. Нам не нужно это издательство. Если они не могут посещать программы, лучше закрыть издательство.

А до этого момента Прабхупада придавал огромное значение важности нашей издательской деятельности. Он давал на это деньги. Он подчеркивал это. Преданные очень усердно трудились, занимаясь изданием. И Прабхупада сказал мне:

— Пойди туда и скажи им, что нам не нужно это издательство. Лучше закрыть издательство.

Прабхупада считал очень важным, чтобы мы поддерживали наши стандарты в садхане и в преданном служении. «Лучше закрыть издательство».

40-21 Джаядвайта Свами

В другой раз Шрила Прабхупада сидел в своих комнатах в Бруклине на Хенри Стрит. Он принимал массаж. Кто-то достал для него аппарат, и его секретарь или помощник опробовал эту маленькую машину с вибратором на Прабхупаде. Зашел Барадрадж Прабху. У него были вопросы о картинах. Но у Прабхупады тоже были к нему вопросы. Прабхупада сказал:

— Что это за картины с бюстами?

Прабхупада имел в виду картины ачарьев, на которых были только голова и плечи. Прабхупада не считал такие картины приемлемыми. И он дал наставление Барадраджу, чтобы рисовали полную форму. Он сказал:

— Эти картины не для поклонения, а я для украшения. Ванде гурох шри, — и он указал на свои стопы, — чаранаравиндам.

40-22 Джаядвайта Свами

В июле 1971 года Сай, который позже стал Сиддхасварупанандой, присоединился к нашему обществу. Он был йогом, гуру, молодым американцем, и у него было свое движение сознания Кришны. Но затем он предался Шриле Прабхупаде, и его последователи тоже присоединились. Многие из них приехали в Нью-Йорк. Шрила Прабхупада провел инициации. И конечно же у всех преданных уже были имена. А у девушек в основном были очень красивые поэтичные имена, такие как Лалита, Радхарани и так далее. Прабхупада дал им совершенно другие имена. Насколько я помню он дал такие имена, как Чхайа, что значит «тень», и другие имена, которые в основном были именами Дурги, Майи, иллюзорной энергии. Одну девушку он назвал Маха-майа. Некоторые преданные засмеялись. Прабхупада сказал:

— Не смейтесь. Это серьезно.

Прабхупада говорил это несколько раз на инициациях. Преданные говорили «Ооо!» и начинали смеяться. Но Прабхупада говорил:

— Вы должны быть серьезными. Это серьезно.

Об этой преданной Маха-майе Прабхупада сказал:

— Маха-майа — это другое лицо Радхарани.

40-23 Джаядвайта Свами

Прабхупада провел много массовых инициаций в Нью-Йорке. Он обычно приезжал летом, и туда приезжало много преданных из разных центров. Я помню, как один раз проходила очень большая инициация — многие получали первую инициацию, многие получали вторую инициацию. Шрила Прабхупада наставлял президентов храмов и Джи-Би-Си:

— Вы тщательно изучили эти списки? Для первой инициации мы можем быть снисходительными, но давая вторую инициацию мы должны быть строгими.

Тогда президенты конечно же начали вычеркивать имена из списков рекомендаций на вторую инициацию. В частности я помню, как один преданный из Нью-Йорка, имя которого вычеркнули, устроил истерику:

— Что вы имеете ввиду «недостоин быть брахманом»?

Он полностью впал в страсть, совершенно вышел из себя. Так что Прабхупада знал, что он делал. Мы должны быть немного строже касательно второй инициации.

40-24 Джаядвайта Свами

Один из самых первых преданных, которого звали Райарама, присоединился до Сатсварупы Махараджа и до многих остальных. Он был очень предан, помогая Шриле Прабхупаде. И также он был очень впечатлительным. Они с Хаягривой были одними из первых редакторов журнала «Обратно к Богу». Он был изначальным редактором «Учения Господа Чайтаньи». Фактически он знал философию лучше, чем кто-либо еще, во всяком случае в Нью-Йорке, потому что он читал все книги еще до того, как остальные читали их. Он невероятно хорошо отвечал на вопросы. Приходили хиппи и другие люди, и он говорил с ними и мастерски разрубал их. Я работал в его офисе, печатая на машинке и так далее, но через пару месяцев он оставил преданных, оставил общество. Это был 1968 год или начало 1969 года. Затем в 1971 году, когда мы были на Хенри Стрит, а издательство было на Тиффани Плейс, однажды он появился в издательстве. Он пришел и сказал, что хочет возобновить свое служение. Он спрашивал о Прабхупаде и сделал свой шаг. Он написал письмо Шриле Прабхупаде: «Я вернулся в Нью-Йорк и хотел бы заняться каким-нибудь служением, хотел бы снова присоединиться». Я думал, что Шрила Прабхупада очень обрадуется возвращению такого давно пропавшего преданного в общество. Но когда пришел ответ Шрилы Прабхупады, вероятно из Индии, он был совсем в другом настроении. Шрила Прабхупада написал ему: «Мы рады твоему возвращению, но только если ты оставишь свою независимость». Прабхупада определил по его письму, что его материалистическое умонастроение все еще присутствовало. Прабхупада сказал: «Если ты хочешь присоединиться, добро пожаловать, но тогда тебе придется следовать всем регулирующим принципам, тебе придется просыпаться рано утром, посещать программы и так далее. Иначе ты должен понимать, будучи одним из старших, что это будет плохим примером для другим преданных». Он сказал: «Если ты хочешь присоединиться, добро пожаловать, но если ты хочешь сохранять свою независимость, тогда это не поможет ни тебе, ни кому-либо еще». Я думаю, что Шрила Прабхупада знал, что этот человек ответит: «Я не смогу присоединиться». Но именно так Прабхупада объяснил ему — он выложил все начистоту: «Если ты хочешь присоединиться и предаться, тогда мы со всем сердцем тебя принимаем, но если ты хочешь присоединиться, но не по-настоящему, если ты хочешь присоединиться, сохраняя настроение независимости, имея свою собственную программу, тогда зачем это делать? Зачем обманывать?» И он ушел. И мы никогда его больше не видели.

40-25 Джаядвайта Свами

В другой раз на Хенри Стрит Шрила Прабхупада позвал меня к себе в офис. Мы посылали ему фотокопии некоторых макетов страниц «Шримад Бхагаватам». Мы в то время работали над четвертой песней — Дхрува Махарадж и так далее — и мы посылали некоторые фотокопии. И Шрила Прабхупада позвал меня к себе в офис. Он попросил меня зайти. А затем, изучая фотокопии, он сказал:

— Почему «Господь Ману»?

Я сказал:

— Я не знаю, Шрила Прабхупада. Не должно быть «Господь Ману»?

Прабхупада сказал:

— Господь Брахма, Господь Шива… Господь Ману? Нет, так не должно быть.

Конечно же позже я вернулся к изначальной записи, и оказалось, что причиной того, что мы написали «Господь Ману», было то, что Прабхупада сказал «Господь Ману». Возвращаясь к этому и пытаясь извлечь из этого смысл, я принял это как наставление о том, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы редакторы тщательно все исследовали. Это слово Прабхупада очень часто использовал по отношению к редакторам — редакторы должны тщательно все исследовать. Возможно в этих страницах не было ничего по-настоящему неправильного, но Прабхупада отметил этот момент: «Почему Господь Ману?» Именно для того, чтобы подчеркнуть, что редакторы должны быть очень внимательными. Ничто не должно проскользнуть на скорую руку. Такой смысл я извлек из этого.

40-26 Джаядвайта Свами

Когда была впервые напечатана первая песнь «Шримад Бхагаватам» в 1972 году, мы оба с Сатсварупой Махараджем заметили, что в редактуре были вещи, которые не совсем соответствовали изначальному «Бхагаватам», который конечно же у нас был. Мы сказали об этом Шриле Прабхупаде, и Прабхупада сказал:

— Просто печатайте.

Прабхупада находился в таком настроении, что не хотел, чтобы что-то замедляло печать этих книг. Особенно когда книги уже были готовы к печати, и мы приходили с какими-то замечаниями, он говорил:

— Просто печатайте.

Так мы и сделали. Прабхупада больше ничего об этом не сказал. И мы тоже ничего больше об этом не говорили. Но в 1975 или 1976 году я делал проверку, и в особенности первой песни «Бхагаватам». И я увидел, что было много мест, в особенности в первых двух главах, и в особенности в переводах к первым двум главам, где были большие отклонения. Переводы санскритских слов в тексте, которые сделал Прабхупада, были пропущены в момент редактирования. Что-то было неправильно понято. Что-то было сделано просто не на том уровне, на котором по-нашему мнению книга заслуживала быть. И все же, редактор первой и второй песни проделал удивительную работу. Он сделал удивительное служение для Шрилы Прабхупады и для читателей. Но когда я изучал в особенности первые две главы… Потому что раньше не было регулярных лекций по «Бхагаватам», мы не повторяли регулярно стихи на санскрите, мы не читали пословный перевод — Прабхупада ввел это немного позже. Поэтому когда мы посмотрели на книгу сквозь призму этой системы, мы увидели, что были вещи, которых по-настоящему не хватало. А какие-то вещи были неправильно изложены. Итак, я изучил всю первую песнь, и в особенности обращая внимания на первые две главы, и сделал корректировку. В основном исправления касались переводов в этих двух главах — здесь я больше всего поработал. Я напечатал их, положил в конверт, и когда Шрила Прабхупада приехал в храм на 55-ой улице в Нью-Йорке, я пришел к нему в комнату специально чтобы отдать ему это письмо и получить от него одобрение или несогласие. В конверте прилагалось сопроводительное письмо, поясняющее, что я сделал, и я подумал о том, чтобы оставить письмо и вернуться позже или ждать ответа. Но Шрила Прабхупада сидел там, я принес свои поклоны, и на самом деле я собирался просто сказать ему, зачем я пришел. Но Прабхупада попросил меня зачитать их. Он попросил меня начать зачитывать исправленные переводы. Я прочитал первые несколько стихов, 2, 3 или 4, а Прабхупада слушал достаточно внимательно. Затем он остановил меня и сказал:

— И что ты сделал?

Я сказал:

— Шрила Прабхупада, я прошел по всем стихам и исправил их в основном для того, чтобы сделать их ближе к тому, что говорили вы, к тому, что вы говорили изначально.

Прабхупада сказал:

— Что я говорил?

Я сказал:

— Да, Шрила Прабхупада.

Прабхупада сказал:

— Тогда хорошо.

40-27 Джаядвайта Свами

Иногда мы думаем, что все, что говорил Прабхупада, было о Кришне, но Прабхупада иногда говорил о других вещах, не связанных явным образом, например, об истории Британии. Однажды Прабхупада пошел на прогулку в Центральный Парк в Нью-Йорке. Я в тот раз не пошел. Когда преданные вернулись, я спросил их:

— О чем говорил Прабхупада?

Первый преданный, которого я спросил, сказал:

— Он рассказал историю «Венецианского купца».

Я спросил:

— А в чем был смысл?

Он сказал:

— Он просто рассказал историю.

Я подумал: «Должен же быть какой-то смысл». Тогда я спросил другого преданного, который был на прогулке:

— О чем говорил Прабхупада?

— Он рассказал историю «Венецианского купца».

— А в чем был смысл?

— Он просто рассказал историю.

А дело было так… В Центральном Парке есть статуя Даниэла Вебстера, известного американского государственного деятеля. Прабхупада увидел статую и сказал:

— О, Даниэл здесь.

Есть такая строчка в «Венецианском купце» — «настоящий Даниэл». Поэтому Прабхупада сказал:

— О, Даниэл здесь.

И он начал пересказывать всю историю «Венецианского купца». Не было никакой цели, он просто рассказал историю, и все. Прабхупада был знаком с английской литературой, с английской историей, и иногда он просто говорил об этих вещах. Таково исключительное право чистого преданного — он говорит о том, о чем захочет.

40-28 Джаядвайта Свами

В другой раз я был на прогулке со Шрилой Прабхупадой. Это была одна из тех прогулок, когда мы ехали до места на машине, затем шли на прогулку, и затем ехали обратно. Возможно это было в Ист-Ривере в Нью-Йорке, в Бруклине. Мы ехали назад, и я был в машине со Шрилой Прабхупадой. Мы возвращались на Хенри Стрит. На углу улицы стоял почтовый ящик. Когда мы парковались у храма, один человек поднимал своего маленького мальчика, а мальчик клал письмо в ящик. Вся эта сцена длилась может быть несколько секунд, но Прабхупада сосредоточил свое внимание на этой сцене. Он наблюдал ее из машины. И по мере наблюдения его глаза стали очень большими и сверкающими. Он просто погрузился в эту сцену. Все это происходило 5 или 10 секунд. Можно было видеть, что все остальное ушло из внимания Прабхупады. Он просто наблюдал за этим. Я подумал: «Может быть Прабхупада вспоминает что-то из своего детства в Калькутте или что-то еще?» Затем этот человек поставил мальчика, и Прабхупада сказал:

— Маленький мальчик не может сделать это сам. Но если помогает любящий отец, тогда это становится возможным.

Само по себе живое существо обладает ли какой-то силой? Но когда Господь или духовный учитель ласково оказывает помощь, тогда это становится возможным.

40-29 Джаядвайта Свами

В июле 1975 года Шрила Прабхупада приехал в Сан-Франциско скорее всего на Ратха-ятру. Я ходил с ним на одну утреннюю прогулку. Также там был Кришна дас, который в молодом возрасте отправился в Германию и сделал много очень хорошего служения. В каком-то смысле он отдалился. И теперь он вернулся, чтобы быть с Прабхупадой на этой прогулке, и возможно возродил свой дух служения. На этой прогулке я помню, как Шрила Прабхупада говорил на разные темы. Одной из тем было чувство разлуки с духовным учителем, и возможно с Кришной, но в особенности он упомянул о разлуке с духовным учителем. Так или иначе, он говорил о чувстве разлуки. Кришна дас сказал Шриле Прабхупаде:

— Шрила Прабхупада, вы наверное всегда чувствуете разлуку со своим Гуру Махараджем?

Вопрос был своего рода намеком. Это был другой способ сказать: «Шрила Прабхупада, могли бы вы рассказать о своем чувстве разлуки со своим Гуру Махараджем?» Прабхупада ответил:

— Это тебе знать не обязательно.

Это был характерный для Прабхупады способ сказать: «Не твое дело». Затем Прабхупада сел в машину. Он не сказал это грубо или резко. Он просто сказал:

— Это тебе знать не обязательно.

40-30 Джаядвайта Свами

Иногда я делал перерывы в своем постоянном положении редактора и путешествовал, в особенности с Сатсварупой Махараджем в его библиотечной группе, посещая колледжи. В ходе путешествий я приехал в Детройт летом 1976 года, когда там был Шрила Прабхупада. Мы намеренно конечно же поехали туда, чтобы быть с ним. Я помню, как однажды ответил Шриле Прабхупаде, когда он спросил о нашем служении, о том, чем мы занимались. Я сказал:

— Шрила Прабхупада, очень тяжело убеждать студентов оставить чувственные наслаждения.

Прабхупада сказал:

— Мы не говорим, что надо оставить, но надо регулировать.

Таким образом он поправил меня в моем понимании и также указал на то, каким образом мы должны представлять философию. «Мы не просим оставить чувственные наслаждения, но регулировать их». Прабхупада сотню раз приводил пример того, что чувственные наслаждения подобны соли — если слишком много соли, вы не сможете есть, а если слишком мало, то тоже не сможете есть. Нужно отрегулировать.

40-31 Джаядвайта Свами

Этот храм в Детройте был куплен на деньги, которые дал Амбариш Прабху и Лекхашраванти даси. Она конечно же имела хорошие связи с рабочим обществом Детройта, потому что ее отец был важным лидером труда в Детройте. Она знала ведомственных людей и однажды она привела одного местного политика, возможно представителя штата или кого-то подобного, на встречу со Шрилой Прабхупадой. Он был очень вежливым темнокожим джентльменом. Он пришел на встречу со Шрилой Прабхупадой вместе с Лекхашраванти. Прабхупада очень радушно встретил его. Конечно же в Детройте очень богатый храм с очень красивыми Божествами Гаура-Нитай, по-моему Божествами Джаганнатха и очень высокими мраморными Божествами Радха-Кунджабихари — Кришна сделан из черного мрамора, а Радхарани сделана из белого. Шрила Прабхупада сказал этому джентльмену:

— Итак, вы видели Божеств? Вы видели Кришну?

Джентльмена водили в храм, поэтому он сказал:

— Да.

Прабхупада сказал:

— Да, Кришна также выходит из вашего общества.

40-32 Джаядвайта Свами

Я помню, что в один год в Майапуре здание Лотоса все еще находилось в состоянии ремонта, поэтому на крыше все еще лежал цемент и арматура. Но мы жили в этом здании, несмотря на это состояние. В тот год преданная по имена Гаятри даси из Гейнсвилла испекла торт и передала его в Майапур вместе со своим мужем или как-то еще. И он попал в руки санньяси. Они были старшими ребятами, и поэтому могли перехватить этот торт. Итак, они перехватили торт и расправились с ним. Но она путешествовала из Маями, возможно в Лондон, затем в конце концов в Дели, затем в Калькутту, и затем они приехали в Майапур. И через очень много дней и часов под палящим солнцем этот торт испортился. Я помню, как санньяси просто корчились от боли, лежа на крыше здания Лотоса. Их рвало и им было очень плохо. Я был рад, что не был в то время санньяси. Я был простым брахмачари. Но мы думали: «Что с ними делать? Отвезти их в больницу? Они же могут умереть». Прабхупада сказал, что они должны пить немного чаранамриты от Божеств, и они поправятся. Просто регулярно принимать немного чаранамриты от Божеств, и они поправятся. И это сработало.

40-33 Джаядвайта Свами

Однажды, не помню обстоятельств, но мы по-моему с Радха-Валлабхой стояли на веранде в Майапуре со Шрилой Прабхупадой. Помню, что погода была теплой, и у Прабхупады была начисто выбрита голова, и похоже он был одет только в уттарию, покрывающую его грудь. Насколько я помню, он стоял под лучами солнца. Прабхупада потирал свою голову очень характерным образом. И он сказал:

— Если вы хотите сделать что-то хорошее, вам придется пройти через так много трудностей.

40-34 Джаядвайта Свами

По-моему это было на той же прогулке. Неожиданно мы пришли к мандапе — вызвышенной бетонной платформе с жестяной крышей над ней. Насколько я помню, там играла какая-то музыка. Прабхупада поднялся на мандапу, чтобы посмотреть, что там. И он увидел там божество Дурги. Прабхупада принес свои полные дандаваты перед божеством Дурги. Затем, насколько я помню, он сел на колени и смотрел на божество. Он процитировал стих: «сришти-стхити-пралайа-садхана-шактир эка, чхайева йасйа бхуванани бибхарти дурга» — «Дурга также исполняет свои дела по указанию Говинды. Он сказал:

— Мы также выражаем свое почтение Дурге, но не как материалисты — дай мне это, дай мне это, дай мне это. Гопи поклонялись Катьяяни, Дурге: «Моя дорогая богиня, ты всегда исполняешь указания Кришны. Поэтому ты очень дорога Кришне, ты Его преданная. Пожалуйста, дай нам свои благословения, чтобы мы могли заниматься служением Кришне». Таким образом, — сказал Прабхупада.

Прабхупада сказал это с большим чувством. Я помню, как у Прабхупады практически выступили слезы на глазах. Он говорил с большим чувством, выражая почтение Дурге в связи с Кришной.

40-35 Джаядвайта Свами

Он обычно выходил из своей комнаты в Бомбее, несмотря на то, что его здоровье было не очень хорошим. Его здоровье было достаточно слабым. Но он спускался на Гуру-пуджу. Он сказал нам однажды:

— Эта Гуру-пуджа очень важна. Вы должны посещать Гуру-пуджу. Это очень важно.

Он объяснял песню «шри-гуру-чарана-падма». В какой-то момент он произнес эту строчку и сказал:

— Что значит эта строчка? Каждый день вы поете эти стихи, но не знаете их значения.

Он рассердился на нас. Он считал это очень существенным.

40-36 Джаядвайта Свами

Последняя бомбейская программа в пандале, которую сделал Шрила Прабхупада, была в марте 1977 года, 23 и 24 числа. Здоровье Шрилы Прабхупады было крайне плохим. Я помню, что он был настолько слаб, что Бхавананда и Тамал Кришна Махарадж просто поднимали Прабхупаду на сцену. Он не мог подняться на сцену своими силами. Они поднимали его и фактически клали его на асану. Я помню, как в первый день Прабхупада сидел на асане практически обессилев, совершенно лишившись энергии. Он попросил Бхавананду читать «Бхагаватам». Это был раздел «сва-вид-варахоштра-кхараих самстутах пурушах пашух», вторая песнь. Он попросил его прочитать, а затем Прабхупада начал говорить. Я помню, что он начал со слов: «Я пришел, чтобы вдохновить вас и вдохновиться от вас». Он сказал не много, совсем чуть-чуть, а затем Бхавананда читал дальше, а Прабхупада сидел совсем без сил на сцене. Бхавананда читал, а затем Прабхупада говорил несколько слов, затем Бхавананда читал, а Прабхупада говорил еще немного, затем Бхавананда читал еще больше, и Прабхупада тоже говорил еще больше. Вскоре Прабхупада стал говорить, и говорить, и вскоре он стал рычать. Прабхупада настолько вдохновился, что просто начал проповедовать с тройной силой, так что к концу лекции он был полон сил и полон энергии и в полную мощь проповедовал. Он закончил свою речь и спросил, есть ли вопросы. Я помню некоторые вопросы, которые были в эти два дня. Один человек поднялся и сказал:

— Я вижу, что у вас картина Кришны, но у вас нет ни одной картины Рамы. Почему нет ни одной картины Рамы?

Прабхупада сказал:

— Есть имя.

Человек сказал:

— Но нет картины.

Прабхупада сказал:

— Но есть имя!

Прабхупада очень строго проповедовал, что нет разницы между именем и личностью, которой принадлежит это имя. Он просто приводил к этой точке.

40-37 Джаядвайта Свами

Другой вопрос задал очень утонченный, образованный человек, обладающий интеллектуальными манерами. Он встал и сказал:

— Сэр, можете ли вы доказать логикой, что Бог существует?

Прабхупада сказал:

— Вы не знаете, что такое логика.

Этот человек снова сказал:

— Сэр, можете ли вы доказать логикой, что Бог существует?

Прабхупада сказал:

— Вы не знаете, что такое логика.

По-моему в третий раз:

— Сэр, можете ли вы доказать логикой?..

— Вы не знаете, что такое логика! Есть мать, материальная природа. Есть дети, живые существа. Поэтому должен быть отец. Это логика. Теперь примите это.

Толпа просто возликовала тому, как великолепно Прабхупада закончил:

— Это логика. Теперь примите это.

40-38 Джаядвайта Свами

Другой человек задал вопрос, потому что Прабхупада говорил о том, что можно стать в следующей жизни животным. Человек встал и сказал:

— Итак, если я стану животным, значит у меня будет сознание животного, и тогда я буду счастлив жить как животное.

Иногда люди дают такой аргумент:

— Тогда все будет хорошо. Это не будет плохо.

Прабхупада ответил:

— Если это не плохо, то все в порядке. Но мы не думаем, что такая жизнь очень прекрасна.

И человек сел.

40-39 Джаядвайта Свами

Однажды в аэропорте Прабхупада сидел с преданными, и кто-то принес прасадам. Они дали Шриле Прабхупаде то, что там было. Прабхупада взял чуть-чуть, и затем сказал:

— Теперь раздайте.

Мы сидели в аэропорте. Там было много преданных, и также там было много других людей. Преданные спросили:

— Кому распространять? Обычным людям?

Прабхупада сказал:

— Нет, милосердие начинается с дома.

40-40 Джаядвайта Свами

Однажды в аэропорте во время отправления Прабхупада сидел, и один ребенок-преданный был там — совсем малыш. Этот младенец начал изучать аэропорт, сделав несколько шагов. Прабхупада сказал:

— О, он очень храбрый.

Затем через несколько шагов ребенок огляделся, не увидел свою мать, и его лицо стало морщиться, и он начал плакать. Прабхупада сказал:

— Таково и наше положение. Мы хотим быть независимыми, но когда мы становимся независимыми, у нас начинаются большие трудности.

40-41 Джаядвайта Свами

Однажды Ачьютананда Махарадж прислал статью с обсуждениями, которые у него были с Его Святейшеством Шридхаром Махараджем. Это было в очень ранние годы в ИСККОН, когда Ачьютананда и может быть еще пара других преданных были единственными преданными ИСККОН, которые отправились в Индию. Он прислал статью в Бостон и в сопровождающем письме описал, о чем была статья и что Шридхар Махарадж — это шикша-гуру Прабхупады. Сатсварупа Махарадж написал Шриле Прабхупаде: «У нас есть статья Шридхары Свами. Можно ли ее напечатать, и должны ли мы упомянуть, что он является вашим шикша-гуру и так далее?» Прабхупада ответил: «Да, статья может быть напечатана. Все заключения согласованы». Подразумевается, что если мы печатаем что-то в нашем журнале, то это соответствует нашим заключениям. Он сказал: «Но надо написать Б. Р. Шридхар Махарадж. Шридхар Свами — это другой человек». Естественно, Шридхар Свами — это изначальный комментатор «Шримад Бхагаватам». Поэтому он сказал: «Шридхар Свами — это другой человек. Должно быть Б. Р. Шридхар Махарадж». И также он кратко сказал: «Нет необходимости упоминать о шикша-гуру в этой связи». Он написал Ачьютананде Махараджу, потому что кто-то сагитировал его крайне неподобающе, пытаясь убедить его в том, что ему нужен шикша-гуру, а именно тот человек, который агитировал его. Прабхупада понял, что это была попытка отвратить Ачьютананду от связи с Прабхупадой и привести его в какое-то другое общество. Поэтому Прабхупада сказал ему убираться оттуда и послал его к Шриле Шридхару Махараджу. Он также дал ему наставление: «Если ты ищешь шикша-гуру, то это та личность, которая компетентна, чтобы быть твоим шикша-гуру. Даже я его считаю своим шикша-гуру». На этом было основано письмо, которое написал нам Ачьютананда Махарадж. Но когда дело дошло до печати этого факта в журнале «Обратно к Богу», Прабхупада сказал: «Нет нужды упоминать шикша-гуру в этой связи».

40-42 Джаядвайта Свами

Есть различные вещи, которые Прабхупада не делал, но так или иначе они стали узаконены в ИСККОН или вошли в традицию в ИСККОН. Мы можем упомянуть некоторые из них. Одна из них заключается в том, что стало модой или практикой среди преданных читать Гаятри-мантры, взяв шнур, поместив его под дхоти, и затем уже повторяя. Такое впечатление, что кто-то прочитал в каких-то писаниях о том, что шнур не должен никто видеть, и мы должны покрывать его одеждой. Но я полагаю, что имеется ввиду верхняя часть одежды. Так или иначе среди людей стало практикой покрывать шнур дхоти. Но Шрила Прабхупада никогда так не делал. Прабхупада просто брал шнур и повторял. Иногда он просто клал свою руку. Можно видеть фотографию в старом издании «Легкого путешествия на другие планеты», на которой Прабхупада сидит с вытянутой рукой, и можно видеть его пальцы, его шнур, и все остальное. Прабхупада не прятал свою руку под дхоти, чтобы скрыть шнур.

40-43 Джаядвайта Свами

Иногда у преданных есть такая идея, что перед повторением каждого круга на главной бусине надо повторять Панча-таттва мантру «шри-кришна-чайтанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда». Это еще одна вещь, о которой Прабхупада никогда не наставлял нас. Я был на многих инициациях, и Прабхупада всегда давал наставление: «Начинайте повторять с одной стороны четок Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Когда вы доходите до другой стороны, то не должны пересекать, а должны развернуться и идти в другую сторону, и таким образом, разворачиваясь вы читаете круг за кругом». Там не было Панча-таттва Маха-мантры.

40-44 Джаядвайта Свами

Мой опыт таков, что Прабхупада всегда вел киртан одним и тем же образом. Утром он воспевал Гурваштакам, затем Шри Кришна Чайтанья (Панча-таттва мантру), и затем Харе Кришна мантру, и затем он останавливался. Он начинал очень-очень-очень медленно, затем постепенно-постепенно-постепенно увеличивал скорость, затем доходил до кульминации, и затем останавливался и повторял мантры према-дхвани. По вечерам в прежние дни, когда были киртаны по понедельникам, средам и пятницам, Прабхупада воспевал полное Мангала-чаранам, все стихи Мангала-чаранам, очень медленно, затем он воспевал Шри Кришна Чайтанья (Панча-таттва Маха-мантру), затем Харе Кришна мантру. Он опять же ускорял темп, и затем он останавливался. Не было ничего другого в киртанах Прабхупады. Не было «Нитай-Гаура Хариболов», не было мантр Божествам. Прабхупада любил Божеств больше, чем кто-либо. Но он не воспевал никакие определенные имена Божеств. Все эти вещи были введены позже.

40-45 Джаядвайта Свами

Прабхупада никогда не обращался к Субхадра-деви как «Леди Субхадра». Похоже преданные позаимствовали это из британской модели — если есть Лорд Рандольф, то должна быть Леди Рандольф. Но Прабхупада всегда говорил «Субхадра-деви». Он никогда не говорил «Леди Субхадра» или «Леди Радхарани». То, что мы говорим «Господь Джаганнатх», не значит, что мы должны говорить «Леди Субхадра», или «Господь Кришна и Леди Радхарани», если мы не собираемся перенимать британские дворянские титулы с графинями и герцогинями и так далее.

40-46 Джаядвайта Свами

Кто-то спросил Шрилу Прабхупаду, включает ли Вселенская форма только эту вселенную или она включает много вселенных. Прабхупада сказал:

— Одной вселенной тебе будет достаточно.

40-47 Джаядвайта Свами

Прабхупада демонстрировал чрезвычайно глубокое чувство долга. Очень много раз он говорил о том, что выполняет свой долг перед своим духовным учителем. Я рассказывал историю о том, как Прабхупада проводил большую инициацию, после которой все были в экстазе, а Прабхупада просто сказал:

— Мы увеличили парампару, идущую от Чайтаньи Махапрабху.

Это вопрос долга. Прабхупада был очень уравновешен. Его не сбивал головокружительный энтузиазм, его не печалили неудачи, его ничто не останавливало. У него был долг, который он должен был исполнять. И он исполнял этот долг. Личная похвала и подарки, которые ему дарили, он принимал как долг, чтобы предложить их своему духовному учителю и через парампару Кришне. Переводы, которые он делал, публикации, которые он делал, его приоритеты, обучение его учеников — все это было в соответствии с его долгом, которым наделил его духовный учитель. И этот долг Прабхупада исполнял с огромной преданностью. Я имею в виду, что это и значит серьезность. Прабхупада был очень серьезным в отношении долга, который он исполнял. В то же время он был счастливым, он был очень радостным — Прабхупада использовал это слово. Он говорил: «Первый признак самоосознавшего человека — это то, что он радостен». Прабхупада был радостным. Он мог шутить, он мог играть словами, он мог по-настоящему расслабляться и проводить приятно время с преданными. Он мог быть резким. Он мог быть испепеляющим, когда он хотел критиковать. Он мог быть саркастичным. Он мог быть настоятельным. Он мог проявлять много всего. Но все это было в соответствии с его долгом как слуги своего духовного учителя и слуги Кришны. Во всяком случае на момент вашего вопроса такое качество всплывает в моей памяти.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)