Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 9
09-01 Дхананджая дас
Преданные спросили меня, испытываю ли я трудности с
пониманием его акцента, его произношения. И я сказал:
– Нет.
Должен сказать, что я заметил в его речи небольшой
шотландский акцент в некоторых словах, которые он употреблял. Я не знал тогда,
что в молодости он ходил в шотландский церковный колледж в Калькутте. Позже,
когда мне довелось массировать его, Шрила Прабхупада хотел побольше узнать обо
мне, и он спросил:
– Откуда ты?
И я ответил:
– Шотландия.
Тогда он начал вспоминать, что в школе все его учителя были
шотландцами. Он изучал Библию, катехизис. Он спросил, знаю ли я каких-либо
шотландских лордов. Я ответил:
– Нет. Лично не знаком ни с какими шотландскими лордами.
Он сказал:
– А к нам в колледж в Калькутте приезжал лорд Зетланд.
Он спросил изучал ли я историю Великобритании. Я ответил:
– Да. Я учился в Шотландии.
Тогда он задал мне еще несколько вопросов. Первый:
– Когда состоялась Трафальгарская битва?
Я ответил:
– В 1805 году.
Тогда он спросил:
– А когда были битва при Ватерлоо?
Я сказал:
– В 1815 году.
Он сказал:
– Да, ты знаешь историю Британии так же, как и я.
Он проверял меня. Также он спрашивал такие вещи как
расстояние между Глазго и Лондоном.
Я ответил:
– Примерно 400 миль.
– А сколько туда ехать на поезде?
Я сказал:
– Примерно 8 часов.
Когда он так общался со мной, я стал чувствовать себя очень
легко и комфортно с ним. До этого я не понимал как мне начать беседу со Шрилой
Прабхупадой, делая ему массаж. Так он покорил мое сердце, общаясь со мной таким
образом, что я мог оценить это. Я просто мог с ним общаться. Это не был
философский разговор, при первой встрече. Но когда мне представилась
возможность самому задать ему вопрос по дороге из аэропорта в поместье Джона
Леннона. Тогда Шрила Прабхупада спел киртан и прочитал очень философскую
лекцию. Моим главным желанием было спросить когда я смогу получить инициацию. Я
постоянно об этом думал. В конце лекции Прабхупада спросил: «Есть ли вопросы?»
Я поднял руку и спросил:
– Когда я смогу получить инициацию?
Это никак не относилось к теме лекции. Но Шрила Прабхупада
сказал:
– Это отдельная тема. Посмотрим. Но уже через неделю
Прабхупада давал инициации.
09-02 Трибхуванатх дас
Меня попросили надеть гирлянду на Прабхупаду. Помню
Прабхупаду в дверях, когда он заходил в зал, он улыбался. У него была океанская
улыбка. Я просто застыл. Помню как я подумал, что этот человек находится в
другом измерении. Хотя мне было всего 18 лет, я подумал: «Этот человек из
другого мира, он с другой планеты». Я замер. Я не мог повесить гирлянду на Прабхупаду.
Я просто стоял и смотрел на него. А он конечно же просто светился. У других
преданных тоже были гирлянды и он надевали их на Шрилу Прабхупаду, но я просто
застыл, и даже не поклонился. Прабхупада прошел мимо меня, стоящего с большой
гирляндой. Я просто смотрел на эту личность. Потом я подбежал к Прабхупаде и
повесил на него гирлянду. Это было забавно. Я был в группе встречающих с
гирляндами, но я просто замер. Я не знал
что делать. Улыбка Прабхупады вывела меня из строя. Еще я помню, что все преданные
плакали. Это был очень чарующий вид. Я обернулся, и увидел, что все преданные в
слезах. Я еще сильнее удивился могуществу этой личности. Просто человек входит
в дверь, и все начинают плакать. Очень поразительно.
09-03 Сакши Гопал дас
Меня поразила серьезность Шрилы Прабхупады. В Манчестерском
храме висел постер с изображением Шрилы Прабхупады. Черно-белое фото
Прабхупады, сидящего на своей кровати в Бери плейс, которое снял Гурудас. Я все
время думал: «Почему он так серьезен? Почему не смеется, как другие гуру?»
Потом я вдруг понял, что жизнь – очень серьезная вещь. И строгость Прабхупады,
и глубина его сострадания отражались на этой фотографии.
09-04 Калияпани дас
Это было до того, как он приехал в Мэнор. Он уезжал в
аэропорт, а я со сложенными руками за рулем фургона, чтобы последовать за ним.
Он очень очень медленно прошел к своей машине. И когда машина поехала он как
раз оказался с моей стороны. Проезжая мимо, он поднял голову и посмотрел на
меня таким образом. И в ответ также сложил руки. Это меня потрясло. Затем наши
глаза встретились. Машина двигалась очень очень медленно, и течение одной или
двух секунд наши глаза соединились. Это пожалуй самое запоминающееся событие в
моей жизни. Этот взгляд, который я получил. Казалось, как-будто время остановилось.
Я почувствовал, что Прабхупада смотрел сразу сквозь тысячи жизней. Это было
ощущение вечности. Как-будто я был в другом измерении. Я чувствовал, что он
видит тысячи бессмысленно проведенных жизней. И не только то, что он это видит,
но я почувствовал полное принятие меня с его стороны, не смотря на все эти
глупости. Потом он уехал. Но эта встреча создала необычайную связь между мной и
Прабхупадой, которую я никогда не смогу забыть.
09-05 Бхаджахари дас
Мне приходилось при любых обстоятельствах бывать на всех
больших утренних прогулках, когда мы ездили на фургоне. Но один конкретный
случай очень мне запомнился. Возможно это было мое первое общение с Его
Божественной Милостью. Я всегда нервничал в присутствии Шрилы Прабхупады, так
как был молодым преданным. Мне казалось, что только американцы могут говорить с
ним. Тогда в близком окружении Шрилы Прабхупады было много американцев. А мы
были молодыми преданными — англичане и валлийцы. Поэтому я стеснялся и вообще
не понимал о чем мы могли бы с ним говорить. Обычно он говорил, а мы просто
слушали. Но этим утром он что-то сказал, а я почувствовал, что могу задать мой
первый вопрос Шриле Прабхупаде. Мы гуляли по Сент-Джеймс парку. Сохранились
даже несколько черно-белых фотографий. Там были Реватинандана Свами, я,
Прабхупада, и может быть водитель – три-четыре человека. В парке в кустах спали
несколько молодых хиппи в спальниках. Когда Прабхупада проходил мимо них, он
сказал:
– Если им повезет, то они тоже могут присоединиться к
сознанию Кришны.
Мы продолжили прогулку, но эти слова «если им повезет»
продолжали крутиться у меня в голове. Неужели человеку нужна удача, чтобы
обрести сознание Кришны? Разве это игра в кости? Я пытался понять что
Прабхупада имел ввиду, говоря «если им повезет». Через пару сотен ярдов я
набрался храбрости и попытался задать свой вопрос так, чтобы это не звучало
оскорбительно. Я конечно нервничал, но спросил:
– Шрила Прабхупада, вы сказали «если им повезет». Могли бы
вы это подробнее объяснить? Потому что, читая ваши книги, я понял, что ничего
не бывает случайно. Что вы имели ввиду, говоря «если им повезет»?
Какое-то время он еще шел вперед, но потом вдруг остановился
посреди дороги. Он меня сильно напугал, потому что смотрел мне прямо в лицо.
Нас отделяли примерно 12 дюймов. Он поднял свою трость, и показал мне прямо в
лицо:
– Мы их удача!
Я понял, что должен научиться проповедовать. Многие годы я
медитировал на это. Но интересно то, что Шрила Прабхупада не сказал «я их
удача», а он сказал «мы их удача». Так я начал больше задумываться о важности
распространения сознания Кришны.
09-06 Дхруванатх дас
Я был хиппи, и вернулся из Индии в 69 или 1970 году. Я начал
писать книгу на основе опыта употребления галлюциногенных наркотиков в Индии. Я
описывал свой опыт самосознания и опережение времени с помощью наркотиков. В
этом время преданные записали знаменитый хит «Харе Кришна маха-мантра». И я
подумал, что это может быть хорошей идеей сделать одну из глав книги как
интервью с преданными, чтобы они рассказали свое видение Абсолютной Истины. Когда
я узнал где находится храм, я пошел туда и встретил Кулашекхару прабху, одного
из первых преданных. Я рассказал о своих намерениях, а он сказал, что наш
духовный учитель сейчас наверху. «Почему бы тебе не поговорить с ним?» Я
сказал:
– Замечательно! Почему бы нет?
Мы поднялись наверх в комнату Шрилы Прабхупады. Но перед тем
как войти, он сказал мне, что Прабхупада очень великая личность, и мы оказываем
ем особое почтение, поэтому если ты тоже это сделаешь, будет очень хорошо. Я
сказал:
– Конечно.
В Индии я видел как разные садху кланяются дандаватами.
Когда мы вошли в комнату, Прабхупада сидел с другой стороны спиной к окну, за
столиком, на подушках. Он что-то писал, и сдвинул на нос очки, чтобы посмотреть
на меня. Он сказал:
– Харе Кришна.
Я так был поражен его присутствием, что автоматически упал
на пол как палка, по примеру преданных, которые делали это на нижнем этаже
храма. Я лежал, замерев, и думая: «Что теперь делать? Когда мне вставать?»
Через некоторые мгновение Кулашекхара сказал мне: «Можешь вставать». У меня уже
были заготовлены все вопросы. Вы должны понимать, что в то время ЛСД было моим
Богом. Незадолго до этого я брал интервью у помощника Тимоти Лири. Мы
превозносили употребление ЛСД для достижения самосознания. Но когда я сел перед
Шрилой Прабхупадой, я почувствовал себя пустым. Я был настолько потрясен, что
потерял дар речи. Так или иначе, я только прочитал книгу «Нектар преданности».
В ней описывалось, что глаза чистого преданного умащены бальзамом любви, и
глядя в глаза Шрилы Прабхупады, я увидел это. Он был бесподобен. Как я уже
отметил, я потерял дар речи. После обмена любезностями, Прабхупада начал
говорить о том, как неудачлива современная молодежь, пытающаяся достичь
самосознания путем употребления галлюциногенных наркотиков. Он захватил меня
врасплох. Я не мог этому поверить, потому что это как раз тот вызов, который я
хотел бросить Прабхупаде. Я был просто поражен. Все мои мысли о написании книги
вылетели в окно. После того, как Прабхупада, видя все, о чем я думал, расколол этот
лед своей беседой, я набрался храбрости на начал задавать вопросы. Один из
первых вопросов был о качествах чистого преданного. И Шрила Прабхупада отвечал
только на этот вопрос в течение двадцати минут. Мне трудно вспомнить все детали
этого интервью. Мы беседовали около часа. В комнате еще присутствовали
Кулашекхара и другие преданные. Но я помню чем закончил Прабхупада. Он
посмотрел мне прямо в глаза и сказал:
– Человек – архитектор своей счастливой судьбы. Обрети
теперь удачу. Что бы ни было до этого, оно уже свершилось. Поэтому теперь начни
новую главу своей жизни, а в следующей жизни вернись домой обратно к Богу.
Эти слова и по сей день звенят в моих ушах.
09-07 Дхананджая дас
Он сказал:
– Итак, ты знаешь о четырех принципах?
Я сказал:
– Да.
– Ты будешь читать минимум 16 кругов?
Я сказал:
– Да.
На таких условиях он принял меня и дал мне имя. Он сказал:
– С этих пор тебя зовут Дхананджая дас. Это имя Арджуны.
Дхананджая значит завоеватель богатств. И у тебя не будет трудностей с
обретением богатств.
Он поднял руки и сказал:
– На самом деле вокруг столько богатств. Деньги летают во
всех направлениях. Нам нужно просто научиться искусству как поймать их.
Так он сказал мне.
09-08 Трибхуванатх дас
В другой раз мы получали инициацию. И Шрила Прабхупада был
очень серьезен. Он начитывал четки. Я сидел прямо под Вьяса-асаной и думал:
«Прабхупада такой серьезный». И когда подошел один парень, Прабхупада вытянул
руку с четками и спросил:
– Каковы 4 регулирующих принципа?
Тот ответил:
– Не принимать интоксикации, не играть в азартные игры, не
есть мясо, не заниматься незаконным сексом.
И Шрила Прабхупада сказал:
– Ну и какой тебе нравится больше всего?
Этот парень покраснел. Это было так весело. Потому что
Прабхупада был так серьезен, и он мог при этом сказать такое.
09-09 Сакши Гопал дас
Он спросил меня:
– Каковы 4 принципа?
И добавил:
– Ты обещаешь повторять 16 кругов каждый день?
А я ответил:
– Да, прабху.
Я не сказал: «Да, Прабхупада». Со всей искренностью я
сказал:
– Да, прабху.
И Прабхупада кивнул головой:
– Да, хорошо.
Он не обратил внимание на этикет. Он просто мог видеть малую
долю искренности. Я был очень серьезен, когда сказал это. Глядя назад, я понимаю,
что он должен был меня серьезно отчитать. Но он не сделал этого.
09-10 Бхаджахари дас
Мы общались со Шрилой Прабхупадой и Реватинандана вспоминал
как он работал… Прабхупада рассказывал об угра-карме и о том, как люди тяжело
трудятся, не получая, фактически, ничего взамен, и так далее. И Реватинандана
Свами начал вспоминать как он работал на оружейном заводе в Калифорнии до того
как стал преданным. И он начал рассказывать о разных деталях этого, о том,
каково было работать на этом адском заводе. К этому времени я уже был в
движении несколько лет, и хотя стеснялся и нервничал, всё же думал, что мне
тоже есть что сказать. Я стал рассказывать Прабхупаде о том, как я работал на
сталелитейном заводе в течение нескольких недель или месяца когда мне было 20, до
того, как я встретил Шрилу Прабхупаду. Я начал описывать детали. У нас был
огромный пресс. Нас было двое, и мы должны были поднять этот пресс, положить
под него кусок стали, потом нажать на кнопку, и этот пресс падал вниз,
превращая этот кусок стали в форму ванной. Потом мы обходили этот огромный
гидравлический пресс, снова поднимали щит, доставали эту ванную, выбрасывали её
на конвейер. И снова возвращались, брали кусок стали, клали его под пресс,
нажимали кнопку, пресс падал, мы обходили его, и так далее. Я рассказывал, а
Прабхупада слушал, смотрел и улыбался. Не улыбался, а просто внимательно
слушал. Затем я сказал Прабхупаде, что я так хорошо работал, что они пригласили
меня работать в ночную смену, чтобы получать дополнительный доход. Я думал, что
я хороший работник, но на самом деле никто просто не хотел делать это. Но там
больше платили, и я подумал, почему бы не попробовать. Но через неделю или две
у меня случился нервный срыв. Я работал всю ночь. Днем я не мог спать. И так
как я любил наслаждаться, то вечером ходил гулять с друзьями, а потом шел
работать. Итак, после пары недель такой работы у меня случился нервный срыв от
перегрузки. Прабхупада слушал, потом немного задумался и сказал:
– На самом деле, все это потому что в прошлой жизни вы все
были брахманами.
В комнате было около 10 человек.
– Иначе как бы вы так быстро пришли к сознанию Кришны?
Потом он остановился, еще подумал. Он облокотился на
подушку, он был очень расслаблен. А перед ним стоял такой столик. Он
расслабился и задумался, и потом сказал:
– На самом деле мой Гуру Махараджа приказал всем вам
родиться, чтобы помочь мне распространить эту миссию.
Все вытаращили уши. Он окинул взглядом всех преданных и
закончил взгляд на мне. Мы сидели вместе с Реватинанданой Свами. И я был
последним, кто говорил. Проводя своим взглядом он сказал:
– Теперь все мы снова вместе.
Сказав это, он просто засветился. Он подложил руку под
голову.
– И теперь мы все снова вместе.
Он засветился. И все воскликнули: «Джая Прабхупада!» А
кто-то даже заплакал.
09-11 Дхананджая дас
Шьямасундара очень хотел сделать из Бери-плейс настоящий
храм, поэтому здание превратилось в стройку. И он сказал Джорджу, что нам
тяжело там жить, так как слишком много пыли. И там был постоянный шум, потому
что надо было укреплять здание железными конструкциями. Он сказал, что пока
ремонт не закончен, преданным будет очень тяжело там жить, и попросил Джорджа о
какой-то помощи. Тот обещал поговорить с Джоном Ленноном, который недавно
получил большое поместье, и может он сможет пустить к себе преданных. Сам
Джордж в то время жил в Эшере, в Суррее, и у него не было большого дома. Дом
Джона был гораздо больше. Тогда у Джорджа еще не было особняка Фрайар-парк в
Хенли. Но если бы Джон отказал, то Джордж конечно пригласил бы преданных к
себе. Так или иначе, волею случая Джон согласился. Ему понравилась эта идея. Он
действительно очень хорошо к нам относился и дал 5 акров земли. Всего там было
76 акров, но Джон не занимался никаким сельским хозяйством. Когда об этом
сообщили Шриле Прабхупаде, он сказал, что мы должны использовать всю эту земля,
чтобы выращивать свежие овощи и фрукты. А все, что мы сами не сможем
использовать, мы должны отвозить на бычьих повозках на лондонский рынок. Когда
Прабхупада сказал это, я возразил ему:
– Но Прабхупада, на рынок ездят так много грузовиков…
В то время рынок Ковент-Гарден находился неподалеку от
Бери-плейс в Блумсбери, рядом с Королевским театром и Мировым судом. Итак, я
сказал:
– Но грузовики будут приезжать туда раньше наших повозок.
Мы находились на расстоянии не меньше 25 миль от Лондона.
И Прабхупада сказал:
– Нет, бычьи повозки должны отправляться вечером предыдущего
дня. Они будут ехать всю ночь и приедут на рынок до грузовиков. Это было
видение Прабхупады в 1969 году. Он хотел, чтобы мы тренировали животных,
запрягали их в повозки, и отвозили свежие продукты в центр Лондона. Также он
сказал, что мы должны провести большой фестиваль Ратха-ятры, начиная шествие от
поместья Джона Леннона до самого центра Лондона, останавливаясь по пути в
маленьких городах и деревнях.
09-12 Трибхуванатх дас
В Сент-Джеймс парке Прабхупада постоянно замечал какие-то
вещи. Однажды мы гуляли в парке, и Прабхупада указал на птичий помет и спросил:
– Что это?
Все посмотрели на птичий помет и стали гадать какого ответа
хочет от нас Прабхупада. Мы пытались придумать какое-то эзотерическое
объяснение. И Прабхупада снова спросил:
– О чем это говорит?
Преданные были сбиты с толку. И Прабхупада сказал:
– Это говорит о том, что одна и та же птица спит на одной и
той же ветке каждую ночь. Даже птицы привязываются к своему жилищу. Будьте
осторожны.
09-13 Джананджая дас
Вначале Джон был больше заинтересован, чем Йоко. И одним
вечером Джон и Йоко пригласили Прабхупаду послушать песню, которую они только
что записали. Это было как раз после его 29-й годовщины. Он написал песню
Холодная Индейка. Смысл этой песни в том, что в то время у него были симптомы
ломки после героина. Я сам замечал, что он и его жена постоянно принимали
героин пока мы жили там. Поэтому у Йоко было столько много выкидышей, несмотря
на то, что она по-настоящему очень хотела иметь ребенка от Джона Леннона. Мне
один раз довелось убираться в его офисе, и когда я подвигнул шкаф, то увидел
там множество инъекционных иголок и шприцов. Также с ними жили разные
сомнительные личности. Например, Александр Трокки. Он был шотландцем, но
переехал в Нью-Йорк, и написал там книгу о своих видениях под героином. Также
туда пригласили Уильяма Берроуза, который написал книгу «Мягкая машина». Он жил
в Северной Африке. То есть все они варились в этой наркоманской культуре, ища
себя, или что-то еще. И это причина, по которой мы тоже были там. Конечно же
они записали песню «Джон и Йоко навсегда», потому что все сознание Йоко было
направлено на желание быть с Джоном вечно. И когда она задала такой вопрос
Прабхупаде, он ответил: «Это невозможно. Смерть разлучит вас».
Тогда она потеряла интерес к преданным.
Это было личное приглашение. Шрила Прабхупада пошел туда со
своим секретарем Пурушоттамой, но мы с Тривикрамой также знали об этой встрече,
и мы также хорошо знали все уголки этого дома, потому что мы как-то очищали
красивые дубовые стены от краски в гостиной. Там также были французские окна,
ведущие в сад. Не сказав ничего Прабхупаде и Джону Леннону, мы в темноте
пробрались к этим французским окнам. И, хотя шторы были закрыты, там оставалась
небольшая щель, через которую мы могли заглянуть в комнату. Около этих окон
Джон разместил звукозаписывающее оборудование. Это был Ампекс. Он хотел, чтобы
Прабхупада послушал оригинал этой песни. Прабхупада тоже делал записи. Он записывал
бхаджаны, сопровождая голос фисгармонией и тампурой. Мы увидели через щель как
Прабхупада зашел в комнату. Ему предложили сесть на очень большой удобный
диван, вместе с Пурушоттамой, на другой стороне комнаты. Йоко сидела на кресле
рядом с Прабхупадой, а за ней сидел Джон. Он сказал, что сделал эту запись и
хотел бы показать её Прабхупаде. Он подошел к аппарату и начал нажимать на
кнопки и крутить ручки. Магнитофон начал работать, но звука не было. Лента
крутилась, но звука не работал. Он стоял лицом к нам, но не видел нас, потому
что мы были в темноте, а он в светлой комнате. И мы видели на его лице
расстройство, потому что звук не работал. Спустя минуту Прабхупада понял, что у
Джона что-то не получается и сказал:
– Вижу у вас трудности, но я тоже сделал кое-какие записи и
принес их с собой на своем диктофоне, который работает.
Он попросил Пурушоттаму включить запись. Вместо того, чтобы
слушать эту ужасную песню, не знаю слышали ли вы ее, это страшная песня,
Прабхупада показал свою песню Джону Леннону. Джону пришлось отойти от своего
магнитофона, сесть рядом с Йоко Оно и слушать. Буквально через пару минут
общения Прабхупада сказал:
– Мне пора возвращаться. Мне надо закончить работу над
переводом.
И вышел из комнаты. Когда он обходил дом, мы выпрыгнули
из-за кустов и предложили Шриле Прабхупаде поклоны. Прабхупада погладил нас по
спинам и сказал:
– Джай! Вы видели это?
09-14 Сакши Гопал дас
Была одна утренняя прогулка с Прабхупадой, на которой было
всего несколько преданных. Это было здесь, в Бхактиведанта Мэноре. Нас было
человек 5. И первую треть пути Прабхупада не говорил, а просто шел и повторял
джапу. Когда он дошел до поворота направо вокруг куста, он остановился и начал
задавать нам вопросы. Сначала он рассказал, что живые существа отражают мистические
силы, которыми изначально обладает Кришна. Кришна исполнен мистических
совершенств, но ими обладают и живые существа. Он сказал:
– Как лягушка. Она обладает йогической силой. Если закопать
её под землю, она не умрет.
Я шел рядом, и сказал:
– Но Прабхупада, лягушка ведь дышит кожей.
Он сказал:
– Нет! У нее есть йогические силы!
Интересно то, что потом я читал о лягушках и жабах, которых
находили внутри твердых камней. Непонятно, сколько тысяч или миллионов лет они
там просидели. И после того, как разбивали камень, живая лягушка или жаба
выпрыгивала оттуда. Так что, действительно, они обладают мистическими силами
сохранять жизнь, находясь под землей.
09-15 Бхаджахари дас
Помню одну историю, которая недавно подтвердилась, когда я
прочитал 3 том Дневника Хари Шаури. Я организовывал Джанмаштами, и я думаю это
был первый раз, когда мы стали брать плату за прасад. Обычно у нас была большая
палатка, в которой распространяли основной прасад, но в этот раз я подумал:
«Почему бы не сделать какой-то дополнительный прасад, за который мы могли бы
брать деньги, для тех, кому недостаточно просто риса, дала, чапати. Может быть
они захотят пиццы или чипсы или что-то еще». К тому же у нас не будет
возможности круглые сутки раздавать прасад. Так или иначе, я назначил
преданного, который этим занимался, но я был президентом и по сути нес всю
ответственность. Позже я был в комнате Прабхупады на даршане и киртане. В конце
Прабхупада спросил есть ли вопросы. И один гость начал очень резко критиковать
и жаловаться:
– Почему вы продаете прасад? Прасад это прасад – он должен
раздаваться.
Я начал нервничать. Я стоял сзади. Прабхупада осмотрел всех
вокруг. Не помню дословно, но Прабхупада ответил ему:
– Если мы с вас не возьмем денег, вы никогда ничего не
дадите.
Я сразу почувствовал полную защиту. Значит это нормально
продавать какой-то прасад в храме. К книге Хари Шаури Прабхупада говорит так:
– На самом деле вы должны жертвовать, чтобы поддерживать
нас, но вы ничего не даете, поэтому мы берем с вас деньги. Иначе вы никогда
ничего не дадите.
Этот индийский джентльмен сразу успокоился. Я помню его, он
постоянно на все жаловался, хотя всегда приходил. Меня это беспокоило, и я
думал, что Прабхупада сделает мне замечание, что мы продаем прасад. Но он сказал,
что это нормально.
09-16 Трибхуванатх дас
Однажды мы поехали с Прабхупадой в Букингемский дворец. В то
время мы гордились тем, что к нам присоединился один парень, который служил в
охране у Королевы, один из тех парней с большими пушистыми шапками. Проезжая на
такси мимо дворца, мы посмотрели на него, и сказали:
– Прабхупада, один из личных стражников королевы
присоединился к нам.
Прабхупада сказал:
– Да? А как насчет королевы?
09-17 Дхананджая дас
Джордж спросил может ли он тоже присоединиться к нам,
переехать в храм и побрить голову. Прабхупада ответил:
– Нет. То, что ты делаешь через свою музыку гораздо более
важно. Ты уже преданный Кришны. Просто продолжай.
Также Джордж рассказывал о музыке, которую он написал для
певицы Лакшми Шанкара, сестры Рави Шанкара. Одна песня называлась «Кришна, где
ты?» Прабхупада послушал эту запись в присутствии Джорджа и сказал:
– Это наше гаудия-вайшнавское настроение. Это очень
правильно – плакать: «Кришна, где ты?» Мы не должны думать, что смогли поймать
Кришну, что мы знаем кто такой Кришна. Это то, как ты можешь служить нашему
обществу наилучшим образом.
В другой раз мы поехали в гости к Джорджу Харрисону. Это
было после программы в Рединге, городе неподалеку от Хенли. Там была снята эта
известная фотография на территории имения Джорджа Харрисона. Мы зашли внутрь,
потому что не могли найти Джорджа. Но Шьямасундара знал планировку дома, он
знал в какую комнату нам идти. Мы пошли в ту комнату и ждали там Джорджа, и пока
мы ждали, на улице стемнело. В конце концов приехал Джордж с большим букетом
цветов и большой корзиной фруктов. Он никогда не приходил с пустыми руками, он
всегда хотел принести что-то Шриле Прабхупаде. Джордж отсутствовал именно
потому, что покупал подарки для Шрилы Прабхупады. Он подарил все это Шриле
Прабхупаде и упал в полный дандават перед ним. И тогда Шрила Прабхупада сказал:
– Цель человеческой формы жизни – оставить этот мир тьмы и
вернуться в мир света.
К тому моменту в комнате уже совсем потемнело и Прабхупада
подчеркивал этот момент. Прабхупада всегда мастерски умел приводить примеры с
природой в любой ситуации. Он сказал:
– Это мир тьмы и он нуждается в свете. А все, что у нас есть
– это свет Солнца и Луны. Без Солнца не будет ни жизни, ни света. А когда
Солнце садится, нам приходится использовать искусственные источники освещения –
электричество, огонь. Но в мире света нет необходимости в искусственных
источниках. Это то, где мы все хотим жить, в мире света, а не в мире тьмы.
Так он непрерывно подчеркивал одну и ту же идею. И Джорджу
это очень понравилось.
09-18 Сакши Гопал дас
Потом он спросил:
– Какой живое существо принимает пищу через свои стопы?
Кришна может принимать пищу с помощью любой части тела. И его чувства могут
выполнять любые функции. Итак, есть живое существо, которое питается через
ноги. Хах?
Все зачесали затылки:
– Не, мы не знаем.
Прабхупада остановился и показал тросточкой:
– Вот, дерево. Оно питается через ноги.
Такая приятная сладкая беседа со Шрилой Прабхупадой.
09-19 Трибхуванатх дас
Прабхупада говорил о разных вещах на утренних прогулках.
Одна из частых тем была состояние общества. Прабхупада говорил о людях, которые
спят в парках, в спальниках или просто на газетах. Он объяснял как действует
карма. Даже если ваше общество очень продвинулось, тем не менее вы не можете
избежать кармы. Мы можем видеть, что люди продолжают страдать. Хотя они живут в
очень цивилизованной стране, им приходится спать в таком беззащитном состоянии.
Также одним утром мы спросили Прабхупаду о прогрессе.
Прабхупада очень решительно остановился, затем сделал шаг вперед, указал на
свою ногу и сказал:
– Когда одна нога крепко зафиксирована, тогда можно
передвигать другую. Таким образом человек может совершать прогресс. А не так,
что бежать, спотыкаясь и падая.
09-20 Дхананджая дас
В другой раз мы гуляли и увидели клочок желтой травы.
Прабхупада в своем стиле остановился и указал на этот клочок желтой травы:
– Почему эта трава желтая, хотя остальная трава вокруг
зеленая? Почему она желтая?
Гурудас попытался дать философское объяснение:
– Может быть это благодаря свойству почвы или слишком много
дождя.
На самом деле это объяснение не было философским, а
практическим, почему трава желтая. Прабхупада сказал:
– Нет, эта трава желтая, потому что она отделена от корня.
Все растения питаются от корня. И как только они отделяются от корня, тотчас же
приходят проблемы. Также и мы находимся в трудном положении в этом материальном
мире, потому что мы отделились от Кришны. Как только мы снова примкнем к
Кришне, наши жизни увенчаются успехом.
09-21 Бхаджахари дас
Из наставлений, которые я получил во время утренних
прогулок, два я считаю очень важными. Одно связано с распространением книг. Мы
как-то обсуждали распространение пластинок с записями для сбора пожертвований.
Прабхупада очень хорошо прояснил этот момент. Это было в 1974 году.
– Если вы используете какие-то атрибуты для сбора
пожертвований это нормально, но все же надо давать книгу.
Он не был заинтересован просто в пожертвованиях. Он говорил:
– Я не попрошайка. Я никогда не попрошайничал. Когда бы мне
не давали пожертвования, я давал какую-то литературу.
Помню это звучало очень строго. Там были Гьяна дас, я, и еще
несколько преданных.
Другим утром мы проходили мимо деревни вдоль полей и обсуждали
вопросы чистоты. Один преданный, считая что он поступает правильно, вторгся в
разговорил и сказал, что в храме в Эдинбурге мы уничтожили всех…
Прабхупада говорил о том, что если не соблюдать чистоту, то
придут мыши и крысы. Итак, один преданный, не подумав, вторгся и сказал, что мы
уничтожили всех крыс и мышей. Мы убили их в эдинбургском храме. Прабхупада
повернулся, посмотрел на него очень строго и сказал:
– Тебя надо убить!
Я не хочу упоминать имя этого преданного. Он хороший
преданный. Но Прабхупада был очень разгневан тем, что преданные уничтожают
вредителей. Его идея заключалась в том, что храм должен быть настолько
безупречно чистым, что они просто не придут туда, потому что там нет пищи для
них.
09-22 Трибхуванатх дас
Однажды Прабхупада очень болел. Он просто упал в своей
комнате. Это было поздно вечером. Шьямасундара вбежал и буквально поймал
Прабхупаду. Он сказал, что Прабхупада почувствовал сильную слабость, и позвал
Шьямасундару. Он сказал, что когда вошел в комнату Прабхупада буквально упал ему
в руки. Прабхупада был очень бледен. Тем утром мы не стали вставать, потому что
не хотели беспокоить Прабхупаду. Когда мы проснулись, мы вели себя очень тихо и
потом устроили 24-часовой киртан в храме. Через три дня мы пошли на утреннюю
прогулку и Прабхупада снова чувствовал себя хорошо. Один преданный спросил:
– Шрила Прабхупада, как так случается, что чистый преданный
заболевает?
Прабхупада остановился. Я помню хорошо этот момент, потому
что в нем было столько любви. Его глаза сильно округлились. Он остановился и
очень эмоционально сказал:
– Это как у влюбленных. Иногда влюбленные… Как это
называется? Иногда они кусаются.
Кто-то сказал:
– О! Засос, Прабхупада!
Прабхупада сказал:
– Да. Также Кришна ставит свои засосы. Иногда он кусает
преданного.
Он улыбнулся. Это был очень экстатический, глубокий момент.
09-23 Дхананджая дас
Я спросил о Господе Шиве. Я хотел понять положение Господа
Шивы. И почему-то Прабхупада ответил так строго, почти гневно, что я употребил
имя Господа Шивы. Потом мне объяснили, что он был так строг, потому что это был
очень частый вопрос, который задавали ему хиппи. Из-за культуры наркотиков,
из-за того, что он видел в Нью-Йорке, в Сан-Франциско, как молодые люди курили
травку и говорили, что это Шива Прасад. Прабхупада очень строго сказал:
– Он не Бог. Он как начальник полиции. Он назначенный
авторитет. Он не высший авторитет. Кришна высший!
Так он поливал меня, когда я спросил о Господе Шиве. Это
также сильно запало в моей памяти.
В другой раз мы проходили неподалеку от поля, по которому
гуляли ослы и лошади. Кулашекхара начал кричать:
– Харе Кришна! Харе Кришна! – очень громко, пытаясь привлечь
внимание животных на поле.
Прабхупада сказал:
– У них нет ушей, чтобы услышать. Они не оценят даже если ты
будешь орать. Они не смогут оценить. У них нет тех ушей, которыми можно
услышать.
Кулашекхара сказал:
– Но Господь Чайтанья, Он шел через лес Дандакаранья и
воспевал для всех животных.
Прабхупада улыбнулся:
– Ну хорошо. Может если ты будешь воспевать погромче, они
что-то услышат.
09-24 Сакши Гопал дас
Однажды Прабхупада гулял вокруг озера, до того, как
почистили это озеро в Бхактиведанта Мэноре. С дальнего конца озера Прабхупада
показал на большую кучу колючек, металла и сорняков. Он сказал:
– Это надо убрать.
Через неделю кучу убрали, и под этой кучей сорняков мы нашли
пристань. До этого она была незаметна. Позже летом, когда её перестроили, Шрила
Прабхупада сидел там на берегу озера, смотря на него и сказал:
– Нам надо построить остров, а на нем храм Махавишну посреди
этого озера.
Он рассказал как в детстве посещал храмы, которые были
окружены водой, и они пели киртаны с лодок, плавая вокруг храма. Он сказал:
– Вам тоже надо проводить такие киртаны в лодках вокруг
храма, стоящего посреди озера.
Но управа не разрешила нам построить фонтан в центре озера,
не говоря уж о храме.
Тогда Прабхупада вспоминал о своем детстве, и особенно об
этих киртанах в лодках.
09-25 Трибхуванатх дас
Однажды Прабхупада принимал прасад в своей комнате, а
готовила ему Ямуна. Там были Малати и Ямуна. Малати бегала вверх и вниз, потому
что Прабхупада любил вздутые горячие пури. Помню это бегание вверх и вниз с
горячими пури. Я наблюдал эту очаровательную сцену из-за угла. Малати
спрашивала у Прабхупады:
– Шрила Прабхупада, как много пури вы можете съесть?
Потому что я не представляю сколько пури она принесла ему.
Очень много. И по мере того как она приносила, он съедал все. И когда она
принесла очередную порцию пури, ей было интересно сколько еще раз ей придется
бегать туда сюда. Она спросила:
– Сколько пури вы можете съесть?
И Прабхупада ответил:
– Больше, чем ты можешь приготовить.
Его глаза стали очень большими. Он смеялся и был похож на
мальчика-пастушка. В этот момент Прабхупада был очень экстатичным, он бил себя
по колену и говорил:
– Больше, чем ты можешь приготовить.
09-26 Дхананджая дас
Это было в то же время, когда мы посещали Рединг. Там был
г-н Праджапати. Это был тот же вечер, когда мы покинули поместье Фрайар-парк
Джорджа Харрисона в Хенли. Мы отправились в гости к г-ну Праджапати. Прабхупада
хотел выпить немного молока, и может быть халавы и пури. И потом мы должны были
вернуться в Бери-плейс. Когда мы приехали туда, другие преданные уже ждали нас,
потому что только несколько человек поехало домой к Джорджу Харрисону. Г-н
Праджапати и его жена были очень искусны в подаче прасада. Он спросил у Шрилы
Прабхупады чего он хочет, и Прабхупада ответил:
– Я могу попить немного молока.
Тогда г-н Праджапати спросил:
– Хотели бы вы что-нибудь к молоку?
Прабхупада спросил:
– А вы что-то приготовили?
И он сказал:
– Да. Мы можем принести вам немного сабджи, пури и халавы.
Прабхупада сказал:
– Хорошо.
Потому что Прабхупада в особенности любил принимать халаву и
пури с молоком здесь, в Англии. Но вместе с этим начали приносить другие блюда.
Прабхупада спрашивал: «А это что? Неплохо выглядит». И брал немного одного
блюда, потом другого. Постепенно там образовалось 15-20 различных блюд перед
Прабхупадой. И Прабхупада сказал:
– О, вы обхитрили меня.
И г-н Праджапати сказал:
– Да. Но что мы могли поделать. Это такая честь, что вы
приехали к нам домой. Поэтому мы приготовили большой пир.
Прабхупада спросил:
– А как же остальные?
И г-н Праджапати ответил:
– Да, мы приготовили достаточное количество, чтобы накормить
всех.
Шрила Прабхупада сказал:
– Хорошо, тогда все должны поесть тоже.
И тогда мы все сели. Было около 11:30 часов вечера. Мы все
почтили этот огромный пир. И на следующее утро Шрила Прабхупада хотел поехать…
Он не поехал вечером в Бери-плейс, а остался на ночь у г-н Праджапати, а мы все
разместились в другом доме. И утром нам всем пришлось вставать в 4 утра, потому
что Шрила Прабхупада хотел получить даршан Радхи-Лондон-Ишвары. Помню как
трудно нам всем было проснуться, после такого позднего обильного пира.
09-27 Бхаджахари дас
Во время следующего приезда Прабхупады многие преданные
отправились встречать его в аэропорт, а я подумал остаться здесь и проследить
за тем, чтобы все было готово к встрече. Я не поехал в этот раз. Я
организовывал все, и сам пошел готовить подношение из фруктов для Прабхупады.
Когда он приехал, все преданные тоже вернулись и поднялись в его комнату.
Вскоре и я подошел с красивым серебряным подносом, на котором были разложены
фрукты. Перед столом было немного места. Я предложил бхогу и принес свои
поклоны. Пока я был на полу, Малати вставила свое слово:
– Шрила Прабхупада, Бхаджахари женился пока вас не было.
Конечно, я два года сражался за свою брахмачарью, и тогда я
думал, что пал. Иногда мы думали, что семейная жизнь – это шаг назад на
духовном пути. Я подумал: «О, Малати, зачем же?» Но она сказала это с таким
энтузиазмом и радостью, что все воскликнули: «Джай!» И когда я смущенно поднял
голову, то увидел, что Шрила Прабхупада улыбается. Он сказал:
– Это нормально. Одна жена – это брахмачарья.
Прабхупада всегда вдохновлял нас.
09-28 Дхананджая дас
В тот день я был где-то в других мыслях, но пытался как мог
концентрироваться на своем служении. Я делал массаж головы Шриле Прабхупаде.
Пока я это делал, вошел Пурушоттама. Обычно во время массажа кроме Прабхупады и
массажиста никого не должно было быть, но в этот раз Пурушоттама был с нами.
Прабхупада спрашивал Пурушоттаму: «Что там? Что происходит?» Потому что тот
смотрел телевизор и комментировал что там показывают. Когда начали показывать
приземление на Луну, Прабхупада спросил:
– Что там показали?
Пурушоттама ответил:
– Они приземлились на Луну. И она выглядит как очень
пустынная земля. Как пустыня. Там много камней и очень пыльно.
Прабхупада сказал:
– Да? Там нет никаких зданий? Нет людей? Нет садов?
Пурушоттама сказал:
– Нет, Прабхупада, это Луна.
Он был немного обеспокоен тем, что Прабхупада задает такие
вопросы, как-будто он не знает как выглядит Луна.
И тогда Прабхупада заключил:
– Тогда это не Луна. В соответствии с ведической астрономией
Луна – это высшая райская планета с очень продвинутой цивилизацией, зданиями,
парками и озерами. Это очень красивое место, наполненное многими видами жизни.
Так что это не Луна. Таково мое заключение из того, что ты сказал мне.
Тогда Пурушоттама начал очень горячо спорить, принимая
сторону ученых. В этот момент Прабхупада захотел, чтобы я сел перед ним. Я
полагаю он думал, что я смотрю телевизор. Потом он положил свои руки мне на
голову, а я сидел чуть выше Прабхупады. Итак, он положил руки и начал
массировать мою голову, говоря:
– Вот так! Делай так!
Ему пришлось сделать это дважды. И на третий раз, когда я
вернулся назад и начал массировать, он сказал:
– Все же ты делаешь не так!
Я сказал:
– Прабхупада, клянусь, я не смотрю телевизор. Я пытаюсь
сосредоточиться.
Тогда Прабхупада засмеялся и сказал:
– Ну хорошо.
Но также в этот самым момент, так как он сидел около двери,
ведущей в зал, и дверь была немного приоткрыта, Прабхупада посмотрел в щель и
увидел как Малати взяла какие-то бутылки с молоком через маленькое окошко во
входной двери, и поставила эти грязные бутылки на маленький столик, где уже
стояли подношения для Божеств Прабхупады, которые она приготовила путем
неимоверных усилий. Она поставила эти грязные бутылки прямо туда. Все понимают
что это такое – ставить что-то очень шучи вместе с чем-то очень мучи.
Прабхупада увидел это краем глаза. Он не смотрел на дверь, он смотрел на
телевизор и разговаривал с Пурушоттамой, а также был обеспокоен моим сознанием.
А я погружался в их беседу, хотя должен был заниматься массажем. И вот в этот
момент Малати испортила все подношение. Он позвал Малати очень сердито. Вообще
говоря, когда Прабхупада принимал массаж, он никогда не хотел, чтобы женщины
видели его. Но это был экстренный случай. И он разгневался. Малати влетела в
дверь, предложила поклоны, покрыла свою голову сари, и спросила:
– Что случилось, Шрила Прабхупада?
Он сказал:
– Разве ты не видишь? Ты не можешь запомнить? Я тебя столько
учил? Почему ты не можешь научиться?
Он отчитывал её, но она не понимала что она сделала не так.
Она не понимала о чем говорит Прабхупада. Она все больше и больше терялась,
пока не пришла в совершенное беспокойство. И тогда Прабхупаде пришлось
объяснить ей что она наделала. Она заплакала и убежала, чтобы убрать эти
бутылки.
09-29 Трибхуванатх дас
Когда Прабхупада приехал, во время приветствия Божеств он
сказал:
– Будьте очень осторожны. Не гордитесь. Вы имеете дело с
Радхой и Кришной. Не гордитесь. Иначе все будет испорчено.
В другой раз один гость спросил Прабхупаду:
– Почему Кришна носит павлинье перо?
Помню я подумал, что Прабхупада сейчас даст какую-то далекую
эзотерическую причину павлиньему перу. Но он повернулся и сказал:
– Потому что Ему нравится.
Он ответил так просто. Но в другой раз с вьяса-асаны он
сказал:
– Это сознание Кришны так просто, что вы можете пропустить
его. Оно так просто, что вы можете промахнуться.
Я хорошо помню это, потому что это было так просто. И
одновременно так глубоко. Сознание Кришны такое простое, что вы его пропустите.
09-30 Сакши Гопал дас
Это была вселенская встреча. Шьямасундара позвал нескольких
клириков на встречу со Шрилой Прабхупадой. Был солнечный день. Прабхупада сидел
на траве. А для священников поставили три стула. Остальные присутствовавшие
сидели со скрещенными ногами на траве. Итак, приехало несколько монахинь. Они с
почтением обратились к Прабхупаде:
– Итак, вы духовный учитель движения Харе Кришна?
Прабхупада ответил:
– Нет. Я духовный слуга.
Очень тихо. Не знаю даже услышали ли они его. Но Прабхупада
смотрел на свое положение очень смиренно.
09-31 Дхананджая дас
Когда англиканская монахиня приехала на встречу со Шрилой
Прабхупадой, на ней было то, что мы обычно считаем монашеской рясой, хотя она
не была католической монахиней, она была англиканской монахиней. Но у нее были
четки как у католической монахини. Прабхупада спросил какую молитву она
воспевает. Он ответила:
– Моя молитва такая: Дорогой Господь Иисус Христос,
пожалуйста, будь милостив ко мне.
Она также добавила, что произносит это со всей искренностью
на каждой бусине, занимаясь своими делами. Прабхупада сказал:
– Да, это очень хорошая молитва. Мой дорогой Господь Иисус
Христос, пожалуйста, помилуй меня. Вы должны продолжать так молиться, и тогда
несомненно Господь Иисус Христос прольет на вас свою милость.
09-32 Трибхуванатх дас
В другой раз мы отправились с Прабхупадой к индийскому
послу. Тогда у нас не было машины. Храм был очень беден. Мы отправлялись к
послу, и я сделал объявление среди гостей: «Если у кого-то есть машина, мы
могли бы воспользоваться ей». Там было несколько гостей. И один хиппи сказал:
– У меня есть. И Свами может воспользоваться ей.
Мы посмотрели на нее. Это был жук, но весь украшенный
цветами. Очень нелепого вида машина.
Я подумал: «Неужели Прабхупада сядет в неё?» Но нам надо
было ехать на встречу. Мы сели в машину – Прабхупада, Шьямасундара, я и этот
водитель-хиппи. Так мы подъехали к индийскому посольству. И она из вещей,
которые я запомнил из этой встречи, когда мы приехали к этому послу, Прабхупада
сел и был настолько расслаблен, настолько трансцендентен. И в то же время он
говорил о Шриле Рупе Госвами. Я знаю, что у Прабхупады была какая-то цель
приезда. Но не знал какая именно. Позже я понял, что он хотел получить
пятилетние миссионерские визы для своих американских учеников. Он говорил о
Шриле Рупе Госвами, о других Госвами. Потом он показал ему Нектар Преданности и
дал ему его. Полчаса Прабхупада просто говорил о Госвами. По окончании встречи
этот джентльмен был настолько очищен, что начал общаться с ним очень лично,
называя его по имени Абу Панта. Он сказал:
– Итак, Абу, последний раз, когда мы общались, я обещал
сделать для вас все, что вы пожелаете. Теперь я хочу услышать вашу просьбу.
К тому времени между ними сложились такие хорошие отношения,
что он просто не мог отказать. Прабхупада полностью растопил его. Он попросил
его поговорить с Индирой Ганди и договориться о пятилетних визах. Насколько я
помню он отошел и попытался связаться через Дели с Индирой Ганди. Но смысл в
том, как Прабхупада смог смягчить его, беседуя о Госвами и философии. Меня
пленило то, как он общался с этим человеком. В этом не было никакого бизнеса.
Прабхупада был послом от Госвами, и он встречался с индийским послом, но вел
себя по-своему, а не так, как ведут себя дипломаты на переговорах. Это сильно
впечатлило меня.
09-33 Бхаджахари дас
Еще одна хорошая история. Прабхупада был здесь, и насколько
я помню он себя не очень хорошо чувствовал. Но все же он хотел поехать к
Радха-Лондон-Ишваре. Это был 73 или 74 год. Мы заказали машину. Наверное это
единственный раз, когда я был водителем Шрилы Прабхупады. Мы приехали на
Бери-плейс. Там было много преданных. После приветствия Божеств Прабхупада сел
на вьяса-асану и сказал:
– Есть песня о Радхарани. Вы знаете ее?
Там был Йогешвара. Он попытался спеть эту песню: «радхе джая
джая мадхава махите». Но это единственные слова, которые он знал. Шрила
Прабхупада сидел и улыбался. Затем Прабхупада перехватил его и начал петь:
«радхе джая джая мадхава махите». Он пел её, а мы пытались вторить ему, хотя
слышали эту песню первый раз. И даже если слышали, то не знали её хорошо. Потом
она перешла в Харе Кришна киртан. Я помню очень ясно этот день. После того, как
он встал с вьяса-асаны и собирался выходить из храма, преданные расступились, а
я проскользнул к двери, чтобы надеть на него туфли. Я был у двери, и Прабхупада
начал проходить в нее. А в Бери-плейс дверной проем достаточно маленький. В нем
может поместиться только один или два человека. Итак, Прабхупада стоял в двери,
а все преданные у него за спиной пели, танцевали и прыгали в экстазе. Был очень
блаженный киртан. Когда Шрила Прабхупада подходил к двери, Йогешвара выкрикнул:
– Шрила Прабхупада, вы олицетворенная милость Радхарани!
Все преданные воскликнули «Джая!» А я как раз в этот момент
надевал на Шрилу Прабхупаду туфли. Мне захотелось посмотреть наверх, чтобы
увидеть его реакцию. Я поднял голову, а Прабхупада посмотрел вниз на меня. Я не
хочу имитировать его, но хотел бы передать то, как он сказал это. Он сказал:
– Оскверненная милость Радхарани.
Я единственный, кто это слышал, потому что сзади вовсю шел
киртан. Последние 20 лет я пытаюсь медитировать на то, чтобы понять смирение
Прабхупады, в котором он сказал это. Иногда я думаю, не говорил ли он это мне,
потому что я касался его стоп, а он является «оскверненной милостью Радхарани».
Можно по-разному смотреть на все. Я пытаюсь видеть обе стороны.
09-34 Дхананджая дас
В другой раз я присутствовал при встрече Прабхупады с
римским кардиналом. Это был кардинал Пиньедоли. Этот кардинал также был епископом
Бомбея и он встречал преданных в Бомбее. Он доказывал Прабхупаде:
– То, что вы делаете, и то, что мы делаем – одно и то же. То
же самое.
Прабхупада ответил:
– Да, но у нас есть Бхагавад-гита.
И он подарил одно копию книги кардиналу Паньедоли и сказал:
– Вам надо почитать эту книгу, потому что она даст вам
больше понимания как предаться Богу.
И Шрила Прабхупада объяснил мне, когда я был с ним в
комнате:
– Итальянцы религиозны по природе. И они хотят получить
милость Бога. Посмотри сколько собирается народу на площади Святого Петра,
когда папа римский дает свою речь. Они хотят получить благословения от Бога, но
не знают как это сделать. Поэтому мы должны учить их как достичь квалификации,
чтобы получить милость Бога. Это самое существенное, чего не хватает в
католическом учении – как получить эту квалификацию.
09-35 Трибхуванатх дас
Мы проводили большую программу в Глазго. И это было
достаточно далеко. В то утро Прабхупада даже не позавтракал. Мне пришлось
поехать туда раньше, чтобы все устроить, а Прабхупада приехал туда на поезде. И
в поезде он встретил одного очень приятного индийского джентльмена. Он был
доволен своей поездкой. Потом он делился этим с нами. Так или иначе, никто не
привез никакого прасада, а он уехал в полдень, и до вечера ничего не вкушал. И
ни разу не пожаловался на это. Он приехал в этот зал, и там проходила
программа. Зал был просто забит. Для тех времен это был очень большой зал. На
программу пришло как минимум 500 человек. И им очень понравился Прабхупада.
Шотландцы по-настоящему полюбили Прабхупаду. Мы поставили вьяса-асану на сцену,
и провели грандиозный экстатичный киртан, который вел Хансадутта. Уличная
детвора тоже пришла туда, потому что мы пускали всех. Они танцевали как
сумасшедшие. А Прабхупада вдохновлял их. Они вошли в настоящий контакт с
Прабхупадой. Я подумал, что это уж слишком, и мы попытались выгнать их оттуда.
Но Прабхупаде наши действия не понравились, поэтому я сказал преданным не
делать этого. Прабхупада дал удивительную лекцию. Я её потом еще много раз
переслушивал. Это была лекция по Бхагавад-гите. После лекции Прабхупада
спросил:
– Есть ли вопросы?
Один парень встал и начал говорить. Смысл его слов заключался в том, что он –
Бог. Поначалу он просто болтал что-то. Но потом он подвел к тому, что на самом
деле все мы – Бог. И Прабхупада не перебивал его, он дал ему высказаться. Он
говорил, о том, что все мы – Бог, и что всё едино. В какой-то момент у него
закончились слова. А Прабхупада просто сидел и смотрел очень-очень строго, как
лев. И вдруг наступила полная тишина, потому что у этого парня закончились
слова. Теперь этот парень стоял напротив Прабхупады и смотрел прямо на него, а
Прабхупада смотрел на этого парня. И тогда Прабхупада сказал:
– Ты не Бог, ты Дог!
Он сказал это так сногсшибательно, что этот парень фактически
упал на свое кресло. Он свалился просто в шоке. Вся аудитория встала и начала
аплодировать, радоваться и свистеть, как-будто забили гол на чемпионате мира.
Реакция была просто ошеломляющая. Все хлопали и веселились. Я смотрел на
Прабхупаду, и видел, что он тоже был шокирован такой реакцией. Все они
полностью поддержали Прабхупаду. После программы мы отвели Прабхупаду за сцену,
и все, что у нас было – это апельсины. Мы были так бедны, что нашим пиром были
просто апельсины. Можете представить себе. Мы дали Прабхупаде 5 апельсинов,
потом дали еще 5. Я думаю он съел около 10 апельсинов. И когда Прабхупада
покидал этот зал, я клянусь до своей смерти, он был опьянен. Он был в полном
экстазе, он шел по залу, шатаясь. Я смотрел на Прабхупаду, держа дверь. Были
только я и Прабхупада, а его слуга шел сзади. Я смотрел на Прабхупаду, а он
светился. Это было невероятно, он был просто опьянен. Я никогда его таким не
видел. И когда Прабхупада подошел к двери, я держал её, но стоял на одну
ступеньку ниже. Он положил свои руки мне на голову и стал растирать её. Я
стоял, а Прабхупада потирал мою голову. Я не мог поверить в это. Я думал: «Что
происходит?» Он очень-очень мягко растирал мою голову и сказал:
– Я очень доволен тем, что ты сделал. Теперь проповедуй это
сознание Кришны по всей Шотландии.
Это было настолько прекрасно, что очень трудно передать все
ощущения, потому что такие моменты случаются только раз.
09-36 Бхаджахари дас
В другой раз я был на Бери-плейс. Это было до того, как меня
попросили возглавить Мэнор. В течение какого-то короткого времени я пытался
организовать деятельность на Бери-плейс. Ко мне обратились старшие преданные,
которые хотели пожаловаться Прабхупаде на Джи-Би-Си. В то время Джи-Би-Си был
Шьямасундара. Безусловно тогда у него были трудности в духовной жизни. С
внешней точки зрения он не приходил на мангала-арати, очевидно он не повторял
свои круги, по вечерам он где-то пропадал. Денег у нас не было, а он хотел
арендовать машину. Так у него была машина, а преданные боролись за выживание. То
есть, были некоторые беспокойства, вызванные поведением Шьямасундары. Между
преданными ходили обсуждения, но никто решался лично обратить внимание Шрилы
Прабхупады на это. Тогда один старший преданный попросил меня сходить вместе с
ним к Шриле Прабхупаде, потому что решился на это, считая, что по крайней мере
Прабхупада должен знать всю правду. Может он и знает. Так или иначе, я пошел
вместе с ним. Это был Реватинандана Свами, и так как я был его секретарем, он
взял меня с собой в качестве поддержки. Мы вошли, поклонились, и за одну минуту
Прабхупада понял причину нашего визита. Он посмотрел на меня с отвращением,
потому что не был рад тому, что я пришел жаловаться. Когда он понял, что мы
пришли просто пожаловаться на Шьямасундару, он посмотрел на Реватинандану Свами
и сказал ему:
– Попроси его выйти.
О нет, простите, сначала он посмотрел на меня, и сказал:
– Ты не должен критиковать старших вайшнавов.
И затем, не глядя на меня, он сказал Реватинандане Свами:
– Попроси его выйти.
Я практически выползал на своем животе. Я пришел туда
жаловаться на Шьямасундару и его неправильное поведение как Джи-Би-Си. И, не
зная ничего об отношениях Шрилы Прабхупады со Шьямасундарой, я принял это
наглое положение и начал жаловаться на одного из его дорогих учеников. И это
все, что Прабхупада сказал:
– Не критикуй старших вайшнавов.
И, посмотрев на другого старшего преданного, сказал:
– Ты попроси его выйти, я не буду просить его.
09-37 Дхананджая дас
Через Джаяпатаку Махараджа нас всех пригласили в матх
Шридхара Махараджа в Навадвипе. И мы все поехали, думая, что это часть
программы – встреча с духовными братьями Прабхупады. Они организовали большую
программу в матхе Шридхара Махараджа с прасадом. Шридхара Махарадж говорил свое
слово, и также другие духовные братья санньяси из Гаудия-матха. Мы были там в
течение нескольких часов, и затем вернулись домой, где Прабхупада ждал нас
прямо у ворот. Он позвал Джаяпатаку Махараджа и спросил:
– Где вы все были?
Джаяпатака Махарадж сказал:
– Мы были в матхе Шридхара Махараджа на программе.
Он спросил:
– И вы мне не сказали?
Никто даже не сказал Прабхупаде об этой программе. Поэтому
Прабхупада был очень расстроен. Он позвал Джаяпатаку Махараджа и сказал ему:
– Это не правильно. Местные бенгальцы из Навадвипы теперь
думают, что все эти иностранцы приехали благодаря проповеди Шридхара Махараджа.
Но он никогда не проповедовал на западе, я проповедовал на западе. Все вы
присоединились благодаря мне. Но он получает всю славу. Тебе надо быть очень
осторожным в общении с моими духовными братьями. Иначе они получат все заслуги,
которые они на самом деле не заслужили.
Это было в 74 году, он предупредил нас, что нам не следует
отдавать заслуги его духовным братьям за наше присутствие в Индии.
09-38 Трибхуванатх дас
Прабхупада позвал меня в комнату. Это был удивительный
момент, я находился в комнате Прабхупады, а он собирался бриться. Я вытирался,
а Прабхупада стоял рядом с зеркалом. Он намылил лицо, чтобы побриться. Нанда
Кумар стоял за ним с полотенцем и другими принадлежностями. Единственное, что я
не могу припомнить, был ли это Нанда Кумар или может быть Шрута Кирти. Со
Шрилой Прабхупадой всегда был его слуга, но я не помню точно в этот раз был
Нанда Кумар или Шрута Кирти. Скорее все-таки Нанда Кумар. Прабхупада брился, но
был чем-то обеспокоен, а я был очарован его ангельским видом. Он повернулся к
Нанда Кумару и спросил:
– Это Джиллетт?
Простите, сперва он посмотрел на бритву и показал на место,
где должен был быть регулировочный диск, потому что он он всегда использовал
бритвы с диском. Он сказал:
– Здесь нет диска?
Нанда Кумар ответил:
– Нет, это не ваша обычная бритва, на ней нет диска.
Прабхупада спросил:
– Это Джиллетт?
Нанда Кумар ответил:
– Нет, это не Джиллетт.
Прабхупада сказал:
– Просто подделка.
Это было вероятно. Он отверг её как отвергают философию
майавады. Прабхупада сказал:
– Просто фальшивка.
Он сказал это так удивительно. Прабхупада запустил бритву, и
она приземлилась на полку.
– Просто подделка.
09-39 Дхананджая дас
Когда Прабхупада был в Риме, он высказывался по поводу
архитектуры, что ведическая цивилизация распространилась до Рима, просто глядя
на стену Аврелиана и на другие римские руины. Этот тип архитектуры можно найти
в ведической цивилизации. Также Шрила Прабхупада хотел написать книгу «Как
сознание Кришны может разрешить все проблемы мира». Каждое утро он просил нас
приводить ему различные проблемы, которые он решал через сознание Кришны. В 74
году вводились большие нефтяные санкции. Это был главный нефтяной кризис. И
нефть подорожала с 4 долларов за баррель до 40 долларов или что-то вроде этого.
Был большой скачок. Прабхупада сказал:
– Эту проблему можно решить очень просто. Каждый человек
должен отказаться от использования автомобилей. И начать ходить или
передвигаться на лошади или на повозке.
Он сказал:
– Это автомобильное общество долго не проживет. Для
человеческого общества естественным средством передвижения являются лошади,
повозки, верблюды и слоны. Такой способ передвижения использовался с
незапамятных времен. Только в Кали-югу появились машины. Это автомобильное
общество долго не проживет. Когда бензин и нефть закончатся, что будет в вашими
машинами?
Также он говорил, что он никогда не хотел, чтобы в храмах
жили домохозяева. Храмы предназначены для брахмачари и санньяси, а домохозяева
должны жить за пределами храма, и также работать за пределами. Так начался
бизнес по изготовлению мукутов под непосредственным руководством и заботой
Шрилы Прабхупады. Он даже взял меня с собой в Алигарх, город, в котором
производят бронзу, и в особенности необработанных литых Божеств. Прабхупада
хотел, чтобы я начал бизнес по изготовлению не только корон и одежд для Божеств
для поддержания своего дома… Он отдал мне целый дом, в котором теперь гошала, и
я поддерживал его благодаря этому бизнесу в течение многих лет. Но он также
хотел массово распространять божеств Гаура Нитай. Он говорил, что так мы на
самом деле можем распространить культурный аспект сознания Кришны – через
поклонение Гаура Нитаю. Божеств Гаура Нитай надо продавать вместе с книгами,
как атрибуты санкиртаны. Мы должны продавать их как кукол Харе Кришна. По всему
миру у людей так много разных кукол – русские куклы, испанские, мексиканские,
французские, голландские. Также они могут приобретать и кукол Харе Кришна. Он
сказал, что Гаура Нитай настолько милостивы, что даже если войдут в дом
мясоеда, это не будет оскорблением. Он сказал:
– Мы распространяем книгу Бхагавата, но также мы можем
распространять личность Бхагавата. Каждый храм будет брать как минимум 10 таких
кукол Харе Кришна в месяц. А у нас 120 храмов. Получается 1200 пар божеств
Гаура Нитай каждый месяц. Это будет хорошим бизнесом. Вы должны научиться
этому.
Я пытался заняться этим, но никому не было это интересно. Он
сказал:
– Когда вы продаете Их на улице, – это непосредственные
слова Шрилы Прабхупады, – когда преданный продает книгу, он предлагает также и
куколок Харе Кришна, чтобы люди взяли их домой. И когда человек спросит что
это, мы ответим ему: «О, это особые куклы. Если вы будете о Них заботиться, Они
исполнят все ваши желания.»
Тогда человек возьмет Их, заплатив необходимую стоимость,
поставит Их на свою витрину, или на полку. И сам он может даже и не задастся
вопросом как Они смогут исполнить его желания, но его родственники обязательно
спросят его что это за куклы. И тогда он ответит:
– О, это куклы Харе Кришна. Говорят, что если заботиться о
Них, то Они исполнят все наши желания.
Прабхупада сказал:
– Тогда, по крайней мере один из членов семьи поинтересуется
что надо делать, чтобы Они исполнили его желания. И единственное место, куда он
сможет прийти за ответом, это к преданным. Тогда преданные научат его как с любовью
и преданностью предлагать Им листок, цветок, фрукт или немного воды. А когда у
него разовьется преданность, они дадут ему параферналии для арати. Затем он
научится переодевать Божеств и так далее.
Это было еще одно глобальное видение Шрилы Прабхупады.
09-40 Бхаджахари дас
Он постоянно пытался дать всем Кришну, либо в форме
сладости, либо в форме диалога, либо в форме своих книг, либо в форме Божеств,
либо в форме своих учеников, давая вам их общество. Он всегда создавал такие
условия, в которых люди могли бы возвышать свое сознание Кришны. Это величайшее
сострадание. Он постоянно сознавал, что люди страдают, даже если они говорили,
что счастливы. Он мог смотреть на вещи более широко, и понимал, что
единственным, чем надо заниматься в жизни – это давать сознание Кришны другим
людям. Мне нравится думать о том, что он вселил в меня частичку этого
понимания. В то утро он сказал: «Мы являемся их удачей». Это значит, что вы
тоже можете дать сознание Кришны другим. Он не сказал «Я их удача, я приехал из
Индии, чтобы дать это знание». Нет, «Мы являемся их удачей». Это также
показатель смирения и сострадания Прабхупады.
Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)