Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 2

cover
02-01 Джаяпатака Свами

Прабхупада был настолько могущественным, что в его присутствии вы не чувствовали себя частью материального мира, а были словно в какой-то трансцендентной духовной среде. Я тогда не знал о Вриндаване, но Прабхупада принёс Вриндаван с собой. В присутствии Прабхупады можно было почувствовать настроение Вриндавана. Он нёс Кришну в своём сердце. Я не понимал этого, но ощущал это, когда находился с Прабхупадой. Я видел и чувствовал, что он истинный духовный учитель. Он сам практиковал то, чему учил. У других людей, которых я видел, были книги, учения, но они всё это не практиковали. Но Прабхупада жил в соответствии со своим учением. Благодаря этому укрепилась моя вера. Прабхупада был очень милостив, и сразу занял меня в служении, назначив помощником его секретарей. В то время его секретарём была Говинда даси и, насколько я помню, Гоура Сундар. Они отправлялись за покупками, когда Прабхупада ложился отдыхать после обеда, и оставляли меня, так сказать, на дежурстве. Я должен был сидеть возле его комнаты и быть наготове, если он проснётся, и ему что-то понадобится. Чаще всего ему ничего не требовалось, но я всегда был рядом, когда они уходили. Иногда Прабхупада просыпался, звал меня и о чём-то просил. И вот однажды он попросил меня принести цветок. Он сказал:

— Если мне будут приносить по цветку каждый день, это продлит мою жизнь.

И он попросил меня принести ему цветок. И не просто цветок, а розу, именно розу. Я был очень воодушевлён. Мой духовный учитель попросил меня каждый день приносить ему по цветку розы. И я сказал:

— Хорошо.

Я вернулся в храм и сказал президенту храма, что мне нужна роза для Прабхупады. Но президент сказал:

— Что ты такое говоришь? Ты в майе? Нельзя этого делать.

Я ответил:

— Почему? Прабхупада велел мне принести ему розу.

Я позвонил в цветочный магазин и заказал розу. А президент услышал, как я звоню, и очень разозлился, ведь мне нельзя было этого делать. И мне казалось, он запрещает мне это ради того, чтобы утвердить свой авторитет в моих глазах. И я сказал:

— Я согласен слушаться тебя во всём остальном, но сейчас мне нужно отнести Прабхупаде розу, потому что Прабхупада попросил меня об этом.

Президент храма был в гневе и сказал, что мне нельзя этого делать, я должен выполнять другие дела. Я тоже был немного разозлён, потому что он накричал на меня. Я вышел из храма, и у меня звенело в ушах. Я дошёл до конца улицы, и дальше идти мне было некуда. И вдруг я увидел цветочный магазин, и всё это время у меня не получалось сосредоточиться и подумать. Я просто зашёл в тот цветочный магазин и спросил, продаются ли у вас розы. Продавец сказал:

— Да, я ждал вас, вот роза.

Это был тот самый магазин, куда я звонил, но я забыл и адрес, и всё остальное. Я вернулся, увидел Прабхупаду, поклонился, предложил ему розу. Он взял её, понюхал и сказал:

— Большое спасибо.

02-02 Говинда Даси

Одно из первых писем, присланных мне Шрилой Прабхупадой, поразило меня до глубины души, когда он прислал мне его из Индии, и я очень ждала его возвращения, потому что у меня было это огромное желание заботиться о нём, когда он вернётся, поскольку те три недели изменили мою жизнь. Я провела их в больнице, ухаживала за ним. Я очень хотела продолжить служить ему таким образом. И все шесть месяцев, когда он был в Индии, я молилась Господу Джаганнатхе: «Пожалуйста, если он вернётся, позволь мне стать его слугой. Позволь мне готовить для него, убираться в его комнате, всё что угодно, лишь бы быть рядом с ним. Позволь мне служить ему». Такое у меня было сильное желание. И мне пришло письмо от него, и в письме последнее предложение было таким: «Я знаю, о чём ты думаешь. Просто я знаю, о чём ты думаешь».

02-03 Бадринарайана Дас

Когда Прабхупада поехал смотреть здание под храм в Детройте, будущий Девасатхан Мандир, у него не было на него денег. Здание было великолепное. Мы даже не представляли, что с ним делать. На входе в здание было изображение обнажённых купающихся девушек. Когда саньяси проходили мимо этого изображения, они прикрывали лицо рукой, стараясь вести себя правильно. А Прабхупада посмотрел на него и сказал:

— Кто хозяин этого дома? Очень отлично выполнено.

Затем он подошёл к ковру, которая представляла себя шкурой убитого медведя с головой и зубами. Прабхупада осторожно подошёл к нему и аккуратно приподнял его пасть кончиком своей трости, чтобы взглянуть на его зубы. Он повернулся к Джагадиши Махараджу, глядя на него широко раскрытыми от удивления, как у ребёнка глазами, спросил:

— Они едят людей?

И Джагадиши Махарадж ответил:

— Иногда да, Шрила Прабхупада.

Тогда он забрал свою трость и обошёл вокруг медведя, держась на приличном расстоянии. Это здание было роскошным. Его хозяин просил миллион или около миллиона долларов, и Прабхупада сказал:

— Каждая комната стоит миллион долларов.

Там было спроектировано три арки для оркестра в большом бальном зале. Две маленьких арки и одна большая. Совсем как для Джаганнатхи, Радха-Кришны и Гаура-Нитай. Там были выгровераны павлины, лотосы. Зал был прекрасно оформлен. Прабхупада сказал, что Кришна специально устроил так, чтобы этот богатый человек построил для нас это здание, и оно ждало, пока мы придём и возьмём его. У Прабхупада было чутьё на здания. И он ходил по всему этому зданию, будто уже был готов достать деньги из большого мешка, словно цена для него не имела значения. И, наконец, он дошёл до прекрасного сада, в котором все уселись. Была прекрасная, тихая погода, светило солнце. Хозяин дома был очень жадным. Он был из тех, кто в буквальном смысле готов загребать деньги. Он понял, что Прабхупаде понравилось здание. Прабхупада сидел с большим достоинством, как аристократ, словно он вот-вот достанет чековую книжку и выпишет чек. Он сказал:

— Это здание идеально подходит для наших целей. Каждая комната – произведение искусства. И это именно то, что нам нужно. Здание построено в очень аристократичном стиле.

И этот человек уже буквально почувствовал вкус денег. Прабхупада повернулся к нему и сказал:

— Но мы не аристократы. Мы профессиональные попрошайки. Поэтому вы должны отдать его нам.

Я думал, что у этого человека сейчас будет сердечный приступ. И Прабхупада продолжил с ним диалог. Это отдельная история, как он убедил его в конце концов отдать это здание. И позже этот человек попытался обмануть нас. Половину денег на покупку дал Амбариша, а вторую часть – другой человек, Шаванти. Это были все деньги, которые удалось собрать. Хотя вначале денег не было вообще. Но было желание Прабхупада, и Кришна всё организовал. И Прабхупада получил здание. Никто не мог поверить, что Прабхупада получил его по такой низкой цене. После того, как все бумаги были подписаны, нам позвонил сосед и сказал, что этот человек снимает и вывозит из здания все зеркала, дверные ручки, картины, светильники и прочее. Потому что весь дом был очень богато украшен, и он снимал всё, что мог. Мы поехали, чтобы помешать ему. Рядом стоял грузовик. Мы спросили:

— Что же вы делаете?

И он ответил:

— Ваш Свами обманул меня!

Позже Прабхупаде рассказали об этом, и он ответил:

— Да, я парень из Калькутты.

Этот человек встретил достойного соперника в лице Прабхупады.

02-04 Джаяпатака Свами

Я помню, как однажды Прабхупада читал лекцию о том, как стать на 100% сознающим Кришну, как полностью предаться Кришне на 100%. И он делал на этом огромный упор. И в конце лекции преданные сидели, посерьёзнев и склонив голову, словно думали: «Как это возможно? Следовать такому высокому стандарту 100%?» Тогда Прабхупада, понимая это, посмотрел на них и немного смягчился:

— Хорошо, если вы хотя бы на 90% будете осознавать Кришну, то вы тоже вернётесь к Богу.

В том помещении была большая вьясасана, сидение, которое возвышалось над полом более чем на метр. Он повернулся, готовясь спускаться с неё по ступенькам, и сказал:

— Даже если вы на 80% преданы Кришне, Он заберёт вас.

Затем он развернулся, спустился с вьясасаны, и уже уходя, он взял свой чадр, готовясь накинуть его. Затем, ещё раз посмотрел на преданных и сказал:

— Даже если вы на 70% сознания Кришны, Кришна всё равно заберёт вас.

И, накинув чадр на плечо, он вышел с высоко поднятой головой.

02-05 Говинда Даси

Я хорошо помню, как он говорил мне много раз, когда я несла поднос с сабджи, рисом, далом и чапати, он говорил:

— Это просто удивительно для меня. Когда я был в Индии, все говорили мне: «О, Свамиджи, не стоит ехать в Америку. В Америке вам нечего будет есть, вы будете голодать, они только мясо идёт в этой Америке». Потому что в те времена, 25-30 лет назад, не было ещё таких отношений между Америкой и Индией. Меня отговаривали ехать туда. А я просто отвечал: «Ну что же, значит, буду есть лишь картошку с хлебом». И я так и думал, что придётся обходиться только картошкой с хлебом. Но я смотрю, что Кришна послал мне всё, дал, рис, чапати, сабджи, всё.

И он несколько раз повторял это. Он был в восторге от того, что Кришна всё ему послал. Всё, к чему он привык в Индии. А он думал, что придётся жить на картошке и хлебе здесь.

02-06 Бадринарайана Дас

Была ещё одна история. Я не участвовал в ней лично, её мне рассказал Карандхара. Утром он вернулся с прогулки с Прабхупадой. Это было в Лос-Анджелесе, на Чиветских холмах. Там были большие дома. Проходя мимо одного такого дома, Прабхупада сказал:

— Когда-нибудь у нас будет такой большой дом для Кришны.

И преданные сказали:

— Джай, Прабхупад!.

Прабхупада обошёл дом и увидел там большую машину с водителем. Это было нечто вроде лимузина. Прабхупада сказал:

— Когда-нибудь у нас будет такая большая машина для Кришны.

Преданные воскликнули:

— Джай, Прабхупад!

Он прошёл к другому дому, и тогда откуда ни возьмись, на дорогу выбежала собака. Она остановилась, и Прабхупада сказал:

— Когда-нибудь у нас будет такая же большая собака для Кришны.

Преданные сказали:

— Джай, Прабхупад!

А он сказал:

— Глупцы, зачем нам большая собака?

Он не хотел, чтобы преданные всё повторяли просто как попугаи.

02-07 Говинда Даси

Та ночь, когда у него был приступ, была очень тяжёлой. Мы с Джадурани стояли у окна и заглядывали в его комнату. Между его гостиной и спальней было окно в виде арки. Это было в Нью-Йорке. Он был очень слаб в тот момент. И всё же ребята всегда были рядом с ним. Сатсварупа, Парамананда. Они по очереди дежурили. Они усаживали его и открывали Бхагаватам. И он продолжал читать лекции. Он читал нам историю о Прахладе Махарадже. Несмотря на то, что, очевидно, физически он очень страдал, он находился буквально между жизнью и смертью, но ему это всё не доставляло беспокойств. Ему важно было научить нас. И я никогда не видела такой бескорыстной любви. Это поразило меня до глубины души. Я очень многое поняла, увидев истинную любовь. Я увидела, насколько он любит нас, и я поняла, что ему недолго осталось быть с нами. И я поклялась, что сделаю всё возможное, чтобы помогать ему и заботиться о нём. Я сделаю всё зависящее от меня, чтобы ему было легче.

02-08 Джаяпатака Свами

Один предный сказал мне:

— Вот то, что ты должен делать: ты должен всегда задавать вопросы Прабхупаде. Каждый раз, когда он даёт лекцию, задавай какой-нибудь хороший вопрос.

Итак, получив этот совет, в конце каждой лекции я стал задавать вопрос о том, что говорилось на лекции. Однажды я задал вопрос о Радхарани, а он ответил:

— Кто ты такой, чтобы спрашивать о Радхарани!

Таким образом, я задавал вопросы каждый день. И каждый день он отвечал по-новому. Нам приходилось работать, чтобы поддерживать храм в Монреале. У нас не было источников доходов. Однажды я пропустил вечернюю лекцию. Я просто пришёл на лекцию утром. И на следующий день я слушал звукозапись. Когда я слушал лекцию, и в конце Прабхупада сказал:

— Есть ли у кого-то вопросы?

Ни у кого не было вопросов.

— Вот у Джаяпатаки…

Или он назвал моё имя до инициации, я не помню.

— У него хорошие вопросы.

Это было важно для меня. Обычно Прабхупада не прославлял учеников лично. Он был очень серьёзен с нами. Иногда он комментировал чьё-то поведение. А тут я услышал это в аудиозаписи. И кто-то сказал мне, что мне следует послушать эту запись.

02-09 Бадринарайана Дас

Был один профессор из Индии, который говорил, что всё едино. Прабхупада объяснял, что есть источник, а есть побочные продукты:

— Это не какая-то трансформация, это побочные продукты. Когда я говорю «ватный шарик» или «хлопковая рубашка», есть ли между ними разница?

Этот профессор покачал головой и сказал

— Ну, ватный шарик или хлопковая рубашка…

Прабхупада повторил:

— Я говорю, «ватный шарик» или «хлопковая рубашка». Есть какая-то разница?

И он просто качал головой и говорил:

— Ну, хлопок…

Прабхупада повторил это три или четыре раза. И он сидел в комнате за маленьким столиком. А этот мужчина сидел напротив. Прабхупада потянулся к нему, ухватился рукой за ткань его рубашки и начал его трясти:

— Я говорю, «ватный шарик» или «хлопковая рубашка». Есть разница?

И до него дошло. Не то чтобы он из вежливости согласился. Прабхупада просто встряхнул его коровьи мозги. И до парня дошло. Ватный шарик или хлопковая рубашка. Однако, когда этот мужчина ушёл, Прабхупада подчеркнул:

— Такое могут делать только старики и дети. Они могут ходить, где им вздумается, и говорить, что хочется. Имитировать вы это не должны. Брахмачарьи, не пытайтесь повторить это дома.

02-10 Джаяпатака Свами

Помнится, однажды я был на утренней прогулке с Шрилой Прабхупадой. Он остановился возле церкви. Посмотрел на неё и сказал:

— В будущем храмы ИСККОН будут как церкви. Будут преданные, которые живут в храме. И будет много преданных, которые будут жить вне храма. Они будут приезжать на праздники и выходные.

И в то время, это были 1970-е годы, я не знаю, сколько храмов было уже построено, храмов было не так много. И всё движение стремилось построить храмы, стать преданными, живущими в храме. Но Прабхупада говорил, что в будущем храмы будут действовать как центры, а вокруг храмов будет строиться общество, а люди будут поклоняться Кришне дома. Я часто вспоминаю это, поскольку сейчас я занимаюсь подобными программами развития общин. Сейчас это наставление стало очень важным для меня. Но тогда я и не знал, что подумать. Это было как предсказание или что-то вроде того.

02-11 Говинда Даси

Однажды, когда мы были в Нью-Джерси, произошло нечто очень забавное. Мы все сидели и ели. Он сидел на диване и почитал прасад за низким столиком, стоящим перед диваном. А мы сидели на полу и кушали. Мы много обсуждали за обедом, и как-то мы заговорили о белом рисе, буром рисе, длиннозерновом рисе, о разных сортах риса. Он рассказывал об одном слуге, который не любил длиннозерновый рис. Его вкус был более низкого качества, потому что такой был его вкус. Он говорил, что бурый рис для животных. И я сказала:

— Должно быть, я животное, потому что мне очень нравится бурый рис.

И Прабхупада смеялся, смеялся. Я сказала об этом так простодушно, а ему показалось это очень забавным.

02-12 Бадринарайана Дас

Многие преданные, и я в том числе, приходили гулять по парку, в ту его часть, где было поспокойнее, возле лесополосы. И вот однажды туда пришёл Прабхупада, и произошло нечто необычное. Все олени собрались по обе стороны дороги, окружённой лесом. Они забегали вперёд на 20 ярдов и ждали. Прабхупада шагом догоняла их, затем они забегали ещё на 20 ярдов и снова ждали его. Они следовали за ним всю дорогу, туда и обратно. Пока Шрила Прабхупада был там, они дважды проследовали за ним. Один из преданных процитировал стих атмарама о том, что даже глупые животные могут получить благо от общения с таким преданным. И мы задумывались, каково же положение Шрила Прабхупады? Как Чайтаньи Махапрабху? Мы не хотели быть сахаджиями, но чувствовали, что он чистый и бесстрашный человек.

02-13 Джаяпатака Свами

Я помню многое, что происходило, когда Прабхупада был в Монреале. Мы обходили корпус университета Макгилла. Прабхупада останавливался и наблюдал. Однажды он остановился и сказал:

— Когда вы видите очень крупного, очень большого человека, вы можете спросить его, где он покупает продукты, потому что он здоров, и у него должен быть хороший источник питания.

И вот подъехало такси, из которого вышел очень большой таксист. Прабхупада сказал:

— Да, подойдите, спросите его, где он покупает себе еду?

Прабхупада действовал очень спонтанно. Когда преданные спросили таксиста о еде, он был крайне удивлён.

02-14 Говинда Даси

В ранние годы, в Нью-Йорке, до того, как Прабхупада заболел, он велел нам работать над историей Прахлады Махараджа и Хираньякашипу. Ему очень хотелось сделать историю в виде слайд-шоу для детей. Таково было его видение, которого нам затем удалось воплотить в жизнь. Он велел нам над этим работать. Он подробно рассказал нам, какими должны быть позы. Сам позировал. Показал позу Хираньякашипу, стоящего на одной ноге. Он часто показывал позу Нрисимхадева. Он обожал позировать в виде Нрисимхадева. По крайней мере, раз в день он приходил и рычал. Он приходил и описывал Господа Нрисимхадева. Говорил он, широко открыв глаза, показывая Нрисимхадева, выходящего из-за колонны. Это было источником его вдохновения, он так наслаждался этим. Как-то Джадурани попросила его изобразить Кришну. Он обернулся в белое дхоти и встал в позу Кришны, изогнутого в трёх местах, чтобы можно было видеть, как лягут складки дхоти. Он стоял в позе Кришны. Он был рядом с нами. Смотрел, что мы делаем. Он приходил и смотрел, как мы работаем.

02-15 Джаяпатака Свами

Как-то в Монреале, говорят, нашли таракана. Нашли прямо в храме. Прабхупада поднял таракана, открыл окно, и затем сказал таракану:

— Я дарю тебе весь мир. Можешь наслаждаться.

Затем выбросил таракана и закрыл окно.

02-16 Бадринарайана Дас

Я помню, когда Прабхупада был в Лос-Анджелесе, каждое утро он пытался обучать нас санскриту. В Лос-Анджелесе мы по утрам читали «Шри Ишопанишад»: «ом пурнам адах пурнам идам…» Мы запинались, никто не мог повторить стихи. И спустя примерно неделю, Прабхупада сидел и ждал, когда же мы повторим. Но мы не повторяли или запинались. Возможно, только Джая Тиртха и ещё пара преданных выучили стихи. Прабхупада сказал:

— Я пишу эти книги не просто для продажи, они для вас, вы должны изучать их.

И он объяснил, что мы должны изучать их так же, как адвокат знает свод законов.

В другой раз Прабхупада читал книгу Кришны. Мы читали её по вечерам, и иногда он добавлял то, чего не было в тексте. Так, например, он описывал, как Нарада Муни предупредил Камсу, который ждал рождения восьмого сына Деваки, сохраняя жизнь остальным её сыновьям. Нарада Муни хотел ускорить приход Кришны. Прабхупада описывал это, как Нарада муни показал Камсе, как надо считать. Нарада Муни сказал ему:

— Ты считаешь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Но если считать в обратную сторону: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, тогда первый становится восьмым.

Затем он предложил ему ещё один способ подсчёта, и тогда Камса был полностью сбит с толку и решил, что в действительности, любой сын может быть восьмым сыном, и потому решил убить их всех.

02-17 Говинда Даси

Есть изображение Прахлады, находящегося в кипящем масле, и мне нужно было придумать, как нарисовать демонов. Я понятия не имела, как они выглядят. Думаю, я скопировала их с картины Иеронима Босха. Так или иначе, я как-то их нарисовала. После того, как я их нарисовала, я спросила Прабхупаду, правильно ли я их изобразила. И Прабхупада ответил:

— Да, очень хорошо получилось. Есть такие демоны, как эти.

Он сказал:

— Да, даже на этой планете есть такие демоны.

Я удивилась:

— Да, неужели? Я не знала об этом.

Прабхупад посмотрел на меня и сказал:

— Ты много чего ещё не знаешь.

02-18 Джаяпатака Свами

Так или иначе, мы нашли доктора, который построил новое здание, которое в будущем станет клиникой. Там ещё никто не жил. Он подумал и сказал:

— Я предоставляю вам это здание на шесть месяцев, поскольку это благоприятно, если святой человек поживёт в моей будущей новой клинике.

Так у нас появилось место, куда можно было бы пригласить Прабхупаду. На тот момент Прабхупада покинул Америку и был в Японии. Мы написали ему, что у нас есть специально отведённое место для него. Прабхупада ответил:

— Я приезжаю.

Мы устроили ему большой приём в аэропорту Калькутты. Там были корреспонденты газет, репортёры. Предстояло большое событие. На самом деле, большое количество гаудия-вайшнавов приехало навстречу, чтобы провести киртан и увидеть Прабхупаду. Нас попросили приглашать всех. До приезда Прабхупады мы обошли и пригласили всех его духовных братьев, кто хотел бы встретить его. Он был проповедником гаудия-вайшнавизма, достигший успехов в распространении сознания Кришны. Даже в тех местах, куда многие до этого даже не решались отправиться. И вот он возвращался оттуда с триумфом. Один из его духовных братьев Пури Махарадж ответил:

— Да, мне бы хотелось его встретить.

Тогда я ещё ничего не знал о внутренней деятельности, политике и прочем, происходящем внутри разных гаудия-матхов. Один преданный грихастха подошёл к ним и сказал:

— Нет, Махарадж, как вы можете поехать? Вы его старше. Вы получили посвящение раньше него. Вы приняли Саньясу раньше него. Не нужно вам ехать. Это он должен к вам приехать.

Я подумал: «Странно, какая разница? Получил ты посвящение на пару дней раньше или позже, когда кто-то добился большого успеха в проповеди». В итоге, никто из духовных братьев не приехал в аэропорт встречать его. Однако несколько учеников, духовных братьев Прабхупады, приехали на встречу. Прабхупада заметил это и был огорчён, что никто из его духовных братьев не приехал встречать его. Ученик одного из духовных братьев пригласил Прабхупаду:

— Ваш духовный брат ждёт вас в своём храме. Он приготовил пир в вашу честь. Он хочет, чтобы из аэропорта вы поехали в его храм.

Прабхупада нахмурился и сказал:

— Пропусти меня! Садимся в машину!

До этого был роскошный приём, пресс-конференция и прочее. Провели арати в отсеке для VIP. Не нужно было даже проходить таможенный и миграционный контроль. Он сразу прошёл в отсек для VIP. Когда мы вышли, нас ждал большой «Кадиллак». Один из пожизненных членов предоставил не то «Шевроле», не то «Кадиллак». Большую для Индии американскую машину. И когда Прабхупада вышел, его встретили и пригласили в храм его духовного брата. Когда он сел в машину, он сказал:

— Отвезите меня к себе. Я не поеду в их храм. Вы можете приехать к ним за прасадом и привезти его к нам. Едем домой.

02-19 Говинда Даси

Я помню один случай, когда Ачьютананда на тот момент был в Индии, а мы были в Монреале. Эта история только что пришла мне в голову. В то время Ачьютананда был в Индии. И с ним был молодой брахмачари по имени Хришикеш. Я точно не помню. Так или иначе, этот парень приходил в ашрам Бон Махараджа и получил реинициацию у Бон Махараджа. И Прабхупада был чрезвычайно расстроен. На самом деле я не поняла, почему. Но он объяснил мне. Он сказал:

— Конечно, этот американский мальчишка ещё ничего не смыслит. Он ничего не понимает. Это не его вина. Он просто глупый юнец. Но Бон Махарадж, он ответственен. Он знает, что своими действиями он как бы сказал, что я не истинный духовный учитель.

Прабхупада был очень огорчён этим поступком. На самом деле я никогда не видела его таким расстроенным. Потому что дело касалось тонкостей вайшнавского этикета, которых я не понимала.

02-20 Бадринарайана Дас

Теджас рассказал мне эту историю. Прабхупада приехал в Дели. Долгое время его там не было. В аэропорту был организован роскошный приём. Его приехал встретить сам мэр города. Пришли многие пожизненные члены. Провели большое арати. Поставили большую вьясасану в аэропорту. Прабхупада вошёл, сел. И только Теджас собирался одеть гирлянду на Прабхупаду. Прабхупада сказал:

— Стой!

И все собравшиеся замерли. Прабхупада спросил:

— Сколько собрали пожертвований за месяц?

Теджас назвал какую-то цифру. Прабхупада:

— Сколько вы отправили в мой книжный фонд?

И он назвал ему сумму:

— Пятьдесят процентов.

Прабхупада:

— Начинайте арати!

Перво-наперво Прабхупада хотел убедиться, что половина дохода идёт на книжный фонд.

02-21 Джаяпатака Свами

Нас пригласили на конференцию по «Бхагавад-Гите». Спонсором этой конференции был один из учеников Ганди-джи, Винода Бове, проходила в местечке Вардха, Махараштра. Винода Бове известный человек, самый известный святой из традиций Ганди. Все политические лидеры были приглашены на встречу. Он пытался препятствовать убийству коров. Это была одна из его последних компаний. Так или иначе, он организовал большую конференцию по «Бхагавад-Гите». И пригласил Прабхупаду принять в ней участие. Также он пригласил много других садху. Я тоже присутствовал на этой конференции. Мы все сидели на высоких сиденьях. Ученицы Винода Бове декламировали одну за другой главы из «Бхагавад-Гиты. У Прабхупада были ученики с разных стран, женщины и мужчины. И также там были маявади со своими учениками. Ученики Винода Бове декламировали «Бхагавад-Гиту». И затем он немного говорил. Прабхупада велел нам воспевать Харе Кришна. Мы провели мощный киртан. Все покачивались, хлопали в ладоши и погружались в киртан. После этого Прабхупада прочитал замечательную лекцию. Далее выступал саньяси-маявади. Казалось, что он был несколько расстроен тем, что киртан и само выступление Прабхупады оказали на людей такое сильное воздействие. Обычно он давал лекцию по «Бхагавад-Гите», но теперь он также решил провести киртан. Он сказал собравшимся:

— Вы должны воспевать вместе со мной, и мы проведём киртан.

Казалось, что он прямо на месте придумал какую-то мантру. Хотя, возможно, он и раньше её повторял, я не знаю. Это была очень непонятная мантра. (сат-чит-ананда-васудева… сат-чит-ананда-говиндам.. ом-тат-сат…) Ситуация была крайне необычная. Пение этой мантры никого не впечатлило. Но он пытался продолжать её воспевать. Посреди этого майявадского киртана Прабхупада велел преданным:

— Пойте Харе Кришна!

И прямо во время этого майявадского киртана преданные подскочили и начали киртан с караталами, мридангами, барабанами. Все начали петь. Для всех это было большим облегчением, поскольку предыдущий киртан был для многих самым странным киртаном в их жизни. Все начали петь с Прабхупадой.

02-22 Бадринарайана Дас

Был профессор Калифорнийского технологического института, который представил себя профессором Калифорнийского института. Он изучал веданту и ценил то, каким простым языком Шрила Прабхупада изложил её для западных неофитов. Но при дальнейшем изучении, конечно же, человек поймёт, как форма становится бесформенной и так далее. Он немного знал и цитировал санскрит. Прабхупада даже не смотрел на него. Профессор стоял, а мы сидели на большом ковре. Прабхупада не смотрел на него. Он смотрел на божества Радхи и Кришны и тихонько повторял на чётках Харе Кришна. А человек продолжал, но Прабхупада не обращал на него никакого внимания. Можно было видеть его благородный профиль. Всем своим видом он был подобен льву. В конце концов, этот человек выдохся. Прабхупада спросил:

— Вы закончили?

Профессор ответил что-то невнятно. Прабхупада повернулся и начал: «В такой-то Пуране, и в такой-то Веде, и в Веданта Сутре, и в Упанишадах, и в Самхите…» Прабхупада как будто вколачивал гвозди. Профессора бросало из стороны в сторону. В итоге он сутулился, опустился на колени. Казалось, он был готов растаять на месте. Прабхупада махал мешочком с чётками, и он выдавал аргумент за аргументом, и в конце концов наступило крещендо (постепенное нарастание силы звука), и он закончил:

— Есть ли у вас ещё вопросы?

Профессор спросил:

— Свами, можем ли мы провести киртан?»

К слову, он жаловался на преданных, что они воспевают и танцуют, как простые сентиментальные люди. Преданные воскликнули:

— Джай!

Так Прабхупада направил профессора на истинный путь.

02-23 Говинда Даси

Харшарани написала стихотворение, и отправила его Прабхупаде, и, конечно, мы распечатали, стали читать его ему. Для меня этот стих был довольно странным. Она написала: «Я предлагаю свои смиренные поклоны моему духовному учителю, который…» Я дословно не помню, но что-то вроде: «…постоянно бегает туда и сюда, играя в прятки с Кришной и пастушками, который постоянно поглощён играми в прятки и в чехарду…» И она описывала много игр и лил, и Прабхупада сидел с закрытыми глазами и потом произнёс:

— Она стала продвинутой преданной. Печатайте этот стих в журнале «Назад к Богу».

И его опубликовали.

02-24 Джаяпатака Свами

Я также был с несколькими преданными, когда Прабхупада отправился на встречу с Индирой Ганди. У него был список тем, для обсуждения с Ганди. Она была очень расстроена новостью о том, что президент Бангладеша, Муджибур Рахман, убит. Прабхупаде было назначено время. Первоначальная встреча должна была состояться в четверг, во второй половине дня. Прабхупада особо не придерживался астрологических расчётов. Он лишь следовал правилу: «Не назначать важных встреч в четверг во второй половине дня», считая это время неблагоприятным для подобных встреч. Это правило было единственным астрологическим правилом, которого он придерживался. Поэтому он сказал:

Если мне придётся встретиться с ней именно в это время, то я не хочу идти на эту встречу. Я готов встретиться с ней утром или вечером, но не в послеобеденное время.

Они поменяли время встречи на то, которое было одобрено Прабхупадой. Итак, мы пришли все вместе. Индира Ганди встретила его. Однако в кабинет Прабхупада вошёл один, и они беседовали без нас. Позже мы встретились, было видно, что Ганди с большим уважением относится к Прабхупаде. Тем не менее, она спросила его:

— Откуда вы знаете, что ваши последователи не агенты ЦРУ?

И он объяснил ей:

— Я отправился на Запад, проповедовал этим людям. Я всем пожертвовал. Они оставили свои дурные привычки. Они встают в 4 утра, посещают Мангаларати. Если бы они были из ЦРУ, то жили бы в пятизвёздочных отелях. У них был бы совсем иной образ жизни. Они бы не были вегетарианцами. Они не оставили бы свои дурные привычки.

Это её убедило. Она сказала:

— Хорошо, я предоставлю вашим преданным долгосрочную визу.

Проблема была в том, что преданным давали визу только на короткий срок. Тогда Ганди издала указ, согласно которому все преданные, нуждавшиеся в визах, могли их получить.

02-25 Бадринарайана Дас

Президент храма всё время пытался на всём экономить. Поэтому он хотел готовить всё на арахисовом масле. Ну, вы знаете преданных. Мы хотели, чтобы всё готовилось на гхи. Президент храма раз в неделю приходил к Прабхупаде на обед. Дурлап, так звали президента храма на Лагуна Бич. Мы же были непреклонны и объявили забастовку:

— Больше никакого арахисового масла!

Тогда он сказал:

— Я спрошу у Прабхупады.

Он спросил у Прабхупады:

— Прабхупада, можем ли мы готовить на арахисовом масле?

Прабхупад ответил:

— Это масло низкого качества.

Беседа продолжалась, президент снова спрашивает:

— Как насчёт приготовления на арахисовом масле?

Прабхупада ответил:

— Арахисовое масло – это масло низкого качества.

В конце концов, он спросил в третий раз:

— Скажите, что вы думаете об арахисовом масле?

Прабхупада сказал:

— Готовь на чём тебе нравится.

Президент храма услышал то, что хотел:

— О, замечательно, я могу готовить на том, что мне нравится.

И тогда Прабхупада сказал:

— Однако, я знаю одного человека, который съел слишком много покор, которые были приготовлены на арахисовом масле… Преданные спросили:

— А что же с ним случилось?

Прабхупада ответил:

— Он умер на следующий день.

Таков был комментарий Прабхупада по поводу арахисового масла, и этот вопрос с тех пор больше не поднимался.

02-26 Джаяпатака Свами

Одна интересная история произошла, когда мы были в Маяпуре. Утром мы прогуливались по полям. Иногда Шрила Прабхупада просил меня идти впереди, указывая дорогу между полями, так как дорожка между рисовыми полями была очень узкой. Это было своего рода шоссе между полями. Однажды он захотел пойти к Ганге, поэтому мы начали спускаться к реке. Это было зимой, и Ганга обмелела, а вода в ней стала очень чистой. Обычно Ганга шафранового цвета, немного мутная с красноватым оттенком. Течение стало не таким сильным, и поэтому можно было отчётливо видеть дно реки. Вода была очень чистой. Редко можно увидеть Гангу такой. Прабхупада сказал:

— Давайте омоемся в Ганге.

На что секретарь ответил:

— Но, Прабхупада, у нас нет ни гамч, ни полотенец, ничего, мы ведь на прогулку пошли.

Прабхупада посмотрел по сторонам:

— Здесь нет женщин, мы можем искупаться прямо в каупинах.

У меня была верхняя часть одежды, я обмотался ею. Все преданные, брахмачарь и саньяси, зашли в Гангу. Затем Прабхупада сделал нечто, чего я никогда за ним не замечал. Погружаясь в воду, он закрыл пальцами все отверстия в голове. Я не смогу говорить, если покажу вам, как он это сделал. Двумя пальцами он закрыл рот, двумя нос, двумя глаза и большими пальцами уши. Вот таким образом. Трижды он окунулся и вышел из воды. Один преданный начал с большим воодушевлением брызгать водой на спину Прабхупаде. Прабхупада остановил его, так как это было очень фамильярно. Я не знаю, как это описать. Это был потрясающий опыт, получить возможность спонтанно принять умовение вместе с Прабхупадой.

02-27 Говинда Даси

Добраться до Мелы было практически невозможно. Там было около 20 миллионов человек, не было билетов на поезд, нужно было бы иметь свой вертолёт. Автобусов тоже не было, и многим приходилось ехать на крышах поездов, они были забиты людьми до предела. И его доктор сказал, что самолётом лететь ему нельзя, и преданные тоже не хотели, чтобы он ехал. Но он был очень решительно настроен. Предные возражали, но в последний момент он сам принял решение. И, о чудо, один прекрасный индийский джентльмен, мистер Гупта, который был с нами всего два месяца, оказался главным инженером Индийской железной дороги. Он добавил два вагона к поезду, обычно в Индии такого не бывает, я имею в виду, что это вообще неслыханное дело. Он добавил вагон первого и второго класса. И распорядился, чтобы вагон Прабхупада был заново выкрашен и украшен гирляндами. Он также предоставил ему личному слугу, который сопровождал его в путешествии на Кумбха Мелу. И мы просто дали ему свои деньги, я путешествовала вместе с Кушей и её трёхлетним сыном. Мы отдали деньги мистеру Гупте, и мы не сразу поняли это, но наше купе оказалось рядом с купе Прабхупады, и уже в поезде меня осенило, ведь Прабхупада обещал взять меня с собой на Мелу. Там было одно купе с его учениками, саньяси и брахмачари, с которыми он путешествовал, и рядом наше купе. В индийских поездах купе похожи на комнаты. И мы могли слышать, как они разговаривают во время остановок, как Прабхупада ходит. Иногда мы относили в купе виноград и манго. Поезд останавливался за Мелой, поскольку остановка на станции во время Кумбха Мелы напоминает ночной кошмар. Даже в обычное время такая остановка не сулит приятных впечатлений, но толпа из тысяч людей только всё усугубляет. Итак, мы сошли с поезда уже ночью в залах Абхады, и Хамсадута забрал нас на автобусах, а Прабхупаду повезли на машине. И так мы все добрались до Мелы. И там Прабхупада вдруг захотела молока, но его негде было достать. И я обратилась за помощью к мистеру Гупте, и он нашёл корову, которую в итоге перевели в наш лагерь, чтобы у Прабхупада было свежее молоко. Мистер Гупта был чудесным человеком, он мог организовать всё что угодно. И потом он организовал поезд, когда Прабхупада был готов уехать с Мелы. С Мелы он отправился, я точно не помню куда, или в Калькутту, или в Бомбей. Так или иначе, он покинул Мелу, и они подобрали его не на станции, иными словами, они сделали специальную остановку поезда. Два пустых вагона доставили с Бомбея, прицепили к поезду, чтобы забрать его с Мелы. И в Индии это можно сравнить разве что с чудом. Потому что вся эта бюрократия, даже просто приобрести билет на поезд, кто был в Индии, тот знает. Но предоставить два вагона одному человеку, потому что иначе он не мог путешествовать, ему нельзя было лететь самолётом.

02-28 Джаяпатака Свами

Прабхупада иногда сидел в своей комнате в Калькутте. Помню, как-то раз он беседовал с пожизненными членами ИСККОН, и один из них спросил:

— Можете ли вы показать чудо?

Прабхупада ответил:

— Некоторые йоги демонстрируют чудеса, они проявляют из воздуха расагулы, сладости, или ещё что-нибудь. Я же приехал в Америку с 40 долларами, точнее даже с 40 рупиями. А теперь за такое короткое время мы открыли храмы по всему миру, и их стоимость превышает 400 миллионов рупий. Разве это не чудо?

Бизнесмены задумались, а один из них стал считать и затем произнёс:

— Действительно это чудо.

02-29 Бадринарайана Дас

Мы проходили мимо большого дома в парке Лейкшир, Чикаго. Откуда, не возьмись, появилась собака, размером с половину лошади. Такой старший брат Мармадюка. Собака огромных размеров, как если бы Ариштасура пришёл во Вриндаван, земля затряслась от поступей этой огромной собаки. Несколько преданных спрятались за машину, двое других за Брахмананду. Все так или иначе находились, если можно так выразиться, на телесном уровне и беспокоились о собственном спасении. Прабхупаде лишь оставалось встретиться лицом к лицу с этой опасностью. Нескольких преданных было рядом, но они просто оцепенели, не зная, что делать. И тогда Шрила Прабхупада, в настроении трансцендентной отваги, вышел вперёд, запрокинул чадар на плечо, я подумал, что это похоже на то, как Кришна затягивает пояс перед сражением с демоном, кинул трость и крикнул: «Хат!» И эта огромная собака, завизжав, убежала. Преданные были смущены, они отряхнули пыль с одежды и снова собрались вокруг Прабхупады. Пройдя немного дальше, мы встретили ещё одну собаку. Не помню, кто именно, возможно, один из саньяси попытался повторить трюк Прабхупада и крикнул: «Хат!» И от этого собака пришла в бешенство. Прабхупада рассмеялся и сказал:

— Ну, нужно знать науку.

02-30 Джаяпатака Свами

Как-то мы прогуливались вдоль реки Джаланги и встретили одного деревенского жителя, который нёс на голове большую корзину с овощами. Шрила Прабхупада спросил его:

— Вы собираетесь продать овощи на рынке?

Мужчина кивнул.

— За сколько вы хотите их продать? Продайте нам всю корзину.

До этого Прабхупада объяснял преданным, что ему очень нравятся свежие овощи с огорода и что мы должны предлагать выращенные овощи божествам. Он говорил о том, как можно экономить, покупая овощи оптом. Как на удачу перед нами появился деревенский житель с корзиной овощей на голове, Прабхупада тут же начал с ним торговаться:

— Если ты пойдёшь на рынок, то проведёшь там весь день, продавая свои овощи. Я же куплю у тебя их всех прямо сейчас, и ты можешь вернуться домой и заниматься чем-то ещё. Тебе не придётся идти две мили до рынка и продавать свой товар.

Так Прабхупада сторговался с человеком до шести рупий за всю корзину.

— Теперь иди в храм, вот тебе счёт, и тебе там заплатят.

Человек ушёл с корзиной, зашёл в храм и продал свои овощи. Из них предные приготовили несколько блюд для божеств, а также потом накормили ими Прабхупаду.

02-31 Говинда Даси

В Нью-Джерси, как-то мы сидели в саду, и там был слизень, знаете, такая мерзость, как улитка, только без раковины. И он ползал около Прабхупады, и я сказала:

— Фу, посмотрите!

Ну, я была ребёнком. И он посмотрел на меня глазами полными состраданий и сказал:

— Воспевай для этого бедного существа.

И так он вынудил меня сидеть там и повторять мантру для слизняка. И до сих пор повторяю джапу для слизняков, потому что я помню, что Прабхупада велел мне делать это. И я воспеваю для них до сих пор, для маленьких насекомых и так далее. Я знаю, что это было одно из его наставлений. Мы получили эту человеческую форму жизни, можем воспевать, а они не могут, но душа слышит. Деревья могут слышать, птицы могут слышать. И мы сидели во дворе, и он говорил нам об этом.

Помню, однажды он показал нам двух бабочек, которые летали вместе. И он сказал:

— Посмотрите, семейная жизнь есть и у бабочек.

Когда мы были на пляже в Нью-Джерси, там были разные насекомые и другие живые существа. И он сказал:

— Они говорят, что на Луне нет жизни, но даже здесь, на пляже, мы видим жизнь. Жизнь есть в любой части творения Бога.

Он постоянно, непрерывно смотрел на мир сквозь призму Кришна-бхакти. И никогда не смотрел на него иначе. Я помню, как-то один Махарадж готовил горячие пури, и мы ели их с финиковым гуром и чёрной патакой. Прабхупада смотрел из окна, как все саньяси и брахмачари едят горячие пури, один за другим, с финиковым гуром. Прабхупада сказал:

— Это не самая хорошая пища для саньяси.

02-32 Бадринарайана Дас

Там была огромная статуя орла, похожая, не знаю, на орла с герба Соединённых Штатов Америки, или что-то вроде того. Вероятно, она была установлена в память о Второй мировой войне. Мы с Прабхупадой стояли и смотрели на неё. Под статуей была лама или овца, какое-то животное. И Прабхупада сказал, что существует птица, которая перелетает с одной планеты на другую. И она настолько огромна, что летает с одной планеты на другую и может поднять в воздух слона и бросить его вниз. Так она убивает его, а потом съедает. Что я могу сказать? Это были слова Прабхупады. Произошло всё это во время нашей прогулки. И причиной этих слов была статуя орла.

02-33 Говинда Даси

И он продолжал описывать снежного человека. Он сказал, что снежный человек – это огромный демон, который живёт высоко в горах и оставляет громадные следы. И он описывал разных существ, живущих на морском дне, высоко в горах и непроходимых джунглях Африки. Вы знаете, существуют различные формы жизни. Когда выходишь из школы, ты представляешь мир как некий научный объект. Думая, что всё в нём уже было изучено и рассказано тебе на уроках истории, антропологии. Но Прабхупада дал ясно понять, что мир совсем не такой, каким мы его представляем себе. И существует бесконечное множество вещей, о которых мы ничего не знаем. Конечно, мы принимали как истину его слова и мировоззрение. Было очень интересно слушать его истории.

02-34 Бадринарайана Дас

Дело было в Нью-Вриндаване. Прабхупада сидел на лужайке. В то время я был президентом храма, а президент храма должен всегда быть в храме. Подошёл какой-то человек. Это был наш сосед. Вы знаете, западная Вирджиния это почти райское место. Но «почти» здесь ключевое слово, уверяю вас. Человек был самый обычный. Но когда-то он работал, кажется, судьёй и уже был на пенсии. Так вот, он увидел Прабхупаду, припарковал свой «Пикап», вышел из него, подошёл к Шриле Прабхупаде и со словами: «У меня тут кое-что есть для вас Свами». Плюхнул пакет с продуктами прямо на колени Прабхупаде. Прабхупада был, конечно, очень большим, создавая впечатление, что он заполняет собой всю комнату. Однако в обыденной жизни, когда дело касалось решения каких-либо проблем, он был довольно скромен и деликатен. Итак, Прабхупада сидел с этим огромным мешком продуктов, которые просто бросили ему на колени. Он засунул руку внутрь и обнаружил, что мешок был наполнен овощами. Прабхупада достал оттуда кабачок, показал всем и сказал:

— Когда тебе приносят овощи из своего сада, это проявление любви.

И когда Прабхупада сказал это, на глазах этого грубого мужика, деревенщины, проступили слёзы. Он просто не мог поверить в это.

02-35 Говинда Даси

На Гавайях один раз семейная пара приехала навестить Шрилу Прабхупаду. Преданный был скульптором, и он помогал мне с божествами. И Прабхупада хотел, чтобы он изготовил божества. Если я не ошибаюсь, это были божества Панча-Таттвы. Прабхупада очень долго рассказывал ему, какими они должны были быть. И он потратил немало времени, чтобы объяснить, как это сделать. А после их разговора, молодой человек спросил у Прабхупады, можно ли его жене делать шёлк, если при этом необходимо убивать тутовых шелкопрядов.

И после того, как они ушли, Прабхупад сказал:

— Эти западные юноши такие изобретательные, того и гляди, начнут спрашивать, можно ли убивать коров, чтобы сделать мриданги.

02-36 Джаяпатака Свами

Однажды влиятельный госслужащий, второй человек в правительстве штата, министр внутренних дел, приехал со своей семьёй к Шриле Прабхупаде. Его звали Турун Канти Гхош. И все в его семье были вайшнавами. Его дедушки принадлежат слова о том, что Бхактивинода Тхакур был седьмым Госвами. Он также написал книгу о Чайтанье Махапрабху. И вот его внук стал влиятельным политиком. Кроме того, он был редактором одной известной газеты. Так вот, он приехал, чтобы увидеть Прабхупаду. Войдя в комнату, он залез под стол Прабхупады и схватил его стопы. Брахмананда был на чеку и уже, казалось, собирался броситься на этого человека. Но министр внутренних дел руководит всей полицией. Вообще, всем. Это не просто какой-то человек с улицы. Прабхупада остановил Брахмананду: «Всё в порядке». Человек просто подошёл и схватил стопы Прабхупады, а затем поставил их себе на голову. Прабхупада ничего не мог с этим поделать.

02-37 Бадринарайана Дас

Прабхупада часто сидел в своём саду. Целью моей поездки в Лагуна Бич, среди прочего, было то, что мы решили снять бетон во внутреннем дворике, чтобы сделать там сад для Шрилы Прабхупады. После того, как сад обустроили, я частенько ухаживал за ним. Прабхупада садился днём в этом саду и читал газету. Мы посадили жасмин под окном Прабхупады. Было очень красиво. У главного входа в дом всё время толпились люди, а из окна Прабхупады открывался вид на садик и цветущий жасмин. Когда Прабхупаде становилось холодно в саду, он возвращался в храм и продолжал читать уже рядом с божествами и в окружении саньяси. Мы же поднимались выше туда, где сейчас, наверное, кладовка. И оттуда выглядывали в сад. Там собиралась целая толпа преданных. И Гаргамуни поглядывал на нас и жестами говорил: «А ну, уходите отсюда!» Он относился к этому очень серьёзно. Мы просто не могли там торчать, беспокоя Шрилу Прабхупада. Поэтому, в конце концов, он отучил нас от привычки смотреть на учителя через окно. Но в первый же день, когда никто не выглядывал из окна, Прабхупада посмотрел вверх и спросил:

— А где же преданные? Гаргамуни, они должны быть там, сходи, позови их.

И мы поняли, что на самом деле Прабхупаде нравилось, что мы наблюдали за ним из окна.

Он просматривал газету, которую мы дали, чтобы прочитать о полёте на Луну. На первой странице был заголовок: «Маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества». Или что-то подобное, я уже не помню, какой именно слоган они использовали для своей пропаганды. Прабхупада прочитал этот заголовок, начал читать дальше, и на четвёртой и пятой страниц увидел новость о том, что для финансирования проекта будут повышены налоги. Прабхупада сказал:

— Вот чем они занимаются на самом деле. Всё это лишь предлог для того, чтобы обирать простых людей. Вот их настоящий бизнес. Все эти разговоры про полёты на Луну — лишь пыль в глаза.

Так Прабхупада прокомментировал полет на Луну.

02-38 Говинда Даси

Одно из моих наиболее ярких воспоминаний — это история про песчаных крабов. Это произошло на Гавайях много лет спустя. Мы снова прогуливались по берегу пляжа, и Прабхупада рассказывал нам про песчаных крабов. Это такие белые крабы. Когда кто-то идёт по пляжу, они убегают и прячутся в свои норы в песке. Я уверена, вы их видели. И за дня в день он повторял историю про песчаных крабов. И, в конце концов, для меня дошёл смысл его слов. Он говорил:

— Ни в ведических писаниях, ни в санскрите, нет такого слова, как «инстинкт». Почему песчаный краб убегает от нас?

Этот вопрос был адресован нам, и мы стали рассуждать. Некоторые сказали, что краб убегает, руководствуясь своим инстинктом. Инстинкт заставляет их прятаться в норе. Прабхупад сказал, что не существует такого понятия, как «инстинкт». Инстинкт — это всего лишь выдумка учёных, и их попытка скрыть тот факт, что существует Сверхдуша, существует Бог и наш предыдущий опыт. И он снова и снова говорил об этом, описывал весь механизм в деталях, и, наконец, мне пришло понимание того, что всю мою жизнь мне преподавали теорию Дарвина, и я даже не подозревала. К тому времени я практиковала уже в течение восьми лет или около того. И дарвинизм — это то, что преподаётся нам с раннего возраста в школах. И нас воспитывают, основываясь на теории о том, что все живые существа подчиняются инстинктам, птица делает то, животное делает это. Но Прабхупада полностью разрушил эту теорию. День за днём он рассказывал мне всё до мельчайших подробностей. Он сказал мне:

— Представь, что ты знаешь, где в доме находится уборная. Ты уверена, что она там находится. Теперь представь, что ты возвращаешься в этот дом через 20 лет. Так как 20 лет назад ты уже была в этом доме, ты знаешь, что ванная находится там. Так же с нашей жизнью, ты уже несколько жизней была в каком-то теле, поэтому ты знаешь, что как только ты впервые откроешь глаза, тебе тут же надо тянуться к материнской груди. Новорождённые животные всегда стараются подвинуться к груди своей матери. Таким образом, опыт прошлого, опыт предыдущих жизней и указания Сверхдуши в сердце управляют всеми живыми существами. Это не инстинкт. Не существует даже такого понятия, как инстинкт. В слове «инстинкт» нет никакого смысла. Что означает это за слово? Ровным счётом ничего. Если ты задумаешься и проанализируешь это понятие, ты придёшь к выводу, что оно не значит абсолютно ничего. Ничего. Тем не менее, учёным удалось убедить всех, что всё живое действует, опираясь на некие инстинкты. Однако природа не действует, подчиняясь инстинктам. Она действует согласно указаниям Сверхдуши. Ты можешь оставить на улице еду, и через 20 минут её уже будут клевать птицы. Учёные скажут, что это инстинкт, но на самом деле это Сверхдуша указывает им, что там есть еда.

Вот такие разговоры часто вёл с нами Прабхупада.

02-39 Джаяпатака Свами

Однажды Прабхупада строго отчитал меня. Сурово поговорил со мной и сделал выговор. Но в следующий раз, когда я пришёл к нему, он изменил своё решение. Он сказал:

— Мне очень жаль, что я поступил с тобой слишком сурово.

И добавил:

— Иногда я просто невыносим. Я бываю чересчур строгим с людьми.

Я не мог поверить в то, что Прабхупада говорил это мне. Я ответил ему:

— Нет, Шрила Прабхупада, это моя вина. Это я вёл себя оскорбительно. Вы не сделали ничего плохого.

02-40 Говинда Даси

Когда мы жили в Лос-Анджелесе, когда он дремал, я обычно сидела рядом и читала «Чайтанья-Чаритамриту». У нас была копия, переведённая каким-то учёным. Там было семь маленьких томов. Я обычно сидела и читала эту книгу, пока он дремал. Однажды Прабхупада зашёл и спросил:

— О, что это ты читаешь? Это «Чайтанья-Чаритамрита?»

И он увидел, что нам очень нравилась «Чайтанья-Чаритамрита». И он решил перевести её тоже. И решил сделать хороший перевод и занял в этом служение Гаура Сундару. Он делал транслитерацию, а я печатала и транскрибировала записи для «Чайтанья-Чаритамриты». Он хотел дать нам эту книгу, потому что видел, что нам очень нравилось её читать.

02-41 Бадринарайана Дас

Бахуласа также пытался вдохновить Шрилу Прабхупаду. Там, в Беркли, у них был ларёк с прасадом, где они продавали бенгальские сладости. И он постоянно говорил об этом Прабхупаде. Там также был Трипурари. Прабхупад остановил его и спросил:

— Сколько книг ты продал?

Трипурари назвал какую-то фантастическую цифру. И Прабхупад тогда сказал:

— Вот настоящая бенгальская сладость — «Чайтанья-Чаритамрита».

02-42 Джаяпатака Свами

Был один очень интересный случай. Мы переехали в новое здание в Маяпуре. Он жил там, на третьем этаже. Но здание было недостроено. И туалеты тоже. К ним не были подведены трубы. Нам приходилось чистить туалеты вручную. Там было ведро. Туалет там был, просто без трубы. Когда Прабхупада неожиданно приехал, у нас ничего не было готово. Было особое служение. Приходить и выносить то, что накапливалось в туалете. И вот, в один из дней, я услышал, как Прабхупада зовёт меня: «Джаяпатака, Джаяпатака!». Зачем я ему понадобился? Я вбежал в туалетную комнату, и увидел, что в туалете Прабхупада держит дверь наполовину закрытой, зажав в двери змею. Ядвитая змея застряла в двери и пыталась ужалить Шрилу Прабхупаду. Она резко двигалась в его сторону, но не попадала. Он держал дверь, и это её сдерживало, и поэтому она не могла освободиться. Прабхупада стоял вот так, отклонившись назад, а змея вот настолько торчала из двери, так он стоял там и звал меня. Я увидел всё это. Каким-то образом нам удалось вызволить Прабхупаду, взяли палку и ударили змею. Это был очень необычный случай. В экстренной ситуации Прабхупаде пришлось звать на помощь, тем не менее, он был всегда спокоен, никогда не терял самообладание. И он пытался понять, где вторая змея, ведь если есть одна змея, то должна быть и вторая, так как они всегда ползают парами. Вторая каким-то образом исчезла, мы так её и не нашли.

02-43 Говинда Даси

Я помню один момент, как-то он сидел на крыше храма в Гонолулу, и мы делали массаж, наверное, это был Шрутакирти, и с крыши храма было видно долину Ноану, очень красивое место. Над ней чаще всего было облако цвета Кришны и одна или две радуги. Это необычайно красивое место. Тогда над небом сияла радуга, и Прабхупада очень поэтично начала рассказывать о том, что на радуге три цвета материальной природы. Красный — это страсть, жёлтый — сатва-гуна, а синий олицетворяет тама-гуну. И все материальные гуны исходят из этих цветов, подобно тому, как на палитре художника красный, жёлтый и синий — это основные цвета, все остальные образуются из них. Эти три цвета трёх гун образуют различные сочетания гун, под влиянием которых находятся все живые существа. Это был очень красивый и поэтичный рассказ.

02-44 Джаяпатака Свами

Прабхупада спускался по лестнице, это было в Калькутте, там было много преданных, Тамал Кришна и много других предных. Прабхупада спускался по лестнице и немного подскользнулся. Казалось, что он вот-вот упадёт. И один из старших предных сказал:

— Осторожно, Шрила Прабхупада!

Прабхупада остановился, посмотрел на него и сказал:

— Это вы должны быть осторожны, вы должны заботиться о теле духовного учителя, а духовный учитель будет заботиться о вашем духовном здоровье. Вы же должны позаботиться, чтобы я не упал.

02-45 Бадринарайана Дас

Прабхупада повернулся к Акендре, к сыну Рупануги, я думаю, ему было 7-8 лет, он повернулся и сказал:

— Акендра, веди киртан.

Маленький Акендра умел играть на караталах и начал: «Нама Ом… Шри Кришна Чайтанья… Харе Кришна…» и так далее. И когда он закончил, Прабхупада позвал его к себе, достал из дхоти купюру, там было 10 или 5 долларов, и сказал:

— Купи себе красную пожарную машину.

Потом Прабхупада добавил:

— Дети очень любят красный цвет.

02-46 Говинда Даси

У меня дома есть одна фотография Прабхупады, где он сидит с глобусом в руках. Это цветная фотография. И он вращает глобус и говорит: «Брахманада поедет сюда, Гаргамуни поедет туда». Он вращает макет земного шара и осматривает все страны. И вот сидим мы, куча подростков, которые ещё не видели жизнь даже, даже зубы чистить толком не умеют. А он в уме просчитывает, в какие части земного шара он нас отправит. Он планирует открыть центры по всему миру, и он всегда делал особый акцент на Россию. Он всегда говорил о России, и он всегда хотел, чтобы Россия получила милость Господа Чайтаньи.

02-47 Джаяпатака Свами

Однажды утром мы были на прогулке с Шрилой Прабхупадой в северной части Калькутты. И Шрила Прабхупада сказал:

— Здесь живёт наш пожизненный член. Он очень состоятельный человек.

Прабхупада хотел остановиться в его доме, поэтому мы зашли к нему. Вышел слуга, и Прабхупада сказал ему:

— Скажите своему хозяину, что пришёл Бхактиведанта Свами.

Через некоторое время слуга вернулся и сказал:

— Баба пуджа кота хэй. Хозяин совершает пуджу, поклоняется своим божествам. Он примет вас через некоторое время.

Тогда Прабхупада сказал, что Кришну больше радует служение его преданному, нежели ему самому. И если бы этот человек был более продвинутым преданным, он бы оценил ситуацию, что вот пришёл духовный учитель, нужно оставить поклонение божеству и принять преданного Кришны. Однако он считает, что поклонение божеству важнее служения преданному Кришне. Это означает, что он неофит или каништха адхикари.

02-48 Говинда Даси

Однажды в Лос-Анджелесе к нам пришли свидетели Иеговы. Прабхупада велел меня впустить их, и я впустила. И они начали общаться с Прабхупадой, проповедовать ему свою философию. И, по сути, они верят, что в этом теле, я толком не помню их философию, в этом теле можно получить освобождение. Это тело вечное. И Прабхупада переспросил:

— В этом теле?

Он удивился тому, что они считали это тело вечным. Но он был очень вежлив и добр с ними. Он им не проповедовал, он просто хотел узнать, чему они учат людей в этой стране. Когда они уходили, он попросил меня дать им брошюру. Там было изображение Вселенской Формы, которую я нарисовала. В брошюре была информация о воспевании Харе Кришна и изображение Вишну с четырьмя руками. И он попросил меня подарить им такую брошюру, потому что, как я поняла, они тоже оставили ему свою литературу. Но следующее утро, выйдя на прогулку, он увидел нашу брошюру на дороге, её переехала машина. И он очень огорчился и сказал:

— О, мы не должны раздавать наши книги бесплатно.

Его расстроило, что изображение Господа переехала машина.

02-49 Джаяпатака Свами

Это был вор. Он изображал из себя саньяси, облачаясь в монашескую одежду, и собирал пожертвования, будто бы для развития ИСККОН. Он называл себя Ачьютананда. Поэтому преданные назвали его Ачьютананда II. Он был из Раджастана, и около Джайпура он собирал пожертвования. Каким-то образом ему даже удавалось печатать чеки. Он подделывал чеки, подделывал печати, делал всё необходимое, чтобы собирать деньги. У него даже был масштабный план по постройке храма. Он собирал у людей пожертвования, называясь Ачьютанандой, и обещал, что эти деньги будут задействованы в служении ИСККОН. Некоторые из этих людей приехали в Бомбей и сказали:

— Мы пожизненные члены ИСККОН, Ачьютананда сделал нас пожизненными членами.

— Ачьютананда в Джайпуре?

В то время Ачьютананда в действительности находился тогда в Хайдарабаде, на юге Индии. Несколько преданных отправились проверить, кем же был этот Ачьютананда из Джайпура. В итоге стало ясно, что это просто вор. Он обирал людей под предлогом сбора пожертвований. Каким-то образом преданные заставили его приехать к Прабхупаде в Маяпур. Прабхупада позвонил в индийское ФСБ, CAD, начальнику городской полиции, старшему офицеру полиции, и попросил их приехать. Пока они ехали, Прабхупада разговаривал с этим человеком, Ачьютанандой Вторым. И после их разговора Ачьютананда сказал:

— Вы великий духовный учитель. Вы святой. Я чувствую, что благодаря беседе с вами во мне произошли перемены. Я хочу предаться вашим лотосным стопам. Я хочу отдать вам всю свою жизнь и делать всё, что вы скажете. Я отказываюсь от своих прошлых грехов.

Тогда Прабхупада позвал всех приехавших офицеров полиции, которые хотели посадить этого человека. Оказывается, он не единожды промышлял подобным ремеслом. Прабхупада сказал:

— Я должен дать этому человеку прибежище. Он предался мне, поэтому, как духовный учитель, я обязан защитить его.

Все эти люди, однако, были готовы просто наброситься на него, бросить за решётку. Но они ответили:

— Это решение гуру. Что тут скажешь. Но мы не верим этому человеку. Он вор.

Прабхупада ответил им:

— Если человек раскаивается, я должен принять его.

Однако он предупредил его:

— Если ты будешь следовать моим указаниям, ты в безопасности. Но если ты захочешь сбежать, мне придётся сдать тебя в полицию.

Он занял этого человека в служении, писать для Прабхупады, дал ему дело. Но через 7-10 дней преданные увидели, как во время Мангала Арати этот человек пытался сбежать через парадные ворота со своей сумкой. Преданные схватили его и привели к Шриле Прабхупаде. И Шрила Прабхупада сказал:

— Я дал тебе шанс. Ты сказал, что будешь выполнять мои наставления. А теперь оказалось, что ты не был искренен.

Он позвонил в полицию и сказал:

— Я отдаю его вам.

02-50 Бадринарайана Дас

Позже один преданный разговаривал с Шрилой Прабхупадой:

— Прабхупада, когда я присоединился к движению, мне было 18 с половиной, я дал так много обетов, в то время мне было легко следовать принципам, а теперь, после стольких лет, моя жизнь кардинально поменялась.

И он продолжал жаловаться. Тогда Прабхупада ударил ладонью по столу и сказал:

— А зачем ты тогда обещал? Только животные не могут держать слово!

Он был очень строг.

02-51 Говинда Даси

Позже тем днём Прабхупада рассказывала нам о том, как западные юноши и девушки часто переходят на другую сторону. И проблема заключается в том, что они переходят на другую сторону. Я спросила Шрилу Прабхупаду:

— А что значит переходить на другую сторону? Вы имеете в виду возвращаться к своей прежней жизни?

Он ответил:

— Да.

Он рассказывал о том, как уходили саньяси, о том, как многие преданные прекращали служение и возвращались к тому образу жизни, который был у них прежде. И он сказал:

— Они идут тем же путём, что и раньше.

И я спросила:

— То есть они становятся такими же, какими были до преданного служения?

Он ответил:

— Да. Поэтому многие из них в следующей жизни родятся в Индии, чтобы завершить свой путь в сознании Кришны.

02-52 Джаяпатака Свами

Когда мы только переехали в здание Лотоса, первый многоэтажный храм для гостей, где находилась квартира Прабхупады. До этого мы жили в соломенной хижине. И вот мы устроили большой пир. Были приглашены все жители деревни, вся округа. После пира гости выбросили банановые листья, которые мы использовали как тарелки, на заднем дворе храма. Прабхупада поднялся наверх в свою комнату. Мы сидели рядом с ним, когда с заднего двора донёсся собачий лай. Прабхупада поднялся и прошёл на балкон. Он посмотрел вниз и увидел огромную гору банановых листьев. Так много людей вкушали просад, что от них осталась эта огромная куча листьев. Есть с бананового листа, это экологичный способ вкушать прасад в Индии. Внизу была толпа бедных детей, в рваной одежде. Они держали в руках палки и отбивались ими от собак, чтобы забрать остатки еды, которую оставили люди на своих тарелках и выбросили их в мусорную кучу. Когда Прабхупада увидел, как детям приходилось отвоёвывать у собак отбросы, никому не нужные остатки, когда он увидел это, он начал плакать. Слёзы потекли по его щекам. Он сказал:

— Как они голодны… Нужно быть очень голодным, чтобы начать отбирать отбросы у собак.

Он был очень тронут этой картиной с голодными детьми и поручил нам сделать так, чтобы в радиусе 10 миль от храма никто никогда не голодал. У каждого должна быть еда. Мы организовали раздачу прасада от ИСККОН, что позже получило название «Пища жизни». Прабхупада хотел, чтобы мы регулярно раздавали просад два дня каждую неделю. И мы начали раздачу еды. Семь дней в неделю мы раздавали просад. Пять дней для маленьких детей, беременных и кормящих женщин. И семь дней для всех людей, вайшнавов, мусульман, христиан, неважно, кем ещё они были. Мужчинам и женщинам, старикам и детям. Настолько Прабхупада был тронут тем зрелищем.

02-53 Говинда Даси

И перед тем, как вернуться на Гавайи, он начал рассказывать нам о сострадании. И когда Прабхупада говорил о чём-то, он начинал переживать это сам. Он будто передавал свои мысли в наши сердца. И он начал говорить о сострадании. И когда он говорил, глаза его были закрыты, по щекам бежали слёзы. И он говорил: «Люди этого мира страдают». Это была высшая степень сострадания. Жалость ко всем обусловленным душам, не находящимся в сознании Кришны. Он просил: «Пожалуйста, Господь, научи их. Расскажи им о Кришне. Дай им высшее знание. Потому что они страдают. Они могут и не подозревать об этом. Но они страдают». И его чувство было настолько сильным, что слёзы текли по его щекам. Он выражал бесконечную любовь ко всем живым существам этого мира. Даже к тем, кто не знал про Кришну.