Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 8

cover
08-01 Реватинандана дас

Киртан закончился, и Прабхупада надел свои очки. Я уверен,
перед ним лежал его собственный том «Шримад-Бхагаватам». Это было в начале 1968
года, задолго до того, как он начал переводить его. Он читал из него и затем
говорил. Я заметил, что когда он говорил, в основном его глаза были закрыты. И
даже его их открывал, он просто смотрел вокруг комнаты. Он не пытался показать
себя, не рекламировал себя как святого. Я видел как это делают другие так
называемые гуру. Он просто говорил об учении, описанном в книге, и
комментировал его. Помню одну его фразу:

– Теперь они говорят, что каждый Бог. Вы – Бог, я – Бог, так
много богов, слоняющихся по улицам. Но тогда для вас Бог не много значит, если
вы так думаете о Нем. GOD (Бог) или DOG (собака). Какая разница? Вы считаете
себя Богом, а я говорю, что вы собака. Если все мы Бог и боги слоняются по
улицам, тогда в чем разница между Богом и собакой?

Потом он говорил о достояниях. Я немного перефразирую, не
помню дословно. Но он точно говорил GOD, DOG. В то время мое мировоззрение
менялось, и поэтому его острые слова поразили меня, и я понял, что он прав. Как
Бог может оказаться в таком жалком положении? Жить на улице.

08-02 Малати даси

Первое, что поразило меня в тот день, когда он приехал из
аэропорта, – смысл не в том, что это были какие-то утверждения, но он преподнес
это как факт, при этом без осуждения или собственного мнения. Это был просто
факт. Например, если бы сейчас шел дождь, я бы сказала: «О, на улице дождь»,
это простой факт. Вам может нравиться или не нравиться дождь, но факт остается
фактом – идет дождь. Подобно этому, он сказал нам:

– В материальном мире нет любви.

Все мы вышли из движения хиппи, и главной движущей силой у
хиппи, особенно в Сан-Франциско, была любовь. Каждое живое существо в
материальном мире стремится к любви, даже маленькие животные это чувствуют. Они
не могут быть без любви. Если в вашем доме есть животное и вы игнорируете его,
это животное становится несчастным. Каждое живое существо нуждается в любви, и
неосознанно ищет ее и находит в отношениях с другими. Но мы были разочарованы.
Мы любили друг друга, или почти любили, или думали, что любим, но оказалось,
что любовь ушла или ее не было. Человек, которого мы любили, ушел. Склонность
любить также приносила страдания, но это не значит, что любовь такая или должна
быть такой. Мы не нашли настоящей любви. Поэтому, когда он сказал, что в
материальном мире нет любви, это было так просто. И его слова были бальзамом
для моего отчаявшегося сердца. Теперь мне не нужно ее искать, думать о ней,
потому что ее здесь нет. Но это не было чем-то отрицательным. Потому что он
продолжил объяснять, что такое настоящая любовь. Причина, по которой мы не
можем найти любовь здесь, заключается в том, что мы не знаем, что такое любовь.
Конечно он дал нам ответ, рассказав о Кришне. Это было облегчением для меня.
Это мое первое, самое сильное воспоминание о Прабхупаде.

08-03 Читсукхананда дас

Прошло пять недель, с тех пор как я переехал жить в
монреальский храм. Я собрался поехать в Буффало, чтобы получить инициацию. Нанда
Кишора также присоединился ко мне, он получал вторую инициацию. У нас не было
денег. Мы жили в Канаде без средств к существованию. Так или иначе, автостопом
мы доехали до Торонто, а оттуда на автобусе в Буффало. Храм в Буффало
располагался в небольшом доме. Когда мы приехали, я чувствовал волнение,
предвкушение, а также страх. Я боялся посмотреть в глаза этой великой личности.
В моем уме поселился страх, и все время кружились мысли: «Лучше езжай обратно».
Я перепугался не на шутку. И вот подъехала машина, и в первый раз я увидел
Шрилу Прабхупаду. Нанда Кишора и я припали к его стопам, когда он переходил
улицу. Он положил свою руку на мою голову и на голову Нанды Кишоры и зашел в
храм.

08-04 Ядубара дас

В течение двух месяцев, когда я жил с преданными в Индии,
Прабхупада разными способами вдохновлял меня стать преданным. Однажды мне было
неохота поклониться. Я постоянно фотографировал и использовал это как
отговорку. Он попросил одного из учеников сказать мне, чтобы я делал поклон,
когда он входит в аудиторию. Я не колеблясь сделал это, так как чувствовал
большое уважение

и любовь к Прабхупаде. В другой раз я сбрил свои усы.
Проходя мимо, он сказал:

– О, очень хорошо. Неплохо выглядишь.

Так он пытался вдохновить меня.

08-05 Реватинандана дас

Однажды я готовил на кухне храма с Анируддхой. Анируддха
вернулся после встречи с Прабхупадой и сказал:

– Прабхупада только что сказал мне, что мы не должны больше
использовать семена и масло горчицы и шамбалу в приготовлении прасада.

Он хотел, чтобы мы использовали простые специи, семена
кумина, чили, асафетиду, а также простые способы приготовления. Он особенно
подчеркнул, что нельзя использовать семена и масло горчицы, а также шамбалу.
Позже в Индии он сказал:

– Мои духовные братья предпочитают горчичное масло, но мне
нравится гхи.

08-06 Малати даси

Мы мало что знали о вайшнавском этикете. Мы должны были
вместе провести огненную ягью, хотя никогда ее не видели в жизни. Нам
объяснили, как получить гхи. Первая важная вещь – это гхи, и я узнала, что это
масло, которое льют в огонь. Я подумала: «Боже, какая растрата». Все это
показалось мне ненормальным, но мы собрали все предметы вместе, и Прабхупада
провел ягью. Он дал четырем из нас по банану, мы переглянулись: «Что делать с
этими бананами? Наверно, очистить от кожуры». Кто-то подбежал к нам и объяснил:

– Нет. Киньте бананы в огонь.

О’кей. Мы бросили бананы в огонь. Следующее, как вы знаете,
он сказал:

– Поклонитесь. Поклонитесь.

Он говорил с непонятным акцентом. Представьте, вы находитесь
там, вы только что получили новое имя, кантхималы, рядом потрескивает огонь, и
он говорит:

– Поклонитесь. Поклонитесь.

Мы снова переглянулись: «Что делать? Что делать?» Тут
Харидаса озарило. Он встал на четвереньки, мы последовали его примеру и дружно
стали раздувать огонь в лицо Шриле Прабхупаде.

Шрила Прабхупада сделал большие глаза, они были похожи на
огромные блюдца. Он взял караталы и запел киртан. Конечно, он попросил нас
поклониться, но у нас не было никакого представления о вайшнавском этикете. Это
была третья огненная ягья. Мы были сбитыми с толку душами, проявившими
абсолютное невежество на фоне его совершенно потрясающего вайшнавского
поведения.

08-07 Читсукхананда дас

После этого мы почувствовали экстаз, все страхи как рукой
сняло. Прабхупада не был таким, как я себе представлял.

Он был очень ласков, добр и одновременно очень строг. В нем
также были проявлены другие качества: суровость, жесткость, аскетизм,
преданность Кришне и серьезность гуру. Но я больше не боялся.

Церемония инициация была назначена на субботу, 19 апреля
1969 года. Мне сказали:

– Ты можешь увидеть Шрилу Прабхупаду. Он в своей комнате.

Прабхупада остановился в комнате Рупануги. Нанда Кишора

и я пошли туда. Нанда Кишора представил меня Прабхупаде:

– Это Чарльз.

Прабхупада сказал:

– О, взаимно. Тебе нравится наше Движение?

– Да. Очень.

– Ты счастлив?

– Да. Я очень счастлив, что встретил преданных. Спасибо,
Прабхупада. И я очень рад встретиться с вами.

– О,спасибо.

Он был очень смиренен, ласков и добр. Он был подобен
древнему, забытому дедушке или прародителю из глубины веков. Я не чувствовал
смущения в его присутствии. Мне было очень комфортно. Все мои страхи
развеялись. Я сидел с ним, чувствуя счастье и умиротворение. У меня с собой
была гитара. Он попросил меня спеть, и я спел Харе Кришна. В последующие годы,
даже когда мы открыли храм в Мехико, мы играли на гитаре на киртанах в
присутствии Прабхупады. Он обычно вдохновлял:

– Да, да, продолжайте. Пусть люди танцуют и поют. Играйте на
гитаре для Кришны.

В киртане хорошо звучат традиционные ситар и тамбур, но
также можно играть на национальных музыкальных инструментах, чтобы поклоняться
Богу, и Шрила Прабхупада был лоялен к этому. Нет строгих правил и ограничений
для пения святых имен. Прабхупада пытался занять этим служением каждого.

08-08 Ядубара дас

В 1973 году мы сняли фильм «Люди Харе Кришна» . Премьера
фильма состоялась на маяпурском фестивале в 1974 году. Мы показали его в
комнате Прабхупады. Присутствовали Прабхупада и все члены Джи-би-си. Прабхупада
высоко оценил фильм. Во время просмотра напряжение сети было слабым, поэтому
голоса были низкими. Это беспокоило меня, но Прабхупаде и преданным фильм
понравился.

08-09 Реватинандана дас

Шрила Прабхупада дал воскресную лекцию о культуре киртана.
Он говорил о вещах, которые не обсуждал в другое время, особенно на лекциях. Он
сказал, что народные инструменты, включая фисгармонию, не предназначены для
киртана, и он объяснил почему. Он сказал, что слух естественным образом
концентрируется на гармонии, и это отвлекает нас от слушания мантры. Он сказал,
что ударные инструменты хороши для киртана, потому что вдохновляют людей
танцевать, а танец, в свою очередь, раскрывает преданность в сердце человека.
Ему нравился красивый танец. Он даже говорил, что Джаятиртха – искусный танцор.
Он говорил:

– Посмотрите, как он танцует. Это здорово. Это помогает
развивать преданность.

Однажды он признался Вишнуджане, что ему не нравятся
мелодии, состоящие из длинных, растянутых нот. Ему нравились мелодии,
наполненные мантрой.

На той лекции он также сказал:

– Не повторяйте мелодию в ответ.

Ведущий может петь различные вариации, но остальные в ответ
должны петь основную мелодию. Нельзя, чтобы ведущий пел одну мелодию, а в ответ
остальные пели другую мелодию.

– Это поможет более внимательно слушать мантру во время
пения и танца. Это принесет максимальное благо, и киртан станет более
экстатичным.

Он также сказал, что танец должен быть красивым и
джентльменским. Во время второго киртана Прабхупада встал с вьясасаны и
танцевал в середине группы танцующих преданных. Он то шел вперед, то отступал
назад. Это называется «шаг свами». Потом он поднял руки и стал подпрыгивать
вверх. Он не крутился по сторонам, а подпрыгивал с поднятыми руками. Он
подпрыгивал довольно долго, и мы повторяли за ним. Я устал, остановился и стал
двигаться вперед-назад на одном месте. Мне было двадцать четыре, а ему – за
семьдесят. Несмотря на столь преклонный возраст, он неустанно подпрыгивал.
Кажется, он совершенно не устал. Я был впечатлен и подумал: «Я играю в
баскетбол, а тут этот парень может прыгать больше, чем я». Я не должен говорить
о нем как о «парне», но такие мысли посетили мой ум в тот момент. Это было
первый раз, когда я видел его танцующим, и я был впечатлен.

08-10 Малати даси

С самого начала нам было очень интересно, как повторять
мантру. Что надо делать во время повторения, о чем думать? Шрила Прабхупада
говорил:

– Две вещи: не делайте ничего, не думайте ни о чем, просто
слушайте.

Прошло много лет, но я так или иначе пытаюсь слушать звук
святого имени.

08-11 Реватинандана дас

Однажды утром в Индии я был очень болен, тем не менее я
присутствовал на программе в пандале. В лекции Прабхупада рассказывал историю
Аджамилы, о праяшчитте, или искуплении грехов. Мне казалось, что Прабхупада не
зря выбрал эту тему, потому что судьба Аджамилы каким-то образом связана со
мной. В лекции Прабхупада затронул важную проблему искупления: вы можете пройти
искупление, но семя греха таки останется в вашем сердце, и вы снова

совершите грех. Получается такой нескончаемый круговорот
грехов и раскаяний. То есть искупление – это не решение этой проблемы. Человек
должен очистить свое сердце.

Он говорил о том, как повторение святого имени очищает
сердце и в конечном итоге уничтожает даже семя греховного желания. Затем он
сказал то, что я не могу забыть. Он сказал:

– Но наберитесь терпения. Даже мне потребовалось тридцать
лет, чтобы очистить сердце повторением святого имени.

Некоторые люди высказывают предположения, кем был Прабхупада
в его предыдущей жизни. Однажды в Калькутте он сказал:

– В моей предыдущей жизни я был доктором. Поскольку я не
совершал грехов, в настоящей жизни я смог серьезно заниматься преданным
служением.

Но в тот день на лекции в пандале он признался, что ему
потребовалось целых тридцать лет, чтобы повторять с преданностью, и чистота, с
которой он повторял, очевидно, была его экстатической любовью.

08-12 Читсукхананда дас

Когда я был в Ванкувере, я написал Прабхупаде письмо: «Я
прожил как брахмачари много месяцев, и думаю, будет лучше, если я женюсь». В
ответном письме Шрила Прабхупада дал мне следующие наставления: «Ты очень
удачлив, что принял сознание Кришны. Ты хочешь жениться? Я ничего не имею
против. Нам нужны образцовые семейные пары и дети. Это хорошо. Но есть только
одно условие: женись на девушке из нашего Общества. Убедись, что она преданная.
В противном случае, если ты женишься на непреданной, твоя жизнь будет
несчастной, поскольку непреданные не понимают нашего образа жизни. Когда ты будешь
на Ратха-ятре, поговорим об этом лично». Мне казалось, что Шрила Прабхупада
давно забыл обо мне, незначительном преданном из Буффало, но на самом деле он
всегда помнил меня.

08-13 Ядубара дас

Всякий раз, когда я снимал фильм о Прабхупаде, он вел себя
абсолютно естественно. Он не был человеком, который позирует перед камерой. Он
вел себя как обычно. Он никогда не делал актерских ошибок, и я никогда не
просил его переиграть какую-то сцену.

То есть я никогда не останавливал Прабхупаду и не говорил,
что ему делать. Это было бы искусственно и неправильно.

Однажды мы снимали в Бхактиведанта-мэноре, в Англии. Запись
на магнитофоне не работала. Нужно было попросить Прабхупаду остановить речь, а
ему это не нравилось. Наконец, мы объяснили ему нашу проблему. Прабхупада
повернулся к Бхаргаве, который отвечал за магнитофон, и сказал:

– Магнитофон бесполезен, и ты тоже бесполезен.

08-14 Читсукхананда дас

Кажется, Прабхупада забыл обо мне, поскольку он ничего мне
не сказал на Ратха-ятре. В глубине души я понимал, что у него есть более важные
дела, над которыми стоит подумать, например как лучше организовать Ратха-ятру,
чем мои личные проблемы. После фестиваля я уехал в Лос-Анджелес. Однажды, когда
весь храм был наполнен преданными, наслаждающимися воскресным пиром, неожиданно
кто-то подошел ко мне и сказал:

– Читсукхананда?

-Да.

– Прабхупада зовет тебя.

– Меня?

Все преданные повернулись в мою сторону, на какое-то время
все разговоры сразу прекратились. «Кто этот новичок, кого пригласил сам
Прабхупада?»

Я наспех сполоснул руки и рот и помчался в его комнату. Я
сказал:

– Да, Шрила Прабхупада?

– О, помнишь, ты написал мне письмо с вопросом о женитьбе? Я
нашел для тебя подходящую пару.

Я не поверил своим ушам:

-Да?

– Ноу тебя будет много препятствий. Это нелегко. Ты должен
научиться терпеть.

– Кто эта девушка, Шрила Прабхупада?

– Чандравали.

Я слышал о ней и даже как-то видел ее. Прабхупада видел, как
я вытаращил глаза. Я воскликнул:

– Ой, ой…

Тамала Кришна сидел рядом с Прабхупадой, и они рассмеялись.
Это еще больше сбило меня с толку, а они смеялись пуще прежнего. Я понятия не
имел, что происходит. Я знал, что Чандравали была сварливой девушкой. Она смело
заходила в комнату Прабхупады и говорила ему, что женщинам нужно уделять больше
внимания. Ее смелость импонировала мне. Мы боролись за права каждого. В этом
смысл нашего Движения за права преданных. Прабхупада сказал мне:

– Позвони ей, и я женю тебя здесь.

Я сказал:

– Да, Прабхупада, я согласен.

Набравшись смелости, я позвонил ей:

– Алло. Это Чандравали?

Она ответила:

– Да, кто это?

– Меня зовут Читсукхананда. Я преданный санкиртаны из
Беркли. Шрила Прабхупада хочет нас поженить и все устроит.

– Тьфу! За вас замуж?

– Простите? Прабхупада… – я никогда не слышал, что кто-то
отказывает Прабхупаде.

– Ой, нет, – и повесила трубку. Я подумал: «О, Господи!»

Я был слишком растерян, чтобы возвращаться в комнату
Прабхупады, но я передал через его слугу:

– Она не хочет за меня замуж.

Когда Прабхупада узнал об этом, он сказал:

– Гм-м… понятно.

08-15 Малати даси

Все индийское казалось нам экзотичным и привлекательным.
Если что-то было привезено из Индии, мы думали, что это должно было иметь
какое-то отношение к Шриле Прабхупаде, потому что он тоже приехал из Индии. Это
был целый мир мистики.

Однажды пришла радиограмма. Джанаки доставила ее Прабхупаде,
но мы сгорали от нетерпения узнать, что было в ней написано, потому что она
пришла из Индии. Через некоторое время мы собрались в комнате Прабхупады. Мы
увидели раскрытое сообщение. Мы ждали, когда он скажет, что там написано.
Почему он не хотел рассказать нам, что в ней написано? Но он так и не сказал
ничего. Первой, у кого закончилось терпение, была Джанаки.

– Свамиджи, вы получили радиограмму из Индии?

-Да.

– Хорошие новости?

-Да.

– Что за новости? – спросили мы.

– Моя сестра умерла. Она была чистой преданной. Она была
вайшнави.

Мы были потрясены. Мы вдруг поняли, что связь Прабхупады с
Кришной была на абсолютном уровне. Мы получили небольшое представление о
вечности, о том, какова эта вечная связь. Мы поняли, что тот, кто имеет эту
связь, ничего не теряет.

08-16 Реватинандана дас

В Калькутте Прабхупада однажды сказал, что когда чистый
преданный оставляет тело, он рождается на планете, на которой Кришна проводит
Свои игры, и когда Кришна завершает Свои игры на этой планете, преданный
возвращается с Ним обратно в духовный мир. Чистый преданный снова рождается, но
это не материальное рождение, потому что он рождается в том месте, где Кришна
разворачивает Свои вечные игры и в конце этих игр забирает чистого преданного с
Собой на Голоку.

В другой раз в его комнате в Калькутте я спросил его:

– Вы преданный Радхи и Кришны. Означает ли это, что все мы
также по определению являемся преданными Радхи и Кришны?

– Необязательно.

– То есть мы можем быть преданными, ну, скажем,
Лакшми-Нараяны или Ситы-Рамы?

-Да.

– Правильно ли я понял, что, когда мы будем заниматься
преданным служением, наши взаимоотношения с Кришной, в какой бы форме они ни
были, проявятся?

-Да.

В конечном счете не каждый преданный разовьет привязанность
именно к Радхе и Кришне.

Я вспомнил историю о Мурари Гупте в «Чайтанья-чаритамрите»,
которому Господь Чайтанья сказал однажды:

– Ты чистый преданный Господа Рамачандры. Ты Хануман.

Таким образом, есть преданные, которые изначально чувствуют

влечение к другим формам Господа, но Радха и Кришна
заключают в себе все другие формы, и благодаря очищению нам откроются наши
изначальные взаимоотношения с конкретной формой Господа. Это то, что он мне
сказал тогда в Калькутте.

08-17 Читсукхананда дас

Джакобо Заблудовский, приятный еврей, был телеведущим номер
один на мексиканском телевидении, знаменитым на весь мир. Я был на его шоу и
сказал:

– Наша миссия – принести счастье гражданам Мексики. Они
радостные люди, но мы хотим сделать их еще более счастливыми по милости
духовного учителя.

Я показал фотографию Шрилы Прабхупады. Перед уходом я
попросил г-на Заблудовского:

– Когда мой духовный учитель приедет в Мехико, пригласите
его на свое шоу.

– Хорошо. Он может прийти.

Я приехал в Мехико 1 июня 1970 года, а Прабхупада приехал 1
июня 1971 года. Прабхупада планировал оставаться пять или шесть дней, и я
распланировал проповеднические программы на эти дни. Первая программа прошла в
масонском храме в Мехико. Прабхупада был, как всегда, сердечен, красив и добр.
Гости просили у него автограф и таяли в его присутствии. Куда бы мы ни
приезжали, люди всегда встречали нас радушно. Однажды вечером около 21:30 или
22:00 я спросил Шрилу Прабхупаду:

– Вы не устали?

– Нет.

– Вы проповедовали весь день и постились. За весь день вы
съели только один маленький фрукт. Шрила Прабхупада, я не хочу использовать вас
и ваше присутствие здесь в своих интересах, но есть возможность выступить на
телевидении сегодня вечером в шоу г-на Заблудовского. Он ведет очень важную
программу, которую смотрят миллионы и миллионы…

– Смотрят миллионы? Сколько миллионов?

– Много миллионов, Прабхупада. Двадцать миллионов,
тридцать… Я не знаю. Много миллионов.

– О, тогда мы должны пойти.

– Прабхупада, уже очень поздно. Мне неприятно даже говорить
об этом. Я подрываю ваше здоровье.

Но Прабхупаду не заботило его здоровье. Он приехал, чтобы
отдать всего себя. Я сказал:

– Шрила Прабхупада, программа будет поздно вечером.

– Ну и что? Мы поработаем вечером, а утром отоспимся.

Это прозвучало как девиз: «Вечером работайте, а утром
спите».

– О’кей, идем.

Сказано – сделано. После небольшого ожидания ведущий
представил Шрилу Прабхупаду зрителям многомиллионной аудитории. Мы были в
экстазе и принесли большую мраморную вьясасану, установив ее на сцене. На сцене
уже побывали папа римский, епископы, а теперь почему бы не Свами Прабхупада в
царском кресле? Мы сели вокруг Прабхупады. Джакобо спросил:

– Вы приехали в нашу страну, каково ваше учение?

Прабхупада ответил:

– Я несу послание счастья всем странам. Все люди должны быть
умиротворенными и счастливыми. Они не должны быть обмануты.

– Как вы это осуществите?

– Главное – быть в гармонии с Богом. Пение святых имен Бога
даст вам эту гармонию.

Прабхупада дал много замечательных наставлений, и затем мы
устроили киртан. После программы я хотел лично поблагодарить г-на
Заблудовского. Потрясенный общением с Прабхупадой, он сидел молча и задумчиво,
облокотив голову на руки. Я сказал ему:

– Спасибо вам большое.

– Нет. Спасибо вам, – мы, попрощавшись, ушли.

08-18 Ядубара дас

В Лос-Анджелесе я снимал ежедневные дела Прабхупады около
месяца, после чего он уехал в Денвер. Я не предупредил его, что приеду, но я
также полетел за ним на самолете, чтобы продолжить съемку. Я хотел как можно
больше снять видеоматериалов о Шриле Прабхупаде. Я установил освещение перед
вьясасаной, но когда он увидел лампы, ему это не понравилось. Они слепили
глаза. Брахмананда, который в то время был его секретарем, спросил:

– Зачем он приехал?

Прабхупада позвал меня и сказал:

– Какая разница, нахожусь я здесь или в Лос-Анджелесе? Зачем
столько снимать?

Он отчитал меня, но его волновало, чем я буду заниматься,
когда вернусь в Лос-Анджелес. Мы начали новый проект – фильм о Нью-Вриндаване,
который позже назвали «Духовный мир»*. Я был удивлен, что Прабхупада был так
озабочен моим следующим служением. Он всегда интересовался судьбой своих
учеников.

08-19 Реватинандана дас

Комната была не очень большой. В ней находилось сорок или
сорок пять преданных, включая Прабхупаду и пару гостей. Во время вечерних
лекций по «Бхагавад-гите» он сидел в кресле в конце комнаты, а все остальные
теснились вокруг. На одной из таких лекций Прабхупада осмотрел аудиторию:
пришли все, кроме Джаянанды. Прабхупада спросил:

– Где Джая на нда?

Мы ответили:

– Он паркует фургон, Шрила Прабхупада.

Прабхупада подождал. Когда Джаянанда зашел в комнату,
Прабхупада посмотрел на него, улыбнулся и сказал:

– О, Джаянанда похож на Господа Чайтанью.

Джаянанда покраснел от стеснения. Он покраснел, потому что
был простым, робким, смиренным преданным.

08-20 Малати даси

Приехав в Маяпур, мы еще застали крытые соломой хижины,
водяные насосы и повсюду грязь. Шрила Прабхупада остановился в кирпичной
хижине. Мой муж Шьямасундара был его секретарем, а я исполняла обязанности
повара. Мне всегда хотелось готовить для Шрилы Прабхупады, и Кришна исполнил
это желание. В Майапуре мне приходилось служить не только моему гуру, но также
моему мужу и дочери. В трудных обстоятельствах я старалась сохранять здравый
рассудок. Материальные условия были суровыми, потому что вместо уютного
местечка была простая палатка на улице. Чтобы приготовить для Прабхупады
прасад, я использовала два ведра воды, но каждый день приходил слуга и забирал
одно ведро до окончания обеда, чтобы нагреть воды для омовения Прабхупады.
Каждый день я препиралась с казначеем, который не хотел давать денег, но у меня
всегда находились веские аргументы в пользу того, чтобы купить бхогу для
Прабхупады. Когда я ходила за бхогой, я торговалась с рикшавалой, лодочником,
торговцем овощами, потому что они всегда ожидают, что европейцы заплатят
десятикратную цену за их товары. Я воевала с каждым, с кем мне приходилось
иметь дело.

Словно мне назло, когда мои нервы были уже на пределе, перед
самым обедом приходил слуга Прабхупады и забирал плитку. Каждый день я ломала
себе голову: «Как я могу удовлетворить Шрилу Прабхупаду?» Я действительно
хотела радовать его своими блюдами. Я думала об этом целый день, даже когда уже
не готовила. Когда я планировала меню на следующий день, я думала: «Как
приготовить еще лучше?» Но каждый день Шрила Прабхупада указывал на мои
недостатки. Однажды я пересолила, на следующий день недосолила. Я задумалась:
«Что я делаю? Я не могу приготовить нормально. Я все делаю

не так. Может, мне отказаться от кухни? Пусть найдут другого
повара. Я попрошу Прабхупаду о другом служении, которое смогу выполнять лучше».
От этой мысли мне полегчало. Все, что надо было сделать, – сказать Прабхупаде.
На следующий день я пришла в его комнату, предвкушая освобождение от проблем. В
тот день к нему на обед пожаловали его духовные братья. Мне не нравилось, что
духовные братья Прабхупады критиковали его за многие вещи, особенно за то, что
у него был повар женского пола. Я была поваром, и мне от этого было не по себе.

Так как на обед пришли его духовные братья, я подумала:
«Сегодня, наверно, он не разрешит мне готовить прасад. Лучше поговорю с ним
завтра». Но он вызвал меня к себе и сказал, что нужно приготовить на обед. Я
приготовила обед и сама принесла ему. Он восседал в конце комнаты как могучий
царь, и с обеих сторон от него рядами, как его министры, сидели пожилые,
величавые вайшнавы с дандами. Это было редкое зрелище! Я чувствовала большое
смущение, но зашла внутрь. Я закрыла свою голову и руки моим сари и
поклонилась, касаясь пола руками и коленями. Я проскользнула между рядами с
подносом, поставила его, поклонилась и торопливо устремилась к выходу. Я услышала,
как Шрила Прабхупада сказал:

– Да, она готовит для меня, а я все время критикую ее. Но
она порвет на мелкие кусочки любого ради меня, и я сделаю то же самое ради нее.

Его слова полностью уничтожили меня. Когда я дошла до
следующей двери, все мое сари было мокро от слез. Я поняла, насколько мелочным
было мое сознание. Все мои тревоги возникали из-за неправильного понимания
взаимоотношений между гуру и учеником. Каждый день я думала: «Как мне
приготовить еще лучше? Что он хочет?» И Прабхупада говорил мне, он не
критиковал меня. Просто я воспринимала его слова как материалист, но поскольку
я жаждала знать, как мне лучше удовлетворить его, он объяснял мне это. Я не
понимала, что значит быть учеником и в чем заключается умонастроение служения.
Это не значит: «Почеши мне спину». Это было моим заблуждением.

Когда я услышала эти слова от Шрилы Прабхупады, я осознала,
что он был абсолютно прав. Никаких сомнений. Я была готова на все ради него, но
мне никогда не приходило в голову, что на самом деле

Прабхупада также был готов на все ради нас. Я осознала, что
он уже пожертвовал всем ради нас. В тот момент я почувствовала себя
незначительной пылинкой, но одновременно ощутила глубокую благодарность и
любовь к нему. Это позволило мне до определенной степени оценить могучую силу
духовной любви.

08-21 Ядубара дас

Я приболел в Индии. Вернувшись в Америку, я соблюдал особую
диету, чтобы восстановить здоровье, но эта диета не помогала. Я потерял много в
весе, болезнь не уходила. Однажды на утренней прогулке в Денвере Тамала Кришна
Госвами сказал Прабхупаде:

– Некоторые преданные соблюдают особые диеты. Ядубара уже
попробовал одну.

Какое-то время мы обсуждали пользу от таких диет, и в
какой-то момент разговора я вставил:

– Да, Прабхупада, эти диеты бесполезны.

Неожиданно Прабхупада остановился. Все сопровождающие его
преданные тоже остановились, подошли поближе, чтобы услышать его мнение.
Прабхупада посмотрел на меня и сказал:

– Диета бесполезна или ты бесполезен?

Мы придумали себе диету и стали следовать ей, поэтому мы
бесполезны. Мы не можем пенять на диету.

08-22 Реватинандана дас

Он зашел в комнату и позвал Джаяпатаку. Мы стояли на улице,
на балконе, на 3-й Альберт-роуд в Калькутте. Прабхупада наорал на него:

– Почему ты такой бледный?

Джаяпатака что-то ответил, заикаясь.

– Если ты не будешь есть нормально, ты умрешь. Преданные
выглядят хилыми. Все вы не питаетесь хорошо. Каждый день ходи на рынок, где
торговцы сладостями покупают свежий творог, привозимый из деревень, и покупай
его для каждого преданного. Добавь в него немного соли и обжарь с асафетидой.
Раздавай это блюдо преданным вместе с другой более питательной пищей.

Мы ели много воздушного риса, дала, чапати, но этого было
мало для нас. Когда приехал Прабхупада, он спас нас от голодной смерти. Он
увидел, что преданные в храме страдали от неполноценного питания.

08-23 Читсукхананда дас

Куда бы ни поехал Прабхупада, я сопровождал его и находился
рядом с ним. Однажды он посмотрел на меня и сказал:

– Ты моя маленькая собачка, – при этом он не возражал, чтобы
я всегда был рядом с ним.

Однажды я ел манго с Шьямасундарой и в экстазе наблюдал, как
Прабхупада ест фрукт. Он сказал:

– Если мы питаемся одними фруктами, мы никогда не переедим.

Мы ели манго, но у меня не хватало опыта в том, как
обращаться

с манго. Их не следует есть над дхоти, иначе капающий сок
испачкает его. Шьямасундара сказал мне:

– Читсукхананда, посмотри на свое дхоти. Ты весь в манго.

Прабхупада сразу поправил Шьямасундару:

– Он просто наслаждается. Пусть наслаждается. Не мешай ему.

Я сказал:

– Спасибо.

Мое лицо и дхоти были в соке, но мне нравилось это.

08-24 Малати даси

В начале становления нашего Движения, когда мы пытались
понять и следовать азам духовной науки, Шьямасундара вырезал первые Божества
Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Прабхупада навестил нас, чтобы узнать, как
продвигается работа. Он смотрел сначала на одно Божество, потом на второе
Божество и затем на третье. На все три Божества. На голове Баларамы он увидел
пачку сигарет «Пэлл-Мэлл» (Pall Mall) и недоуменно спросил:

– Что это?

Шьямасундара стыдливо признался:

– Ой…

Прабхупада успокоил его:

– Ничего. Бросить курить трудно. Ты можешь каждый день
курить на одну сигарету меньше. Не позволяй такой мелочи, как жалкая сигарета,
стоять между тобой и Кришной.

Это было очень ясное, полезное наставление, данное с
любовью, и Шьямасундара следовал ему. Прабхупада был терпелив, но он не сказал:
«Ничего, кури себе на здоровье». Он дал совет, как можно бросить курить. Это
был позитивный запрет на курение.

08-25 Читсукхананда дас

На следующее утро мы проснулись без пятнадцати шесть, прямо
перед восходом солнца. И в этот момент в маленькой алтарной деревенского дома
появился Шрила Прабхупада. Лицо его стало серьезным, почти негодующим, когда он
понял, что мы проспали. Он начал класс как ни в чем не бывало, но мы
чувствовали, что назревает буря. Шьямасундара допустил несколько ошибок при
чтении санскрита, и Прабхупада отчитал его:

– Ты уже много месяцев ездишь со мною и не знаешь этих
стихов?

В конце лекции Шрила Прабхупада спросил:

– Почему вы проспали? Я знаю, что вы много проповедуете и
устаете. Но вы должны вставать рано утром во что бы то ни стало. Вы можете лечь
позже, но утром обязаны встать вовремя.

Затем он продолжил:

– Читсукхананда, в вашем храме всегда встают в шесть утра?

Я ответил:

– Нет, Шрила Прабхупада.

– Гм. Вы должны быть очень внимательны. Вы можете выезжать
на проповедь, но должны вставать рано утром и повторять джапу.

Нам было не по себе, особенно мне, поскольку я был лидером в
тех местах. Я подумал: «У нас было пять дней нектарного общения, и вот теперь
мы получили маленький нектарный нагоняй. О Господь, Шрила Прабхупада несчастлив
из-за того, что мы такие падшие, наверно, я испортил всю его поездку».

После лекции я вышел на улицу и вслед за Шрилой Прабхупадой
направился в его апартаменты. По пути я сорвал несколько цветков жасмина и
протянул ему со словами:

– Шрила Прабхупада, пожалуйста, примите эти цветы.

Он повернулся ко мне и сказал:

– Спасибо.

Его лицо растянулось в улыбке. Я сказал:

– Шрила Прабхупада, вы рассердились как лев.

– Я никогда не сержусь на вас, – вот так и сказал после
того, как мы целый час выслушивали его удары грома. – Если вы отклоняетесь с
пути, мой долг – вернуть вас обратно. Вот и все. Другой причины для гнева нет.

Я поблагодарил:

– Спасибо, Прабхупада.

Его гнев был проявлением заботы о его духовном чаде. Подобно
тому как родитель может сказать: «Не делай этого», Прабхупада иногда отчитывал
нас. Мы были его маленькими детьми.

08-26 Ядубара дас

Однажды я был с Прабхупадой, когда он приехал в Питтсбург. Я
шел спиной назад, снимая камерой, когда он подходил к алтарю. Какой-то
преданный позади делал поклон, и я споткнулся об него и упал. В фильме видно,
как я опрокидываюсь. Прабхупада проходил мимо, когда я лежал на полу. Он
посмотрел на меня без тени беспокойства, но я был очень обеспокоен.

08-27 Реватинандана дас

Прабхупада сказал с вьясасаны:

– С одной стороны – полыхающий огонь материального мира, –
он показал на стену здания, за которой была Калькутта, – ас другой стороны –
Радха и Кришна. Люди не знают, что есть альтернатива материальной жизни. Мы
должны рассказать им об этой альтернативе.

В калькуттском храме были прекрасные Божества Радхи-Кришны,
которым с любовью поклонялись Ямуна, Каушалья, Читралекха и Девананда Свами.
Божества были украшены множеством маленьких белых цветов жасмина, гирляндами
чампака. Божества выглядели привлекательно и источали небесный аромат. За
Божествами было окно, через которое проникал свет. Иногда черные шмели
кружились вокруг Божеств, садились на один цветок или два и затем улетали.
Прабхупада сказал:

– Когда эти черные шмели прилетают, это означает, что Кришна
доволен поклонением преданных.

08-28 Малати даси

Во время Вриндавана-парикрамы Прабхупада с преданными
задержался в дхармашале около Говардхана. Он остановился в комнате, чтобы
принять сеанс массажа, пока я готовила для него прасад на веранде. Порядок был
таков, что когда заканчивался массаж, должен был быть готов обед. У меня был
жесткий график: на большом огне нужно было приготовить чапати из теста. Я
успела в срок, и все расселись, брахмачари и санньяси с одной стороны,
грихастхи

и другие гости с другой. Не успели преданные прикоснуться к
прасаду, как залаяли две собаки: гав, гав, гав…

Некоторые санньяси и пара брахмачари встали, чтобы спасти
нас от этих собак.

Прабхупада сказал:

– Нет, стойте, – он взял свою чапати, разломил ее надвое,
одну половину бросил одной собаке, вторую половину – другой, после чего
крикнул: – Хат! – и собаки убежали.

Он повернулся к нам и сказал:

– Вы никогда не узнаете, кто эти собаки, собаки Вриндавана.

Это был потрясающий опыт, потому что неожиданно мы осознали,
что находимся в святой дхаме. Для нас собаки были животными, но Прабхупада
видел в них духовные души, и мы не знали, кем они на самом деле являются.

Для Прабхупады все живые существа в дхаме были
освобожденными душами, он не делал никаких различий. Хотя он не играл с
собаками, не держал их у себя дома, он никогда не бил их. Он ни к кому не
относился непочтительно. Однажды в Маяпуре Прабхупада узнал, что преданные бьют
собак. Он осудил такое поведение:

– Преданных, которые позволяют себе это, следует побить.

В невежестве своем преданные гордились тем, что обижают
собак, но Прабхупада всегда искренне переживал за других живых существ. Его
обеспокоенность не была показной. Он никогда не проявлял ложной или
сентиментальной симпатии к кому-либо.

08-29 Читсукхананда дас

В тропических местах, таких как Мексика, идут красивые
проливные дожди во второй половине дня, затем солнце садится. Шрила Прабхупада
был на плато, наблюдая заход солнца, а я сидел рядом с ним, как маленькая
собачка. Вокруг нас закружились комары. Я подумал: «О нет. Они искусают
Прабхупаду». Я спросил:

– Шрила Прабхупада, москиты кусают вас?

Он посмотрел на меня и ответил:

– Нет.

Я подумал, что надо сказать что-нибудь умное:

– Шрила Прабхупада, это потому, что вы чистый преданный, и
они оказывают вам почтение, я нечист, поэтому они кусают меня. Они чувствуют
разницу.

Прабхупада сказал:

– Нов Калькутте они не делают различий.

Гурудас рассказал мне другую часть истории. Однажды вечером
в калькуттском храме Прабхупада начал лекцию со своей вьясасаны, когда откуда
ни возьмись прилетели комары, зажужжали и вызвали переполох. Прабхупада был так
обеспокоен их рейдом, что встал с вьясасаны и сел вместе с преданными. Он
сказал преданным:

– Вот посмотрите, они свергли меня с трона.

Комары в Калькутте были мятежниками, но в Мексике они были
благочестивыми душами. Они не кусали его.

08-30 Ядубара дас

Я был с Прабхупадой в 1973 году, когда Джордж Харрисон
пришел в его комнату в Бхактиведанта-мэноре. Джордж записал песню «Кришна, где
Ты?», которую он сыграл для Прабхупады. В песни была красивые мелодия и слова.
Прабхупада оценил это. Он сказал:

– Да. Искать Кришну – это правильное умонастроение.

Когда Прабхупада слушал песню, он откинулся назад и
постукивал ногой в такт мелодии. Его с Джорджем связывали близкие отношения. Прабхупада
часто сидел с Джорджем в своей комнате, они рассказывали истории и смеялись.

08-31 Реватинандана дас

Однажды мы пришли в Гаудия-матх в Калькутте. В этом месте
была книжная лавка, в которой торговали старыми книгами Гаудия-матха, некоторые
из которых были раритетными. Прабхупада и я стояли у входа в храм ИСККОН на
Альберт-роуд, я спросил:

– Шрила Прабхупада, я понимаю, что ваши книги – это все, что
нам надо, но в Матхе продают книги. Однажды вы сказали Бали Мардану, что если
бы он прочитал «Брахма-самхиту», он стал бы хорошим проповедником. У меня
возник вопрос: правильно ли будет, если я куплю «Брахма-самхиту» и другие
книги, ведь мы идем в этом место.

Прабхупада разделил свой ответ на три части. Он сказал:

– Во-первых, не думаю, что ты сможешь понять эти книги. Мой
Гуру Махарадж не был доволен искренностью большинства своих учеников. Он писал
свои книги на трудно читаемом языке, поэтому практически никто из его учеников
не смог понять их. На самом деле мой Гуру Махарадж написал эти книги для меня.
Только я смог понять их.

Другая вещь, которую он мне сказал, была следующей:

– Мы не должны читать ничего, что было опубликовано в
Гаудия-матхе после 1932 года, потому что к тому времени все издания несли
печать разногласий и политики внутри организации.

Я спросил:

– Разве ваш Гуру Махарадж не ушел в 1936 году?

– Да, но в последние четыре года он был уже слаб и не мог
лично следить за издательским процессом.

И последнее, что он сказал:

– Несмотря на все это, для разумного ученика достаточно
того, что дает духовный учитель.

08-32 Читсукхананда дас

Когда я приехал в Тринидад, чтобы помочь в открытии храма,
иногда мне приходилось давать лекции группам индусов. Однажды я давал лекцию в
индийской общине «Санатан Дхарма Махашала». После лекции г-н Рики спросил меня:

– Ваш гуру – А. Ч. Бхактиведанта Свами?

– Да, вы знаете его?

– Однажды он написал мне, – он показал мне письмо,
написанное ему Прабхупадой в 1964 или 1965 году, перед тем как Прабхупада уехал
в Америку. Прабхупада писал о том, что хотел бы приехать в Тринидад, поскольку
там живет много индийцев, и г-н Рики написал ответ от имени индийской общины.

Через некоторое время я уехал в Лос-Анджелес, где какое-то
время провел с Прабхупадой. Я спросил его:

– Шрила Прабхупада, когда я был в Тринидаде, мне показали
ваше письмо, написанное вами перед поездкой в Америку. Вы хотели сначала
посетить Тринидад?

Прабхупада улыбнулся и ответил:

– Да. Я был готов поехать туда, но члены общины «Санатан
Дхарма Махашала» поставили мне условия, что я должен там делать, как должен
проповедовать, делать то, делать се. Меня это не устроило.

Они хотели контролировать каждый его шаг. Прабхупада
добавил:

– Нет-нет. Я не позволю им распоряжаться моей жизнью. Я буду
проповедовать так, как я хочу проповедовать, и служить Кришне, как считаю
правильным.

08-33 Малати даси

Прабхупада лично обучал Ямуну поклоняться Божествам. Однажды
вечером Ямуна проводила арати маленьким Божествам Прабхупады. Она предложила
цветок Божествам и затем отдала его Шриле Прабхупаде. В этот момент моя дочка
Сарасвати выходила из комнаты, и Прабхупада бросил цветок в нее, попав ей прямо
в затылок. Она подняла цветок, подошла к нему и сунула ему цветок в рот.
Прабхупада улыбнулся ей в ответ. Пурушоттама был свидетелем этой игры, этой
случай стал одной из причин, почему он ушел от Прабхупады. Он считал, что
духовному учителю не стоит так фривольно себя вести с женщиной во время арати.

Сарасвати приехала в Калькутту, когда ей было четыре с
половиной года. Прабхупада иногда дразнил ее:

– Я поставлю тебе на лоб тилак и отправлю тебя в гурукулу.

– Нет-нет.

– Да. Я поставлю тебе на лоб тилак и отправлю тебя в
гурукулу. Позже она стала все-таки ходить в гурукулу, но отец забрал ее.

Через год я встретила ее в Индии, и когда Прабхупада увидел
ее, он попросил:

– О, ты пришла из гурукулы. Процитируй нам что-нибудь.

Она процитировала первый текст из Первой песни «Бхагаватам».
Прабхупада был доволен.

– Да, здорово. Ты должна всегда цитировать вот так.

Он дал мне двадцать рупий и сказал:

– Вот, купи ей одежду.

– Нет. Я не могу взять эти деньги от вас, Шрила Прабхупада.

– Нет. Ты должна купить ей новую одежду.

08-34 Ядубара дас

Было много интересных случаев, когда я снимал Шрилу
Прабхупаду. Один случай произошел на крыше дома на земле в Джуху еще до
строительства храма. Прабхупада давал там даршан в сумерки. Однажды восьми-,
девяти- или десятилетние девочки, красиво разодетые, пришли на крышу, чтобы
надеть на Прабхупаду гирлянду и станцевать для него. Я снял, как они повесили
ему гирлянду и танцевали. Позже, когда я монтировал фильм, я заметил, что
Прабхупада не смотрит на девочек. Его рука была в мешочке для четок, и он
смотрел вниз, вверх, по сторонам, но ни разу не посмотрел на девочек. Он
показал идеальный пример санньяси.

08-35 Реватинандана дас

Весной 1975 года Гурудас принял санньясу в берклийском храме
на Стюарт-стрит. В тот день Прабхупада дал замечательную лекцию. Он высоко
оценил вклад Ямуны, бывшей жены Гурудаса, даже больше, чем вклад Гурудаса. Он
сказал:

– Его жена – настоящая санньясини.

Когда программа закончилась и Прабхупада возвращался к себе
в комнату, я спросил его, можно ли так устроить, чтобы женщины в нашем Движении
формально принимали санньясу. Прабхупада посмотрел на меня, его лицо скривилось
от отвращения. Он сказал, как отрезал:

– Никогда!

Это был категоричный ответ. Он считал это невозможным.

08-36 Читсукхананда дас

я был в Индии, когда Шрила Прабхупада собирал пожертвования
для вриндаванского и маяпурского проектов. В то время я не проповедовал много.
Я думал: «Мне нужно собрать немного денег, чтобы создать сельскохозяйственную
ферму с семьей. Может, мое предприятие будет успешным». Прабхупада сказал мне:

– Ты действительно хочешь открыть ферму? Прекрасно. Возьми в
помощники этого санньяси Чаявану. Путь работает на тебя.

Прабхупада никогда не говорил, что санньяси может работать
на грихастху. Однако он всегда действовал в соответствии со временем, местом и
обстоятельствами.

Я хотел помочь. В то время я не мог проповедовать и
открывать храмы, я мог только жертвовать деньги. Я сказал:

– Прабхупада, если мое предприятие будет успешным, я буду
присылать вам деньги.

Он ответил:

– Нет. Береги деньги. Мне не нужны твои деньги. Пусть твои
деньги остаются у тебя. Я знаю, что ты используешь их в служении Кришне.

Он не сказал: «Я хочу, чтобы ты использовал их». Он сказал:

– Я уверен: где бы ты ни был, ты будешь использовать деньги
для Кришны.

08-37 Реватинандана дас

В один из дней мне было тяжело. Я уже долго ходил по улице,
собирая пожертвования. Я устал, к тому же я поругался с одним преданным. Я
чувствовал, что не могу больше так жить. Пришло время мне уйти и исчезнуть.

Вечером после восьмичасовой уличной санкиртаны и
распространения журналов мы поехали в бунгало, где Прабхупада давал лекцию. Я
не хотел петь во время первого киртана, потому что не хотел дать волю
сентиментальным чувствам. Всякий раз, когда у меня было чувство, что я уйду,
лекция Прабхупады или воскресный пир вдохновляли меня снова, и я оставался.

Когда Шрила Прабхупада начал лекцию, я сидел с опущенной
головой. Прабхупада сказал:

– Когда человек занят преданным служением, он становится
счастливым, но если он угрюм, значит, он не в сознании Кришны. Если вы в
сознании Кришны, вы не можете быть несчастным.

Эти слова сильно отрезвили меня. Я посмотрел на него, он
смотрел на меня. В этот момент он обращался ко мне. Я был психологически
подавлен, и если бы он лично отчитал меня, я бы убежал из аудитории, или
расплакался, или рассердился и ушел. Вместо этого он сказал о моей проблеме на
лекции. Я уверен, что он понимал мои чувства, поэтому обращался ко мне
напрямую. Я знал, что он прав, потому что весь день я ничего не делал и
страдал. Мои ноги горели, я устал, у меня были те или иные проблемы. Если бы
все было хорошо, я был бы погружен в служение и со временем, шаг за шагом
становился бы сильнее.

Другие преданные также имели подобный опыт. Прабхупада умел
читать мысли. Однажды он сказал, что лицо – это зеркало ума и он научился
читать по липу благодаря тренировке и интуиции. Он знал, что сказать в
подходящий момент, чтобы уберечь нас от падения и вдохновить разными способами.

08-38 Малати даси

Еще один мистический опыт общения со Шрилой Прабхупадой я
получила после того, как Шьямасундару и меня освободили из тюрьмы. Мы не могли
поверить, что это случилось, но нас осудили на пять лет, а теперь мы были
свободны. Совершенно невероятно, но после двадцати четырех дней нас освободили.
Даже полицейский надзиратель за условно-досрочно освобожденными не знала,
почему нас выпустили. Я колебалась, стоит ли подписывать бумагу, потому что не
знала, что в ней написано, но офицер сказала:

– Это ваше освобождение.

Я быстро подписала, и она сказала:

– Не знаю, почему вас освободили, я бы не дала согласия. Так
решило начальство.

Мы сразу уехали в Сан-Франциско. Прабхупада приехал из
Индии, когда мы сидели в тюрьме. Преданные сказали нам:

– Поторопитесь. Прабхупада здесь.

Мы заехали домой, привели себя в порядок и поехали на
встречу с ним на Карл Стрит. Я постучала в дверь его комнаты. Он отозвался:

– О, Малати. Заходи. Сегодня ночью я думал о вас. Пять лет –
это слишком большой срок.

Он велел Упендре или Карттикее:

– Принеси.

Это был портфель. Он вытащил сари и дал его мне: белое
бенгальское сари с зеленой и красной каймой. Это было приятно.

08-39 Ядубара дас

В 1974 или 1975 году в Маяпур приехал Шридхара Махарадж,
духовный брат Прабхупады. Он приехал на встречу с Прабхупадой в храме ИСККОН
Чандродая-мандир. Когда Прабхупаде сообщили, что прибыл Шридхара Махарадж, он
вышел из комнаты, спустился через три пролета лестницы и лично поприветствовал
его. Шридхара Махарадж был старым и слабым. Его повели под руки наверх. В своей

комнате Прабхупада вел сердечную и близкую беседу. В экстазе
Шридхара Махарадж запел киртан, выкрикивая «Харибол!» Он вскочил со своего
кресла, все присутствовавшие последовали за ним и затанцевали. В старом издании
подношений на Вьяса-пуджу есть черно-белая фотография того времени, на которой
Шрила Прабхупада и преданные танцуют в его комнате. Их встреча была чудесной.

08-40 Реватинандана дас

В середине 1970-х Нитай дас, преданный и санскритолог,
общался с одним госвами-враджаваси и в результате ушел из ИСККОН. Нитай
говорил, что Прабхупада не раскрыл нам всю необходимую информацию. Он
критиковал Прабхупаду за то, что тот не рассказал о его вечной расе с Кришной.
В 1976 году в Беркли я спросил Прабхупаду:

– Есть ли темы, связанные с природой нашего преданного
служения и нашими взаимоотношениями с Кришной, которые вы не объяснили нам?
Нужно ли нам будет найти еще кого-то в будущем, чтобы получить дальнейшие
наставления? Или же благодаря следованию нами вашим наставлениям о садхане,
санкиртане, проповеди и пении святого имени наши сердца очистятся и Кришна
откроет нам все дополнительное знание, нужное.нам, из сердца?

Когда я говорил последнее предложение, Прабхупада улыбнулся
и сказал:

– Да, это правильно. Вам не нужно никуда идти. Если вы
просто будете следовать моим наставлениям, все откроется вам из сердца.

Он был доволен моей реализацией. Мне стало совершенно ясно,
что нет необходимости в информации о нашей расе, потому что все естественным
образом откроется преданному, сердце которого чисто.

08-41 Читсукхананда дас

Я приехал за двенадцать дней до его ухода с нашей планеты.
Когда я зашел в его комнату, преданные сказали:

– Читсукхананда здесь.

Прабхупада улыбнулся и сказал:

– О. Спасибо, что приехал.

Даже в предсмертном состоянии он был очень внимателен. Я
смог находиться рядом с ним в последние несколько дней. Это были необыкновенные
дни. Я не хотел видеть его в таком состоянии, но он был

в чистом сознании. Его ум был сосредоточен на Кришне и ясен.
Не было и мысли о старческом маразме, дряхлости и болезнях. Это не значит, что
поскольку я был его учеником, я так к нему относился. Нет, это правда. Всякий,
кто прочтет, что он написал, или послушает его наставления на смертном одре,
сразу поймет, что его ум был абсолютно чистым.

08-42 Ядубара дас

Однажды в последние дни Шрилы Прабхупады во Вриндаване мне
представилась возможность сделать ему массаж. Я был обеспокоен, что он не
чувствует боли. Я спросил Прабхупаду:

– Вам больно?

Прабхупада посмотрел на меня таким взглядом, как если бы
спросил: «Что это за вопрос?»

– Нет.

Я видел, что он совершенно отрешен от состояния своего тела.
Его последние комментарии к третьему тому Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (я
даже заснял моменты, как он диктует их) глубоки и ясны. Хотя физическое
состояние Прабхупады ухудшалось, его сознание было абсолютно чистым, полностью
сосредоточенным на Кришне.

08-43 Малати даси

Особым качеством Шрилы Прабхупады, которым он отличался от
всех остальных, были его любовные отношения. Мы имели опыт общения с другими
учителями, которые демонстрировали некую форму духовности, хотя на самом деле
«жевали жеваное», как выразился Прабхупада. Эти люди не могли дать духовный
вкус.

Шрила Прабхупада подарил нам духовную жизнь. Он пришел, не
чтобы эксплуатировать нас. Он искренне заботился о каждом, кто приходил к нему,
и мы действительно чувствовали его заботу. Никогда прежде ни от кого еще, даже
от своих родителей, мы не получали столько любви и заботы, сколько давал нам
Шрила Прабхупада. Сознание Кришны – это способ влюбиться в Шрилу Прабхупаду. Мы
отвечали на его теплую, глубокую, великую любовь, которой он окутал нас.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)