Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 5

cover
05-01 Гопавриндапал дас

Первый раз я увидел Шрилу Прабхупаду в 1972 году. В тот раз в аэропорте Лос-Анджелеса… мне показалось, что это была какая-то хитрость. Сотни преданных с нетерпением ждали его появления в углу главного вестибюля вокзала. Мне кажется все было специально запланировано. Все до одного пассажира вышли. Когда очередной новый человек появлялся, мы думали: «Нет, это не он». Мы уже были подогретые к этому финальному моменту, когда наконец вышел Прабхупада. Он выглянул из-за угла. Он помахал рукой в знак приветствия, и затем вышел. Естественно, после этого толпа возликовала. Это был первый раз, когда я увидел его. Я был удивлен. Судя по всеобщему вдохновению, я ожидал увидеть очень большого мужчину шести футов ростом с величественной походкой. Величие, безусловно, присутствовало, но оно было нефизическим, потому что он был гораздо меньшего роста, чем я ожидал. И когда он выглянул из-за угла, он окинул преданных своей улыбкой. Но он был ниже на полтора фута, чем я ожидал. Он сразу же игриво помахал рукой, прежде чем выйти и сложить ладони. Может быть он все спланировал таким образом, чтобы держать нас в этом предвкушении, и в конце концов ввести нас в экстаз, что у него конечно же получилось. Это первый раз, когда я его увидел, и я подумал, что он ниже, чем я ожидал. Но конечно же в тот момент я упал лицом вниз на ковер в аэропорту, и особо ни о чем не думал больше. Хотя он оказался ниже, чем я ожидал, это не уменьшало его царского величия. И в тот момент, как и все, я чувствовал себя почти ошеломленным.

05-02 Яшоданандана дас

Я расскажу о своем первом впечатлении о Прабхупаде… Я читал его книги. В отличие от всех других «Бхагавад-гит» многих йоги и свами, которые я читал, книги Прабхупады были очень ясными и точными. Он очень убедительно рассказывал о Кришне, о Боге, о Личности Бога, о природе души. Все это было очень убедительно. Другие версии «Бхагавад-гиты» и даже вся «Риг-веда» в переводе некоторых санскритологов не были такими интересными и убедительными. Но в книгах Прабхупады чувствовалась духовная сила. Его слова реально затрагивали душу. Когда я впервые увидел Шрилу Прабхупаду в Нью-Йорке, общаться с этой великой личностью или просто находиться в его присутствии было чем-то невероятным. Он притягивал своей духовной силой. Привлекательность Прабхупады была подобна магниту. Он мог взять маленькую искру искренности и передать её Кришне.

05-03 Судама дас

Прошло три дня и я переехал в храм. Это было за день до приезда Шрилы Прабхупады. Мы приехали в аэропорт Сан-Франциско как раз в тот момент, когда садился самолет компании TWA. Я тотчас же лишился чувств и расплакался, не зная отчего. Теперь я понимаю, конечно, что мои слезы были вызваны тем, что я не встречал его в течение многих жизней. Тогда я этого не понимал.

Вдруг я увидел, что все встречающие склонились в поклоне, касаясь земли руками и коленями, и я подумал про себя: «О Боже! Что подумает моя семья?» Я сам упал на руки и колени. Затем я поднял голову и увидел его. С этого момента моя жизнь изменилась. На следующий день я получил инициацию. Тамала сказал:

— Слушай, каждый получит инициацию. Тебе тоже надо.

Я сказал:

— О’кей.

Это было все равно что присоединиться к загородному клубу или братству. Я не понимал значения этого. Итак, я был инициирован, получил имя Судама. И на следующий день он вызвал меня к себе. Говинда даси была его главным секретарем и слугой вместе с Пурушоттамой и Карттикеей. Я пошел на первый даршан к Шриле Прабхупаде. Он спросил мое духовное имя. Я напомнил ему, что теперь меня зовут Судама. И он спросил:

— Чем ты занимаешься, Судама?

Я ответил:

— Я актер и танцор из знаменитой семьи танцоров и актеров.

Его глаза округлились, и он воскликнул:

— О, однажды в Калькутте я играл Гамлета.

Он передал мне пьесу, которую недавно написал Хаягрива. Рукопись была два дюйма толщиной — слишком длинная. Она был о жизни Господа Чайтаньи. Он дал мне её и сказал:

— Мне хочется знать твое мнение. Приходи завтра.

Она была очень большая!

Итак, на следующий день я вернулся, и сразу на первом даршане он мне наставления:

— Тебе не надо ничего менять. Просто общение через искусство по-настоящему меняет сердца людей.

05-04 Брахмананда дас

Хамсадута получил старый школьный автобус, первый автобус в нашем Движении. Первый автобус санкиртаны. И он говорил о мировой санкиртане, о путешествии, и все были вдохновлены этим. Он рассказал об этом Прабхупаде. И однажды на утренней прогулке Прабхупада позвал Хамсадуту и сказал:

— Давай-ка прокатимся на твоем автобусе.

Хамсадута обрадовался:

— О, конечно.

Но потом до него дошло, что все кресла вынесли из автобуса. Остался один пол. Прабхупада не мог сидеть на полу, а сидеть там больше было не на чем. Я принес какой стул из храма. И мне нужно было держать этот стул, потому что невозможно было его никак прикрепить к полу. Прабхупада сел на этот стул. Все преданные набились в автобус. Царил ажиотаж. Преданные спрашивали:

— Куда мы едем?

Я отвечал:

— Прокатиться с Прабхупадой.

Прабхупада начал показывать направление движения, а Ваманадева вел автобус. Прабхупада говорил:

— Поверни здесь. По этой дороге. Теперь поверни здесь.

Так Прабхупада показывал нам дорогу. Никто не знал, куда мы едем. Никто не отваживался спросить об этом у Прабхупады. Но Прабхупада понимал, куда мы едем. Мы ехали через Бостон, а Прабхупада показывал нам путь. Преданные повторяли джапу на четках. Мы доехали до делового центра, потом выехали к морю и наконец оказались в порту на Пирсе Содружества. На самом деле никто из преданных раньше не был здесь, и не видел этого места. Прабхупада никогда нам не рассказывал о своем прибытии в Америку, потому что он все время рассказывал о Кришне. И даже когда мы приехали туда, в тот момент мы даже не сознавали всю значимость этого места. Это было место, где Прабхупада первый раз ступил на землю Америки. Прабхупада пошел пешком, а мы облепили его со всех сторон и шли по этому широкому пирсу с большими дорогами, складами и заводами. Мы шли мимо этих больших сооружений. Прабхупада проповедовал, как он это обычно делал во время утренней прогулки. Он говорил о чистом преданном служении, о важности. И конечно же он использовал это слово unalloyed («беспримесное»). Он всегда его использовал. Это выражение — беспримесное — было чем-то экзотичным. «Беспримесное преданное служение» — звучало странно, потому что слово alloy («примесь») означает «сплав из разных металлов». Прабхупада все время повторял слово «беспримесное». Это означало «не много металлов, а только один металл».

Прабхупада проповедовал, он рассказывал о «беспримесном преданном служении» Кришне, Господу Чайтанье и так далее. В какой-то момент он взял свою трость, направил ее в сторону и сказал:

— Да. Беспримесное преданное служение.

Мы все последовали за его тростью и увидели большую вывеску длиной сто футов на всю стену склада. Очень огромная вывеска, на все здание. И на ней было написано «БЕСПРИМЕСНАЯ СТАЛЕЛИТЕЙНАЯ КОМПАНИЯ». Мы все охнули:

— Да, беспримесное.

Прабхупада использовал слово «беспримесное». И эта вывеска или знак был одной из первых достопримечательностей, которые Прабхупада увидел, когда приехал в Америку, и он использовал это в своей проповеди, и он показал нам его, чтобы объяснить «беспримесное преданное служение», очень простое наставление, но он дал нам его так наглядно! Подобно тому, как учитель, написав слово на школьной доске, указкой показывает его всему классу. Прабхупада называл нас студентами. Мы были его молодыми студентами, а Прабхупада учил нас.

05-05 Гопавриндапал дас

Во Вриндаване была небольшая группа распространителей книг, которые пришли к Шриле Прабхупаде, чтобы обсудить это служение. И я помню некоторые вопросы, которые я задавал, и помню ответы очень ясно. Я спросил о качестве нашей проповеди и распространения книг, пожаловавшись на существующую проблему. Люди говорят, что мы только и делаем, что охотимся за их деньгами и пытаемся всучить им наши книги. Они не знают, что мы другие. Ответ Прабхупады был, как всегда, вдохновляющим и глубоким. С почти скептическим выражением на лице он сказал:

— Нет. Нет. Они не должны так думать. Скажите им: «Вы можете пожить со мной в течение целых суток, — он говорил от первого лица, но имел ввиду, что я должен так говорить, — Вы можете пожить со мной в течение суток. Пойдемте со мной туда, где я живу, оставайтесь со мной в течение 24 часов, чтобы получше узнать меня, и через три дня вы станете таким, как я».

Это вдохновило нас, потому что так мы осознали, что наш собственный пример был также важен, как и наша проповедь и распространение книг. Наш пример — то, как мы живем двадцать четыре часа в сутки — должно быть открытой информацией. Мы можем говорить об этом. Это было очень вдохновляющее послание от него.

05-06 Яшоданандана дас

Я помню лекцию, когда он впервые ввел пение молитв намасте нарасимха. Прабхупада сказал, что он вводит эти молитвы для защиты нашего Движения. Когда он пел их, какая-то индийская леди в толпе запела ОМ джая джагадиша харе, хотя в конце поется просто джая джагадиша харе. Прабхупада остановил пение и спросил:

— Кто сказал это? Нет-нет. Не ом джая джагадиша харе, а джая джагадиша харе. Не выдумывайте.

Прабхупада категорично относился к этому, потому что индусы часто поют арати со словами ом джая джагадиша харе. Прабхупада остановил это. Затем он запел намасте нарасимха серьезным тоном, повторяя каждое слово. Было очень-очень экстатично видеть и слушать, как Шрила Прабхупада ввел эту новую молитву, и следил за тем, чтобы преданные правильно ее пели. Он показал эту могущественную трансцендентную молитву преданным, чтобы защитить наше Движение.

05-07 Судама дас

На втором даршане Шрила Прабхупада попросил меня использовать мой талант для проповеди. Я был впечатлен. Мне было восемнадцать или девятнадцать лет. Я сказал, что хотел поехать в Индию. А он ответил:

— Посмотри. Индия сама пришла к тебе. Теперь тебе не нужно ехать в такую даль.

И действительно, в последующие шесть лет я не был в там — так близко она пришли ко мне. У меня были на руках билеты до Бомбея, но у Господа Чайтаньи был другой план.

Из Сан-Франциско мы отправились в Сиэтл. Говинда даси заметила мой талант в поддержании чистоты. Я безупречен в своих привычках, и мои чапати раздувались. Карттикея же не привык к порядку и был ненадежен. Говинда даси попросила Шрилу Прабхупаду взять меня на самолет. Это означало конец брахмачари-ашраму и аскезам в том смысле, что мне не нужно было больше общаться с духовными братьями неофитами. Я воспользовался этой возможностью и начал свою короткую, но вечную карьеру заботы о Шриле Прабхупаде.

05-08 Брахмананда дас

Прабхупада вылетел на Маврикий, где проповедовали несколько преданных. Где-то больше 50% населения Маврикия — из Индии, в основном их Бихара. Исторически, англичане перевезли их туда, чтобы выращивать сахарный тростник. Прабхупада должен был встретиться с премьер-министром. Сейчас он уже в отставке. Его имя Рамгулам. Но когда Прабхупада прилетел, премьер-министр был занят другими государственными делами. В любом случае, он выделил Прабхупаде один из своих личных лимузинов «Ситроен». Ситроены — очень специфические автомобили, сделанные из алюминия вместо стали, с подвеской как в машине скорой помощи. Когда вы едете, такое ощущение, как будто вы плывете. Так же он дал своего военного офицера в качестве водителя. Шрила Прабхупада был там в течение нескольких дней. И главная цель его визита была увидеть премьер-министра. Однажды, зайдя в дом одного человека, чтобы сделать международный звонок, по телевизору я увидел как премьер-министр разрезает ленточку на открытии одного проекта. И что это был за проект? Это была птицефабрика. В передаче рассказывалось, как высиживают цыплят с помощью машин и потом их подвешивали за глотку. Потом нож резал их. Летели перья. И цыплята были готовы для приготовления. Я был в шоке. Это был подарок от французского правительства людям Маврикия. Потом это все продавалось. Конечно же все это было частью какого-то бизнеса. В любом случае, я рассказал Прабхупаде, чем на самом деле занимается премьер-министр. Прабхупада ответил:

— О… И он индус? Я не могу с ним встретиться.

Прабхупада решил отменить встречи с ним, поскольку тот не соблюдал никаких принципов.

Поэтому несколько дней у нас оказались свободными, не было запланировано никаких программ. В один из этих дней Прабхупада решил поехать на прогулку. У нас был лимузин, и дел никаких не было. И он сказал:

— Давайте поедем на прогулку.

Маврикий — очень живописный, девственный остров. Прабхупада сидел на заднем кресле, я — рядом с ним, а Пушта Кришна — впереди. Водитель лихо гнал. Было очень здорово. Морской ветерок, красивый океан, небо и плантации сахарного тростника. Мы ехали вдоль морского побережья. Рядом с Прабхупадой лежала его трость. И Прабхупада испытывал большое удовольствие, он опустил свое окно, свежий воздух наполнял пространство, и он сидел, скрестив ноги, на заднем сиденье. Он наслаждался видами. Затем в определенный момент. Я этого сразу не заметил, но потом Прабхупада рассказал. В определенный момент Прабхупада взял трость, упер ее в пол и оперся на нее двумя руками. Сразу же после того, как он поставил трость, машина вдруг неожиданно сделала резкий поворот и бах! Мы даже не успели опомниться. Это произошло молниеносно: лобовое столкновение. Потом мы выяснили, что турист из Южной Африки выехал на встречную полосу. И вот. Мы просто врезались. Лобовое столкновение. Все были в шоке. Водитель обливался кровью. Я не знал, что с ним. Пушта Кришна был ранен и в крови. Мне тоже досталось. Моя рука была надсечена. У Прабхупады была кровь на дхоти около колена. Первое, что я сделал, хотя может быть это было неуместно, но я обхватил руками Прабхупаду и держал его. Я просто был в шоке. Прабхупада ничего не сказал. Пушта Кришна потерял сознание. Водитель тоже был не в состоянии делать что-то. Я был единственным, кто мог двигаться. Кое-как я вылез из автомобиля. Другая машина — фольксваген с мужчиной и женщиной. Женщина была без сознания, мужчина вышел из своей машины. Я понял, что должен увезти Прабхупаду отсюда. Я не знал, где мы и где наш дом. Через некоторое время мимо нас проезжала машина. Маврикий — это конечно индийская земля, там очень мало светлокожих людей. Но мы были светлокожие люди, и в машине, в которую мы врезались, были тоже светлокожие пассажиры. Я попытался остановить ехавшую машину, в ней также были светлокожие пассажиры, но она проехала мимо. Затем появилась другая машина. На этот раз я встал посреди дороги, и машина остановилась. Я подошел к водителю и сказал:

— Нам нужна помощь. Мой дедушка, — я не знал что говорить, я сказал, — мой дедушка ранен, он старый человек. Пожалуйста, отвезите нас в ближайший госпиталь.

Они сказали:

— Окей.

Но они также увидели другую машину, в которой была женщина. Они увидели Прабхупаду, они увидели, что он индус. Потом они увидели женщину, которая была без сознания, и она была вся в крови. На Прабхупаде было немного крови. Но она была по-настоящему в плохом состоянии. А другой человек хотел в первую очередь позаботиться о своей жене. Мы соревновались. И люди сказали:

— Может мы возьмем сначала ее?

В машине было не много места. И я сказал:

— Нет, нет. Возьмите нас.

А другой водитель говорил:

— Нет, нет. Мы хотим поехать.

И я просто ударил по машине и сказал:

— Вы берете нас! И вы берете нас прямо сейчас! И давайте уже ехать!

Они сказали:

— Окей, окей.

Я вывел Прабхупаду из автомобиля. Прабхупада не проронил ни слова. Я посадил его в другую машину, и мы поехали. Единственная причина почему они взяли нас — это моя настойчивость. Мы сели в машину и они начали говорить:

— Ну, мы не знаем, где находится госпиталь. И так далее. Мы ехали в ту сторону, в наш отель, вы можете также поехать в отель и…

Я сказал:

— Нет-нет. Нам нужно в госпиталь, и прямо сейчас.

Прабхупада сидел молча, но я чувствовал, что он согласен с моими действиями, потому что он ничего не говорил. Но потом я понял, что эти люди совершенно не хотели нам помогать искать госпиталь. И я понял, что нахождение вместе с этими людьми ничего хорошего нам не принесет. Я сказал им:

— Хорошо. Остановите машину.

Они остановились. Мы с Прабхупадой вышли, а они уехали. И вот, мы оказались неизвестно где. Я не знал куда ехать дальше. Мы были совершенно потеряны. Наконец, подъехала следующая машина. Я остановил ее. В ней сидели три индийца. Увидев Прабхупаду, они сразу выразили почтение. О, Свамиджи! И я сказал:

— Отвезите нас в ближайший госпиталь.

Тут заговорил Прабхупада:

— Нет, отвезите нас домой. Не нужен госпиталь.

Я даже не знал где наш дом. В конце концов они поняли где мы остановились. В любом случае, они были очень счастливы отвезти нас сразу домой. Мы были на другой стороне острова, впереди была долгая дорога. Машина на полном ходу подкатила к нашему дому. Харикеша Махарадж не поехал с нами, он занимался транскрибированием. Он нас встречал, но он не понимал, что происходит, потому что мы уехали на лимузине, а вернулись на потрепанной старой машине с тремя индийскими парнями. После этого Прабхупада выходит из машины, и на его дхоти была кровь. Харикеша был в шоке. Прабхупада молчал. Он зашел в дом и сел. Мы обработали и перевязали его рану. После этого Прабхупада сказал, что хочет вернуться в Бомбей. Он не хотел уезжать из Бомбея. Его очень беспокоил бомбейский проект, получение земли, тяжбы с правительством, местными властями и политиками, жителями и продавцом земли. В Бомбее шло сражение, которое требовало постоянного контроля. Прабхупада сказал:

— Вылетаем немедленно в Бомбей.

И Прабхупада больше никогда не говорил об этом.

05-09 Гопавриндапал дас

В другой раз мы обсуждали, как обучать других распространять большие книги, «Шримад- Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту» в твердом переплете. Это было начало 70-х и мы путешествовали из храма в храм. Вопрос был в том, стоит ли показывать наглядные сценки для обучения преданных. В этих сценках один из нас изображал непреданного, а другой — преданного. Мы встречались на улице. Преданный должен был остановить непреданного и заговорить с ним. Сценка заканчивалась продажей книги. Мы спросили Прабхупаду:

— Стоит нам показывать такие сценки, как мы ходим и проповедуем, начинающим преданным?

Он ответил:

— Нет. Это выглядит немного неестественно. Но вы должны путешествовать, должны проповедовать и должны обучать преданных, но тому, как стать искренними.

Он сделал акцент на том, что искренность лежит в основе распространения книг и проповеди. Он ясно добавил, что проповедь зависит от обстоятельств. Я конечно перефразирую его слова, но смысл заключался в том, что когда вы распространяете книги вы встречаете совершенно разных людей, поэтому нет строгих или незыблемых правил для распространения книг и проповеди. Но он сказал:

— Обучая преданных быть искренними, — и он сделал жест, показывающий область вокруг своего сердца, он просто показал на сердце, но для меня это выглядело как особый жест, широкий размах рукой: — И если ты научишь их быть искренними, тогда Истинный Учитель в сердце даст им знания в соответствии с обстоятельствами и научит их, как распространять книги.

05-10 Яшоданандана дас

Прабхупада попросил Мадхудвишу Прабху, который вскоре стал Мадхудвишей Махараджем, прилететь в Лос-Анджелес и получить санньясу. Когда Мадхудвиша получил санньясу, был очень интересный момент. Это был первый раз, когда я испытал что-то особенное. Конечно каждый опыт со Шрилой Прабхупадой был особенным. Прабхупада провел всю церемонию инициации, дал ему имя, и также прочитал лекцию о санньясе. После этого был прекрасный киртан. Там был Карандхара, Кешава, брат Карандхара, Мадхуканта и еще очень много преданных. Прабхупада встал с Вьяса-асаны и вышел в толпу. В те дни мы выстраивались в два ряда. Это был зал, в котором сейчас Первая Американская Трансцендентная Выставка. Шрила Прабхупада вышел и стал танцевать. Киртан все больше и больше разгорался. Через какое-то время, как мы знаем, киртан обычно выходил из под контроля. В то время у меня получалось прыгать очень высоко — как минимум на метр с лишним от пола — по милости Кришны. В какой-то момент я посмотрел на Прабхупаду, и увидел, что он выше меня. Я удивился: «Как такое может быть?» Я не мог этого понять. Конечно, Прабхупада — это чистый преданный, и Кришна может поднять его до Голоки Вриндавана. Но я, молодой парень, который может подпрыгивать на метр от пола, смотрел на это удивленно. Позже я понял, что это была демонстрация трансцендентных мистических совершенств. Прабхупада буквально взлетал на полтора метра от пола. А Мадхудвиша Махарадж находился по другую сторону от Прабхупады. Я смотрел на него в недоумении: «Как этот человек прыгает и танцует так высоко?» Но это была трансцендентная милость Прабхупады. Он проявлял свои игры, свой трансцендентный экстаз. Это был очень-очень сладкий момент с Прабхупадой. Конечно, непреданным будет немного сложно понять это. Но это была особая милость Прабхупады, когда он проявил лагхима-сиддхи — быть легче легкого. Прабхупада был способен проявить это трансцендентное могущество.

05-11 Судама дас

Гаргамуни нашел для него комнату. Это была настоящая свалка! И Шрила Прабхупада приехал туда с Говиндой даси. Говинда даси также имела интересные, благословенные, исполненные расы отношения со Шрилой Прабхупадой. Она могла сказать ему: «Никогда этого не делайте». Это было условием для того, чтобы стать хорошим слугой Шрилы Прабхупады. Нужно было с ним обходиться почти по-родительски, потому что его здоровье было слабым. Иногда приходилось держать его в ежовых рукавицах, что, по мнению обычных людей, было неприемлемо в отношениях с гуру. Шрила Прабхупада, как чистый преданный, принадлежащий к Гаудия-сампрадае, был настолько открытым, что просто общался с каждым преданным и ждал того же от вас, от каждого преданного. Он ждал ответа от нас. Если вам хотелось спорить, он тоже хотел спорить. Если я хотел готовить для него, делать массаж и убираться в его комнате, он давал мне такую возможность, пока мне не надоедало всем этим заниматься. Итак, они приехали в это место, и Говинда даси сказала Гаргамуни:

— Никуда не годится. Найдите другое место. Шрила Прабхупада, что вы думаете?

Прабхупада не знал что ответить.

И Говинда даси запротестовала:

— Нет, нет, нет. Извините. Я категорически против.

Она и Гаргамуни пошли искать другое место, а я остался со Шрилой Прабхупадой. В комнате стоял телевизор. Прабхупада сказал:

— Включи телевизор.

Я подумал: «Включить телевизор?» Я присоединился к движению месяц назад, и мне сказали: «О, нет. Мы не делаем этого, не делаем того, мы не принимаем наркотики». Я помню, как принял последний раз ЛСД по дороге, когда я переезжал в храм. Я сказал:

— Хорошо, я включу телевизор.

Мы просто сидели и повторяли джапу на четках, потому что Прабхупада повторял всегда. На экране начали показывать рекламу стиральной машины с мультяшными персонажами. Прабхупада практически сел на пол от смеха, в истерике. Он сказал:

— Вы, западные люди, вы изобрели ящик для стирки одежды, продаете его за большие деньги и делаете из этого шоу. Придумываете для них каких-то персонажей, миссис Кёрби.

Мы смотрели телевизор. Я смеялся, конечно, от страха, потому что не знал, стоит мне смеяться или нет. Позже я осознал свое положение — мне можно было делать это в настроении служения. А он посмеивался. Он попросил переключить канал. Он хотел посмотреть рекламу. Он видел в ней интересные примеры материальной жизни, с которыми он еще не встречался. Его удивляло, что они снимают кино о потребностях для чувственных наслаждений. Это был мой первый опыт общения со Шрилой Прабхупадой, и это было не в умонастроении благоговейного страха и почтения.

05-12 Гопавриндапал дас

Другая отличительная черта Прабхупады — это его невинность. Ему приходилось иметь дело с западным образом мышления, нашим мировоззрением. Однажды мы обсуждали распространение книг и санкиртану, проповедь на улице. По-моему Трипурари сказал:

— Во многих храмах не проводят санкиртана-лекций, — он имел ввиду, что преданные должны обучать друг друга, как распространять книги, и вдохновлять на уличную проповедь и санкиртану в формате лекций.

Именно это имел в виду Трипурари. Но Прабхупада понял это совершенно иначе. Он сказал:

— Нет? Нет санкиртана-лекций?

Мы все вместе ответили:

— Нет, Прабхупада, — мы ожидали, что он скажет: «О, это должно делаться везде, и вы должны проследить за этим». Мы думали, что он поручит нам новое служение. Он сказал:

— Нет? Нет санкиртана-лекций?

— Нет, Прабхупада. Они этого не делают.

Он переспросил три раза:

— Нет? Нужно проводить санкиртану на каждой лекции: перед лекцией и после лекции. Всегда должна быть санкиртана.

Он подумал, что перед утренней и вечерней лекциями по «Бхагаватам» и «Гите» соответственно не проводится пение Святых имен. Но мы имели в виду, что нет обучающих тренингов по проповеди, которые казались для него странными, все эти техники.

05-13 Яшоданандана дас

В следующий раз мне посчастливилось встретиться со Шрилой Прабхупадой в Индии. Я отправился в Индию с Гуру Крипой летом 1971 года. Шрила Прабхупада к тому времени уже был в Индии, путешествуя по разным местам. Гуру Крипа остался в Бомбее, а я отправился в Калькутту. Один из первых случаев, когда я увидел Шрилу Прабхупаду, был в его комнате. Там был очень солидный индийский джентльмен. И когда он ушел, там остались несколько преданных — Бхавананада, Джаяпатака, Реватинандана. И я спросил Шрилу Прабхупаду, мне представилась первая возможность задать ему вопрос:

— Прабхупада, ваше утверждение, что ученые-материалисты никогда не были на Луне, противоречиво. Многие люди не понимают вашего объяснения. Мы принимаем ваши слова. Я ваш ученик и принимаю ваши слова. Я твердо верю в них. Но как вы объясните это?

Прабхупада поднял руку, указывая вверх, и сказал:

— Насколько я знаю, они никогда там не были.

Он немного поразмышлял над тем, почему они никогда там не были, и ответил, что Луна — излучающее сияние, самосветящееся небесное тело. И это будет совершенно противоречиво утверждать, что они нашли какую-то пыль и камни на поверхности сияющего небесного тела. Он добавил, что, в соответствии с учением Вед и «Бхагаватам», вы не можете попасть на другую планету, не получив предварительно подходящее для условий планеты материальное тело. Вы не можете самостоятельно попасть на другую планету. И он дал пример с Америкой, вы не можете просто самовольно приехать в эту страну. Сначала вы должны посетить паспортно-визовый отдел, получить визу и затем уже сможете въехать. Он привел пример названия дней в недели. Во всех древних культурах неделя начинается с понедельника, который олицетворяет Луна, то есть Луна идет первой. Поэтому по его мнению они не могли попасть на Луну, а, скорее всего, оказались на Раху, планете между Луной и Землей.

— Они не могли приблизиться к Луне.

Также в 1971 году он объяснял, что Луна расположена намного выше Солнца. И это конечно же идет в разрез с обычным пониманием ученых. Шрила Прабхупада держал себя очень-очень непринужденно.

Когда Прабхупада впервые дал такое объяснение, один из его слуг, Пурушоттама, принес в комнату телевизор. Преданные рассказывали мне об этом. И он попытался показать ему видеозапись посадки на Луну. Но Прабхупада настаивал:

— Они не могли быть там.

После этого случая Пурушоттама ушел, но Прабхупада не пошел на компромисс. Это был очень интересный случай.

05-14 Судама дас

Однажды после полуденного отдыха я как обычно принес ему небольшую расагулу и еще что-то. Когда я заходил в его комнату, солнце садилось. Он смотрел в окна, которые выходили на задний двор. Вся комната была залита пурпурными и золотыми лучами заходящего солнца. Чувствовалась особая энергия. Шрила Прабхупада повторял Святые имена и плакал, и плакал. Это были слезы экстаза. В то время у нас еще не было книги «Нектар преданности». Его состояние обеспокоило меня, но я не стал ничего предпринимать, я просто вышел из комнаты с подносом, пришел к Говинда даси и спросил:

— Говинда, что происходит? Прабхупада в порядке? Может у него приступ?

Она ответила:

— Не, не, не. Просто у Шрилы Прабхупады глубокие отношения с Кришной. Это сознание Кришны, Судама.

Я сказал:

— Ну и ну!

Я вернулся к нему, но только через пять минут. Шрила Прабхупада был все еще в комнате, и на этот раз он попросил меня не уходить. Он сказал:

— Судама, не ухода. Я плачу по милости моего Гуру Махараджа. По его милости мне была дарована возможность увидеть Кришну. Я видел Его только что на лужайке.

Боже мой! Я так расчувствовался, что заплакал сам. Он спросил:

— Почему ты плачешь?

— О, Боже! — я сказал, — Потому что вы так могущественны и милостивы. Я никогда не встречал такой души, как вы.

И он сказал:

— Это воля Кришны.

05-15 Гопавриндапал дас

В другой раз мы говорили на ту же тему. Один из местных распространителей книг спросил, как так случилось, что Шрила Прабхупада добился такого большого успеха в своем распространении первых томов «Шримад Бхагаватам», когда он прибыл в Нью-Йорк на восточное побережье. Он подумал немного и сказал:

— Нет, не думаю, — я практически цитирую, — я не думаю, что это был мой успех. Я думаю, что люди просто видели во мне галантного индийского джентльмена и потому принимали от меня все, что я им предлагал.

Он никогда не относился к распространению книг как к ремеслу, какой-то технике. Он считал, что это было его индийское чутье, его привлекательная индийская галантность.

05-16 Яшоданандана дас

Первый раз Прабхупада устроил ежегодное майяпурское собрание лидеров в хижине около главного входа. Тогда было очень жарко. Каждый вечер Прабхупада оставался в этой хижине, чтобы давать даршан преданным. Часами мы находились рядом с ним, задавая ему вопросы и слушая его ответы. Многие из духовных братьев Шрилы Прабхупады также пришли к нему, потому что у Прабхупады был план, как занять их в миссии. Он хотел создать альянс, объединенный фронт союзников, чтобы все гаудая-вайшнавы могли проповедовать вместе. Майяпурский проект мог бы объединить его духовных братьев и позволить им участвовать в его плане. Некоторые из духовных братьев Прабхупады пришли туда. И некоторые из них жестко критиковали его за использование имени Прабхупада. Мы были в комнате, и его духовные братья попросили нас (Гуру Крипу, Шьямасундару, Ришикумара, Тамала Кришну Махараджа, Прабхашу и других преданных, присутствовавших там) выйти из комнаты. Мы вышли наружу и наблюдали за происходящим внутри через бамбуковые и соломенные стены. Разговор иногда шел на высоких тонах. Прабхупада позвонил в колокольчик и попросил слугу принести ему канцелярские принадлежности. Он говорил на бенгальском, что-то объясняя духовным братьям. Слова «Прабхупада» и «Свамиджи» повторялись много раз. Затем Прабхупада позвал нас в комнату и стал приводить такой пример:

— В духовном мире Радхарани — самая лучшая гопи. Кришна больше всех любит Ее, а все другие гопи помогают Ей. Никто Ей не завидует. Все помогают Радхарани, любимой гопи Кришны. Подобно этому, настоящий преданный никогда не будет завидовать мне, как некоторые из моих духовных братьев.

Прабхупаде не понравилось их материалистическое, критичное отношение к нему за то, что мы, как его ученики, называем его Прабхупадой. Он даже добавил:

— Я не называю себя Прабхупадой. Мои ученики зовут меня Прабхупадой.

С одной стороны, Прабхупада был очень добр, пытаясь занять своих духовных братьев преданным служением в миссии, но, с другой стороны, он решительно защищал своих учеников и проповедовал сознание Кришны.

05-17 Брахмананда дас

Один раз пришло письмо, когда Прабхупада был в Индии. Прабхупада проводил большие публичные программы в Индии. Однажды вечером один человек бросил вызов Прабхупаде. Он был последователем «Арья-самаджа». Он сказал:

— Свамиджи, вы приехали в Индию со своими западными учениками, но мы знаем все, о чем вы говорите. Это наша культура. Лучше бы вы ехали в другое место и проповедовали там. Вы побывали на Западе, а как насчет мусульманских стран? Как насчет Пакистана? Поезжайте в Пакистан и проповедуйте там. Сделайте из них преданных.

Это произошло в публичном пандале на глазах тысяч гостей. Прабхупада ответил:

— Вы бросаете нам вызов, чтобы мы отправились туда?

Тот ответил:

— Да, я бросаю вам вызов. Вы должны поехать в Пакистан.

Прабхупада сказал:

— Хорошо, мы поедем.

Тогда Прабхупада написал мне письмо с такими словами: «Немедленно отправляйся в Западный Пакистан». Он также написал Гаргамуни: «Немедленно отправляйся в Восточный Пакистан». Получив эти письма, мы тотчас же выехали. Прабхупада сказал тотчас же отправляться, и мы так и сделали. У меня не было ни копейки. Кто-то купил мне билеты на автобус из Флориды в Нью-Йорк. Мы немедленно отправились. У Гаргамуни были деньги, он вылетел на самолете. Я вынужден был добираться до Индии по суше: автостопом, автобусами, поездами — всеми возможными способами. В это время началась война. Прабхупада узнал о войне из новостей и о пакистанских и индийских заложниках. Это была война 1971 года. Он написал второе письмо: «Не советую вам ехать туда в настоящее время». Но мы не получили это письмо. Мы уже были в пути. Мы оказались прямо в театре военных действий. Особенно Гаргамуни, в Востоном Пакистане. Когда он приземлился в аэропорту, не было никакой возможности доехать до города. На дорогах не было машин. Ему пришло идти пешком из аэропорта в город. Мы были как всегда одеты в одежды санньяси. Пройдя 20 миль, когда он вошел в город, уже тысячи людей шли за ним. Им было интересно кто это, куда он идет и так далее. В любом случае, мы проповедовали, пытаясь сделать все возможное. Но было очень трудно. Я был в Карачи. Севернее Карачи простирается Пустыня Синд — самое жаркое место в мире, где временами температура поднимается выше 50°С. Шел май, самый жаркий из месяцев, я заболел, подхватил дизентерию. У меня не было книг, прохожие плевали в меня на улице, угрожая воткнуть нож мне в спину. Когда мы начинали киртан, люди подходили и стирали наши тилаки и плевались. Такая была обстановка. Так или иначе, я послал телеграмму Шриле Прабхупаде в Бомбей. Карачи и Бомбей совсем недалеко друг от друга. Я спрашивал: «Могу ли я отсюда уехать»? Я в любом случае не должен был быть там, потому что Прабхупада сказал не ехать. Но так или иначе мы там уже оказались, и конечно же Прабхупада ответил: «Немедленно возвращайтесь». И еще через некоторое время в пакистанских газетах, а потом и в индийских, появилось сообщение: «Четыре миссионера Харе Кришна застреляны». В Бомбее Карандхара показал Прабхупаде газету. В сообщении не указывались имена жертв. Но там говорилось, что четыре миссионера Харе Кришна были убиты. Гаргамуни был там с Пуштой, я был там с Джананивасой. Нас было четверо. И мы были разбросаны по востоку и западу. Там было написано «застреляны». Прабхупада стал волноваться: «Застреляны»? Он был очень обеспокоен. Карандхара отправился в посольство, чтобы разузнать все. Прабхупада в действительности подумал, что нас застрелили.

Итак, я послал Прабхупаде телеграмму. И Прабхупада ответил: «Приезжайте немедленно. Бхактиведанта Свами». Четыре слова. Это были самые лучшие четыре слова. Выбраться из страны было еще одной проблемой. Каким-то образом мы выехали из страны. Я приехал в Бомбей и узнал где остановился Прабхупада, в здании «Акаш Ганга». Я направился туда, вошел в комнату, Прабхупада сразу же встал, подошел и обнял меня, и прижал к своей груди. Своими руками он трогал меня. Он обнял меня, как мать обнимает ребенка, думая, что тот поранился. Мать хочет убедиться, что с ее дитя все в порядке. Он обнял меня, это было так…

05-18 Судама дас

В тот раз он мне сказал, что он видел Кришну в облике пастушка. Другая вещь, это то, что я ничего не знал о пастушках, я знал только Прабхупаду. Он был моей жизнью. Но раз он так сказал, то я принял это. Он говорил о том, как красива трава и как удачлив он, получив милость Гуру Махараджа.

В том же доме, на той же неделе он попросил меня позвать Тамала и всю группу преданных — Хамсадута и Химавати только прилетели, и он просил санньясу, как раз незадолго до того, как это стало модно. Он всегда просил санньясу. Мы все пришли в комнату Шрилы Прабхупады. Пурушоттама, Химавати, Хамсадута, Тамала, Даянанда и его жена, которые открыли первый храм, Нандарани… Мы пришли к Шриле Прабхупаде. Это было во второй половине дня. Шрила Прабхупада сидел за своим столом, обливаясь слезами, повторяя Святые имена. Слезы текли по его лицу. Мы вошли в комнату, и мы не осознавали происходящего, потому что были сосредоточены на себе. Мы поклонились и сели. Шрила Прабхупада плакал. И Хамсадута сказал:

— Вся слава вам, Шрила Прабхупада, — или я думаю мы тогда называли его Свамиджи. И мы все тоже заплакали. Это была мистическая сила чистого преданного, благодаря которой неофиты нашего уровня могли тоже войти в это состояние. Мы все плакали. И мы совершенно не понимали причины. Мы просто чувствовали всеохватывающую милость. Мы снова упали на пол и принесли поклоны. Мы услышали как Шрила Прабхупада спросил:

— Почему вы плачете? Сядьте.

Мы сели:

— Шрила Прабхупада, мы плачем, потому что видеть вас в таком состоянии, вы так милостивы.

— Нет-нет, — сказал он, — это мой Гуру Махарадж. Снова. Без его милости я ничто.

Да, это были мои первые уроки того, как чистый преданный принимает своего Гуру.

05-19 Гопавриндапал дас

Я находился снаружи рядом с его комнатой в Майапуре. Это было в здании, которое сейчас называют гостевым лонг-билдингом. Насколько я помню, на третьем этаже. Он вышел. Я просто сидел и повторял джапу. Был вечер. Я уже повторял джапу в этом месте, и один из руководителей храма сказал мне:

— После закрытия ворот я не хочу, чтобы их открывали кому-либо. Меня не волнует, что они будут говорить.

Я сказал:

— Хорошо. Я допоздна буду повторять свои круги. Я никого не пущу.

Через какое-то время, около 11 часов вечера, в эти ворота постучала одна женщина — в те самые ворота, которые мне запретил открывать этот старший преданный. Я просто сидел там. Просто повторял свою джапу. И тут я услышал голос этой женщины:

— Харибол! Харибол!

Ворота сотрясались от ее стука. Я не обращал внимания на этот шум. Я просто игнорировал то, что происходило внизу. Потому что местный авторитет дал мне распоряжение. В конце концов шум стал таким сильным, что вышел Прабхупада. Он спросил что происходил, и был немного недоволен. Так много шума. Он спросил:

— Почему они шумят?

Я ответил:

— Прабхупада, такой-то старший преданный сказал мне, чтобы после закрытия ворот я не пускал никого, не важно, кто там стучит, кто хочет зайти.

Прабхупада покачал головой, почти раздраженно. Он сказал:

— Пойдем.

Мы с Прабхупадой вместе спустились через три пролета лестницы, и он лично открыл ворота для женщины, которая, как оказалось, была поваром, очень трудолюбивым и искренним поваром. Она уже очень долгое время служила в майяпурском храме, на ней держалась вся кухня. Он впустил ее, они поговорили немного. Затем он лично закрыл за ней ворота на замок. Когда мы поднимались наверх, Прабхупада посмотрел на меня презрительно. Я чувствовал себя виноватым, что не сделал все как надо. Он спросил:

— Почему ты ее не пустил?

Я повторил, что такой-то старший преданный запретил мне делать это. Он засмеялся и сказал:

— Не слушай такого-то свами.

С тех пор я пускал всех, кто хотел войти. Я понял, что авторитет этого санньяси был отодвинут.

05-20 Яшоданандана дас

Однажды Прабхупада попросил Субалу Свами, который в те дни, так же как и сейчас, был очень ученым преданным. Там также присутствовал его духовный брат О.Б.Л. Капур. И он попросил:

— Субала Свами, пожалуйста, опиши три различные формы Вишну.

Субала Махарадж дал подробное описание Махавишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, их функций, и он давал цитаты из «Бхагаватам» и тому подобное.

Прабхупада был очень доволен. Он заговорил на хинди с О.Б Л. Капуром. Они покачивали головами и смеялись. А Субал пытался понять что происходит. Он смотрел на них, но не понимал. Прабхупада наслаждался тем, как хорошо его преданные знают философию и могут объяснить ее. Доктор О.Б.Л. Капур покачивал головой из стороны в сторону. В Индии, когда люди одобряют что-то, они покачивают головой из стороны в сторону. Прабхупада был доволен, что его ученик смог таким совершенным образом объяснить философию. Он сказал:

— Посмотрите, как они учены.

Его реакция была очень сладкой.

05-21 Судама дас

Итак, мы прибыли в храм. У меня висел большой портрет Шрилы Прабхупады в прихожей, где гости снимают обувь. Он разгневался.

— Даже ты, — сказал он, — заразился.

Я ответил:

— Шрила Прабхупада?

Он сказал:

— Да. Я вижу это, — и отчитывал меня целых два часа. — Так много здесь отклонений.

Я был полностью разбит. Я не знал что говорить. Затем он сказал:

— Ты не привел новых преданных.

Это был мой самый худший кошмар, потому что именно это я всегда слышал от других Джи-би-си. Они говорили мне: «Давай, Судама! Что ты там делаешь?» Япония не та коробочка с печеньями, которую легко открыть.

Шрила Прабхупада сказал мне:

— Судама, в прошлой жизни ты был японцем.

За один год я научился бегло говорить, думать и даже видеть сны на японском. Это было невероятно. Конечно я ходил в колледж, но грамматика…

На следующий день была Вьяса-пуджа. Это была первая настоящая Вьяса-пуджа, традиция которой сохранилась в ИСККОН до сих пор. Здесь, в Токио мы учились проводить эту церемонию. Все, что мы делали раньше, было неправильным. Шрила Прабхупада приехал в храм. Я все напутал, например… Я не знаю, я просто импровизировал, готовя церемонию. Итак, Шрила Прабхупада сел на Вьяса-асану. Гости тоже пришли. И тут он начал сердиться:

— Как вы осмелились привести меня сюда? — Мы все сидели там. — Как вы осмелились привезти меня сюда? Вы оскорбили духовного учителя. — Он был очень…

Но что мы могли сказать? Стояла мертвая тишина. Я был еще больше обескуражен. Я вышел из храмовой комнаты и заплакал. Я огорчил его. Я вернулся в храмовую комнату. Он объявил:

— У меня есть несколько фотографий для тебя, которые ты можешь использовать. Хорошо, завтра мы проведем Вьяса-пуджу правильным образом. Я объясню вам, как это делать. Теперь отвезите меня обратно домой. — Он лучший…

Конечно же, на следующий день… Сначала, тем же вечером, он рассказал мне, что я должен подготовить. На следующий день он приехал, мы все сделали заново, и именно так, как надо. Ровно так, как это до сих пор все делают. Он дал лекцию о милости духовного учителя. Я не шучу.

Вечером из Нью-Вриндавана ему позвонил Хаягрива. Он сказал, что Вишнуджана, Субала, Гаргамуни и Брахмананда расстроили многих преданных в Западной Вирджинии своей странной проповедью. Они говорили, что Шрила Прабхупада — рассказчик «Бхагавад-гиты», или что-то подобное. Шрила Прабхупада вздохнул. Он сказал:

— Наконец-то пузырь лопнул. Я знал, что это дело рук моих духовных братьев.

И в результате они стали слушать Ачьютатнанду. Там была более глубокая тема, чем то, что он был рассказчиком Гиты. Говорилось о том, что мы, не были квалифицированы поклоняться Радхе и Кришне в западном мире, потому что мы млеччхи. Мы не понимали до конца, насколько коварными, жадными до власти и злобными были некоторые из духовных братьев Прабхупады. Ведь Шрила Прабхупада был той личностью, кто стал осуществлять предсказание Господа Чайтаньи, что в каждом городе и деревне будут петь святые имена. Его духовные братья не смогли этого сделать даже в Лондоне. Им пришлось вернуться. А тут он послал шесть или восемь светлокожих юношей и девушек петь святые имена, и они зажгли весь Лондон, всю Европу. В любом случае, он был рад, что эти преданные сделали это, потому что он хотел отправить их путешествовать и проповедовать. Они не могли останавливаться в храмах, давать лекции, они могли только брать книги и проповедовать. Этим они и занимались. Они разделились: Брахмананда и Гаргамуни уехали в Южную Флориду. Это была их аскеза.

Шрила Прабхупада был готов выехать из Токио, это был 1971 год, и отправиться в Индию. Он сказал:

— Теперь я открыл Запад. Это моя личная программа — привезти моих белых танцующих слонов.

05-22 Гопавриндапал дас

Я помню переписку между Шрилой Прабхупадой, Карандхарой и Киртананандой Махараджем на эту тему. Киртанананда был против кармической одежды, но Карандхара считал: «Ну и что с того? Это работает». Они одновременно написали письма Прабхупаде, чтобы перетянуть его на свою сторону. Я не помню всех деталей переписки. Так случилось, что Карандхара показал мне эти письма, когда мы вернулись. А мы только начали экспериментировать. Я был в одной из первых групп распространителей книг, которые начали постоянно носить брюки и шапки или кепки, чтобы скрыть наши лысые головы. Чтобы вдохновить меня, Карандхара, чувствуя, что ему отказывают во всей этой сложной ситуации, показал мне письма, которые получил сам, и рассказал о письмах, которые Прабхупада написал другой стороне, Киртанананде. Во всяком случае в письмах к Карандхаре своим настроением Прабхупада ясно выразил, что «используйте все, что усилит эффект». Одним из аргументов Киртанананды было: «Они одеваются как хиппи, когда выходят на проповедь». Шрила Прабхупада ответил: «Они не должны одеваться как хиппи, но это не означает, что они не могут одеваться как непреданные». Насколько мне известно, это было последним словом в этом споре. С тех пор мы каждый день распространяли книги и подходили к людям в кармической одежде.

05-23 Яшоданандана дас

В другой раз Прабхупада сидел во дворе храма Радхи-Дамодары около самадхи Рупы Госвами, когда к нему пришли пара вриджабаси. Это было утром после лекции по «Нектару преданности». Это были деревенские простые вриджабаси, очень преданные, очень простые. Их очень-очень привлекал Прабхупада. Мы сидели там, и Прабхупада вел с ними оживленную беседу на хинди. Мы думали: «Что это за люди?» Мы думали: «Они даже не инициированы, они даже непреданные, они даже не в ИСККОН, они не то, они не это». Но Прабхупада провел с ними целый час, беседуя с ними и постоянно смеясь. Он испытывал усиливающийся экстаз в течение всего часа. Мы не могли понять хинди, о чем они говорят, но Прабхупада смеялся, говорил о Кришне. Мы только могли слышать: «мама Яшода, Нанда Махарадж, гопи, гопы, Ямуна, то, другое». Прабхупада купался в волнах блаженства. Позже мне один преданный рассказал, что Прабхупада называл этих людей освобожденными душами. Он сказал, что они очень и очень возвышенные трансценденталисты, хотя и были похожи на обыкновенных деревенских крестьян. Это был один из способов, как Прабхупада учил нас выражать почтение жителям дхамы.

05-24 Судама дас

Первый раз я попробовал приготовить халаву в два часа утра, когда Хаягрива приехал внезапно из Нью-Йорка. Шрила Прабхупада сказал:

— Судама, приготовь халаву.

Я никогда не готовил халаву. К счастью, у меня получилась настоящая халава, если только не слишком сладкая. Прабхупада сказал мне:

— О, Кришне нравится это. Я знаю, ты сделал ее очень сладкой. Поэтому Его зовут Бала Гопал, потому что Он воришка масла. Он таскает из кухни. Ему нравится сладость.

Он сказал:

— Судама, у тебя талант готовить. Тебе надо готовить больше сладостей.

Я ответил:

— Да, Прабхупада, но мне не хватает терпения на приготовление сладостей.

Он сказал:

— Да, мы должны проповедовать в этот век. Иди и пой Харе Кришна. Неважно, расагула или раса-малай. У кого есть время на это?

Он посмотрел на меня, Хаягриву и Говинду даси и сказал:

— Но это такой нектар. Торопись! Делай! — он мне сказал.

Я вернулся и мы все сели и стали есть халаву в два часа утра.

05-25 Гопавриндапал дас

Ему нравилось слушать иногда он техниках. Не о самих техниках, а о нашем подходе к людям. Однажды мы говорили об энергетическом кризисе, который был в центре всеобщего внимания. Мы использовали следующий подход: «Вы слышали об энергетическом кризисе, из-за которого на местных заправках выстроились очереди машин длиною в мили? На самом деле нет никакого кризиса. В этой книге рассказывается, что нет никакого энергетического кризиса, о котором все твердят». Такие истории, которые мы придумывали о его книгах, чтобы создавать хорошее впечатление у людей о них, ему очень нравились. Наш творческий подход к продаже и распространению книг.

05-26 Яшоданандана дас

Гурудас рассказал две истории, которые я до сих пор помню. Однажды Прабхупада сказал ему, что, когда он жил в храме Радхи-Дамодары, у него была возможность держать в руках оригинальные манускрипты Дживы Госвами и Санатаны Госвами. И Прабхупада сказал Гурудасу:

— Если бы ты только знал, о чем говорится в этих книгах, ты бы потерял сознание. Ты бы на самом деле потерял сознание, просто узнав о том, что на самом деле содержится в этих книгах.

Это было другим проявлением милости Прабхупады. Он раскрывал нам секрет трансцендентной силы книг Госвами.

05-27 Судама дас

Он сказал:

— У тебя всегда должен быть готовый прасад, когда в твой дом приходит друг или кто-то еще. Неважно, в какое время они придут. Ты должен что-то приготовить. Так должен делать вайшнав.

05-28 Гопавриндапал дас

Прошел слух, что он добился успеха и много времени распространял свои журналы людям, сидящим в чайных лавочках в Индии. Я спросил его, в чем был секрет успеха. Он немного рассердился. Он ответил:

— Нет, это были не чайные лавочки, — словно это было ниже его достоинства, — я добился успеха благодаря встречам с чиновниками. Я встречался с чиновниками в их офисах. Я ездил в деловой центр Дели, в крупные города и предлагал свои книги важным людям, наиболее уважаемым членам общества. Так или иначе, я пытался проповедовать высшим слоям общества.

Идея о том, что он проповедовал посетителям в придорожных чайных, была выдумана кем-то, кто не знал, как он на самом деле начинал распространять книги.

05-29 Яшоданандана дас

В январе 1973 года мы приехали в Бомбей. Прабхупада жил у океана в доме Карттикеи Махадевии, известного бизнесмена, пожизненного члена ИСККОН и очень хорошего доброжелателя нашего Движения. Прабхупада каждый день давал лекции у себя в комнате. Мы приехали и сообщили Прабхупаде, что были в Мадурае, в Южной Индии, где один богатый человек предоставил нам замечательное жилье. В течение пятнадцати дней мы проповедовали и пытались всеми возможными способами привлечь пожизненных членов и собрать пожертвования для вриндаванского храма. Однако результаты были скромными. За три недели мы привлекли только двух пожизненных членов. Затем мы поехали в другой город, и все, чем мы там занимались, — пели киртан, слушали и воспевали. И за какие-то три дня к нам присоединились 22 пожизненных члена. Мы просто не могли понять! Почему так? В одном месте мы тяжело работали, проповедовали, но не добились ничего, но в другом мы просто сидели на своем месте, и деньги сами пришли. Мы рассказали об этом Прабхупаде, и он сказал:

— Главная ваша проблема — вы слишком привязаны. Вы слишком привязаны к результату. Наша обязанность как преданных — пытаться удовлетворить Кришну. Если вы достаточно искренни, Кришна лично позаботится о вашем успехе. Вам нужно только прилагать усилия. Успех или поражение зависят не от вас, а от Кришны.

Так Прабхупада вдохновлял нас.

05-30 Судама дас

Когда мы были на Гавайях, он всегда говорил мне насколько это место благоприятно для духовного прогресса. В западной атмосфере, из всего, что он видел за пределами Индии, Гавайи были первым местом, которое благоприятствовало духовному развитию. Температура всегда комфортная — 28 градусов, дуют пассаты. Вам не нужно иметь обуви, можете ходить в шортах, срывать с деревьев ананасы, бананы. Что еще нужно? И свежие кокосы. Конечно, я никогда этого не делал, но Прабхупада сказал, что это замечательное место для простой жизни. Мы говорили о самоанцах и других народах. Он сказал:

— К несчастью, у этих народов самая плохая карма на Земле. Они едят свиней и выглядят как свиньи.

Мы гуляли. Мимо нас проходила семья самоанцев, когда он сказал это. Я подумал: «О, нет!» Но потом мне пришла мысль: «Минуточку, я нахожусь рядом с чистым преданным. На моей стороне Бог. Даже если они почувствуют себя оскорбленными…». Но они не оскорбились. Шрила Прабхупада остановился, потому что он только что говорил, на кого они похожи, как уродлива их внешность, буквально употребляя такие термины, и начал проповедовать.

05-31 Гопавриндапал дас

Гавайи были одним из любимых мест Прабхупады и предметом его шуток в разговорах. Думаю, Гавайи были для него любимой мозолью. Он видел две стороны жизни: с одной стороны, это место представляло собой наследие эпохи благости на Земле, а с другой стороны он посмеивался над Гавайями, потому что здесь был очень силен дух чувственных наслаждений. Именно на Гавайях он дал знаменитое определение серфингистам, назвав их «страдальцами». Мы гуляли вдоль пляжа Ала Моана, и с правой стороны были волнорезы. Кто-то посмотрел туда и сказал:

— Прабхупада, там сёрферы!

— Я называю их suffers (страдальцами).

В другой раз на подобной прогулке он говорил о многоэтажных домах, которые в то время вырастали с безумной скоростью вдоль пляжа Вайкики. Он описывал насколько люди сильно привязаны к своим квартирам на десятом или двенадцатом этаже. Он сказал, что из-за этой привязанности в следующей жизни им будет дана возможность вернуться в телах тараканов в те же самые квартиры.

05-32 Яшоданандана дас

Однажды Прабхупада начал шутливый спор. В комнате было несколько человек, и он сказал:

— Хорошо, сейчас у нас будет спор. Допустим, я не верю в Кришну. Я не принимаю ваши шастры. Докажите мне, что Бог есть.

Я был таким тупым. Я сказал:

— Прабхупада, в «Брахма-самхите» сказано…

Прабхупада сказал:

— Никаких шастр, — он слегка рассердился. — Никаких шастр.

И я сказал:

— Ну, все возникает из чего-то и…

Прабхупада сказал:

— Не, не, не. Ты не знаешь.

Другие преданные попытались ответить, и он сказал им:

— Вы тоже не знаете. Никто из вас не знает.

И тогда он спросил меня:

— У тебя есть отец?

Я ответил:

— Да.

Он обратился к другим присутствовавшим:

— У вас есть отец?

— Да.

И он спросил их:

— У вашего отца был отец? А у вашего дедушки был отец?

Прабхупада рассуждал логически, чтобы любой разумный человек мог увидеть причину всех причин, ища изначального отца. То есть существует изначальный отец, из которого все возникает. Прабхупада был очень-очень добр.

05-33 Судама дас

Шрила Прабхупада увидел, как я вошел. Я поклонился, и он набросился на меня.

— Что это такое? Почему ты ушел? Что это за одежда?

Он задавал все эти вопросы, все эти вопросы, целых двадцать минут. Я потел, плакал, был расстроен, сбит с толку, мои нервы были на пределе, я был как белая ворона среди моих духовных братьев, которые были для меня действительно чужими. У меня забрали людей. Для меня все это было уже слишком. Все это политика. И единственный вариант был просто выйти из игры. Надо было платить все эти счета. Либо ты уходишь, либо храм. Шрила Прабхупада сказал:

— Я хочу знать только одно перед тем, как я выгоню тебя отсюда. Ты еще любишь Кришну? Ты веришь в Кришну?

Я ответил:

— Да.

Он сказал:

— Хорошо. С тобой все будет в порядке.

Затем он повернулся ко всем присутствовавшим в комнате и сказал:

— Это позор! Это не поведение вайшнавов. Вы знали, что Судама нуждается в помощи. Вы знали, что Судама страдает в майе, но позволили ему сидеть в углу и игнорировали его. Вайшнавы так не поступают. Настоящие вайшнавы поддержали бы его, заранее, чтобы этого никогда не произошло.

05-34 Гопавриндапал дас

Я сказал:

— Когда мы распространяем ваши книги, Прабхупада…

Он прервал меня и сказал:

— Ты знаешь, что означает распространение книг?

Я хотел ответить экспромтом, чтобы спасти свою шкуру, но не смог. Я сказал:

— На самом деле нет. Я не знаю. Это глубокая тема. Многие вещи я не понимаю.

Он повернулся ко мне с серьезным выражение на лице и сказал:

— Распространение книг означает распространение знания. Не забывай об этом.

Это не было чем-то вроде торговли. Он не относился к распространению книг как к чему-то, что можно делать в умонастроении торговца. Наоборот, наше умонастроение должно быть другим: мы даем самое ценное знание людям, которые очень нуждаются в этом.

05-35 Яшоданандана дас

Однажды Прабхупада заговорил о сокровенных детских развлечениях Кришны, как Он показал матери Яшоде вселенскую форму в Своем рту. Когда Прабхупада рассказывал этот эпизод, он расплакался, слезы ручьем текли из его глаз. Затем он рассказал, как Кришна убил Путану. Он объяснил, что в этом заключается трансцендентное могущество Верховной Личности Бога, Кришны. Хотя Кришна был младенцем, Он смог убить эту гигантскую ведьму. Прабхупада плакал. В первый раз в моей голове что-то прояснилось. Это было похоже на реализацию. Мы знали Прабхупаду как очень возвышенного святого, великого проповедника. Но в этот момент я понял, что Прабхупада по-настоящему видел эти игры Кришны. Мы читаем об этих играх и думаем: «Замечательно, какой нектар!» Но Прабхупада по-настоящему видел эти трансцендентные игры Кришны в своем сердце. Это было очень сладкое проявление милости Прабхупады. И хотя он проповедовал сознание Кришны очень практичным образом, он всегда наслаждался этими сладкими реализациями Кришны.

05-36 Судама дас

В Беркли Прабхупада однажды заговорил со мной о своем уходе из этого мира, но я не воспринял это всерьез. Мне не хотелось об этом слушать. Насколько я тогда понимал, он будет жить вечно, что на самом деле так и есть. Он говорил о шикша- и дикша-гуру, об их положении. Я был полностью сбит с толку. Я сказал:

— Шрила Прабхупада, все, что я знаю, — это вы. Но теперь вы говорите, что есть другие гуру. Что это значит?

Он сказал:

— Не, не, не.

Он улыбнулся и объяснил мне:

— Когда ты не видишь меня здесь физически, всегда слушай мой голос. Я буду давать тебе наставления через тела других людей. Время от времени.

Мне не нравилось обсуждать тему смерти, потому что на 99% наша практика — это повторение Харе Кришна и подготовка к моменту смерти, после которого следует освобождение.

Он сказал:

— Всегда слушай меня.

Я сказал:

— Что это значит, Шрила Прабхупада? А если собака залает?

Он сказал:

— Это значит именно то, что я тебе сказал. Кто угодно, это может быть кто угодно.

05-37 Яшоданандана дас

После майяпурского фестиваля в 1976 году Джи-би-си решили послать Рупанугу Махараджа и меня в Австралию. А Мадхудвишу Махараджа послали в Нью-Йорк на проповедь. Мне пришлось вернуться в Южную Индию, чтобы завершить проповеднические дела с Ачьютанандой Свами. И когда я приехал во Вриндаван, было уже лето 1976 года. Я сообщил Прабхупаде, что еду в Австралию. Прабхупада спросил:

— Что там в Австралии?

Я объяснил Прабхупаде:

— Джи-би-си решили послать меня. Они хотят послать кого-то, чтобы проповедовать там.

Прабхупада сказал:

— Я напишу им письмо.

Я уже получил визу и купил билеты на самолет. Мое тело было в Индии, но мой ум был уже в Австралии.

И Прабхупада сказал:

— Если хочешь, можешь оставаться здесь. Это нормально.

Полтора дня Прабхупада играл со мной, как отец играет со своим сыном. С одной стороны он говорил:

— Если хочешь остаться, оставайся. Это здорово. Если хочешь ехать, поезжай. Это тоже хорошо.

Я подумал: «Что это значит? Прабхупада говорит мне „ты можешь сделать то, ты можешь сделать это“». И вечером я пришел к Прабхупаде и спросил:

— Прабхупада, вы сказали мне, что я могу ехать, если я хочу, а могу и остаться здесь, если я хочу. Я в растерянности. Пожалуйста, скажите мне, чего вы хотите?

Прабхупада указал на меня пальцем и громким голосом сказал:

— Да, это то, что я хочу от тебя. Именно такого отношения я жду от всех моих учеников. Ты должен просто делать то, что я тебе велю.

Я принял это как милость Прабхупады. Он хотел, чтобы я остался в Индии, чтобы помочь с гурукулой и проповедовать.

05-38 Судама дас

На одной из утренних прогулок Прабхупада сказал мне:

— Если ты думаешь, что уже духовно возвысился, и начинаешь играть роль, ты сойдешь с ума.

Он объяснил, что это губы… Молоко, которого коснулись губы змеи. И оно стало ядовитым.

— Просто следуй моим наставлениям.

— Шрила Прабхупада, но если вас здесь нет?

— Слушай меня.

Он просил других людей читать его книги, потому что он присутствует в своих книгах. Я знаю это доподлинно. Но я никогда не был заядлым читателем. На Гавайях я пришел к нему со слезами на глазах и сказал:

— Они критикуют меня, потому что я не повторяю санскрит. Я не цитирую шлоки.

Шрила Прабхупада рассмеялся. Он сказал:

— Похоже на моих духовных братьев. Судама, говори от своего сердца. Это все, что необходимо. Кришне не так важно, что ты не можешь цитировать шлоки. Просто говори от сердца. Ты хороший проповедник. Ты приводишь много людей, потому что ты говоришь от сердца.

Я сказал:

— Я прочитал два раза «Нектар преданности», десять раз «Бхагавад-гиту» и все. Я даже еще не закончил Первую песнь «Бхагаватам».

Он сказал:

— И? Ты готовишь самосы. Ты красиво поешь. У тебя есть любовь к Кришне. Что еще надо?

Он сказал:

— Не усложняй себе жизнь. Она очень проста.

05-39 Яшоданандана дас

По вечерам он часто говорил, как он хочет устроить гурукулы, какое питание должно быть у детей, как их нужно обучать, чем они должны заниматься и какова должна быть система варнашрамы. Какую роль играют дети. Особенно те дети, которые не обязательно будут склонны становиться брахманами. Он говорил о каменщиках, плотниках, о садоводстве с применением только органических удобрений, заботе о коровах. Он сказал:

— Мы должны предлагать им разные виды профессий, многоуровневую организацию труда, чтобы все эти дети оставались в Движении сознания Кришны.

Видение гурукулы Прабхупадой было точным и детальным. Однажды он сказал мне:

— Проект гурукулы — самый важный проект в нашем Движении.

Я спросил:

— А как же распространение книг и подобные вещи?

Он ответил:

— Это хорошо. Мы распространяем книги, чтобы сделать преданных. Но эти дети уже являются преданными. Вы должны их обучать. Если вы не будете их обучать, а будете пытать привлечь других…

Он сказал:

— Книги очень важны.

Но он уделял особое внимание обучению детей наших преданных. И он очень часто говорил:

— В какой-то момент вы поймете, что дети этих детей будут настоящими преданными.

Он придавал большое значение этому проекту — специальному обучению детей сознанию Кришны и особой заботе о них.

05-40 Гопавриндапал дас

Еще одна вещь, которая мне очень нравилась, — это его попытки примирения. Его попытки примириться с Гаудия-матхом — по-моему это очень интересно. Хотя мы знаем, что много раз Прабхупада давал своим ученикам подробные наставления, как не вмешиваться в дела Гаудия-матха и избегать общения с его представителями, но его собственная позиция по отношению к Гаудия-матху была направлена на открытый диалог и попытки примирения после всего, что было в прошлом. В одном из писем он даже писал: «Мы вовлечены в братоубийственную войну». Я не помню кому он писал. «Мы вовлечены в братоубийственную войну. Наши философские взгляды отличаются. Тем не менее нет причин, почему мы не можем объединиться во имя высшей цели, проповеди миссии Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». Хотя он хотел отмежевать наше мировоззрение и сохранить наше незрелое философское понимание девственным и свободным от внешнего влияния, но его личный подход к Гаудия-матху, когда он общался с ними лично или через письма, всегда был нацелен на примирение. Он всегда подчеркивал высшую цель сотрудничества — проповедь движения санкиртаны.

Перевод: Адбхута Гауранга дас (Гопал Кришна Госвами)