Милость Прабхупады

Аудиолекции и книги

Воспоминания о Прабхупаде. Фильм 1

cover
01-01 Хридайананда Свами

На самом деле именно Шрила Прабхупада привёл меня в Сознание Кришны. До встречи с Ним я встречал преданных на улицах в Беркли, давал пожертвования, покупал у них журналы и принимал прасад. Я был на фестивале Харе Кришна в Беркли-Хиллс. Но потом я попал на лекцию Шрилы Прабхупады в Международном Центре в Кампусе Калифорнийского Университета в Беркли. И я по-настоящему утвердился в сознании Кришны именно после того, как увидел там Шрилу Прабхупаду. До этого я видел других так называемых «Свами» и религиозных лидеров. В то время я занимался исследованием в области социального религиоведения, и поэтому мне приходилось посещать различные религиозные группы и наблюдать за их обрядами и церемониями. С этой целью я пошёл на выступление одного «Свами». В его словах не было ничего практичного или существенного. Он говорил о том, что нужно расслабиться. Прабхупада всегда говорил, что не особо горел желанием идти на встречу со своим будущим духовным учителем, потому что успел повидать множество так называемых садху. В этом я был похож на него. Однако я всё-таки пошёл на лекцию Шрилы Прабхупады. Когда он вошёл в аудиторию, я понял, что этот человек очень отличается от всех остальных. Его величавость, его сила, его манера держаться. Было ощущение, что в зал вошёл полководец. То есть не жестокий военный, а человек, обладающий большим авторитетом. От него буквально исходила духовная мощь, и при этом он оставался совершенно умиротворённым. Итак, программа началась. Преданные начали петь, Прабхупада встал с вьясасаны и стал подпрыгивать и танцевать в экстазе. Безусловно, он был пожилым человеком. Это было в 1969 году, и ему было уже за 70. И видя, как этот преисполненный величия, святой человек, которому за 70, поёт и танцует в экстазе, я был потрясён.

01-02 Хари Шаури дас

Я расскажу об одном из своих наблюдений, которое потрясло меня. Когда я впервые был с Прабхупадой после того, как я присоединился к нему в Дели, мы поехали во Вриндаван и были там около 10 дней. Мне по-настоящему выпал шанс увидеть Прабхупаду в действии. К тому времени я уже жил вместе с ним как слуга. Первое наставление, которое он мне дал, было таким: «Ты должен быть со мной 24 часа в сутки. Это будет твоим единственным занятием». Я принял это абсолютно буквально. Я был вместе с ним постоянно, днём и ночью, не считая, конечно, того времени, когда я спал. И у меня была возможность наблюдать за всем, что он делал, слушать всё, что он говорил, видеть любые его малейшие действия. И меня потрясло до глубины души то, что Прабхупада был словно олицетворние из «Шримад Бхагаватам». В «Бхагаватам» содержится полное и подробное описание того, что значит быть сознающим Кришну, большое собрание томов, описывающих это. Если их прочитать, можно подумать, что на то, чтобы понять всё это, уйдёт огромное количество времени, ведь это такой обширный предмет, что значит быть сознающим Кришну. Но в Шриле Прабхупаде было всё это в каждое мгновение. Я видел это, я понял это, и я твёрдо решил, что должен максимально использовать благоприятную возможность видеть его, наблюдать за тем, как он делал всё, решал вопросы, говорил, ходил, отдыхал, как он общался по-разному с разными людьми. Всё это было для меня наилучшим примером сознания Кришны. Это действительно потрясло меня. Прабхупада был совсем как живой, олицетворённый «Бхагаватам».

01-03 Атма Таттва дас

Все пели «шри-гуру-чарана-падма». Прабхупада сидел на вьясасане и также с закрытыми глазами, играл на караталах и пел. Я спросил Локанатха Свами:

— А разве эта песня не прославляет Прабхупаду?

Он сказал:

— Да.

Тогда я спросил:

— Почему же он сам её поёт?

И он ответил:

— Он поёт её, прославляя своего духовного учителя.

За день до этого Локанатха Свами спросил меня, вносить ли моё имя в список желающих получить инициацию. И я ответил:

— Подожди, я скажу попозже. Пока нет.

Но после того, как я услышал это объяснение от Локанатха Свами, я сказал:

— Внеси меня в список кандидатов на инициацию.

Он спросил:

— Почему именно сейчас? Ты знаешь так много книг, ты всегда говорил «подожди, подожди», а сейчас неожиданно согласился.

Я сказал:

— Потому что сейчас я вижу, что он будет моим духовным учителем. Потому что когда его прославляют, он прославляет своего духовного учителя. И теперь я знаю, что он часть ученической преемственности. Поэтому внеси моё имя в список.

Моё имя «Свами Атмананда» было внесено в список. Позже духовные братья рассказали мне, что когда Прабхупада просматривал список кандидатов, он проговорил: «Бхакта тот, бхакта этот…» И вдруг «Свами…»

Он сказал:

— Что ещё за Cвами?

Кто-то ответил:

— Это новый бхакта.

Прабхупада сказал:

— Новый бакта Свами? Ну хорошо, как его зовут?

— Атмананда.

И затем он процитировал:

— «Апашйатам атма-таттвам грихешу гриха-медхинам». Его будут звать Атма Таттва.

01-04 Хридайананда Свами

После обряда посвящения в Лос-Анджелесе мне дали маленькую бумажку, на которой было написано моё имя — Хридайананда. По какой-то совершенно необъяснимой причине я подумал, что секретарь написал моё имя неправильно и пропустил букву «а». И моё имя должно читаться как «Харидайананда». Не могу объяснить, почему я так подумал. И когда меня спрашивали, как меня зовут, я отвечал — «Харидайананда». Звучало красиво, как настоящее вайшнавское имя, и к тому же оно что-то означало на санскрите. Никто ни разу не спросил меня и не поставил под сомнение, что что-то не похоже, чтобы это было авторитетным. Итак, в течение первых нескольких месяцев после инициации я был Харидайанандой, представляясь так всем. Даже есть статья в одном из старых выпусков журнала «Обратно к Богу», подписанная «Харидайананда дас брахмачари». Так или иначе, примерно через год после посвящения я написал Прабхупада письмо и поставил подпись «Харидайананда». Прабхупада написал в ответе: «Дорогой Хридайананда, пожалуйста, прими моё благословение.Кстати, тебя зовут именно Хридайананда». Я подумал, и откуда только Прабхупада помнит меня. Потом, когда я поехал в Гейнсвилл, Прабхупада написал письмо кому-то из молодых преданных в храме, где говорил: «С вами теперь Хридайананда, поэтому я уверен, что у вас всё будет хорошо». И я снова подумал, и откуда только Прабхупада помнит, кто я такой. Я был очень удивлён, потому что я был в те годы простым молодым преданным, и я не занимал никаких постов в ИСККОН, и меня сильно удивило, что Прабхупада помнил меня.

01-05 Хари Шаури Дас

Я думаю, что одним из наиболее тронувших меня качеств Прабхупады было то, что он был очень добрым, и очень тепло относился к нам. Просто находясь рядом с Прабхупадой, можно было сразу почувствовать, что он по-настоящему заботится о нашем благополучии. Он служил нам, он отдавал нам много сил, делал столько всего, просто чтобы дать нам шанс жить духовной жизнью. И это пробуждало в нас желание ответить тем же и предложить ему служение, которое могли выполнить мы. У нас был взаимный обмен, И мне всегда было очень уютно в присутствии Прабхупады. Конечно, у нас были отношения гуру и ученика, и нужно было быть осторожным, чтобы не перешагнуть эту грань. Но в то же время Прабхупада всегда был готов служить нам, относился к нам с удивительной теплотой и был невероятно смиренным. Он всегда давал нам почувствовать, что мы нужны, что мы значимы. Он всегда знал, чем мы заняты, и был счастлив этому, и вдохновлял нас продолжать. Конечно, он и ругал нас, когда мы делали что-то неправильно, но его критика имела тот же эффект, она развивала наше сознание Кришны, и мы понимали, что это для нашего же блага, и что у него не было никаких материальных мотивов. И мне всегда было абсолютно ясно, что Шрила Прабхупада был очень счастлив быть с нами. Он очень ценил то, что мы, будучи такими молодыми, отдали лучшие годы своей жизни, чтобы распространить движение сознания Кришны. И он всегда давал нам знать, что он ценит это.

01-06 Атма Таттва Дас

В течение двух недель перед инициацией у меня была инфекция во рту, и я не мог чистить зубы.

Только полоскал рот горячей водой с солью.

В день Радхаштами у нас была инициация в Делийском храме в очень маленькой комнате.

Вот здесь были божества, здесь огонь для ягьи, здесь большая вьясасана в форме лотоса, на краю которой сидел Прабхупада.

Когда я подошёл за чётками, я сел вот настолько близко к Прабхупаде.

Он спросил:

— Каковы четыре регулирующих принципа?

Я сказал:

— Не есть мясо.

И мой рот был вот на таком расстоянии от его носа. Прабхупада сидел. Он открыл глаза, посмотрел на меня и сказал:

— Почему ты не чистишь зубы как следует?

Я ответил:

— У меня инфекция.

Он повторил:

— Инфекция?

И он повернулся к Гопал Кришна-джи, взял чётки, дал их мне и сказал:

— Повторяй 16 кругов.

Получилось, как будто инфекция это диагноз, а 16 кругов это прописанное им лекарство. Затем он сказал:

— Твоё имя Атма Таттва дас.

Все закричали «Хари-бол», я встал, чувствуя, что нахожусь где-то в другом месте.

Я думал: «Что-то произошло со мной, я получил посвящение, у меня теперь есть чётки и гуру». Меня переполняли эмоции. И в тот вечер Прабхупада давал даршан на лужайке прямо перед храмом. Я взял чамару и стал его обмахивать, чтобы быть ближе к нему. Я, скорее всего, немного переусердствовал, выполняя вот такие трюки с чамарой. Был Радхаштами, и было уже холодно. Прабхупаде было холодно. Он посмотрел на меня. И я стал омахивать так медленно, что мухи стали садиться ему на лицо. И он снова посмотрел на меня. В это время он пел «джая-радха-мадхава». У меня был такой страх. Я не знал, что делать — махать быстрее или медленнее. В то же время я не хотел прекращать, потому что я хотел стоять там и смотреть на него. И он спел «джая-радха-мадхава», потом прочитал према-дхвани, затем поблагодарил всех. Потом он посмотрел на меня и сказал:

— Материальная жизнь — это инфекция.

Мне словно бульдозер свалился на голову. Потом он вытянул руку, поднял рукав и сказал:

— Вы чешете руку и чувствуете удовлетворение. Вы чешете больше и чувствуете некоторое удовлетворение. И чешете ещё, а затем останавливаетесь. Не потому что вы удовлетворены, а потому что выступила кровь.

Дальше я не слушал, но это я запомнил. Я стоял там и махал чамарой, как робот, а в голове проносилась вся моя жизнь. Я видел, что этот человек проник внутрь меня и выдал снимок рентгена: «Вот кто ты на самом деле. Кровь у тебя выступила».

Это очень взволновало меня, так как он проник в самую мою душу. И я слышал от многих его учеников то же самое. Он видит меня насквозь, или он говорил словно для меня. И я тоже слышал про это раньше и верил, что такое бывает. Но когда это случается с тобой, всё совсем по-другому. Потому что это случилось с тобой, а не с кем-то другим. У меня было полное ощущение того, что меня словно просвтили насквозь рентгеновским лучом. И я был очень счастлив.

01-07 Хридайананда Свами

Мы были в комнате у Прабхупады. Это было в начале 70-х. Я уже был саньяси, возможно, это был 73 или 74 год. Был прекрасный вечер, золотистые лучи заката освещали Прабхупаду, дул лёгкий ветерок и царила прекрасная атмосфера. Прабхупада начал рассказывать о своей жизни в Индии в начале 20 века, когда он был ребёнком, а затем молодым домохозяином. И мы словно сами оказались там. Он рассказывал, как люди тогда работали, об отношениях между домохозяевами и слугами, как люди готовили. Мы словно сами очутились в Индии вместе с Прабхупадой. Потом он стал говорить о своём раннем детстве, когда он играл. Нет, не играл, но проводил Радха-ятру и поклонялся Радхе Говинде. В комнате были только мы с Карандхарой. Прабхупада посмотрел на нас очень серьёзно и сказал:

— Всё, что я делаю сейчас, я делал и тогда, понимаете?

И, конечно, мы словно онемели. Затем он сказал:

— Никогда не было такого, чтобы я не знал Кришну, понимаете меня?

И он так это сказал, что у нас не возникло никаких сомнений. Это был очень сильный опыт.

01-08 Хари Шаури дас

Когда бы я о чём ни говорил, Прабхупада так или иначе он связывал это с сознанием Кришны и извлекал оттуда какой-то духовный урок. Например, когда мы были в Индии, мы иногда говорили о правлении британцев в Индии и о том, как они всё организовывали. Но он всегда использовал это, чтобы показать нам практический пример, как мы должны всё организовывать. Иногда он говорил о новейшей истории Индии. Но он объяснял всё так, чтобы мы могли различить, были ли действия того, о ком он говорил, основаны на подлинном духовном знании, или они были просто мирской деятельности. Так он объяснял, как произошла деградация индийской культуры и почему стала исчезать ведическая культура. И так с чем угодно. У Прабхупада была уникальная способность видеть Кришну во всём и объяснять всё так, чтобы мы тоже могли его увидеть. Он постоянно и непрерывно обучал нас. У Шрилы Прабхупады не было личной жизни. Его жизнь была жизнью Ачарьи, а это означало, что он был на виду Он был на виду, каждую минуту, каждый день. И он был в высшей степени последовательным. Это ещё одно качество, которое я в нём ценил. Абсолютное постоянство в том, что он делал. Это всегда поражало меня. Хотя мы путешествовали по всему миру, он везде придерживался одного и того же распорядка и выполнял одни и те же действия изо дня в день. Он был совершенно твёрд и непоколебим в этом. Он вставал посреди ночи, чтобы переводить книги. Утром отправлялся на прогулку, принимал массаж и прасад в одно и то же время, где бы мы ни находились и что бы ни случилось. Я страдал от смены часовых поясов во время наших путешествий, а на Прабхупаду это не оказывало никакого влияния. Как только мы куда-то прибывали, он тут же начинал всё делать согласно своему распорядку.

без каких-либо признаков переутомления или беспокойства.

01-09 Атма Таттва дас

Один большой бизнесмен пришёл к Прабхупаде и начал рассказывать:

— Свамиджи, у меня есть фабрика в Дели, другая в Джайпуре.

И так далее. Стал перечислять своё имущество.

— У меня всё это есть, но я не могу спать.

Прабхупада посмотрел на него и сказал:

— Именно поэтому вы не можете спать. Отдайте всё это мне, и вы сможете спать спокойно.

Затем он повернулся к кому-то из сидящих там учеников, кажется, это был Гопал Кришна джи, и сказал:

— Запиши его адрес.

Тот человек стал отнекиваться.

— Нет, нет, Свамиджи. Я могу прийти в любое время.

— Да, да, вы можете прийти в любое время. Но и мы должны иметь возможность прийти к вам в любое время. Запиши его адрес.

Тот человек продолжал отнекиваться, но Прабхупада сказал:

— Нет, запиши его адрес. Мы избавим вас от ваших проблем. Если вы отдадите часть вашего имущества Кришне, то обретёте мир.

Этот бизнесмен был просто раздавлен. Он назвал свой адрес. Ему пришлось.

01-10 Хридайананда Свами

Мы привели мисс Мексику к Прабхупаде. Мы были молоды и думали, что с какой бы знаменитостью нам не довелось познакомиться, её нужно привести к правопаде. Она вошла, мило хлопая ресницами. Очевидно, она была из категории девушек, которые всё время проводят в поездках, снимаются в рекламе, улыбаются и говорят приятные слова. В этом настроении она пришла к Прабхупаде с несколькими молодыми людьми. Сев напротив Прабхупады, она начала произносить свою привычную речь. Она говорила по-испански, и я переводил.

— Я очень рада быть здесь. Мне очень понравилась программа, и я надеюсь, когда-нибудь прийти снова.

Прабхупада ответил:

— Зачем вы хотите прийти снова?

Другими словами, его совершенно не интересовал весь этот шарм.

Он невозмутимо спросил:

— Зачем вы хотите прийти снова?

И она не знала, что ответить, потому что никто прежде не задавал таких вопросов мисс Мексике. Он очень серьёзно спросил:

— Зачем вы хотите прийти?

И там была полка с его книгами. Он спросил:

— Вы читали мои книги?

Она ответила:

— Нет.

И он снова сказал:

— Зачем же вам тогда приходить? Вы сказали, что хотите прийти вновь.

Она была потрясена таким ответом. И на какой-то момент она перестала быть мисс Мексикой и стала просто душой.

01-11 Хари Шаури дас

Однажды в день ухода Бхактисиддханты Сарасвати в Бомбее, после обеда на даршан пришла женщина. Она была последовательницей другого гуру, известного майавади. У них развернулась дискуссия на тему «Бхагавад-Гиты», в которой эта женщина придерживалась взглядов своего гуру на то, что имелось в виду в Бхагавад-Гите, и в особенности на то, что означало слово «Кришна». На санскрите слово «Кришна» означает «тёмный», и в своём комментарии её гуру написал, что «Кришна» означает «тёмный». «Тёмный» означает «непознанный». Поэтому «абсолют» — это непознаваемое, верховное, непроявленное. Дав такое толкование в духе майавади. Прабхупада расправился с этой идеей очень быстро, сказав:

— Если «тёмный» означает «непознанный», и если «Кришна» — «непознанный», то почему же ваш гуру, не зная Кришну, комментирует Бхагавад-Гиту, которая является словами Кришны? Кришна говорит своему преданному: «Преданный знает меня». И поскольку этот человек не преданный, то он не может познать Кришну. И по-настоящему комментировать Бхагавад-Гиту могут только преданные.

Прабхупада был очень опытным и сведущим и моментально разбивал подобные аргументы в пух и прах. В Индии множество неправильных взглядов и превратных толкований Бхагавад-Гиты. Но Прабхупада мастерски умел удерживать внимание собеседников на том, что Кришна — это Верховная Личность Бога.

01-12 Хридайананда Свами

Когда Прабхупада приехал в Гейнсвилл в конце июля 1971 года, это был удивительный приезд. Он дал интервью, затем приехал к нам, сел на вьясасану, который мы для него приготовили. Дал прекрасную лекцию и после лекции отвечал на вопросы. Там была одна молодая девушка. В 71-м она ещё была молодой. Немного вызывающим тоном она спросила Прабхупаду:

— Я вижу, что у вас здесь в основном молодые люди. Почему?

Прабхупада немедленно ответил:

— А почему в вашем университете учатся в основном молодые люди?

Она настолько этого не ожидала, что выронила карандаш. Она стала отвечать с трудом, находя слова:

— Ну, потому что в этом возрасте люди должны получать образование.

Прабхупада сказал:

— Да, вот почему это самый подходящий возраст для сознания Кришны.

Другой подобный диалог произошёл за несколько дней до того, как я принял саньясу. Один журналист брал у Прабхупады интервью в Лос-Анджелесе. И, зная что-то об индуизме, он спросил:

— В Индии санньясу принимают только старые люди. Почему вы даёте санньясу молодым?

Праупада ответил:

— Что вы имеете в виду под словом старый?

Человек не знал, что ответить. Прабхупада продолжал:

— Старый — это тот, кто скоро умрёт. Вы можете сказать, что я более стар, чем вы? Можете ли вы утверждать, что не умрёте раньше, чем я?

И тот человек не мог ничего ответить. Прабхупада тогда сказал:

— Вот поэтому мы и даём им санньясу.«

01-13 Атма Таттва дас

Я мыл пол в алтарной, туда зашёл пожилой человек, он поклонился божествам и произнёс:

— Кришна Гуруваюраппа.

Гуруваюр — это божество в Южной Индии, в Керале, И только жители Киралы из Южной Индии обращаются к Божеству именно по этому имени с этим акцентом. Я подошёл к нему и спросил:

— Вы из Кералы?

Он ответил:

— Да.

И мы начали разговаривать на его языке, хотя мой родной язык тамил. Когда он узнал, что я получил посвящение от Прабхупады, то сказал мне:

— Я хочу стать учеником Свами Прабхупады. Я уже спрашивал об этом здесь, и мне сказали, что до этого я должен в течение шести месяцев прослужить в храме.

И он поднял дхоти и показал мне свои ноги. У него была водянка. Ему было около 60 лет. Он сказал:

— Я уже на пенсии,а раньше работал на железной дороге. У меня очень больные ноги, и я не могу делать то, о чём они говорят. А они говорят, если вы не можете это делать, значит вы не можете быть учеником Прабхупады. Ты можешь помочь? Попросить Прабхупаду, чтобы он принял меня в ученики?

Я ответил:

— Я сам только что получил инициацию, а система такова, что рекомендацию вам может дать только президент храма. И если президент её не даёт, то не может быть речи о том, чтобы я мог просить за вас. Но вы можете сами подойти к Прабхупаде и попросить его. Эти правила установил сам Прабхупада, но если он захочет, он может поступить как угодно. Вы можете встретиться с ним. Он принимает у себя посетителей каждый вечер.

Он спросил:

— Любой человек может прийти?

Я ответил:

— Да, это даршан. Прийти может кто угодно, приходите завтра, пораньше, и вы будете первым.

Я сказал ему:

— Принесите что-нибудь для него, какую-нибудь тарелку, накрытую тканью с кокосами, цветами, сладостями и дакшиной. Это наша традиция, вы знаете, вы же из Кералы.

Он ответил:

— Да, да, конечно.

На следующий день он пришёл с большим подносом накрытым тканью. Было около четырёх. А Прабхупада обычно начинал давать даршан около пяти. Я сказал ему:

— Ждите здесь, вас пригласят.

И уже через 10-15 минут Хари Шаури прабху позвал:

— Если кто-то пришёл на даршан, вы можете заходить.

Этот человек был единственным. Я сказал им:

— Вы так удачливы, никого больше нет. Вставайте и идите.

Он задрожал.

— Может, подождём, пока придёт кто-нибудь ещё?

Я ответил:

— Нет, вы сейчас сделаете что-то очень необычное, поэтому нужно пойти и сделать это как можно скорее».

Он поднялся, и я пошёл вместе с ним. Он зашёл и поставил поднос на столик Прабхупады. Прабхупада посмотрел на него и сказал:

— Да?.

Этого человека переполняли эмоции. Он взял мешочек с чётками, лежавший сверху на подносе, и сказал:

— Прабхупада, я хочу воспевать Харе Кришна.

Прабхупада улыбнулся и сказал:

— Разве мы вас останавливаем?

Он снова сказал:

— Прабхупада, я хочу воспевать Харе Кришна!

Прабхупада спросил:

— Это ваш мешочек?

Тот человек сказал:

— Да.

Прабхупада взял мешочек и спросил:

— Вы знаете, как повторять Харе Кришна?

Он ответил:

— Да, я знаю мантру: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».

Прабхупада сказал:

— Да.

Затем он вытащил чёткий из мешочка, взялся за первую бусинку и начал объяснять:

— Начинайте отсюда и повторяйте целую мантру на каждой бусине.

И так он переходил от одной бусины к другой и прочитал целый круг. И затем сказал:

— Теперь повторяйте вы.

Совсем как во время инициации. Я был в полном восторге. Я думал, что этот человек получил посвящение без необходимости мыть пол в храме или делать что-то подобное в течение шести месяцев. Он бы никогда не смог этого сделать, потому что просто умер бы, пытаясь. Его ноги выглядели как баллоны с водой. Для него такая работа была невозможной. Позже, после нескольких поездок, я вновь встретил этого человека. Он по-прежнему повторял мантру, и у него в комнате висел большой портрет Прабхупады. А после этого, когда я вновь отправился повидать его, его уже не было в живых. И мне сказали, что когда он оставил тело, было невозможно вытащить чёткий из его руки. В последние две-три недели своей жизни он только повторял Харе Кришна и больше ничем не занимался. В последнюю неделю он даже не выходил в ванну или куда-то ещё, просто сидел перед портретом Прабхупады и повторял. И последнее, что слышали из его уст перед тем, как он ушёл, это мантра.

01-14 Хридайананда Свами

Прабхупада иногда шутил, когда мы входили в его комнату, Потому что очевидно для нас войти в его комнату было очень важным событием. Для меня предстать перед Прабхупадой было самым важным событием. И зачастую бывало так, что я входил в его комнату с очень и очень серьёзным лицом. И он иногда подшучивал надо мной. Однажды я вошёл в его комнату с очень серьёзным настроением. Он посмотрел на меня и сказал с притворной серьёзностью:

— Говори, с какой вестью ты пришёл.

В другой раз я вошёл в его комнату в Нью-Йорке. Он как раз заканчивал завтрак и был в весёлом настроении. А я только вернулся с проповеди по колледжам, и он обратился ко мне:

— О, Хридайананда Махарадж, ты путешествуешь и проповедуешь, а я только сижу здесь и ем.

Но, конечно, он был доволен проповедью по колледжам. Была ещё одна интересная история, связанная с этим. Он был доволен моей проповедью по колледжам, и мы какое-то время поговорили об этом. И я был очень рад, что Прабхупаде нравятся мои программы, и он обратил на меня внимание. Но на следующий день, когда я пришёл к нему, думая про себя, вот он я, проповедник в колледжах, и сел перед Прабхупадой. Он даже не заговорил со мной. Просто продолжал заниматься своими делами. В его комнате также находилась молодая девушка, брахмачарини. Она меняла цветы в вазах. И было видно, что она это делала с большой преданностью. И Прабхупада, довольный, с улыбкой наблюдал за ней, как любящий дедушка. Он поблагодарил её и спросил, как её зовут. В тот день он даже не заговорил со мной, но он был очень доволен той девушкой. Я был уже санньяси и имел какие-то заслуги в ИСККОН, а она была обычной девушкой, но в тот момент именно она принесла радость Прабхупаде, потому что я сидел и думал, что я санньяси, а она просто служила с большой преданностью. Тот урок я запомнил навсегда.

01-15 Хари Шаури дас

Прабхупада любил простую пищу На завтрак он ел нарезанные фрукты часто со свежими жаренными орехами кешью. В Индии иногда мы подавали ему чашку дутого риса и половинку сандэша. Обычно его завтрак был очень лёгким. На обед были стандартный рис, дал и чапати. Также ему подавали одно сухое сабджи, одно влажное сабджи и маленькую сладость. Это было основным меню. Хорошие повара готовили и другие дополнительные блюда, но основной набор был неизменным. Чапати Прабхупада любил есть горячими, только снятыми с огня. У него на столе стоял колокольчик. В начале обеда ему подавали тарелку с одной горячей чапати. И когда он её съедал, он звонил в этот колокольчик, и мы тут же допекали свежую чапати на огне и мчались к нему.

01-16 Атма Таттва дас

Мы организовали падаятру с бычьей упряжкой. И в день её открытия меня попросили принести прасад, чтобы предложить Прабхупаде, а затем раздать преданным. И я, глупый южный индиец, принёс ему кокосы и гур. Это классический южноиндийский прасад. Но кокосы были очень твёрдыми, и гур тоже был не высшего сорта. Итак, я принёс Прабхупаде большой поднос, полный нарезанных на кусочки кокосов и гура. Прабхупада посмотрел и спросил:

— Что это?

Локанатх Свами сказал:

— Это прасад для падаятры.

— О, для падаятры?

И он взял по маленькому кусочку кокоса и гура и положил в рот. Он начал объяснять, что нужно делать во время падаятры. И пока он говорил, он перемещал эти кусочки во рту то за одну щеку, то за другую. И так он держал их во рту, пока они полностью не размягчились, чтобы можно было их съесть. Я был очень благодарен. Я понял, что должен был спросить у Локанатхи Свами, какой именно нужно принести прасад. Этот должен был быть сандэш. Прабхупада был уже таким пожилым. И, конечно, прасад для него не должен был быть таким деревянно твёрдым. И я был очень благодарен за то, что он принял даже такой неподходящий прасад. И он не просто принял, а держал его во рту до тех пор, пока не смог по-настоящему его съесть. Для пожилого человека это было настоящей мукой – есть это и при этом ещё говорить. Он продолжал говорить, гоняя эти кусочки во рту, показывая, что он принял их, поскольку они были предложены с любовью.

01-17 Хари Шаури дас

Из Австралии мы отправились в Новую Зеландию, и там некому было готовить для Прабхупады. И мне впервые пришлось делать всё самому. Я поставил кастрюли на огонь и пошёл делать Прабхупаде массаж. Когда вернулся, всё было полностью уничтожено. Я оставил плиту на слишком сильном огне, в результате дал выкипел и прилип ко дну. Рис превратился в бесформенный комок, А овощи стали такими мягкими, что просто разваливались.

Продуктов больше не было, и не было никого, кто смог бы быстро приготовить что-то другое. И мне пришлось подавать Прабхупаде то, что было. Когда Прабхупада увидел это, он был крайне разочарован. Он спросил:

— Что это?

Я ответил:

— Я, кажется, оставил слишком сильный огонь.

Прабхупада сказал:

— Ты слишком тупой, ты не можешь готовить.

Это был мой первый опыт готовки. И он стал катастрофой. Я очень переживал, потому что для Прабхупады просад был очень важен. Его пищеварительная система в то время была очень чувствительной. И в условиях постоянных путешествий ему требовалось упорядоченное питание. В противном случае могло возникнуть множество проблем со здоровьем.

Я помню, однажды в Калькутте, когда ему готовила Палика, она на 10 минут опоздала с обедом, и Прабхупада был очень разгневан. Он велел позвать её, и когда она вошла, он очень сильно отругал её. Я никогда прежде не видел, чтобы он так сильно ругал своих учениц.

После того, как он так строго её отчитал, он объяснил почему:

— Когда приходит голод, нужно поесть, иначе придёт болезнь.

Когда я был с ним, я следовал расписанию и подавал ему обед в 13.30, независимо от того, когда был закончен массаж. И он ожидал прасад к 13.30, поскольку мысль о еде стимулирует выработку желудочного сока, в этот момент необходимо принять пищу, в противном случае приходят болезни. Это наука, и Прабхупада знал о ней. Помимо этого, у Прабхупады были проблемы с пищеварением, поэтому было очень важно готовить для него хороший прасад и соблюдать режим. Но, к сожалению, у меня плохо получалось с готовкой.

01-18 Хридайананда Свами

Спустя несколько месяцев после принятия мною санньясы, когда принимаешь санньясу, ты должен быть очень серьёзным в сознании Кришны. Особенно если ты молод и нестабилен. Поэтому я изо всех сил старался быть хорошим в санньяси. Я был молодым в санньяси и старался быть в сознании Кришны, но чувствовал, что у меня недостаточно в сознании Кришны и Прабхупада заслуживал лучшего служения, чем я мог ему дать. Я был немного расстроен от того, что не могу служить Прабхупаде как следует. И я подумал, стану-ка я поменьше есть. Типичное поведение для молодого человека. Итак, несколько дней я старался есть мало. И в один из дней мы были в саду у Прабхупады в Лос-Анджелесе, возвращались с прогулки. На самом деле, он заходил за мной каждый день, потому что я старался не навязываться ему. Поэтому каждый день, когда он спускался, чтобы пойти в сад, он останавливался возле моей комнаты санньяси, осматривал всё и шёл дальше. Но для меня это был сигнал, что нужно встать со стула, поклониться и бежать за ним. Он каждый день заходил так за мной. Итак, однажды мы возвращались с прогулки, и когда мы подошли к лестничному пролёту, возле его комнаты мы увидели… Типичную картину. На старом радиаторе лежала большая куча несъеденного просада на картонной тарелке. Там была картошка, рис и что-то ещё. Прабхупада остановился, поставил трость, повернулся ко мне и сказал:

— Съешь это!

Это была такая награда за мои аскезы. Я тут же предложил поклоны, взял эту тарелку и всё съел. Я однажды был в комнате Прабхупады и вошла Джадурани. У неё были проблемы со здоровьем, и она сказала Прабхупаде, что хочет поститься. Прабхупада сказал:

— Не нужно поститься полностью, нужно хотя бы что-то есть.

Поститься полностью неблагоприятно.

01-19 Хари Шаури дас

Прабхупада говорил, что одной из его стратегий распространения сознания Кришны была раздача просаду в больших количествах. Он говорил, что основная масса людей живёт как животные. Они не знают ничего, кроме своих тел. Поэтому нужно, по крайней мере, дать им возможность кушать прасад. Это тоже Кришна. Просто принимая в пищу просад, они постепенно начнут тянуться к Кришне. И когда это произойдёт, они начнут интересоваться философией и стану способным её понять, просто принимая прасад. Он говорил, что в этом наш план. Мы хотим, чтобы постепенно люди обретали сознание Кришны, и распространение прасада — это несомненный и очевидный способ помочь им в этом.

01-20 Хридайананда Свами

Прабхупаде очень нравилось гхи. Он всегда говорил, что нужно есть то, что можешь переварить. Прабхупада говорил мне:

— Если ты будешь есть то, что тебе нравится, это будет полезно.

01-21 Хари Шаури дас

Мои родители пришли навестить меня в Мэнноре. Прабхупада был в Лондоне, а я вернулся в Мэннор, чтобы встретиться с родителями, которых я не видел уже пять лет, а они ни разу не видели меня после того, как я стал преданным. Вечером я пошёл за прасадом для них, но никакого прасада не было. Мне сказали, что воскресный пир был раньше, чем обычный, и ничего не осталось. Так что у меня не получилось накормить их прасадом. Так или иначе я показал им Мэннор, объяснил им немного философию. К сожалению, они не смогли пообщаться со Шрилой Прабхупадой. Они уже собирались уезжать, так как им предстояла 4-х часовая поездка на машине в Лондон, и как раз в это время вернулся Прабхупада. Он проехал через главные ворота, именно там, где я прощался с родителями. Так что, по крайней мере, они встретились взглядами. Так или иначе, после того, как они уехали, так и не пообщавшись с Прабхупадой, он спросил меня:

— Как прошла встреча с родителями?

Я ответил:

— Всё прошло хорошо, а они очень хорошо настроены. Я показал им храм, божества, объяснил немного философии.

И тогда Прабхупада спросил:

— Ты их накормил прасадом?

Я ответил:

— Мне сказали, что прасада не осталась.

И Прабхупада сказал:

— О…

Это было как: «А зачем тогда всё это? Если ты не накормил их прасадом, то фактически это провал». Он очень большое внимание уделял прасаду. Это было очень практичным способом для прогресса в сознании Кришны.

01-22 Хридайананда Свами

Хотя моя мама всегда хорошо общалась со мной, ей никогда не нравилось движение. Она была вежлива и почтительна, но всегда хотела вытащить меня отсюда. Типичная мать. Однажды она пришла к Прабхупаде, и когда она села перед ним, с ней начали происходить перемены. Она стала похожа на юную девушку перед Прабхупадой. Конечно же, она была очень культурной и вела себя очень уважительно. И Прабхупада стал объяснять ей, насколько она удачлива, что её сын – преданный Кришны. И она кивала головой в знак согласия. Всё время с того момента, как я присоединился к движению, она была противоположной точки зрения, но в присутствии Прабхупады она вежливо кивала головой в знак согласия. Через несколько минут она спустилась вниз по лестнице. И это был единственный раз в её жизни, когда она спросила меня:

— Могу ли я что-то пожертвовать для вашего движения?

До этого её обычной мантрой была: «Твоя рубашка только для тебя».

01-23 Атма Таттва дас

Повозка для быков была готова. На следующий день он прохаживался по саду и увидел повозку. На повозке был плакат, на котором полукругом было написано «Странствующая группа санкиртаны Бхактиведанты на бычьей повозке». Это была странствующая группа санкиртаны. Прабхупада стоял там, он наклонил голову и начал читать: «Странствующая группа санкиртаны Бхактиведанты на бычьей повозке».

Затем он сказал: «Джай!». Он подошёл к быкам, накормил их травой, похлопал их по щекам. Он сказал:

— Эти быки везут Гаура-Нитай на проповедь.Они отправятся обратно домой и назад к Богу. Им не придётся ещё раз рождаться.

01-24 Хридайананда Свами

Прабхупада был в Каракасе. Мы отчаянно пытались получить в типографии первый «Бхагаватам» на испанском, отпечатанный в Америке, чтобы показать его Прабхупаде, пока он ещё был там, в Аризоне. Далее у него был рейс из Каракаса в Маями. Было несколько проблем, и поэтому книга не была готова к сроку. Мы были очень расстроены, но в конце концов, В конце концов, после долгих переговоров с типографией, мы договорились о доставке первых экземпляров грузовым самолётом в Каракас. Они прибыли утром того дня, когда Прабхупада уже уезжал. Несколько наших лидеров пытались получить их как можно скорее на таможне в Венесуэле, но таможня в Южной Америке — это далеко не самая простая структура в мире для подобных вещей. Тем временем, Прабхупада был уже в аэропорту. и к моему величайшему сожалению, книгу не успели привезти. И Прабхупада уже прошёл в зону иммиграционного контроля. Когда Прабхупада ушёл, мы принесли наши поклоны, и именно в этот момент принесли книгу. Я был так вдохновлён, хотел показать ему первое издание «Бхагаватам» на испанском. Я бросился в аэропорт. В Южной Америке нельзя просто вот так войти, мимо пункта досмотра полиции, впрочем, как ни в одной другой стране. Но я был так вдохновлён, и Кришна устроил всё так, что я прошёл зону паспортного контроля, и никто не сказал мне ни слова, хотя я был с бритой головой и дандой. Я пробежал через несколько пунктов досмотра, где нужно показывать разные документы, и никто опять же ни слова мне не сказал. Я оказался непосредственно в зоне ожидания международных рейсов, предложил поклоны и сел рядом с Прабхупадой. Он сам пригласил меня сесть рядом с ним. Я протянул ему «Бхагаватам». Прабхупада был очень доволен. Он стал рассматривать книгу, чтобы убедиться, что всё авторитетно. Он спросил:

— Ты можешь перевести обратно с испанского на английский?

— Да, Прабхупада.

Он открыл введение и попросил меня прочитать по-английски. Я прочитал, и Прабхупада убедился, что всё было правильно и авторитетно. Прабхупада был очень доволен. Объявили посадку на его рейс. Он встал, держа в руке «Бхагаватам», и пошёл в самолёт, отправляющийся в Маями.

01-25 Атма Таттва дас

Я шёл, держа перед собой изображение Прабхупады. Это изображение, где Прабхупада с большой цветочной гирляндой. Махарадж был позади, там, где все танцевали. Наша повозка с быками подъехала к Майапурскому храму. Мы вошли в хол храма, и там воспевал Нава Йогендра Свами. Мы же вошли с Киртаном, который вёл Локанатх. Они встретились, и был большой киртан минут на 45. Уже было больше 11 часов. Но Махарадж сказал:

— Пойдёмте к Прабхупаде!

Мы начали карабкаться по ступенькам, а там стоял Хари Шаури вот в такой позе (разводит руки в стороны). Он сказал:

— Вы не можете сейчас увидеть Прабхупаду. Уже 11 часов. Не шумите и возвращайтесь обратно.

Прабхупад устал и плохо себя чувствует.

При этом он стоял в такой позе (с разведёнными руками). Мы выглядывали из-за него вот так (показывает). И Прабхупада вышел из ванной, направляясь в свою комнату. Он вот так открывал дверь ключом и повернул голову, увидел у нас:

— О, группа на бычьих повозках! Проходите, проходите!

Прабху по-прежнему стоял так, а мы уже ныряли ему под руки через него. А он по-прежнему стоял, пытаясь остановить нас, по крайней мере, хоть кого-нибудь, но в итоге все попали внутрь. Прабхупада сел, почесал вот так свой нос и сказал:

— Итак, Локанатх Свами, как у тебя дела?

Было видно, что он обретает силы. Выглядел он очень уставшим, но он становился всё сильнее. У него была колба с бурфи. Он открыл её и дал каждому по одной штуке. Он спросил:

— Где вы вчера ночевали?

Локанатх Свами сказал:

— Один из Гаудиа-матхов в Навадвипе потребовал плату в 2 рупии за каждого, чтобы мы могли переночевать в их алтарной перед божествами, где не было крыши. То есть они брали плату за ночлег под открытым небом. За каждого по 2 рупии. Прабхупада засмеялся и сказал:

— Но это ещё ничего. В матхах всё серьёзно. Раньше они этим шалаграмом кололи горькие орехи.

Он сказал:

— Это называется матх. Вот что происходит с брахманами.

И потом он стал расспрашивать нас, что происходило каждый день после того, как мы вышли из Аллахабада и вплоть до нашего прибытия в Майяпур. Он спрашивал: «Заходили ли вы в эту деревню? Встречались ли вы там с этим человеком?» Он спросил:« Посетили ли мы Фатипур? Вы видели там Гаура-Нитай Бхаван, эти прекрасные божества? Вы заходили туда?»

И затем он перечислил всё то, что ещё было свежо в нашей памяти. И он спросил:

— Вы знаете, откуда я знаю все эти места? Потому что я сам ходил там повсюду проповедуя. Я останавливался в Гаура-Нитай Бхаване.

Он продолжал спрашивать, ходили ли мы в разные места. Затем он спросил:

— Как вы прошли Бихар, как вы прошли Бенгалию? Вы были в Бхардване?

Локанатх Свами ответил:

— Да, мы приехали на грузовике, разгрузились в Бхардване и пошли оттуда.

Подобным образом он разговаривал с нами очень долго. Скорее всего, наша беседа продолжалась больше часа. Затем он сказал:

— Сейчас вы приехали в Майяпур, и теперь вам нужно отправиться в Пури.

Это было последнее, что он нам сказал.

01-26 Хридайананда Свами

Было много историй. Одна из них о том, как у нас появился первый баг в этом на португальском. И опять же, мы очень хотели показать его в Прабхупаде. Я взял билет из Сан-Паула до Лос-Анджелеса с пересадкой в Лима, Перу. Аэропорт был очень странным местом. Каждый раз, когда мы отправлялись туда, водитель сбивался с пути, и в тот раз он также заблудился. Когда мы наконец приехали в аэропорт, посадка на мой рейс уже закончилась. Мы были очень решительно настроены показать «Бхагаватам» Прабхупаде, но нам сказали: «Простите, но посадка закончена». С нами был Махавира. Он тоже был на взводе. Он выхватил у девушки со стойкой рацию и стал разговаривать по рации с экипажем этого рейса, приказывая им задержать вылет. И они задержали рейс. Тогда они сказали: «Вы должны поторопиться». И мы побежали. Мы так опаздывали, что даже не успели получить билет. Махавира получил билет уже, когда я сел в самолёт. В итоге, свой билет я получил только в Лима, Перу.

По прибытию в Лос-Анджелес мы встретились с Прабхупадой. Он приехал на следующее утро, сел на вьясасану и начал говорить. Я так сильно хотел показать ему «Бхагаватам», потому что знал, что он очень доволен, когда мы издаём его книги. Когда он вставал с вьясасаны, Я уже не мог ждать, пока он вернётся к себе в комнату. Я передал ему «Бхагаватам» прямо там. Когда мы все же поднялись к нему в комнату, он посмотрел на меня и сказал:

— Это самое важное твоё служение – печатать и распространять книги.

Когда он произнёс эти слова, я почувствовал всем своим сердцем, что это очень важный для меня момент. Всегда можно было удовлетворить Прабхупаду таким образом. Я помню, когда я был в Джи-Би-Си по всей Латинской Америке, у нас, конечно же, было много самых разнообразных проектов. Но каждый раз, когда я приходил к Прабхупаде, он спрашивал: «Ну, и как дела с санкиртаной? Сколько книг распространили?» Он задавал именно этот вопрос.